7.Сравнительный анализ психики животных и человека.
Почти
все, что имеется в психологии и поведении
животного, приобретается им одним из
двух возможных путей: передается по
наследству или усваивается в стихийном
процессе научения. То, что передается
по наследству, обучению и воспитанию
не подлежит; то, что появляется у животного
спонтанно, может возникнуть и у человека
без специального обучения и
воспитания..Внимательное изучение
психологии поведения животных, их
сравнение с психологией и поведением
человека позволяют установить то, о чем
нет необходимости проявлять специальную
заботу при обучении и воспитании людей.
Сравнение
психики животного с человеческой
позволяет выделить следующие основные
различия между ними.
1.
Животное может действовать только в
рамках ситуации, которая воспринимается
непосредственно, а все осуществляемые
им акты ограничены биологическими
потребностями, то есть мотивация всегда
биологическая.
Животные
не делают ничего такого, что не обслуживает
их биологических потребностей. Конкретное,
практическое мышление животных делает
их зависимыми от непосредственной
ситуации. Лишь в процессе ориентированного
манипулирования животное способно
решить проблемные задачи. Человек же
благодаря абстрактному, логическому
мышлению может предвидеть события,
делать согласно познавательной
необходимости — сознательно.
Мышление
тесно связано с вещанием. Животные лишь
подают сигналы своим родственникам по
поводу собственных эмоциональных
состояний, тогда как человек с помощью
языка информирует других во времени и
пространстве, передавая общественный
опыт. Благодаря языку каждый человек
пользуется опытом, который выработан
человечеством в течение тысячелетий и
которого он никогда не воспринимал
непосредственно.
2.
Животные способны использовать предметы
в качестве орудия, но ни одно животное
не может создать орудие труда. Животные
не живут в мире постоянных вещей, не
выполняют коллективных действий. Даже
наблюдая за действиями другого животного,
они никогда не будут помогать друг
другу, действовать сообща.
Только
человек создает орудие по продуманному
плану, использует их по назначению и
сохраняет на будущее. Он живет в мире
постоянных вещей, пользуется орудиями
совместно с другими людьми, перенимает
опыт пользования орудиями труда и
передает его другим.
3.
Отличие психики животных и человека
состоит в чувствах. Животные также
способны переживать положительные или
отрицательные эмоции, но только человек
может сочувствовать в горе или радости
другому человеку, наслаждаться картинами
природы, переживать интеллектуальные
чувства.
4.
Условия развития психики животных и
человека являются четвертым отличием.
Развитие психики в животном мире
подчинено биологическим законам, а
развитие психики человека детерминируется
общественно-историческими условиями.
И
человеку, и животному свойственны
инстинктивные реакции на раздражители,
способность приобретать опыт в жизненных
ситуациях. Однако присваивать общественный
опыт, который развивает психику, способен
лишь человек.
С
момента рождения ребенок овладевает
способами использования орудий и
навыками общения. Это, в свою очередь,
развивает чувственную сферу, логическое
мышление, формирует личность индивида.
Обезьяна в любых условиях будет проявлять
себя как обезьяна, а человек только
тогда станет человеком, если его развитие
проходит среди людей. Это подтверждают
случаи воспитания человеческих детей
среди животных
Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
Если
психологию сознание интересует как
конкретное психическое явление, то
научная философия выясняет наиболее
общую природу
(сущность) сознания, которая обнаруживается
при сопоставлении сознания с более
общей природой материального мира.
В
философской концепции сознание
выступает как явление, вторичное,
производное от материи.
Абсолютным и независимым является лишь
материя. Философское определение:
Сознание –
высшая
универсальная форма отражения
материального мира,
которая
возникает в результате бесконечного
развития материи и осуществляется
(является свойством) наиболее
высокоорганизованной материей –
человеком. Высшая
форма, потому
что человек – предельно высшее матер.
существо, вряд ли может что-то возникнуть
сложнее человека. Универсальная
форма, потому
что человек обладает универсальным
характером, всеми свойствами мира.
Специфичная
сущность сознания (психического вообще)
заключается в его идеальности.
Идеальность – главная проблема и загадка
теории сознания.
Понятие
идеальности сознания возникает в
философии в противопоставлении понятию
материи и материальному.
С
позиции упрощенного материализма,
сознание, поскольку оно вторично,
принадлежит одной из форм материи и
порождается материей, должно рассматриваться
как материальное. Но такое представление
ошибочно. Понятия материи и сознания,
материального и идеального имеют смысл
только в противопоставлении друг другу.
Если же сознание подводится под понятие
материального, полученное в
противопоставлении внешнего мира
сознанию, то уничтожается основа для
различения материи и сознания, и
следовательно, разрушаются оба понятия,
материи и сознания. В высказывании
«сознание
материально»
— подставим расшифровку «материальное
– существующее до, вне и независимо от
сознания»; в
результате получим: «сознание
– существующее до, вне и независимо от
сознания».
Бессмыслица
«материального сознания» разрушает
научную философскую концепцию мира и
человека, разрушает те фундаментальные
механизмы абстракции, без которых
философское мышление не может существовать.
Отождествление сознания с материальным
приводит к ликвидации основного вопроса
философии, а вместе с ним и противоположности
между материализмом и идеализмом.
Идеальность
сознания заключается в том, что в сознании
материальные предметы получают свое
второе
существование.
Идеальное
можно определить как предмет, лишенный
своего непосредственного материального
субстрата, непосредственного
конкретно-чувственного бытия и
существующий на основе особого
материального субстрата – человека.Идеальное –
это форма, в которой выступают реальные
предметы, отображаемые сознанием
(психикой вообще). Важнейшая функция
этой формы – замещать
любые материальные субстраты,
сохраняя при этом свойства, качества,
сущности вещей. Замечательной особенностью
идеальной формы является ее уникальность
– способность замещать любые материальные
субстраты, служить средством выражения
бесконечного многообразия объективного
мира. Сознание — единство двух сторон:
объективного содержания, т.е. того, что
перенесено созданием из внешнего мира,
тождественно с объективным миром, и
субъективной формы. Субъективное — это
реальная сторона осознания действительности
или это отображение и познание человеком
самого себя (понятия, ощущения, теории)
. функции : негативная — неполнота,
неточность и ложность знаний о мире;
деление предметов на части — мысленный
анализ; неограниченное оперирование
моментами. сознание оказывает активное
влияние на материальное бытие. 2 формы
— внутренняя и внешняя. Способность
познавать реальный мир. Процесс познания
это творческий процесс проникновения
сознания в сущность вещей. Эта внутренняя
активность сознания выражается во
внешней активности — регулировании
общественного и индивидуального
поведения, участии в реальном производстве
общественного и индивидуального бытия.
Высшее появление: прогноз и предвидение.
Научное пр. На основе существующих
тенденций действительности.