Психолог — компетенция, стоимость, область работы, направления помощи

Причина разделения людей на типы

В психологии принято выделять типы людей, разделяя их на группы, в зависимости от поведенческих реакций, эмоциональных проявлений, склонности к возбудимости и интеллектуальных способностей. Существует множество онлайн тестов, позволяющих оценить темперамент или характер, помогающих определить, как человек поведет себя в нестандартной критической ситуации.

Обратите внимание! Данными опросов пользуются при приеме на работу, чтобы понять, подходит ли соискатель на выбранную должность. Полезно замечать человека, которого называют «нарциссом»

С ним тяжело работать, ведь он никого не видит вокруг, не уважает чужое мнение.

Некоторые опираются на данные тестов, чтобы найти вторую половинку. Разработаны теории о совместимости людей, обладающих схожими или различными чертами характера, социальными установками.

Для подбора сотрудников важно оценить взаимосвязь между инициативой и ответственностью, оценить активность людей. Опираясь на этот признак, Ксения Александровна Славская, психолог и философ, создала классификацию видов личности, где, например, к гармоническому типу относились люди, предлагавшие план действий и отвечающие за его выполнение

Созерцательные – выдвигали идею, но справиться с ней самостоятельно не могли. Типология личности применяется педагогикой с целью исключить конфликты, нормализовать атмосферу в коллективе.

Детский коллектив

Дополнительная информация

Существует направление в психологии, изучающее коррупционное поведение, это важно при допросе подозреваемых. Краткая характеристика таких разновидностей личности – использование методов психологической защиты, быстрота в принятии решений, чувство безнаказанности

Виды психологов

В зависимости от практического применения психологических знаний, психолог может быть:

  • Педагогом-психологом. Является сотрудником образовательного учреждения, следит за поведением и психологическим развитием детей и занимается их социальной адаптацией. Работающего в школе педагога-психолога называют школьным психологом.
  • Семейным психологом. Этот специалист занимается оказанием психологической помощи людям, у которых имеются постоянные эмоционально-сексуальные отношения, а также проводит консультирование при наличии проблем в отношениях между детьми и родителями.
  • Детским психологом, который занимается работой с детьми. Этот специалист помогает детям преодолевать появляющиеся психологические трудности и налаживать контакт со взрослыми (обычно в психологическую работу включается не только ребенок, но и его родители).
  • Подростковым психологом – специалистом, который работает с детьми, достигшими пубертатного возраста (с 12 до 18 лет).
  • Криминальным психологом, который занимается исследованием причин, толкающих человека на совершение преступлений. Этот специалист занимается также оценкой риска рецидива и выдвижением обоснованных предположений о возможных действиях преступника после совершения преступления.
  • Спортивным психологом – специалистом, который изучает психическую деятельность человека в процессе спортивных тренировок, командного взаимодействия, подготовки и выступления на соревнованиях и т.д. Спортивный психолог проводит психологический отбор будущих чемпионов в конкретном виде спорта, занимается спортивной профориентацией, учитывает индивидуальные качества спортсмена и помогает формировать необходимые для победы качества и умения.
  • Психологом-сексологом. Этот специалист помогает парам решать проблемы сексуальных взаимоотношений немедицинского характера.
  • Военным психологом – специалистом, который изучает психологические проблемы подготовки военнослужащих, занимается отбором и классификацией кадров, определяет при помощи тестирования интеллектуальные и эмоциональные характеристики военнослужащих, а также участвует в разработке новых методов командования.
  • Медицинским психологом (клиническим психологом). У этого специалиста помимо психологического образования есть также образование медицинское. К сфере деятельности медицинского психолога относится не конкретное заболевание, а личность пациента – он занимается психологическим консультированием и психологической коррекцией пациентов, проводит психотерапевтические мероприятия и психологическую реабилитацию.
  • Социальным психологом – специалистом, который сосредоточен на исследовании отношений людей в социуме (среди друзей, в кругу семьи, коллег и т.д.). Помогает формировать или восстанавливать утраченные навыки социального общения, позволяющие нормально функционировать в обществе.
  • Перинатальным психологом – специалистом, который помогает женщине подготовиться к материнству, учит внутриутробному общению с ребенком и помогает паре подготовиться к родам.

Отдельно выделяют женского психолога – специалиста, который занимается проблемами, свойственными женщинам (феминизм, материнство и т.д.).

Задачи, решаемые практической психологией

Все области психологии, обслуживающие практику, объединяются под названием практическая психология, цель которой заключается в оказании помощи человеку, переживающему сложности.

Практическая психологическая помощь нужна человеку в ситуации кризиса или конфликта, в выборе профессионального пути, человеку, испытывающему психологические проблемы, детям с нарушением поведения и родителям, коллективам, профессионально связанным, руководителям для организации деятельности коллектива и др.

Замечание 2

Существуют три уровня задач, которые решает практическая психология – это научно-исследовательские, прикладные, практические задачи.

Круг деятельности психолога-практика очень широкий, ему приходится проводить психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, как отдельной личности, так и группы, оказывать психологическую помощь конкретному человеку, проводить психопрофилактические мероприятия и др.

В деятельности практического психолога существует пять направлений:

  1. психопрофилактика по предупреждению дезадаптации персонала или детей в школе, создание благоприятного климата и проведение мероприятий по снятию психологической перегрузки;
  2. психодиагностика, цель которой заключается в сборе психологической информации о человеке или группе;
  3. психологическая коррекция с целью воздействия на те или иные сферы психики клиента для приведения её показателей в соответствие с возрастом;
  4. психологическое консультирование для обеспечения человека необходимой психологической информацией с целью преодоления жизненных трудностей;
  5. психотерапия в рамках психологической модели, чтобы оказать помощь клиенту в продуктивном изменении его личности при серьезных психологических проблемах.

Рисунок 1.

Среди всех направлений наиболее стандартизированной является психодиагностика, а наименее – психологическое консультирование и психотерапия, т. к. для них необходим творческий подход психолога и поиск неординарных решений в каждом случае.

Психолог вскрывает сущность процесса отражения в мозгу человека объективного мира, выясняет регулировку действий человека, развитие психической деятельности и формирование психических свойств личности.

Психология устанавливает закономерности познавательных процессов и способствует научному построению процесса обучения. Психология, зная закономерности формирования личности, помогает педагогике в построении правильного процесса воспитания.

Практические психологи, таким образом, решают широкий спектр задач, которые с одной стороны связывают психологию с целым рядом наук, принимающих участие в решении комплексных проблем, а с другой стороны – внутри самой психологии выделяются специальные отрасли, которые занимаются решением психологических задач в разных сферах общества.

Психологические роли: когда страшно снять маску

Сколько масок вы меняете за день?

На работе, например, рассудительный врач, дома — строгая мама, с родителями — послушная дочка. И пусть вас не смущает слово «маска». Можем назвать это психологические роли. Или субличности.

Зачем мы используем роли-маски? С разными целями. Одна из них — попытка защитить себя. Если и на работе будешь «любящей мамой» вряд ли сможешь управлять коллективом в 30 человек. Это вполне естественный механизм.

Но как быть, если маска-роль начинает нас поглощать? Как же упорно некоторые из нас несут, например, профессиональные роли домой.

Какая-то особая роль может настолько впиться в нас, что вот уже на юбилее у друзей слово первым берём мы. Почему? Да потому, «по статусу положено». А может, тут же начинаем соседу говорить, что пора бы ему желудок проверить, а то сыпь на лице. А что «я-ж-доктор».

Как вы уже чувствуете, здесь нет правила: идёшь на праздник к товарищам, забудь, например, о профессии. Мало ли, гостю плохо станет. И я оказываю помощь человеку в момент панической атаки, даже, если в этот момент отдыхаю с семьёй.

Но как же важно уметь переключать эти роли. Позволять себе быть обычной переживающей мамой у кабинета врача, а не «кандидатом наук, ревматологом»

Быть руководителем на работе, но дома решения принимать совместно с семьёй, а не стучать по столу, будто ты все ещё начальник на совещании.

Почему так происходит?

Потому что в нашей любимой роли все понятно: учительница имеет вроде бы право поучать, а ее должны априори слушать. Начальнику вроде как обязаны подчиняться и все домашние, а психолог разложит жизнь всех подруг по полочкам. И только попробуйте не согласиться! Вроде бы это удобно, словно козырять корочкой. Я — спасатель/начальник/психолог/доктор (подставьте своё), а значит я — прав. Только вместе с этим приходит и огромная тревога, невозможность расслабиться. Постоянное напряжение и страх, что кто-то эту маску сорвёт.

И вот брутальный начальник окажется беззащитным мальчиком, которому 40, а отец до сих пор позволяет себе дать ему подзатыльник. А он все также молчит в ответ. «Опытная мать 3-х детей» плачет ночами от чувства бессилия и мучается чувством вины. Только ни с кем поделиться не может страхами и болью — надо же всегда роли соответствовать.

У всех наших ролей есть кое-что общее. Вообще, у нас у всех есть кое-что общее. Мы — люди. И может каждый из нас при этом СуперМама-Руководитель-Педагог. Но в первую очередь — каждый из нас ЧЕЛОВЕК, а значит все мы порой боимся-тревожимся-злимся и делаем ещё массу всяких вещей. Как только мы позволяем себе быть чуть больше людьми, как только позволяем хотя бы немного приспустить маску и вдохнуть, оказывается, что и тревога снижается. Ведь теперь мы не обязаны всюду ей соответствовать и быть идеальными. Хотя бы дома, хотя бы с близкими. А порой оказывается, что и совсем малознакомые люди тоже оказываются чуть ближе и теплее, если позволить себе смотреть глаза-в-глаза, а не строить забор из масок.

А вы замечали, как работают ваши роли-маски?

P.S. Есть такой замечательный фильм «Магнолия». После него я открыла для себя талант Тома Круза. Его персонаж – мощный пример того, как может поглотить роль, однажды надетая маска.

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

Роль педагога-психолога в школе

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно – воспитательной работы, охватывающий все направления его индивидуального развития.

Главным из основных условий полноценного развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.

Отдельной категорией учащихся в образовательных учреждениях являются опекаемые дети, переживающие на разных этапах своего развития адаптационные процессы не только к учебно-воспитательной среде, но и к условиям новой семьи. Содержание процесса сопровождения детей должно исходить из понимания ограниченности индивидуальных возможностей адаптации детей с разной структурой нарушений и быть направленным на реабилитацию и адаптацию опекаемых учащихся и их приемных родителей.

Целью психологического сопровождения ребенка с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в семье.

Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в приемной семье:

выяснение отношений ребенка с другими людьми, степени доверия к ним, стилю общения, умению контролировать свое поведение

Особое внимание уделяется беспокойствам и страхам, которые испытывает ребенок, какими способами воспитатели справляются с трудностями эмоционального и поведенческого характера. Со многими проблемами дети справляются сами, но есть серьезные расстройства (стресс после травмы, любые попытки детей сделать себе и другим больно, причинить вред)

— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Трудности, возникающие при переходе в замещающую семью:

1.Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».

Эмоциональность ребенка на начальном периоде жизни в приемной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым. Эту напряженность может иллюстрировать сжатая пружина. Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц». Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как предполагал, могут не понравиться окружающим.

Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что «уже не прогонят, даже если.».

2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям.

Психологическое сопровождение способствует успешной реабилитации и адаптации опекаемых детей с ОВЗ в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, позволяет в полной мере реализовать способности учащихся, сформировать успешность деятельности, повышает эффективность образовательных воздействий. Важным звеном в работе по сопровождению детей с ОВЗ, играет создание разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых, направленных на развитие активной жизненной позиции в семье и повышение педагогической компетентности приёмных родителей и опекунов.

3. Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье.

Здесь происходит испытание недоверчивым ребенком приемной семьи на прочность. Нужно учитывать, что «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.

4. Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками.

Приемных родителей может беспокоить поведение и эмоциональное состояние ребенка непосредственно до и после встречи с биологическими родителями. Необходимо помочь ребенку отреагировать и высказать свои чувства, справиться с эмоциями и поведением.

5. Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.

Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.