Культура и психология человека
Определение 2
Культура – это образ мыслей, действий и средств общения, характерных для данного общества и конкретной личности.
Ядром культуры являются ценности, регулирующие взаимоотношения людей и объединяющие их в единую целостность.Культура относится к важнейшей субстанции жизни человека, которая проявляется в самых разных формах и проникает повсюду. Исходя из этого, она объективируется в вещественно-предметные и знаково-символические формы. Смыслы и значения культуры, её технология и навыки можно передать другому поколению, другому человеку. Однако такая преемственность совсем не означает абсолютную психическую устойчивость и неизменность культуры.
Важным признаком социокультурного процесса является способность человека к саморазвитию, изменчивости. Традиции свободы творчества, развитые в культуре народов, проявление индивидуальности, подталкивают человека к инновациям, а при слабом развитии традиций, люди обрекают себя на отставание, на этнические и психологические трудности.
Культурное развитие человека плотно связано с вопросами воспитания, поэтому оно не идет равномерно. Культурное развитие не похоже на установившиеся стереотипные формы развития, переходящие одна в другую.
В течение длительного времени психология придавала таким установившимся формам развития большое значение. Основой развития считали растительные процессы развития и их элементарные отношения между личностью и средой, поэтому процессы врастания в культуру не рассматривались как процессы развития. Например, в качестве простой выучки рассматривалось врастание в культурную арифметику, по сути, не отличающуюся от усвоения каких-либо фактических знаний. Подобная точка зрения может существовать до тех пор, пока само развитие будет пониматься узко и ограниченно.
В психологии культурное развитие необходимо рассматривать с живым процессом биологической эволюции. Психические формы развития являются основой культурного поведения и часто означают борьбу, оттеснение старых сложившихся форм, которые делают поведение культурного человека невосприимчивым окружающими. Каждая форма культурного поведения человека – это уже продукт психологического развития людей, адекватная форма приспособления к данной социальной установке.
В ряде случаев культурное развитие оказывает воздействие на психологию, т.е. критически влияет на сознание и состояние человека и расширяет естественную возможность. Отношение между культурным и психологическим развитием двояко и очень сложно – с одной стороны, культурное развитие может нивелировать отдельные качества личности, а с другой стороны, увеличивает масштабы и расширяет разброс характеристик психологических качеств личности, поэтому отношение между ними сложное.
Психологическую личность на том или ином историческом этапе воспитывает понимание культуры данной социальной среды на таком уровне, чтобы личность могла существовать в данном обществе биологически и социально. В противном случае адекватно ориентироваться в данном культурном обществе личность не способна.
Культурная психология
Культурная психология рассматривает культуру как одну из составляющих психологии, для которой характерен ряд теоретических положений:
внимание к индивидуальной субъективности;
представление о взаимосвязи между культурой, психологией и опытом;
неразрывное единство культуры и психики;
признание психологией необходимости культурного разнообразия;
внимание к коммуникационным и интеракционным проблемам.
Культурная психология является ближайшим родственником кросс культурной психологии. Ввиду того, что культурная психология не имеет четкой организационной и методологической структуры, определить, где она заканчивается и начинается кросс культурная психология, достаточно сложно. Определение культурной психологии следует в первую очередь в связи с тем, что она делает с учетом её взглядов на взаимосвязь между личностью и культурой личности.
Рисунок 1. Психология культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фундаментальной посылкой культурной психологии, по мнению Миллера, является то, что культура и поведение человека неразрывно между собой связаны и составляют единый феномен. Психологическая культура человека – это природное дополнение к физической культуре. Если физическая культура сохраняет физическое здоровье, то психическое здоровье сохраняет психологическая культура, но дело в том, что физическое и психическое здоровье человека нераздельны.
В ранних трудах ученых культура определялась как независимая переменная, которая оказывала влияние на зависимую переменную поведения личности. Ряд исследователей культуры оценивают различие между кросс культурой и культурной психологией по-разному.
Отличительными чертами культурной психологии Коул, например, называет следующие аспекты:
культурная психология придает значение рассмотрению опосредованного действия в контексте;
подчеркивается важность «генетического метода», включающего исторический, онтогенетический, микрогенетический уровни анализа;
культурная психология ищет подтверждение результатам анализа в повседневной жизни;
разум, полагает она, формируется в совместной деятельности опосредованной деятельности людей;
личность, как полагает культурная психология является фактором собственного развития, поставленного в определенные условия и в своем выборе не свободна;
первоочередное значение она отдает психической деятельности и признает центральную роль интерпретации в процессе истолкования явлений;
использует методологию гуманитарных, общественных и биологических наук
Сущность понятия «культура» в психологии
Определение 1
Культура – это деятельность человека в самых разных её проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопленные социумом.
Подходов к определению культуры очень много, много теоретических концепций, видов и моделей. Кроме этого существует самостоятельная система знаний – культурология. Термин культура имеет латинское происхождение и означает воспитание, образование, возделывание, развитие. Культура – это устойчивые формы деятельности человека, без этой деятельности культура не может воспроизводиться, а значит и существовать.
Замечание 1
Источниками происхождения культуры являются познание и творчество, сама человеческая деятельность.
Что касается психологической культуры, то в психологии долгое время отсутствовали системные исследования, посвященные этому феномену. Отдельные исследования в этой области изучали только некоторые её составляющие, например, интеллектуальную, коммуникативную, социальную компетентность и др.
Психологическая культура личности, считают Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, является системным образованием, которое включает информированность о законах функционирования психического мира, способах и приемах управления внешней и внутренней активностью, а также практическое использование в жизненных повседневных ситуациях.
К поведенческим проявлениям специалисты относят:
- конструктивное общение, которое различается возрастными, половыми, национальными признаками, обеспечивающими продуктивное разрешение различных вопросов;
- сознательное создание собственной судьбы, возможность стать «хозяином» своей жизни и осуществить поставленные цели и задачи;
- выполнение внутренней и внешней деятельности, направленной на решение проблем, саморегуляцию, саморазвитие, самореализацию на основе жизненного опыта, образования, развития психических процессов, свойств, состояний;
- гармонично организованное творчество, предполагающее собственное интересное дело с умеренным вложением усилий и времени;
- конструктивное ведение дел, доведение начатого до конца, умение отказаться от нереальной цели, умение сформулировать новую цель;
- гармонизацию внутреннего мира, которая предполагает полноценную духовную жизнь, целостную непротиворечивую Я-концепцию, цели и деятельность по самовоспитанию личностных установок и поведения, мысли и представления о себе и окружающих людях.
Демина и Лужбина выделяют в структуре психологической культуры личности целый ряд компонентов – это когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, креативный, поведенческий. По их мнению, системообразующим фактором выступает социальный интеллект, который вступает во взаимодействие и опосредует развитие других составляющих психологической культуры личности.
Социальный интеллект, выступающий как системообразующий фактор психологической культуры личности, дает возможность понять и объяснить многие феномены гармоничного функционирования личности. Чем лучше у человека развито сознание, а главное, сверхсознание, тем выше его психологическая культура.
Подходы и уровни социально-психологической культуры
Замечание 1
Личность является целостно-структурным психологическим образованием, которое выражает сущность реального человека (А.Г. Ковалев). Это саморазвивающаяся многоуровневая иерархическая система (Б.Г. Ананьев).
По уровню и сложности образования человек как объект научного исследования и как система уступает по своей сложности только обществу.
Значимость методологических принципов системного подход и диалектической логики для психологических исследований предопределена сложностью процесса психической активности.
Уровни, описывающие сферы активности психической активности личности по К.К. Платонову:
- направленность, отношения личности, моральные черты;
- индивидуальные особенности психических функций и психологических процессов как форма отражения;
- знания, умения, навыки;
- биологически обусловленные.
Психологическая структура личности в соответствии с ростом от психофизиологических уровней к социальным:
Культура, определенная активностью осознания психического отражения. Основывается на типологических особенностях нервной системы, на генетически предопределенной совокупности качественных и количественных психических характеристик.
Культура переживаний. Основан на разрешающих возможностях эмоционально- волевой сферы, является граничащим между социальным уровнем системы психики и «биологическим».
Культура деятельности
Базируется на психических процессах: внимание, восприятие, мышление, память и т.д., которые рассматриваются как способ объективизации личности в деятельности. Индивидуальное развитие личности аккумулирует весь исторический опыт.
Культура поведения
Является центральным уровнем в самосознании и самовыражении личности. Его важнейшие психологические характеристики: самооценка, направленность, притязания и т.д. Существенно осознание индивидом своего поведения и отражения изменения и развития субъективно значимых психологических свойств в своей активности.
Культура общения. Основывается на коммуникативных характеристиках индивида, детерминирует социально-психологическую составляющую личности.
Культура управлений активностью. Определяет отношение личности к характеру активности в деятельности, переживаниях, общении, поведении, идеологии; основывается на мотивационной сфере.
Социально-политическая культура включает: идеалы, мировоззрение, убеждения, интересы. Уровень основан на отношении к методологической основе организации общества, осознании своего отношения и своего места в обществе.
Каждый элемент и каждый уровень системы подвижны. Динамичность системы подразумевает изменение ее состояния.
Признаки, свойства и функции социально-психологической культуры
Замечание 2
Социально-психологическое развитие человека является процессом усвоения совокупного общественного опыта, сконцентрированного в духовной и материальной культуре. Высшие психические функции человека возникают в результате окультуривания естественных функций.
В культуре зафиксирована психологическая сущность индивида. Она включает общественно выработанный опыт взаимодействия человека с другими людьми: способы обращения, психологические знания, формы отношений.
Психологическая культура как социальный феномен зафиксирована в:
- живом общении,
- людях,
- научных и художественных текстах,
- традициях и обычаях и т.д.
Как индивидуальный личностный феномен социально-психологическая культура выступает системным личностным образованием, которое определяет способы обращения человека с самим собой и с другими людьми.
Социально-психологическая культура обладает рядом свойств:
- обеспечивает эффективные способы взаимодействия человека с самим собой как с субъектом, неповторимой индивидуальностью и личностью в любой области социального бытия;
- повышает качество человеческой жизни;
- создает условия для более полной реализации;
- позволяет человеку быть более успешным;
- оберегает от психологических травм, потерь, неудач;
- определяет нормы и правила взаимодействия между людьми;
- обеспечивает существование человека как полноценного члена общества.
Функции социально-психологической культуры:
- социально-психологическое воздействие на других людей;
- ориентировка в окружающих людях;
- понимание себя и отношение к людям;
- саморегуляция.