Психология развития личности

Содержание
  1. Основные этапы самосовершенствования личности
  2. Потребность в переменах
  3. Представление об идеальном «Я»
  4. Поиск сильных и слабых сторон
  5. Составление плана действий
  6. Активные действия
  7. Современные проблемы развития личности в психологии
  8. Возрастное развитие личности, особенности психологии
  9. Первый год жизни
  10. Отрочество (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для маленьких женщин)
  11. Юность
  12. Период зрелости, продолжающийся до 60-70 лет
  13. Старость
  14. Диагностика состояния психики
  15. Для чего нужен психологический портрет личности
  16. Можно ли составить по внешности
  17. Причины возникновения сложностей
  18. Советы специалистов: путь к саморазвитию
  19. Достаточно времени на сон
  20. Любимое утро
  21. Расставляем приоритеты
  22. Позитивные мысли
  23. Улыбка
  24. Проектирование
  25. Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека
  26. Мотивационный посыл
  27. Основные критерии составления психологической характеристики
  28. Темперамент
  29. Характер
  30. Способности
  31. Целенаправленность
  32. Эмоциональность
  33. Интеллект
  34. Общительность
  35. Самооценка
  36. Волевые свойства
  37. Самообладание
  38. Способность к командной деятельности
  39. Предыстория появления гуманистических теорий личности
  40. Альфред Адлер
  41. Эрих Фромм
  42. Виктор Эмиль Франкл

Основные этапы самосовершенствования личности

Саморазвитие у всех проходит по-разному. Но есть и общие этапы.

Потребность в переменах

В какой-то момент человек понимает, что нужно меняться. Он больше не видит логики в действиях окружающих, теряет вкус к жизни и навыки, чувствует неудовлетворенность собой и своим окружением. Важные дела постоянно откладываются на потом, а при их выполнении не получается сосредоточиться и собраться с мыслями.
Если есть хотя бы один из описанных «симптомов», нужно что-то менять.

Представление об идеальном «Я»

Итак, решено: переменам быть. Вместе с этим осознанием приходит понимание, что нужно изменить. Этот этап требует постановки целей. Не обязательно сразу больших.
Для примера можно привести улучшение финансового положения. Это абстрактная цель. Ее следует конкретизировать. Для чего нужны день? Может быть, для приобретения машины? Или для отдыха за границей?

Поиск сильных и слабых сторон

Их нужно искать после того, как определены цели. Не стоит расстраиваться, если есть недостатки. В какой-то мере они также могут поспособствовать саморазвитию. К примеру, критическое мышление поможет оценить ситуацию со всех сторон. А медлительность и вдумчивость защитят от досадных ошибок, возникших из-за спешки.

Составление плана действий

Следующий этап – составление четкого плана. Его нужно разбить на несколько частей. Так будет легче идти к главной цели. Не отступать от нее помогут тренинги, мастер-классы и истории людей, которые смогли добиться успеха.

Активные действия

Начинать нужно как можно быстрее. Не стоит оглядываться на тех, кто не верит в успех задуманного и отговаривает от движения вперед. Лучше ориентироваться на активных и успешных людей.
На этом этапе нужно не только получать знания, нор и применять их на практике.

Современные проблемы развития личности в психологии

На сегодняшний день актуальны такие личностные расстройства, как фобии, различные травмы и страхи личности и т.д., а также проблемы в аспекте самореализации. Чаще всего люди обращаются за квалифицированной помощью, потому что внутреннее ощущение собственной личности причиняет им неудобство.

Кроме того, наблюдается видимое снижение нравственных ценностей, ведь в наше время принято считать, что «цель оправдывает средства». Каждый человек во все времена стремился быть похожим на созданный им же совершенный идеал, но какие идеалы в наше время формируют личность? Если еще несколько десятилетий назад на экранах было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся совершенно другие ценности.

Возрастное развитие личности, особенности психологии

Возрастное развитие личности происходит поэтапно, начиная с первого дня появления на свет и заканчивая днем смерти человека, завершением. Перемены, связанные с формированием психики, четко прослеживаются в детском и подростковом возрасте, но продолжаются на протяжении всего жизненного пути.

Первый год жизни

Это время понимания и овладения элементарными способностями. Преддошкольный возраст (до трех лет) – период быстрого роста мозга и активного общения. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) делается особый упор на физическую выносливость и ролевую игру. Главной деятельностью для младшего школьника (от 7 до 12 лет) является обучение.

Отрочество (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для маленьких женщин)

Один из самых важных и сложных этапов, который характеризуется активным поиском «своей» социальной роли. Именно в этот период может произойти первый серьезный «кризис возраста».

Юность

Во время юности — ведущей деятельностью является интимно-личностное общение и поиск своего «местечка под солнцем».

Период зрелости, продолжающийся до 60-70 лет

Это время, когда человек получает возможности полной реализации собственного уникального потенциала, основанного на уровне интеллекта, знаний и накопленного опыта.

Старость

Старость нередко связана с негативными переменами в судьбе по причине ухудшения здоровья человека, вынужденного ограничения его физических возможностей, потери привычного социального статуса.

Диагностика состояния психики

Наилучший метод диагностики – консультация у психолога. В процессе беседы, наблюдая за реакциями клиента и анализируя его ответы, специалист выявляет истинную причину. Для подтверждения диагноза используются вспомогательные тесты. К слову, провести тестирование можно и в домашних условиях

Однако важно помнить, что по итогам одного тестирования диагноз не ставится никогда

Как и способы диагностики, технология решения психологических проблем подбирается в индивидуальном порядке. В целом, чтобы решить проблему, психолог выстраивает взаимодействие с клиентом по такому алгоритму:

  1. Установка контакта, построение доверительных отношений.
  2. Исповедь клиента. Детальный рассказ о том, что его беспокоит, описание проблем и чувств.
  3. Уточняющий диалог. Психолог задает вопросы, уточняет сказанное клиентом, подсказывает, направляет к решению проблемы и помогает человеку разобраться в себе.
  4. Решение проблемы. Сам клиент осознает и находит выход из сложившейся ситуации.

Таким образом, во время психотерапии клиент получает следующее:

  • осознание истинных проблем, причинно-следственных связей;
  • выход эмоций;
  • поиск и принятие адекватного решения;
  • принятие того, что нельзя изменить, и адаптация к этому;
  • личностный рост и способность лучше понимать себя и других.

Конкретный план реабилитации зависит от характера ситуации и индивидуальных особенностей клиента. В арсенале психолога есть сотни различных способов.

Для чего нужен психологический портрет личности

Анализ личности помогает в работе психолога, социального педагога, психиатра, криминалиста, учителя. С его помощью можно найти подход к любому человеку, предугадать его реакции и действия, подобрать оптимальный план реабилитации или другой работы с личностью.

Кроме этого, психологический портрет составляют при отборе кадров, в брачных агентствах. Умение анализировать составляющие портрета пригодится в бизнесе для анализа покупателей, партнеров, клиентов. А также изучение личности используют в профориентировании.

В конце концов, составляемая картина пригодится каждому, кто хочет без труда находить взаимопонимание с людьми. По составленному портрету можно улучшить отношения со своими близкими и родными. Определить и узнать свой психологический портрет полезно для саморазвития.

Можно ли составить по внешности

Некоторые люди уверены, что психологи, взглянув на человека, могут составить полноценный портрет личности. На самом деле это не так. Нельзя судить только по внешности, особенно если речь идет о фотографии.

Однако есть направления, которые занимаются именно этим:

  • физиогномика – наука о связи психологических и анатомических особенностей личности;
  • кинесика – наука, изучающая невербальное общение (жесты, мимика, положение тела, движения и прочее).

И все же, чтобы написать портрет, лучше обратить внимание на изучение внутреннего мира, а не на внешность. Некоторые исследователи до сих пор считают физиогномику псевдонаукой

Причины возникновения сложностей

Трудности имеют психологические, социальные и физиологические предпосылки.

К психологическим причинам относятся:

  • неудовлетворенные потребности;
  • жизнь против своей природы;
  • систематическое подавление чувств, эмоций, желаний.

Говоря простыми словами, человек или переживает из-за того, что ему чего-то не хватает, или страдает от того, что не может от чего-то избавиться. Так или иначе, речь идет о самоподавлении. Это и делает индивида несчастным.

Интересно! У большинства людей привычка подавлять эмоции, чувства и желания появляется еще в детстве, когда родители то и дело твердят: «Не кричи», «Не реви», «Обойдешься», «Это нельзя», «Я тоже много чего не хочу, но надо».

Вторая группа психологических предпосылок – сильные эмоциональные потрясения или множество мелких переживаний. Например, к сильному потрясению относится смерть кого-то из близких. Пример частых мелких потрясений – систематические унижения, оскорбления, побои.

К социально-психологическим причинам относятся:

  • бедность или нестабильный заработок, задержки выплат, смутные перспективы;
  • безработица;
  • нестабильная обстановка в обществе;
  • резкие изменения в жизни (развод, переезд, смена работы, увольнение, свадьба, выход на пенсию).

Кроме этого, можно выделить физиологические причины психологических проблем. Затяжная или тяжелая болезнь, травмы головы, опухоли, интоксикации, гормональный сбой тоже могут вызвать нарушения. Аномальная работа нейромедиаторов приводит к депрессии, тревожным расстройствам, апатии, раздражительности и прочим проблемам.

Советы специалистов: путь к саморазвитию

Людям, которые занимаются саморазвитием, подчинили жизнь конкретной идее, которую усиленно проводят через практику, некогда скучать, тратить время на сравнение, зависть. Они не глушат собственное сознание. Они заняты и увлечены.

Возможно, высокий уровень стресса немного тормозит их развитие. Но это не проблема. Ситуация изменится, стоит лишь привести жизнь в порядок. Техники саморазвития личности в психологии касаются изменений в физическом, эмоциональном и умственном состоянии.

Достаточно времени на сон

Сокращать количество сна ниже положенных 6-7 часов не стоит, ведь это путь к стрессу из-за повышения уровня кортизола. Нужно оптимизировать режим: ложиться не позднее 23:00. Выработка гормона роста поможет концентрации внимания, памяти.

Любимое утро

Утром отдохнувшая нервная система готова воспринимать информацию. Считается, что это лучшее время для запоминания. Используйте его до того, как накопится стресс. Утром приходят важные решения.

Полюбите полезные ритуалы: вода с лимоном, полезный завтрак. На работу ходите пешком, одновременно прослушивая аудиокниги

Поддерживать здоровье важно для мозга.

Расставляем приоритеты

«Мне некогда» — это желание угодить кому-то, но не себе. Отдайте приоритет тому, что даст задел на будущее – реализации идеи. Продвигайтесь к цели, а не жертвуйте в угоду однодневным выгодам и заботам. Они никуда не денутся.

Позитивные мысли

Покориться событиям, считать уроки? Нет, лучше извлекать из происходящего пользу. Нет смирению, да возможностям. Заменить вопрос «За что?», вопросом «Для чего?». Анализировать, задавать вопросы, ставить цели.
Это пример мышления и поведения человека, стремящегося стать лучше.

Улыбка

Вынужденная улыбка красива только внешне. Заставлять себя улыбаться постоянно не получится. Поэтому нужно слушать себя, замечать не только плохое, но и хорошее. Таких ощущений предостаточно. Это теплый душ после прогулки в холодную пору, чашка любимого чая, неожиданная идея. Замечайте приятности, наблюдайте за природой, за людьми на улице. Улыбнитесь прекрасному.

Проектирование

Нет предела совершенству. Проект по саморазвитию включает шаги необходимые для самореализации. Дополняйте или меняйте их по мере достижения поставленных целей.

Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека

Под движущими силами понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и действий, цели и требования, которые ставят взрослые в воспитании и обучении детей. В случае, если последние совпадают с детской мотивацией, то для развития будут созданы оптимальные условия.

Каждому возрасту присущи определенные потребности, удовлетворение которых первостепенно важно для нормального развития личности, следовательно, любая задержка чревата негативными последствиями

Мотивационный посыл

Важнейшим элементом в данном аспекте является мотивационный посыл, который побуждает поведенческие привычки, организует и направляет его, придавая ему личностный смысл. Для массовой личности побудителем выступает именно негативная мотивация, например, ощущение страха, скуки. В то же время развитая личность использует для себя любую мотивацию, в зависимости от конкретных целей.

Таким образом, мотором роста и развития человека может быть:

  • естественный внутренний источник или «мотор»;
  • собственная воля, инициативность сознания к саморазвитию;
  • посыл других людей или организаций, деятельность.

Таким образом, можно создать хорошую основу для роста и развития личности, главными механизмами которой выступает:

1) переход мотива на цель;

2) идентификация – сравнительный анализ, основанный на подражании старшим;

3) обобщенное освоение социальных ролей и появление новых взглядов.

От рождения до смерти — Психология человека

Основные критерии составления психологической характеристики

Перед тем как составить психологический портрет человека, целесообразно ознакомиться с его составляющими. Ввиду единичности каждой личности присущи основные и направляющие качества. Основные компоненты включают:

  • темперамент;
  • характер;
  • личностные свойства.

К направляющим компонентам относятся:

  • самосознание;
  • интеллект;
  • направленность.

По восприимчивости представители социума классифицируются на несколько категорий:

  1. Ориентация на сегодняшний день. Человек легко вживается в роль, хорошо приспосабливается. Для него типично быстрое принятие решений. Для такого человека подходит руководящая должность.
  2. Ориентация на прошлое. Личность действует в соответствии с принятыми правилами, законами. Хорошо проявляет себя на исполнительной должности.
  3. Ориентация на будущее. Человек сложно входит в коллектив, не признает иерархию. Но такие люди часто выдвигают прогрессивные идеи. Для них подходит самостоятельная работа («сам себе начальник»).

Кроме рассмотренных критериев, перед тем как составить психологический портрет личности, надо определить следующие личностные черты.

Темперамент

Его основа — специфические характеристики нервной системы. От темперамента зависит поведенческая модель личности, его сложно скорректировать. Известны 4 его типа, которые применяет психологический портрет личности:

Тип темперамента Характеристики
Холерик Нестабильность настроения, эмоциональность, тяга к новизне
Сангвиник Уравновешенность, рациональное поведение
Меланхолик Нестабильная психика, пессимизм
Флегматик Завидная уравновешенность, стеснительность

Характер

Это отличительные человеческие качества. Они применяются в общении, в социальной деятельности. Характер определяется набором характеристик, включающих отношением к ряду жизненных аспектов, таких как:

  • работа;
  • окружение;
  • сам человек;
  • материальные ценности.

Способности

Это специфические качества человека. Способности предполагают достижение успеха в определенной деятельности, жизненной сфере. Эти свойства можно развивать посредством обучения, практики.

Целенаправленность

Основа целенаправленности — стимул, мотивация. От этого свойства зависит поведенческая модель личности, его деятельность. В то время как один человек жаждет удовлетворить собственные потребности, создать желаемые условия для своей жизни, иной находит себя в социальных сферах, волонтерстве, воплощает креативные способности.

Эмоциональность

Это свойство не зависит от желания человека, неподвластно его воли. Эмоциональность представляет собой ответ на внешние раздражители

Она показывает важность для него определенного события. Сила личности определяется способностью управлять эмоциями, держать их под контролем, не проявлять чувства

Интеллект

Это показатель образованности человека. Уровень интеллекта предопределяется образованием, текущей деятельностью, возрастом. Он участвует в принятии решений, оценке ситуаций, контроле поведения, приспосабливаемости, создания отношений с окружением. От интеллекта зависит рациональность мышления, действий в соответствии с ситуацией.

Общительность

По психологии, готовый психологический портрет личности включает оценку коммуникабельности — важной отличительной черты характера, раскрывающей единичные качества. При общении передается не только информация, но также мысли, чувства, знания

Самооценка

Самоанализ способствует выработке позиции личности к себе самой. Посредством самоанализа оценивается индивидуальная восприимчивость, место в социуме, достижения.

Волевые свойства

Черты характера, выявляемые при создании психологического портрета личности, предопределяют поступки, прямо воздействуют на жизненный курс человека. Для волевого характера типична способность самостоятельного принятия решений, преодоления жизненных сложностей, он характеризуется упорством, настойчивостью, решительностью. Для людей со слабой волей типична слабохарактерность. Несмотря на наличие качеств, необходимых для достижения успеха, они редко становятся успешными.

Самообладание

Самоконтроль влияет на способность к надлежащему поведению в социуме, воспитанность. Личность, не контролирующая свое поведение, эмоции, не может создать партнерские, дружеские отношения.

Способность к командной деятельности

Каждый человек отличается умением работать в коллективе

Способность к командной деятельности предполагает готовность к компромиссам, принятие во внимание иной точки зрения

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.