Темы консультаций педагога-психолога

Консультирование подростков и старшеклассников:

  • Описание ребенка
  • Возраст, пол, класс, в котором учится ребенок
  • Состав семьи, социальное положение
  • Основная проблема:

— нарушение психологического здоровья (какое) — обостренное протекание возрастного кризиса

  • Как эта проблема проявляется в поведении ребенка?
  • Инициатива встречи
  • Родитель приглашен психологом:

— в какой форме – лично или по телефону; — какие слова были произнесены;

  • Как отреагировал родитель (обеспокоился, стал спрашивать причину и т.д.)
  • Родитель пришел сам:

— как формулировал причину встречи — что ответил психолог 3. Описание помещения, где проводилась консультация

  • На чем сидели родитель, психолог (диван, стул, кресло)?
  • На каком расстоянии они находились?

4. Описание консультации:

Подробный протокол с разделением на этапы

5. Анализ результативности консультации:

Изменения (какие?) наблюдались:

— в чувствах родителя — в мыслях — в стремлении изменить стереотипы поведения

  • В чем состояла сложность консультации?
  • Какие находки психолога можно выделить?

Литература:

  • Горностай П.П., Васьковская С.В.  Теория    и    практика   психологического консультирования.-  Киев, 1995. — 128с.
  • Елизаров А. Н. Основы   индивидуального   и   семейного   психологического консультирования. — М.: Ось-89, 2003. — 336с.
  • Линдерс А.Г.  Основы возрастно-психологического консультирования.-  M., 1991. —  80с.
  • Немов Р. С. Основы психологического консультирования.- М.: ВЛАДОС, 1999. — 528с.
  • Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: ИНТОР, 1997. — 234с.
  • Самоукина Н. Методика психологического консультирования.     Журнал   «Частная школа». — 1995. — № 6, -1996.-  № 1-2, -1997. -№ 1, -1998.- № 5.
  • Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.-  М,, 2006.-  288с.
  • Шнейдер Л.Б.  Пособие по психологическому консультированию. — М.: Ось-89, 2003. —  272с.

<< Предыдущая — Следующая

Кабинет педагога-психолога

Кабинет является важным пространством для работы с детьми и общения с их родителями, поэтому к такому пространству предъявляется ряд требований:

  1. Кабинет должен быть полностью изолированным, использование в качестве профессионального кабинета проходной комнаты не допускается. Площадь помещения должна быть не меньше 20 м².
  2. В кабинете важна хорошая звукоизоляция, чтобы посторонние шумы не мешали проводимой в кабинете работе.
  3. Кабинет должен быть хорошо освещен. Цветовое оформление поможет в создании уютной и доверительной атмосферы. 
  4. Кабинет должен быть зонирован в соответствии с задачами работы, которая проводится в этом кабинете.

Источник фото: vened.pp.ru

Пример зонирования кабинета школьного психолога

Зона первой беседы—зона с письменным столом, картотекой, книжным стеллажом с необходимыми материалами. В этой зоне педагог-психолог может проводить первую индивидуальную беседу с клиентом.

Зона консультаций — оформляется максимально комфортно, чтобы ребенок или взрослый мог провести в этой зоне достаточное количество времени. Здесь могут располагаться уютные кресла, журнальный столик, лампы.

Зона игровой терапии — особенно важна при работе с детьми. Как правило, в этой зоне устанавливают мягкое напольное покрытие, размещают коробки с игрушками, место для рисования, лепки, другого творчества.

Зона релаксации — это зона, в которой ребенок или взрослый сможет расслабиться и освободиться от психоэмоционального напряжения. Предполагает наличие кушетки и кресел, может быть огорожена ширмой.

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Личностная готовность психолога к консультированию родителей

При взаимодействии с родителями психологу важно не «споткнуться о барьеры».Барьеры:

  1. Возрастные:

Перенос «сын-дочь» —  возможен у родителя в отношении консультанта моложе себя. Если он позитивный, то родитель будет снисходительно-ласково слушать консультанта, но рекомендациям вряд ли последует. Если перенос негативный, то возможна агрессивная реакция родителя: от категорического несогласия  до резких выпадов в адрес психолога. Такой перенос «запускает» не родитель, а в первую очередь сам психолог, если думает о своем возрасте. Необходимо организовать такой контакт, в который родитель так погружается, что вопросы возраста перестают быть для него важными. Психолог ни в коем случае не должен соскользнуть в детскую позицию, а организовывал взаимодействие из позиции Взрослого или Родителя (в зависимости от необходимости в конкретной ситуации)

Для этого важно, чтобы психолог отследил наличие переноса, его качество и свои собственные чувства по поводу ситуации. 2

Социальные: могут возникать при работе с родителями из крайних социальных слоев.Высокий статус – 1) из обсуждения часто  выпадает ребенок  (такие родители не имеют времени и возможности поговорить о себе в другом месте, поэтому придя на консультацию, часто с проблем ребенка переходят на рассказ о себе и своей жизни; 2) консультация может длится очень долго – поэтому важно предварительно оговорить предполагаемую продолжительность встречи.Низкий статус – 1) сложные чувства родителя по отношению к психологу; 2) возникновение острой жалости к жизненной ситуации родителей. Важно – высокая искренность и искусство принять клиента, не сопровождая это жалостью. 3. Этнокультурные: Возможные причины нарушения взаимодействия:

особенности национального характера, которые, в частности, проявляются в специфике эмоционального реагирования (у некоторых народов проявление чувств ритуализировано, поэтому проявлять их открыто  не принято)
принадлежность человека к коллективисткой или индивидуалистической культуре
культурно обусловленные особенности общения (в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота; в невербальной коммуникации важно учитывать культурно принятую специфику контакта глаз; культурно обусловленным аспектом общения является личное пространство и предпочитаемый угол общения)
различия в преимущественной системе психического отражения и восприятия информации (акустической, оптической, кинестетической или обонятельной)

4. Профессиональные: знания и профессиональный опыт, если психолог не осознает отсутствие таковых у окружающих и не учитывает это при взаимодействии с ними неумение говорить понятно для окружающих, без использования психологической лексики неспособность психолога начинать взаимодействие из опыта родителя, отталкиваясь от того,  что родителю известно, что для него значимо, чего он хочет, а не того, чего хочет консультант для родителя 5. Индивидуально-личностные:

Чувство беспомощности – из-за стремления найти пути разрешения проблемы клиента сразу, как только ее услышал. Принятие ответственности за решение проблемы клиента на себя

Невозможность понять и признать ограниченность собственных возможностей.
Чрезмерное честолюбие – стремление обязательно добиться успеха, подчеркивание важности и особости своей профессии. «Комплекс мессии» — постоянное напряжение, требующееся для доказательства собственной значимости.

Школьный психолог: особенности работы

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Загвоздка в том, что на этой дорожке может возникнуть много непредвиденных поворотов, ям и кочек, а все потому, что педагог-психолог работает с самым сложным механизмом — с детскими и подростковыми умами. В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Что-то идет не так? Нужно звать психолога!

Работая в школе, педагог-психолог должен быть готов к тому, что любая проблема рано или поздно потребует его участия. У учеников младшей школы возникли проблемы с концентрацией внимания? Старшеклассники пронесли в класс сигареты? У родителей и педагога возник конфликт? Директор чувствует признаки профессионального выгорания? Любая из этих проблем может потребовать включенности, внимания и энергии специалиста.

Ненормированный рабочий день может стать нормой

И хотя несложно посчитать, сколько рабочего времени школьного психолога должно уходить на выполнение ожидаемых задач, так или иначе в профессиональной жизни этого специалиста будут возникать форс-мажоры, требующие немедленного участия. Учителя будут приглашать на внеплановые родительские собрания, родители будут просить о консультациях. К тому же мир скорее рухнет, чем дети хотя бы на неделю перестанут испытывать сложности, требующие помощи психолога. Поэтому время, которое обязательно будет потрачено на решение непредсказуемых задач, обязательно нужно учитывать при составлении циклограммы.

Ответственность за детей в школе и вне школы

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

Важность супервизии

И разумеется, поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации

3.1. Общие сведения

Специфика
психологического консультирования
педаго­гов заключается в следующем.
Необходимо не просто в по­нятной и
доступной для педагога форме объяснить
особен­ности развития ребенка, включая
описание его сильных и слабых сторон и
способов компенсации трудностей
(напри­мер, резкого снижения темпа
деятельности или появления поведенческих
неадекватных реакций на фоне утомления,
усложнения учебного материала).
Безусловно, психологу совместно с
педагогом необходимо выработать наиболее
адек­ватные способы взаимодействия
с ребенком как в ситуации фронтального
обучения, так и в экстремальных для
ребенка ситуациях (контрольные работы
и т.п.). Более того, при раз­работке
стратегии взаимодействия должны быть
учтены и личностные особенности ребенка.
Достаточно часто возни­кает ситуация,
когда психолог должен стать посредником
между педагогом и родителями ребенка,
поскольку родите­ли таких детей сами
могут находиться в стрессогенной
си­туации и нуждаться в большей
поддержке не только психо­лога, но и
педагога. Именно по поводу таких детей
чаще всего возникают конфликтные
ситуации между родителями и педагогами.
Консультирование педагогов психологом
в пер­вую очередь должно опираться
на то, как педагог восприни­мает
ребенка.

Если педагог в
целом справляется с ребенком, у него
нет проблем взаимодействия с ним, ни
познавательных (в освое­нии программного
материала), ни поведенческих (во время
уроков, на перемене, во внеурочное
время), следует подумать, ради чего
проводить такое консультирование. В то
же время психологическая консультация
педагога (а в некоторых слу­чаях и
нескольких педагогов, других специалистов
образова­ния) может проходить не
только непосредственно по их запро­су,
но и по запросу родителей, а также по
решению самого психолога. Это может
происходить в том случае, если психо­лог
видит или прогнозирует какие-то возможные
изменения состояния ребенка. Например,
в семье происходят (или гото­вятся
произойти) какие-либо негативные события
(например, у ребенка в тяжелом состоянии
находится мать, родители готовятся к
разводу, который, по мнению психолога,
может крайне отрицательно повлиять на
состояние ребенка и т.п.). Точно так же,
если психолог видит, что продолжительное
за­болевание в значительной степени
повлияло на ребенка, и, после того как
он приступит к занятиям, можно предполо­жить
проблемы в обучении, быстрое утомление,
эмоциональ­ную лабильность, необходимо
предупредить об этом педаго­га. Ведь
подобные закономерные последствия
болезни долж­ны быть осмыслены, в том
числе и педагогом, что часто происходит
лишь после беседы с психологом

Психолог
мо­жет найти дополнительные доводы,
обратить внимание на какие-либо
положительные стороны ребенка. Точно
так же подобный тип консультации
рекомендован и в том случае, если в
дальнейшем, по мнению психолога, вероятны
какие-либо изменения и возникновение
проблем1

Таким образом, подобная
консультация будет носить предваряющий
харак­тер, однако ее не следует путать
с профилактическими ме­роприятиями.
Профилактические мероприятия проводятся
в той ситуации, когда еще ничего не
произошло. В случае, ког­да мы говорим
о предваряющей консультации, уже имеются
какие-либо неблагоприятные события,
ситуации, которые еще не подействовали
на ребенка, но, скорее всего, окажут свое
негативное влияние на те или иные стороны
его существова­ния, в том числе
существования в образовательной среде.

Однако чаще всего
консультация педагогов инициируется
проблемами ребенка, которые уже видны.
И тогда главная задача психолога — дать
понять педагогу, в чем эти пробле­мы,
как их нивелировать педагогическими и
организацион­ными мероприятиями и
т.п.

Препятствия со стороны администрации и организаторов деятельности психолога

Недостаточная заинтересованность в консультативной работе психолога
Выражается в необеспечении комфортного для сторон места и времени, выделенного для данного вида работы («Мы, к сожалению, не сможем предоставить вам отдельное помещение», «Необходимо больше внимания уделить непосредственно работе с детьми»).

Что можно предпринять: разъяснить, что консультируемые могут быть не удовлетворены работой учреждения, могут обратиться к администрации (что в некоторых случаях нежелательно для администрации, так как создаёт не самое лучшее представление о структуре и руководстве, распределении обязанностей, отнимает время), тогда как консультация психолога могла бы предотвратить или сгладить возникающие или нарастающие конфликты и недоразумения, желание написать в родительскую группу, на информационно-образовательный сайт, оставив отрицательный отзыв об учреждении, низком качестве организации работы  и т.д.

Скрытое недоверие  к профессиональности специалиста
Выражается в стремлении заменить консультацию психолога встречей с администрацией («По всем вопросам родители могут обращаться к нам», «Давайте о консультировании будем думать позднее»).

Что можно предпринять: то же, что и при недостаточной заинтересованности  администрации; организовать запрос- анкетирование для педагогов, родителей и предоставить анализ руководству; провести  общее собрание с элементами консультирования; предоставить администрации право выбора и провести наблюдение за эффективностью, а затем указать в отчёте по работе причину.

Желание перебросить на психолога другие обязанности и компетенции

Выражается в отсутствии у психолога времени на консультирование, консультирование не по вопросам психологии (например, по оплате, организации питания).

