Использование произведений искусства в психологическом консультировании

Содержание
  1. Методы консультирования
  2. Правила поведения консультанта
  3. Техника построения раппорта
  4. Реактивное формирование
  5. Что такое психологическое консультирование
  6. Упражнения транзактного анализа
  7. Упражнение «Отрезок моей жизни»
  8. Упражнение «Похороны»
  9. Упражнение «Вызов»
  10. Упражнение «Жизненные циклы»
  11. Упражнение «Я беру ответственность»
  12. Упражнение «Разговор с внутренними симптомами»
  13. Миф №7. Человека никто не знает лучше, чем он сам себя. И если он сам не смог разобраться в себе, в своей проблеме, то и никто не сможет.
  14. Этика в психологическом консультировании
  15. Интроекция
  16. Миф №2. Каждый человек может помочь не хуже специалиста. Этому не нужно учиться и получать диплом. Чем ходить на консультации психолога, лучше поговорить с кем-то из близких и знакомых по душам.
  17. Техники психологического консультирования
  18. Регрессия
  19. Миф №1. За психологической помощью обращаются психически «ненормальные», больные люди.
  20. Приемы и способы воздействия в психологическом консультирова­нии можно разделить на две группы:
  21. Приемы и способы воздействия

Методы консультирования

Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.

Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие каких-либо оценок со стороны специалиста. Он не позволяет себе истолковывать вслух скрытые мотивы и намерения собеседника, упрекать в ошибках или сбивать того с мысли.
  2. Психолог показывает принятие и понимание эмоций и чувств субъекта, отражая его переживания при помощи специальных приемов общения.
  3. Методика позволяет профессионалу испытывать те же мысли и чувства, что и клиент, отождествиться с ним на какое-то время, встать на его место, вникнуть в ситуацию.
  4. Приемы подстройки к дыханию, позе и движениям, использование одинаковых с собеседником репрезентативных систем при разговоре, делают возможным создать обстановку доверия, и вызвать дополнительную искренность субъекта.

Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.

Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:

  • демонстрировать направленным на собеседника доброжелательным взглядом, позой и жестикуляцией свою заинтересованность в том, что тот говорит;
  • задавая вопрос, повторять часть фразы собеседника теми же словами, или несколько переформулировав ее;
  • постоянно поддерживать беседу своими реакциями – подтверждающими внимательность кивками, словами “да-да”, “я понял”, “это интересно”, “продолжайте”.

Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался – организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.

Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.

Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:

  • свободным – когда в рамках общего плана вопросы варьируются относительно особенностей клиента;
  • стандартизированным частично – четкая стратегия и гибкая тактика;
  • стандартизированным – когда вопросы и порядок проведения однозначно указаны.

Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации – беседу.

Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.

Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.

Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:

  1. План вопросов, с помощью которых детализируются имеющиеся сведения и осуществляется побуждение личности к дальнейшему углубленному самоанализу.
  2. Техники успокаивания и ободрения, они нужны для создания доверительной атмосферы.
  3. Обобщения и перефразирования – дают клиенту лучше осознать свои мысли, установки и убеждения.
  4. Отражение чувств – сообщают субъекту, что консультант заинтересован в познании его внутреннего мира.
  5. Молчаливые паузы – помогают обратившемуся за помощью человеку глубже погрузиться в себя, увидеть собственные проблемы с разных точек зрения, оценить свои ценности, установки, чувства и реакции.
  6. Сообщение информации и интерпретаций – нужно для улучшения понимания клиентом ситуации, провоцирования его на вопросы. Они требуются, чтобы выводить в сознание субъекта все новые детали и уровни проблем.
  7. Порой психолог прибегает к умышленной конфронтации – с целью определения привычных приемов психологической защиты клиента и демонстрации ему их положительных и отрицательных сторон.

Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.

Правила поведения консультанта

1.
Фрустрация
в
психологическом консультировании
понимается
как такое состояние неудовлетворенности
клиента, которое вы­звано неуспехом
в удовлетворении необходимой потребности
или желания или несоответствием поведения
ожиданиям и сопро­вождается различными
отрицательными переживаниями:
раз­очарованием, раздражением,
тревогой, отчаянием и т. п. Неко­торые
действия консультанта, например, отказ
играть ту роль, которой наделяет его
клиент, или отказ от принятия на себя
ответственности за жизнь и разрешение
проблем клиента, вы­зывают у клиента
чувство неудовлетворенности. Использование
консультантом таких глубинных
терапевтических техник, как интерпретация
и конфронтация, также могут вызвать у
клиен­та состояние фрустрации.

Техника построения раппорта

1.
Понятие
раппорта
в
психотерапии тесно связано
с гипнозом и означает
словесный контакт гипнотизируемого с
гипнотизером. В психологическом
консультировании раппорт понимается
как завязывание
теплых личных отношений консультанта
с клиен­том и создание атмосферы
взаимного доверия,
которая
служит основой всех дальнейших
терапевтических воздействий кон­сультанта
и изменений клиента.

Функцией
раппорта является выстраивание
моста взаимоотно­шений через
реализацию консультантом позиции
принятия клиента и демонстрацию
искреннего интереса к
нему и к той, проблеме, с которой он
обратился.

2. Демонстрация
консультантом интереса к клиенту
начинается
с первых минут консультативного
взаимодействия и осуществ­ляется
следующими способами:

• приветствие;

• вводная беседа;

• невербальное
поведение консультанта;

• обстановка
кабинета;

• установки и
поведение консультанта.

Приветствие
предполагает,
что консультант проявляет искрен­ний
интерес к клиенту на стадии знакомства,
когда ведет себя вежливо и заинтересованно,
называя клиента по имени. Вводная
беседа. В
начале беседы клиент, как правило,
испыты­вает затруднения, связанные
с тревогой от посещения консуль­тации
или страхом, что его не поймут, и т. п.
Консультант с целью снятия тревоги и
других негативных чувств клиента должен
создать атмосферу доверия и принятия
в консульта­тивном пространстве. Для
этого он в течение первых несколь­ких
минут беседы может говорить об относительно
нейтральных, но не совсем уж отдаленных
от контекста консультирования вещах.

Для этого
консультант может использовать следующие
фразы и темы для беседы


упоминание
имени
клиента;
упоминание родного
города клиента;


упоминание общих
знакомых;


замечание о каких-то внешних
вещах в кабинете, обстановке
и т. п.;


отметить внешность
клиента, обратив
внимание на стиль его одежды, аксессуары,
украшения и т. п.;. —
замечания относительно погоды
и последних новостей; рассказ о своих
предыдущих делах, которые
консультант закон­чил перед встречей
с данным клиентом;


замечания относительно погоды
и последних новостей; рассказ о своих
предыдущих делах, которые
консультант закон­чил перед встречей
с данным клиентом;


упоминание статуса
клиента и
его занятий.

Существуют
следующие правила использования вводной
беседы:


если клиент не нуждается во вводной
беседе, консультант
не должен ее навязывать;


если консультант использует вводную
беседу с клиентом, то она не
должна превышать нескольких минут;


у клиента с высокой мотивацией на
получение помощи не должно создаваться
ощущения, что консультант не проявляет
уважения и интереса к его проблеме, так
как говорит о вещах малозначимых;


необходимо следовать
за клиентом и ориентироваться на его
потребности.

Невербальное
поведение консультанта в установлении
раппорта
означает:

• демонстрацию
искреннего интереса и уважения к клиенту
че­рез
свое невербальное поведение — в
своей мимике, выражении глаз, улыбке,
голосе;

• отражение
невербальных проявлений клиента, то
есть копирова­ние, подстройка
консультанта под голос, интонации,
мимику, жесты и позы клиента.

