Эффективность психотерапевтических методов и приёмов психологического консультирования в работе с младшими школьниками и подростками

Этапы психологического консультирования

Немов разработал модель консультирования, включающую следующие базисные этапы психологического процесса: подготовительный, настроечный, диагностический, рекомендательный, контрольный этапы.

Знакомство консультанта с потенциальным клиентом по информации о нем, полученной от других, например, от специалиста психологической консультации, принимавшего заявку на проведение консультации от будущего клиента, а также по записи, находящейся в регистрационном журнале, происходит на подготовительном этапе. Кроме того, на этот этап предполагает подготовку консультанта к консультации. Длится он в среднем до 30 минут.

Второй этап психологического консультирования знаменует встречу субъекта с консультантом. Психолог знакомится с потенциальным клиентом и настраивается на совместное взаимодействие с клиентом. Продолжительность этого этапа составляет не более 7 минут.

На диагностическом этапе консультант выслушивает клиентскую исповедь, проясняет и уточняет проблему, исходя из ее анализа. Ключевым содержанием данного этапа является повествование клиента о собственной персоне и о проблеме. Такое повествование именуется исповедью. Кроме того, описываемый этап может включать психодиагностику субъекта, при необходимости ее проведения с целью уточнения проблемы индивида и нахождения оптимального решения. Точно установить необходимое время для прохождения данного этапа невозможно, поскольку его установление зависит от особенностей проблемы и индивидуальных характеристик клиента.

Рекомендательный этап предполагает формулирование клиентом и консультантом практических рекомендаций для разрешения проблемы. На этом этапе выработанные рекомендации уточняются, конкретизируются, детализируются. Средняя длительность – составляет до 60 минут.

Контрольный этап включает установление норм контроля и порядка оценивания практической реализации полученных клиентом практических советов. Средняя длительность – составляет до 30 минут.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Помощь «здесь-и-сейчас»

Пациентов клиники привело за помощью к врачам их актуальное состояние – физическое неблагополучие. В городскую клиническую больницу больные поступают следующими путями:

  • по «скорой помощи» – при обострении хронического или впервые проявившегося заболевания;
  • по направлению из поликлиники – на плановое обследование или лечение; при ухудшении состояния больного хроническим заболеванием; на обследование перед ВТЭК для подтверждения или первичного определения группы инвалидности.

С какими бы причинами (физиологическими, психологическими или социальными) ни было связано ухудшение их физического состояния, пациенты хотят избавления именно от физического страдания, и как можно скорее.

Это привело нас к необходимости научиться находить:

  • актуальные (наиболее значимые сейчас) проблемы для данного пациента;
  • психологические аспекты, на которые можно повлиять непосредственно (в клинике) и быстро;
  • психотерапевтические и психологические подходы и методы для наиболее эффективной работы в условиях клиники и в ограниченный период времени.

Признаки психологических расстройств или проблем у детей: основания для консультации у психотерапевта

Расстройства поведения и неврозы у детей являются отдельным направлением психотерапии. Следует отметить, что клиентом психотерапевта ребёнок может стать только по достижению им трёхлетнего возраста, а до этого времени лечением малыша занимается невролог.

Родители должны обращать внимание на возможные симптомы или проявления, свидетельствующие о некоторых нарушениях сознания, психики, восприятия. Среди них:

  • плохая успеваемость;
  • неадекватное поведение (проявления гнева, агрессии, беспричинное хамство, грубость, жестокость, чрезмерная возбудимость, гиперактивность);
  • общая пассивность, нежелание общаться с окружающими;
  • нервные заболевания (энурез, детские страхи).

Консультирование детей у психолога

Возрастное психологическое консультирование, или психологическое консультирование детей, — это один из видов индивидуальной консультации. Оно направлено на просвещение по вопросам психического развития в различных возрастных периодах. Родителям на таких консультациях дают рекомендации относительно особенностей психического развития их ребенка, оптимального воспитания и принципов обучения. Эти консультации посвящены не только родителям, но и сотрудникам различных учреждений, непосредственно контактирующих с детьми.

Кроме того, подобные консультации могут быть направлены и на самих детей — они призваны решить вопросы трудностей в успеваемости, во взаимодействии с коллективом, учителями, родителями, сверстниками. Для подростков старшего школьного возраста проводятся консультации по профориентации — выбора будущей профессии на основе выявленных склонностей.

Этот вид психологического консультирования направлен на контроль за нормальным развитием психических функций ребенка, выявление задержек в развитии, а также коррекцию аномального развития личности. Говоря проще, необходимость возрастного психологического консультирования заключается в стремлении родителей вырастить гармоничную, успешную личность, готовую к самостоятельному принятию решений и выбору собственного жизненного пути.

Личность и ситуация психологического консультирования детей в корне отличается от аналогичного процесса, проводимого со взрослым человеком. Если подростка еще можно убедить в ответственности за принимаемые решения и добиться от него самостоятельных действий, то с маленькими детьми это принципиально невозможно. Поэтому на подобных консультациях активным субъектом выступают взрослые члены семьи, в которой воспитывается ребенок.

Воспитание и влияние, которое оказывают родители на ребенка, являются основным формирующим фактором для его мировоззрения и поведения. Поэтому пока ребенок находится внутри семьи, основная работа психолога сосредоточена на его родителях.

Перечислим основные правила, которых обязан держаться специалист во время консультации детей:

  1. Конфиденциальность. Психолог выступает для ребенка безопасной фигурой, которому можно (и необходимо) доверить ту информацию, которую нельзя рассказать родителям, учителям и друзьям. Вся информация, полученная от ребенка, должна сохраняться в тайне и использоваться исключительно в интересах самого клиента.
  2. Честность с обеих сторон. Психолог должен быть честен с клиентом, если хочет добиться от него правдивой информации.
  3. Безоценочное принятие. Психологическое консультирование предполагает, что консультант безоговорочно принимает позицию клиента, независимо от его внутреннего согласия. Клиент должен чувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть — иначе не получится установить доверительный контакт.

Основной задачей консультанта является преодоление барьера между ним и его маленьким пациентом. Дети при походе к психологу оказываются немотивированными, они не понимают, зачем им сеансы и что от них требуется — ведь поход к специалисту стимулирован их родителями.

Кроме того, у маленьких детей с психологическими проблемами часто наблюдается низкая самооценка и негативный опыт общения со взрослыми — с родителями или педагогами. Психолог, как фигура взрослого, тоже автоматически вызывает негативную реакцию, которую ему необходимо преодолеть в ходе налаживания контакта с клиентом.

Подростки, в отличие от детей младшего возраста, оказываются более прямолинейными, способными к проявлению агрессии. Они отрицают у себя наличие каких-либо проблем, эмоционально реагируют на указания в их неправоте, сопротивляются рекомендациям психолога.

Что такое психологическое консультирование?

Психотерапия возможна для людей при различных состояниях психики, в том числе и при пограничных расстройствах, и в качестве вспомогательного метода при помощи психически больным пациентам. Психологическое консультирование — это вариант для психически здоровых людей с относительно высоким уровнем самосознания и ответственности, которые готовы принимать на себя ответственность за решения, принятые на сеансе и интенсивно работать над собой.

Направления психологического консультирования могут быть различными — это может быть помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также рекомендации по личностному росту, саморазвитию и поиску жизненного пути.

Говоря простым языком, психологическое консультирование необходимо в двух вариантах ситуаций:

  • когда человек столкнулся с новыми обстоятельствами, но не знает как себя в них вести;
  • когда человек находится в привычной среде, но желает ее поменять.

Проходя через этапы психологического консультирования, человек меняет свое отношение к окружающему миру, к себе, обучается новым способам поведения.

Трудности краткосрочного психологического консультирования в различных контекстах и их преодоление

Практикуемая нами модель КПК, исходя из истории своего создания в клинических условиях, состоит из трех этапов, описанных выше: 1) вводный, ознакомительный; 2) основной, психокоррекционный; 3) заключительный. В случае единственной встречи она также подразделяется логически на эти составные части.

В условиях психологической консультации, куда могут обращаться люди с трудностями в различных жизненных ситуациях, гораздо сложнее оказалось, во-первых, выявлять возможности именно для краткосрочной работы. Автору пришлось создавать основные принципы реализации КПК для разных контекстов своей работы, учитывая и опыт других авторов (Нардонэ., Вацлавик, 2006; Доморацкий, 2008) . Были также выработаны специальные навыки и умения, а также интегрированы в практику соответствующие задачам КПК методы и техники различных психотерапевтических подходов.

Во-вторых, встал вопрос о критериях, определяющих эффективность КПК: что считать хорошей и достаточной работой психолога, когда, в отличие от клиники (там критерии – улучшение состояния здоровья и повышение социальной активности пациента), контекстуальной составляющей это не отражается в полной мере, т.к. психолог с окружающим миром клиента консультации обычно не контактирует. Критерием оценки работы психолога нами принята точка зрения клиента: он сам определяет результативность своей работы с психологом относительно тех задач, которые они ставят и решают в процессе КПК.

Для организации подобного взаимодействия понадобилось формирование специальной профессиональной «позиции краткосрочного консультанта». Для обучения такой позиции нами была разработана специальная программа переподготовки под курацией опытного краткосрочного консультанта.

Запросы на КПК иногда предъявляются прямо, а в большинстве случаев их приходится выявлять самому психологу, исходя из различных вариантов запроса клиента. Например, в таких, наиболее часто встречающихся, как:

  • клиент сразу говорит о своей готовности на встречи с психологом только один или несколько (малое число) раз;
  • клиент вообще не мотивирован на работу с психологом: его привели или прислали те, кто считает, что ему нужна помощь такого специалиста;
  • клиент заявляет проблему, относящуюся к работе психолога лишь косвенно: его больше беспокоят, например, социальные, медицинские, юридические или др. вопросы;
  • клиент заявляет о ситуации, которая для него трудна, но не может быть ликвидирована полностью: например, хроническое заболевание у него или у его близких, социальное неблагополучие семьи, смена или лишение работы и др.;
  • клиент просит помощи для урегулирования отношений с другим человеком, который сам прийти к психологу не может или не хочет;
  • клиент выступает как «полномочный представитель», например, семейной системы или группы коллег;
  • клиентом является семья или группа лиц, связанных определенными отношениями, которые предъявляются как требующие изменения;
  • клиентом является психолог: опытный коллега или студент, проходящий подготовку в области практической психологии.

Основы психологического консультирования

В основе психологического консультирования лежит комплекс мероприятий, направленный на улучшение психического самочувствия человека, гармонизацию отношений — внутри семьи, коллектива и других групп. Клиент в процессе психологического воздействия изменяет форму своего поведения, отношение к себе и миру, получает рекомендации и поддержку от психолога.

Основными направлениями консультирования являются:

  • стимулирование личности к принятию осознанных решений;
  • обучение новым формам поведения;
  • развитие личности клиента и расширение его кругозора.

Центральным образованием консультирования является осознанное взаимодействие, где особый акцент ставится на ответственности клиента, иными словами, в консультировании подчеркивается самостоятельность клиента как личности, его способности принимать самостоятельные решения и производить работу по изменению собственной личности.

Цели психологического консультирования определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какой из психологических школ придерживается профессионал, и с каким запросом пришел к нему клиент. Однако можно выделить основные направления, в которых работают психологи-консультанты:

  • преображение и улучшение поведенческих реакций. Изменение привычных для клиента форм поведения способствует повышению продуктивности в жизни клиента, гармонизации отношений, удовлетворенному отношению к качеству собственной жизни, даже при отсутствии изменений в материальном положении;
  • развитие навыков преодоления трудностей в ходе столкновения с повседневными трудностями и меняющимися условиями мира;
  • обучение взвешенному и результативному принятию важных для клиента решений;
  • облегчение личностного роста и самореализации;
  • улучшение межличностных отношений.

Несмотря на различие в подходах к собственно процессу консультирования, все психологические школы сходятся в единой схеме консультативного процесса. Его составляют несколько последовательных стадий, сменяющих друг друга, смысл каждой из которой вытекает из содержания предыдущей. В консультировании выделяют следующие стадии:

  1. Установление взаимного доверительного контакта. Исследование проблемной сферы клиента.
  2. Определение конкретной проблемной ситуации. При этом проблема исследуется как бы в двух плоскостях — в когнитивной и эмоциональной сфере.
  3. Поиск альтернатив. Установление возможных путей решения проблемы.
  4. Планирование. Разработка пошагового плана для каждого из вариантов решения проблемной ситуации.
  5. Последовательная реализация разработанного плана.
  6. Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиента к консультанту. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом.

На практике не все происходит так последовательно, как описано в этой схеме. Например, могут возникать трудности в определении проблемы, или же клиент будет отказываться идти на контакт с психологом. По ходу выполнения намеченного плана вероятны трудности с его реализацией, может понадобиться возвращение на предыдущие этапы процесса консультации. На последнем этапе клиент может остаться неудовлетворенным произошедшими изменениями, и тогда процесс придется начинать с первых стадий. Таким образом, процесс консультирования гораздо сложнее, чем описано на схеме — все зависит от проблемной ситуации клиента и его готовности к работе над собой.

Методики лечения, которые применяет психотерапевт

Несмотря на то, что этот специалист имеет право назначать медикаментозную терапию для своих клиентов, лекарства назначаются в процессе психотерапии достаточно редко, в качестве поддержки общего направления лечения.

Основной же техникой помощи клиенту является общение. Именно в процессе общения доктор может использовать некоторые приёмы психотерапии, направленные на лечение, такие как:

  • психоанализ;
  • метод экзистенциальной психотерапии, когда доктором и клиентом анализируется не конкретное, отдельно взятое проявление или событие, а вся картина жизни в целом;
  • гештальт-терапия: основывается на принципах саморегуляции психики, её самоответственности и самоосознанности;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • телесно-ориентированная терапия.

Среди методик психотерапевтического лечения выделяют:

  • разговор;
  • гипноз;
  • кодирование;
  • нейро-лингвистическое программирование;
  • проведение психоанализа;
  • аутотренинги;
  • психологические игры.

Важно отметить, что проведение лечения может быть успешным только при условии наличия доверия между клиентом и психотерапевтом. Основной задачей психотерапии является последовательное достижение четырёх этапов лечения: понимания, снятия напряжения, эмоциональной разрядки и совладания с ситуацией

Благодаря разнообразным уловкам и приёмам, врач-психотерапевт помогает своему клиенту не просто побороть неприятные чувства, эмоции, ощущения, синдромы, но и понять, что именно стало причиной их появления, и как дальше с этим жить, чтобы в дальнейшем не возникали аналогичные проблемы

Основной задачей психотерапии является последовательное достижение четырёх этапов лечения: понимания, снятия напряжения, эмоциональной разрядки и совладания с ситуацией. Благодаря разнообразным уловкам и приёмам, врач-психотерапевт помогает своему клиенту не просто побороть неприятные чувства, эмоции, ощущения, синдромы, но и понять, что именно стало причиной их появления, и как дальше с этим жить, чтобы в дальнейшем не возникали аналогичные проблемы.

Психотерапевт проникает в самое сокровенное – в психику и сознание человека, поэтому требования к этому специалисту очень высоки. Тем, кто хочет получить право осуществлять психотерапевтическую деятельность, необходимо: получить высшее медицинское образование; отработать определённое количество лет в медицинской практике; получить соответствующую медицинскую подготовку, включающую в себя прохождение индивидуальных супервизий; защитить научную работу в виде диплома или диссертации, в которой описан конкретный случай психотерапии. Общий срок обучения и подготовки будущего психотерапевта может составлять 3-7 лет.

Кроме того, важную роль играют и личные качества специалиста: честность, способность к эмпатии, внимательность, хорошая память и широкий кругозор, способность к самообучению и саморазвитию.

Психотерапевтов нередко путают с психологами и психиатрами. Однако у каждого из этих специалистов собственная сфера ответственности, и если с психиатрами она частично пересекается, (психиатр и психоаналитик являются врачами с соответствующими полномочиями, которые иногда могут совпадать), то психолог относится к учёным-гуманитариям, и не может осуществлять диагностику заболеваний или назначать их лечение.

Психотерапевты сочетают в своей деятельности различные методы и приёмы общения, реже – медикаментозную терапию. В процессе психотерапии клиент находится с доктором в здоровых, принимающих терапевтических отношениях, которые дают ему новый опыт и другие способы реагирования на те или иные жизненные ситуации. Психотерапевт не должен учить жизни и раздавать советы в процессе терапии, он помогает самому человеку разобраться в своих повторяющихся психологических реакциях (паттернах поведения) и найти новый (другой) здоровый навык реагирования.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Фатеева Анастасия Александровна

Специальность: диетолог, психотерапевт, эндокринолог.

Общий стаж: 10 лет.

Место работы: частная практика, онлайн консультирование.

Образование: эндокринология-диетология, психотерапия.

Повышение квалификации:

  1. Гастроэнтерология-диетология с эндоскопией.
  2. Эриксоновский самогипноз.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Методы консультирования

Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.

Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие каких-либо оценок со стороны специалиста. Он не позволяет себе истолковывать вслух скрытые мотивы и намерения собеседника, упрекать в ошибках или сбивать того с мысли.
  2. Психолог показывает принятие и понимание эмоций и чувств субъекта, отражая его переживания при помощи специальных приемов общения.
  3. Методика позволяет профессионалу испытывать те же мысли и чувства, что и клиент, отождествиться с ним на какое-то время, встать на его место, вникнуть в ситуацию.
  4. Приемы подстройки к дыханию, позе и движениям, использование одинаковых с собеседником репрезентативных систем при разговоре, делают возможным создать обстановку доверия, и вызвать дополнительную искренность субъекта.

Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.

Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:

  • демонстрировать направленным на собеседника доброжелательным взглядом, позой и жестикуляцией свою заинтересованность в том, что тот говорит;
  • задавая вопрос, повторять часть фразы собеседника теми же словами, или несколько переформулировав ее;
  • постоянно поддерживать беседу своими реакциями – подтверждающими внимательность кивками, словами “да-да”, “я понял”, “это интересно”, “продолжайте”.

Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался – организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.

Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.

Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:

  • свободным – когда в рамках общего плана вопросы варьируются относительно особенностей клиента;
  • стандартизированным частично – четкая стратегия и гибкая тактика;
  • стандартизированным – когда вопросы и порядок проведения однозначно указаны.

Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации – беседу.

Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.

Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.

Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:

  1. План вопросов, с помощью которых детализируются имеющиеся сведения и осуществляется побуждение личности к дальнейшему углубленному самоанализу.
  2. Техники успокаивания и ободрения, они нужны для создания доверительной атмосферы.
  3. Обобщения и перефразирования – дают клиенту лучше осознать свои мысли, установки и убеждения.
  4. Отражение чувств – сообщают субъекту, что консультант заинтересован в познании его внутреннего мира.
  5. Молчаливые паузы – помогают обратившемуся за помощью человеку глубже погрузиться в себя, увидеть собственные проблемы с разных точек зрения, оценить свои ценности, установки, чувства и реакции.
  6. Сообщение информации и интерпретаций – нужно для улучшения понимания клиентом ситуации, провоцирования его на вопросы. Они требуются, чтобы выводить в сознание субъекта все новые детали и уровни проблем.
  7. Порой психолог прибегает к умышленной конфронтации – с целью определения привычных приемов психологической защиты клиента и демонстрации ему их положительных и отрицательных сторон.

Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.

Завершение консультации

Этап завершения беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет определяющее значение для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное, «смазанное» завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.

Кроме того, некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального отреагирования и его завершение к концу беседы.

Бывает крайне полезно выделить по крайней мере десять минут для подведения итогов консультации — сжатого и точного суммирования содержания беседы и выражения совместно достигнутого в ходе сессии понимания основной проблемы клиента. Из суммирования часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить как со стороны консультанта, так и со стороны клиента. После суммирования проблем бывает полезно спросить клиента: «Что вы считаете вашей основной проблемой, над которой вы бы хотели поработать?» Такой вопрос стимулирует мотивацию клиента и предваряет договор о дальнейшем плане действий в целом и договорённость о следующей встрече в частности.

Как известно из психотерапевтической практики, о самом важном клиенты часто говорят именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить: «Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить?» Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей готовности узнать насущную потребность клиента — подлинную причину обращения, о которой, возможно, он, до сих пор не осмеливался сказать напрямую

Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации. «Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?» или «Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? … В чем именно?» — вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Чтобы задать такой вопрос, порой требуется определённое мужество от консультанта, поскольку обсуждение ожиданий — это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил. Но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи, а следовательно, для последующей реализации реалистичного плана действий, который поможет клиенту в решении его проблем.

Заключительная фаза беседы — это также время для того, чтобы предоставить клиенту релевантную информацию и дать профессиональную рекомендацию. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так, например, проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому, помимо (или вместо) психологической помощи, клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста: психиатра, юриста, сексолога и т. д. либо тех или иных служб, например, группы анонимных алкоголиков или суицидологического центра. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту — это ещё одна задача конечной фазы первой консультации.

В заключение можно добавить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т. д.) наступает сразу после консультации

И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть навсегда безвозвратно утеряна

В целом первичная консультация должна проводиться в форме, предоставляющей клиенту основания для решения, готов ли он к прохождению курса консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность, неизбежно связанную с реализацией этого замысла.

Наличие мотивации клиента на избавление именно от физического страдания

Главная тема, которую задают пациенты – жалобы на те физические страдания, которые привели их в клинику

Поэтому психолог, как и другие специалисты, вынужден уделять им внимание и время в своих беседах. Избавление от симптомов болезни предъявляется пациентами как главная задача, стоящая в данный момент

Однако для психолога это не может быть единственным терапевтическим фокусом, т.к. психолог не занимается лечением телесных недугов.

Известный науке, обозначаемый как «психосоматика», факт взаимосвязи психической и физической (соматической) сфер существования личности, позволяет обнаружить, что при уменьшении психических переживаний улучшается и физическое состояние, и наоборот, физически здоровый человек меньше страдает психологически.

Однако непосредственного воздействия на соматическую сферу психологическая работа не оказывает. Поэтому улучшение физического состояния в процессе психокоррекции можно рассматривать скорее как опосредованный или косвенный результат. Или, говоря бытовым языком, улучшение здоровья в процессе работы больного с психологом скорее ее положительное «побочное действие», чем основная цель. Ведь по большому счету, психолог работает скорее с отношениями, чем с конкретными объектами (личностью, телом, болезнью и др.). Это может быть, в том числе, и отношение к своему телу, к здоровью, болезни, конкретным симптомам, к себе лично и/или к своей социальной роли, к другим людям и социальным системам и т.д.

Поэтому перед психологом клиники встает задача сделать терапевтическим фокусом (объектом своей психокоррекционной работы) ту область системы взаимоотношений больного, воздействие на которую в наибольшей мере улучшит психологическое состояние больного таким образом, чтобы благоприятно изменилось и его физическое состояние.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.