3.4. Бездуховность и социоапатия
Одним из атрибутов духовности общества является его единство. В таком случае о какой духовности можно говорить если в нем прогрессирует социальная шизофрения (аутизм, непоследовательность, безответственность, патологическая раздвоенность и нерешительность). Традиционными способами, направленными на созерцание красоты и культурное приобщение (умной болтовней), эту проблему решить практически невозможно. Необходимо затрагивать не только структуры, связанные с восприятием и мышлением, но и волевые структуры
К сожалению, в настоящее время в большинстве учебных заведений большое внимание уделяется лишь мыслительной и поведенческой сфере, а деятельность направленная на воспитание жизнелюбия и способности преодоления, остается без внимания
Согласно нашим оценкам, около 23% состоятельной в материальном плане молодежи способны в наглую ездить без билета в городском транспорте и не переживать за это, оправдываясь плохим материальным состоянием. 64% терпимо относятся к криминальным преступлениям.
Список литературы
- Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов В сборнике: Обучение и развитие: Современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 222-223.
- Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 312.
- Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 186-187.
- Симонович Н. Е. Проблемы одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188 – 189.
- Симонович Н. Е. Проблемы увеличения продолжительности и качества жизни людей: психологические аспекты В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 183-184.
- Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592 – 594.
- Киселева И. А., Симонович Н. Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса Москва, 2016.
- Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23- 29.
- Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48 – 52.
3.8. Патриотизм общества и армии
В шизофреническом обществе (см. признаки социальной шизофренизации) истинного патриотизма нации быть не может. Это патопсихологическая аксиома. В государстве, в котором царит непоследовательность, аутичность, нерешительность и безответственность и другие шизофренические признаки, вероятность появления истинного патриотизма крайне низкая.
Для того, чтобы был настоящий патриотизм, нация должна действительно на основании живых и современных примеров, гордиться собой. Лишь после этого можно снимать фильмы и запускать различные телепрограммы в СМИ. Паразитирование на славной Российской истории и одурманивание этим мальчишек-солдат, на наш взгляд, является преступлением и геноцидом против нации. Разве может воевать мальчишка убежавший на войну из-за голодного и тяжелого детства в своей деревне? Что ему дало государство? Как он будет защищать свою Родину, если в это же время в далекой богатой Москве и других городах «бесятся жиром» и извращаются избалованная армия его ровесников, взрослых дядек-чиновников и т.д.
С другой стороны можно вспомнить опыт кинематографа сталинской эпохи постмодернизма и начать снимать фильмы «о счастливой стране, счастливых людях, о героях-кумирах», опережая реальность. Этот подход имеет перспективу. Он оправдан. Благодаря ему можно вдохновить народ на подвиги и научиться подражать кумирам-героям фильмов. Но для этого необходимо два условия: во первых, необходим достаточный информационный фильтр, который бы делал эти фильмы конкурентоспособными (ведь сталинские ленты выходили на фоне бедного кинорынка), во вторых, необходимы достаточные финансовые средства, и наконец, в третьих, необходима качественно новая сценарная концепция. В настоящее время отрабатывается ретроспективная концепция (старый гимн, показ старых фильмов и т.д.) Уже благодаря этому, есть свои положительные сдвиги.
Согласно нашим исследованиям, около 83% школьников испытывают дефицит и чувство зависти к членам каких либо общественных движений и организаций (к несуществующим пионерам, которых узнают только по фильмам и фотографиям родителей). Таким образом, в настоящее время существует ниша и социальный заказ на подобного рода движения. К сожалению эту общественную потребность могут привлечь на свою сторону деструктивные движения: секты, фанаты различных движений и т.п. По нашим исследованиям, уже сейчас в некоторых регионах России школьники готовы называть себя «путинцами». В целях профилактики культа личности президента такие тенденции, на наш взгляд, должны прекращаться. Пусть наша молодежь подражает и называет себя кумирами фильмов или выдающимися личностями, которыми так богата наша история.
3.ПСИХОЛОГИЯ СЕКСА В ЦИФРАХ.
Начнем с того, что супруги не очень-то верят в возможность чистой дружбы (без любовных притязаний) между мужчиной и женщиной. 88% мужей придут в бешенство, если жена будет утверждать, что мужчина, с которым она общается долгое время, — якобы просто друг и только собеседник. Женщины более лояльны: не поверят в подобную “провокацию” 58%.
49% жен утверждают, будто мужья их не любят, поскольку всю любовь отдают собственным детям и личным автомобилям.
