Психология религии

Похожее

  • Бог как иллюзия
    Ричард Докинз

    В книге Ричард Докинз утверждает, что вера в сверхъестественного создателя — это ложное убеждение, которое, подобно мании, не меняется в зависимости от фактов. Он приводит высказывание Роберта Пирсига, что «когда один человек одержим иллюзиями — это называют умопомешательством. Когда много людей одержимо иллюзиями — это называют религией».

  • Реконструкция «веры»: психиатрия и религия
    Александр Невзоров
    Разумеется, анализируя религиозность с помощью параметров психиатрии, мы получим грубые и весьма обобщенные оценки. Тем не менее это будут хоть какие-то первичные ориентиры, необходимые для понимания столь деликатного предмета, как религиозная вера. Впрочем, нам придется хитрить и лавировать, избегая встречи «лоб в лоб» с догматами фундаментальной классической психиатрии. Дело в том, что она не снисходит до обсуждения тонкостей интересующего нас явления, а сразу выносит приговор.

  • Сон разума рождает чудовищ
    Александр Панчин

    Биолог Александр Панчин расскажет о нейробиологии сонного паралича, фантомной боли, видения ауры, околосмертного опыта и других явлений, лежащих в основе необычных ощущений, которым часто приписывают паранормальную природу. Вы узнаете: Откуда в наших снах демоны? Кто может увидеть ауру? Почему солдат, которому ампутировали ногу, продолжает ощущать боль? Как возможно существование двойников-доппельгангеров? Что такое околосмертный опыт?

  • Может ли священник быть атеистом?
    Александр Марков
    Философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett) и социолог Линда Ласкола (Linda LaScola) опубликовали результаты пилотного исследования малоизвестного и с трудом поддающегося изучению социально-культурного явления — атеизма среди действующих священнослужителей.

  • Академик Николай Амосов о религии, о Боге и страхе смерти
    Николай Михайлович Амосов (6 декабря 1913, около Череповца — 12 декабря 2002, Киев) — советский и украинский кардиохирург, учёный-медик, литератор. Автор новаторских методик в кардиологии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»). Академик АН УССР (1969) и Национальной Академии Наук Украины, Герой Социалистического Труда (1973).

  • Как мы творим богов: поведенческая экономика объясняет веру в иррациональное

    Вера в необъяснимое вполне объяснима. Почему мы задним умом крепки, верим в духов и легко можем объяснить причины экономического кризиса? С началом когнитивной революции в психологии (и social sciences в целом) многие исследователи стали задаваться вопросом: а нельзя ли использовать открытия в области человеческого сознания для того, чтобы пояснить религиозное мышление? Одно из таких открытий как раз и явилось моментом истины.

  • Сильная вера в бога возникла из-за рака головного мозга

    Испанские врачи описали в статье в журнале Neurocase интересный случай из практики. 60-летняя женщина из города Мурсии, что на юге Испании, была одержима религиозными идеями в течение двух месяцев перед тем, как у нее диагностировали агрессивную форму рака мозга. После лечения религиозная одержимость прошла.

  • Почему люди верят во что попало и как с этим бороться

    Люди верят в сглаз, теории заговора, превосходство расы, инопланетян и ангелов-хранителей. Почему мы изначально запрограммированы верить? Потому что так устроен человеческий мозг. Неверие, скептицизм и научный подход требуют усилий на преодоление этого врожденного механизма верить. Наука руководствуется принципом «все новое неверно, пока не подтверждено», мозг настроен на обратное: «все, что я заметил, верно, пока не опровергнуто».

  • Каким богам россияне молятся и во что по-настоящему верят
    Вера, Надежда, Любовь… Интересно, кто-то когда-либо задумывался, почему эти многозначительные имена мы всегда употребляем в такой, а не в какой-либо иной последовательности? Что это — случайное созвучие, гармоничная рифма или действительно для россиян вера всегда стоит впереди надежды и даже любви? Ученые из Института социологии РАН на веру не берут ничего и любую гармонию проверяют своей алгеброй: долями, процентами, статистикой, допустимыми пределами погрешности. Так получилось и в этом случае. Социологи ИС РАН попытались замерить «уровень религиозности» граждан России и сделали весьма любопытные выводы.

