Психические травмы: как их объясняет и излечивает доказательная психотерапия. ликбез «ножа»

Недоучка

Два года заочного обучения в частном институте (читайте — покупка диплома), 120 часов практических курсов когнитивно-поведенческой терапии, 60 часов нейролингвистического программирования. Некоторые популярные в инстаграме психологи даже не стесняются публиковать подобные неубедительные послужные списки!

Но специфика этой профессии в том, что и 4–6 лет обучения в хорошем вузе недостаточно, чтобы стать профессионалом. В университетах преподают в основном теорию, а освоение техник консультирования потребует еще от одного года до трех лет обучения на практических курсах — а также серьезных финансовых вложений. Более того, когда образование закончено, психолог/психотерапевт должен регулярно проходить платную супервизию — профессиональный разбор сложных кейсов с более опытным специалистом.

В странах, где требования к профессии уже устоялись, планка очень высока. К примеру, в Великобритании, чтобы зарегистрироваться как практикующий психолог или психотерапевт, требуется закончить бакалавриат, пройти специализацию в магистратуре и иметь не менее года практики (часто это бесплатный труд).

В реальной жизни рынок психологического образования быстро подстраивается под высокий, но невзыскательный спрос: многие частные и государственные институты предлагают людям с любым бэкграундом освоить профессию всего за 1–2 года — причем заочно. Это могут быть частные практические курсы или программы профессиональной переквалификации. На различных психологических курсах я встречала актеров, бухгалтеров и даже гадалок на картах Таро. Некоторые из этих энергичных «специалистов» начинали набирать клиентов сразу после первого курса, и это им удавалось!

Добавляют хаоса и пробелы в российском законодательстве. Например, не существует стандарта профессии психолога-консультанта (он принят пока только для педагога-психолога и психолога в социальной сфере). Нет с точки зрения закона и такой профессии, как неклинический психотерапевт (то есть терапевт, который работает со здоровыми людьми, тот, кого мы обычно и называем «мой психотерапевт говорит»).

Как устроена наша психика

Вначале коротко расскажу, как устроена наша психика.

Каждый день своей жизни мы сталкиваемся с разными событиями – приятными и неприятными. От яркого солнца в окне или прокисшего молока в холодильнике до гриппующего супруга или рассерженного начальника.

Наша психика откликается на эти события тремя разными способами.

Самый простой и здоровый способ – это адекватное ситуации выражение чувств. Мы радуемся солнцу, расстраиваемся, что прокисло молоко, сочувствуем супругу, боимся начальника или злимся на него. Да, все это случилось с нами, но это не катастрофа, мы увидим, что случилось, испытаем то или иное чувство и пойдем дальше.

Второй способ – это действия. Например, мы обнаруживаем, что молоко прокисло, и понимаем, что любимого кофе сегодня не будет. И в этот конкретный момент – по какой-то нам самим не вполне понятной причине – отсутствие молока кажется огромной трагедией. Толком не осознав, что с нами происходит, мы хватаем несчастный пакет и выбрасываем его из окна. Или выливаем на голову супругу, который не закрыл как следует бутылку. Или выбегаем из квартиры в разобранных чувствах и с ощущением, что весь мир против нас.

Я думаю, со всеми случались такие истории. Вроде повод мелочный, а реакция такая, как будто мы встретились лицом к лицу с опасным хищником, и надо его атаковать или хотя бы убежать как можно дальше.

Третий способ – это анестезия. В этом случае нас тоже захлестывает аффектом, но в отличие от предыдущего варианта этот аффект не находит выхода через агрессию или бегство, а остается внутри нас. Мы просто стоим перед холодильником с этой бутылкой скисшего молока и понимаем, что все бесполезно и хочется выйти в окошко.

То есть агрессия в этом случае направлена не на внешние объекты, а на нас самих – на нашу психику и наше тело. Повторяющиеся цепочки реакций третьего типа на разные жизненные события и есть почва для развития психосоматических заболеваний.

Решение пойти к психотерапевту, диагноз и лечение

Как вы поняли, что что-то не так, и нужно обратиться к психотерапевту? Была ли какая-то «точка невозврата»?

