Егорова м.с. психология индивидуальных различий 1997 — файл егорова м.с. — психология индивидуальных различий (планета детей, 1997, 328с).doc

Егорова М.С. — Психология индивидуальных различий (Планета детей, 1997, 328с).doc

            7         …  

116Рис. 17. ^ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ.как разные одинакового результата, разные способы.117тесты интеллекта; общение\. \, 121. ; ,., ВЫВОДЫ123^ СТРУКТУРА ХАРАКТЕРИСТИК,,-, Диагностируя интеллект‘ \ ^ 1. Взаимосвязи между характеристиками разных психологических сферrТаблица It,Взаимосвязи свойств личности н показателей успешности • — • интеллектуальной деятельности (цит. по Cattel R.B., 1987)

Успешность Свойства личности
деятельности 14
А Е G Q2 »V
Понимание смысла текста Понимание слов 0.17 0,08 -0.07 -0,01 0,24 0,25 , 0.27 0,25 S3
Правописание . 0,17 -0,19 0,27 0,14 •;л
Словарь ‘ Математьическое мышление 0,16 0.15 -0,17 -0,04 0,24 0,21 0,10 0.24 1 •»*•
Счет 0,17 -0,11 0,29 0.19

1«••» , ^ Таблица 12 Обобщенные показатели личности и показатели интеллектуальных тестов .; (цит. по Cattel R.B., 1987)

Показатели интеллекта Я -концепция Социальная адаптация Лидерство
Вербальный интеллект 0,31 0,37 0,46
Пространственные способности ‘ 0,24 0,22 0,28 ,
Логическое мышление •’ 0,35 0,35 0.45
Математические способности 0,21 . 0,25 0,26
Беглость 0,30 0,27 0,38
Флюидный интеллект 0.24 0,26 0,38

?’^ 2. МНОГОФАКТОРНАЯ СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИf;Рис. 19. 9 •••••-wl.’ 130^ 3. СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИБИОЛОГИЧЕСКОГО В СТРУКТУРЕ ( ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ^ Основные компоненты структуры индивидуальностиТаблица 13

Уровни в структуре индивидуальности Свойства, входящие ‘ в каждый уровень Систем ообразующне свойства
Б.Г. Ананьев (1969)
I. Индивид 1) Пол, возраст, конституция нейродинамика 2) Психофизиологические функции, ‘ : органические потребности 3) Задатки, температмент Свойства личности
II. Субъект деятельности 1) Когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособноть 2) Способности
!• И. Личность 1) Статус, социальные роли, структура ценностей 2) Мотивация поведения 3) Характер, склонности : • ‘ •

^ 132Продолжение табл. 13

Уровни в структуре индивидуальности Свойства, входящие . в каждый уровень Систем ообраэуюшне свойства
B.C. Мерлин (1986)
I. Свойства организма 1) Биохимические свойства 2) Общесоматические свойства Индивидуальный стиль деятельности ,>
11. Психические свойства 1) Темперамент 2) Свойства личности
III. Социально-психологические свойства 1) Социальные роли в социальной группе 2) Социальные роли
в исторических общностях
‘ Э.А. Голубева(1989)
I. Организм I) Первичные поребностн 2) Свойства нервной системы, общие для Эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение
человека иживотных
3) Специально человеческие свойства
нервной системы 4) Прижизненно сформированные
системы временных связей
II. Личность I) Склонности 2) Наиболее обобщенные свойства темпера-
мента
3) Реализация способ­ностей
4) Свойства характера

^ 3.1. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВВ КОМПЛЕКСНОМ ИССЛЕДОВАНИИИНДИВИДУАЛЬНОСТИV.^ Индивидные или природные свойства ^ Свойства субъекта деятельности ^ Особенности личностной сферы 134;41индивид —> личность, субъект деятельности —> индивиду­альность.13^ 3.2. ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ137138^ 3.3. СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДВИДУАЛЬНОСТИ139^ Тис.20. в ВЫВОДЫЧ а :ть III^ КАК ЛЮАИ СТАНОВЯТСЯ РАЗНЫМИ?ПРОИСХОЖАЕНИЕ ИНАИВИАУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ;145
            7         …  

Поиск по сайту:  

Психология индивидуальных различий

Учебная дисциплина программ
профессиональной переподготовки «Психология
кадрового менеджмента» и «Практическая
психофизиология»

7.1. Понятие индивидуальности.

Структура индивидуальности. Уровни
индивидуальности; характер связей между
уровнями индивидуальности. Биологические основы
индивидуального поведения и психодинамические
свойства личности. Классификация
психодинамических свойств личности.
Психофизиологические и психологические методы
исследования психодинамических свойств
личности.

7.2. Темперамент.

Определение и характеристика. Уровень
активности и эмоциональность как основные
динамические особенности индивида. Темперамент
и индивидуальные свойства нервной системы.
Типология темпераментов. Основные акцентуации
характера, вызванные подавлением или искажением
темпераментов.

7.3. Склонности и интересы.

Определение. Место в структуре личности.
Социальная и генетическая обусловленность
склонностей и интересов. Импритинг и импрессинг.
Врожденные потребности личности; доминирующий
инстинкт. Типология личностей по врожденным
потребностям. Связь врожденных потребностей с
чертами характера. Последствия подавления
врожденных потребностей.

7.4. Способности и задатки.

Определение. Классификация способностей общие
и специальные способности. Интеллект.
«Вербальный» и «невербальный»
интеллект. Память. «Произвольная» и
«непроизвольная» память. Индивидуальная
типологическая обусловленность их выраженности.
Специальные способности. Связь способностей с
темпераментом и склонностями. Биологическая
обусловленность способностей. Активированность
мозга и межполушарная ассиметрия.
«Художественный» и «мыслительный» типы.
Индивидуальные профили асимметрии. Левши и
особенности их психики.

Литература

  1. Русалов В. М. Биологические основы
    индивидуально-психологических различий М. Наука,
    1979
  2. Психология и психофизиология индивидуальных
    различий М. Педагогика1977
  3. Способности и склонности М., Педагогика 1989
  4. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши Москва, Из-во
    “Книга, лт.
  5. Акинщикова Г.И. Телосложение и реактивность
    организма человека Л., Из-во Ленинградского ун-та,
    1969
  6. Крупнов А.И. Психологические проявления и
    структура темперамента М., Из-во Рос. ун-та дружбы
    народов, 1992
  7. Потемкина О.Ф. Способ составления
    психологического портрета и автопортрета М., РАН
    Ин-т психологии, 1993
  8. Ганушкин Клиника психопатии Избранные труды М.,
    1933
  9. Давиденков Эволюционно-генетические проблемы в
    невропатологии М., 1947
  10. Юнг К. Психологические типы М., 1992

DJVU. Психология индивидуальных различий. Адлер А. Страница 155

И. С. Кон

ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ!

Анализ процесса половой дифференциации вплотную подводит нас к проблеме психологических различий между полами. Здесь возникает сразу три круга вопросов: 1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания? 2. Какова степень этих различий, насколько жестко разграничиваются мужские и женские качества? 3. Какова природа этих различий, являются ли они универсально-биологическими или отражают исторически преходящие формы полового разделения труда?

Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.

9. Маккоби и К. Джеклин критически проанализировали и обобщили большинство американских и западноевропейских исследований о половых особенностях восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д., опубликованных до 1973 г. Достоверно установленных фактов даже меньше, чем принято было думать. По мнению Маккоби и Джеклин, твердо установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агрессивны.

Напротив, мнения: что девочки «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами, овладение которыми предполагает преодоление ранее установленных реакций, мужской когнитивный стиль более «аналитичен», чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков — среда; у девочек слабо развита потребность в движении; у девочек больше развито слуховое, а у мальчиков — зрительное восприятие — кажутся необоснованными…

Исследователь психологии половых различий часто испытывает соблазн дедуцировать эмпирически наблюдаемые факты (или то, что мы принимаем за таковые) из общих принципов биологического полового диморфизма. Но половой диморфизм неодина

1 Вопросы психологии, 1981, №2.

154

Егорова М.С. — Психология индивидуальных различий (Планета детей, 1997, 328с).doc

    3               …  

47t‘• <:^ Связь между строением тела и темпераментом (приводится по Э. Кречмеру, 1995)Таблица 3

Строение тела Темперамент (% выборки)
Циклотимический Смешанный * Шизотнмический
Пикническое Лептосомное 94,4 12.2 2.8 17,1 2.8 70,7

1494г150. ‘»‘ ^ Таблица 4 Темпераменты и специальные дарования (приводится по Э. Кречмеру, 1995)

Циклотимики Шизотимики ..
Поэты Реалисты, юмористы Патетики, романтики, художники формы
Исследователи Наглядно описывающие эмпирики Люди точной логики, системы, метафизики
Вожди Смелые борцы, ловкие организаторы, умелые посредники ‘ Чистые идеалисты, деспоты и фанатики, люди холодного расчета

ь(Рис. ^ 2.4. ОБЪЕДИНЕНИЕ ТИПОЛОП1Й КРЕЧМЕРА И ЮНГА53Эндоморфы Мезоморфы 55Эктоморфы ^ Содержание трех компонентов темперамента по ШелдонуТаблица 5

Висцеротония Соматотония Церебротония
Расслабленность Уверенность в Заторможенность
в движениях и в осанке движениях и в осанке в движениях.
скованность в осанке
Любовь к комфорту Любовь к приключениям Необщительность,
социальная затормо-
женность
Жажда похвалы и одобрения Эмоциональная черствость Скрытность, эмоциональная
сдержанность
Легкость в общении Экстраверсия в поступ- Церебротоническая
и выражении чувств. ках, но скрытность в интроверсия
висиеротоническая чувствах и эмоциях.
экстраверсия соматотоническая
экстраверсия
Общительность и мягкость в состоянии Агрессивность и настойчивость в Устойчивость к действию алкоголя
опьянения состоянии опьянения
Тяга к людям в тяжелую Тяга к действию в Тяга к одиночеству в
минуту тяжелую минуту тяжелую минуту
Ориентация на детство и семейные взаимоотно- Ориентация на юношес­кую деятельность Ориентация на поздние периоды жизни
шения
Таблица 6
Корреляции между телосложением и психологическими характеристиками
Тип Тип темперамента
Телосложения Висцеротония Соматотония Церебротония
Эндоморфный 0,79 Мезоморфный -0,23 Эктоморфный -0,40 -0,29 -0.32 0.82 -0.58 -0.53 0.83

ВЫВОДЫ‘.;^ ЧЕРТЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ^ 1. ЧТО ТАКОЕ ЧЕРТЫ??»‘.’.’• i 59чем ^ 2. СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧЕРТ2.1. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ^ Ллзурскмй Александр Федорович 616263^ 2.2. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕРТ НА ОСНОВАНИИ СЕМАНТИЧЕСКОГО СХОДСТВА64651^ 2.3 ФАОТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕРТРис. 7. 22222матрицы^ Соотношение между корреляционной и факторной матрицами (цит. по Buss A.R., Pbley W., 1976)Таблица

Корреляционная матрица Факторная матрица Транспонированная факторная матрица
Черты Черты
1 2 3 4 5 6 А В 1 2 3 4 5 6
1 0.72 0.0 0.27 0.0 0,63 0,9 0,0 0.9 0.8 0.0 0.3 0,0 0.7
2 0,72 0.16 0.40 0,12 0.56 0.8 0.2 0.0 0.2 0.8 0.8 0.6 0.0
3 0.0 0.16 0.64 0.48 0.0 о.о 0.8
4 0.27 0.40 0.64 0.48 0.21 0,3 0.8
5 0.0 0.12 0.48 0.48 0.0 0.0 0,6
б 0.63 0.56 0.0 0.21 0.0 0.7 0.0
(Корреляционная матрица) = (Факторная х матрица) (Транспонированная факторная матрица)

!69^ Факторная структура четырех переменных., *\ (гипотетический пример)Таблица’8

Черта Фактор 1 • • Л Фактор 2 • ,
Скорость решения задач :< Скорость сложений фигур Повторение цифр Повторение предложений ‘ 0,9 ‘-«,?:•.’ 0,8 •’»•’•-;’—.: 0,2 (; . 0,4 ‘ .’-• 0,1 »•’,»‘ •••-. ‘ — 0,3: i-i . ,0,8 ,.’ 0,7 .

г;м70а) ,.Факторная матрица до вращения —б) Факторная матрица после .вращения

Черты ‘ ‘•.-•• .. , ! -Л Г Факторы
А В
‘ * .’• 1 i:iV .2-.:f. ,%,3 4 0.6′ 0.6 0.7 0.4 0.4 0.6 •0.3 •0.5
Черты’-Л •->;.: —М;’. * Факторы
А1 <ti
, — ,..; ,,: -, •-, -,- 2 ••’•••»• • -• Зл- ‘• 4 0,08 •0.07 0.68 0,64 0.72 0.85 0.34 •0.02

Рис. 8. 4 1976)71Рис. 9. 12^ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТЕОРИИ ЧЕРТ] ки11действий.1?1гг1т1г(редставлений друг с другом.
    3               …  

Поиск по сайту:  

Глава 2 Учение о темпераменте

2.1. Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента

   Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Его основу заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греч. – «смешения»), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь – тепло, слизь – холод, желтая желчь – сухость, черная желчь – влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Автор Юлия Гиппенрейтер

Евгений Павлович Ильин

Психология индивидуальных различий

Предисловие

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).

Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.

Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по-разному.

Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать типическими . О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.

Б. М. Теплов указывал на необходимость качественного подхода к индивидуальным различиям. Именно качественные типовые и индивидуальные различия между людьми и рассматриваются в данной книге. В то же время речь пойдет и об их генезе (происхождении): какова их обусловленность – генетическая либо же социальная, а также об их влиянии на поведение и эффективность деятельности человека. Соответственно на основе индивидуально-типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать особенности его поведения, эффективность его деятельности и создать оптимальные для каждого человека условия, способствующие такой эффективной деятельности.

. В этом заключается практическая значимость данного раздела психологической науки, очевидная для корифеев отечественной физиологии и психологии И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.

Приведу отрывок из предисловия Е. А. Климова к книге В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).

Когда лаборатория Б. М. Теплова погрузилась в вопросы физиологии типов высшей нервной деятельности (сам же Борис Михайлович бросил фразу, что в вопросах типологии он теперь более физиолог, чем сами физиологии), В. С. Мерлин говаривал примерно так: «Молодец, Борис Михайлович! Его ругают за отход от практики, от школы, даже от психологии, а он глубоко прав, потому что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику по-настоящему нельзя» (с. 12).

При написании книги я придерживался принципа историзма, т. е …

1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях

   Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Греции философы обсуждали эту проблему. Платон в книге «Государство» писал, что два человека не могут быть совершенно одинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одному следует заниматься каким-либо своим делом, а другому – своим. Более того, Платон предложил, как бы сейчас сказали, тест на профессиональную пригодность к солдатской службе.   Еще более известно учение Гиппократа о четырех типах «красиса», ученый заметил и описал типические различия в поведении человека. Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, в своих работах (например, в «Этике») значительное место уделил анализу групповых различий, в том числе видовых, расовых, половых и социальных, проявляющихся в психике и морали. Он связывал их отчасти с врожденными факторами. Аристотель описал людей, обладающих либо избытком, либо дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и др.   После длительного периода затишья в изучении данной темы, характерного для Средневековья, новый импульс оно получило благодаря педагогам и просветителям ХVIII–ХIХ вв. – Ж. Ж. Руссо, Песталоцци, Гербарту, К. Д. Ушинскому – в связи с изучением индивидуальности ребенка, его способностей. Однако все это было связано с наблюдением, а не количественным измерением обнаруживаемых различий. Поразительно, но первое систематическое измерение индивидуальных различий осуществили вовсе не психологи и философы, а астрономы. В 1796 г. Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсерватории, уволил своего ассистента, потому что тот зафиксировал (с помощью своего зрения) прохождение звезды на секунду позже, чем он сам. В 1816 г. кенигсбергский астроном Бессель прочитал об этой истории и заинтересовался индивидуальными особенностями вычислений, производимых разными наблюдателями. Сопоставив данные нескольких из них, он установил определенные различия. С появлением хронографов и хроноскопов во второй половине ХIХ в. это получило более объективное подтверждение и заставило физиологов заняться изучением психических различий между людьми, в частности по «времени реакции». Поэтому экспериментальная психология, послужившая фундаментом и для дифференциальной психологии, возникла, по существу, из недр физиологических исследований, проводившихся Вебером, Фехнером, Гельмгольцем, Гальтоном, наконец, Вундтом, создавшим первую экспериментальную лабораторию для проведения психологических исследований.

Егорова М.С. — Психология индивидуальных различий (Планета детей, 1997, 328с).doc

  …         13          

^ ВКЛАД ГЕНОТИ11А И СРЕДЫ В ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТАТаблица 19Показатели наследуемости отдельных интеллектуальных характеристик (высчитаны по данным Nickols R.N., 1978)

Когнитивные характеристики Показатель наследуемости
Вербальная понятливость 38
Математические способности 38
Пространственные представления 46
Память 32
Логическое рассуждение 48
Беглость речи 30
Дивергентное мышление 22
Скорость восприятия 46
Успешность в усвоении языка 46
Успешность в изучении социальных дисциплин 48
Успешность в изучении естественных дисциплин 30
Все способности 41

(Табяица20Внутрипарпое сходство показателей интеллекта близнецов по данным Луизвильского исследования (цит. no Matbeny A. et al., 1981)

Внутрипарные Наследуе- Общая Различаю-
корреляции мость среда щаяся
Возраст среда
МЗ ДЗ hV с1 е2
3 мес. 0,66 0,67 _ _ _
бмес. 0,75 0,72 0,06 0,69 0,25
9 мес. 0,67 0.51 0,32 0,35 0,33
12 мес. 0,68 0,63 0,10 0,58 0,32
18 мес. 0,82 0,65 0,34 0,48 0.18
24 мес. 0,81 0,73 0,16 0.65 0,19
30 мес. 0,85 0,65 0,40 0,45 0,15
36 мес. 0,88 0,79 0.18 0,60 0.12
4 года 0,83 0,71 ‘ 0,24 0,59 0,17
5 лет 6 лет 0,85 0,86 0,66 0,59 01Я ,JO 0,54 0,19 0.47 0,15 0,14
•7 лет 0,86 0,59 0,54 0,32 0,14
8 лет 0,83 0,65 0,34 0,49 0,17
9 лет 0,83 0,63 0,36 0,47 0,17
15 лет 0,88 0,54 0,68 0.20 0,12

^ 2.2. ВКЛАД ГЕНОТИ11А И СРЕДЫ В ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА^ Таблица 18Сходство интеллекта у разных пар родственников (приводится no Bouchard T.J., McGee M., 1981)

Степень генетического сходства сравниваемых люден Количество пар Коэффициенты внутрипарной корреляции
Генетически идентичные
МЗ близнецы, выросшие вместе 4672 0,86
МЗ разлученные 65 0,72
Генетически связанные друг с другом
ДЗ близнецы 5546 0,60
Ребенок, выросший с родителями, и один из 8433 0,42
родителей
Сибсы (братья и сестры) 26473 0.47
Ребенок, выросший в приемной семье, и 814 0,22
один из его биологических родителей
Родные сибсы, усыновленные в разные 203 0,24
семьи
Генетически не связанные
Приемный ребенок и один из родителей, его 1397 0,19
усыновивших
Дети, выросшие вместе 714 0,32

22^ 2.3. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА^ Таблица 21

Черты личности Модель 1 Модель 2
Энергичность, экстраверсия 0.36 0,32
Альтруизм, склонность идги навстречу 0,28 0,24
людям
Сознательность, контроль импульсивности 0,28 0,22
Невротизм, негативные эмоции 0,31 0,27
Открытость новому опыту, 0,46 0,43
восприимчивость, когнитивная сложность

общением!^ 2.4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ1\ 1
  …         13          

Поиск по сайту:  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.