Кто из супругов намекает на ЭТО, когда ЭТОГО хочется? Мужчины оказались более “горячими”: 72% мужей уверены, что инициаторами являются они. И лишь 21% жен бывают в состоянии сделать первый шаг.
У 32% супружеских пар во время половой близости в постели присутствуют четыре человека, причем двое из них — в субъективной форме, то есть в фантазиях, которые приходят в голову супругам (будто они совокупляются с другими партнерами). В 14% случаев присутствуют три человека, то бишь фантазирует лишь один партнер. Но среди мужей встречаются и счастливчики: 22% мужчин видят в сексуальных фантазиях собственных жен. Однако каждый второй мужчина мечтает переспать с женщиной негроидной расы.
62% женщин утверждают: если мужчина перед ЭТИМ “принимает на грудь”, значит, он импотент, так как без алкоголя чувствует себя слабаком.
Для поддержания сексуального тонуса 24% супружеских пар регулярно перед ЭТИМ смотрят по “видикам” порнофильмы. В 80% случаев “картинками” балуются только мужчины, при этом прячут кассеты подальше от жен.
При сексуальном общении 51% пар ЭТО никак не называют. Остальные применяют вульгарные определения, заимствованные из видеофильмов или услышанные от приятелей. Лишь 2% супругов говорят про ЭТО на языке сверхчувственного литературного общения.
9% жен знают, что их мужья изменяют, и даже с высокой точностью определяют, в какой именно день. И расшифровывают оное не только по внешним признакам. Знак измены, например, — умасливание своей половины покупками или подарками (естественно, сразу после “культпохода” к подружке).
Многие пары не очень-то волнуются по поводу неверности своих супругов. По крайней мере 21 % пар в измене жены (мужа) беспокоит только вероятность подцепить венерическое заболевание.
До свадьбы, говорят, все хороши. Период эйфории проходит, и наступает разочарование. 28% супругов разочаровываются в характере своей половины; 18% — во внешности; 4,1 % — в сексуальной силе партнера; 5% мужчин — в теще, а 12% женщин вдруг обнаруживают, что их мужья — алкоголики.
По нашему мнению, каждый третий развод среди наших горожан связан с тем, что жена перестает видеть в собственном муже своего отца, а муж в жене — мать. Остальные причины — на сексуальной и материальной почве.
4. ПСИХОЛОГИЯ ОБМАНА И САМООБМАНА.
Многие психологические проблемы современных межличностных отношений связаны с неумением или неспособностью человека признать объективность происходящего. Самообман личности — причина стрессов, неврозов, несчастливых судеб.
Научитесь для начала видеть обман. Главным признаком обмана является несоответствие невербальной информации (жестов, поз, движений глаз) словесной. Сначала познайте естественное состояние своего собеседника. Определив его, вы сможете заметить отклонения. А потом, анализируя несоответствия, вы поймете, что вас либо сознательно обманывают, либо собеседник занимается самообманом. Необходимо чувствовать и объяснять самообман, то есть то, как мы сами себя вводим в заблуждение. Если благодаря самозаблуждению вы чувствуете себя хорошо, значит, этот обычный психотерапевтический прием действует как защита для организма. Если же вы впадаете в депрессию, нервничаете, то необходимо осознать, что это самообман, и стараться не дать ему развиться. Здесь может помочь психотерапевт.
Вспомнить язык сверхчувственного общения, когда между вами было полное взаимопонимание. Через призму прошлого попытайтесь взглянуть на ту маску, те защитные реакции, неестественность, которые появились сейчас. Постарайтесь настроиться на ностальгическую волну, позволившую бы вам жить в большем согласии.
Согласно нашим исследованиям наши женщины-супруги имеют более низкую семейную самооценку, принося себя в жертву мужу, его карьере, его жизни. Российские жены по статистике чаще всех занимаются самообманом. Так, например, многие из них симулируют темперамент. Это делается для того, чтобы муж не убежал к “более сексуальной”. Такой долгий обман оборачивается для женщин различными нервными заболеваниями. На Западе женщина, которую супруг не удовлетворяет, сразу подает на развод.
Наши мужчины преуспевают, по сравнению с западными, в изобретательности по части супружеских измен, несмотря на собственное плохое финансовое положение.
Что делать супругам, заподозрившим свою вторую половину в измене?
Не надо рубить с плеча и делать категоричных выводов. Во-первых, потому что нужно уметь отличать супружескую неверность от измены. Неверность более опасна для семьи, так как она включает духовную сферу, но при этом сексуального контакта может и не быть. В случае измены больше работает “зов плоти”. Наши, российские, семьи часто живут без любви, но с любовью, благодаря умению представлять себе любимого (любимую) при сексуальном общении с нелюбимым человеком. Так что порой на семейном ложе присутствуют четыре человека: двое в физической, а двое — в субъективной форме. (По нашим исследованиям , в 32 процентах случаев на супружеском ложе присутствуют 4 человека, в 14 процентах — 3 человека, то есть фантазирует один из партнеров). Этот самообман позволяет сохранять такие типы семей, как семьи предпринимателей. На Западе такой тип семьи распространен среди состоятельных людей.
Существует феномен высоконравственного обмана и в то же время аморальной правды. Не всякий самообман плох, тем более, если он способствует самовыживанию. Мы сравнили, как спят чеченские и российские солдаты. Чеченцы спят крепче, потому что чувствуют свою правду. А как тяжело проводить курс реабилитации среди российских ребят, воевавших в Чечне!
Хотел бы пожелать читателям не заблудиться в себе, не увлекаться самообманом, который может разрушить структуру личности. И главное — делать то, что вам хочется, без обмана.
5.ПСИХОЛОГИЯ КОМПЛЕКСА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
С нашей точки зрения, личности с диагнозом “комплекс национальной неполноценности” нередки. Правда, иногда достаточно просто накормить человека, чтобы он избавился от комплекса. Люди склонны причину неврозов искать либо в себе, либо во “врагах”. И как раз вторая категория зачастую преподносит источник своих бед под национальным “соусом”.
Наши исследования показали, что участников национальных митингов, демонстраций (причем это касается любого региона) можно разделить на три группы: на любопытствующих, жаждущих острых ощущений и невротиков, которые подобным образом “выпускают пары” накопившегося внутри напряжения.
Немецкий психолог Альфред Адлер основными движущими силами развития личности считал универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувству общности, выражающемуся в готовности к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. В принципе стоит ли лечить комплекс национальной неполноценности, если он способствует активности личности (частенько человек компенсирует его достижениями в чем-либо)? Нет, если, конечно, он не становится патологическим. Но гипертрофированный комплекс приводит к “крови” и болезням. Человек не может нормально работать и жить, а лишь “упивается” своим угнетенным состоянием.
Наиболее часто встречающимся проявлением комплекса национальной неполноценности является изменение (маскировка) своей фамилии. К примеру, этому подвержен практически каждый второй московский татарин: Садыков вдруг становится Садиковым. То есть фамилии либо русифицируются, либо европеизируются. И казанские татары не отстают: 22 процента “деформируют” свои фамилии и имена (Сагит -Саша, Муса — Миша и так далее).
Русские, особенно по приезде в другую страну, не преминут видоизменить свою фамилию, превратившись из Петрова в Петрофф, а из Иванова в Ивановского (чего греха таить, русские за кордоном не очень-то привлекательны для местного населения).
Артисты с легкостью отказываются от своих настоящих фамилий и берут более звучные — в надежде, что они компенсируют этим недостаток таланта
Если человек — личность, то мало кто обращает внимание, каким именем он себя называет (хотя, возможно, мы и не знали бы известного ученого и правозащитника Сахарова, останься он в свое время Цукерманом)
Имя — это особый психологический феномен. Часто имена влияют даже на судьбу человека, поэтому покушаться на них чревато. Достаточно вспомнить известных спортсменов: бегуна Борзова, фехтовальщика Кровопускова, прыгуна Бубку (напоминает упругую губку).
Если судить по “фольклору”, то достается многим национальностям: “глупым” чукчам, “жадным” евреям, “пьяницам”-русским, “предпринимателям”-грузинам. Но особенно обидчивыми являются татары. В связи с этим шокируют результаты наших социологических исследований.
Комплексом национальной неполноценности (или заниженной самооценкой) страдают 89% русскоязычных татар и 19% говорящих на родном языке (в общем, горожане лидируют по сравнению с сельчанами). 74% татар (кстати, это относится и к евреям), прошедших службу в армии, испытали на себе унизительные оскорбления, а 20% из них скрывали свою национальность. Несмотря на то, что в республике Татарстан приняты национальные программы, 29% татарских детей стесняются говорить на родном языке. 74% жителей Татарстана любой национальности против пятой графы в паспорте. Женщины в 3 раза реже страдают комплексом национальной неполноценности (для них это неактуально, поскольку женщины более ответственны и живут другими заботами). 91% татар, желающих переименоваться в булгар, имеют этот комплекс. 41% школьников стесняются темы о монголо-татарском нашествии (преподавателям истории во время освещения этой темы следует быть особенно деликатными).
К счастью, с годами человек становится мудрее, осознает глубинные причины комплекса, учится иронизировать над ним, объективно его оценивать (как детскую болезнь, то есть чисто психоаналитический, фрейдовский подход). Если трудно сделать это самому, то в кабинете психолога гораздо легче. Специалист поможет отыскать корень зла. Постепенно национально-эгоистическое чувство (как и страх перед комплексом) пройдет, уступая место другим приоритетам.
Немаловажную роль играют представленность Татарстана в мире, реклама и имидж республики, за что постоянно ратуют наше правительство и Президент. Все это должно способствовать тому, что со временем внутренние (гражданские) национальные проблемы отпадут сами по себе (по крайней мере, надеемся на это): в цивилизованном обществе их не существует.
2. ПСИХОЛОГИЯ ИЗМЕНЫ.
Супружеская измена имеет лишь сексуальную подоплеку и является результатом “зова плоти”, гораздо опаснее неверность, которая связана уже с духовной сферой супруга, завернувшего “налево”. Именно вторая чаще всего и приводит к разводу. Не зря в наше время бракоразводные процессы основываются на заключениях психологов, которые выясняют, что в конкретном случае имеет место — неверность или измена и есть ли шанс сохранить “ячейку общества”. Специалист проводит “психологическую инвентаризацию” пары, определяя, какие духовные ниточки ее связывают (и связывают ли вообще), и выносит свой вердикт: либо развод неизбежен, либо еще есть надежда поправить положение с помощью психотерапевтических методов.
Неверность менее грешна, чем измена. Если человек по-настоящему любит не супруга, а другого, то он не изменяет, а по сути живет второй жизнью.
Мы выделяем несколько типов мужчин и женщин, имеющих склонность к внебрачным связям.
“Донжуан”. Вот уж где “нарцисс” зарыт: он желает нравиться всем и, изменяя, любуется собственной привлекательностью.
“Распутник”, или “ловец женщин”. Он доказывает свою мужественность все новыми и новыми секс-победами, поэтому ощущает потребность в переменах и разнообразии.
“Вечно неудовлетворенный”. Постоянно ищет любви, но ни с одной женщиной не имеет постоянных эмоциональных связей.
“Коллекционер”. Это уже психопатологический развратник: пускается во все тяжкие, не может остановиться, поскольку он болен.
Опрос показал: 71 процент мужчин считает, что лучшая жена — чужая.
У женщин имеют место следующие типы .
“Соблазнительница”. Хочет любить и стремится иметь поклонников, для чего и использует секс. Хотя потребность к половым связям у нее невелика.
“Любительница приключений”. Ищет сексуальных переживаний, которых в семейной жизни ей не хватает. К партнерам, с которыми имеет кратковременные секс-контакты, чувств не испытывает.
“Беззащитная”. Влюбчивая натура, не способная отказать мужчинам, чья страсть сразу же вызывает в ней ответное чувство. Поэтому с покорностью отдается.
“Неудовлетворенная”. Не может найти удовлетворения ни в чем: ни в муже, ни в работе, ни в друзьях. В любовных связях часто испытывает чувство вины и быстро становится несносной.
Совсем не обязательно, что к изменам склонны женщины фригидные или, наоборот, чересчур сексапильные. Скорее всего, это инфантильные, не уверенные в себе особы, слишком прислушивающиеся к мнению подруг.
Мужчины обычно уверены в своей неотразимости, поэтому зачастую и мысли не допускают о том, что их половины могут изменить им. Хотя женщины к супругам относятся гораздо реальнее: какой мужчина откажется гульнуть? А 9 процентов дам с большой точностью могут определить день, когда муж сходил “на сторону” (по внешним признакам, повышенному вниманию и поднесенным подаркам). В принципе женщины уже научились мириться с неверными супругами, и 21 процент жен обеспокоены лишь одним — не принесли бы те в дом какую-нибудь заразу.
Многие женщины закрывают глаза на похождения своих “благоверных” в силу материальной зависимости от них, нежелания оставить детей без отцов и прочих причин. Держать боль в себе — значит нажить сильнейший невроз. Хотя при первом (или очередном) разоблачении не стоит рубить с плеча. Измена — это болезнь, и мужчины излечиваются от обострении довольно-таки быстро.
Вот со слабым полом сложнее: болезнь протекает дольше и глубже. Женщина от одного полюса отошла, но к другому не прикрепилась, да еще и обида гложет от сознания потребительского к ней отношения. Результат — затяжная депрессия.
Хотя случается, что измена жены может быть полезной для мужа, так как к нему возвращается уже не инфантильная и не фригидная, а более интересная во всех отношениях женщина. Так что можно сопернику и “руку пожать”, а не приписывать привлекательность жены своим заслугам. На наш взгляд, в 50 процентах случаев женщина раскрывается благодаря изменам, что приводит к гармонии в семейной жизни.
Если, изменяя, женщина может развиваться, то мужчина чаще всего деградирует, поскольку у него работает в основном тело, а не душа.
Бывает, и мужья наслаждаются , когда на их жен обращают внимание. “Она нравится многим мужчинам, однако она моя и только моя!” — с восторгом думают они (иначе: если ты не нужна другим, то зачем тогда нужна мне?)
Говорят, чтобы: вновь возбудить интерес собственного мужа, нужно бывать с ним на людях и вызывать восторг посторонних мужчин. Недаром у западных менов атрибутами успеха считаются здоровье, машина и женщина.
3.7. Фанатизм и экстремизм.
С одной стороны нас радует пропаганда спорта и то, что число фанатов московского «Спартака» растет с каждым годом. Но с другой, настораживают те побоища и криминал, которые устраивают эти «больные болельщики». Их многочисленности позавидовала бы любая партия, организующая митинг. Число фанатов в тысячи раз больше, числа фанатов тех или иных партий.
Нас радует подозрительно быстрый рост верующих, но настораживает число религиозных фанатов различных сект и движений.
Что это за феномены? Действительно ли они связаны с феноменами спорта, духовности? Или это замаскированная форма «скрытого фашизма» ?
Нас радует массовость национального праздника «Сабантуй», но настораживает замаскированная форма конфронтации татар другим национальностям. Да, мы радуемся этому празднику, но с другой стороны мы искусственно показываем «Вот мы какие, смотрите!» и в этом уже есть зародыши противопоставления себя другим. Связано это с высоким процентом (свыше 80!) комплекса национальной неполноценности. Именно поэтому большинство московских татар исковеркали свои фамилии на русский лад, стесняясь своей национальности. По нашим исследованиям, можно уверенно говорить, что открытой конфронтации татар другим нациям нет, но скрытая, затаенная в подсознании присутствует. Эту болезнь еще предстоит изживать. Паразитировать на времени опасно и нужна мудрая политика и долгосрочная программа.
На основании вышеизложенного можно заключить, что нам необходимо научиться отличать элементы фашизма и экстремизма от нормальной жизнеутверждающей массовости и единения людей, которые и есть та самая духовность, которую нам не хватает. Это позволит вовремя пресекать всяческие тенденции к массовым агрессивным психозам, которые могут нанести вред народу и государству.
Об авторе
Гарифуллин Рамиль Рамзиевич — групповой психотерапевт (ученик главного психотерапевта МЗ РСФСР Б.Д. Карвасарского — выпуск института им. В.М Бехтерева 1991 г. по групповой психотерапии), доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук, директор первого в Казани психологического центра (с 1990 года), один из основоположников отечественной манипуляционной психологии, постоянный психоаналитический обозреватель еженедельника «Аргументы недели». Разработал концепцию иллюзионизма личности, Российской психологической безопасности, а также концепцию скрытой профилактики наркомании и алкоголизма, которые были внедрены в Татарстане. Им заложены основы нанопсихологии. Он автор метода пограничного анализа и кодирования. Созданная им геронтоколлапсическая теория наркозависимости уже в достаточной мере применяется в практике. Гарифуллин Р.Р. читал лекции в крупнейших университетах мира. Диссертацию защитил по теме «Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности» (научный руководитель академик РАО, доктор психологических наук Шакуров Р.Х.) Автор первых книг в России по психологии манипуляции «Энциклопедия блефа» (1995), «Манипуляционная психология и психотерапия» (1995), «Иллюзионизм личности» (1997), «Иллюзионизм и фокусы психотерапии» (1997). Кроме того, его перу принадлежат книги «Психотерапевтические этюды в стихах» (1998), «Скрытая профилактика наркомании» (2002), «Психологические основы профилактики наркомании» (2002), «Непредсказуемая психология. О чём молчал психотерапевт?» (2003), «Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости» (2004), «Книга, кодирующая и излечивающая от алкоголизма» (2004), «Опасные психологические ловушки» (2004) и др.
Гарифуллин Р.Р. — основатель жанра психотерапевтических расследований и историй в кино, телевидении и литературе. Он автор короткометражных художественных фильмов («Личина», 2002) и рассказов («Мордалы», 2003).
С 2006г. в еженедельнике «Аргументы недели» ведёт рубрику «Психоанализ», в которой проводит консультацию на страницах данной газеты знаменитостей и простых пациентов.