Что можно предпринять: объяснить, что вы недостаточно компетентны в этих вопросах и разграничить вопросы, непосредственно связанные с вашей деятельностью и «прочие»; предложить более подходящего кандидата; предложить дополнительное материальное вознаграждение за совместительство должностей.

Препятствия со стороны педагогов

Недоверие к профессионализму психолога, страх, что вы будете действовать против их интересов

Выражается в рекомендациях родителям обратиться к специалисту вне учреждения.

Что можно предпринять: игнорировать (ведь выбор остаётся за родителями, а для них проще воспользоваться возможностью не искать специалиста на стороне, особенно если вашу консультацию не нужно дополнительно оплачивать); написать приглашение на индивидуальную консультацию с указанием даты и времени.Привычка  всё решать самостоятельно; заблуждение,что можно справиться  без психолога

Выражается в попытках самостоятельно решить те вопросов, в которых более компетентен психолог.

Что можно предпринять: просветительская работа – организовать мастер-класс или презентацию для педагогов о сотрудничестве в воспитательно-образовательном процессе; на родительском собрании обсудить с родителями те вопросы, которые они могли бы решить с вашей помощью.

Препятствия со стороны консультируемого

Взаимосвязь психолога  с педагогическим составом, зависимость от администрации учреждения

Выражается в том, что запрос на консультацию психолога созрел, но «застрял» на выборе специалиста, потому что есть опасение, что полученная информация каким-либо образом станет известна или отразиться на ребёнке, что педагог-психолог может как-то воспользоваться информацией.

Что можно предпринять: просветительская работа – рассказать об этическом кодексе педагога-психолога и профессиональных тайнах, на родительском собрании осветить вопросы и условия работы педагога психолога дошкольного учреждения и представить другие возможные варианты  и направления (медицинская организация, консультативные центры и занятия и т.д.).

Нехватка времени на консультирование

Выражается в отказе от консультации по причине нехватки времени.

Что можно предпринять: предложить выбрать время и дату, устраивающие вас и консультируемых;предложить онлайн консультацию, по телефону, или электронной почте.

Нежелание изменений, страх, недоверие

Выражается в нежелании идти на консультацию.

Что можно предпринять: зафиксировать отказ подписью, чтобы обезопасить себя в случае возможных негативных последствий; провести мастер-класс или «Психологическую гостиную», где обозначить возможные последствия бездействия взрослых, в том числе юридическую ответственность родителей за воспитание; разместить на стендах соответствующую информацию.

Психологическая защита консультируемых, выраженная в непринятии и (или) отвержении проблемы воспитания или развития ребёнка, закрытость семейной системы, нарушение семейной иерархии и т.д.

Выражается в нежелании идти на консультацию.

Что можно предпринять: то же, что и в предыдущем случае.

Иногда, чтобы разнообразить консультативную работу или охватить больше участников, можно использовать альтернативные варианты консультирования. В эпоху цифровизации к таким способам можно отнести скайп-консультации, веб-консультации, вебинары, а также использование мессенджеров. Особенно удобны такие варианты при удалённой работе или невозможности очного присутствия.

Также есть возможность консультирования через публикации на сайте учреждения или страницах специалиста, личную переписку по электронной почте или в бумажном виде. Консультирование такого плана больше подходит по общим и наиболее часто возникающим вопросам, для профилактической работы и распространению опыта педагога-психолога. А чтобы наиболее адресно проводить такую деятельность, уместно предварительно собрать запрос на наиболее интересующие темы.

Как нестандартные способы можно использоватьрасстановочные техники, проективные карты, упражнения  по типу «Спроси, как?..», карточно-деловые игры, «Вопрос-ответ», рамочные игры. Такие консультации вряд не всегда можно назвать полноценной работой, но они позволяют заинтересоваться психологией как наукой, «оживить» и разнообразить представления о психологах и психологии, раскачать предубеждения и предрассудки, настроить на дальнейшую работу. Применяя их, психологу не стоит использовать такие виды слишком часто, чётко объяснить задачи работы её соучастникам, кем становятся консультируемые.

Результаты консультативной работы можно фиксировать в специальном регистрационном журнале, где кратко указывать рекомендации и план последующей работы (если она предполагается). Например, повторная консультация, направление к специалисту, индивидуальная или подгрупповая работа и т.д.

На заключительном этапе консультации имеет смысл уточнить у консультируемого, удалось ли получить ответы на интересующие вопросы, облегчить его состояние, прояснить ситуацию и т.п.

Оценка эффективности консультативной работы также может фиксироваться в виде отчёта, приложении анализа проведённого опроса или анкетирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.