- Понятие возраста в психологии
- 1.1.Темперамент и характер человека
- Модуль1.
- Основные новообразования младенческого возраста
- Стадии творчества
- Что такое характер человека
- Категория мотива
- Категория деятельности
- Психические процессы юношеского возраста
- Типы темперамента
- Методы коррекции
- Понятие и суть
- Составление психологического портрета
- Темперамент
- Темперамент и характер личности
- Воля чем характеризуется
- Развитие психических процессов
- Какой бывает темперамент
- Количество кредитов — ___2______
- Понятие деятельности в психологии
- Особенности психических процессов в основных видах деятельности
- Понятие способностей
- Общие и специальные способности
Понятие возраста в психологии
Замечание 1
Возрастные группы ‒ это большие группы людей, объединяемых по признаку возраста.
Определение 1
Возраст ‒ категория, которую используют для обозначения временных характеристик индивидуального становления человека.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
- Хронологический возраст, устанавливается продолжительностью человеческой жизни (по паспорту);
- Биологический возраст ‒ комплекс биологических характеристик, функционирование организма в целом (дыхательная, кровеносная, пищеварительная системы и т.п.);
- Психологический возраст ‒ определенный уровень формирования психики, который содержит: а) возраст умственного развития; б) социальную зрелость; в) эмоциональную зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, зрелость личностного характера.
В реальной жизни отдельные элементы возраста могут не всегда совпадать.
1.1.Темперамент и характер человека
Человек не рождается сложившейся личностью, ею он становится постепенно. Однако с момента рождения у него наблюдаются индивидуальные особенности психики, которые весьма консервативны и устойчивы. Эти особенности и образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой вырастают свойства личности, присущие только данному человеку.
Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими свойствами являются свойства темперамента, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека.
От темперамента человека зависит характер протекания психической деятельности, а именно:
1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);
2)психический темп и ритм;
3)интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
4)направленность психической деятельности на определенные объекты (например, постоянное стремление к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям или обращенность к самому себе, к своим идеям и образам).
Свойства темперамента в отличие от мотивов и психических состояний человека проявляются у него одним и тем же образом в самых разных видах деятельности и при самых различных ее целях.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Их специфическая особенность состоит в том, что у конкретного человека они не случайным образом сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
Следовательно, под темпераментом следует понимать индивидуальносвоеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в различном возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Научное обоснование физиологической природы темперамента дал И.П.Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он показал, что темперамент зависит от сочетания основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, которые образуют тип нервной системы человека. Мозг человека работает как единое целое, образующие его клетки связаны между собой по их функциям в центры. Центр – это не
Модуль1.
1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.
2. Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства.
3. Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности.
4. Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения.
5. Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.
6. Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех?
7. Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.
Основные новообразования младенческого возраста
Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.
К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.
Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.
К году ребенок освоит:
- назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
- способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
- технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).
Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.
Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.
Для автономной речи характерно:
- Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
- Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
- Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.
Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.
Стадии творчества
Творчество представляет собой созидание нового и определенный механизм развития личности. Большое число наблюдений и исследований показали, что главное в творчестве происходит при осуществлении перехода от видения/слушанья/чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Это приводит к тому, что психологическим языком, который адекватно отражает процесс творчества, является язык, использующий переходы от художественного (образного) отражения исследуемых явлений к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации.
Ученые рассматривают несколько стадий творчества:
- Сознательная работа в виде подготовки (особое деятельное состояние в качестве предпосылки интуитивного проблеска новой идеи);
- Бессознательная работа в виде созревания (производится работа над проблемой, инкубация направляющей концепции);
- Переход бессознательного в сознание как вдохновение (при бессознательной работе в область сознания приходит решение, первоначально в гипотетическом виде как принцип или замысел);
- Сознательная работа как развитие идеи, включая ее окончательное оформление и проверку.
С позиции психологии особую ценность представляет сам процесс творческой работы, исследование процесса подготовки к ней, определение форм, методов и средств развития. Творчество — это целеустремленный, упорный, напряженный труд, требующий мыслительную активность, интеллектуальные способности, волевые, эмоциональные черты и высокую работоспособность.
Замечание 1
Творчество можно характеризовать в качестве высшей формы деятельности личности, для которой необходима длительная подготовка, эрудиция и интеллектуальные способности. Творчество представляет собой основу человеческой жизни, источник всей совокупности материальных и духовных благ.
Что такое характер человека
В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.
В психологии характер – это набор стойких индивидуальных особенностей личности, который определяет тип поведения и форму взаимоотношений с окружающими людьми.
Особенности характера, как черты личности, следующие:
- его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;
- характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.
Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».
Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.
Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».
Категория мотива
Мотив – это:
- идеальный или материальный «предмет», который стимулирует и обращает на себя поступок или деятельность;
- психический образ данного предмета.
В широком значении – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осмысленный человеком смысл его действий. При помощи мотива поддаются отображению поведение человека, его цели, ценностные ориентации, механизмы принятия решений.
Психологические функции мотивов состоят в побуждении к деятельности, придании направленности совершаемой деятельности, в смыслообразовании.
Оптимальный уровень мотивации достижения содержит преобладание у субъекта в структуре мотивации интереса к деятельности, которое сопровождается удовольствием от ее воплощения, а также чувством контроля и компетентности.
Категория деятельности
Деятельность – это форма активного отношения к реальности, через которую определяется настоящая связь между человеком и миром, который его окружает.
Данная категория определяет два положения:
- положение о единстве деятельности и психики;
- обращение к деятельности как движущей силе формирования психики.
В качестве принципа психики объяснительного характера, категория деятельности применяется при исследовании разных сфер психической действительности (процессов психики познавательного характера) мотивации, эмоции, личности, внутригрупповых процессов.
Замечание 2
Отражение ‒ это копирование, формирование реалистичного мира. Деятельностью же является та активность, которая находится в подчинении осознаваемой цели.
Психические процессы юношеского возраста
Юность для человека представляет собой время выбора жизненного пути, учебы в университете или техникуме по выбранной специальности, выбора профессиональной деятельности, создания семьи. Для юношей в этом возрасте предстоит служба в армии.
В связи с усложнением жизнедеятельности в этот период происходит не только количественное расширение диапазона конвенциональных (социальных) ролей и интересов, но и их качественное изменение. В современный период развития общества на юношеской (студенческой) возрастной стадии появляется всё больше «взрослых» социальных ролей. Из них вытекает большая мера самостоятельности и социальной ответственности, а также можно наблюдать бурное развитие всех познавательных процессов.
Что касается развития памяти, то в этом возрасте процесс запоминания постепенно сводится к мышлению. Человек начинает устанавливать логические отношения внутри запоминаемого материала, при этом припоминание состоит в восстановлении материала в данном отношении (так называемая «логическая» или «смысловая» память).
Развитие механической памяти, если отсутствует ее специальная тренировка, замедляется. Для юношеского возраста характерно взаимопроникновение мышления и речи. Девушки и юноши стремятся логически мыслить, начинают вести теоретические рассуждения и пользуются самоанализом, относительно свободно размышляют на многие темы, включая нравственные, религиозные и политические.
Для юношеского периода присуща способность формирования общих выводов на основании частных посылок. Также происходит и параллельный процесс — переход к частным умозаключениям на основе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип мышления).
Типы темперамента
Замечание 2
Создателем типов темперамента был Гиппократ. Он являлся древнегреческим философом и врачом. Гиппократ классифицировал людей по жидкости, которая в преобладает в их организме.
Гиппократ выделил четыре типа темперамента:
- Сангвиник (кровь)
- Холерик (желчь)
- Флегматик (слизь)
- Меланхолик (черная желчь)
В настоящее время представление о темпераменте изменилось. Но названия его типов все равно остались прежними.
Под сангвиником понимается довольно подвижный и уравновешенный тип личности. Данный тип отличается очень быстрой возбуждаемостью. У них очень быстро происходит смена возбуждения на торможение. Сангвиники любят жизнь, довольно активны, общительны, всегда готовы прийти на помощь. Они не стоят на месте, пытаются развиваться и стремятся к лидерству. Им очень легко привыкнуть к новым условиям жизни. Сангвиники не склонны к долгим переживаниям. У них все хорошо получается в работе, учебе, дружбе и любви. Они могут очень быстро переключиться с одного дела на совершенно другое. Если сангвиник не чувствует внешних раздражителей, то ему становится скучно. У сангвиников возникают яркие чувства и эмоции, но они не отличаются своей устойчивостью. Они могут часто смеяться и улыбаться. Но разозлить их может что угодно, даже самый незначительный пустяк.
Флегматики являются сильными и инертными. Но данный тип тоже является уравновешенным. Флегматик всегда пассивен, тщательно все продумывает и много рассуждает. Иногда такие люди кажутся очень скучными и нудными. Но флегматики любят окружающих людей и желают им только добра. Очень легко управлять флегматиками и контролировать их. Иногда они очень скупы в проявлении чувств и своих эмоций. Но им всегда можно довериться и попросить о помощи. Флегматик обладает высокой работоспособностью, упорством. Он не любит перемены и хочет, чтобы все оставалось на своих местах.
Холерики представляют собой очень подвижный и неуравновешенный тип личности. У них процессы возбуждения намного сильнее и быстрее процессов торможения. Холерики агрессивны, обладают легкой возбудимостью. Они очень неспокойны и изменчивы по жизни. Им присуще непостоянство, импульсивность. Но в жизни они отличаются своим оптимизмом. Движения и поступки холериков бывают слишком резкими и несдержанными. Они могут часто кричать, терять контроль над своими эмоциями. Стоит отметить, что у холериков часто меняется настроение.
Меланхолики представляют собой неуравновешенный и слабый тип личности. Они очень часто рассуждают на различные темы, склонны к тревожным мыслям и идеям. Они отличаются своим пессимистичным настроем по жизни. Меланхолик все принимает близко к сердцу, боится общаться, очень эмоционален. Он отличается своей заторможенностью и пассивностью. Меланхоликов очень легко обидеть или задеть их чувства. Такие люди многого боятся, не уверены в собственных силах, слишком обидчивы. Но у меланхоликов очень глубокий внутренний мир, который хорошо развит. Таким людям сложно приспосабливаться к новым условиям.
Методы коррекции
Чтобы воздействовать на психическую, практическую деятельность личности, психологи постоянно разрабатывают новые методики. Способы психокоррекции:
- Аутотренинги — тренировки, при которых применяется три пути воздействия на работу нервной системы. Первый — чтобы субъект смог расслабить мышцы тела, он должен научиться контролировать ритм дыхания. Второй способ — представление чувственных образов. Третий способ — произношение программирующих слов мысленно или вслух.
- Групповые тренинги. Их цель заключается в развитии личностных отношений между людьми, помощь в общении.
Каждая из методик состоит из нескольких практик, которые имеют одинаковую цель, но проводятся по-разному.
Понятие и суть
Психологическая характеристика личности — портрет индивида, описанный с точки зрения понятий психологии. Выражения должны быть понятными.
Личность — социальная сущность индивида, становление которой происходит при освоении общественных форм сознания, поведения. Личность может проявлять активную жизненную позицию, выбирать, проводить оценку действий.
Психологи рассматривают личность как нечто цельное. Даже единое целое делится на три блока:
- задатки, способности, которые определяют возможности личности;
- мотивы поведения, мировоззрение, интересы, склонности, убеждения;
- характер, темперамент, другие особенности.
Характеристики:
- активность;
- единство;
- устойчивость.
Психические проявления нестабильны. Психологический склад остается неизменным. У психологов есть возможность просчитывать некоторые изменения поведения, чтобы предвидеть как человек поведет себя в определенной ситуации.
Задача — узнать особенности человеческого развития, распознать задатки, таланты, чтобы подобрать методику обучения или выбрать профессию.
Составление психологического портрета
При составлении психологического портрета подбираются определенные характеристики психики. Для это нужно следовать ряду правил:
- Избирательность — выбор требуемых психологических характеристик личности, которые представляют профессиональный интерес.
- Достаточность — психологических особенностей много, чтобы составить портрет, нужно установить ограничения в возможностях, которыми располагает индивид.
- Достоверность — верить достоверной информации, которую может получить только специалист.
- Целостность — понять психологию личности можно только составив общее представление о развитии человека, его поведении.
- Структуризация — процесс составления психологической характеристики должен быть упорядочен.
При составлении психологического портрета, нужно учитывать:
- самооценку;
- направленность;
- темперамент;
- интеллектуальность;
- характер;
- способности;
- эмоциональность;
- умение общаться;
- уровень самоконтроля;
- волевые качества.
Только совокупность компонентов поможет составить психологический портрет.
Темперамент
Определение 1
Темперамент — это система индивидуальных характеристик личности, которые отражают эмоциональную и динамическую сторону ее жизнедеятельности.