Я пришла к терапевту по совету близкого друга, который сам был в терапии очень много лет. Совет был прекрасным: к этому моменту меня уже давно консультировал психиатр и я получала медикаментозное лечение, но ясно было, что этого недостаточно. Этот друг помог мне понять, что есть вещи, которые не снимаются таблетками. С тех пор в совокупности я в терапии уже больше восемнадцати лет. 

Получается, может быть недостаточно просто пройти курс терапии, решить проблему и закрыть эту тему. Для вас это пожизненная история?

Я не имею ни малейшего права на такие категоричные заявления, я могу только поделиться тем, что знаю из разговоров с близкими. Мой личный опыт показывает, что абсолютно все люди разные. Я знаю людей, которые проходили курс и больше не возвращались в терапию. Я знаю людей, которые, как и я, живут с терапией очень много лет. Но я, например, делаю перерывы, а кто-то не делает. А кто-то решает свою проблему и через несколько лет возвращается с другой. У всех свои варианты. 

За все это время вы меняли специалистов или ходили к одному и тому же?

Я ходила к трем психотерапевтам за это время. С одним из них мы работали недолго, с другим я провела восемь лет и сейчас хожу к третьему. Но я меняла специалистов не потому, что они меня не устраивали. В первый раз было чувство, что проработаны текущие проблемы, и терапия постепенно сошла на нет. В следующий раз я решила, что пора возобновлять терапию, спустя много лет, и за эти годы с удовольствием рекомендовала своего замечательного терапевта многим близким людям, так что сама вернуться к нему уже не могла. Сейчас со мной работает прекрасный специалист, и я очень ему благодарна. 

Это был самый главный инсайт за годы терапии?

Конечно, инсайтов было много, и это очень личные вещи

Но важно сказать, что для меня терапия — это не погоня за инсайтами. Есть, наверное, люди, которые воспринимают это так: не было инсайта — сессия прошла напрасно

Для меня главная цель — сохранять нормальное качество жизни. 

Как думаете, в каком состоянии вы были бы сейчас, если бы не ходили к психотерапевту и психиатру?

Я думаю, меня бы уже просто не было. 

«Уже пробовал,мне не помогло!»

Переживание, которое можно описать словами «меня не понимают», очень тяжёлое. Это смесь одиночества, отвержения, часто раздражения («Я же пытаюсь тебе объяснить!») и нередко — чувства своей якобы неполноценности. Особенно сложно испытывать эти чувства с человеком, чья работа заключается в том, чтобы понять вас и разделить груз ваших сложностей. Поэтому ситуация, когда у клиента уже был негативный опыт терапии, действительно может стать препятствием к следующей попытке.

Почему так могло случиться? Возможно, вам действительно попался «не ваш» специалист. Возможно, он нарушал границы и вёл себя не вполне профессионально — но случается, и что методы ведения сессии и человеческие качества психолога просто не подходят. В этом терапия ничем не отличается от других отношений: контакт может не наладиться. Бывает и так, что людям, которые сталкивались с пренебрежением к их чувствам, сложно раскрыться перед новым человеком. И недопонимание приводит к тому, что человек решает прекратить терапию, а не попытаться объясниться и что-то изменить. Вполне вероятно, что верны обе причины: вы чувствительны к неосторожным словам или к ситуациям, когда вас неправильно понимают — а специалист, которого вы выбрали, по какой-то причине не сумел это вовремя распознать или обойтись с этим правильно.

Если так случилось, но вы продолжаете иногда задумываться, что психолог вам бы не помешал — возможно, стоит поискать другого специалиста. Можно попробовать и сменить сам способ: например, если вы ходили по рекомендации, в этот раз поискать самостоятельно в интернете, ориентируясь на то, что о себе сообщает человек, его резюме или какие-то ещё важные для вас критерии. Или, наоборот, если в прошлый раз вы выбирали сами — спросить совета людей, которым вы доверяете. Близких друзей не рекомендуется брать в терапию к одному психологу, поэтому попробуйте поискать контакты психологов, к которым ходят знакомые знакомых

Можно учесть негативный опыт — попробовать сформулировать, что вам не подошло, и написать двум-трём специалистам, сформулировав это пожелание: «Мне нужен бережный специалист, который серьёзно бы относился к моим переживаниям» или «Мне важно, чтобы на меня не давили»

ФОТОГРАФИИ: guguart — stock.adobe.com (1, 2) 

Кому нужна психотерапия артами?

Данный вид терапии имеет большой потенциал и подходит широкому кругу лиц. В большинстве случаев она применяется в качестве клинической психотерапии в различных медицинских учреждениях. Полезна для людей с творческими наклонностями, старикам и детям с тяжелыми соматическими заболеваниями, такими как:

  • задержка речевого и психического развития;
  • гиперактивность;
  • аутизм.

Данная методика может быть также использована как отдельная ветвь детской психотерапии. Дело в том, что маленькие пациенты, нуждающиеся в помощи психолога, не всегда бывают открыты перед специалистом из-за различных фобий. В этом случае рисунок позволит понять, что лежит у маленького пациента на душе, какие страхи его одолевают и как правильно с ними бороться.

Также арт-терапия поможет в творческом развитии и абсолютно здоровым людям. Данная методика позволяет справляться со стрессом, скорректировать фобии и неврозы. Если вы хотите укрепить взаимоотношения со своими детьми, то нет ничего лучше, чем нарисовать совместный арт и обсудить во время этого процесса все проблемы.

Распространённые причины проявления разнообразных психологических расстройств и синдромов

Жизнь современного человека полна ежедневных стрессов, негативных факторов и явлений, проверяющих психику на прочность и устойчивость. Обычно психотерапевты отмечают, что их клиенты приходят к ним за помощью и консультацией, пережив серьёзную эмоциональную встряску, неприятные или гнетущие события, например:

  1. Потерю: не только уже свершившиеся, но потенциально возможные, предполагаемые в будущем потери могут довести человека до необходимости получения медицинской помощи. Под потерями в данном случае понимают утрату близкого человека в результате смерти, развода, разлуки; потерю собственного здоровья или благополучия из-за травм, катастроф или несчастных случаев; потерю работы, дома, материальных ценностей. Не всегда человек самостоятельно способен оценить реальное значение конкретной утраты для себя самого, поэтому он не всегда в состоянии связать текущие тревожные симптомы с уже пережитыми. Задачей психотерапевта как раз является определение влияния потери на жизнь человека, и помощь в адаптивном переживании этого события.
  2. Неудачу: вся жизнь – процесс, который всё время находится в движении, до самой смерти. На этом пути, безусловно, у человека сменяются циклы надежд, ожиданий, задач, требований и результатов. В случаях, когда ожидания, связанные с конкретным жизненным периодом, не осуществились или не подтвердились, это может становиться причиной расстройств и недомоганий психологического характера. Такие эмоции могут быть связаны с преклонным возрастом, нехваткой материальных ресурсов, семейным положением, и другими факторами.
  3. Межличностные конфликты: конфликтные ситуации в семье, на работе, между друзьями, коллегами, начальником и подчинённым, нередко провоцируют появление тревожных состояний, и толкают человека к посещению психотерапевта.
  4. Неприятные симптомы и расстройства личности: это может быть тревога, депрессия, страх, переедание, психосоматические боли, сексуальная дисфункция. Человек может десятки лет жить с непреходящим ощущением тревоги или страха, и в таком случае ему понадобится длительный курс психотерапии, чтобы избавиться от гнетущих чувств и эмоций.
  5. Злоупотребление алкоголем, наркотиками, никотином: посещение психотерапевта или групповой психотерапии помогает человеку побороть зависимость, с которой он не в силах справиться самостоятельно.

Упражнения

В психодраме есть домашние задания. Их дают родителям, чтобы те выполнили упражнения вместе с детьми и подростками, или сразу всем членам семьи.

Примеры упражнений:

«Пустой (или высокий) стул»

Для повышения низкой самооценки. Задание: главный герой (проблемная личность) в течение часа при активном общении с другими членами группы находится на возвышении, чтобы ощущать себя НАД всеми остальными.

