ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Введение.
Психология религии и религиозная психология.
Методология психологии религии.
Психология религии в структуре религиоведения.
Психология религии в структуре психологии.
Выводы.
Литература.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ В РОССИИ
Введение.
XVII век.
XVIII век.
XIX век.
Начало XX в.
Конец XX и начало XXI в.
Основные выводы.
Заключение.
Литература.
ГЛАВА 3. ОРГАНЫ ЧУВСТВ В ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Разминка.
Введение.
Ведущая афферентация.
Зрение – слух: Запад – Восток.
Кинестетика – Россия.
Осязание – язычество.
Синестезия.
Сенсуалистический подход к органам чувств.
Христианский подход к органам чувств.
Хранение органов чувств.
Видения, откровения и духовное чувство.
Экспериментальное изучение.
Краткие итоги.
Литература.
Приложение 3. 1. Значение обоняния в религии и обычной жизни.
Приложение 3. 2. Религия слуха: рок-н-ролл.
Приложение 3. 3. Зрение и слух: телевидение и реклама.
Приложение 3. 4. Библия об органах чувств.
ГЛАВА 4. ФЕНОМЕНЫ СХЕМЫ ТЕЛА В ПСИХОЛОГИИ И РЕЛИГИИ
Введение.
Развитие схемы тела в онтогенезе.
Границы схемы тела.
Подвижность границ схемы тела.
Связь психики и тела через схему тела.
Развитие схемы тела в филогенезе.
Субъект-объект и схема тела.
Структура схемы тела.
Интро- экстравертированность и схема тела.
Экстаз.
Феномен двойника.
Соблазн бездуховной интроверсии.
Феномен сердца: сравнительный анализ.
Работа со схемой тела.
Заключение.
Краткие выводы третьей и четвертой глав.
Приложение 4. 1. Сердце: избранная библиография.
Приложение 4. 2. Религиозная символика правого и левого.
Приложение 4. 3. Религиозная символика одежды и обуви
ГЛАВА 5. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И РЕЛИГИЯ
Введение.
Психические состояния в психологии и в религии.
Эмоции, чувства и настроения.
Религиозные чувствования (переживания).
Внешнее благочестие и душевное расположение.
Сон и сновидения.
Измененные состояния сознания.
Экстаз, нирвана, самадхи.
Благодатные состояния.
Состояние прелести.
Заключение.
Литература.
Приложение 5. 1. Психофармакология, наркомания и религия.
Приложение 5. 2. Вредные привычки.
Приложение 5. 3. Виртуальные состояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Христианская литература.
Христианство и психология.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Смотровой текстовый вариант книги.
Вы здесь
Зенько Ю. М.
Зенько Юрий Михайлович, психолог, преподаватель Свято-Сергиевской православной богословской академии.
Работы автора
Зенько Ю. М. Бог, человек и мир как основные методологические понятия христианской антропологии // Acta eruditorum. Вып. 5. – СПб., 2008, с. 26-30.
Зенько Ю. М. Евангельское понятие любви-αγαπη и актуальные проблемы христианской антропологии и психологии // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. Вып. 4. – СПб., 2007, с. 140-146.
Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 4. СПб., 2000, с. 19-24.
Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. – СПб., 2001, с. 123-126.
Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007.
Зенько Ю. М. Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 11. – СПб.: СПбАППО, 2007, с. 21-25.
Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. – СПб., 2001, с. 126-128.
Зенько Ю. М. Современная психология и святоотеческий духовный опыт // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб.: СПбАППО, 2005, с. 105-110.
Зенько Ю. М. Современная христианская психология и антропология в России. История и библиография // Московский психотерапевтический журнал. 2008, № 3, с. 145-188.
Зенько Ю. М. Современное образование, психология и христианство // Знаменские чтения 2000-2004. Сборник материалов. – СПб., 2006, с. 270-275.
Зенько Ю. М. Трехвековой диалог психологии и религии в России // Христианское чтение. 2000, № 19, с. 82-164.
Зенько Ю. М. Христианское определение понятия и феномена личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 10. – СПб.: СПбАППО, 2006, с. 108-112.
Зенько Ю. М. Христианство и современная психология // Хрестоматия по православной психологии. – Новосибирск, 2005, с. 21-26.
Зенько Ю. М. Христианство и фундаментальные вопросы психологии // Психология XXI века. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008, с. 29-31.
Зенько Ю. М. Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии (и пример его применения к проблеме состава человеческого существа) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. Педагогика. Психология. 2006, № 2, с. 167-182.
В соавторстве:
Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. Аудиозапись курса. – СПб.: РХГА, Кафедра психологии, /2009/.
Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005.
Составитель:
Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник. Сост. и ред. Ю. М. Зенько. – СПб.: Речь, 2009.
Зенько Ю. М. Трехвековой диалог психологии и религии в России.
вс, 02/27/2011 — 22:48 — Вячеслав Румянцев
Откуда пошла есмь психология в земле русской? – Ответить на этот вопрос оказывается намного тяжелее, чем на аналогичный вопрос о психологии европейской. Это и понятно: до самого последнего времени эта тема находилась под идеологическим запретом, и до сих пор она не получила должного освещения. В такой ситуации в первую очередь необходим непредвзятый источниковедческий анализ материала, анализ, по возможности свободный от искажений советскими стереотипами мышления и догмами «воинствующего атеизма».
вс, 02/27/2011 — 22:44 — Вячеслав Румянцев
Надо заметить, что так или иначе на антропологические темы писали очень многие св. отцы, поскольку антропологические идеи использовались в христианстве при обращении к самым разным богословским вопросам. Мы остановимся на основных святоотеческих антропологических работах и на авторах, мысли и идеи которых наиболее важны с антропологической точки зрения.