Теория и практика поведенческого подхода

Наказания и поведенческая психология

Если обусловливание может быть эффективным при изменении или формировании нового поведения, может ли оно также использоваться для агрессивного подавления нежелательного поведения?

Иногда бывает, что в зависимости от обстоятельств, одной только поддержки недостаточно, и наказание также необходимо. Например, если ребенок бьет одного из своих товарищей, или если лезет туда, куда ему не надо (газовая плита, стиральная машина).

В этих случаях наказание может быть эффективным. Тем не менее, выговор должен быть произведен немедленно (иногда может быть достаточно простого «нет!»).

Когда наказание может быть вредным?

Жесткий выговор может иметь негативные последствия, если он слишком суров или неоправдан. Вот основные риски, связанные с наказанием:

Нет связи с хорошим поведением.

Наказание заставляет наказанного понять, что его поведение неуместно. Но если не указано четких правил, как нужно себя вести, то наказание не ведет к формированию лучшего поведения.

Временный эффект.

Последствия от выговора часто бывают кратковременными и сильно зависит от лица, назначающего наказание.

Негативные эмоции человека, подвергаемого наказанию.

Человек, которому был вынесен выговор, может отреагировать на это со страхом или гневом. Он может начать бояться или даже возненавидеть человека, который его наказал, или то место, где он был наказан.

Задержка между действием и выговором.

Если наказание не следует сразу за предосудительным поведением, оно не принесет пользы. В повседневной жизни часто трудно реагировать мгновенно.

Таким образом, разделение между положительными и отрицательными последствиями наказания является довольно хрупким.

Это подпитывает дискуссию о методах воспитания детей: должны ли мы их наказывать?

Личность в бихевиоризме

Одно из главных заблуждений состоит в том, что якобы поведенческая психология отрицает существование человеческого сознания и выступает против изучения мысли.

Но это неправда: хотя Уотсон (основатель бихевиоризма) возражал против изучения внутренних психологических явлений, Скиннер (безусловно, самый известный бихевиорист) утверждал, что их можно изучать и исследовать. Просто, по мнению Скиннера, за этими внутренними процессами слишком сложно наблюдать, поэтому он не брал их в расчет в своих исследованиях.

Скиннер предполагал, что люди не могут контролировать свое поведение. Он утверждал, что поведение зависит только от окружающей среды.

Скиннер явно выступал за детерминизм и отказывался приписывать достижения людей их качествам или психическим процессам (хотя и признавал их), таким как мотивация, мышление, постановка целей и т.д.

Сам Скиннер о себе в своей биографии, опубликованной в 1983 году, пишет: «Насколько я знаю, мое поведение в каждый момент времени было не более чем результатом моего генетического фона, личной истории и условий окружающей среды».

Основатели

Изучая историю данной области психологии, параллельно мы будем знакомиться с ее представителями. Поведенческий подход начал зарождаться во второй половине XIX столетия, после того как стали широко известными такие области науки, как глубинная психология, и закон эффекта (последний объясняет, как меняется поведения за счет поощрения). «Отцом» этого термина и его сущности стал американский ученый Джон Бродес Уотсон

Его методологический бихевиоризм предполагал, что стоит обращаться внимание исключительно на сигналы, поступающие в сознание человека из внешней среды. При этом его мысли и чувства можно игнорировать, так как они не влияют на поведение

Вскорости эту теорию начал оспаривать Беррес Фредерик Скиннер, который уяснил, что чувства и помыслы контролируются теми же областями мозга, что и внешние раздражители, следовательно, они также являются толчками для тех или иных реакций. Его версия стала назваться радикальным бихевиоризмом и получила более широкое распространение.

Интересно знать, что Уотсона в его суждениях поддерживал наш ученый Иван Петрович Павлов — мы все знаем про его собак и их реакцию на «звоночек».

Бихевиоризм и эксперименты над животными

Чтобы реализовать эту концепцию и применить ее к изучению поведения человека, поведенческая психология использует метод, впервые протестированный на животных.

Э. Л. Торндайк внес огромный вклад в изучение поведения животных. Его работы до сих пор играют большую роль, в том числе и в психологии поведения человека.  

Торндайк обнаружил два основных явления:

  • Обучение животных осуществляется только методом проб и ошибок;
  • В процессе исследований у всех видов животных происходит постепенное снижение нежелательного поведения. Торндайк каждый раз выводил один и тот же график обучения независимо от того, какое животное изучалось.

Позднее, основываясь на этих исследованиях, Уотсон пришел к выводу, что с помощью методов изучения психологии животных можно создавать законы, которые предсказывают и контролируют поведение человека.