Обстановка
кабинета
оказывает
сильнейшее влияние на по­строение
атмосферы доверия между клиентом и
консультан­том.

Консультанту
необходимо обратить внимание на следующие
аспекты:

• положение
консультанта и клиента по отношению
друг к дру­гу, когда оптимальным
является незначительное, частичное
разделение пространства клиента и
консультанта каким-либо предметом, чаще
всего письменным или журнальным столом;

• клиент не должен
сидеть против света, который бил бы ему
в лицо;

• комфортная
мебель как для консультанта, так и для
клиента, в противном случае, если у
консультанта удобное кресло, а кли­енту
предложен стул, это создает ощущение
неравенства пози­ций участников.

Установки и
поведение консультанта играют
важнейшую роль в установлении раппорта.
Консультант должен обратить внимание
на следующие
профессиональные и поведенческие
установки:

• соблюдение
конфиденциальности бесед
и озвучивание
этого пра­вила клиенту;

• отсутствие
со стороны консультанта оценок клиента,
его
по­ведения или личностных черт;

• проявление
эмпатии и принятия клиента
с целью создания у него ощущения
эмоциональной теплоты того пространства,
в котором он находится;

• формирование
у клиента ощущения естественности,
неторопли­вости
процесса консультирования;

• поддержание
атмосферы доверия и
состояния контакта с клиен­том в
течение всего процесса консультирования,
а
не только на его начальных этапах.

Реактивное формирование

Как правило, замысловатость реактивного формирования и выдает его «с потрохами». Даже по внешним признакам поведение-антитеза отличается от обычного искреннего поведения: опека слишком преувеличена, общение слишком вежливое и слащавое, человек сразу и безоговорочно соглашается со всем.

Для такого клиента бывает полезным увидеть себя со стороны: глазами других людей (например близких) или в видеозаписи. Ему можно устроить небольшой индивидуальный поведенческий тренинг или же записать в соответствующую группу. Параллельно следует работать с исходной проблемой, с тем, что человек так в себе не любит или чего боится.

Что такое психологическое консультирование

Среди распространенных практик в области психологии можно выделить: тренинг, терапию, коррекцию, диагностику, профилактику, консультирование.

О консультировании впервые стали говорить в 1951 году на конференции в США. Ему отвели область психологических проблем людей, у которых отсутствуют соматические и психические заболевания.

Цели и задачи психологического консультирования отличаются от психотерапии и психокоррекции:

  1. Оно применяется более широко, чем клинические практики. С его помощью решают вопросы личности и семьи. Консультационные методики используют в менеджменте на производстве и в образовании.
  2. В отличие от психотерапевтических методов, основанных на воздействии на глубинные уровни бессознательного, психолог в основном имеет дело с ситуационными проблемами, которые решаются клиентом сознательно.
  3. Субъект находится в состоянии нести полную ответственность за свою жизнь, и консультант работает с ним через диалог. Специалист ориентируется на активизацию внутренних ресурсов личности, добиваясь от нее более вариативного поведения, способствуя выработке новых подходов и навыков.

Консультант более свободен, чем терапевт, в выборе профессиональных моделей.

Упражнения транзактного анализа

Предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений, которые используются в групповой терапии.

Упражнение «Отрезок моей жизни»

Очень простое, но эффективное упражнение. Вам дают чистый листок бумаги и предлагают нарисовать отрезок, где начало – Ваше рождение, а конец – смерть. Вам следуют точкой отметить момент, где Вы находитесь сейчас. Дают время подумать и проанализировать. Это упражнение полезно делать людям, уставшим от жизни, вечно обеспокоенным и раздражительным.

Упражнение «Похороны»

Психолог включает расслабляющую музыку и просит Вас закрыть глаза и погрузиться в себя. Просит попробовать войти в трансовое состояние и ответить на неожиданный вопрос: «Как Вы видите свои похороны, переживите их». В таком состоянии приходит понимание, боитесь ли Вы смерти и почему, насколько Вам важна жизнь и чего Вы хотите успеть добиться.

Упражнение «Вызов»

Психолог просит группу разделиться на тройки. Они садятся в круг и начинают беседовать, предварительно написав на отдельных листочках бумаги свои имена. Все эти листочки перемешиваются в темном мешочке, и психолог достает один из них.

Затем он называет имя вслух и тот, кому оно принадлежит – разворачивается спиной к своим собеседникам, прервав разговор.

Позже их просят рассказать о своих чувствах. Обычно после этого упражнения люди понимают, насколько случайны события в жизни, и как легко из нее выпасть.

Упражнение «Жизненные циклы»

Психолог предлагает человеку пережить каждый цикл жизни, который им предстоит. Обычно это старость и смерть. Они должны целыми днями жить жизнью стариков. Им предлагают гулять в одиночестве, одеваясь в одежду для старых людей, временно сделать волосы седыми, попробовать состарить голос.

У каждого из них есть примеры таких людей – их и нужно играть. Советуют даже сходить на кладбище и подумать о неминуемой смерти в одиночестве, как они постепенно теряют здоровья и уже не способны жить полноценно, боясь умереть незаметно для окружающих. Представить, как их хоронят, кто льет слезы, а кто делит наследство.

Если же это упражнение выполняет подросток – ему предлагают пожить жизнью взрослых, ходить целыми днями на работу, приходить в дом с непослушными детьми и выполнять всю домашнюю работу, не покладая рук.

Такое упражнение помогает осознать ценность каждого момента, проживать каждый жизненный цикл с мыслью, что он больше не повторится, а более того, он приближает к концу. Также это помогает быстрее осуществить поставленные цели и жить в свое удовольствие, обеспечивая себе счастливую старость с верными людьми.

Упражнение «Я беру ответственность»

Психолог предлагает после каждой фразе о себе говорить «и я беру ответственность за это». Например, «Я осознаю, что поднял свою руку, и я беру ответственность за это», «Я говорю о своих чувствах, и я беру ответственность за это», «Я не знаю, как поступить в этой ситуации, и я беру ответственность за это». Такое упражнение позволяет осознать свою значимость в жизни других людей и ответственность за каждое свое слово и действие.

Упражнение «Разговор с внутренними симптомами»

Психолог предлагает обратить внимание на свои внутренние ощущения и понять, что все это тоже сделал ты и нести ответственность только тебе. Например, при мысли о предстоящем деле в животе появился ком

Значит, нужно проанализировать эту ситуацию и понять, для чего нужен этот ком, и как от него избавиться.

Для этого нужно «поговорить» с ним и самим собой. Такой внутренний диалог позволит найти источник проблемы и пути её решения.

Занимайтесь собой, следите за своими чувствами – это обеспечит Вам гармоничную и счастливую жизнь!

Миф №7. Человека никто не знает лучше, чем он сам себя. И если он сам не смог разобраться в себе, в своей проблеме, то и никто не сможет.

У человека, смотрящего на свою проблему, так называемый,
«тоннельный» взгляд. Он видит ее сквозь призму своих взглядов,
своих моделей поведения, своих шаблонов. Поэтому люди часто
ходят по кругу и не могут выйти из проблемной ситуации
самостоятельно. Специалист поможет взглянуть на ситуацию жизни
клиента по-новому, поможет расширить рамки восприятия клиентом
его проблемы, поможет увидеть истинную причину тревожащей
ситуации и найти объективный выход.

Зачастую такая позиция свидетельствует о нежелании по-настоящему
решать проблему. Метафора для этой ситуации – физическая боль.
Можно ничего не лечить, оставить все на своих местах, и жить
потихоньку, принимая болеутоляющие средства. При этом можно
нормально существовать, но причина болезни остается и никуда не
девается. Помощь психолога в проблемной ситуации – альтернатива
постоянному приему болеутоляющих – реальное лечение того, что
болит. Чтобы и не болело, и прятать боль за болеутоляющими не
пришлось. Душевная боль, как и физическая, сигнализирует о том,
что в организме не все в порядке, и гораздо эффективней не
глушить боль, а избавляться от нее с помощью профессионала.

Этика в психологическом консультировании

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование невозможно без атмосферы доброжелательности и безопасности для клиента.

Опыт работы терапевтов и психологов содержит рекомендации по этической стороне вопроса:

  1. Разделение профессионального и личного. Нежелательным явлением считаются производственные, родственные или дружеские отношения между клиентом и консультантом.
  2. Специалист не должен действовать вместо клиента. Готовые решения в текущих ситуациях, прямые советы о том, что делать в каждом данном случае, выходят за рамки профессиональной этики консультантов.
  3. Психолог не должен ставить общественные ценности выше интересов человека, который обратился к нему за помощью. Оценка действий субъекта с уровня общей морали не позволит тому быть открытым и раскрепощенным.
  4. Недопустимы также оценки со стороны самого специалиста. Этика профессии предполагает, что клиента воспринимают таким, какой он есть.
  5. Строгая конфиденциальность встреч. Никакая информация не должна выйти за рамки отношений клиента и психолога.

Интроекция

С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. У взрослого человека этот механизм может заметно актуализироваться во время траура, при потере близкого человека. Все положительные качества умершего как бы присваиваются оставшимся в живых.

Интроекция часто встречается при депрессии.

Как и в случае с проекцией, интроекция может сильно мешать процессу консультирования. Клиент говорит, говорит про себя, про свои качества, красочно описывая то, как эти качества проявляются в реальной жизни, но потом оказывается, что все это он придумал, это не его качества, а интроецированные. Как и в случае с проекцией, если человека попросить подробнее рассказать о том, как он понимает то или иное человеческое качество, то можно заметить как он сбивается: только что рассказывал о себе, но вдруг оказывается, что он имел в виду другого человека (равно и наоборот). Удобной (если так можно выразиться) чертой такого клиента является то, что он сравнительно легко может перенять образ рассуждения консультанта, что поможет ему подняться над проблемой, научиться рассуждать более здраво.

Миф №2. Каждый человек может помочь не хуже специалиста. Этому не нужно учиться и получать диплом. Чем ходить на консультации психолога, лучше поговорить с кем-то из близких и знакомых по душам.

После таких разговоров «по душам» со знакомыми или близкими,
становится легче на какое-то время. Снимается напряжение, мы
чувствуем поддержку. Только этот эффект быстро проходит, и наше
состояние возвращается к такому же, что и было, или даже
ухудшается.

Друзья и знакомые не бывают объективны в оценке ситуации (а
порой и вовсе говорят то, что человек хочет услышать), они не
понимают всех глубинных процессов, происходящих с человеком,
рассказывающем о своей проблеме, не могут осознанно управлять
процессом психологической помощи, не могут помочь человеку
осознать истинную причину проблемы (которая обычно далека от
той, которую изначально озвучивает клиент), как сможет это
сделать профессионал. У специалиста есть свои профессиональные
инструменты для оказания психологической помощи, целый арсенал
профессиональных знаний об особенностях и закономерностях
функционирования человеческой психики. Он владеет специальными
методами выявления деструктивных моделей поведения и реакций
клиента, знает, как помочь клиенту их осознать и заменить на
более конструктивные.

Таким образом, помощь психолога профессиональна, более
эффективна, и способна реально помочь клиенту решить проблему и
изменить ситуацию его жизни к лучшему.

Техники психологического консультирования

Существуют подходящие техники для любых этапов взаимоотношений специалиста и нуждающегося в помощи субъекта. С виду незначительные вариации поведения консультанта способствуют более быстрому установлению подходящих связей:

  1. Когда профессионал проводит клиента к предназначенному месту, он сначала следует впереди, а перед дверью пропускает того первым.
  2. Чтобы настроить человека положительно, специалист по общению устанавливает раппорт – специальным образом производит благоприятное впечатление, используя для этого выражение лица, позу, жестикуляцию, управляя зоной общения.
  3. Ненавязчивая спокойная музыка, возможность некоторое время побыть одному и привыкнуть к обстановке раскрепощают клиентов, снимают психологические барьеры.
  4. При формулировании рекомендаций консультант старается не использовать директивную манеру общения, заменяя ее разъяснениями, убеждением, предоставлением клиенту информации и советами.

Регрессия

Регрессия может быть частичной, полной или символической. Частичная регрессия находит свое проявление лишь в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях и т.п. В таких ситуациях человек бессознательно возвращается в состояние, когда о нем заботились, когда он находился под полной опекой родителей, которые могли взять на себя любые его проблемы. При этом внешне поведение может выглядеть совершенно нелепо (взрослый человек, руководитель, начинает капризничать и плакать как ребенок).

В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

Специфика работы с регрессией заключается в том, что далеко не всегда психолог может заметить, что клиент склонен к этой форме психологической защиты. Ситуация психологического консультирования, хотя и заставляет иногда переживать неприятные эмоции, но сама по себе в большинстве случаев не выглядит угрожающей. И поэтому механизм регрессии не будет наглядно доступен. И из слов клиента может не быть ясным, что он иногда «впадает в детство» – просто потому, что он не будет про это рассказывать.

Миф №1. За психологической помощью обращаются психически «ненормальные», больные люди.

«Я же не псих» – так отвечают многие люди на предложение
обратиться за профессиональной помощью. Это утверждение
изначально неверно и несет в себе противоречие, так как
психологическое консультирование, по определению, адресовано
психически здоровым людям, имеющим те или иные проблемы и
трудности в различных жизненных ситуациях, и только.

С психическими отклонениями же работает врач-психиатр,
получивший специальное медицинское образование.

Таким образом, обращаться к консультанту – нормально, и не
говорит ни о каких заболеваниях у человека или серьезных
расстройств психики. Приход человека на консультацию психолога,
с целью решить проблему, измениться, понять себя и других,
говорит о желании сделать свою жизнь лучше. А это, на мой
взгляд, здорово!

Приемы и способы воздействия в психологическом консультирова­нии можно разделить на две группы:

вербальные
средства воздействия,
основанные
на специфиче­ски организованной
беседе, к
которым относятся:

— специальные
вопросы;


домашние задания с
совместно выработанной четкой инструкцией
действий;


дискуссии,
ориентированные
на принятие клиентом определен­ного
решения;


специальные
задания и упражнения, цель которых
— изменение
или углубление хода беседы, осознание
клиентом
определенных механизмов и фактов;

невербальные
средства воздействия,
целью
которых,
в первую очередь, является обеспечение
процесса консультирования как такового
и
снятие у клиента напряжения, тревожности
и фор­мирования комфорта и консультативного
контакта; к
этой группе относятся:


пространственно-временные характеристики
организации
беседы;


мимика,
жесты,
позы консультанта;


голосовые
характеристики консультанта;


эмпатия
как
выражение консультантом эмоционального
при­нятия и сопереживания.

Приемы и способы воздействия

1.
Понятие
воздействия
в психологическом консультировании
от­личается
от такового в медицинской модели
психотерапии и имеет
следующие характерные особенности:

• в
психологическом консультировании в
качестве средства воз­действия не
применяется гипноз;

• воздействие
оказывается из
позиции «личность — личность» и
не подразумевает пассивного восприятия
клиентом
манипуляций и действий консультанта,
терапевта;

• целью
средств
воздействия, которые использует
психолог-консультант в процессе
консультирования, является
стимули­рование клиента к активности
в
консультативном пространст­ве, а
также формирование
у него активной жизненной позиции,
ответственности за себя, осознанности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.