«Идеальный не-Я»

Для разрешения конфликтной ситуации. Задание: один из членов группы должен сыграть не себя, а того, с кем он противоборствует, показывая его таким, каким бы хотел видеть. Второй смотрит и анализирует результат, принимая решение: может он таким образом измениться, чтобы исчерпать конфликт, или нет.

«Чудесная лавочка»

Рекомендуется для подростков (хотя для взрослых тоже полезно) для осознания своих истинных ценностей. Главный герой (проблемная личность) покупает в волшебном магазинчике всё, что ему нужно для счастья: мужество, любовь, карьеру. Но при этом должен чем-то заплатить (здоровьем, совестью, честью, отношениями).

«Один на один»

Упражнение для больших групп. Подойдёт для работы с детьми в саду или школе, а также для устранения конфликтных ситуаций в рабочих коллективах. Участники делятся на два круга — внешний и внутренний (в каждом одинаковое количество человек). Они движутся в разных направлениях. По сигналу психодраматерапевта останавливаются и разворачиваются лицом друг к другу. Те, кто оказался напротив друг друга, разыгрывают между собой определённую сцену (одинакова для всех). Например, пассажира и контролёра, продавца и покупателя, хозяина и собаки, мужа и жены. Затем все делятся впечатлениями.

Люди обычно охотно идут на психодраму, так как она позволяет им открыто высказаться и продемонстрировать себя в социуме (группе). Они получают оценку собственной личности не только со стороны психотерапевта, но и других людей.

: Поведенческая терапия

https://youtube.com/watch?v=j-WpDQkBwec%27

,Современные новости кишат сообщениями о подростковых суицидах, религиозных самоубийствах, актах самосожжения, террористах-смертниках. Это стало,Люди веками пытались понять взаимосвязь между телесной оболочкой человека и его душевным состоянием. То,Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного,Она предлагает лечить серьёзные заболевания такими необычными методами, как общение с лошадьми (иппотерапия), игра

Гештальттерапия

Гештальт терапия базируется на общих методических принципах. Специалисты при работе используют термины, которые помогают в раскрытии чувств и эмоций пациента. Техник множество, но все они могут быть смело разделены на две группы:

  • Техника диалога. При работе ведется диалог между пациентом и терапевтом. При этом специалист использует примеры из свой личной жизни, пытается разъяснить некоторые моменты и сгладить острые углы в понимании.
  • Проективная техника. Работа ведется с образами восприятия, сновидениями клиента. Терапевт при этом активно его поддерживает при помощи жестов, киваний и иных манипуляций. Все это позволяет раскрепоститься и понять свои эмоции в более объемной форме.

Стервозная штучка / «умный» циник

Среди известных в сети психологов популярен образ эдакого «доктора Хауса»: самоуверенные, даже нахальные, они не заигрывают с аудиторией, а как будто снисходят до нее. На любые попытки спорить высокомерно сыпят терминами и диагнозами: «вы патологически зависимы от родителей», «вы так и не переросли свой Эдипов комплекс», «вас на самом деле устраивает муж-абьюзер из-за вторичных выгод». Особенно эти умники любят говорить о вторичных выгодах, существование которых практически невозможно ни доказать, ни опровергнуть: согласно психоаналитической теории, это неосознаваемые преимущества, которые пациентам дают их симптомы, из-за чего они саботируют терапию.

С годами такие персонажи собирают вокруг себя небольшой, но активный кружок фанатов, которые восторгаются каждым их словом, и постепенно теряют связь с реальностью.

Психология как наука пока находится на той стадии развития, когда никто ничего не знает точно: что движет личностью, что нарушает ее развитие и как это исправить — ответы на эти базовые вопросы пока имеют статус гипотез и теорий, которые еще не раз будут уточнены или опровергнуты.

