Организация психологического сопровождения в летнем оздоровительном лагере

Модель деятельности психолога в детском лагере

Организационный период:

  • психологическое сопровождение детей во время заезда;
  • снятие у отдельных детей острого психологического дискомфорта;
  • общение с родителями с целью выявления запроса (сбор информации об особенностях ребенка, рекомендации родителей по взаимодействию с ним);
  • работа с информационными картами с целью первичного сбора информации о заехавших детях;
  • психологическая поддержка начинающих педагогов, методическая помощь;
  • проведение ознакомительных психологических занятий с детьми;
  • беседы с педагогами-организаторами об особенностях заехавших детей;
  • психолого-педагогическая диагностика прохождения детьми адаптационного периода.

Основной период:

  • постоянное психологическое сопровождение, поддержка детей с низким уровнем адаптивности;
  • диагностика взаимоотношений, психологического климата в детском объединении и педагогическом коллективе;
  • решение конфликтных ситуаций, профилактика негативных проявлений в отношениях среди детей, педагогов;
  • проведение психологических занятий просветительского, коррекционного и -развивающего характера по запросу педагогов и детей;
  • развитие у детей социального интеллекта, коммуникативных навыков и умений позитивного взаимодействия с социумом;
  • изучение психологической совместимости педагогов, работающих в «триаде» (три вожатых на отряде); оптимизация их совместной деятельности.

Заключительный период:

  • психологическая поддержка детей, требующих особого внимания;
  • анализ качественных изменений личности ребенка;
  • диагностика и анализ степени удовлетворенности детей отдыхом в МДЦ «Артек»;
  • актуализация рефлексии педагогов по вопросу собственной профессиональной деятельности, её результата;
  • профилактика эмоционального «выгорания» педагогов.

Модель деятельности практического психолога детского лагеря находится в процессе постоянного усовершенствования, модификации с учетом разнообразных инноваций в психологии и педагогике, специфики заехавших детей и особенностей программ, реализуемых лагерем.

Особые задачи стоят перед психологами во время проведения смен со специфическим заездом детей (дети с ограниченными возможностями, дети, лишенные родительского попечения, дети, находящиеся на реабилитации в связи с пережитым стрессом, и т.д.).

Модель работы психологической службы с детьми, находящимися на реабилитации в связи с пережитым стрессом (жертвы межнациональных конфликтов, техногенных катастроф, домашнего насилия).

Цель: снижение негативного влияния последствий конфликта; психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в посттравматическом состоянии.

Основные мероприятия:

  • проведение реабилитационных групповых и индивидуальных занятий психологами детских лагерей «Артека» с элементами арт-терапии, арома-терапии, сказкотерапии и др.;
  • реализация коррекционных программ (коррекция тревожности, фрустрации и других трудных состояний);
  • тренинги, направленные на формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции;
  • сопровождение детей квалифицированным психологом на протяжении всего периода реабилитации.

Опыт, ресурсы:

  • прекрасные рекреационные природные условия, имеющие терапевтический эффект;
  • возможности высококвалифицированных, опытных практических психологов «Артека»;
  • 10 лет успешной работы психологической службы МДЦ «Артек»;
  • тесное сотрудничество с медицинским комплексом МДЦ «Артек»;
  • взаимодействие с одним из ведущих вузов Украины — НПУ им. М.П. Драгоманова как научной базы и базы подготовки специалистов, а также с другими вузами Украины и СНГ;
  • успешно реализованные реабилитационные программы для детей, переживших трагедию Беслана, Алчевска, затопленных регионов Украины и др.
  • большой опыт организации отдыха детей, нуждающихся в психологической помощи и поддержке. Психологическое сопровождение программ фестивалей детей с ограниченными возможностями «Поверь в себя, и в тебя поверят другие», «Таланты многодетной семьи», спартакиады детей с ограниченными физическими возможностями «Поверь в себя» и т.д.

Много нового! (Работа с детьми).

Психологический лагерь для детей является возможностью научиться основным социальным навыкам, к которым можно отнести:

  • установление контакта, умение договариваться,
  • возможность формулировать свои потребности и желания так, чтобы они были услышаны.

Так же особое внимание уделяется работе с границами, а именно:

  • как видеть границы другого человека физические, материальные словесные;
  • что нужно делать, чтобы не нарушать их;
  • как научиться выставлять свои собственные границы и защищать их, доносить до окружающих ребят как со мной можно поступать, а как нет.

Большое внимание на детских тренингах уделяются игровому и творческому процессу. В силу своего возраста, ребята не могут долго обсуждать и концентрировать внимание, поэтому им необходима быстрая смена деятельности

В силу своего возраста, ребята не могут долго обсуждать и концентрировать внимание, поэтому им необходима быстрая смена деятельности. В отзывах у детей после лагеря можно много услышать о том, сколько всего они успели сделать и попробовать нового за это время. 

В отзывах у детей после лагеря можно много услышать о том, сколько всего они успели сделать и попробовать нового за это время. 

Чего не стоит делать

Ни в коем случае нельзя принимать решение за ребенка. Бывает такое, что родители хотят оторвать своего сына или дочь от компьютера, плохой компании или других негативных в их понимании факторов. При этом родители не вникают в подробности организации лагерной жизни, не учитывают интересы и склонности ребенка. Они просто отправляют его абы куда. И вряд ли по счастливой случайности это совпадет с предпочтениями самого ребенка. Да и осознание того, что его мнение ничего не значит, не пойдет на пользу. Ребенок или будет слезно проситься домой, или будет поступать назло родителям и, вернувшись из лагеря, еще больше погрязнет в компьютере или плохой компании.

Мы ставим цели с родителями и снижаем тревогу перед лагерем у детей.

Целью такой встречи является:

1) выявление запроса родителя, какие трудности есть у ребёнка и на что стоит обратить внимание психологу

2) снижение тревоги у детей, так как поездка в лагерь, особенно если это первый опыт, может вызывать много страхов, а так ребёнок уже будет знать как минимум одного взрослого, к которому можно обратиться за помощью

3) подбор тематики смены; если родитель не может определиться, в какой детский лагерь психологический, тематический или профориентационный отправлять ребёнка, более подробный рассказ и ответы на волнующие вопросы, помогут сделать окончательный выбор.

Когда выбор сделан, наступает самая интересная и рабочая пора: сам отъезд в лагерь.

Инструкция для родителей

Бывает и такое, что ребенок не хочет в лагерь, а родители усердно отправляют его туда. Это неправильно. Если ребенок не хочет, то не нужно. Если же дитя хочет, но сомневаются родители, то вот несколько рекомендаций для мам и пап:

  1. При выборе лагеря нужно прислушаться к мнению ребенка и выбрать лагерь, соответствующий его интересам. А еще лучше предложить несколько вариантов – пусть ребенок сам выберет.
  2. Перед покупкой путевки изучите работу учреждения. Прочитайте отзывы, ознакомьтесь с распорядком дня и т. д. К сожалению, не все лагеря предоставляют качественные услуги, не все учреждения могут обеспечить безопасность детей.
  3. Внимательно ознакомьтесь с требованиями лагеря к здоровью детей. На фоне смены климата, питания и психологической обстановки могут обостриться хронические заболевания.
  4. До покупки путевки обговорите с ребенком особенности пребывания в лагере. Не все дети знают, что там нужно жить по распорядку, соблюдать дисциплину, спать и бодрствовать по расписанию, делать зарядку и т. д. А также не все знают, что нельзя покидать пределы территории лагеря. И еще ребенок должен понимать, что родители несут материальную и даже уголовную ответственность за его поведение. А если ребенок достиг 14-16 лет, то он сам несет ответственность.
  5. Если в лагерь едет ребенок 6-7 лет, то неплохо бы отправить его со старшим братом (сестрой) или другом. Тогда адаптация в новом коллективе и новых условиях пройдет проще. То же актуально для отправки стеснительных и тревожных детей.
  6. Созванивайтесь с ребенком, будьте внимательны к его словам. Будьте готовы приехать в гости или чтобы забрать его домой. Но не названивайте каждые полчаса и не приезжайте спонтанно. Заранее обговорите условия и режим связи.
  7. Не торопитесь забирать ребенка в первую неделю. Именно столько дней уходит на адаптацию, поиск друзей и увлечений, определение места в отряде. В это время ребенок может часто звонить и проситься домой.
  8. Дайте ребенку деньги на карманные расходы. Они могут понадобиться на дополнительные экскурсии, сувениры, походы в магазин.
  9. Не передавайте ребенку свои страхи, сомнения, тревоги. Говорите только о позитивных аспектах отдыха, подбадривайте.
  10. Поддержите ребенка и подготовьте к вхождению в коллектив. Можете научить его паре интересных фраз для знакомства или предложите угостить всех ребят леденцами и т. д. Выбор средств для общения и знакомства зависит от возраста.
  11. Предложите ребенку пару стратегий для решения конфликтов, обговорите возможные трудности. Объясните, как можно отстаивать свое мнение социально-приемлемым путем. Скажите, что вы верите в ребенка, всегда готовы поддержать и прийти на помощь.
  12. Расскажите, что в лагерях проводят конкурсы, за участие в которых можно получить грамоты, похвальные письма и ценные призы. Поощряйте активность и самостоятельность отпрыска.
  13. Если ребенок хочет поехать в лагерь, но одновременно тревожится и переживает, то приободрите его. Расскажите о своем опыте отдыха в лагере или вместе пройдитесь по сайту учреждения. Как правило, на сайте можно найти фото и видеоматериалы, подробное описание культурной и образовательной программы, виды досуга и прочее.
  14. Объясните, что по любому вопросу ребенок может обратиться к вожатым, педагогам или другим взрослым.

Как понять, что лагерь пошел ребенку на пользу? Ваше чадо вернулось с новыми знаниями и навыками (полезными, а не деструктивными и асоциальными), друзьями, увлечениями. Вы не сможете не заметить, как ребенок преобразится, если отдых пойдет на пользу.

Основные направления деятельности психологической службы

  • психопрофилактическая работа;
  • просветительская работа;
  • психодиагностическая работа;
  • консультативная работа;
  • развивающая работа;
  • коррекционная работа;
  • реабилитационная работа;
  • научно-методическая работа.

Психологи в детских лагерях проводят групповые психологические занятия, осуществляют индивидуальное консультирование детей и сотрудников, ведут психологический кружок, руководят психологической практикой студентов, сотрудничают с руководством лагеря по вопросам планирования деятельности, формирования педагогического коллектива, разрешения конфликтных ситуаций.

Я — взрослый? Или ребенок? Ответ на вопрос — на смене.

Тренинги для ребят 12-13 строятся по принципу смены деятельности на взрослую и детскую.

В этом возрасте одна и та же игра в разные дни может восприниматься участниками абсолютно по-разному. В какие-то моменты ребята настроены на серьёзную взрослую работу, обсуждение упражнений, дискуссии, выявления собственных проблем, а после этого им необходимо дать возможность отдохнуть и поиграть пусть даже в самые детские игры. Пожалуй, занятия этого возраста отличаются своей непредсказуемостью и психологам заранее приходится иметь несколько планов, которые будут применимы исходя из настроя группы.

ВЫГОДНАЯ СИСТЕМА СКИДОК

Психологический лагерь или, так называемый, тренинговый. Вся программа построена на работе ребят в тренинговой группе, состоящей из 10-12 человек. В зависимости от заявленной темы (наука взрослеть, эффективное общение, конфликту нет, лидерство, креативность и другие) участники выполняют упражнения, в результате обсуждения которых и взаимодействия с другими участниками, формируют определённый навык или получают новый социальный опыт.

Тематический лагерь. Основная задумка этой программы, знакомство ребят с какой-то деятельностью и проявления себя через неё (музыка, рисование,театр цирк). Дети так же разделены на группы по возрастам, но к одной группе прикреплены психолог и специалист отрасли, которой посвящён лагерь. В результате такой смены, участники получают успешный опыт реализации себя в творческом направлении.

Профориентационный лагерь. Это направление открыто для ребят с 12 лет, для тех, кто хочет попробовать на себе профессии и понять, что ему ближе. Основная идея — прожить и попробовать на себе, только так можно сформировать собственное мнение. Подростки участвуют в разных ролевых играх и получают полезную информацию о многих профессиях и доступных способах на неё выучиться.

Для того, чтобы летний психологический лагерь, прошёл с наибольшей пользой для детей и родителей, перед тем как записаться на смену, необходимо прийти на встречу с руководителем лагеря.

Стоит ли отправлять ребенка в лагерь

Нельзя однозначно сказать, стоит отправлять ребенка в лагерь или нет. Это должны решить только родители. Но мы можем с профессиональной точки зрения разобрать плюсы и минусы пребывания в лагере.

Плюсы

Чем полезен летний лагерь для ребенка:

  • продуктивный отдых;
  • постоянный надзор;
  • борьба с вредными привычками;
  • распорядок дня, режим;
  • ограниченный круг общения;
  • новые знакомства и друзья;
  • творческая самореализация;
  • гармоничное всестороннее развитие;
  • возможность быть собой (ребенку не нужно следовать какому-то образу, можно расслабиться и даже попробовать себя в новой роли).

Сотрудники лагеря обязаны обеспечить безопасность детей. В лагерь не может проникнуть посторонний человек, дети не могут свободно покинуть пределы лагеря. Но это далеко не все преимущества. С психологической точки зрения лагерь полезен для воспитания самостоятельности и ответственности ребенка, для его самореализации и саморазвития.

В большинстве лагерей дети сами стирают и гладят вещи, подбирают себе одежду. А также большинство лагерей занимается трудовым воспитанием детей: помочь накрыть на столы, прибрать в комнате и прочее. Если ваш ребенок не отличается бытовой самостоятельностью, то лагерь может помочь это исправить.

Но главное психологическое преимущество пребывания в лагере – развитие коммуникативных навыков. Ребенок знакомится с разными людьми. В лагерях встречаются дети из разных семей. Во взаимоотношениях неизбежно будут случаться конфликты. Но именно в лагере ребенок может научиться решать их, понимать и принимать особенности других людей. А воспитатели и вожатые помогут в этом.

Минусы

Некоторые психологи считают, что отдых в лагере не подходит стеснительным, необщительным деткам. Но мне кажется, что лагерь наоборот может стать мощным средством социализации. Вопрос в том, какой темперамент у вашего ребенка и как свою работу выполняют педагоги лагеря. Если ваш сын (дочь) склонен к интроверсии, уединению, то ему будет не по себе в лагере. Но если ваш ребенок просто стеснителен, запуган или застенчив, то лагерь и вожатые помогут сломать речевые и социальные барьеры.

Каким детям бывает сложно в лагере:

  • тем, кто не посещал детский сад и был изгоем в школе;
  • тем, кого называют «белой вороной»;
  • тем, кто привык к опеке и даже гиперопеке со стороны родителей;
  • тем, кто не умеет следовать распорядку;
  • тем, кто склонен к девиантному поведению;
  • тем, кто не умеет говорить о своих желаниях и потребностях;
  • тем, кто не может постоять за себя;
  • тем, кто не уверен в себе и тревожен.

Сложно не значит невозможно. Большинству детей с подобными характеристиками лагерь пойдет на пользу. Но если случай очень тяжелый, а качество услуг в лагере оставляет желать лучшего, то ребенок может получить психотравму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.