Эмоциональные потребности

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.

Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.

Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.

Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.

Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее

Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.

Нарушения, вызванные нереализованными потребностями

Если потребность, мотив, интерес не были удовлетворены, это может привести к нарушениям деятельности ЦНС. Порой человеку удается за счет механизмов саморегуляции. Тем не менее если внутренних ресурсов оказывается недостаточно, могут возникнуть такие нервно-психические расстройства:

  • Неврастенический конфликт — это противоречие между завышенными ожиданиями или потребностями и недостаточными ресурсами для их реализации. К таким проблемам предрасположены люди, которые не могут адекватно удовлетворить свои влечения и стремления. Для них свойственна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, угнетенное настроение.
  • Истерия, как правило, связана с неадекватной оценкой себя и окружающих. Как правило, человек считает себя лучше остальных. Также причиной может послужить противоречие между потребностями (например, моральными принципами и вынужденными действиями). Для истерии характерна болевая чувствительность, расстройства речи и нарушение двигательной функции.
  • Невроз навязчивых состояний возникает у тех людей, чьи потребности и мотивы деятельности определены нечетко. Не зная, чего он хочет, человек становится раздражительным и быстро устает. Его могут мучить расстройства сна, навязчивые идеи и фобии.

Философия

Ещё философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой.

Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.

Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека.

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века.
Обобщённо потребность можно определить как нужду, необходимости в чём-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности.

В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Диалектический материализм

К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению».

Виды потребностей

Психологи выделяют различные виды потребностей:

  • Биологические. Естественные желания в еде, питье, дыхании, выделении, размножении, жизни в благоприятных климатических условиях, безопасности.
  • Психологические. Желание спокойствия, общения или изоляции, получение эстетического наслаждения от видов и звуков природы, окружающего мира.
  • Этнические. Потребности в благоприятном существовании конкретного этноса, продолжении рода и нации.
  • Трудовые. Необходимость трудиться, заниматься созидательной деятельностью с целью обеспечения материального благополучия и развития умственной деятельности.
  • Экономические. Потребность в материальном обеспечении всех жизненных сфер.
  • Социальные. Потребность в общественной жизни, исполнение гражданского долга, общение с представителями социума. Сюда же относится желание изучать культурные ценности и пользоваться ими – музеи, библиотеки, театры, посещение культурно-исторических мест и т.д.  

Удовлетворение потребностей разного уровня помогает человеку не просто выживать, а способствует совершенствованию навыков, знаний, умений во многих областях.

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется  положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Использование бизнесом потребности в доминантности

Необходимость доминировать – естественная потребность человека, заложенная природой. Предприниматели, создавая бизнес-продукт, чаще всего игнорируют ее или используют, сами того не замечая. Хотя применять данный предмет нуждаемости очень выгодно как с сильными личностями, так и со слабыми.

Мы позволяем клиентам доминировать нами, получая в ответ не только экономическую выгоду, но и удовлетворение потребностей высшего уровня.

Использование бизнесом потребности доминантности – процесс эффективный. Ведь этим люди и отличаются от стадных животных. Подавлять того, кто физически слабее, – совершенно неправильно и отчасти глупо. Природой заложен огромный потенциал в каждого из нас, благодаря которому мы можем разумно мыслить и использовать самые разнообразные методы достижения поставленных целей.

Ниже в хаотичной последовательности мы приведем ряд примеров, доказывающих точку зрения, обозначенную выше.

В современном мире необязательно окончить институт, чтобы получить диплом. Можно купить его подделку и не тратить уйму времени и сил. Торговцы предлагают к продаже огромное количество различных грамот и сертификатов, которыми довольный клиент будет гордиться и повесит на видное место. Аналогично обстоят дела и в спортивной сфере. Получая памятные призы в виде медалей и кубков или материальное вознаграждение, обладатель выставит их напоказ.

Спрос высок и на почетные медали и ордена, причем люди готовы заплатить за них большие суммы.