Чтобы помочь человеку, нужны более тонкие инструменты: эмпатия, способность поддержать, взглянуть на мир глазами другого. Термины и ярлыки никак не помогут клиенту справиться с его проблемой. Хороший специалист умеет объяснить сложную теорию доступно, и при этом так, чтобы информация не вызвала отторжения. Более того, многие знаменитые психологи (среди них — Зигмунд Фрейд и Нэнси Мак-Вильямс) считали, что им помогает в работе как раз неуверенность, то есть склонность сомневаться в своих выводах и перепроверять их.

Какими бывают психические травмы

Мы так часто употребляем теперь слово «травма», что сами уже не всегда понимаем, что оно значит.

Это могут быть конкретные единичные события, например неожиданная смерть близкого человека, автомобильные аварии, стихийные бедствия и техногенные катастрофы, военные действия, угрожающие жизни болезни, физическое и сексуальное насилие. Иногда разовые шоковые травмы называют еще Травмой с большой буквы. При стечении некоторых обстоятельств у людей после таких событий может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Чтобы психиатр поставил такой диагноз, симптомы должны соответствовать критериям Международной классификации болезней (сейчас используется 10-е издание МКБ, но ведется активная работа над 11-м пересмотром) или Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам 5-го издания (DSM-5), которое с 2013 года используется в США и разработано Американской психиатрической ассоциацией.

Первый и самый главный критерий, без которого нельзя говорить о ПТСР, — это столкновение со смертью или угрожающей жизни ситуацией, когда мы сами подверглись смертельной опасности, стали свидетелями гибели или смертельной опасности других людей или узнали о несчастном случае или насилии по отношению к близким. Поэтому, строго говоря, развод, увольнение или переезд в другую страну не могут быть поводами для постановки диагноза ПТСР, хотя последствия для психики могут быть не менее разрушительными, чем после аварии или нападения.

В симптоматике ПТСР приятного мало: после травмы нас могут атаковать навязчивые образы и картинки происшествия — такие реалистичные, будто всё происходит заново прямо сейчас. А иногда происходит «отключение всех систем»: механизмами диссоциации наша психика пытается склеить себя, будто стену дома скотчем, — лишь бы держалось. В крайних случаях это приобретает черты деперсонализации или дереализации, когда мир кажется ненастоящим, а всё вокруг происходит как будто не с нами.

Флешбэки, ночные кошмары, внезапно вторгающиеся воспоминания заставляют избегать всего, что напоминает о пережитой боли. Мало того, что говорить и думать о случившемся невыносимо, так еще и приходится обходить стороной людей, места, предметы, избегать запахов и вкусов, с которыми связан хотя бы намек на ассоциацию с деталями того страшного события.

Сейчас миллионы людей испытывают на себе влияние эпидемии коронавируса. Это ситуация, связанная для одних с реальной угрозой жизни, для других — с опасениями за здоровье близких, для третьих — с финансовыми и организационными трудностями, ощущением постоянной угрозы и неопределенности, разрушением социальных связей.

Тяжелый год: что делать, если плохо

В других интервью вы говорили, что с детства боялись катастроф и войны. Как вы восприняли события 2020 года? Вам не было тяжелее, чем остальным?

Сейчас мне легче, чем очень, очень, очень многим: у меня много работы, и она прекрасная, мои близкие здоровы. Я восхищаюсь теми, кто блестяще справляется с этим ужасным годом в несоизмеримо более трудных обстоятельствах, чем мои, и учусь у них.      

Как продолжать жить и работать, когда тревога и грусть отнимает силы? Что вы посоветуете людям, которые сейчас не могут обратиться за помощью?

Я могу разве что рассказать, что помогает лично мне. Об общении с близкими я даже не говорю — это само собой. Их любовь и поддержка всегда спасают меня, ничего важнее просто нет. И: я верующий человек, вера для меня — основа повседневного выживания, конечно. Но если говорить прямо о каких-то техниках — существует, например, известная практика «Утренние страницы»: у меня есть блокнот, куда я их пишу. «Утренние страницы» — не дневник, это возможность сесть утром и написать все, что тебя тревожит и беспокоит, возможность поговорить с самой собой и понять, как ты проживешь день. Мне это помогает, это большая поддержка. Еще помогает медитация. Можно выбрать самую простую : я долго пользовалась HeadSpace, это как раз приложение для тех, кто не умеет медитировать. Так или иначе, медитация — прекрасный способ хотя бы десять минут побыть наедине с собой и своим телом. Но вообще мне кажется, что это какие-то вещи, которые каждый изобретает для себя, и они могут быть совсем крошечными. Лишь бы работало.

Беседовала: Анна Алымова

Как проводится терапия

Как взрослая, так и детская психодрама в основном проводится группами. Изначально проводились исключительно групповые психотерапевтические сеансы. Сегодня возможны и индивидуальные тренинги.

Чем больше людей принимает участие в терапии, тем шире возможности по охвату наиболее значимых и проблемных ситуаций в ходе занятий. Их называют сессиями. Каждая сессия включает в себя три этапа. Причем на каждой новой сессии проводятся повторные шаги:

Протагонист. Первый шаг психотерапевтического сеанса или сессии — это выбор первого актера, то есть протагониста. Нужно определить, кто именно на сегодняшней сессии будет выполнять основную роль. Для этого участники должны создать внешний и внутренний круг. Представители внутреннего круга предлагают проблемы, с которыми им хочется работать. А внешний круг делает выбор темы, наиболее близкой им. Когда тема выбрана, определяется участник, причем обязательно из внутреннего круга. В процессе драматерапии протагонист должен найти интересующие его ответы на проблему.

Действие. Задача участника — ощутить себя своего рода профессиональным актером, но оставаться самим собой. В ходе действия проигрываются всевозможные актуальные для группы ситуации. Протагонист может выбрать человека из группы, функцией которого будет игра главного актера. Этот прием называют второе «я». То есть он будет что-то вроде тени человека, выполняющего в драме функции протагониста. В это же время сам главный актер играет другую роль. Также участники психодрамы определяют людей, задачей которых будет отображение волнующих проблем. Это могут быть люди, неодушевленные предметы или даже нечто вымышленное. На втором этапе разыгрываемая ситуация должна максимально приблизиться к реальным жизненным проблемам. Так удается зачастую отыскать все необходимые ответы, которые наиболее сильно беспокоят протагонистов. Здесь большое значение играет сама группа. Они должны проявлять реальное желание помочь главному актеру справиться с его проблемами и жизненными ситуациями, дать подсказки или стимул для решения поставленных задач. Если проблему удалось решить, участники группы переходят к следующему этапу психодрамы.

Завершающее действие называют шеринг — от английского слова делиться. Этот этап имеет колоссальное значение для всего процесса психотерапии. Он необходим, чтобы обменяться чувствами, мнениями и переживаниями, полученными в ходе психодрамы. Обычно этот этап делят на два действия. Сначала участники просто делятся между собой впечатлениями, рассказывают, каково им было ощутить себя в той или иной роли. После этого все участники группы собираются с целью поделиться реальными историями из жизни, которые напоминают им разыгранное сегодня действие

Это невероятно важно, поскольку, выслушав других людей, протагонист понимает, что он не одинок в своей проблеме и пережитые им чувства знакомы другим
В процессе обсуждения нельзя делать критические замечания, указывать на ошибки или акцентировать внимание на неправильных действиях протагониста. Подобное поведение может только навредить, в результате чего человек закроется еще больше
Участникам следует только выражать эмоции, делиться впечатлениями и ощущениями.

Когда в результате психодрамы удается разобраться в проблеме выбранного на первом этапе протагониста, может быть принято решение пройти повторный круг. То есть вновь начать с процесса выбора протагониста, провести действие и завершить все шерингом.

Важной особенностью психодрамы является возможность получения результата не только при разыгрывании жизненных реальных ситуаций. Определенную помощь человек получает даже при участии в процессах, которые в действительности никогда с ним не происходили

Это в основном имеет отношение к испытываемым негативным эмоциям. С помощью психодрамы можно решить такие проблемы как чувство ненависти, страх перед чем-то или кем-то, а также отчаяние или злоба.

Главная задача психодрамы — избавить человека от эмоциональных блокаторов, поменять отношение к окружающему миру в положительную сторону и решить имеющиеся внутренние проблемы.

Когнитивная психотерапия

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Методики лечения, которые применяет психотерапевт

Несмотря на то, что этот специалист имеет право назначать медикаментозную терапию для своих клиентов, лекарства назначаются в процессе психотерапии достаточно редко, в качестве поддержки общего направления лечения.

Основной же техникой помощи клиенту является общение. Именно в процессе общения доктор может использовать некоторые приёмы психотерапии, направленные на лечение, такие как:

  • психоанализ;
  • метод экзистенциальной психотерапии, когда доктором и клиентом анализируется не конкретное, отдельно взятое проявление или событие, а вся картина жизни в целом;
  • гештальт-терапия: основывается на принципах саморегуляции психики, её самоответственности и самоосознанности;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • телесно-ориентированная терапия.

Среди методик психотерапевтического лечения выделяют:

  • разговор;
  • гипноз;
  • кодирование;
  • нейро-лингвистическое программирование;
  • проведение психоанализа;
  • аутотренинги;
  • психологические игры.

Важно отметить, что проведение лечения может быть успешным только при условии наличия доверия между клиентом и психотерапевтом. Основной задачей психотерапии является последовательное достижение четырёх этапов лечения: понимания, снятия напряжения, эмоциональной разрядки и совладания с ситуацией

Благодаря разнообразным уловкам и приёмам, врач-психотерапевт помогает своему клиенту не просто побороть неприятные чувства, эмоции, ощущения, синдромы, но и понять, что именно стало причиной их появления, и как дальше с этим жить, чтобы в дальнейшем не возникали аналогичные проблемы

Основной задачей психотерапии является последовательное достижение четырёх этапов лечения: понимания, снятия напряжения, эмоциональной разрядки и совладания с ситуацией. Благодаря разнообразным уловкам и приёмам, врач-психотерапевт помогает своему клиенту не просто побороть неприятные чувства, эмоции, ощущения, синдромы, но и понять, что именно стало причиной их появления, и как дальше с этим жить, чтобы в дальнейшем не возникали аналогичные проблемы.

Психотерапевт проникает в самое сокровенное – в психику и сознание человека, поэтому требования к этому специалисту очень высоки. Тем, кто хочет получить право осуществлять психотерапевтическую деятельность, необходимо: получить высшее медицинское образование; отработать определённое количество лет в медицинской практике; получить соответствующую медицинскую подготовку, включающую в себя прохождение индивидуальных супервизий; защитить научную работу в виде диплома или диссертации, в которой описан конкретный случай психотерапии. Общий срок обучения и подготовки будущего психотерапевта может составлять 3-7 лет.

Кроме того, важную роль играют и личные качества специалиста: честность, способность к эмпатии, внимательность, хорошая память и широкий кругозор, способность к самообучению и саморазвитию.

Психотерапевтов нередко путают с психологами и психиатрами. Однако у каждого из этих специалистов собственная сфера ответственности, и если с психиатрами она частично пересекается, (психиатр и психоаналитик являются врачами с соответствующими полномочиями, которые иногда могут совпадать), то психолог относится к учёным-гуманитариям, и не может осуществлять диагностику заболеваний или назначать их лечение.

Психотерапевты сочетают в своей деятельности различные методы и приёмы общения, реже – медикаментозную терапию. В процессе психотерапии клиент находится с доктором в здоровых, принимающих терапевтических отношениях, которые дают ему новый опыт и другие способы реагирования на те или иные жизненные ситуации. Психотерапевт не должен учить жизни и раздавать советы в процессе терапии, он помогает самому человеку разобраться в своих повторяющихся психологических реакциях (паттернах поведения) и найти новый (другой) здоровый навык реагирования.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Фатеева Анастасия Александровна

Специальность: диетолог, психотерапевт, эндокринолог.

Общий стаж: 10 лет.

Место работы: частная практика, онлайн консультирование.

Образование: эндокринология-диетология, психотерапия.

Повышение квалификации:

  1. Гастроэнтерология-диетология с эндоскопией.
  2. Эриксоновский самогипноз.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.