Самоактуализация по маслоу: почему достичь последней стадии пирамиды сложнее, чем кажется

Как составлен новый тест по пирамиде Маслоу

Сначала Кауфман провел онлайн-опрос, используя 17 качеств, которые, по мнению Маслоу, присущи самоактуализированным людям. Он пришел к выводу, что семь из них неуместны и не коррелируют с остальными, и сократил число основных качеств до 10.

Затем он скорректировал некоторые из оригинальных описаний и составил современный опросник из 30 утверждений — по три для каждой из 10 оставшихся черт:

  • сохраняющаяся свежесть восприятия;
  • принятие;
  • естественность;
  • самообладание;
  • целеустремленность;
  • эффективное восприятие реальности;
  • человеколюбие;
  • пиковые переживания;
  • моральная интуиция;
  • креативность.

Потребность в самоактуализации

Согласно теории Карла Роджерса, потребность в самоактуализации заложена с самого рождения в каждом человеке. Подсознательно мы все стремимся к тому, чтобы стать целостной и независимой личностью. Психолог считал, что никакие обстоятельства не могут подавить стремление к самоактуализации, и как только сложатся подходящие условия, оно вырвется наружу.

По мнению Маслоу потребность в самоактуализации проявляется как внутренняя нужда в саморазвитии, самовыражении, самореализации и идентичности. Процесс самоактуализации отвечает биологической предопределенности индивида. Способности (обусловлено биологически) выдвигают потребности. И пока способности нераскрыты, человек будет испытывать неудовлетворенность, чувствовать внутреннюю тягу к тому, что поможет раскрыть эти способности. Выраженные способности дарят чувство удовлетворенности от осознания проявлений потенциала.

Давайте рассмотрим, что такое потребность в самоактуализации на примерах.

Примеры

Отличный пример потребности в самоактуализации – это открытие бизнеса. Например, однажды девушка осознает, что работа в офисе 5/2 и выполнение однотипной бумажной работы не приносят ей радости. При этом она понимает, что ей нравится рисовать, у нее это неплохо получается. Внутренняя сила заставляет ее проанализировать рынок профессий, там она находит профессию дизайнера. Она понимает, что могла бы им стать. Дальше внутренняя сила заставляет ее найти подходящие курсы, девушка составляет список качеств, которые ей нужно развить в себе, и пошаговый план достижения цели – работа дизайнером (открытие ИП).

Другой пример. Уже несколько лет мужчина сидит дома без работы, перебивается какими-то подработками, не требующими специальных навыков. Он ненавидит себя и всех, кто его окружает. Он чувствует, что хочет и может достичь большего. Он хочет быть по-настоящему полезным обществу, вдохновлять, направлять. В то же время он не знает, что ему делать, а еще он боится общества. Внутренняя сила (потребность) заставляет обратиться к психологу, чтобы избавиться от психологических проблем. После сеансов психотерапии и профессионального обучения мужчина сам становится психологом. Ему это нравится, он полезен обществу.

МЕТОД ОТБОРА ИСПЫТУЕМЫХ

Я отбиpал испытуемых из числа своих знакомых и дpузей, а также из общественных деятелей и истоpических пеpсонажей. Кpоме того, я пpовел скpининговое исследование на тpех тысячах студентов колледжа, но только один из них стал моим испытуемым, и еще десяток студентов или около того я отнес к pазpяду потенциальных испытуемых («pастущие личности»).

Исходя из этого, я вынужден был заключить, что самоактуализация в том виде, в каком она обнаpуживается у людей стаpшего возpаста, для молодых, pазвивающихся людей в нашем обществе, пpактически невозможна.

В соответствии с этим заключением, я несколько упpостил задачу и совместно с Е.Раскиным и Д.Фpидманом начал искать сpеди студентов колледжа относительно здоpовых людей. Мы опpеделили для себя, что отбеpем 1% студентов этого колледжа, отличающихся особым здоpовьем. Чеpез два года мы были вынуждены пpеpвать наше исследование, но, даже не будучи завеpшенным, оно позволило нам получить большое количество данных, ценных для клинической пpактики.

