Работа на разных этапах психологического консультирования

Этапы психологического консультирования

Немов разработал модель консультирования, включающую следующие базисные этапы психологического процесса: подготовительный, настроечный, диагностический, рекомендательный, контрольный этапы.

Знакомство консультанта с потенциальным клиентом по информации о нем, полученной от других, например, от специалиста психологической консультации, принимавшего заявку на проведение консультации от будущего клиента, а также по записи, находящейся в регистрационном журнале, происходит на подготовительном этапе. Кроме того, на этот этап предполагает подготовку консультанта к консультации. Длится он в среднем до 30 минут.

Второй этап психологического консультирования знаменует встречу субъекта с консультантом. Психолог знакомится с потенциальным клиентом и настраивается на совместное взаимодействие с клиентом. Продолжительность этого этапа составляет не более 7 минут.

На диагностическом этапе консультант выслушивает клиентскую исповедь, проясняет и уточняет проблему, исходя из ее анализа. Ключевым содержанием данного этапа является повествование клиента о собственной персоне и о проблеме. Такое повествование именуется исповедью. Кроме того, описываемый этап может включать психодиагностику субъекта, при необходимости ее проведения с целью уточнения проблемы индивида и нахождения оптимального решения. Точно установить необходимое время для прохождения данного этапа невозможно, поскольку его установление зависит от особенностей проблемы и индивидуальных характеристик клиента.

Рекомендательный этап предполагает формулирование клиентом и консультантом практических рекомендаций для разрешения проблемы. На этом этапе выработанные рекомендации уточняются, конкретизируются, детализируются. Средняя длительность – составляет до 60 минут.

Контрольный этап включает установление норм контроля и порядка оценивания практической реализации полученных клиентом практических советов. Средняя длительность – составляет до 30 минут.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Основы консультирования

Психологическая консультация основана на принципах гуманистической философии и интегральном восприятии личности.

Законы и правила, цели и ценности индивидуальной системы координат клиента, его убеждения и картина мира являются тем материалом, с которым работает консультант-психолог.

Отношения с окружающими, особенности поведения личности в недалеком прошлом и сейчас, ее непосредственное психическое состояние служат источниками данных для психодиагностики.

Работая с человеком, психолог:

  • чаще всего проводит с клиентом небольшое время – 5-6 встреч;
  • влияет на поведение субъекта прежде всего через изменение его установок на других людей, характер и формы взаимоотношений с ними;
  • целью консультаций является устранение укоренившихся в мышлении вредных стереотипов обработки информации, восприятия и реагирования;
  • отношения клиент-консультант представляют собой осознанное взаимодействие, когда субъектом принимаются самостоятельные решения, чтобы изменить собственную личность;
  • для осуществления своих функций по исследованию проблемной сферы человека психологу требуется атмосфера доверия.

История возникновения метода

Эта модель краткосрочного психологического консультирования (КТК) изначально создавалась и апробировалась в условиях ограниченного времени, отпущенного для общения психолога с клиентом. Работая медицинским психологом в городской клинической больнице, мне удавалось встретиться с пациентами лишь несколько раз, т.к. период их госпитализации не превышает 2-4 недель.

При этом консультация психолога запрашивается обычно не в первый же день поступления пациента в больницу. Это и понятно: цель его госпитализации – решение проблем со здоровьем (соматических проблем). Сами пациенты предъявляют жалобы лишь на физические недомогания. Запрос к психологу у них часто самый общий и не конкретный, т.е. пациенты клиники по большей части не мотивированы на работу с психологом. Да и не знают они о существовании такого специалиста, т.к. в штате больницы психолог – редкость. Поэтому чаще вызов психолога осуществляет лечащий врач. В ходе обследования и лечения он выявляет у пациента, кроме соматических, психологические и социальные проблемы, для помощи в решении которых и вызывают психолога.

Имея исходную подготовку, ориентированную на длительную психотерапию клиентов: психоаналитическая и системная семейная терапия, я столкнулась с трудностью оказывать помощь в остром состоянии, работать с актуальной жизненной ситуацией. Выявление проблем, их диагностика давались легко и быстро, т.к. ведущие защиты (соматизация, отрицание и др.) ярко выражены, а вот работать с ними было некогда.

2-4 недели – это 1-10 встреч, причем психологическая коррекция – это в клинике дополнительная помощь на фоне медицинской. Нет времени и условий для глубоких конфиденциальных бесед, организующих необходимый регресс личности в возраст возникновения травмы или проблемы. Беседы происходят в коридорах или прямо в палатах лечебных отделений. Мимо ходят другие пациенты и мед. персонал. Часто бывает, что беседы прерываются: на обход лечащего врача или на обследования.

Таким образом, психодинамическую психотерапию, ориентированную на исследование причин проблем, провести невозможно. Системный семейный подход также трудно применить в его классическом варианте, т.к. он предполагает присутствие на приеме всех членов семьи, которые включены во взаимодействие вокруг симптома. В их число обязательно входят родители, дети и другие родственники, проживающие на одной территории с носителем симптома, а также те, кто сильно вовлечен в отношения с ним. В клинике же вызов родственников госпитализированного больного является редким случаем, и тревожным для них признаком: «Что-то у него плохо и настолько, что врачи не справляются».

Семья при госпитализации как бы «сдает на лечение» одного из своих членов, и остальные оказываются ни при чем относительно его болезни. Поэтому при вызове в больницу они ждут упреков в свой адрес и/или приговора от врачей: «Ничем нельзя помочь». Поэтому на работу с психологом семья больного оказывается не только не мотивирована, но часто настроена категорически против общения с таким специалистом.

Поэтому нам пришлось разрабатывать специальный подход, учитывая следующие необходимые аспекты:

  • краткосрочность
  • помощь должна иметь результат «здесь-и-сейчас» – уже в момент ее оказания, пока пациент находится в клинике
  • наличие у клиента мотивации на избавление от физических страданий
  • отсутствие мотивации клиента на получение психологической помощи
  • особенность контекста психологической работы: в условиях клиники

Основы психологического консультирования

В основе психологического консультирования лежит комплекс мероприятий, направленный на улучшение психического самочувствия человека, гармонизацию отношений — внутри семьи, коллектива и других групп. Клиент в процессе психологического воздействия изменяет форму своего поведения, отношение к себе и миру, получает рекомендации и поддержку от психолога.

Основными направлениями консультирования являются:

  • стимулирование личности к принятию осознанных решений;
  • обучение новым формам поведения;
  • развитие личности клиента и расширение его кругозора.

Центральным образованием консультирования является осознанное взаимодействие, где особый акцент ставится на ответственности клиента, иными словами, в консультировании подчеркивается самостоятельность клиента как личности, его способности принимать самостоятельные решения и производить работу по изменению собственной личности.

Цели психологического консультирования определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какой из психологических школ придерживается профессионал, и с каким запросом пришел к нему клиент. Однако можно выделить основные направления, в которых работают психологи-консультанты:

  • преображение и улучшение поведенческих реакций. Изменение привычных для клиента форм поведения способствует повышению продуктивности в жизни клиента, гармонизации отношений, удовлетворенному отношению к качеству собственной жизни, даже при отсутствии изменений в материальном положении;
  • развитие навыков преодоления трудностей в ходе столкновения с повседневными трудностями и меняющимися условиями мира;
  • обучение взвешенному и результативному принятию важных для клиента решений;
  • облегчение личностного роста и самореализации;
  • улучшение межличностных отношений.

Несмотря на различие в подходах к собственно процессу консультирования, все психологические школы сходятся в единой схеме консультативного процесса. Его составляют несколько последовательных стадий, сменяющих друг друга, смысл каждой из которой вытекает из содержания предыдущей. В консультировании выделяют следующие стадии:

  1. Установление взаимного доверительного контакта. Исследование проблемной сферы клиента.
  2. Определение конкретной проблемной ситуации. При этом проблема исследуется как бы в двух плоскостях — в когнитивной и эмоциональной сфере.
  3. Поиск альтернатив. Установление возможных путей решения проблемы.
  4. Планирование. Разработка пошагового плана для каждого из вариантов решения проблемной ситуации.
  5. Последовательная реализация разработанного плана.
  6. Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиента к консультанту. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом.

На практике не все происходит так последовательно, как описано в этой схеме. Например, могут возникать трудности в определении проблемы, или же клиент будет отказываться идти на контакт с психологом. По ходу выполнения намеченного плана вероятны трудности с его реализацией, может понадобиться возвращение на предыдущие этапы процесса консультации. На последнем этапе клиент может остаться неудовлетворенным произошедшими изменениями, и тогда процесс придется начинать с первых стадий. Таким образом, процесс консультирования гораздо сложнее, чем описано на схеме — все зависит от проблемной ситуации клиента и его готовности к работе над собой.

4.1. Требования к проведению консультирования

Одними из наиболее
важных факторов, влияющих на процесс
консультирования, являются месторасположение
здания и интерьер его. Нельзя размещать
консультацию рядом или внутри торговых
организаций, рядом с проезжей частью
или другими шумными объектами, с милицией
и т.п. Место, где размещается консультация
должно быть тихим, с удобной транспортной
схемой, внешний интерьер должен вызывать
приятные ассоциации у клиентов.

Обязательно должно
быть отдельное, изолированное, тихое
помещение, создающее иллюзию открытого
пространства. Стены его должны быть в
светлых тонах (учитывать требования
цветопсихологии), их могут украшать
картины, освещение мягкое, удобная
мебель, пол должен быть мягким, шторы
на окнах должны быть из светонепроницаемой
ткани и боковая подсветка. Классический
вариант – в распоряжении консультанта
находятся две комнаты: одна – для
диагностики, ведения документации;
другая – для консультативной беседы.

Расстояние между
консультантом и клиентом от 60 – 70 см до
100 – 110см, размещаться желательно в
креслах, под углом, между ними может
находиться журнальный столик.

В помещении, где
проводится консультация, могут находиться
часы в стороне от клиента, посторонних,
отвлекающих предметов не должно быть.

Такой вариант
оформления консультационного кабинета
является идеальным, но если таких условий
нет, то можно проводить консультацию и
в отдельной комнате.

Виды консультирования

Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.

В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:

  1. Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
  2. Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
  3. Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
  4. Личностное. Индивидуальные интимные вопросы – сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.

По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:

  • заочное (дистанционное) и контактное (очное);
  • групповое и индивидуальное;
  • психолого-педагогическое и деловое;
  • проблемное и кризисное.

4.2. Специфика подготовки консультанта к консультации

Консультант имеет
возможность подготовиться к встрече с
клиентом заранее. Подготовка состоит
из нескольких этапов:

1. Получение
предварительных сведений о клиенте для
того, чтобы реализовать следующие этапы
подготовки к консультированию. Получить
их консультант может из регистрационного
журнала, впечатлений о клиенте сотрудника,
производившего запись на прием. В
регистрационный журнал могут быть
внесены такие графы: дата, Ф.И.О. клиента,
образование, проблема (со слов клиента),
время психологической консультации,
Ф.И.О. психолога, дополнительные сведения.

На каждого клиента
заполняется индивидуальная карточка,
в ней следующие графы:

— Ф.И.О. клиента;

— год рождения;

— пол клиента;

— образование;

— кто и когда
проводил последнюю консультацию;

— проблема в
интерпретации клиента;

— заключение
консультанта;

— алгоритм разрешения
проблемы;

— дополнительные
рекомендации;

— примечания.

2. После сбора
информации психолог может систематизировать
знания по имеющейся проблеме.

3. Этап разработки
плана проведения консультации. План
должен быть гибким.

4. Подбор
психодиагностических средств, которые
могут быть необходимы в ходе
консультирования.

Методы консультирования

Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.

Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие каких-либо оценок со стороны специалиста. Он не позволяет себе истолковывать вслух скрытые мотивы и намерения собеседника, упрекать в ошибках или сбивать того с мысли.
  2. Психолог показывает принятие и понимание эмоций и чувств субъекта, отражая его переживания при помощи специальных приемов общения.
  3. Методика позволяет профессионалу испытывать те же мысли и чувства, что и клиент, отождествиться с ним на какое-то время, встать на его место, вникнуть в ситуацию.
  4. Приемы подстройки к дыханию, позе и движениям, использование одинаковых с собеседником репрезентативных систем при разговоре, делают возможным создать обстановку доверия, и вызвать дополнительную искренность субъекта.

Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.

Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:

  • демонстрировать направленным на собеседника доброжелательным взглядом, позой и жестикуляцией свою заинтересованность в том, что тот говорит;
  • задавая вопрос, повторять часть фразы собеседника теми же словами, или несколько переформулировав ее;
  • постоянно поддерживать беседу своими реакциями – подтверждающими внимательность кивками, словами “да-да”, “я понял”, “это интересно”, “продолжайте”.

Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался – организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.

Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.

Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:

  • свободным – когда в рамках общего плана вопросы варьируются относительно особенностей клиента;
  • стандартизированным частично – четкая стратегия и гибкая тактика;
  • стандартизированным – когда вопросы и порядок проведения однозначно указаны.

Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации – беседу.

Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.

Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.

Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:

  1. План вопросов, с помощью которых детализируются имеющиеся сведения и осуществляется побуждение личности к дальнейшему углубленному самоанализу.
  2. Техники успокаивания и ободрения, они нужны для создания доверительной атмосферы.
  3. Обобщения и перефразирования – дают клиенту лучше осознать свои мысли, установки и убеждения.
  4. Отражение чувств – сообщают субъекту, что консультант заинтересован в познании его внутреннего мира.
  5. Молчаливые паузы – помогают обратившемуся за помощью человеку глубже погрузиться в себя, увидеть собственные проблемы с разных точек зрения, оценить свои ценности, установки, чувства и реакции.
  6. Сообщение информации и интерпретаций – нужно для улучшения понимания клиентом ситуации, провоцирования его на вопросы. Они требуются, чтобы выводить в сознание субъекта все новые детали и уровни проблем.
  7. Порой психолог прибегает к умышленной конфронтации – с целью определения привычных приемов психологической защиты клиента и демонстрации ему их положительных и отрицательных сторон.

Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.

Техники психологического консультирования

Специфические приемы, которые консультант применяет на каждом этапе процедуры консультирования и в рамках этих этапов, называются техниками консультирования. Они бывают универсальными, успешно применяемыми на любом этапе консультирования, и специфическими, которые наиболее подходят для отдельного этапа процесса.

Техники следует рассматривать в соответствии с этапами модели психологического консультирования.

Первый этап – начало работы и первая процедура, знаменуется встречей субъекта с консультантом. К техникам, применимым для решения этой задачи, относят: приветствие индивида, проведение его на место, выбор индивидом своего места в помещении, выбор консультантом места для себя, методы установления психологического контакта.

Приветственные техники осуществляются через стандартные фразы, например: «Приятно познакомиться», «Рад вас видеть».

Техника «проведение потенциального клиента на место» уместна при первичном посещении субъектом консультации. Выглядит она следующим образом: консультант идет впереди индивида, указывает ему путь и пропускает при входе в рабочий кабинет вперед себя.

Установление положительного настроя клиента является второй процедурой этого этапа. Главной техникой здесь будет установление раппорта. Установить его можно всем, что способно произвести благоприятное впечатление: опрятный вид, соблюдение зоны общения, благожелательное выражение лица.

Третья процедура – это освобождение от психологических барьеров. Клиент ощущает волнение, которое помогут снять специальные техники. Например, можно дать ему побыть немного время одному, включить спокойную, ненавязчивую музыку, которая также будет содействовать созданию благоприятного климата.

Второй этап – сбор информации. Первая процедура охватывает диагностику личности клиента, в рамках которой применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью.

Прояснение сути проблемы и определение ресурсов клиента является второй процедурой. Применяемые техники: диалог и слушание.

Активизация памяти клиента – третья процедура. Используемые техники: помощь в формулировании высказываний и определении подлинных чувств, психологическая поддержка субъекта, провоцирование клиента, насыщение пауз. С целью оказания субъекту помощи в определении настоящих чувств и их обращении в словесную форму применяют методы активного слушания.

Техника «насыщение паузы» предполагает использование консультантом пауз. Он может их наполнить вопросом или метафорой либо «держать паузу».

На выставлении слов клиента под сомнение основывается техника «провоцирование». Ее цель заключается в помощи субъекту посмотреть с иного бока на сложную ситуацию.

Этап третий – это составление стратегии. Первая процедура включает определение вероятных выходов из проблемных событий. С этой целью применимы следующие техники: совет, информирование индивида, убеждение и разъяснение.

Техника «совет» предполагает выдвижение мнения консультантом и дальнейшую совместную дискуссию.

Техника «информирование» говорит за себя

Немаловажно, чтобы информация, сообщаемая консультантом, соответствовала таким требованиям, как объективность, доступность, конкретность

Техника «убеждение» состоит в логически изложенной аргументации, доказывающей правильность высказываемого суждения.

Техника «разъяснение» под собой подразумевает развернутое и конкретное разъяснение суждения консультанта в отношении проблемы клиента.

Вторая процедура – это координирование плана действий. Применимые техники: нахождение множественных решений, конкретизация ожидаемого результата, стимулирующие вопросы, установление алгоритма решения.

Перед выработкой конкретной стратеги, нужно максимально расширить вероятные решения. Для этого превосходно подходит методика Дилтса. Предложить субъекту придумать невероятные способы решения проблемного вопроса. Предположений должно быть не менее двадцати.

Психологическое консультирование детей и родителей также имеет отличия в практикуемых техниках, связанное с детской несформированностью и несамостоятельностью.

Этика в психологическом консультировании

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование невозможно без атмосферы доброжелательности и безопасности для клиента.

Опыт работы терапевтов и психологов содержит рекомендации по этической стороне вопроса:

  1. Разделение профессионального и личного. Нежелательным явлением считаются производственные, родственные или дружеские отношения между клиентом и консультантом.
  2. Специалист не должен действовать вместо клиента. Готовые решения в текущих ситуациях, прямые советы о том, что делать в каждом данном случае, выходят за рамки профессиональной этики консультантов.
  3. Психолог не должен ставить общественные ценности выше интересов человека, который обратился к нему за помощью. Оценка действий субъекта с уровня общей морали не позволит тому быть открытым и раскрепощенным.
  4. Недопустимы также оценки со стороны самого специалиста. Этика профессии предполагает, что клиента воспринимают таким, какой он есть.
  5. Строгая конфиденциальность встреч. Никакая информация не должна выйти за рамки отношений клиента и психолога.

4.3. Этапы консультирования

Консультативный
процесс представляет собой упорядоченно
сменяющие друг друга этапы.

Р.С. Немов предлагает
пять этапов:

1. Подготовительный
этап -20 – 30 минут. На этом этапе консультант
изучает документацию клиента, подбирает
литературу по проблеме, вырабатывает
план проведения консультации.

2. Настроечный этап
– 5 – 7 минут. Встреча клиента, установление
контакта.

3. Диагностический
этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов).
Проводится диагностика личности клиента,
наличия у него ресурсов для решения
проблемы, а также недостающих ресурсов.
Данный этап включает в себя также
исповедь клиента.

4. Рекомендательный
этап. На нем происходит, на основе
полученной информации, выработка
алгоритма разрешения проблемы. Поиск
алгоритма осуществляется
психологом-консультантом совместно с
клиентом и занимает по продолжительности
40 – 60 минут.

5. Контрольный этап
– 20 – 30 минут. Психолог-консультант и
клиент договариваются о способах
контроля за реализацией найденного
алгоритма. В случае необходимости может
быть назначена дополнительная встреча.

Ю.Е. Алешина выделяет
четыре этапа консультирования:

1. Знакомство с
клиентом.

2. Расспрос клиента,
формулирование и проверка консультативных
гипотез.

3. Коррекционное
воздействие.

4. Завершение
беседы.

Эклектическая
модель состоит из четырех этапов:

Первый этап. Начало
работы. Включает в себя такие компоненты,
как встреча клиента, знакомство,
установление контакта.

Второй этап. Сбор
информации. Цель данного этапа будет
заключаться в диагностике личности
клиента (беседа, наблюдение, тесты),
определении ресурсов клиента, прояснении
сути проблемы.

Третий этап.
Стратегический: определение возможных
решений проблемы, согласование плана
действий, определение способов контроля
за реализацией намеченного плана.

Четвертый этап.
Реализация плана клиентом. Выполняется
клиентом самостоятельно, без участия
специалиста.

Каждому этапу
соответствуют свои техники и процедуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.