Элитные товары, предлагаемые на рынке, со слов продавца оснащены уникальными характеристиками. Нужно лишь побольше рекламы и тогда удастся продать этот продукт по завышенной цене. По своему назначению они схожи с купленными дипломами и служат лишь предметами для предъявления. Однако убрав всю эту мишуру, свидетельствующую об элитности товара, даже самый опытный эксперт не найдет различий с обычным ассортиментом.

Важное значение в вопросе продажи элитных товаров играет торговая марка. Бренды, которые на слуху, продать значительно проще, ведь и ценятся они выше

Аналогичная ситуация складывается и с людьми. Общество доверяет популярным личностям вне зависимости от того, насколько они осведомлены по данному вопросу. Банальные вещи, которые озвучивает медийный человек, трактуются как новейшие открытия.

Так называемые «гуру» времени даром не теряют. Они занимают доминантное положение над слушателями и получают с этого приличную выгоду. Цены на их концерты достигают отметки «выше среднего». Кумир может вещать о том, в чем не разбирается сам. Бывшие профессиональные драчуны переквалифицируются в бизнесменов. Но люди все равно готовы за это платить, ведь перед ними человек с известным именем.

Явление доминантности может быть ущемлено. В этом случае оно сопровождается негативными эмоциями, например, завистью, ревностью и даже ненавистью. Самое время наказать виновного и вернуть доминантность на прежний уровень. Помочь в этом сможет услуга по предоставлению адвоката.

Что делать в случае, если доминантная позиция уже завоевана? Сохранять и расширять! Поможет в этом доминирующее оружие в совокупности с услугами силовиков. Займитесь его производством прямо сейчас.

Что такое потребности?

Потребности и мотивы заставляют человека действовать. Первая категория представляет собой исходную форму активности. Потребность — это нужда, которую нужно удовлетворить для нормальной жизнедеятельности. При этом она может быть осознанной и неосознанной. Стоит отметить такие основные характеристики человеческих потребностей:

  • сила — это степень стремления к удовлетворению потребности, которая оценивается по степени осознания;
  • периодичность — это частота, с которой у человека возникает та или иная потребность;
  • способ удовлетворения;
  • предметное содержание — те объекты, за счет которых нужда может быть удовлетворена;
  • устойчивость — сохранение влияния потребности на те или иные сферы деятельности человека с течением времени.

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

↑ Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. 

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов

  • по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
  • по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
  • по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
  • по характеру субъекта: национальные, государственные;
  • по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
  • по возможности их реализации: реальные, мнимые;

Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес — это направленность человека на предмет, а склонность — на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.

Склонность — направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена  биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;

развитие – нужда в обучении, самореализации;

социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Взаимодействие между целями, потребностями и мотивами

Многие исследователи считают, что мотив определяет потребность. Тем не менее делать какие-то однозначные заявления было бы неправильно, ведь точное взаимодействие между двумя этими категориями до сих пор не выяснено. С одной стороны, потребность может вызвать у человека один или несколько мотивов. Тем не менее есть и другая сторона медали. Но и мотивы могут побуждать все новые потребности.Огромный вклад в рассмотрение взаимосвязи между основными категориями внес Леонтьев А. Н. Ему принадлежит разработка механизма сдвига мотива на цель. Также возможна обратная реакция. Так, цель, к которой человек стремится на протяжении длительного периода времени, непременно становится мотивом. И наоборот. Если в жизни человека постоянно присутствует какой-то мотив, он может превратиться в основную цель.

Разбираем понятие

Под потребностью потребителя (consumer needs) понимается разница между текущим и идеальным (= желаемым) состоянием потребителя. Чем больше данная разница, тем выше мотивация потребителя купить товар для удовлетворения своей потребности.

Например, когда мы испытываем жажду, существует разница между идеальным нашим состоянием «не испытывать жажду» и текущим состоянием. В этот момент мы мотивированы приобрести напиток для удовлетворения своей потребности. При этом, чем больше наше желание в утолении жажды, тем сильнее мы сконцентрированы на удовлетворении данной потребности и для нас приоритетны становятся не эмоциональные и имиджевые характеристики товара, а функциональные.

Другие примеры возникновения потребностей: если мы не удовлетворены формой своей прически — мы идем в парикмахерскую; если мы не удовлетворены своей работой – мы заходим на сайт вакансий и ищем новые предложения по трудоустройству.

Если примерять данное понятие на рынок b2b и говорить о потребности клиента (как юр.лица), то здесь мы будем также говорить о разнице между желаемым и фактическим состоянием клиента. С клиентами на деловом рынке все достаточно проще, чем с обычными потребителями, так как спектр их потребностей намного уже и концентрируется вокруг роста продаж и повышения прибыльности компании.

Классификация потребностей человека: иные трактовки

Психология выделяет и иные классификации потребностей человека. Одной из популярных считается классификация, согласно которой потребности делятся на рожденные и приобретенные.

К первому пункту относятся физиологические потребности в еде, питье, сне, кислороде, определенном и комфортном температурном режиме. Человек имеет эти потребности с рождения и не в состоянии контролировать их наличие.

Новорожденный хочет есть или пить, оповещая об этом маму своим криком. Дышит и спит он непроизвольно. Соблюдение или несоблюдение температурного режима моментально скажется на самочувствии и здоровье.

Остальные потребности называют приобретенными, возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром и социумом, формируются в зависимости от условий жизни и воспитания. Здесь уже все индивидуально: кто к чему привык, того и хочется. Кто к чему стремится, то и выбирает.

Классификации человеческих потребностей интересовали философов и в древние времена. Например, Эпикур, живший в III веке до нашей эры, выделял три вида потребностей:

  • Естественные/обязательные. Без человек не может прожить.
  • Естественные/необязательные. Без них человек может жить.
  • Неестественные/необязательные. Прихоть, ненужные желания, без которых легко можно прожить и выжить в любых ситуациях.

Психоаналитик Эрих Фромм считал, что для человека важно удовлетворить пять видов потребностей:

  • В обретении любви, наличии дружеских чувств, присутствии теплого общения с другими людьми.
  • В самореализации и утверждении в социуме, в обретении общественного признания.
  • В ощущении себя частью какой-то социальной группы, национальности, религиозного течения,направления культуры.
  • В занятиях творчеством, созидании, преображении мира вокруг самого себя и близких людей. В обретении тяги к прекрасному.
  • В миропонимании и осознании своего места во вселенной.

Психолог Е.П. Ильин, например, считал, что потребности физиологического характера следует выделить из общей классификации и рассматривать их отдельно от желаний человека. Он считал, что требование организма получить что-то конкретное в конкретный момент не считается осознанной потребностью.

Когда потребность появляется в форме какого-либо состояния, у человека автоматически запускается механизм выработки алгоритма удовлетворения возникшей нужды.

Пример: человек резко захотел пить. Эта потребность не является сформированной заранее и спланированной. Но автоматически мозг начинает проводить неосознанную работу по поиску воды, которая утолит жажду. Если бутылка или графин под рукой – человек идет, наливает воду в стакан и утоляет жажду. Если рядом нет воды, разрабатывается план ее добычи: поход в магазин, например.

Таким образом, несмотря на различные точки зрения психологов, выделяются основные группы потребностей человека.

  • Потребности биологического характера, направленные на жизнеобеспечение организма: питание, питьевой режим, дыхание, сон, температурный режим.
  • Потребности социального характера, направленные на пребывание в определенных социальных, религиозных, национальных кругах и группах, возможность получить признание и уважение.  
  • Потребности духовного характера, направленные на получение знаний, реализации творческих способностей, эстетических удовольствиях.

Потребности биологического характера присущи живым существам. Потребности социальные и духовные – только человеку. Чем выше духовные потребности личности, тем выше уровень развития.

От базовых до более сложных потребностей

Иерархия Маслоу чаще всего отображается в виде пирамиды. Самые низкие уровни пирамиды состоят из самых основных потребностей, в то время как самые сложные потребности находятся на вершине пирамиды.

Пирамида иерархии потребностей по Маслоу Потребности в нижней части пирамиды являются основными физическими требованиями, включая потребность в пище, воде, сне и тепле. Как только эти потребности более низкого уровня будут удовлетворены, люди смогут перейти на следующий уровень потребностей, связанных с безопасностью и охраной.

По мере того, как люди продвигаются вверх по пирамиде, потребности становятся все более психологическими и социальными

Вскоре потребность в любви, дружбе и близости становится важной. Далее вверх по пирамиде, необходимость личного достоинства и чувства выполненного долга приоритетны

Как и Карл Роджерс, Маслоу подчеркнул важность самореализации, которая является процессом роста и развития как личности для достижения индивидуального потенциала

Потребности дефицита и потребности роста

Маслоу считал, что эти потребности похожи на инстинкты и играют главную роль в мотивации поведения. Потребности в физиологии, безопасности, социальном обеспечении и уважении – это потребности в дефиците, которые возникают из-за депривацииДепривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.

Удовлетворение этих потребностей более низкого уровня важно для того, чтобы избежать неприятных ощущений или последствий

Маслоу назвал самый высокий уровень пирамиды потребностями роста. Эти потребности вытекают не из недостатка чего-то, а скорее из желания расти как личность.

Хотя теория обычно изображается как довольно жесткая иерархия, Маслоу отметил, что порядок, в котором эти потребности выполняются, не всегда соответствует этой стандартной прогрессии. Например, он отметил, что для некоторых людей потребность в самооценке важнее, чем потребность в любви. Для других потребность в творческом наполнении может вытеснить даже самые элементарные потребности.

Проявления

Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью.

Как формируется мотив?

Потребности и мотивы поведения формируются в соответствии с определенным механизмом. Он состоит из трех блоков, а именно:

  • Блок потребностей формируется на уровне сознания. В определенный момент человек начинает ощущать дискомфорт, связанный с отсутствием у него каких-либо материальных и нематериальных благ. Желание компенсировать этот недостаток становится причиной возникновения потребности.
  • Внутренний блок — это своего рода нравственный фильтр, который включает в себя оценку ситуации, собственных возможностей, а также предпочтений. Учитывая все эти факторы, происходит корректировка потребностей.
  • В основе целевого блока лежит предмет, который способен удовлетворить потребность. Таким образом, у человека появляется определенное представление о том, как он может добиться желаемого.

Ключевые особенности потребностей

Потребность, мотив, действие… Это напоминает что-то вроде алгоритма

Тем не менее, чтобы разобраться в том, как работает данный механизм, важно понять основные особенности потребностей

Стоит уделить внимание таким моментам:

  • возникают в случае, если наблюдается недостаток каких-либо полезных категорий или переизбыток вредных;
  • сопровождаются состоянием внутреннего напряжения, связанного с поиском предмета, за счет которого будет удовлетворена потребность;
  • целый ряд потребностей является генетически обусловленным, а остальные непременно возникают в процессе жизнедеятельности;
  • после того как потребность была удовлетворена, наступает эмоциональная разрядка, но через некоторое время нужда может возникнуть снова;
  • каждая потребность имеет свой конкретный предмет, который ассоциируется с ее удовлетворением;
  • воспроизведение имеющихся и появление новых потребностей является обязательным условием непрерывного и гармоничного развития личности;
  • в зависимости от того, какой способ выбран для удовлетворения потребности, она может приобретать разное содержание;
  • по мере того, как изменяется качество и условия жизни человека, перечень его потребностей постоянно расширяется;
  • потребности могут значительно различаться по силе, что определяет очередность их удовлетворения.

Нужды потребителя

Что такое потребности потребителя, наверное, понимает каждый, ведь все мы свами потребители. Это на самом деле и мешает многим продавцам успешно выявлять потребности. Очень часто не опытный продавец выявляет только те потребности, которые свойственны ему как потребителю

На пример если для продавца важна экономия, то он зачастую считает, что всем важно экономить и пытается осуществлять продажи только с точки зрения экономии

На самом деле все люди разные и потребности каждого человека индивидуальны, поэтому для начала нужно усвоить основополагающие потребности потребителя: экономия, новизна, комфорт, престиж и надежность (безопасность). Это 5 основных типов потребностей клиента, о том, как их правильно выявлять речь шла в статье – слова маркеры в речи клиента.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.