Теории мотивации в психологии

Теории мотивации

Мотивация поведения человека изучается давно. Теории мотивации появились еще в работах древних философов. Собственно психологические теории мотивации стали возникать в XVII-XVIII веке, в дальнейшем появлялись новые. Они имели свои достоинства и недостатки. Основной минус заключается в том, что каждая теория сосредоточена на некоторых феноменах мотивации и очерчивает небольшую часть вопросов, поэтому исследования мотивационной сферы человека продолжаются до сих пор. Рассмотрим некоторые концепции.

Теория инстинктов Фрейда и Макдугалла

Предложена в конце XIX века. Объясняя социальное поведение человека, Фрейд и Макдугалл проводят аналогию с поведением животных и сводят все к врожденным инстинктам.

По Фрейду, таких инстинктов три:

  • жизни;
  • смерти;
  • агрессивности.

Макдугалл говорил о десяти инстинктах:

  • изобретательства;
  • строительства;
  • любопытства;
  • бегства;
  • стадности;
  • драчливости;
  • репродуктивном инстинкте;
  • а также инстинктах отвращения;
  • самоуничижения;
  • самоутверждения.

В более поздних работах Макдугалла список еще расширился.

Теория инстинктов критиковалась за недостаточную доказательность.

Бихевиористская (поведенческая) теория

В XX веке появилось еще несколько концепций, объясняющих поведение человека, в числе которых — бихевиористская теория мотивации. Поведение в данном случае рассматривается как реакция на внешние стимулы. Сторонниками такого подхода были Эдвард Толмен, Кларк Халл, Беррес Скиннер.

Мотивационная концепция Мюррея

В том же XX веке Генри Мюррей, учитывая список первичных (органических) потребностей Макдугалла, предложил перечень вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения.

В перечне потребности:

  • достижения успехов;
  • аффилиации (стремление общаться с другими людьми);
  • агрессии независимости;
  • противодействия;
  • уважения;
  • унижения;
  • защиты;
  • доминирования;
  • привлечения внимания;
  • избегания вредных воздействий;
  • избегания неудач;
  • покровительства;
  • порядка;
  • игры;
  • неприятия;
  • осмысления;
  • сексуальных отношений;
  • помощи;
  • взаимопонимания.

Пирамида Маслоу

Известная концепция, предложенная Абрахамом Маслоу, предполагает иерархию потребностей человека. В иерархии семь классов, они проявляются последовательно и сопровождают процесс взросления

Потребности распределены по мере убывания важности. Автор теории был убежден, что человек не может испытывать потребности высокого уровня до тех пор, пока нуждается в примитивных вещах

Теория деятельности Леонтьева

Отечественные психологи тоже разрабатывали тему мотивации. Одна из известных концепций середины прошлого века — теория деятельностного происхождения мотивационной сферы Алексея Леонтьева. По Леонтьеву, психологические особенности человека, в том числе мотивационная сфера, имеют источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы возникают отношения изоморфизма (взаимного соответствия).

Леонтьев описал механизм образования мотивов — механизм сдвига мотива на цель. Цель, к которой стремится человек, во время деятельности по ее достижению сама становится побудительной силой — мотивом.

Пример: родители стараются приучить ребенка к чтению и обещают купить ему игрушку, если он прочитает книгу. В процессе деятельности (чтения) ребенок начинает уже интересовать книгой, а не наградой за интерес к литературе. Целью становится не игрушка, а книга — дочитать, узнать, чем все закончилось. Само чтение книг может впоследствии стать для ребенка потребностью.

Почему внешняя мотивация не всегда работает

Кому-то это покажется парадоксальным, но внешняя мотивация может приводить к худшим результатам работы и убивать внутреннюю мотивацию. Более того, сформировать внешний стимул, который действительно бы стимулировал людей что-то делать, не так легко. Здесь нужно учитывать множество факторов, включая ряд психологических особенностей конкретного человека. Но обо всём по порядку.

Исследования, проводимые западными учеными, показали любопытные результаты. В 2013 году ученый Шелли Митчелл изучала особенности мотивации у тех, кто занимался конным спортом . Ее исследование показало, что те, кто катался на лошадях для своего удовольствия, утрачивали это самое удовольствие при появлении внешних стимулов, таких как призы и место в иерархии (спортивная мотивация).Теперь наездники испытывали напряжение и психологическое давление во время езды вместо тех позитивных эмоций, которые присутствовали раньше: радость, свобода, расслабленность.

Если ранее наградой было само наслаждение занятием, то теперь его заменили материальные и социальные вознаграждения. Таким образом, для внутренней мотивации «Я делаю это, потому что мне это нравится» не осталось места.

И это не единственный пример, когда материальные награды действовали обратным задуманному образом. В другом исследовании участвовали студенты университета, которых разделили на две группы . В одной группе участники выполняли задания, просто потому что они были им интересны, в другой же студентам платили за выполнение этих же заданий. Выяснилось, что здесь вновь материальный стимул разрушительно повлиял на внутреннюю мотивацию. Те студенты, которым оплачивали задания, теряли интерес к их выполнению в будущем, если за них не будут платить. В первой же группе такого не произошло. При этом изначально обе группы студентов одинаково наслаждалась таким видом деятельности.

Данный эксперимент наглядно показывает, что при замене внутренний мотивации внешней может получиться так, что люди перестанут быть заинтересованными в работе или деятельности.  При исчезновении вознаграждения человек отказывается выполнять то, что совсем недавно было ему в радость и интересно.

Такой психологический феномен получил название эффекта сверхоправдания (сверхобоснования) (англ. overjustification effect), и его не стоит сбрасывать со счетов, если вы хотите привить любовь к чтению или учебе у своих детей или поощрить своих подчиненных к лучшим результатам в работе. С другой стороны, наличие щедрого вознаграждения или его всевозрастающие размеры необязательно будут эффективны.

Теория вознаграждения далеко не всегда работает в чистом виде, и ученые продолжают ломать голову и разгадывать механизмы мотивации. Полвека назад была предложена модель, которая проливает некоторый свет на то, что делает внешнюю мотивацию эффективной. Она известна как теория ожиданий Виктора Врума

Ей стоит уделить отдельное внимание

Когнитивная теория мотивации

Наибольшую популярность из когнитивных теорий мотивации приобрела теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1956). По мнению исследователя, каждый человек обладает особой потребностью в конгруэнтности, то есть в гармонии и консонансе, в совпадении ожиданий субъекта и реально происходящих событий. Под воздействием данной потребности любой диссонанс (несовпадение когнитивных элементов) ощущается личностью как состояние дискомфорта, которое приводит к запуску активности, направленной на его устранение (редукцию) и восстановление согласованности содержаний сознания. Стремление к когнитивному согласованию мотивационных процессов (побуждений) и представлений о ситуации запускает сложный механизм интерпретации и переинтерпретации, который позволяет постепенно снять существующие противоречия.

Методы самомотивации для достижения результата

Когда принятые способы побуждения не работают, на помощь придут методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для выполнения деятельности:

  1. Метод маленьких шагов. Большая задача выглядит сложной. Снизить неприятный психологический эффект поможет применение метода поэтапного выполнения. Большие задания нужно раздробить на маленькие, а их — на еще меньшие действия, которые можно выполнить за 5–10 мин. Попытка выполнить работу сразу демотивирует, а на выполнение маленького задания легко настроиться. В психологии такой подход называют «детскими» шагами — ведь чтобы научиться бегать, ребенок сначала должен сделать первый неуверенный шаг.
  2. Метод негативного подкрепления. Он подходит, когда нужно победить вредную привычку или зависимость. Нужно придумать для себя наказание (например, класть в копилку 10 руб.) и каждый раз, когда не получилось сдержаться, «оплачивать» свой промах. Минус такого метода — его нельзя использовать для больших целей.
  3. Метод авторитета. У каждого человека есть кумир — личность, чье мнение значимо. Этот прием основан на желании получить одобрение кумира. Нужно представить, что он следит за выполнением работы. Можно даже писать для него отчет или записывать видео.

Основной способ достижения цели — четкое понимание, для чего это нужно человеку. Навязывать мотивацию бесполезно. Выполняя деятельность, которая не нравится, раздражает, человек будет мечтать только об одном — избавиться от этой обязанности. Мотивация должна строиться на личном желании — тогда она будет действенной.

Разновидности мотивации и её характеристики

Мотивационный порыв можно описать через следующие характеристики: вектор направленности; последовательность продуманных и организованных действий; следование конкретным целям (их неизменность); активность, напористость, стремление достичь желаемого.

Это основные параметры, по которым принято изучать мотивацию индивида. Особенно часто к их помощи прибегают в школе, ведь они имеют большое значение при выборе, например, профессии.

Также мотивацию принято разделять на несколько основных и второстепенных видов. От вида мотивация зависит сила и глубина её воздействия, так же “фишки” её формирования.

6 ключевых видов мотивации:

  1. Внешняя мотивация. Это явление обусловлено деятельностью индивида, которая зависит от определённых обстоятельств.

    Например, ученику нужно принять участие в олимпиаде, чтобы получить автоматический зачёт по предмету или какую-либо другую награду.

    Особенно часто методами внешней мотивации пользуются работодатели, желая повысить работоспособность сотрудников и замотивировав их денежным поощрением;

  2. Внутренняя мотивация. Под внутренней мотивацией понимается желание личности работать на определённый результат вне зависимости от внешних обстоятельств.

    В данном случае индивид действует только благодаря своим каким-то внутренним убеждениям, упорно двигаясь к цели.

    Простой пример: стремление к улучшению жизненного уровня путём продвижения по карьерной лестнице;

  3. Положительная мотивация. Действия человека направлены на удовлетворение собственных желаний (или желаний других);
  4. Отрицательная мотивация. Действия индивида направлены на то, чтобы избежать проблем или неприятностей. При этом человек не хочет их выполнять.

    Простой пример: для того чтобы не получить нагоняй от родителей, ребёнок убирается в доме;

  5. Устойчивая мотивация. Деятельность человека направлена на удовлетворение таких потребностей, как голод, жажда, желание поспать или просто отдохнуть и т.д.;
  6. Неустойчивая мотивация. Такая мотивация должно постоянно подпитываться от внешней поддержки.

    Например, стремление человека бросить курить, похудеть, накачать пресс и т.д.

Устойчивую и неустойчивую мотивации можно разделить ещё на несколько подвидов:

Мотивация ДЛЯ чего-то. Желание что-то сделать на перспективу, например: начальник пообещал работникам высокооплачиваемую должность в том случае, если они овладеют в должной мере иностранным языком, обучение в данном случае будет работать на перспективу;

Мотивация ОТ чего-то. Желание что-либо делать для того, чтобы избежать сложностей, например, внимательность на дороге и уважение к другим автолюбителям поможет избежать аварий на пути.

❂ Второстепенные разновидности ❂

Помимо основных разновидностей мотивации, существуют ещё и второстепенные:

  1. Индивидуальная. Работает на саморегуляцию, достижение желаемого. Утоление голода, жажды, защита от переохлаждения или перегревания;
  2. Групповая. Это стремление к продолжению рода, определению себя в обществе, желание занять определённую позицию в социуме;
  3. Познавательная. Стремление к получению новых знаний, к познанию чего-то нового;
  4. Самоутверждение. Мотивация, действия которой направлены на получение определённого статуса в социуме, на получение уважения окружающих. “Занять портфель”
  5. Идентификация. Это стремление стать похожим на человека, являющегося кумиром или идеалом индивида;
  6. Желание власти. Мотивация, направленная на изменение отношения окружающих. Стремление объединить их под своим началом, руководить ими;
  7. Саморазвитие. Мотивация, позволяющая осуществлять действия, направленные на личностное развитие. Напрямую связана с реализацией возможностей в дальнейшем;
  8. Социальные мотивы. Набор обязанностей, которые связаны с общественными устоями. Включает в себя ответственность перед социумом;
  9. Мотив присоединения. Стремление наладить с окружающими связь, чтобы продолжить общение в дальнейшем.

Мотивация в повседневной жизни. Бытовое применение.

Мотивация время от времени разнится. Но вы можете собственноручно управлять этим процессом просмотром вдохновляющих материалов, или наоборот, просмотром негатива и материалов, которые будут опустошать вас.

Учитесь управлять этим процессом. Создавайте личные правила для входа в нужное для дела состояние. Составьте плейлисты вдохновляющей музыки, выберите 3-5 ютуб-каналов с вдохновляющим контентом.

Не обязательно это будут “энерджайзеры” и “зажигалки”, вдохновляющий “Эгегей” контент — вы можете вдохновляться передачами Animal Plantet и потом с удвоенной-утроенной энергией приступать к своей работе. Все индивидуально. Aurea mediocrĭtas.

