Классификация и уровни психологического состояния

Расстройство психологического развития у ребенка

Диагностируются в случае сочетания у ребенка нарушения школьных навыков, слабо развивается речь, выявляются проблемы с двигательными функциями. При этом установить точный диагноз невозможно вследствие отсутствия преобладания одного из указанных нарушений.

Дополнительно выявляется определенный уровень расстройства когнитивных функций. Минусом диагноза становится частое использование диагноза при отсутствии реальной возможности установить точную причину и ведущий преобладающий фактор. Часто таким детям ставят диагноз «задержка психического развития». Важным условием становится выявление первых признаков патологии в самом раннем, часто младенческом, возрасте.

Ведущими причинами называют биологические факторы. В том числе негрубые тканевые повреждения мозговых структур, спровоцировавшие нарушение формирования межанализаторных связей.

Дополнительно провокатором становится связанный с низким уровнем семьи дефицит информации. В число проявлений входит:

  • нарушение речи дислексия;
  • дисграфия, проявляющаяся в возникновении проблем с освоением навыков письменной речи;
  • расстройства счета дискалькуляции.

Такие дети должны находиться под постоянным наблюдением психиатра. В курс лечения включаются сеансы психотерапии, назначается медикаментозная терапия. Малышам сложно осваивать программу обучения средней общеобразовательной школы. Они успешно осваивают правила  получения школьных навыков в школах VIII типа. Хотя такой перевод рекомендован только в ситуациях, когда уровень патологии находится на одном уровне с умственной отсталостью.

Отмечается четкая тенденция снижения уровня нарушений в подростковом возрасте, часто патология может быть сглажена в итоге полностью, но проблемы с когнитивной эффективностью способны остаться и во взрослом возрасте.

Психологические расстройства список

Такой список в настоящий момент невероятно широк, но специалисты выделяют наиболее крупные группы:

  • Алкоголическая зависимость, вызванная патологической страстью к употреблению спиртосодержащих напитков, часто вызванная нарушением социальной адаптации. Сюда относится также зависимости от наркотических препаратов. Прием приводит к стойким нарушениям психики.
  • Шизофрения, при которой у больного чаще всего происходят нарушения восприятия. Часто сопровождается фантастическим бредом, галлюцинациями.
  • Патологии головного мозга, чаще всего впервые проявляющиеся в детском возрасте, иногда у подростков, патология по мере взросления усиливается.
  • Нарушения, происходящие в эмоциональной сфере, которые часто называют аффективными расстройствами. В этот раздел входит диагностируемое сегодня все чаще биполярное расстройство.
  • Неврозы и многочисленные варианты фобий, возникающие при сочетании внутренних и внешних конфликтов.
  • Физиологические нарушения, связанные с патологиями пищевой, сексуальной, родовой деятельности, нарушением функции сна.
  • Нарушения, которые встречаются у взрослых людей, связанные с патологическими состояниями в области социальной адаптации, наблюдается недостаточность развития в эмоциональной сфере. Пациенты часто отрицают присутствие проблем и отказываются от любых вариантом медицинской помощи.
  • Случаи умственной отсталости. В такой ситуации страдают все сферы жизни, пациент нуждается в постоянном наблюдении, почти всегда не в состоянии самостоятельно себя обслуживать.

В современном мире заподозрить у себя тот или иной вил психологического заболевания может подчас каждый. Но точный диагноз может быть установлен только в медицинском учреждении квалифицированным врачом. При появлении подозрений о наличии патологии рекомендуется сразу обращаться к специалисту.

Основные критерии

ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.

  1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

    Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.

    Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.

  2. Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.

    И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.

    А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.

  3. Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.

    Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.

    Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.

    Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.

  4. Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.

    От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.

    К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.

  5. Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.

    Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.

    Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.

  6. Способность планировать свою деятельность на протяжении жизни и реализовывать эти планы. Когда у человека отсутствует способность к планированию, он не в состоянии управлять своей жизнью. Также, такие люди очень поддаются внушению, ими легко командовать.
  7. Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации. Иными словами, если у индивида мать ассоциируется с плохим образом женщины, и он привык грубо с ней обращаться, то он будет использовать такой «шаблон» поведения по отношению ко всем остальным женщинам, с которыми общается.

    Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.

Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:

  • доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
  • дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
  • неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.

Причины, предпосылки и факторы риска

Принято считать, что психологическая травма всегда случается внезапно. Она возникает в момент, когда человек совсем не подготовлен к шокирующему событию. Однако это не совсем так – казалось бы, родственники пациента, страдающего онкологическим заболеванием, знали о далеко зашедшем патологическом процессе, знали о стадии заболевания и о том, что врачи сделали все, что могли. Тем не менее, после ухода их близкого из жизни, у них может развиться реакция тяжелой утраты, схожая с той, которая будет и у человека, потерявшего своих родных внезапно, например, в автокатастрофе.

Выделяют условия, которые приводят к психологической травме с большой долей вероятности:

  • Травмирующее событие случилось неожиданно, ничто не указывало на такое развитие событий.
  • Не было никакой возможности предотвратить травмирующее событие. Или такая возможность была, но пациент ей не воспользовался.
  • Событие было отмечено жестокостью или несправедливостью.
  • Есть предпосылки из детства: такое же травмирующее событие произошло много лет назад и не было проработано со специалистом.
  • У человека были неоднозначные отношения с пострадавшим (например, частые ссоры или чувство вины).

Психологической травмой может стать что угодно – утрата, эпизод насилия, несчастный случай, заболевание, сильная опасность для жизни и здоровья. Травматичный эпизод может произойти как с самим пациентом, так и с его родственниками или друзьями или на его глазах.

Вызвать психологическую травму может и длительное негативное воздействие на психику – например, жизнь в семье с частыми эпизодами насилия, соседство с преступниками или неадекватными людьми, длительная болезнь. Для «чувствительных», сенситивных людей с лабильной психикой даже, казалось бы, рядовое событие может в ряде случаев повлечь за собой травматизацию, которая в таких случаях называется «расстройством адаптации», но, тем не менее, требует помощи специалиста. Такими причинами могут стать переезд в новый город, смена работы с увеличением нагрузки и ростом требований и конкуренции, даже такое радостное событие, как появление в семье ребенка (даже любимого и долгожданного!) может послужить «пусковым механизмом» для развития расстройства адаптации.

Чаще всего к психологическим травмам приводят следующие события:

  • Бытовые травмы, спортивные травмы.
  • Перенесенные хирургические операции, особенно если вмешательство произошло в детстве.
  • Смерть близкого человека.
  • Техногенные и антропогенные катастрофы. Автоаварии, авиакатастрофы.
  • Расставание в отношениях, которые много значили.
  • Унизительный опыт, сильное разочарование в себе или окружающих.

Нужно понимать, что не у всех людей вышеперечисленные ситуации приведут к психологической травме. Есть некоторые факторы риска, которые повышают уязвимость перед эмоциональными потрясениями. У некоторых людей к травме может привести на первый взгляд малозначимое событие, а кто-то легко переносит даже длительное пребывание в травматичной обстановке.

Повышенный риск отмечают у людей, которые находятся в состоянии постоянного стресса. Также в зоне риска люди с детскими травмами, все те, кто страдал от эпизодов депрессии или тревожного расстройства. У таких людей легко спровоцировать психологическую травму и еще легче – повторную травматизацию. У части пациентов, которым ставят диагноз «психотравмы», и в прошлом отмечалась некая предрасположенность к избыточному реагированию – врожденная «уязвимость к стрессу», иначе называемая специалистами «эмоциональной лабильностью».

Какие бывают виды психических состояний?

Всевозможные психические состояния тесно взаимосвязаны между собой. И эта взаимосвязь является такой сильной, что разделить и вычленить отдельные психические состояния очень и очень сложно. Например, состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Однако имеются определённые системы категоризации психических состояний. Чаще всего выделяются состояния интеллекта, состояния сознания и состояния личности. Конечно же, есть и другие классификации – они рассматривают гипнотические, кризисные и другие виды состояний. Одновременно с этим, используется и масса критериев для категоризации состояний.

Способы совершенствования

В организме человека все взаимосвязано. Это относится не только к работе внутренних органов, но и к эмоциональному состоянию. Ключевой процесс, без развития которого крайне сложно подтянуть другие, — сила воли. Для ее совершенствования психологи рекомендуют применять ряд методик:

  1. Постоянно ставить перед собой цели.
  2. Чаще давать публичные обещания или заключать пари.
  3. Не корить себя за недостатки или ошибки. Сила воли снижается при постоянном чувстве вины. Если что-то не получилось, нужно пересмотреть ситуацию с разных сторон, подумать, как можно поступить в следующий раз, если что-то подобное повторится.
  4. Контролировать распорядок дня. Чтобы получать энергию на выполнение различных задач, нужно избегать соблазнов, правильно питаться, спать не менее 8 часов за сутки.
  5. Планировать каждый день заранее.

Чтобы получить максимальный эффект, необходимо комбинировать предложенные методики.

Психические процессы — кратковременные структурные элементы психики, которые продолжат развиваться на протяжении всей жизни человека. С их помощью индивид реагирует на изменения окружающего мира, воспринимает, усваивает новую информацию, поступает определенным образом в разных ситуациях.

Психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность

Психические процессы относятся к группе явлений сознательной активности и отличаются кратковременностью. Описание механизма процессов заключается в условном разделении психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир и формировать свое поведение.

Явление процессов ментальной активности представляют собой динамическое отражение действительности и разделяются на:

  • эмоциональные;
  • познавательные;
  • волевые.

Эмоциональные явления психики

Определение

Эмоции — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Они регулируют психическую активность через соответствующие душевные состояния. Эмоции порождают переживания:

  • радости;
  • разочарования;
  • неудовлетворенности;
  • удовлетворения;
  • грусти;
  • страха;
  • другие эмоции.

Переживания выполняют важную роль в формировании субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и других реакциях, которые являются врожденными. В результате развития эмоциональная сфера стала менее инстинктивной и приобрела сложно-обусловленный характер, что привело к образованию многообразных видов эмоциональных высших процессов.

Чувства в социальной, интеллектуальной и эстетической сфере составляют главное содержание эмоциональной жизни человека.

Классификация эмоциональных процессов включает в себя:

  1. Аффекты — яркие кратковременные переживания.
  2. Эмоции.
  3. Чувства — вид эмоций, который характеризуется представлением или идеей о некотором объекте.

Познавательные явления психики

К ним относятся:

  1. Ощущения — процессы отражения свойств объективной действительности.
  2. Восприятие — избирательное отражение явлений внешнего мира при их контакте непосредственно с органами чувств человека.
  3. Представление — отражение объектов окружающей действительности, которое воссоздается на основе прежнего опыта.

Также к познавательным особенностям сознательной активности относятся:

  1. Речь — форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
  2. Мышление — процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий.
  3. Память — способность человека сохранять свой прошлый опыт и повторно применять его в своей жизни и деятельности.
  4. Воображение — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов.

Понятие волевых процессов психики раскрывается с помощью действия воли, умения ставить цели и принимать решения. Человек способен применять свои способности для достижения цели, в чем ему помогают волевые усилия и возможность направлять свою активность в определенное русло.

Причины развития

Существует множество причин аддиктивного типа поведения. Это:

  • нестабильность политической ситуации в стране;
  • слабое участие государства в жизни народа;
  • неправильный стиль воспитания ребенка в семье;
  • асоциальное поведение родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
  • детская психотравма как фактор аддиктивного поведения;
  • генетическая предрасположенность человека к различным формам аддиктивного поведения;
  • меланхолический тип темперамента человека;
  • минимальная мозговая дисфункция и задержка психического развития личности;
  • отсутствие хобби и смысла жизни;
  • длительное пребывание в состоянии фрустрации;
  • слабое развитие эмоционального интеллекта личности;
  • слабая сила воли, слабый тип нервной системы;
  • стресс, депрессия;
  • проблемы с учебой, академическая задолженность у студентов в период сессии;
  • развод родителей, распад семьи;
  • смерть близкого человека;
  • дефицит положительных эмоций в жизни;
  • проблемы на личном фронте, отсутствие взаимопонимания с близкими и коллегами;
  • конфликтный стиль поведения;
  • склонность к консерватизму;
  • злоупотребление алкогольными напитками;
  • табакокурение;
  • употребление психоактивных веществ;
  • излишняя увлеченность религией, включенность индивида в секты;

Виды

Ученые выделяют три вида психологических процессов — познавательные, эмоциональные, волевые. Каждый из этих видов имеет несколько подвидов.