Но цель поведенческой психологии не только в том, чтобы управлять поведением, но и в том, чтобы “создавать” его.

Исследования Павлова

Самым громкими исследованиями по изучению формирования нового поведения были и остаются работы И.П. Павлова по обусловливанию собак.

С 1914 года Уотсон (основатель бихевиоризма) начал интересоваться работами И.П. Павлова по обусловливанию собачьих рефлексов. Действительно, во время своих работ Павлов установил целый свод законов об обусловливании.

Обусловливание — это форма взаимосвязи между стимулом и рефлексом (поведением).

Именно Павлов открыл это явление. В своем исследовании он заметил, что запаха еды, взгляда на еду или даже взгляда на человека, который обычно приносил еду, достаточно, чтобы вызвать выделение слюны у собак.

Павлов назвал это явление условным рефлексом (или условным ответом), то есть рефлексом, который зависит от условий окружающей среды.

В конечном итоге Павлов стал рассматривать условный рефлекс как основу всего обучения животных. После этого открытия Павлов посвятил все свои исследования изучению условных рефлексов.

Он доказал, что любой стимул может стать условным стимулом (то есть стимулом, вызывающим условный рефлекс), если он связан с безусловным стимулом (звук, свет, вибрация и т.д.).

Процесс, посредством которого нейтральный стимул превращается в условный стимул, называется условной реакцией.  

Поведенческая психология — книги

Предлагаем вам список из 4-х книг, раскрывающих феномен поведения человека.

1. «Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы» — коллектив авторов.

Книга адресована широкому кругу специалистов, интересующихся адаптивными возможностями человека, столкнувшвегося с трудными жизненными ситуациями.

2. «Как подобрать ключик к решению любой ситуации. 30 правил эффективного общения, решения конфликтов, управления поведением» — Лариса Большакова.

В этой книге – тридцать новых психологических приемов. Как избежать конфликтной ситуации и найти компромисс? Как подобрать ключик к любому человеку? Что сделать, чтобы преодолеть агрессию? И многое другое!

3. «Организационное поведение» — Людмила Згонник.

В книге рассмотрены сущность организационного поведения, различные аспекты управления поведением человека и групп в организации.

4. «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе» — Чарльз Даххиг.

Наблюдения и открытия Дахигга во многом дополняют и развивают идеи лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана, автора бестселлера «Думай медленно… решай быстро».

Книга рекомендована для прочтения всем, кто работает над собой и хочет изменить свою жизнь!

Устранение

Весьма эффективный метод, который стал широко известным под названием систематическая десенсибилизация. Его суть в том, что страх или фобия подавляются состоянием релакса. Допустим, человек сильно боится высоты и, находясь на крыше небоскреба, начинает испытывать не только осознанную тревогу. Его организм начинает реагировать на страх: сжимаются мышцы, учащается пульс, поднимается давление. Так организм и сознание объединяются в состоянии ужаса, и человек оказывается полностью парализованным перед своей фобией. Если разорвать эту связь, страх иссякнет, а сделать это можно, либо научив свое сознание не замечать высоту (что почти нереально, ведь это оно решило бояться данного явления), либо расслабиться телесно. Второй вариант более прост в исполнении. Поэтому человека намеренно помещают в ту среду, где он ощущает наибольшую тревогу, и при этом с помощью медикаментов или определенных психологических манипуляций расслабляют его мышечный корсет и снижают кардиологические показатели. Постепенно страх полностью проходит.

Бихевиоризм в повседневной жизни

Обусловливание можно заметить во многих областях жизни: от школ до психбольниц, от мира спорта до мест лишения свободы.

Когда идеи бихевиоризма используются в естественной среде, можно говорить об естественном изменении поведения.

Примеры изменения поведения

Цель изменения поведения состоит в том, чтобы заменить деструктивное поведение на более продуктивное.

Ниже несколько эффектов от применения методов позитивной психологии. Бихевиоризм — примеры из жизни:

Исправление речи

Поведенческая психология позволяет детям с аутизмом, которые вообще не говорят, развить словарный запас из нескольких сотен слов. То же самое относится к людям, которые перенесли повреждение мозга.

Самостоятельность

Поведенческое направление в психологии помогает взрослым с ограниченными интеллектуальными возможностями общаться с окружающими и быть более самостоятельными. Это позволяет им развивать социальные навыки, выполнять повседневные задачи и даже удерживать хорошую работу.

Обучение детей

Принцип изменения поведения очень часто применяется при воспитании детей. Приучение к горшку — хороший пример.

Обучение музыке или спорту

Приобретение новых навыков осуществляется за счет повторений определенных действий.