Картинка вашей жизни сложилась из суммы предыдущих действий + влияния обстоятельств. Всё уже сложилось. Вы можете в настоящем моменте выстраивать такие правила, которые будут позволять улучшать вашу жизнь в будущем, получать радость от выпавших занятий и испытаний.

Чего точно не стоит делать — терять мотивация из-за сравнения себя с другими. Особенно дурацкой это может быть в вопросах, которые вам не близки в принципе. Это значит завидовать определенным образом.

Вы не можете “поменять скин”, поменяться местами с человеком и его условиями. Значит нужно решительно поставить точку на процессах сравнения себя с другими. А даже если бы вы могли поменяться телами и обстоятельствами, то ваши ментальные модели попросту не соответствовали бы новым условиям и вы не смогли бы с этим управиться.

По сути, смыслом жизни для каждого является существование по собственному сценарию, реализация собственных целей, исполнение желаний, выполнение предназначения.

Поэтому каждый человек в мире стремится к приобретению уникального набора ценностей, качеств и впечатлений, которые помогут ему исполнить то самое его «внутреннее» предназначение.

Человеческая мотивация может быть и несформированной, а потому над ней, как и над собственным развитием нужно работать. Работа над мотивацией позволяет развить навык преодоления трудностей и препятствий (в том числе и в виде лени или отчаяния).

Основные проблемы и понятия психологии мотивации

Мотив(от лат. movere – приводить в движение,
толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее
от субъекта побуждение (стремление,
влечение, хотение, желание) к определенным
действиям, ориентированным в конечном
счете на удовлетворение потребности
или достижение желаемого состояния
среды или собственной личности.

В психологии широко
используется также понятие мотивации.
Оно является производным от мотива и
имеет два значения.1.
Мотивация
— это процесс
формирования, функционирования,
взаимодействия и преобразования мотивов
поведения людей и животных. 2.
Мотивация
— комплекс
разнообразных мотивов, управляющих
какой-либо деятельностью на протяжении
некоторого времени.В ряде случаев
“мотивация” и “мотив” являются
синонимами.

В структуру
мотивации входят мотивирующие факторы.
По своим проявлениям и функции в регуляции
поведения эти факторы могут делиться
на три относительно самостоятельных
класса. Мотивирующие
факторы первого класса
(потребности
и инстинкты) являются источниками
активности. Их анализ дает ответ на
вопрос о том, почему организм приходит
в состояние активности. Мотивирующие
факторы второго класса
определяют
направленность активности организма,
то, ради чего избираются одни, а не другие
акты поведения. Мотивирующие
факторы третьего класса

это эмоции, субъективные переживания
(стремления, желания) и установки. Они
отвечают на вопрос о том, как осуществляется
регуляция динамики поведения.

Немецкий психологи
Хайнц Хекхаузен выделяет следующие
основные проблемы психологии мотивации1.

1. Проблема
содержательной классификации мотивов
и составления их перечня.

2 Проблема развития
и изменения мотивов.

3. Проблема измерения
мотивов

4. Проблема выявления
ситуационных условий, приводящих к
актуализации мотива.

5. Проблема смены
мотивации, возобновления или последействия
уже имевшей место мотивации.

6. Проблема мотивации
как общей целенаправленности деятельности
и проблема мотивационного конфликта
между различными целями.

7. Проблема
реконструкции мотивации, характеризующей
отдельные фазы протекания действия.

8. Проблема
многообразия влияний мотивации на
наблюдаемое поведение и его результаты.

Теория ожиданий Виктора Врума

Психолог Виктор Врум исследовал, как можно управлять мотивацией работников в сфере трудовых взаимоотношений. В 1964 году он сформулировал теорию, в которой описал некоторые механизмы, от которых зависит мотивированность людей к работе и высокая продуктивность.

Врум подошел к вопросам мотивации с учётом психологических особенностей индивидуальности. Мотивация здесь рассматривается как то, что определяет выбор одной из форм добровольного поведения, и то, что человек видит, как результат этого выбора, и влияет на него.  Врум выделил три ключевых компонента, от которых зависит, насколько человек будет мотивирован что-либо делать. Это ожидание, содействие (инструментальность) и валентность. Расшифруем эти понятия:

  • Ожидание – это убежденность в том, что определенные усилия способны принести лучшую производительность и эффективность (а через них и желаемый результат, как например, стать лидером отрасли или выиграть конкурс). Т.е. человек видит смысл выполнения конкретных действий или работы, потому что верит, что они при должном старании приведут к позитивному эффекту. В этом параметре важны многие факторы, такие как наличие необходимых навыков и умений, доступность ресурсов, самооценка работника, сложность целей и способность повлиять на достижение результата. При соблюдении параметра «ожидание» усилия ведут к большей производительности.
  • Содействие описывает то, что ожидается, что ударная работа и высокая производительность будут вознаграждены. Данный показатель тем выше, чем больше уверенность в том, что поощрение получит тот, кто работал упорнее всех или внес наибольший вклад в достижение результата, а не каждый. Здесь имеют значение такие вещи как доверие к лицу, распределяющему поощрение, некоторый контроль над этим процессом и четкие правила назначения награждения.
  • Под валентностью понимается желанность вознаграждения и то, насколько оно отвечает ценностям индивида. Этот параметр определяется множеством индивидуальных факторов, таких как личные ценности, потребности, цели, предпочтения, источник мотивации и т.д.

Теория ожиданий мотивации создавалась Врумом для применения в сфере трудовых отношений и менеджмента, и с момента своего появления в 1964 году подверглась множеству дополнений и критике. В основном нарекания вызывала упрощенность модели, и было показано, что в некоторых случаях подобный подход не имеет эффективности или теряет ее с течением времени. Тем не менее разработанная Виктором Врумом система представляет собой более точно описывающую модель мотивации чем, к примеру, теория поощрения (incentive theory). Согласно последней, для создания мотивации достаточно лишь вознаграждать желаемое поведение (т.е. просто подвесить перед кем-то «морковку»).

Важно осознавать, что у любой теории есть свои ограничения, и уж тем более у той, что описывает такой сложный и мало предсказуемый аппарат как личная мотивация человека и его отношение к работе. Единственный вывод, который мы смело можем сделать – это то, что  в деле мотивации универсальных правил и механизмов, как и неизменных, вечных констант и всегда работающих схем не бывает

Подходящие «кнуты», «пряники» и «морковки» нужно подбирать индивидуально для разных людей и разных ситуаций.

К тому же другие научные работы продемонстрировали, что на внешнюю мотивацию влияют такие субъективные характеристики человека как самооценка, локус контроля (степень уверенности в том, что я сам способен контролировать обстоятельства, влияющие на мою жизнь), самоэффективность (убеждение в том, что в сложной ситуации я смогу активно и эффективно действовать) и невротизм. К примеру, похвала будет работать в меньшей степени на людей с высокой самооценкой, чем на тех, кто ищет подтверждения своей значимости. С другой стороны, тот, у кого зашкаливает тревога или есть потребность доказать что-то, может работать усерднее и упорнее других, и его поведение легче стимулировать меньшими вознаграждениями.

Мы рассмотрели спектр различных факторов, влияющих на мотивацию, настало время подвести итоги. А еще давайте посмотрим, как можно приложить вышесказанное к жизни. Но прежде — небольшой тест на проверку того, как усвоился материал статьи:

А теперь подытожим.

Теория мотивации в классическом (ортодоксальном) бихевиоризме и необихевиоризме

Первоначально в рамках классического (ортодоксального) бихевиоризма проблемы мотивации исключались из области исследований, так как основополагающая формула «S – R» («стимул – реакция») не допускала существования иных детерминант кроме внешних стимулов. Данный подход исключает рассмотрение психики как источника активности личности, выступая в качестве совокупности автоматических, запущенных извне реакций. Переход проблематики мотивационного поведения в рамки психологического исследования сопровождался корректировками бихевиористического учения, в том числе признанием в качестве аксиомы положения о существовании внутренних побудительных сил, закрепляемых в форме потребностей и оказываемых на поведение индивида не меньшее воздействие, чем внешние стимулы. В рамках необихевиоризма этими внутренними движущими силами признавались мотивы, составившие «среднее (промежуточное) звено» между стимулами и реакциями и опосредовавшие ответ организма на выдвигаемые средой требования.

Этапы и виды

В механизме формирования биологической мотивации ведущую роль играет гипоталамус. Он запускает схему появления мотива:

  1. Выработка гормона — биологические потребности трансформируются, посылая сигналы другим системам органов. Например, возникает чувство голода.
  2. Мотивационное возбуждение — возникает потребность удовлетворить желание. Индивид стремится избавиться от чувства голода.
  3. Выбор стратегии поведения — необходимо определить дальнейшие действия. Приходится выбирать, как устранить чувство голода: выбрать готовую еду, приготовить что-то самому или поесть в кафе.

Виды:

  1. Внешняя — обусловлена обстоятельствами, не связана с конкретной деятельностью. Она может быть стимулирована извне (предложение награды) или изнутри (через управление эмоциями). Подходит для решения простых задач. Для сложной творческой работы нужен другой подход.
  2. Внутренняя — связана с сутью деятельности. Для нее нужна не материальная, а эмоциональная награда. Выполняя задачу, человек чувствует моральное удовлетворение и это уже достаточный стимул.
  3. Отрицательная — основана на желании избежать неудачи. Подавляя страх наказания, индивид испытывает отрицательные эмоции. Чтобы избавиться от них, он отказывается от деятельности. Длительная отрицательная мотивация может деморализовать человека.
  4. Положительная — основана на положительных стимулах. Индивид стремится к реализации способностей, раскрытию психологического потенциала. Увлеченность помогает достигать хороших результатов в труде.
  5. Индивидуальная — помогает удовлетворить базовые потребности. Благодаря физиологическим мотивам человек стремиться улучшать бытовые условия.
  6. Групповая — необходима для нормальной социализации. Помогает поддерживать структуру общества, занимать свое место в групповой иерархии.
  7. Познавательная — направлена на удовлетворение исследовательской деятельности. Работает в детстве, когда ребенок через игру познает окружающий мир.

Для одного и того же вида деятельности могут использоваться разные способы стимуляции. В отдельных сферах используется только один, основной вид мотива, без которого невозможно достичь цели.

Пирамида Маслоу

Далее мы увидим все пять слоев, которые составляют иерархию пирамиды Маслоу. Порядок, которым мы будем следовать, — от низшего к высшему.

Физиологические потребности

Они органические и необходимы для выживания. Они являются самыми основными, потому что до тех пор, пока они не могут быть достигнуты, будет невозможно достичь тех из более высоких слоев. Примерами этих потребностей являются еда, сон, дыхание, секс, кров …

Потребности в безопасности

Они связаны с личной безопасностью, порядком, стабильностью, которая может быть достигнута за счет доходов и ресурсов, здоровья и т. Д..

Потребность в принадлежности

Это имеет смысл, когда удовлетворяются непосредственно нижние. В этой категории мы находим любовь, привязанность, принадлежность к социальной группе; все они направлены на борьбу с чувствами, которые возникают от одиночества.

Эти потребности действительно присутствуют и глубоко укоренились в обществе, когда люди решают пожениться, создать семью, принять участие в жизни общества, вступить в клуб … Короче говоря, они связаны с жизнью в обществе..

Признание потребностей

Когда человек встречает и получает остальные предыдущие слои, появляются такие потребности, как самооценка, признание, достижение достижений, уважение к другим и т. Д..

Когда эти потребности удовлетворяются, человек воспринимает себя как ценный и уверенный в себе. В противоположном случае люди склонны развивать чувства, связанные с неполноценностью, и не дают себе ту ценность, которую они действительно имеют.

В этой категории Маслоу описал два типа потребностей в признании. Во-первых, низшие потребности, которые говорят об уважении к другим, о потребностях статуса, признания, репутации, достоинства, славы и т. Д. Высшие определяют уважение к себе, когда люди развивают такие чувства, как уверенность в себе, компетентность, независимость и свобода.

Самореализация потребностей

Последний шаг пирамиды. Эти потребности, как я уже говорил ранее, связаны с личностным ростом. Это внутренние потребности, направленные на духовное и нравственное развитие, поиск жизненной миссии, помощь, которая предоставляется бескорыстно, другим и т. Д..

ссылки

  1. Рив, Дж. (2003) Мотивация и эмоция (3-е изд.) (В. Кампос, трад.) Мексика: Макгроу-Хилл.
  2. Barberá, E. (1999). Концептуальные основы и исследование мотивации человека. Электронный журнал мотивации и эмоций.
  3. Гарридо И. (2000) Мотивация: механизмы регуляции действия. Электронный журнал мотивации и эмоций.

Историческая сводка

Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.

Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.

Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.

Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.

На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:

Мотивация — социально обусловленное образование

В течение жизни она может изменяться.
Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.. Изучение психологических теорий мотивации продолжается

Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций

Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.