Познавательные

С помощью познавательных процессов человек усваивает новую информацию, развивает умения, получает опыт. Индивид собирает новые данные, перерабатывает их, хранит в памяти.

Ощущение

Ощущение — психическое отражение состояний, свойств окружающей среды. Чтобы человек мог получать информацию, на него должны воздействовать раздражители. Органы чувств имеют рецепторы, которые отвечают за прием и передачу нервных импульсов. Поскольку полученные данные не обрабатываются умом или культурой, они считаются натуральными, правдивыми.

Восприятие

Восприятие — психический процесс, с помощью которого формируются явления внешнего мира, образы предметов. Если сравнивать с ощущениями, восприятие можно назвать предметным, целостным.

На формирование общей картинки предмета или явление влияют:

  • настроение;
  • ожидание;
  • сила желания;
  • первичные данные о субъекте;
  • фантазии.

Поэтому итоговый результат не всегда соответствует ожиданиям, его нельзя назвать полностью независимым.

Представление

Отражает явления, предметы, с которыми человек в данный момент не контактирует. Образы создаются по прошлому опыту. Поэтому результатом представлений можно назвать вторичный опыт.

Воображение

Погружение человека во внутренний мир. В нем создаются представления, картинки, образы. С помощью воображения можно увидеть образ, к которому не получается прикоснуться в реальном мире. Воображение связано с развитием памяти, творческих начинаний.

Мышление

Отвечает за возможность решать экстренные задачи. При этом подбираются такие пути решения сложившейся ситуации, которые не применялись ранее. Другой вариант трактовки понятия «мышление» — бесконечный поток различных смыслов, картинок, мыслей.

Память

Врожденная способность запоминать необходимую информацию, чтобы в нужный момент ей воспользоваться. Одна из составляющих памяти — забывание. Он нужен, чтобы быстро вспоминать нужную информацию. Если бы человек не умел забывать, у него бы появились проблемы с воспроизведением того, что требуется в определенный момент.

Внимание

Сложная система отбора информации. С ее помощью человек воспринимает только данные, которые ему нужны. Существует два вида внимания:

непроизвольное — человек обращает внимание на яркие цвета, громкие звуки, быстрые движения;
произвольное — выбор цели, на которую необходимо обратить внимание, выполняется самостоятельно.

Эмоциональные

Эмоции в психологии — процессы, которые отражают оценку, личную значимость внутренних, внешних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека.

Активные

К активным эмоциональным психическим процессам относится аффект — кратковременное, сильное эмоциональное переживание, которое сопровождаются висцеральными, двигательными проявлениями. Аффекты начинают активно развиваться только в экстренных ситуациях, когда человек не может найти ни одного варианта адекватных решений.

Они являются доминантными, подавляют остальные психические процессы, навязывают стереотипные способы решения сложившейся ситуации.

Пассивные

К пассивным эмоциональным психическим процессам относятся чувства. Они отличаются от потребностей, настроений, эмоций. Чувства проявляются открыто только в особые моменты, при сильных переживаниях. Чаще они скрыты внутри человека, не проявляются.

Волевые

Сознательное регулирование своей деятельности, поведения. Активизируются с целью преодолеть внешние, внутренние барьеры, чтобы добиться необходимого, изменить себя.

Решение

Решение — это волевой акт. С его помощью человек вносит определенность в сложившуюся ситуацию, свои дальнейшие действия. Часто случаются ситуации, когда индивид не может понять, как ему правильно поступить.

Чтобы начать действовать, он ищет любые адекватные варианты решения.

Исполнение

Исполнение — активные действия. Начинаются, когда индивид получил информацию о ситуации, проанализировал ее, придумал способ решения проблемы.

Усилие

Чтобы усилить желание делать что-то, индивид должен быть мотивирован. Мотивация зависит от преобладающих потребностей, желаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.