Избавление от нежелательного поведения

Поведенческая психология эффективно помогает избавиться от вредных привычек.

Формирование нового поведения

Большинство примеров, упомянутых выше, относятся к изучению “сложного” поведения, то есть действий, которые не могут происходить спонтанно (играть на пианино, говорить и т.д.) Для такого типа поведения обучение осуществляется путем формирования новых навыков и привычек.

Результаты такого обучения превосходны и иногда очень удивительны. Например, Б. Ф. Скиннер, инициатор этого метода, сумел научить голубей играть в пинг-понг своими клювами!

Более серьезно: поведенческая психология обычно применяется для обучения собак-поводырей, для обучения детей чистоте и общению со сверстниками и т.д.

Становимся другим человеком

Прочитав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что свое поведение, свой характер и привычки можно в корне изменить. Любой человек может избавиться от пагубного влияния табака и алкоголя, от своих страхов, от болезней и прочих вещей, которые могут беспокоить и доставлять дискомфорт. Методика универсальная, и применять могут как люди с теми или иными проблемами, так и просто желающие что-то изменить в своей жизни и стать лучше. Наиболее интересный сегмент — применение поведенческого подхода в управлении обществом, организацией, финансами и проч. Иными словами, это развитие лидерских качеств, усиление себя как личности.

Какая теория правдивее?

На этот вопрос вообще нет и не может быть правильного ответа. Обе теории одинаково верны, и правильность той или иной зависит от менталитета людей, их способностей и навыков, от опыта и от рода деятельности. В действительности до сих пор есть такие организации, в которых практикуется авторитарная система лидерства. Многие сотрудники действительно элементарно не приучены к порядку и самоконтролю, они всячески отказываются работать, поэтому за подобные промахи их нужно штрафовать и подвергать взысканиям. Как правило, так ведут себя люди с низким уровнем интеллекта, и встречается такое явление по большей степени в малоразвитых странах. Более прогрессивное общество чаще всего работает по схеме Y — то есть начальник является частью коллектива, связующим звеном, а не цербером. Каждый из сотрудников прекрасно понимает, что успех компании в любом случае отразится на его успехе, поэтому не ленится, а трудится и прилагает к этому все силы, задействует творчество и практические навыки.

Теория оперантного обусловливания (условные операции)

При оперантном обусловливании поведение определяется не только предшествующими стимулами, но также и различными результатами, которыми оно сопровождается.

Основы оперантного обусловливания заложил бихевиорист Б. Ф. Скиннер, он также попытался применить их к сложным формам поведения.  

Оперантное обусловливание принимает во внимание последствия действий. Это поднимает фундаментальный вопрос: как на поведение может влиять его результат?. Первый вариант ответа состоит в том, человек или животное понимают, к чему может привести их поведение и действуют исходя из своих ценностей

То есть между результатом и поведением есть прямая связь

Первый вариант ответа состоит в том, человек или животное понимают, к чему может привести их поведение и действуют исходя из своих ценностей. То есть между результатом и поведением есть прямая связь.

Однако эта концепция полностью противоположна позиции бихевиоризма, согласно которой любые предположения о внутренних состояниях ума, ценностях или намерениях являются ненаучными.

Второй вариант — результат влияет на поведение, но косвенно. Чтобы узнать как, нужно лишь описать внешние условия, вызывающие поведение, и последствия, связанные с ним.

Именно этот ответ Скиннер принимает за основу в своих исследованиях.

Различия между условной реакцией и условной операцией

Существует два основных момента, проясняющие различие между обусловливанием и оперантным обусловливанием:

При обусловливании внешним стимулом поведение животных или людей не сопровождается конкретными последствиями для окружающей среды.

При оперантном обусловливании поведение людей или животных оказывает влияние на окружающую среду, и именно оно позволяет определить, будет ли поведение повторяться.

В условной реакции поведение связано с рефлексами: оно представляет собой реакцию на определенный стимул. В оперантном обусловливании реакции на стимулы рассматриваются не как рефлексы, а как сложное поведение.

Оперантное обусловливание в образовательной сфере

Заложив основы оперантного обусловливания, бихевиорист Б.Ф. Скиннер в 1960-х годах начал применять их в области образования и терапии.

По мнению Скиннера, целью любого обучения является создание новых форм поведения у ученика. Таким образом, обучение — это не что иное, как создание условий, в которых находятся учащиеся. Этот принцип называется “программируемым обучением”.

Программированное обучение требует установки образовательной цели (желаемое поведение) и определения шагов, которым необходимо следовать (педагогическое развитие) для ее достижения.

Скиннер выступал за систему образования, соответствующую следующим критериям:

  • Непрерывное взаимодействие ученика и преподаваемой дисциплины;
  • Преподавание только той части дисциплины, которая наиболее близка текущим возможностям ученика;
  • Обучение должно соответствовать возможностям ученика и обязательно приводить к увеличению знаний;
  • Ученик должен активно интересоваться дисциплиной и видеть свои результаты в ее изучении;
  • Возможность ошибок в обучении должна быть минимизирована.

Чтобы неукоснительно соблюдать эти критерии, Скиннер разработал «обучающую машину», которая в некотором смысле является прародителем образовательного программного обеспечения, используемого сегодня.

Однако энтузиазм Скиннера по созданию новой образовательной системы встретил культурное сопротивление, и его программа была оспорена.

Оперантное обусловливание в терапии

В дополнение к образовательной сфере Б.Ф. Скиннер разработал программы обусловливания в области терапии.

До Скиннера поведенческая терапия основывалась на классических процедурах дезактивации, разработанных на основе работ Павлова.

Скиннер предложил заменить эти процедуры терапевтическими методами, основанными на оперантной обусловливаемости. Речь идет о замене нежелательного поведения на желательное через вмешательство терапевта.

Модификация нежелательного поведения может также выполняться самим пациентом. Этот тип поведенческой терапии требует хорошего самоконтроля. Он включает в себя обучение пациента контролировать стимулы, связанные с проблемным поведением.

Научные направления

Для начала вспомним о другой дисциплине, с которой психология имеет тесные связи, — о биологии. Применяя биологический подход, ученый пытается проследить взаимосвязь между поведением человека и процессами, происходящими в его нервной системе, в первую очередь головном мозге.

Рекомендуем: Методы практической психологии

Так, например, сторонники биологического подхода сосредоточивают внимание на роли генетики в формировании характера, а те или иные особенности личности (например, интровертизм) объясняют прежде всего различием в структурах мозга или химических веществ, которые в нем образуются. https://www.youtube.com/embed/wDNV4EWhZF8

Современные методы изучения мозга, такие как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография и другие, дают возможность исследовать состояние мозга более глубоко, чем раньше, и дают обширный материал для изучения в рамках биопсихологии.

Бихевиористский (от англ. behavior — «поведение») подход, как ясно из названия, рассматривает внешние поведенческие проявления, отказываясь от изучения внутренних состояний. Бихевиористы видели свою задачу в установлении отношений между внешними стимулами и ответными реакциями человека на них, из которых, как они полагали, и складывается поведение. Особенно влиятельным это направление было в первой половине прошлого века, а сегодня идеи бихевиоризма сохранили актуальность в практической психологии и педагогике.

Рекомендуем: Мортидо — это

Даже далекие от психологии люди наверняка слышали о таком направлении этой науки, как психоанализ. Имя основателя этой теории, а также основанного на ней метода лечения тоже широко известно. Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд считал, что все поступки человека контролируются бессознательными влечениями, важнейшие из которых — сексуальная энергия и энергия смерти.

Бессознательное проявляется в оговорках, ошибках, симптомах психических расстройств, конфликтах, а также находит отражение в творческой деятельности человека. Импульсы бессознательного конфликтуют с требованиями внешней среды, и потому запускаются различные механизмы психологической защиты (самый знаменитый — вытеснение), которые помогают ослабить напряженность и отрегулировать поведение человека. Психоаналитик должен помочь пациенту осознать вытесненные в бессознательное травмирующие переживания и освободиться от них.

Когнитивизм строится на том, что решающая роль в человеческой психологии отводится процессу получения и усвоения знаний. Когнитивный психолог исследует познавательные процессы, то есть воображение, мышление, память, речь, решение задач и так далее. Это направление уподобляет психику человека компьютеру, проводя аналогию между процессом преобразования информации электронным устройством и мозгом.

Рекомендуем: Когнитивная психотерапия Бека

Гуманистическая психология сформировалась в 50-60-е годы XX века под влиянием идей Абрахама Маслоу, Генри Мюррея и Карла Роджерса, которые интересовались значением потребностей и мотивов в поступках и деятельности человека. Этот психологический подход противопоставляет себя когнитивизму, бихевиоризму и психоанализу.

Представители гуманистической психологии считают, что поведение не определяется ни процессами мышления и восприятия, ни внешними стимулами, ни бессознательными влечениями — это слишком упрощает подход к человеку. Предмет исследования гуманистических психологов — уникальная личность, которая стремится к самоактуализации и находится в постоянном развитии, причем субъективный опыт отдельного человека для них едва ли не более важен, чем изучение общих закономерностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.