Вопрос 44. понятие психологической культуры и психологической грамотности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Азимова З.Х.1

Центр психологических услуг «Познай себя»,

Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье показано видение автора об основных причинах проблем, с

которыми приходят клиенты на консультацию и дано обоснование этой гипотезы. Расшифрованы, разъяснены понятия «Психологическая грамотность» и «Психологическое здоровье»

Показано что знание причин возникновения проблем помогает не только решать, но и что очень важно – предупреждать их посредством грамотного обучения и воспитания

Ключевые слова: психологическая грамотность, психологическое здоровье, психика, личность, психологический аппарат, личностная структура, социализация, личностные и социальные нормы и правила, грамотное обучение, грамотное воспитание, решение и предупреждение проблем.

В первых двух статьях мы коснулись таких понятий как Психологическая грамотность (ПГр) и Психологическое здоровье (ПЗд). К нам часто обращаются с вопросом: «Почему основой Вашей методики является Психологическое здоровье и Психологическая грамотность?».

Человек рождается, растет, входит в различные взаимоотношения, бывает в различных ситуациях, ролях, т.е. живет и входит во взаимоотношения с окружающим его миром.

Эти взаимоотношения могут быть позитивными, результативными, приятными, полными каких-то счастливых событий и моментов. Но также и наоборот – эти взаимоотношения бывают негативными, проблемными, конфликтными. К психологу человек приходит именно с этими негативными, проблемными ситуациями, взаимоотношениями. Мы, как практикующие психологи, много лет работая с проблемами и состояниями, с которыми к нам обращались клиенты, проанализировали и обобщили проблемы, причины возникновения этих проблем и у нас сформировались свое видение, своя методика, своя схема работы по выявлению, реДиректор.

Цитаты о психологии

По поводу психологии высказывались многие великие люди и сами знаменитые психологи. Эти цитаты выражают их отношение к психологической науке и то, какое значение она для них представляла. Ниже в качестве дополнения мы приводим несколько таких цитат.

«Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить» — Джон Голсуорси

«Психотерапевты – это люди, которые лучше других научились ладить со своим безумием» — Эрих Фромм

«Психолог — человек, который смотрит на всех остальных, когда красивая девушка заходит в комнату» — Альфред Адлер

«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми» — Теодор Рузвельт

«Магический — просто другое слово для обозначения психического» — Карл Густав Юнг

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации» — Абрахам Маслоу

«Вы представляете собой психологическое среднее тех пятерых человек, с которыми чаще всего общаетесь» — Джим Рон

«Хороший психолог легко введет тебя в свое положение» — Карл Краус

«У психологии длинное прошлое, но короткая история» — Герман Эббингхаус

Как вырабатываются навыки грамотности

Каждый ребёнок уникален. У каждого свои особые склонности и интересы. Разные дети требуют разных методов обучения. Технологии всё в большей мере обеспечивают для молодых людей разнообразные пути обучения.

Вы знаете ребёнка лучше, чем кто бы то ни было. Вам известны его склонности и интересы, и вы можете применять эти знания, развивая навыки грамотности ребёнка как в домашней обстановке, так и совместно с учителями и другими сотрудниками школы. Темпы развития детей также различны. Одни начинают читать рано, другие открывают для себя книгу на год, а то и два позже. Предоставив ребёнку дома возможности слушать, рассматривать картинки, говорить, читать, писать, рисовать или мастерить, вы распахиваете перед ним двери к знаниям, и грамотность становится делом всей семьи.

Полезные упражнения

Возьмите сборник слов или словарных диктантов и записывайте в тетрадь понравившиеся отрывки. В этом случае работает моторная память, и мозг запоминает правильное написание слов. Попробуйте пересказать написанное, произнося сложные слова по принципу орфографического чтения.

Если вы любите читать газеты или журналы, каждый раз вооружайтесь ярким маркером. При чтении выделяйте слова, в которых вы могли бы допустить ошибку. Выписывайте их в блокнот, это способствует запоминанию. Также выделяйте слова, в значении которых вы не уверены, а затем уточняйте, что они означают.

Еще несколько советов напоследок:

  • Старайтесь ежедневно находить время на чтение. Оптимальный вариант – 1 час утром и 1 час вечером. Но если и днем есть свободные минутки, не теряйте их зря.
  • Хотя бы 15-30 минут в день уделяйте ведению записей. Составляйте собственный словарь, переписывайте тексты, сочиняйте, используя как можно больше разных слов.
  • Учите правила. Зная правила русского языка, вы сможете понимать орфографию и пунктуацию при чтении.
  • Повышайте грамотность, развивая умственные способности. Кроссворды, сканворды, головоломки, ребусы помогут скоротать время с пользой.

Кроме того, всегда можно пройти специализированные курсы. Например, Викиум предлагает эффективный онлайн-курс «Идеальный русский». Вы легко сможете восполнить пробелы в знаниях и научиться грамотно излагать мысли. Если вы действительно хотите стать грамотным человеком, у вас обязательно получится. Просто двигайтесь к своей цели!

Помните, что вы не одиноки

Если ребёнок отстаёт от одноклассников в выработке навыков грамотности, знайте, что вам придут на помощь. Одним из ваших главных помощников является учитель ребёнка. Ведь грамотность ребёнка – ваша общая цель. Другой возможный помощник — логопед.

Учитель сможет поделиться с вами важной и полезной информацией. Выясните у него:

  1. Какие задачи он ставит перед ребёнком в этом году;
  2. Насколько успешно ребёнок идёт вперёд;
  3. Какие склонности и интересы проявляет ребёнок в школе;
  4. В каких сферах ребёнку следует прилагать больше усилий.

Со своей стороны вы также можете предложить учителю важную информацию:

  1. Расскажите ему о любимых книгах ребёнка, его интересах и увлечениях;
  2. Поделитесь информацией о родном языке ребёнка и культурных традициях семьи;
  3. Обсудите трудности, испытываемые ребёнком, и его стиль выполнения домашних заданий.

Материал подготовлен на основе публикации некоммерческой организации New Visions For Public Schools при поддержке Департамента образования Нью-Йорка.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие орфографические ошибки и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность — это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности — одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть

Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. Без сомнения, этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, «Змейка», где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, «Поле чудес», «Путаница» — игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные игры: «Скраббл» и русская версия «Эрудит».
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче: — «не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно»; — «либо, кое, то, нибудь — здесь дефис не позабудь»; — «уж замуж невтерпёж».
  • Также очень полезно развивать зрительную память. Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные речевые ошибки: правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое. Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц

Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея — игры в стиле «вставить пропущенную букву». Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея — игры в стиле «вставить пропущенную букву». Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность — это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Грамотность и технологии

Технологии предоставляют семьям новые возможности обучения и развлечения и одновременно способствуют развитию грамотности.

Телевидение/видео/кино

Вы можете способствовать развитию грамотности, просматривая телепередачи и кинофильмы:

21. Задавайте ребёнку вопросы по содержанию, чтобы убедиться, что он всё понимает.

22. Побуждайте его задавать вопросы.

23. Обсуждайте идеи просмотренного фильма или телепередачи.

24. Анализируйте просмотренные фильмы, как это делают кинокритики, сравнивая их друг с другом и высказывая своё мнение.

25. Проводите параллели между фильмом и реальным жизненным опытом подростка.

Поиск информации в Интернете

Интернет – кладовая информации, но далеко не всему можно целиком доверять. Помогайте ребёнку находить качественную информацию:

26. Пользуйтесь публичной библиотекой для доступа к онлайн ресурсам (журнальным статьям и энциклопедиям).

27. Помогите ребёнку найти наиболее точные слова для запроса информации по определённой теме.

28. Приучайте его пользоваться многочисленными источниками и знакомиться с различными точками зрения.

29. Помогайте ему выработать критическое отношение к найденной информации и дать ей правильную оценку.

30. Задавайте вопросы. Кто и почему это написал? Факт это или частное мнение? Указал ли автор, откуда ему известны приведённые факты? Соответствует ли эта информация другим найденным ребёнком сведениям?

31. Следите за тем, какие сайты посещает ребёнок. Если вы недостаточно владеете компьютером недостаточно умело, попросите ребёнка научить вас тому, что он знает.

Общение по интернету

Интернет предоставляет пользователям многообразные способы связи. После уроков молодые люди нередко обмениваются электронными сообщениями и общаются друг с другом в чатах.

Очень важно убедиться, что подросток пользуется интернетом надлежащим образом, соблюдая требования безопасности. Следующие рекомендации пригодятся также в случае, если ребёнок пользуется сотовым телефоном:

Следующие рекомендации пригодятся также в случае, если ребёнок пользуется сотовым телефоном:

32. Знайте, с кем ребёнок общается в интернете.

33. Следите, чтобы он не делился персональной информацией.

34. Убедитесь, что он посещает только чаты, предназначенные для детей.

Электронные книги

Растут фонды электронных книг в школьных и публичных библиотеках. Такие книги можно загружать на свой компьютер на определённое время. По окончании срока пользования электронная книга будет автоматически возвращена в библиотеку.

35. Слушайте или читайте их в машине, поезде или любом другом месте, где можно включить плеер. Книги в электронном формате можно получить в библиотеке или купить в магазине.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.