- Егорова М.С. — Психология индивидуальных различий (Планета детей, 1997, 328с).doc
- Психология индивидуальных различий
- DJVU. Психология индивидуальных различий. Адлер А. Страница 155
- Егорова М.С. — Психология индивидуальных различий (Планета детей, 1997, 328с).doc
- Глава 2 Учение о темпераменте
- 2.1. Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента
- Автор Юлия Гиппенрейтер
- 1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях
- Егорова М.С. — Психология индивидуальных различий (Планета детей, 1997, 328с).doc
Егорова М.С. — Психология индивидуальных различий (Планета детей, 1997, 328с).doc
7 …
116Рис. 17. ^ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ.как разные одинакового результата, разные способы.117тесты интеллекта; общение\. \, 121. ; ,., ВЫВОДЫ123^ СТРУКТУРА ХАРАКТЕРИСТИК,,-, Диагностируя интеллект‘ \ ^ 1. Взаимосвязи между характеристиками разных психологических сферrТаблица It,Взаимосвязи свойств личности н показателей успешности • — • интеллектуальной деятельности (цит. по Cattel R.B., 1987)
Успешность | Свойства личности | <Д | |||
деятельности | 14 | ||||
А | Е | G | Q2 | »V | |
Понимание смысла текста Понимание слов | 0.17 0,08 | -0.07 -0,01 | 0,24 0,25 , | 0.27 0,25 | S3 |
Правописание . | 0,17 | -0,19 | 0,27 | 0,14 | •;л |
Словарь ‘ Математьическое мышление | 0,16 0.15 | -0,17 -0,04 | 0,24 0,21 | 0,10 0.24 | 1 •»*• |
Счет | 0,17 | -0,11 | 0,29 | 0.19 |
1«••» , ^ Таблица 12 Обобщенные показатели личности и показатели интеллектуальных тестов .; (цит. по Cattel R.B., 1987)
Показатели интеллекта | Я -концепция | Социальная адаптация | Лидерство |
Вербальный интеллект | 0,31 | 0,37 | 0,46 |
Пространственные способности | ‘ 0,24 | 0,22 | 0,28 , |
Логическое мышление | •’ 0,35 | 0,35 | 0.45 |
Математические способности | 0,21 . | 0,25 | 0,26 |
Беглость | 0,30 | 0,27 | 0,38 |
Флюидный интеллект | 0.24 | 0,26 | 0,38 |
?’^ 2. МНОГОФАКТОРНАЯ СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИf;Рис. 19. 9 •••••-wl.’ 130^ 3. СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИБИОЛОГИЧЕСКОГО В СТРУКТУРЕ ( ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ^ Основные компоненты структуры индивидуальностиТаблица 13
Уровни в структуре индивидуальности | Свойства, входящие ‘ в каждый уровень | Систем ообразующне свойства |
Б.Г. Ананьев (1969) | ||
I. Индивид | 1) Пол, возраст, конституция нейродинамика 2) Психофизиологические функции, ‘ : органические потребности 3) Задатки, температмент | Свойства личности |
II. Субъект деятельности | 1) Когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособноть 2) Способности | |
!• И. Личность | 1) Статус, социальные роли, структура ценностей 2) Мотивация поведения 3) Характер, склонности | : • ‘ • |
^ 132Продолжение табл. 13
Уровни в структуре индивидуальности | Свойства, входящие . в каждый уровень | Систем ообраэуюшне свойства |
B.C. Мерлин (1986) | ||
I. Свойства организма | 1) Биохимические свойства 2) Общесоматические свойства | Индивидуальный стиль деятельности ,> |
11. Психические свойства | 1) Темперамент 2) Свойства личности | |
III. Социально-психологические свойства | 1) Социальные роли в социальной группе 2) Социальные роли | |
в исторических общностях | ||
‘ Э.А. Голубева(1989) | ||
I. Организм | I) Первичные поребностн 2) Свойства нервной системы, общие для | Эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение |
человека иживотных | ||
3) Специально человеческие свойства | ||
нервной системы 4) Прижизненно сформированные | ||
системы временных связей | ||
II. Личность | I) Склонности 2) Наиболее обобщенные свойства темпера- | |
мента | ||
3) Реализация способностей | ||
4) Свойства характера |
^ 3.1. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВВ КОМПЛЕКСНОМ ИССЛЕДОВАНИИИНДИВИДУАЛЬНОСТИV.^ Индивидные или природные свойства ^ Свойства субъекта деятельности ^ Особенности личностной сферы 134;41индивид —> личность, субъект деятельности —> индивидуальность.13^ 3.2. ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ137138^ 3.3. СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДВИДУАЛЬНОСТИ139^ Тис.20. в ВЫВОДЫЧ а :ть III^ КАК ЛЮАИ СТАНОВЯТСЯ РАЗНЫМИ?ПРОИСХОЖАЕНИЕ ИНАИВИАУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ;145
7 …
Поиск по сайту:
Психология индивидуальных различий
Учебная дисциплина программ
профессиональной переподготовки «Психология
кадрового менеджмента» и «Практическая
психофизиология»
7.1. Понятие индивидуальности.
Структура индивидуальности. Уровни
индивидуальности; характер связей между
уровнями индивидуальности. Биологические основы
индивидуального поведения и психодинамические
свойства личности. Классификация
психодинамических свойств личности.
Психофизиологические и психологические методы
исследования психодинамических свойств
личности.
7.2. Темперамент.
Определение и характеристика. Уровень
активности и эмоциональность как основные
динамические особенности индивида. Темперамент
и индивидуальные свойства нервной системы.
Типология темпераментов. Основные акцентуации
характера, вызванные подавлением или искажением
темпераментов.
7.3. Склонности и интересы.
Определение. Место в структуре личности.
Социальная и генетическая обусловленность
склонностей и интересов. Импритинг и импрессинг.
Врожденные потребности личности; доминирующий
инстинкт. Типология личностей по врожденным
потребностям. Связь врожденных потребностей с
чертами характера. Последствия подавления
врожденных потребностей.
7.4. Способности и задатки.
Определение. Классификация способностей общие
и специальные способности. Интеллект.
«Вербальный» и «невербальный»
интеллект. Память. «Произвольная» и
«непроизвольная» память. Индивидуальная
типологическая обусловленность их выраженности.
Специальные способности. Связь способностей с
темпераментом и склонностями. Биологическая
обусловленность способностей. Активированность
мозга и межполушарная ассиметрия.
«Художественный» и «мыслительный» типы.
Индивидуальные профили асимметрии. Левши и
особенности их психики.
Литература
- Русалов В. М. Биологические основы
индивидуально-психологических различий М. Наука,
1979 - Психология и психофизиология индивидуальных
различий М. Педагогика1977 - Способности и склонности М., Педагогика 1989
- Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши Москва, Из-во
“Книга, лт. - Акинщикова Г.И. Телосложение и реактивность
организма человека Л., Из-во Ленинградского ун-та,
1969 - Крупнов А.И. Психологические проявления и
структура темперамента М., Из-во Рос. ун-та дружбы
народов, 1992 - Потемкина О.Ф. Способ составления
психологического портрета и автопортрета М., РАН
Ин-т психологии, 1993 - Ганушкин Клиника психопатии Избранные труды М.,
1933 - Давиденков Эволюционно-генетические проблемы в
невропатологии М., 1947 - Юнг К. Психологические типы М., 1992
DJVU. Психология индивидуальных различий. Адлер А. Страница 155
И. С. Кон
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ!
Анализ процесса половой дифференциации вплотную подводит нас к проблеме психологических различий между полами. Здесь возникает сразу три круга вопросов: 1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания? 2. Какова степень этих различий, насколько жестко разграничиваются мужские и женские качества? 3. Какова природа этих различий, являются ли они универсально-биологическими или отражают исторически преходящие формы полового разделения труда?
Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.
9. Маккоби и К. Джеклин критически проанализировали и обобщили большинство американских и западноевропейских исследований о половых особенностях восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д., опубликованных до 1973 г. Достоверно установленных фактов даже меньше, чем принято было думать. По мнению Маккоби и Джеклин, твердо установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агрессивны.
Напротив, мнения: что девочки «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами, овладение которыми предполагает преодоление ранее установленных реакций, мужской когнитивный стиль более «аналитичен», чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков — среда; у девочек слабо развита потребность в движении; у девочек больше развито слуховое, а у мальчиков — зрительное восприятие — кажутся необоснованными…
Исследователь психологии половых различий часто испытывает соблазн дедуцировать эмпирически наблюдаемые факты (или то, что мы принимаем за таковые) из общих принципов биологического полового диморфизма. Но половой диморфизм неодина
1 Вопросы психологии, 1981, №2.
154
Егорова М.С. — Психология индивидуальных различий (Планета детей, 1997, 328с).doc
3 …
47t‘ ‘• <:^ Связь между строением тела и темпераментом (приводится по Э. Кречмеру, 1995)Таблица 3
Строение тела | Темперамент (% выборки) | ||
Циклотимический | Смешанный * | Шизотнмический | |
Пикническое Лептосомное | 94,4 12.2 | 2.8 17,1 | 2.8 70,7 |
1494г150. ‘»‘ ^ Таблица 4 Темпераменты и специальные дарования (приводится по Э. Кречмеру, 1995)
Циклотимики | Шизотимики .. | |
Поэты | Реалисты, юмористы | Патетики, романтики, художники формы |
Исследователи | Наглядно описывающие эмпирики | Люди точной логики, системы, метафизики |
Вожди | Смелые борцы, ловкие организаторы, умелые посредники ‘ | Чистые идеалисты, деспоты и фанатики, люди холодного расчета |
ь(Рис. ^ 2.4. ОБЪЕДИНЕНИЕ ТИПОЛОП1Й КРЕЧМЕРА И ЮНГА53Эндоморфы Мезоморфы 55Эктоморфы ‘^ Содержание трех компонентов темперамента по ШелдонуТаблица 5
Висцеротония | Соматотония | Церебротония | ||
Расслабленность | Уверенность в | Заторможенность | ||
в движениях и в осанке | движениях и в осанке | в движениях. | ||
скованность в осанке | ||||
Любовь к комфорту | Любовь к приключениям | Необщительность, | ||
социальная затормо- | ||||
женность | ||||
Жажда похвалы и одобрения | Эмоциональная черствость | Скрытность, эмоциональная | ||
сдержанность | ||||
Легкость в общении | Экстраверсия в поступ- | Церебротоническая | ||
и выражении чувств. | ках, но скрытность в | интроверсия | ||
висиеротоническая | чувствах и эмоциях. | |||
экстраверсия | соматотоническая | |||
экстраверсия | ||||
Общительность и мягкость в состоянии | Агрессивность и настойчивость в | Устойчивость к действию алкоголя | ||
опьянения | состоянии опьянения | |||
Тяга к людям в тяжелую | Тяга к действию в | Тяга к одиночеству в | ||
минуту | тяжелую минуту | тяжелую минуту | ||
Ориентация на детство и семейные взаимоотно- | Ориентация на юношескую деятельность | Ориентация на поздние периоды жизни | ||
шения | ||||
Таблица 6 | ||||
Корреляции между телосложением и психологическими характеристиками | ||||
Тип | Тип темперамента | |||
Телосложения Висцеротония | Соматотония Церебротония | |||
Эндоморфный 0,79 Мезоморфный -0,23 Эктоморфный -0,40 | -0,29 -0.32 0.82 -0.58 -0.53 0.83 |
ВЫВОДЫ‘ ‘.;^ ЧЕРТЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ^ 1. ЧТО ТАКОЕ ЧЕРТЫ??»‘.’.’• i 59чем ^ 2. СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧЕРТ2.1. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ^ Ллзурскмй Александр Федорович 61— 6263^ 2.2. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕРТ НА ОСНОВАНИИ СЕМАНТИЧЕСКОГО СХОДСТВА64651^ 2.3 ФАОТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕРТРис. 7. 22222матрицы^ Соотношение между корреляционной и факторной матрицами (цит. по Buss A.R., Pbley W., 1976)Таблица
Корреляционная матрица | Факторная матрица | Транспонированная факторная матрица | |||||||
Черты | Черты | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | А | В 1 | 2 3 4 5 6 | |
1 | 0.72 | 0.0 | 0.27 | 0.0 | 0,63 | 0,9 | 0,0 0.9 | 0.8 0.0 0.3 0,0 0.7 | |
2 | 0,72 | 0.16 | 0.40 | 0,12 | 0.56 | 0.8 | 0.2 0.0 | 0.2 0.8 0.8 0.6 0.0 | |
3 | 0.0 | 0.16 | 0.64 | 0.48 | 0.0 | о.о | 0.8 | ||
4 | 0.27 | 0.40 | 0.64 | 0.48 | 0.21 | 0,3 | 0.8 | ||
5 | 0.0 | 0.12 | 0.48 | 0.48 | 0.0 | 0.0 | 0,6 | ||
б | 0.63 | 0.56 | 0.0 | 0.21 | 0.0 | 0.7 | 0.0 | ||
(Корреляционная матрица) = | (Факторная х матрица) | (Транспонированная факторная матрица) |
!69^ Факторная структура четырех переменных., *\ (гипотетический пример)Таблица’8
Черта | Фактор 1 • • | Л Фактор 2 • , |
Скорость решения задач :< Скорость сложений фигур Повторение цифр Повторение предложений | ‘ 0,9 ‘-«,?:•.’ 0,8 •’»•’•-;’—.: 0,2 (; . 0,4 | ‘ .’-• 0,1 »•’,»‘ •••-. ‘ — 0,3: i-i . ,0,8 ,.’ 0,7 . |
г;м70а) ,.Факторная матрица до вращения —б) Факторная матрица после .вращения
• Черты ‘ ‘•.-•• .. , ! -Л Г | Факторы | ||
А | В | ||
‘ * .’• | 1 i:iV .2-.:f. ,%,3 4 | •0.6′ 0.6 0.7 0.4 | 0.4 0.6 •0.3 •0.5 |
‘ Черты’-Л •->;.: —М;’. * | Факторы | ||
А1 | <ti | ||
, — ,..; ,,: -, •-, -,- • 2 ••’•••»• • -• Зл- ‘• 4 | 0,08 •0.07 0.68 0,64 | 0.72 0.85 0.34 •0.02 |
Рис. 8. 4 1976)71Рис. 9. 12^ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТЕОРИИ ЧЕРТ] ки11действий.1?1гг1т1г(редставлений друг с другом.
3 …
Поиск по сайту:
Глава 2 Учение о темпераменте
2.1. Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента
Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Его основу заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греч. – «смешения»), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь – тепло, слизь – холод, желтая желчь – сухость, черная желчь – влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.
Автор Юлия Гиппенрейтер
Евгений Павлович Ильин
Психология индивидуальных различий
Предисловие
В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).
Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.
Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по-разному.
Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать типическими . О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.
Б. М. Теплов указывал на необходимость качественного подхода к индивидуальным различиям. Именно качественные типовые и индивидуальные различия между людьми и рассматриваются в данной книге. В то же время речь пойдет и об их генезе (происхождении): какова их обусловленность – генетическая либо же социальная, а также об их влиянии на поведение и эффективность деятельности человека. Соответственно на основе индивидуально-типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать особенности его поведения, эффективность его деятельности и создать оптимальные для каждого человека условия, способствующие такой эффективной деятельности.
. В этом заключается практическая значимость данного раздела психологической науки, очевидная для корифеев отечественной физиологии и психологии И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.
Приведу отрывок из предисловия Е. А. Климова к книге В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).
…
Когда лаборатория Б. М. Теплова погрузилась в вопросы физиологии типов высшей нервной деятельности (сам же Борис Михайлович бросил фразу, что в вопросах типологии он теперь более физиолог, чем сами физиологии), В. С. Мерлин говаривал примерно так: «Молодец, Борис Михайлович! Его ругают за отход от практики, от школы, даже от психологии, а он глубоко прав, потому что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику по-настоящему нельзя» (с. 12).
При написании книги я придерживался принципа историзма, т. е …
1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях
Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Греции философы обсуждали эту проблему. Платон в книге «Государство» писал, что два человека не могут быть совершенно одинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одному следует заниматься каким-либо своим делом, а другому – своим. Более того, Платон предложил, как бы сейчас сказали, тест на профессиональную пригодность к солдатской службе. Еще более известно учение Гиппократа о четырех типах «красиса», ученый заметил и описал типические различия в поведении человека. Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, в своих работах (например, в «Этике») значительное место уделил анализу групповых различий, в том числе видовых, расовых, половых и социальных, проявляющихся в психике и морали. Он связывал их отчасти с врожденными факторами. Аристотель описал людей, обладающих либо избытком, либо дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и др. После длительного периода затишья в изучении данной темы, характерного для Средневековья, новый импульс оно получило благодаря педагогам и просветителям ХVIII–ХIХ вв. – Ж. Ж. Руссо, Песталоцци, Гербарту, К. Д. Ушинскому – в связи с изучением индивидуальности ребенка, его способностей. Однако все это было связано с наблюдением, а не количественным измерением обнаруживаемых различий. Поразительно, но первое систематическое измерение индивидуальных различий осуществили вовсе не психологи и философы, а астрономы. В 1796 г. Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсерватории, уволил своего ассистента, потому что тот зафиксировал (с помощью своего зрения) прохождение звезды на секунду позже, чем он сам. В 1816 г. кенигсбергский астроном Бессель прочитал об этой истории и заинтересовался индивидуальными особенностями вычислений, производимых разными наблюдателями. Сопоставив данные нескольких из них, он установил определенные различия. С появлением хронографов и хроноскопов во второй половине ХIХ в. это получило более объективное подтверждение и заставило физиологов заняться изучением психических различий между людьми, в частности по «времени реакции». Поэтому экспериментальная психология, послужившая фундаментом и для дифференциальной психологии, возникла, по существу, из недр физиологических исследований, проводившихся Вебером, Фехнером, Гельмгольцем, Гальтоном, наконец, Вундтом, создавшим первую экспериментальную лабораторию для проведения психологических исследований.
Егорова М.С. — Психология индивидуальных различий (Планета детей, 1997, 328с).doc
… 13
^ ВКЛАД ГЕНОТИ11А И СРЕДЫ В ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТАТаблица 19Показатели наследуемости отдельных интеллектуальных характеристик (высчитаны по данным Nickols R.N., 1978)
Когнитивные характеристики | Показатель наследуемости |
Вербальная понятливость | 38 |
Математические способности | 38 |
Пространственные представления | 46 |
Память | 32 |
Логическое рассуждение | 48 |
Беглость речи | 30 |
Дивергентное мышление | 22 |
Скорость восприятия | 46 |
Успешность в усвоении языка | 46 |
Успешность в изучении социальных дисциплин | 48 |
Успешность в изучении естественных дисциплин | 30 |
Все способности | 41 |
(Табяица20Внутрипарпое сходство показателей интеллекта близнецов по данным Луизвильского исследования (цит. no Matbeny A. et al., 1981)
Внутрипарные | Наследуе- | Общая | Различаю- | ||
корреляции | мость | среда | щаяся | ||
Возраст | среда | ||||
МЗ | ДЗ | hV | с1 | е2 | |
3 мес. | 0,66 | 0,67 | _ | _ | _ |
бмес. | 0,75 | 0,72 | 0,06 | 0,69 | 0,25 |
9 мес. | 0,67 | 0.51 | 0,32 | 0,35 | 0,33 |
12 мес. | 0,68 | 0,63 | 0,10 | 0,58 | 0,32 |
18 мес. | 0,82 | 0,65 | 0,34 | 0,48 | 0.18 |
24 мес. | 0,81 | 0,73 | 0,16 | 0.65 | 0,19 |
30 мес. | 0,85 | 0,65 | 0,40 | 0,45 | 0,15 |
36 мес. | 0,88 | 0,79 | 0.18 | 0,60 | 0.12 |
4 года | 0,83 | 0,71 | ‘ 0,24 | 0,59 | 0,17 |
5 лет 6 лет | 0,85 0,86 | 0,66 0,59 | 01Я ,JO 0,54 | 0,19 0.47 | 0,15 0,14 |
•7 лет | 0,86 | 0,59 | 0,54 | 0,32 | 0,14 |
8 лет | 0,83 | 0,65 | 0,34 | 0,49 | 0,17 |
9 лет | 0,83 | 0,63 | 0,36 | 0,47 | 0,17 |
15 лет | 0,88 | 0,54 | 0,68 | 0.20 | 0,12 |
^ 2.2. ВКЛАД ГЕНОТИ11А И СРЕДЫ В ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА^ Таблица 18Сходство интеллекта у разных пар родственников (приводится no Bouchard T.J., McGee M., 1981)
Степень генетического сходства сравниваемых люден | Количество пар | Коэффициенты внутрипарной корреляции |
Генетически идентичные | ||
МЗ близнецы, выросшие вместе | 4672 | 0,86 |
МЗ разлученные | 65 | 0,72 |
Генетически связанные друг с другом | ||
ДЗ близнецы | 5546 | 0,60 |
Ребенок, выросший с родителями, и один из | 8433 | 0,42 |
родителей | ||
Сибсы (братья и сестры) | 26473 | 0.47 |
Ребенок, выросший в приемной семье, и | 814 | 0,22 |
один из его биологических родителей | ||
Родные сибсы, усыновленные в разные | 203 | 0,24 |
семьи | ||
Генетически не связанные | ||
Приемный ребенок и один из родителей, его | 1397 | 0,19 |
усыновивших | ||
Дети, выросшие вместе | 714 | 0,32 |
22^ 2.3. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА^ Таблица 21
Черты личности | Модель 1 | Модель 2 |
Энергичность, экстраверсия | 0.36 | 0,32 |
Альтруизм, склонность идги навстречу | 0,28 | 0,24 |
людям | ||
Сознательность, контроль импульсивности | 0,28 | 0,22 |
Невротизм, негативные эмоции | 0,31 | 0,27 |
Открытость новому опыту, | 0,46 | 0,43 |
восприимчивость, когнитивная сложность |
общением—!^ 2.4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ1• \ 1
… 13
Поиск по сайту: