Психологическое просвещение учителей

Содержание
  1. Психологическая профилактика
  2. 3.Психологическое просвещение
  3. Успешность в реализации мероприятий определяется по трем основным критериям:
  4. Стратегии и формы групповой работы с родителями
  5. Найдено научных статей по теме — 15
  6. Психологическое просвещение – целина
  7. Педагогические аспекты психологического просвещения
  8. Женский клуб как форма психологического просвещения
  9. Психологическое просвещение и информирование: в чем разница?
  10. Психологическое просвещение, или когда психолог «Говорит прозой»
  11. Исследование обыденных представлений о психологическом просвещении
  12. Психологическое просвещение как междисциплинарная область науки и практики
  13. Дидактические аспекты санитарно-гигиенического и психологического просвещения
  14. Психологическое просвещение в системе профессиональной деятельности психолога
  15. Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет
  16. Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска

Психологическая профилактика

Определение 1

Психологическая профилактика – это деятельность детского психолога, которая направлена на сохранение, укрепление, развитие психологического здоровья ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Этот вид деятельности практического психолога разработан ещё мало, несмотря на то, что все ученые и практики признают важность этой работы. Психологическая профилактика имеет свои задачи, где выделяются три уровня:

Психологическая профилактика имеет свои задачи, где выделяются три уровня:

  • первичная профилактика необходима в работе с детьми с различными незначительными расстройствами – эмоциональными, поведенческими, учебными, а в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы. Первичная профилактика проводится школьными психологами;
  • вторичная профилактика, направлена на «группу риска» – это дети с начавшимися проблемами. Задача этой профилактики заключается в преодолении появившихся трудностей, когда дети ещё управляемы. Работа проводится с детьми, имеющими проблемы, включая консультацию с родителями и учителями;
  • третичная профилактика касается детей с ярко выраженными поведенческими или учебными проблемами. Основная задача этого уровня состоит в коррекции или преодолении психологических трудностей. Работа психолога проходит с отдельными учащимися.

В школах Америки, например, действия психолога от 1 к 3-ему уровню менее активны в отношении планирования. Задача американских психологов в школах заключается в том, чтобы обеспечить 2-й и, особенно, 3-й уровень.

Это говорит о том, что основная работа психологов направлена на учащихся, которые испытывают трудности. Остальные учащиеся проходят традиционное тестирование.

Психологическая профилактика предполагает большую ответственность в детском учреждении за соблюдением психологических условий, которые необходимы для формирования личности ребенка и его полноценного психологического развития. Предполагается также своевременное выявление тех особенностей ребенка, которые могут привести к различным отклонениям, а с переходом детей на следующую возрастную ступень предупредить возможные осложнения.

Психологическая профилактика необходима в тех случаях, когда требуется предупредить возможное неблагополучие в психическом и личностном развитии ребенка. Психолог может проводить психопрофилактическую работу с отдельными детьми, группами детей, целыми классами, возрастными параллелями. Также такая работа должна проводиться со всеми взрослыми, кто связан с детьми – учителями, родителями, воспитателями, влияющими на мироощущение и развитие ребенка.

Замечание 1

Сложность этой работы заключается в том, что педагогический коллектив не всегда понимает важность психологической профилактики. Психологическая служба школы не должна основываться на решении сиюминутных проблем, её задача заключается в прогнозировании этих проблем и их предупреждение

Психологическая служба школы не должна основываться на решении сиюминутных проблем, её задача заключается в прогнозировании этих проблем и их предупреждение.

Говоря другими словами, психолог начинает проводить психологическую профилактику до возникновения сложностей работы с ребенком или классом. Инициатива психологической профилактики полностью исходит от самого психолога, потому что в этом вопросе он является хозяином положения.

3.Психологическое просвещение

Это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3)  формировать потребность в психологических знаниях,   желание использовать их в работе с ребенком или интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении. Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр

Однако все эти формы работы не должны проводиться на абстрактно-теоретическом уровне.  Важно, чтобы они имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т. е.  наглядно показывали, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей

Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

Успешность в реализации мероприятий определяется по трем основным критериям:

  • психологический (внутренняя позитивная оценка самим психологом рабочего процесса, своей роли, взаимодействия с партнерами,  результатов работы; позитивная оценка со стороны партнеров ( обучающихся, воспитанников, администрации, педагогов, других специалистов образовательного учреждения, родителей) рабочего процесса, взаимодействия с психологом, результатов работы; готовность участников образовательного процесса к продолжению сотрудничества)
  • организационный (разработка и выполнение согласованного сторонами плана проведения мероприятия; наличие согласованной схемы взаимодействия всех участников в процессе реализации мероприятия; своевременное предоставление ресурсов, необходимых для реализации данного вида деятельности  и согласованных с администрацией образовательного учреждения; преемственность в использовании результатов проделанной работы)
  • методический (профессиональная подготовленность специалиста к выполнению данного вида работ; выполнение работ в соответствии с утвержденной уполномоченными органами технологией; подготовка отчетных документов (отчетов, рекомендаций, заключений, программ, планов и т.д.) в соответствии с установленными к их содержанию требованиями).

Стратегии и формы групповой работы с родителями

Информационные тексты: представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезна родителям. Тексты должны быть достаточно краткими и написаны понятным языком, в названия должны быть включены знакомые родителям слова, которые обеспечат им чувство безопасности при чтении. Тексты могут быть представлены на стендах, бумажных вклейках в дневники учащихся, раздаваться в виде буклетов и памяток.Информационные сообщения: достаточно короткие выступления психолога в процессе родительского собрания, с их помощью происходит привыкание родителей к присутствию психолога в их жизни как значимого лица. Информационные лекции: содержат более подробную информацию о возрастных особенностях ребенка, возможных трудностях на путях развития, оптимальных и недопустимых действиях родителей. Лекция должна быть проведена так, чтобы родители поняли, что она им необходима, и пришли в следующий раз.

Проблемные методы:

Проблемные лекцииэто лекции, которые посвящены определенным вопросам детства, достаточно распространенным и поэтому значимым для родителей. Проводятся в форме лекции-диалога, то есть сообщения определенного предметного содержания и задавания по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей. Лекция должна создать у родителей потребность в обсуждении данного вопроса и поиске новых способов взаимодействия с ребенком. Для этого в начале встречи используется обсуждение трудностей, которые вызовет неверное разрешение вопроса, обсуждаемого в лекции, в будущем или в настоящее время. Обязателен выход на трудности в понимании родителей, а не педагогов или психологов

Перед лекцией следует заранее повесить объявление с краткой ее аннотацией, поскольку родители могут не знать о том, что данная проблема присутствует в их семье, посчитать ее неважной и не прийти на лекцию.Круглый стол с рамкой это метод, который не только позволяет создать проблемную ситуацию у родителей, но и дать возможность проявить активность тем. кто хочет это сделать

Круглый стол – это встреча родителей учащихся одного класса, которым для обсуждения предлагается какая-то тема, значимая для класса. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», то есть ряд заданий и вопросов. Круглый стол дает возможность родителям не только получить полезную информацию  и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями других родителей. Принципиальным аспектом круглого стола является обязательное присутствие классного руководителя, который тоже является участником обсуждения. Итогом круглого стола является совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.

Активные методы:

Детско-родительские мероприятияпроводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участия команды смешанного состава: родители и дети. Они ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы

Не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей класса, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Они позволяют ребенку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли.Тренинги для родителей обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми

Найдено научных статей по теме — 15

Психологическое просвещение – целина

Чупров Л.Ф., Щукин А.С.

В статье рассматривается сложившееся положение в психопрофилактической работе специалистов психологов.

Педагогические аспекты психологического просвещения

Чупров Л.Ф.

В статье поднимаются вопросы исследования психологического просвещения с позиций его содержания, как варианта педагогической работы. Обосновывается необходимость использования в психологическом просвещении принципов дидактики.

Женский клуб как форма психологического просвещения

Егорова Ирина Александровна, Потапчук Изольда Борисовна

В статье рассматриваются результаты исследования работы женского клуба как одной из форм психологического просвещения.

Психологическое просвещение и информирование: в чем разница?

Щукин А.С., Юрьев Н.К.

В сообщении обсуждается вопрос разграничения понятий психологическая информация и психологическое просвещение. Авторы определяют специфику психологического просвещения в контексте его цели.

Психологическое просвещение, или когда психолог «Говорит прозой»

Чупров Л.Ф.

Статья в «Сетевом методическом объединении психологов образования» с разъяснением целей, задач и специфики психологического просвещения как вида психопрофилактической деятельности специалиста-психолога.

Исследование обыденных представлений о психологическом просвещении

Лукьянченко Наталья Владимировна, Аликин Игорь Анатольевич, Аликин Марк Игоревич

В настоящее время психологические знания пользуется у населения высокой популярностью, что может быть хорошей основой обеспечения конструктивной роли психологии в современном обществе.

Психологическое просвещение как междисциплинарная область науки и практики

Чупров Л.Ф.

Сообщение для сборника трудов «Первого Международного научно-практического симпозиума» МАН Киев (27 января 2012 г.).

Дидактические аспекты санитарно-гигиенического и психологического просвещения

Чупров Л.Ф., Бухаркина О.Г.

Сообщение для сборника трудов «Первого Международного научно-практического симпозиума» МАН Киев (27 января 2012 г.).

Психологическое просвещение в системе профессиональной деятельности психолога

Егорова Ирина Александровна

В статье рассматриваются задачи, формы, методы, средства психологического просвещения как одного из направлений деятельности профессионального психолога.

Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет

Чупров Л.Ф., Щукин А.С.

Статья, обобщающая практический опыт и теоретические исследования авторов в аспекте санитарно-гигиенического и психологического просвещения с использованием сетевых ресурсов.

Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска

Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф.

В статье описан опыт работы психологической службы города Черногорска по психологическому просвещению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector