10 основных законов личностного роста

Течение болезни

Параноидальные личности неискренни, лишены чувства юмора, их интересы узки, ограничены, их сложно переубедить в чем либо. У них обостренное чувство своей ценности, но в то же время они очень чувствительны к неудачам, негативному отношению окружающих. Таких пациентов интересует только то, что трогает их личность, интересы, больные безразличны ко всему остальному. Они подозрительны, не доверяют другим, думают, что к ним враждебно относятся. Им кажется, что окружающие придирчиво присматриваются к их словам и действиям.

  • Шизоидный тип. У личностей шизоидного типа первые признаки расстройства проявляются еще в детстве. В детстве такой ребенок мало общается со сверстниками и любит тихие, мирные игры. Шизоидная личность глубоко ощущая себя, свои внутренние переживания, чувствует себя некомфортно в общении с другими людьми, поэтому контакты могут ограничиваться узким кругом близких и друзей. Движения у таких больных неестественные, угловатые, им недостает пластичности, голос ровный, без интонаций. Иногда вся их энергия направляется на достижение незначительных целей, например, на коллекционирование чего-либо. Хорошо проявляют в работе, не требующей коллективных усилий.
  • Антисоциальный тип. Личности антисоциального типа эгоистичны, импульсивны, конфликтуют с учителями, родителями, сверстниками. С детства, начинают убегать из дома, пропускают школу. Систематическая работа для них невыносима. Такие больные всегда считают себя правыми. Часто начинает употреблять наркотики, алкоголь, последний плохо переносит, после употребления алкоголя становятся злыми, агрессивными. Такие больные любят риск, склонны к преступлениям, не чувствуют вины, у них нет чувства ответственности. 
  • Эмоционально нестабильный тип (маргинальный). В случае эмоционально нестабильного типа расстройства личности возникает гиперчувствительность, эмоциональная нестабильность, особенная чувствительность перед препятствиями на пути к достижению цели, трудностями в межличностных отношениях. Эти люди плохо контролируют свои порывы, у них быстро возникают вспышки гнева и агрессии. Такие больные легко поддаются чужому влиянию, хорошо убеждаемы. Иногда есть склонность навредить себе,
  • Театральный тип. Одна из главных черт личностей театрального типа – потребность произвести впечатление на окружающих. Эти люди не способны много работать, быстро сдаются, когда сталкиваются с задачами, требующими усидчивости, более глубоких знаний. У них нет собственного мнения, их рассуждения незрелые, поверхностные, наблюдается склонность к безрассудным действиям и авантюрам. Пациент любит эксцентрично одеваться, отличается демонстративным поведением, необычными действиями, старается сформировать хорошее мнение у окружающих.
  • Ананкастический (педантичный) тип. Личности ананкастического типа педантичны, аккуратны, настойчивы. Эти пациенты склонны сомневаться, не доверять другим людям, поэтому постоянно проверяют действия других. Больной серьезен, не имеет чувства юмора, консервативен, компромиссов не приемлет. Пытаясь решить волнующие проблемы, такие больные становятся навязчивыми, не учитывают чужие желания и пожелания. Возможны навязчивые мысли и размышления.
  • Расстройство личности тревожного (избегающего) типа. Основные черты характера – застенчивость, нерешительность, послушание, чуткость в общении с другими людьми. Для больного характерна заниженная самооценка, неуверенность в себе. Больной честный, отзывчивый к окружающим, всегда готов помочь, старается никого не обидеть и не расстроить. Больной замкнутый, лучше всего себя чувствует в кругу близких людей. Он беспокоится не только о себе, но и о своих домочадцах, боится, что с ними случится что-то плохое. Постоянно ищет поддержки, помощи.
  • Зависимый тип. Личности зависимого типа характеризуются такими чертами характера, как пассивность, одержимость, безынициативность, самостоятельность в общении с другими людьми, больной быстро устает. Из-за страха быть отвергнутым окружающими, не противостоит им, терпит все обиды и унижения, всегда готов помочь. 


Театральный тип

Все типы личностей при благоприятных условиях жизни хорошо адаптируются к окружающей среде, живут полноценной жизнью. Обострения совпадают с возрастными кризисами, семейными конфликтами, соматическими болезнями.

Структура личности по Платонову

Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
Подструктура индивидуальных особенностей

Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
Подструктура опыта — социальные особенности человека

То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

Виды темперамента

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Личностный психолог: раскрытие потенциала личности

Процесс развития личности довольно долгий, психологическое состояние и стабильность являются важными показателями здоровья, именно поэтому полноценность и наличие «позитивной» природы так важна. Нередко, даже уже сформированная личность нуждается в коррекции психологом, когда его природа повреждена.

Стоит отметить, самосовершенствование и  успешность – две абсолютно разные категории. Дело в том, что даже достигший определенных достижений материального характера, высокого социального статуса и роста по карьерной лестнице, вполне успешный человек может испытывать ощущение неудовлетворенности, апатии, дисгармонии собственного «я».

Хотя саморазвитие заложено в человеческой природе, личностный рост могут затормаживать разнообразные проблемы, негативный опыт, комплексы и т.д.

Личностный психолог помогает побороть кризис вашего развития и поможет выработать новое «позитивное» отношение к жизни и к самому себе. Личностный рост не имеет границ, расширить которые помогут тренинги с профессиональным психологом.

Методы исследования личности

  1. Наблюдение. Это метод исследования личности, характеризующийся невмешательством специалиста в процесс и констатацией и дальнейшим анализом собранных сведений. Различают бытовой метод наблюдения, когда происходит простая констатация увиденных фактов, которые возникают в произвольном и стихийном порядке и научный метод наблюдения, когда полученная информация подвергается дальнейшему глубинному анализу. Последний характерен для психоанализа.
  2. Эксперимент. Это метод исследования личности, при котором исследователь активно вмешивается в деятельность испытуемого, создаёт определённые условия, в которых тот будет находиться, чтобы в дальнейшем проанализировать его реакции и поведение.
  3. Метод беседы. При таком методе испытуемый сам даёт отчёт о своих проявлениях личности — эмоциях, переживаниях, мыслях. В данном методе ключевую роль играют те вопросы, которые задаёт испытуемому исследователь. В дальнейшем полученные сведения об индивиде подвергаются анализу.
  4. Опросники. Данный метод обычно применяется для выявления у индивида тех или иных личностных черт. Опросники бывают одномерные (когда изучается одна определённая черта, например, уровень агрессии) и многомерные, когда изучается целый спектр определённых черт. Опросники включают в себя шкалу, которая отражает склонность индивида к появлению тех или иных черт.
  5. Проективные методы. Это целая группа методов исследования личности, в различных версиях которых испытуемым предлагается реагировать на те или иные раздражители: интерпретировать картинки, описывать своё эмоциональное состояние в той или иной смодулированной ситуации.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Психосоматика

Психосоматика – направление медицинской психологии, которое изучает связь болезней и стресса. Согласно этой теории, любой внутренний конфликт, подавленные эмоции и потребности выливаются в телесные заболевания. Заподозрить связь психологического и соматического можно при помощи анализа речи человека:

  • «Вздохнуть не дает спокойно» – астма;
  • «Меня от этого тошнит» – заболевания ЖКТ;
  • «Я это не перевариваю» – расстройство стула;
  • «У меня скоро хребет уже сломается» – усталость из-за обилия обязанностей, гиперответственности.

На первый взгляд, кажется, что психика и физиология никак не связаны, но это не так. Болезнь – последняя отчаянная попытка подсознания указать на проблему. Например, больничный позволяет отдохнуть от работы. А еще болезнь разрешает человеку перестать заботиться о других и самому получить хоть немного внимания. Детские болезни могут быть еще и попыткой примирить родителей.

Принцип развития психосоматики такой: внутренний конфликт превращается в хронический стресс, что приводит к гормональному сбою и истощению основных систем организма. Слабеет общий иммунитет, возникают различные заболевания. А бывает такое, что физических нарушений нет, но симптомы ощущаются – это тоже психосоматика.

Определение понятий

Этот раздел психологической науки объединяет в себе важнейшие концепции изучения внутренних связей и психических процессов индивида. При этом разные психологи предлагают различные подходы к тому, что же является объектом исследования. Для одних это единичный представитель человечества, являющийся носителем сознания. Для других – он же, но как элемент общественных отношений. В связи с этим рождается обобщенное определение, которое понимает человека как существо, отличающееся сознательной мыслительной деятельностью и являющееся субъектом социальных взаимодействий.

Что это такое – личность: краткое определение в психологии

Если говорить более простым языком, это совокупность следующих свойств:

  • способностей (умственных и физических внутренних ресурсов);
  • характера (того, что формирует поведение и взгляды на мир);
  • мировосприятия (особого видения действительности и индивидуального отношения к ней);
  • эмоциональности (выражения реакции на внешних побудителей);
  • направленности (возможности определять ценности и ориентиры, ставить цели и достигать их);
  • общего портрета (внешних особенностей – походки, привычек, мимики, жестикуляции);
  • темперамента (неизменных установок, которые влияют на формирование поведенческих факторов – меланхоличность, холеричность, флегматичность, сангвиничность);
  • мотивации (того, что является определяющим в поступках человека);
  • опыта (приобретенных умений и знаний).

Социальные установки

Определение 1

Социальная установка — это предрасположенность человека определенным образом что-то воспринимать и действовать каким-то определенным способом.

Говоря другими словами, та или иная установка побуждает человека к деятельности. Социальные установки дают возможность понять, как усвоенный личностью социальный опыт проявляет себя в действиях и поступках этой личности.

По мнению Д. Узнадзе социальные установки являются динамическим состоянием готовности личности к какой-то активности. Он считал, что установки являются показателем возможных направлений деятельности и, зная их, можно прогнозировать действия человека.

Понятие социальной установки на обычном бытовом уровне очень близко к понятию «убеждение». Формирование установок происходит под влиянием других людей, прочными они становятся к 20-30 годам и меняются с большим трудом. Формируются они и на основе личного опыта при часто повторяющихся ситуациях.

Установки являются чувствами или убеждениями и оказывают большое влияние на реакции человека. Например, если человек убежден, что ему грозит опасность со стороны другого человека, то понятно, что возникает чувство неприязни, а значит и действия в отношении этого человека будут недружелюбными. Однако думать и чувствовать – это одно, а реальное поведение совсем другое.

Деятельность регулируется установками на трех иерархических уровнях:

  • смысловом,
  • целевом,
  • операциональном.

Смысловой уровень установки определяет отношение личности к объектам, которые для человека имеют личностное значение. Целевые установки связаны с конкретными действиями и желанием человека довести начатое дело до конца. Операциональный уровень установки обуславливает принятие решения в конкретной ситуации.

Социальные установки в западной психологии обозначаются понятием «аттитюд». Впервые это понятие в социальную психологию было введено в 1918 г У. Томасом и Ф. Знанецким. Этот термин определялся специалистами как психологическое переживание индивидом ценности, смысла, значения социального объекта.

Социальным объектом могут выступать отдельные личности, группы, организации, социальные нормы, социальные институты и др.

Определение 2

Аттитюд – это определенное состояние сознания и нервной системы. Это состояние выражает готовность к реакции, оказывает влияние на поведение.

Психологи установили зависимость аттитюда от предшествующего опыта индивида и его регулятивную роль в поведении.

Аттитюды имеют свои функции:

  • адаптивную или приспособительную функцию, при которой аттитюд направляет субъекта к объектам, являющимся целями достижения;
  • функцию знания – упрощенное указание аттитюда относительно способа поведения в отношении конкретного объекта;
  • функцию выражения или функцию саморегуляции – аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
  • функцию защиты при которой аттитюд помогает личности разрешить внутренний конфликт.

Аттитюд имеет трехкомпонентную структуру, которая была определена в 1942 г. М. Смитом. Структура аттитюда включает когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенческий компонент.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.