Психология здоровья

Влияние стресса на сознание и общее состояние организма

В психологии еще нет четкого ответа на вопрос: что вызывает психологические нарушения. Но выявлены основные факторы, оказывающее негативное влияние на психику. В первую очередь это — регулярный стресс.

Под стрессом понимают сильное воздействие внешних факторов на психику, приводящее к нарушению нормального функционирования человека. Стресс не обязательно приводит к заболеванию, но всегда является отягчающим обстоятельством. Сильная эмоциональная перегрузка влияет на способность адекватно оценивать действительность. Находясь в состоянии регулярного стресса, человек быстро утомляется, становится рассеянным, раздражительным, вспыльчивым или, наоборот, апатичным. Его жизненный тонус резко снижается.

Физическое состояние, находясь в тесной связке с психическим, ухудшается. Появляются регулярные головные боли, проблемы с ЖКТ, сердечно-сосудистой системой. При этом обследование может показывать нормальные результаты анализов, и никто, кроме психотерапевта или психиатра, не сможет поставить верный диагноз.

Психическое здоровье детей и подростков

Дети, а особенно подростки характеризуются неустойчивой психикой и наличием акцентуаций характера. В зависимости от типа акцентуации, у детей и подростков могут возникать различные проблемы с психическим здоровьем. Например, при шизоидном типе часто проявляется чрезмерная замкнутость и помешательства на чем-либо, при циклоидном – постоянное движение по кругу эмоций от эйфории до апатии и обратно, при истероидном – чрезмерная потребность во внимании со стороны окружающих. С взрослением и получением жизненного опыта углы характера чаще всего сглаживаются, но при неблагополучной ситуации, например, эмоциональном насилии в семье или из-за серьезных травматичных для психики потрясений, может возникнуть психическое заболевание.

К признакам снижения психического здоровья у подростков можно отнести чрезмерную замкнутость, агрессивность, плаксивость, раздражительность, склонность к девиантному поведению или правонарушениям, наличие разного рода зависимостей.

Что такое психологическое здоровье?

Психологическое здоровье – это душевное и личностное здоровье при нормальном
функционировании всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности.

Психологическое здоровье относится к когнитивному, поведенческому и эмоциональному благополучию.

Не существует какой-то нормы определения психологического здоровья. Скорее норма выражается в способности человека преодолевать некоторые трудности и приспосабливаться к обстоятельствам, благодаря личностным характеристикам.

Исследователи всё ещё спорят о том, является ли психологическое здоровье единым фактором, или же страдание и благополучие на самом деле являются двумя отдельными проблемами.

Хотя спор продолжается, вердикт ясен: общее благополучие не означает просто, что вы свободны от тревоги и депрессии. Оно включает в себя нечто большее. Но в целом, можно сказать, что страдание и благополучие – две стороны одной медали. Обычно люди либо счастливы, либо нет.

Психологическое здоровье и благополучие также не следует путать с вопросом о том, страдаете ли вы психическими расстройствами. Исследование самочувствия связано с чувствами нормальных людей или испытуемых из общей популяции. Другими словами, если вы чувствуете себя подавленным, это не обязательно означает, что вы психически больны.

Обычная жизнь часто преподносит человеку чрезвычайные испытания, сложности, неудачи и трудности. Психологическое здоровье свидетельствует о том, как вы справляетесь с жизненными ситуациями, как реагируете и находите ли вы жизнь интересной и приятной.

Хорошее психологическое здоровье предполагает нормальную эмоциональную, поведенческую и социальную зрелость человека.

Эмоциональное здоровье влияет на наши чувства. Поведенческое здоровье характеризует то, как мы действуем в различных жизненных ситуациях. И наконец, социальное здоровье включает в себя наше взаимодействие с другими людьми.

Позитивное мышление

В любой ситуации можно найти положительные моменты. Умение находить позитив и отношение к
неудачам как к жизненному опыту, помогут находить новые возможности для улучшения жизни.

Как начать позитивно мыслить:

  1. Избегайте плохих людей. Надо научиться прерывать общение с теми, кто
    доставляет дискомфорт.
  2. Все, что есть — все к лучшему. Это изречение должно стать именно той
    точкой, с которой Вы оцениваете все события в своей жизни.
  3. Улыбка. Даже есть нет причины, она все равно улучшит настроение.
  4. Находите время для маленьких радостей, они наполняют жизнь позитивом.
  5. Разбивайте задачу на маленькие цели. Это позволит постепенно и без
    лишних переживаний сделать большое дело.
  6. Не пугайтесь неудач. Неудачи — это просто показатель того, что что-то
    сделано не так. Надо это учесть и двигаться дальше.
  7. Не останавливайтесь. Жизнь — это постоянно движение. Только прдвигаясь
    вперед, через успехи и неудачи, мы можем чего-то достичь.

Ребенок в ДОУ

Каждый кроха обладает с рождения персональным набором врождённых характеристик: определёнными задатками, типом нервной системы, особенностями поведенческих паттернов и частично характером собственных родителей. Считается, что психологическое формирование малыша обусловлено во многом его генотипом. Однако большинство психологов придерживается воззрения, что большей частью на развитие воздействуют средовые факторы и воспитание, чем врождённые черты.

Определяющим аспектом психического созревания считается социальный опыт, закреплённый в предметной форме и знаковой системе. Он приобретается. Психическое формирование проистекает по образцу, принятому в данном социуме, и обуславливается видом деятельности, типичным уровнем развитости такого общества.

Дошкольный период очень значим в формировании рассматриваемого аспекта. Ведь именно на данном этапе происходит созревание психики, закладывание основ нравственности и поведенческих паттернов. Работникам дошкольных организаций следует стараться постоянно психологически поддерживать каждого кроху. Сегодня отмечается резкая нехватка материальных ресурсов и духовного резерва, необходимых для социализации малышей и их адекватного развития. Поэтому неудивительно, что приблизительно у 50% малышей отмечаются психические отклонения: отсутствие усидчивости или концентрации внимания, гиперактивность либо расторможенность поведения. Поэтому дети нуждаются в ощущении поддержки со стороны воспитателей.

Укрепление психологического здоровья детей включает несколько структурных составляющих:

– позитивную эмоциональную атмосферу развития, включённую в любые вариации деятельности;

– развитие когнитивных функций;

– формирование личности малыша, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера.

Индивидуализация процесса обучения малышей должна базироваться на учете их индивидуально-типологических характеристик, а именно – типа темперамента, обусловленного генетическими спецификами личности.

Воспитателю в процессе взаимодействия с малышами необходимо опираться на нижеприведенные показатели:

– уровень знаний и навыков (действенность, осознанность);

– характер переключения познавательных процессов (стереотипность ума, гибкость интеллекта, быстрота либо вялость нахождения взаимосвязей, наличие либо отсутствие личного отношения к постигаемому материалу);

– работоспособность (умение действовать продолжительное время, уровень интенсивности деятельности, утомляемость, отвлечение внимания);

– степень самостоятельности;

– уровень активности;

– отношение к учебной деятельности;

– характер когнитивных интересов;

– степень волевого созревания.

На занятиях наставнику необходимо стараться избегать воздействия на малышей отрицательных факторов. Так, например, слабослышащих малышей следует разместить ближе к воспитателю.

Ниже приведены рекомендации работникам дошкольных организаций по предупреждению развития психологических отклонений в созревании ребенка:

– выказывание искреннего интереса к состоянию малышей, их личности, настроению;

– создание в группе комфортного, спокойного микроклимата, жизнерадостной и творческой атмосферы;

– демонстрация собственными действиями уважительное отношение к взрослым лицам и детям;

– организация быта малышей и их жизнедеятельности, таким образом, дабы у них рос запас положительного опыта добрых чувств;

– учёт возрастных особенностей, интересов малышей при подготовке и при проведении занятий;

– создание условий для выработки у детей доверия и привязанности к взрослым лицам, положительных контактов с ровесниками;

– обучение воспитанников осознанию собственных эмоциональных настроев, чувствованию окружающих людей;

– использование похвалы в ходе взаимодействия чаще, нежели порицание;

– создание условий для оптимальной доверительной синергии с родителями;

– формирование навыка проводить параллель между поведением, событиями, самочувствием и настроением людей.

Основные факторы

Мы рассмотрели, что такое психологическое здоровье. Однако мало знать только лишь определение термина. В практической деятельности полезно также обладать сведениями и о том, от чего зависит такое состояние. В науке выделяют несколько факторов психологического благополучия человека. Условно их делят на две категории: это факторы среды и субъективные особенности. К примеру, под первым понятием для детей подразумевается обстановка в семье и в детском учреждении. Под субъективными факторами понимаются личностные особенности человека, которые были сформированы в процессе его взаимодействия с миром начиная с самых ранних лет.

Некоторые ученые разделяют факторы эмоционального благополучия на следующие категории:

  • Генетические.
  • Социальные.
  • Экономические.
  • Внутренние (эмоциональные).

Основные критерии

ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.

  1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

    Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.

    Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.

  2. Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.

    И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.

    А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.

  3. Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.

    Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.

    Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.

    Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.

  4. Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.

    От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.

    К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.

  5. Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.

    Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.

    Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.

  6. Способность планировать свою деятельность на протяжении жизни и реализовывать эти планы. Когда у человека отсутствует способность к планированию, он не в состоянии управлять своей жизнью. Также, такие люди очень поддаются внушению, ими легко командовать.
  7. Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации. Иными словами, если у индивида мать ассоциируется с плохим образом женщины, и он привык грубо с ней обращаться, то он будет использовать такой «шаблон» поведения по отношению ко всем остальным женщинам, с которыми общается.

    Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.

Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:

  • доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
  • дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
  • неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.

Уровни психологического здоровья

И.В. Дубровина, сформулировавшая понятие психологического здоровья, выделяет три его уровня:

  1. Низкий. Это уровень, свойственный дезадаптивным личностям, которые имеют проблемы с приспособлением к социальной среде, их окружающей. При этом одни из таких людей стремятся включиться в общество путем пренебрежения собственными интересами, а другие пытаются подстроить всех окружающих под свои интересы, невзирая на их желания и мировоззрение.
  2. Средний. Это люди с неплохой адаптацией к обществу. У них есть определенные навыки общения и выстраивания отношений. При этом имеют повышенную тревожность, связанную с нахождением в социуме.
  3. Высокий. К этому уровню относятся люди с устойчивой адаптацией к социуму, с запасом ресурсов для адекватного восприятия и переживания стрессовых ситуаций, наличием позиции созидателя и творческого отношения к выполняемой деятельности.

Уровни психологического здоровья у детей

Поскольку душевное благополучие предполагает наличие равновесия между личностью и окружающей средой, то в качестве главного критерия в психологии здесь выступает адаптация ребенка в обществе. Ученые выделяют несколько уровней эмоционального благополучия:

  • Креативный. Ребенок легко адаптируется в любой среде. У него есть ресурсы для преодоления трудных ситуаций, он полон активности.
  • Адаптивный. В целом малыш хорошо адаптирован в обществе, однако иногда проявляются отдельные моменты дезадаптации.
  • Ассимилятивно-аккомодативный. Дети этого уровня не способны строить гармоничные отношения с миром, или же их поведение зависит от внешних факторов.

Психосоматика: группы риска

В своей работе, обобщающей данные различных исследований, В. И. Гарбузов группирует черты характера, которые могут предопределять психосоматические болезни. По мнению исследователя, болезнь может угрожать следующим категориям людей:

  • Слишком решительным и активным, постоянно склонным брать на себя большую ответственность.
  • Долго и напряженно работающим, отличающимся обостренным чувством долга.
  • Слишком добросовестным, болезненно реагирующим на чужие оценки.
  • Тем, кто предрасположен постоянно концентрироваться на негативных переживаниях.
  • Сдержанным, контролирующим свои эмоции вплоть до их полнейшего подавления.
  • Тем, кто не умеет приспосабливаться к меняющимся жизненным условиям.
  • Ранимым, тревожным людям, которые слишком сильно реагируют на чужую агрессию.
  • Неспособным выражать свои эмоции и переживания.

Характеристики психологического здоровья (основные черты здоровой личности).

1.
критичность и саморазвитие.

2.
Адекватность общего уровня активизации
нервно — психологического напряжения.

3.
способность контролировать и владеть
своими мыслями, чувствами, действиями
в соответствии с ситуацией.

4.
коммуникация, эффективные способы
нахождения эффективного языка.

5.
способность к достижению и поддержки
необходимого уровня IQ работоспособности.

6.
Чувство юмора.

Свобода
от зависимостей.

Способность
принимать себя, самоактуализация.

Способность
сохранять оптимальный настрой.

Способность
к истинному проявлению оптимизма.

Черты
психически здоровой личности

1.
Более
адекватное восприятие действительности,
свободное

от влияния актуальных потребностей,
стереотипов и предрассудков, интерес
к неизведанному. В самоактуализации
человек, достигший удовлетворения
основных потребностей, гораздо менее
зависим и скован, более автономен и сам
определяет направление своего движения.

2.
Принятие
себя и других такими,

какие они есть, отсутствие искусственных,
защитных форм поведения и неприятие
такого поведения со стороны других.

3.
Спонтанность
проявлений, простота и естественность.

Такие люди соблюдают установившиеся
ритуалы, традиции и церемонии, но
относятся к ним с должным юмором. Это
не автоматический, а сознательный
конформизм лишь на уровне внешнего
поведения.

4.
Деловая
направленность.

Такие люди заняты обычно не собой, а
своей жизненной задачей или миссией.
Обычно они соотносят свою деятельность
с универсальными ценностями и склонны
рассматривать её под углом зрения
вечности, а не текущего момента. Поэтому
все они в какой-то степени философы.

5.
Они
нередко склонны к одиночеству

и для них характерна позиция отстранённости
по отношению ко многим событиям
собственной жизни. Это помогает им
относительно спокойно переносить
неприятности и быть менее подверженными
воздействиям извне. Самоактуализируующимся
людям характерно пребывание наедине
собой, в раздумьях.

6.
Автономия
и независимость от окружения
;
устойчивость под воздействием
фрустрирующих факторов. Такие люди
гораздо более самостоятельны и
самодостаточны.

7.
Большая
свежесть восприятия;

нахождение каждый раз нового в уже
известном. Богатство эмоциональных
реакций.

8.
Предельные
переживания, характеризующиеся ощущением
исчезновения собственного «Я».

Такие люди чаще испытывают пики
переживания, что высвобождает творческие
способности, индивидуальность индивида,
что присуще мотивации развития.

9.
Чувство
общности с человечеством в целом
.

10.
Дружба
с другими самоактуализирующимися
людьми
:
узкий круг людей, отношения с которыми
весьма глубокие. Отсутствие проявления
враждебности в межличностных отношениях.

11.
Демократичность в отношениях. Готовность
учиться у других. Уважение к другим
людям.

12.
Устойчивые
внутренние моральные нормы.
Самоактуализирующиеся
люди ведут себя нравственно, они остро
чувствуют добро и зло; они ориентированы
на цели, а средства всегда подчиняют
этим целям.

13.
«Философское»
чувство юмора.

Они относятся с юмором к жизни в целом
и к самим себе, но никогда не считают
смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14.
Креативность,
не зависящая от того,

чем человек занимается, и проявляющаяся
во всех действиях самоактуализирующейся
личности.

15.
Более
выраженная автономность и противостояние

к приобщению к какой-либо культуре. Они
не принимают безоговорочно ту культуру,
к которой они принадлежат. Они не
конформны, но и не склонны к бездумному
бунтарству. Они достаточно критично
относятся к своей культуре, выбирая из
неё хорошее и отвергая плохое. Они не
идентифицируются со всей культурой,
ощущая себя в большей степени
представителями человечества в целом,
чем представителями своей страны.
Поэтому они нередко оказываются в
изоляции в той культурной среде, которую
они не желают принять».

Факторы психического здоровья

При оценке психического здоровья необходимо учитывать, в каких условиях находится человек и что его окружает.

Так, одним из главных факторов, влияющих на психическое здоровье человека можно назвать благоприятную социально-экономическую обстановку в месте, где он проживает. Если индивид чувствует себя в безопасности, у него достаточно средств на проживание и он относительно свободен в своей жизни и деятельности, то и его состояние психики, скорее всего, около нормы.

Другой фактор – высокий уровень интеллекта. Здесь психическое здоровье рассматривается как фактор эффективной деятельности. Человек должен понимать причины и следствия разных событий, уметь делать прогнозы происходящего в зависимости от ситуации, обдумывать решения и анализировать результаты.

Уровень воспитания – также значительный фактор. Чем больше социальных правил человек усвоил в детстве, тем устойчивее будет его психика.

Индивидуально-личностные особенности определяются скоростью передачи импульсов по нервным волокнам и детерминируют поведение человека в стрессовых ситуациях.

Регулярные занятия6

Каждое воскресенье с 10:00 на канале телеграм

Бесплатный семидневный ознакомительный онлайн-курс «Рэйки для продвинутых. Мифы и реальность»

Узнать подробности

7 дней
Москва

Эзотерическая школа Алёны Рэй
Алёна Рэй

2 раза в месяц по средам с 19:30

Терапевтическая Группа «Ароматная Жизнь»

 
Скидка 50Р

от 1,5 до 2,5 часов
Москва

Ольга Николаевна Заводилина

Среда c 19:00 до 22:00

Клуб телесной поддержки «Моё тело — мой ресурс»

 
Подать заявку

3 часа
Москва

Клуб телесной поддержки «Моё тело — мой ресурс»

Понедельник с 19:00 до 20:00

Занятие «Йога-нидра с хрустальными поющими чашами»

 
Подать заявку

1 час
Москва

Елена Николаевна Григорьева

Четверг с 19:00 до 21:00

Мастер-класс «Освобождение от негативных программ, болезненных установок и блоков»

 
Скидка 100Р

2 часа
Москва

Ирина Бышевская

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс – это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы.

Стресс иногда считают полезным, ведь он активизирует мозговую деятельность, стимулирует к успеху, делает человека психически более устойчивым . Кроме того, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. 

Но несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не давать ему истощать вас. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» – справиться, выдержать, совладать)

Копинг-стратегия – это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомиться с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Он был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года – опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist – WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует соблюдать несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

Для прохождения теста нажмите «Далее».

Cтатистика На весь экран

А теперь рассмотрим еще несколько важных вопросов.

Методы укрепления внутреннего равновесия

Рассмотрим несколько способов укрепления психологического здоровья посредством влияния на эмоциональную сферу.

Сохранить и укрепить свое душевное благополучие можно даже в самых сложных обстоятельствах. Для этого необходимо отказаться от бесконечной череды самообвинений, продумать возможные пути решения проблемы и начать действовать. В сложных ситуациях те люди, которых можно назвать психологически здоровыми, берут на свои плечи ответственность за ситуацию и отыскивают решения проблем. Инфантильные и незрелые люди погружаются в самообвинения и переживания, тем самым ухудшая свое физическое здоровье и эмоциональное состояние.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.