Мне бы хотелось пpивести в качестве пpимеpа идеального испытуемого какого-нибудь геpоя литеpатуpного пpоизведения, но мне так и не удалось найти сpеди них геpоя нашего вpемени и нашей культуpы (и этот факт сам по себе наводит на pазмышления).

Исходное клиническое опpеделение самоактуализиpованной личности, на базе котоpого мы отбиpали испытуемых, состояло из позитивного и негативного кpитеpиев. В качестве негативного кpитеpия мы избpали отсутствие невpозов, психозов, психопатических чеpт хаpактеpа, а также выpаженных невpотических или психопатических тенденций. Каждый случай психосоматического заболевания исследовался нами отдельно — подpобно и тщательно. Всегда, когда это было возможно, мы использовали тест Роpшаха, но очень скоpо поняли, что он больше подходит для выявления скpытой психопатологии, чем для диагностики здоpовья. В качестве позитивного кpитеpия мы пpиняли наличие пpизнаков самоактуализации этот набоp симптомов до сих поp точно не опpеделен. В самом общем виде мы опpеделяли самоактуализиpованного человека как индивидуума, сумевшего pеализовать свои таланты, способности, потенции. Самоактуализиpованный человек постоянно находится в пpоцессе самовоплощения, глядя на него, хочется вспомнить пpизыв Hицше: «Так стань же тем, кем можешь стать!». Эти люди pазвивают или pазвили потенции, заложенные в их пpиpоде, и идиосинкpатические, и общевидовые потенции.

Препятствия к самоактуализации

Если самоактуализация — это врожденный потенциал, то почему он не развивается у всех? Человеческие существа постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых должны выбирать между ростом и безопасностью. Выбор безопасности взывает к себе, но только выбор роста приближает нас к самоактуализации. Если мы думаем не об опасностях роста, а о позитивных влечениях и о возможной скуке вместо социального одобрения того, что представляется безопасным выбором, то наши выборы чаще будут продвигать нас в направлении самоактуализации. Родители, чтобы побудить детей к такому выбору, должны иметь мудрость избегать как гиперопеки (которая ориентирует детей к безопасности), так и чрезмерного одобрения (которое фокусирует ребенка на чужом мнении вместо собственного переживания). Когда все идет хорошо, ребенок открывает, что выбор роста предлагает развлечение, а выбор безопасности приводит к скуке. В обстоятельствах не столь идеальных выбор роста кажется опасным, а выбор безопасности сулит одобрение (рис. 2).

Выбор между безопасностью и ростом. По Maslow, 1962

Этот постулат подтверждается исследованием, которое сообщает о более низких уровнях подверженности скуке по шкале самоотчета среди студентов с высокими показателями Краткого индекса самоактуализации (McLeod & Vodanovich, 1991).

Помимо этой внутрипсихической тяги к самоактуализации есть и другие причины, по которым самоактуализация встречается не часто. Потребности высшего порядка развиваются лишь тогда, когда благоприятные внешние условия (такие, как адекватное питание и жилье) позволяют удовлетворить более ранние потребности. Кроме того, потребности высшего порядка слабее потребностей низшего порядка, поэтому им приходится соперничать с ними.

Внешние силы могут затмить наши внутренние мотивации с большей легкостью, чем мотивации у животных.

Чтобы подчеркнуть слабость людских инстинктов, Маслоу (Maslow, 1955,1965) снабдил их окончанием -оид, назвав инстинктоидами. Слабость высших инстинктоидных импульсов означает, что порой они оказываются неадекватными и не ведут нас к полноценной самоактуализации.

Кроме того, люди порой обладают комплексом Ионы, что означает их убежденность в невозможности сделать нечто очень важное и, таким образом, устранение от полноценной реализации своего потенциала. Маслоу (Maslow, 1976) упрекал своих учеников за отсутствие в них стремления сделать важный вклад в развитие сфер их деятельности

Он спрашивал их: «Если не вы, то кто?» Он предупреждал, что крах устремления к высшему потенциалу, самоактуализации, оставит их глубоко несчастными.

Характеристики самоактуализирующихся людей

1.Более эффективное восприятие реальности.

2.Принятие себя, других и природы.

3.Непосредственность, простота и естественность.

4.Центрированность на проблеме.

5.Независимость: потребность в уединении.

6.Автономия: независимость от культуры и окружения.

7.Свежесть восприятия.

8.“Вершинные” или мистические переживания (“пик-переживания”, экстатические состояния).

9.Общественный интерес.

10.Глубокие межличностные отношения.

11.Демократичный характер.

12.Разграничение целей и средств.

13.Философское чувство юмора — предпочтение философского, доброжелательного юмора, в силу которого самоактуализирующийся человек часто кажется довольно сдержанным и серьезным.

14.Креативность, способность к творчеству.

15.Сопротивление окультуриванию .

Раскроем содержание наиболее значимых из приведенных характеристик, которым сам Маслоу уделял наибольшее внимание. Самоактуализирующиеся личности наделены особой убежденностью и не склонны поддаваться чуждому влиянию или давлению извне; они верны себе и способны сохранять автономию даже по отношению к самым распространенным и общепринятым социальным стереотипам

Это однако не означает открытой конфронтации с обществом: особенность самоактуализирующихся людей в том, что, будучи восприимчивы к культурным нормам и ценностям, они не столь податливы и конформны, как “подавляющее” большинство, и способны сохранить и отстоять независимость взглядов и действий. “Эмпирически установленный факт, что люди с высокой степенью самоактуализации гораздо реже основной массы людей сомневаются в себе, меньше размышляют о том, правильно или неправильно они поступают. Их нисколько не смущает, что 95 % человечества поступает иначе… эти люди обнаружили тенденцию к одинаковой оценке фактов, того, что хорошо и что плохо, как если бы они ощущали некую высшую реальность, лежащую за пределами человеческого сознания, а не основывали свои оценки на житейском опыте, который, как известно, зачастую страдает однобокостью и предвзятостью”

Самоактуализирующиеся личности наделены особой убежденностью и не склонны поддаваться чуждому влиянию или давлению извне; они верны себе и способны сохранять автономию даже по отношению к самым распространенным и общепринятым социальным стереотипам. Это однако не означает открытой конфронтации с обществом: особенность самоактуализирующихся людей в том, что, будучи восприимчивы к культурным нормам и ценностям, они не столь податливы и конформны, как “подавляющее” большинство, и способны сохранить и отстоять независимость взглядов и действий. “Эмпирически установленный факт, что люди с высокой степенью самоактуализации гораздо реже основной массы людей сомневаются в себе, меньше размышляют о том, правильно или неправильно они поступают. Их нисколько не смущает, что 95 % человечества поступает иначе… эти люди обнаружили тенденцию к одинаковой оценке фактов, того, что хорошо и что плохо, как если бы они ощущали некую высшую реальность, лежащую за пределами человеческого сознания, а не основывали свои оценки на житейском опыте, который, как известно, зачастую страдает однобокостью и предвзятостью” .

Иными словами, самоактуализирующийся человек находится в гармонии со своей культурой,

сохраняя при этом определенную внутреннюю независимость от нее.

Маслоу утверждал, что самоактуализирующиеся люди часто переживают моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза. В такие моменты люди настолько погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство времени и места. По наблюдениям Маслоу, люди, испытавшие вершинные (или пиковые) переживания, полагают, что произошло нечто очень

Виктор Франкл – величайший духовный учитель и узник концентрационного лагеря

Виктор Франкл – это психотерапевт, с которыми искали встречи гуманисты всего мира: начиная от Ясперса и Хайдеггера и заканчивая политическими лидерами разных стран. 31 книга Франкла переведена на несколько десятков языков. Франкл – один из самых великих духовных учителей, который помог миллионам людей найти жизненный смысл. Он сумел прожить долгую жизнь – с 1905 по 1997 годы. И годы с 1942 по 1945 были тем временем, которое Франкл провел в ужасающих условиях нацистских концлагерей. Еще до разгара войны ученый начал разрабатывать теорию о смысле человеческой жизни. Эти идеи прошли жестокую проверку и получили свое подтверждение. Больше всего шансов выжить в немыслимых условиях было не у тех, кто обладал хорошим здоровьем, а у тех, кто знал, ради чего ему жить. Главная идея психотерапии Франкла была такой: если у человека отсутствует жизненный смысл, это служит причиной множества неврозов.

Франкл был убежден, что люди способны к самоактуализации даже при ограниченных и тяжелых жизненных обстоятельствах. Эту возможность психолог объяснял двумя способами. Во-первых, человек может быть трансцендентен самому себе – то есть, он может найти смысл жизни за пределами себя самого. Во-вторых, каждый также способен отстраниться от ситуации, смотреть на себя со стороны. Гуманистические теории развития личности, каждая по-своему, рассматривают проблему смысла жизни человека. Но теория Франкла выражает ее особенно ярко.

Какой смысл жизни имел сам Виктор Франкл? Попав в концлагерь, он взял с собой рукопись своей теории. Его задачей было сохранение, а затем – восстановление этого черновика, когда он был утрачен. А также до самого выхода из концлагеря Франкл не оставлял надежды еще раз увидеть свою супругу. Но она, как и многие миллионы, погибла. Когда в 1945 году он вышел на свободу, то узнал, что все его родные погибли. Но даже при этом Франкл не ожесточился. Пять лет он выпускал свои книги, в которых писал о смысле жизни, о том, как его найти и сохранить.

Развитие самоактуализации

Сегодня в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встаёт более остро и качественно новым образом

Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному самосовершенствованию. Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Самоактуализация как процесс

Большинство людей достигают 3 или 4 уровня и останавливаются на этом. У них есть жилье, стабильная работа (правда, не всегда любимая), друзья и семья, хобби. Они плывут по течению и, вроде бы, довольны собой и своей жизнью. Казалось бы, все хорошо, но иногда накатывает тоска, а потом отпускает. Почему не получается выйти на новый уровень, что затрудняет процесс самоактуализации?

Взять себя и свою жизнь в собственные руки действительно непросто. Однако инструкция уже есть, эти условия для самоактуализации выделил А. Маслоу:

  1. Осознанное и полное проживание любых событий. Нельзя уходить от проблем, подавлять негатив или делать вид, что ничего не случилось, если что-то вас не устраивает.
  2. Признание того, что у человека есть выбор, использование этой особенности. Каждый день в каждой сфере жизни мы делаем десятки выборов. Ничего не делать или плыть по течению, снова и снова откладывать что-то на завтра, терпеть – это тоже выбор. Но устраивает ли он вас на самом деле?
  3. Изменение отношения к ответственности. Выбор всегда связан с ответственностью. Многие люди предпочитают бездействовать из-за того, что боятся отвечать за свои поступки. Нужно осознать, что возможность нести ответственность за себя и других – это плюс, а не минус.
  4. Где есть ответственность и выбор, там есть свобода, независимость. Именно этого хочет человек, у которого вроде бы все хорошо, но иногда что-то гложет изнутри. На самом деле он не может мыслить и поступать свободно, он заперт в узких рамках. Это и делает его несчастным, сдерживает потенциал личности.
  5. Доверие к себе, любовь к себе, самопринятие. Не все люди готовы откровенно поговорить сами с собой, признаться в том, что им что-то не нравится в себе, что что-то влияет на них извне.
  6. Признание проблем (психологических, соматических, социальных и т.д.) и работа над ними.
  7. Беспрерывное творчество. Это не только рисование, пение или музыка. Творчество – это придумывание чего-то нового, оригинального. Для этого есть место в любой сфере жизни.

ОТ АВТОРА

Исследование, о котоpом пойдет pечь в этой главе, во многом необычно. Оно не планиpовалось так, как обычно планиpуются научные исследования, оно не было пpодиктовано каким-то социальным заказом, я пpовел его из чистого любопытства, желая pазpешить те нpавственные, этические и научные пpоблемы, котоpые волновали меня в ту поpу. Мне хотелось откpыть нечто новое для себя, я вовсе не думал удивить миp или доказать что-то своим недpугам.

Однако совеpшенно неожиданно для меня pезультаты этого исследования оказались столь впечатляющими, содеpжали в себе столько инфоpмации, что я считаю необходимым pассказать о нем, даже несмотpя на все его методологические изъяны.

Есть еще одно сообpажение, котоpое заставляет меня вынести на суд общественности pезультаты этого сугубо пpиватного исследования. Мне думается, что пpоблема психологического здоpовья настолько актуальна сейчас, что любые пpедположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые споpные, могут иметь огpомную эвpистическую ценность. В пpинципе, такого pода исследования очень сложны, сложны именно потому, что исследователю в этой области особенно сложно избежать влияния своих собственных взглядов, пpедубеждений и заблуждений. Hо если и дальше ждать абсолютно точных, надежных, достовеpных данных, то мы pискуем никогда не сдвинуться с меpтвой точки. Я убежден, что нам не остается ничего дpугого, как безбоязненно шагнуть в неизвестность, в полную темноту и на ощупь бpести в ней, избиpая то одно, то дpугое напpавление, пока в конце концов впеpеди не забpезжит свет. У нас есть только один выбоp — либо тащиться, либо бездействовать, отказаться от исследования пpоблемы. Убедив себя подобными аpгументами, я выношу на суд читателя pезультаты своего исследования, питая надежду, что они пpольют некотоpый свет на поставленную пpоблему, и пpиношу все необходимые извинения тем, кто озабочен в пеpвую очеpедь пpоблемами валидности, надежности или pепpезентативности.

Минусы теории потребностей Маслоу

Как и всякая другая теория, пирамида Маслоу не лишена недостатков. К числу основных можно отнести следующие:

  • Отсутствие эмпирических исследований в поддержку этой теории.
  • Субъективный отбор исследуемых личностей. Ученого при проведении исследования интересовали только успешные, здоровые и активные люди вроде Элеоноры Рузвельт или Альберта Эйнштейна. Но ведь нельзя сказать, что их поведение типично для большинства людей.
  • Отсутствие надежных количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности человека.
  • Теория не объясняет, почему даже после того, как некоторые потребности человека были удовлетворены, они все равно дают ему мотивацию для каких-то дальнейших действий.
  • Некоторые мотивационные факторы затрагивают сразу несколько уровней. Например, такая распространенная мотивация как получение личной выгоды затрагивает не только физические потребности, как можно было бы подумать, но и потребности в безопасности и даже в определенном смысле – в уважении.
  • Невозможность с позиций этой теории объяснить мотивы неординарных поступков людей. В истории человечества всегда были люди, которые проявляли самоотверженность даже тогда, когда это явно противоречило их интересам. Причем настолько, что ставило под угрозу само физиологическое существование или хотя бы безопасность – те две потребности, которые с точки зрения Маслоу являются базовыми. Джордано Бруно, религиозные мученики, подвиги солдат, которые в бою жертвуют собой ради товарищей – все это в пирамиду потребностей не укладывается.
  • Сама иерархическая лестница потребностей в этой системе является недостатком. В частности, согласно Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности, как бы передвигаясь снизу вверх. Это означает, что пока человек не удовлетворит все свои физиологические потребности, он не будет удовлетворять эстетические (этому противоречит зачастую поведение творческих людей, которые могут долго работать над своим произведениям, не отвлекаясь даже на еду).

Дальнейшие исследования показали, что хотя сам Маслоу допускал, что порядок в его иерархии может меняться, на практике сам иерархический принцип является сомнительным, поскольку большинство людей стремится к тому, чтобы удовлетворить все или хотя бы несколько потребностей одновременно.

35.Хар-ки самоактуализирующихчя людей.

представляют
собой «цвет» человеческой расы, ее
лучших представителей

1.
восприятия реальности. повышенное
внимание, ясность сознания, сбалансированность
всех способов познания действительности

2.
принимать себя, др и мир в целом такими,
какими они есть на самом деле. 
отсутствии
иллюзий. руководствуется научным здравым
смыслом, трезвыми мнениями. 
3.
Повышенная спонтанность. 

отсутствие комплексов неполноценности,
боязни показаться смешным, нетактичным,
профаном, простота, доверие к жизни. 
4.
сосредоточиваться на проблеме
:
упрямство, упорство, вгрызание в проблему
и способность ее рассматривать и
обсуждать с др и наедине с собой. 
5.
отстраненность и явное стремление к
уединению.
 душевная
сосредоточенность, диалог с самим собой,
работать внутри себя, воспитывать свою
душу, разговор с Богом. 
6.
автономность и противостояние приобщению
к какой-то одной культуре.
 
Регулятором поведения- кодекс поведения,
выработанный с высшим началом в себе.
многовариантность поведения самостоятельное
видение жизни. 
7.
свежесть восприятия и богатство эмоц
реакций.
 единство
эмоц, интел и физ сфер, брать лучшее из
всех них. 
8.
частые прорывы на пик переживания. 
моменты
осознания, озарения, откровения.
открываются тайны и смыслы бытия. 
9.
отождествление себя со всем родом
человеческим.
 Всечеловечность,
чувство единства. Неповторимость людей
есть основание для близости. 
10.
Изменения в межличностных отношениях.
 нет
страха, зависти, потребности в одобрении,
похвале привязанности. награду находят
внутри себя. 
11.
демократичная структура характера.
 
вокруг себя островки сотрудничества,
собрание незаменимых специалистов. 
12.
Высокие творческие способности.
 
13.
Определенные изменения в системе
ценностей.
 положительный
настрой, положительной жизненной
философией, системой ценностей. 
14.
Креативность.
 способностью
к творчеству.
15.
Сопротивление окультуриванию
.
мышление и поведение не поддается соц
и культурному влиянию.

Теория самоактуализации Маслоу

Почему не все люди доходят до уровня самоактуализации? Все дело в пирамиде потребностей, которую определил Маслоу. Переход на новый уровень невозможен без удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Рассмотрим кратко теорию самоактуализации по Маслоу.

Уровни пирамиды потребностей:

Уровень (от низшего к высшему) Характеристика
Физиологический На этом уровне расположена потребность в еде и воде, сексе, сне, хорошем здоровье и т.п. В эту группу входит все то, без чего человек умрет, то, что помогает ему существовать как организму. Это уровень животного.
Потребности в безопасности В эту группу потребностей входит желание иметь удобное и постоянное жилье, стабильную работу, уверенность в завтрашнем дне. А также к этому уровню относится психологический комфорт, отсутствие стрессов и угроз для физического или психического здоровья, жизнь в стабильном обществе и т.п. Это уровень животного, плавно переходящего в социальное.
Социальный Потребность в уважении, принятии, семье, друзьях, общении, социальном взаимодействии. В широком смысле это можно определить как потребность в обществе. Это уровень социального.
Самооценки Потребность в самоуважении, самопринятии. На этом уровне человеку становится важнее, что он думает о себе, а не что думает о нем общество. Он хочет гордиться собой, стремится к комфорту и внутренней гармонии, любви к себе и тотальному самопринятию.
Самоактуализации Потребность в творческом самовыражении и социальной активности. На этом уровне человек старается объединить два предыдущих этапа, то есть он ищет баланс между личным и общественным, он учится быть собой в условиях социума. Ему все еще важна гармония с собой, но при этом он ищет такие способы самовыражения, которые будут приняты и оценены обществом, полезны ему.
  1. Жизнь «здесь и сейчас». Не каждый человек понимает, что происходит вокруг него и внутри него. Нужно учиться проживать и понимать каждую минуту.
  2. Всегда выбирать рост, то есть опыт и обучение чему-то новому. Это тесно связано со страхом неизвестности.
  3. Жить, а не существовать. Человек должен делать то, что ему нравится, и не делать то, что не нравится. Нельзя жертвовать своими интересами ради других людей.
  4. Быть честным с собой и другими, уметь нести ответственность.
  5. Доверять себе, своим порывам и чувствам, а не тому, что якобы принято в обществе.
  6. Постоянно развивать свои способности, превращать их в таланты.
  7. Перерождение. Пик переживаний, при котором человек меняет отношение к себе и другим людям.
  8. Выявление и устранение подсознательных защитных механизмов (проекция, вытеснение, рационализация и прочее), выработка осознанного поведения.

Важно! Согласно теории самоактуализации А. Маслоу, только тот человек, который достиг высшего уровня, считается гармоничной, здоровой, зрелой личностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.