  • Как появился Homo Sapiens, почему нет Бога, почему есть блондинки?
    Александр Марков
    Интервью Александра Маркова журналу «Огонёк».

Далее >>>

Вперед к Фрейду?

Сегодня психологи и психиатры по праву считают теорию Фрейда ненаучным культом, игнорирующим мозг и биологию. Современная психиатрия воспринимает себя как воплощение значительного прогресса в понимании и лечении психических заболеваний, в отличие от психоанализа. Сторонники справочника DSM считают, что его создание помогло преодолеть ненаучную фрейдистскую догму, которая раньше доминировала в американской психиатрии. По крайней мере, так представлена история создания DSM в книге президента Американской психиатрической ассоциации 2013–2014 годов Джеффри Либермана Shrinks: The Untold Story of Psychiatry.

Однако критики указывают на то, что процесс создания справочника, включая его последнюю, пятую версию, едва дотягивает до того, чтобы считаться строго научным.

Американский историк психиатрии Эндрю Скалл отмечает: Либерман отвергает психоанализ за его псевдонаучность и превозносит психиатрию как научный прогресс — и при этом четко показывает, что Спитцер и его коллеги использовали неопубликованные исследования и опирались на субъективные мнения клиницистов. Иначе говоря, они пользовались как раз теми сомнительными псевдонаучными методами, за которые психиатрия осуждает фрейдистов.

Скалл заключает, что мы всё еще не понимаем причин возникновения большинства основных психических расстройств. У нас нет анализов крови, МРТ или других тестов, которые могли бы отличить психически больных от нормальных. Вместо этого, как и врачи XVIII века, психиатры продолжают полагаться на симптомы. Два бывших директора американского Национального института психического здоровья (NIMH) Томас Инсель и Стивен Хайман осудили DSM-V как научный кошмар, стоящий на пути прогресса, и заявили, что даже его наиболее важные пункты, депрессия и шизофрения, — это искусственные конструкции, а не настоящие болезни.

Во многом психиатрический дискурс схож с религиозным.

Психиатрия, пользуясь авторитетом науки, наделена слишком большой и часто невидимой властью решать, где находится граница между нормой и патологией, требующей коррекции, — вместо того, чтобы исследовать и доказывать.

С современной психиатрией всё не так уж плохо: она довольно самоиронична, осознает свои скромные границы и открыта для ревизий. Проблема скорее в тех, кто проецирует на нее свою сохранившуюся средневековую потребность в институте церкви — этакой инстанции истины, наделенной правом указывать, что является происками дьявола, а на что воля Божья.

Религиозные организации и их психологическая характеристика

Религиозные организации, без которых религия не может существовать, выполняют определенные функции.

Выделяется несколько типов таких организаций:

  • Церковь — представляет собой открытую конструктивную группу верующих. Церковь способствует интеграции общества и действует внутри него, удовлетворяя большинство личностных запросов всех социальных слоев населения. Молитвам и системе вероучения церковь придает огромное значение. Например, католическая церковь для выражения индивидуалистских тенденций сравнительно удачно находила место через представительство своих монастырей. Её верования и ритуалы удовлетворяли запросы огромного количества людей на всех социальных уровнях;
  • Секты — представляют собой небольшие, нестабильные закрытые религиозные группы. Их позиция к миру в целом, к государству и церкви, обществу либо индифферентная, либо агрессивная. Секта всегда противопоставляет себя Божественной Истине. Основатели таких сект всегда считали себя умнее, духовнее, добродетельнее других. Члены секты ориентируются на аскетизм, на полный отказ от мирских ценностей. Их принципиальная позиция выражается в отказе признавать право, собственность, присягу, власть и др. Со смертью лидера секта распадается или входит в состав более формальной религиозной структуры, способной принять новых членов и обеспечить удовлетворение их интересов.
  • Деноминация – это полузакрытая формальная общность верующих, являющаяся промежуточным звеном между церковью и сектой. Универсальностью этот тип религиозной организации не обладает, потому что в их деятельности могут проявляться классовые, национальные, расовые, региональные интересы. Назвать деноминацию церковью можно только с большой натяжкой, потому что со светской властной структурой находится в относительной не до конца совершенной гармонии. Деноминации могут быть разными, например, в США они варьируются от конгрегационализма до лютеранства, адаптировавшегося к гражданским властным структурам;

1.1. Методы обследования больных с психопатологическими феноменами религиозного содержания

Психиатрия является естественнонаучной
дисциплиной. Поэтому ее методологической основой является свободомыслие
— та форма духовной культуры, исходным пунктом которой признается
право разума на критическое рассмотрение религии и свободное
исследование окружающего мира. Исследователь сам по себе может
исповедовать какое угодно мировоззрение, но как представитель научной
дисциплины он рассматривает все явления, в том числе и религиозный
опыт, в системе тех взглядов, которые общеприняты в данной науке.
Рассматривая религиозное содержание, исследователь выносит за скобки
вопрос об их истинности, оставляя его теологии и философии. Здесь
следует отметить, что и атеизм при определенных условиях может быть
патологическим.

Основным методом исследования в психиатрии является клинико-психопатологический. Он
заключается в расспросе больного, сборе субъективного (от больного) и
объективного (от родственников и лиц, знающих больного) анамнеза и
клиническом наблюдении. С помощью этого метода производится оценка
психического здоровья — выявляются симптомы, синдромы, нозологические
формы, особенности течения, степень тяжести, этиология, патогенез. В
результате устанавливается клинический диагноз. Религиозный анамнез
включает сведения о религиозном воспитании в семье, религиозных
интересах, религиозном поведении, религиозных переживаниях. Главной
целью сбора религиозного анамнеза является выяснение вопроса, как
влияет религиозная деятельность данного человека на его психическое
здоровье.

Оценочные шкалы. В последние годы
клинико-психопатологический метод дополняется методами стандартизации —
оценочными или рейтинговыми шкалами, охватывающими определенный диапазон
психопатологических проявлений. В психиатрии религии используется
шкала PDI, позволяющая изучать особенности бредовых идей у религиозных пациентов .

Изучение текстов. Являясь
неотъемлемой частью человеческого бытия, религиозные переживания нашли
свое отражение в Библии. В Ветхом и Новом Заветах проводится разделение
на «сумасшествие» как наказание Божие (Втор. 28:15,28) и отличные от
него откровения, видения. Вместе с тем священные тексты наполнены
символами, метафорами; значения слов в них значительно шире, чем в
общепринятом толковании. Поэтому описания особых психических состояний у
библейских персонажей могут служить материалом для размышлений, но не
для психиатрических заключений и выводов. То же можно сказать и о
текстах, посвященных религиозным переживаниям святых, например Жанны
Д′Арк, слышавшей «небесные голоса».

Гораздо более репрезентативны личные документы:
дневники, письма. Например, лишь основываясь на переписке Н.В.Гоголя и
воспоминаниях современников, можно судить о его депрессивных приступах с
идеями греховности, самоуничижения и ступорозных состояниях.

Значительную ценность для психопатологии религии представляют клинико-психологические методы, особенно
те, которые направлены на исследование личности. Использование анкет,
опросов, интервью, несмотря на высокую доступность для статистической
обработки, ограничено. Их информативность зависит от поставленной
задачи, например, изучение влияния религиозности на переносимость
тяжелых заболеваний, употребление наркотиков и т. д.

Популяционный метод заимствован из
социальной психиатрии и включает в себя изучение сект, религиозных
движений, а также наблюдение и клинический анализ религиозного
поведения адептов и лидеров. Уже в начале XX в. России были опубликованы
исследования на эту тему, среди которых наиболее известными являются
работы Н.В.Краинского и Д.Г.Коновалова . В настоящее время
проблема изучается Ф.В. Кондратьевым и Ю.И. Полищуком .

Понятие и сущность религии

Определение 1

Психология религии – это применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к разным религиозным традициям, формам духовности, религиозным и нерелигиозным индивидуумам.

Религия представляет собой одну из форм общественного сознания, с помощью которой человек пытается общаться с реальностью в иллюзорно-фантастических образах. Этот социальный феномен связан с особой сферой проявления психики и функционирует в форме верований и практических действий.

Относительно понятия «религия» существует несколько равноправных теорий. Например, Цицерон считал религию постоянным, бдительным и бережным отношением ко всему, «что касается культа богов». Истинную религию, утверждал он, отличает чистосердечное и бескорыстное соблюдение божественного культа.

Замечание 1

Религия – это основа морали человека и общественных отношений.

Вторая теория принадлежит христианскому апологету Лактанцию, и её этимология стала традиционной для большей части христианских мыслителей и религиозных философов. Лактанций тоже разграничивает понятия религии и простой набожности, только это различение он связывает с выделением веры в «единого и истинного Бога».

По мнению С. Булгакова в религии устанавливается и переживается связь человека с тем, что выше его. Религия – это реальная жизнедеятельность человека, это формы и принципы организации общественной жизни, базирующиеся в какой-то степени, на религиозном основании.

Религия – это мировоззрение, в основе которого лежит вера в Божественное. Религия – это явление культуры, поэтому некоторые авторы выводят культуру из культа, но более обоснованным является мнение о том, что религия является одной из областей духовной культуры.

Соотношение культуры и религии – это существенные факторы личной, общественной, государственной жизни, принимающие участие в становлении национальной идентичности, в решении этнонациональных конфликтов, в налаживании диалогов и межкультурных связей.

Сущность религии представляют таинства, способы личных отношений человека и Бога, утверждение человека в вечности. Для религии важными являются идеи судьбы, чуда, высшего смысла. Бог для человека верующего находится везде и во всем, во всем бытии, во всей человеческой тотальности.

1.3. Основные психоаналитические концепции

1.3.1. Концепция З.Фрейда

Крайняя точка зрения на природу религии
высказывается в классическом психоанализе. Свое убеждение о том, что
«религия — общечеловеческий невроз навязчивости», З.Фрейд обосновывал
не только внешним, но и внутренним сходством между отправлениями
религиозного культа (молитвы, посты, заклинания, жертвоприношения и т.
д.) и приобретающими защитный характер ритуалами при
обсессивно-фобическом неврозе . Используя метод аналогий, Фрейд
утверждал, что в основе невроза и религиозного переживания лежит
подавление природных инстинктов человека. В работе «Воспоминания
Леонардо да Винчи о раннем детстве» рассматривается идея
взаимосвязи образа собственного отца и индивидуального образа Бога. В
исследовании «Тотем и табу» говорится о возникновении первобытных
религиозных представлений. Ядром концепции Фрейда является положение о
бинарной роли религии как явления, генерирующего невроз и одновременно
являющегося средством защиты от него. Видя в культуре, социальности
человека основную причину невроза, автор полагает, что не будь религии,
невроз принял бы еще более грубые формы и протекал бы тяжелее.

1.3.2. Концепция К.Г.Юнга

Иных взглядов придерживался К.Г.Юнг. В религии он
видел установку человеческого ума на внимательное рассмотрение,
наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы, духи,
демоны, боги, законы, идеалы — и все прочие названия, данные человеком
подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в качестве
могущественных и опасных» . Создав новое направление в психоанализе
— аналитическую психологию, он исследовал роль прошлого опыта и
первобытных архетипов (символов, представлений, идей, образов) в
формировании стадий сознания. Многие из концепций Юнга о религии были
погружены в суеверие и оккультизм, так что в итоге его роль в
психоаналитическом движении становилась все более двойственной и
неоднозначной. В отличие от З.Фрейда, он не только не рассматривал
религию как «невроз навязчивости», но и считал одним из факторов
возникновения психических расстройств утрату религиозных взглядов.
Причину психических расстройств он видел в динамическом факторе:
рассогласовании между сознательным и бессознательным. Он рассматривал
религию в качестве необходимого условия психического здоровья личности и
эффективной системы психотерапии.

1.3.3. Концепция Э.Фромма

Для Э.Фромма религия была важна как
предшественница психотерапии, накопившая тысячелетний опыт заботы о
душевном здоровье человека. Он считал, что в настоящее время две группы
людей занимаются душой человека — священники и психоаналитики. Понимая
религию как систему взглядов и действий, которой придерживается
определенная группа людей и которая дает индивиду систему ориентации, он
подразделял ее на авторитарную и гуманистическую. Авторитарная
религиозность состоит в подчинении и послушании. Утрачивая
независимость и цельность, индивид приобретает чувство безопасности и
защищенности. В гуманистической религиозности, напротив, человек
достигает веры в себя, собственные силы, полную самореализацию.
Религиозность по Фромму заключается в служении не только божеству, но и
вождям, классам, нации, партии, успеху, силе .

1.3.4. Концепция В.Е.Франкла

Воззрения Юнга были подвергнуты критике со стороны
основателя логотерапии В.Е.Франкла. Считая основной движущей силой
поведения и деятельности человека стремление к смыслу своего
существования, он видел принципиальную ошибку Юнга в локализации образа
бога в сфере бессознательного, а религии — в сфере инстинктивного. По
Франклу истинная религиозность имеет не инстинктивный характер, а
характер решения, поскольку религиозность либо экзистенциальна, либо ее
нет вообще. Бог в логотерапии — «партнер в самых интимных разговорах
человека с самим собой» . Для логотерапии религия является только
лишь предметом, но не основанием. Она рассматривает веру в бога как
поиск смысла человеческого бытия.

Направления религиозной психологии

На сегодняшний день, на современной ступени развития науки, в религиозной психологии выделяют несколько проблемных областей:

  1. учение о психологических основах любой религии, анализ религиозных психологических явлений, то есть свойств, процессов и состояний, а также их воздействие на другие психологические феномены, исследование психологических сторон религиозной деятельности и отношений – культа, религиозных проповедей, обучения, воспитания, наставления, общения верующих и пр.;
  2. раскрытие динамики психологических состояний при переходе от религиозности к нерелигиозности и атеизму;
  3. методика конкретных психологических исследований религиозности и атеистичности.

Важная составная часть психологической теории – учение о корнях религиозной психологии. Они восходят к социальным основам, и их обуславливают гносеологические корни. Главными, определяющими выступают социальные корни, которые неизбежно вызывают формирование религии. Относительно них, психологические и гносеологиеские механизмы выступают условиями, создающими возможность ее появления и существования.

Корни религиозной психологии кроются в тех состояниях, процессах и механизмах общественной, групповой или индивидуальной психологии, которые формируют благоприятную психологическую почву, благоприятную для производства и усвоения религии. Эти корни подпитывают стихийные господствующие над людьми социальные и природные силы. Принято различать общественно-психологические и индивидуально-психологические корни.

Общественно-психологическая ступень представляет собой феномен психологии общества и групп:

  • кризисные состояния общественно-психологической атмосферы;
  • превратный характер общения;
  • групповые и массовые страхи и страдания;
  • общественное мнение;
  • механизмы негативизма и контагиозности, внушение, подражание, наследование обычаев и традиций.

Индивидуально-психологическими являются факторы, которые работают в психологии человека:

  • переживание за разного рода зависимость от окружающих людей;
  • заданность интериоризованных психических механизмов;
  • личное страдание и горе от неизлечимого заболевания, неразделенной любви, смерти близкого человека и пр.;
  • страх смерти или одиночества и др.

Психология религии

Для того чтобы понять, что такое религия, выделяют следующие ее психологические аспекты:

  • религия – это специфическая форма общественной жизни людей со своими особенностями;
  • религия предполагает существование особых групп верующих и конфессиональной исключительности;
  • связь религии со священными образами и понятиями и вера в них;
  • религия – это совокупность верований, которые выражаются в религиозных канонах;
  • религия предполагает совокупность культовых действий и ритуалов.

Религиозное сознание осмысливает не реальную действительность, а вымышленную. Это сознание не существует вне определенных мифов, образов, идей, усиливающихся в процессе социализации людей.

Для религиозного сознания характерна специфика содержания, единство которому придает его содержательная и функциональная сторона. Содержательная сторона формирует конкретные ценности верующих и их потребности, взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность. В психику верующих целенаправленно внедряются определенные идеи, образы, представления, чувства. Что касается функциональной стороны религиозного сознания, то она формирует определенное морально-психологическое состояние и эффективно воздействует на психику, придавая нужную направленность религиозной идеологии и психологии.

Для религиозного сознания характерны свои особенности – это контроль над психикой, сознанием и поведением верующих со стороны религиозных институтов. А во-вторых, это продуманность внедрения идеологии и психологических механизмов в сознание верующих.

Содержательная и функциональная стороны религиозного сознания объединяются религиозной верой, которая представляет собой особое психологическое состояние уверенности в достижении цели. Это вера в истинность религиозных догматов, текстов, превращений, вера в религиозные авторитеты – отцов, святых, пророков, церковных иерархов, служителей культа и др.

Религиозное сознание имеет и свою структуру, которая включает религиозную идеологию и психологию. Под религиозной идеологией понимается стройная система понятий, концепций, идей, которые разрабатываются религиозными организациями и ими пропагандируются.

Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, установок, стереотипов, чувств, привычек, которые присущи всем верующим. Сторонником той или иной религии человек становится в силу определенных причин, которые для данной личности делают эту веру необходимой.

Понятие религиозной психологии

Определение 1

Религия – это особая область проявления человеческой психики, направленная на поиск им духовной и психологической ниши, идейных и прочих ориентиров, функционирующая как верования и практические действия, к которым люди прибегают, когда не могут самостоятельно решить свои повседневные проблемы в трудных условиях окружающего природного мира.

Религиозная психология – это

  • наука, занимающаяся исследованиями религиозных представлений человека и связанных с ними его психологических особенностей, а также особенностей его психологической деятельности;
  • наука, занимающаяся исследованием человека, как субъекта и объекта религиозной деятельности (субъекта и объекта взаимодействия с религиозной средой).

Она формируется под непосредственным воздействием условий жизни и религиозной идеологии.

Человек приобретает склонность к какой-либо религии не от рождения, а в связи с некоторым спектром причин, то есть факторов, делающих веру необходимой с точки зрения рассматриваемой личности.

В религиозной психологии выстроена определенная типология мировоззренческих групп людей на основании их отношения к атеизму и религии:

  • глубоко верующие – обладают истинной глубокой религиозной верой. Преимущественно вера реализуется в поведении;
  • верующие – обладают религиозной верой, слабо реализуемой в поступках;
  • колеблющиеся – характеризуются метаниями от веры к неверию и обратно. Периодически могут отмечаться отдельные черты, свойственные религиозному поведению;
  • индифферентные к религии люди – характерно отсутствие религиозной веры, но при этом отсутствуют и атеистические убеждения. Религиозное поведение отсутствует, но не исключаются его единичные проявления;
  • пассивные атеисты – характеризуются наличием атеистических убеждений, но они не всегда глубокие и осмысленные. Религиозное поведение совершенно отсутствует, но и атеистические убеждения практически не отражены в поведении;
  • активные атеисты – характеризуются глубокими атеистическими убеждениями, которые находят отражение в поведении.

Любой религиозный, верующий человек в собственных мыслях и действиях базируется на определенных образцах для подражания.

Типология религиозных личностей, сформированная в процессе развития и становления религиозной практики, на которой ориентируются рядовые верующие:

  • мистик – тип верующих, которые стремятся отвлечься от окружающего мира с его влияниями, чаще всего представлен индивидуалистами-одиночками;
  • пророк – индивид, характеризующийся наличием нерегулярного, но интенсивного религиозного опыта. Пророк всегда находится с людьми, в отличие от мистика;
  • священнослужитель – выступает посредником между людьми и Богом. Его основной функцией является выстраивать правильный порядок богослужения в соответствии со всеми религиозными канонами. Священнослужитель нарабатывает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;
  • реформатор – индивид, пребывающий в рамках определенной религиозной традиции, стремящейся к преобразованию этой традиции в соответствии с собственным религиозным опытом;
  • монах – является членом религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживается высоких моральных и обрядовых требований;
  • монах-отшельник – индивид, которому требуется уединенная жизнь в диких, безлюдных местах, отличающихся суровой природой, чтобы достичь очищения души и интенсивного религиозного опыта;
  • святой – индивид, воплощающий в глазах религиозного общества идеал совершенства в некоторой его форме;
  • теолог – вид интеллектуала-теоретика, задачей которого является выражение верований рассматриваемой религиозной общности в концептуально-рациональной форме;
  • основоположник религии – индивид, который по своему масштабу намного превосходит все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт такой уникальный и интенсивный, что он превращается в основу новой религии.

Многообразие форм социального поведения людей базируется на наблюдении за другими индивидами и их сообществами, выступающими моделью для подражания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.