Темперамент влияет на скорость появления психических процессов, а также на их устойчивость. Темп и ритм деятельности и поведения человека тоже определяется темпераментом. Стоит отметить, что темперамент еще влияет и на других психические особенности личности.
Основой темперамента является вид нервной системы человека. Ведь люди отличаются друг от друга, причем еще с самого рождения.
Люди могут отличаться по:
- силе процессов возбуждения и торможения
- уравновешенности процессов возбуждения и торможения
- сменяемости процессов возбуждения и торможения
Такие различия говорят о том, насколько выносливы нервные клетки у определенного организма. Другими словами, определяют, насколько человек вынослив в психическом плане.
Замечание 1
Выделение четырех типов темперамента помогло объяснить и классифицировать характеристики поведения отдельного человека.
Темперамент и характер личности
Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.
Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.
Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.
Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом возрасте.
Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.
Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.
Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.
Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.
Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.
Воля чем характеризуется
Сила воли определяет умение людей справляться с трудностями, стремиться к поставленной цели. В качестве индивидуально-типологической характеристики воля определяет произвольность и самоконтроль поведения людей.
Сила воли определяет наличие или отсутствие у человека таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, инициативность, смелость, дисциплинированность, исполнительность, организованность.
Внимание! Воля выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностях личности. Наблюдать проявление воли можно, когда человек анализирует свои поступки и несет ответственность за свои действия
Индивидуально-психологические особенности личности делают людей непохожими друг на друга. Уникальность каждого человека делает его неповторимым в деятельности и общении. Примечательно, что можно целенаправленно развивать у себя те или иные стороны характера, чтобы привлекать к себе нужных людей.
Привлекательная индивидуальность
Развитие психических процессов
В юношестве бурно развивается и проходит становление абстрактно-логическое мышление. Это способствует тому, что в этот период доминирует потребность оперировать абстрактными категориями, легко усваиваемыми в данном возрасте. Одновременно можно наблюдать интеллектуализацию оставшихся познавательных процессов.
Этот феномен более рельефно выступает у мальчиков, что обусловлено спецификой гендерных (межполовых) психических различий. Часто актуализация такой потребности может проявиться в так называемом «юношеском философствовании», что характеризует стремление юношей мудрствовать, рассуждать «философски» на темы добра и зла, религиозных воззрений, общественного переустройства. Параллельно этому присутствует выраженная юношеская ирония, которая служит средством проверки и психологическим противовесом безоглядному принятию социальных правил и норм.
Если учесть, что в раннем юношестве активно развивается чтение, то юноши начинают увлекаться именно фантастической и философской литературой. При этом их восприятие прочитанного обладает излишне эмоциональным характером, а высказываемые автором концепции чаще всего принимаются с недостаточной долей критицизма.
Психологические феномены возраста являются основой того, что в подростковом и юношеском возрасте чаще можно говорить о наличии любопытства к факторам, которые меняют обычное состояние сознания. Юноши нередко начинают проявлять интерес к медитативным техникам, аутогенным тренировкам, гипнозу, а также действию наркотических веществ. Именно поэтому лица данного возраста должны рассматриваться как наиболее чувствительные к различным отрицательным влияниям со стороны представителей религиозных сект и носителей психоделической культуры.
Процесс развития письменной и монологической речи способен научить юношей и девушек осуществлять формулировку мыслей, передавая собеседнику с помощью рассказа собственные мысли и чувства («картину мира»). Именно в этом периоде они зачастую начинают пробовать писать стихи или вести личный дневник.
Какой бывает темперамент
Темперамент – это врожденный компонент структуры личности. Принято различать 4 типа темперамента:
Холерик – человек порывистый, эмоциональный. Его чувства быстро вспыхивают, затем также быстро угасают. Импульсивность холеричных особ проявляется в речи, живой мимике, размашистых жестах. Такие люди часто конфликтны, не умеют идти на компромисс и выстраивать конструктивные отношения с окружающими.
Меланхолик – особа крайне чувствительная, которую очень легко расстроить. Такие люди обладают низкой стрессоустойчивостью, болезненно и долго переживают неудачи.
Сангвиник – жизнерадостный весельчак, который легко относится к жизненным неурядицам, не переживает из-за пустяков
Для него крайне важно получать различные впечатления, иначе он заскучает. Чувства таких людей поверхностны, а контакты многочисленны.
Флегматик – медлительный, задумчивый человек
Он обладает уравновешенным характером, разозлить его практически невозможно. Его мимика скудна, а переживаемые эмоции внешне никак не проявляются.
Индивидуальность
Свойства темперамента определяют такие черты индивидуальности и характеристики человека, как:
- Чувствительность (одни люди устойчивые к давлению со стороны, а другие – ранимы);
- Восприимчивость к критике, деструктивному поведению окружающих;
- Познавательную активность, энергичность, работоспособность (на пути к достижению успеха встречается много препятствий, кто-то легко справляется с трудностями, а кто-то впадает в отчаяние и отказывается от выполнения задуманного);
- Умение сосредоточиться в любых условиях;
- Относительный баланс в процессах нервной системы, который обеспечивает успешность взаимодействия с людьми;
- Скорость психических процессов (она выражается в сообразительности, скорости успешного запоминания информации, темпе речи, скорости письма, ходьбы);
- Экстравертированность (для таких людей общение и многочисленные контакты с разными людьми являются необходимым условием хорошего самочувствия);
- Интровертированность (направленность человека на собственный внутренний мир обеспечивает ему комфортное пребывание в одиночестве);
- Способность быстро адаптироваться к новой обстановке, меняющимся условиям (данное качество является профессионально важным для таких профессий, как следователь, психолог, врач);
- Личностная гибкость в общении с людьми, умение найти общий язык практически с любым человеком;
- Ригидность, консерватизм, стремление следовать стереотипам.
Типом темперамента определяется не только уникальный набор личностных качеств, но и характер человека.
Дополнительная информация. До сегодняшнего дня сохранились названия типов темперамента, придуманные Гиппократом. Однако определяют это индивидуальное качество теперь не по пропорциональному распределению жидкостей в теле, а по нейропсихологическим характеристикам.
Количество кредитов — ___2______
Шымкент, 2016г.
Составитель: д.пс.н., профессор Искакова М.С.
Программа рекомендована на заседании
кафедры «Общая психология»
(протокол №____ от «______»__________2016г.)
Заведующий кафедрой ________________________ М.С.Искакова
Программа рекомендована заседанием МК
«Физическая культура и спорт» факультета
(протокол №__1_____ от «______»__________2016г.)
Председатель МК ________________ Бозшатаева Г.Т.
Программа одобрена и утверждена на заседании УМС ЮКГУ им. М. Ауэзова (протокол №__1__ от «______»__________2016__г.)
Руководитель УМО __________________________ ______________
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, 2016г
Понятие деятельности в психологии
Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).
Особенности психических процессов в основных видах деятельности
Бурное развитие сознания и самосознания способствует расширению области осознаваемого и углублению знаний о себе, окружающих людях и мире. По этой причине меняется мотивация основных видов деятельности. Так, те из них, что ранее были ведущими (например, игра) изживают себя. При этом проявляются новые виды деятельности, происходит изменение их иерархии, начинается новый этап психического развития.
Рост самосознания способен определять увеличение количества требований лица юношеского возраста к окружающим людям и к самому себе, усилена степень критичности и самокритичности, повышаются требования к моральному облику и нравственным качествам микроокружения (особенно присуще для женского пола).
При самооценке человек этого возраста охотнее говорит о своих недостатках, чем о достоинствах, при этом представители женского и мужского пола отмечают у себя вспыльчивость, грубость и эгоистические проявления.
Среди положительных черт более часто можно встретить такие самооценки: «верность в дружбе», «не подведу друга», «помогу в беде». В них на первый план выступают качества, имеющие значение для установки контактов со сверстниками, а также те, которые этому способны помешать (эгоизм, вспыльчивость, грубость).
На фоне становления самосознания наблюдается выраженная полоролевая дифференциация, которая представляет собой развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Это отражает быстрое усвоение ими половых социальных стереотипов поведения.
В рамках общения у представителей обоих полов формируются коммуникативные способности, включая:
- умение вступать в контакт с незнакомцами,
- достижение расположения и взаимопонимания,
- достижение поставленной цели и др.
При осуществлении трудовой деятельности свое развитие получает в этот период профессионально-личностное общение, активно совершенствуются практические умения и навыки, которые в перспективе могут понадобиться для применения профессиональных способностей.
Понятие способностей
Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.
Уникальная способность
Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.
Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.
Общие и специальные способности
Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.
Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности