Психологические проблемы: симптомы, профилактика развития

Проблемы социальной психологии: личное и адаптация в социуме

Социализация

Человек не способен полноценно формироваться как цельный, зрелый индивидуум без воздействия окружения. Потому проблема личности в социальной психологии неизменно актуальна. Психологами она часто рассматривается в аспекте социализации — адаптации к условиям существования в социуме, нахождения собственного места в нем, «притирки» к принятым законам без ущерба для индивидуальности. Становясь частью многоуровневой общественной системы, отдельно взятый человек перенимает ее установки (но воспринимает их с разной степенью критичности), внедряется в существующие взаимоотношения. Одновременно он накладывает на социум собственный отпечаток, на локальном уровне влияя на его устои — путем взаимодействия с окружающими.

Групповое взаимодействие

Этот аспект общественной жизни — часть глобальной проблемы группы в социальной психологии. Каждый житель планеты от рождения до смерти обязательно является частью различных групп: семьи, школьного или трудового коллектива, дружеской компании, религиозной общины. В каждой он выполняет определенные функции и социальные роли, вступает во взаимоотношения с другими членами такой формации, влияет на их поступки, жизненные установки и испытывает ответное влияние.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути – это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не оправдали ожиданий родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

“Ян – сознание, Инь – подсознание?”

Что вообще является проблемой в случае Васи? Если кратко, то сознательные желания Василия (Ян) противоречат подсознательным желаниям (Инь).

Вася четко понимает своё сознательное ян-желание: ежедневно работать над книгой, чтобы однажды стать профессиональным писателем.

Подсознательное инь-желание — оно и в Африке подсознательное. Сознанию Васи оно не доступно. Но это не беда. Если мы сейчас разберёмся, что такое подсознание и с чем его едят, мы поможем  Васе решить проблему.

СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ

Вдох и выдох, сердцебиение, регулирование температуры тела, управление метаболизмом, древние инстинкты (эффект “горячего утюга”) — всю эту работу берёт на себя подсознание. Так же, подсознание отвечает за эмоции, память, сон и… поведение человека.

Где территориально находится наше подсознание?

Кора нашего мозга имеет толщину 2-4 миллиметра и называется неокортексом или новой корой. Эта часть мозга отвечает за мышление, речь, зрение, сенсорное восприятие и выполнение движений телом.

Это и есть то, что принято называть сознанием. Всё, что находится ниже неокортекса – это подсознание. В народе до сих пор бытует старый добрый миф о том, что человек использует лишь 2-5% мозга. Это неверно.

Правильно будет сказать: 2-5% мозга занимает сознание человека. Оставшиеся 98% являются персональной территорией подсознания. Эту территорию делят два древних государства: рептильный мозг и лимбический мозг.

История этих государств уходит корнями на глубину в миллионы лет. Рептильный мозг мы получили в наследство от древних подводных существ; лимбический достался нам от млекопитающих.

Рептильный мозг занимается дыханием, сердцебиением, регулирует чувство голода и жажды. Так же этот древний участок отвечает за врождённые инстинкты (младенец кормится грудью матери) и безусловные рефлексы (глотание, моргание).

Лимбический мозг отвечает за регуляцию работы внутренних органов, за инстинктивное поведение и эмоции. Давайте посмотрим, что знает гугл об инстинктивном поведении:

Наверное, вы уже догадались, что поведение без осознания цели – это и есть то самое инь-желание, которого Вася не осознаёт. Оно тянет нашего героя за рукав и нудит: “Давай проверим почту, а?” или “Зайди, посмотри что там на форуме нового, плиз!”

С какой целью частичка Инь хочет, чтобы Вася Петров вёл активную социальную жизнь в Интернете, отслеживая анкету на одноклассниках? Неужели скрытое инь-желание сильнее и важнее для него, чем сознательное ян-желание писать книгу?

Об этом вы узнаете в продолжении статьи. Дальше будет: как происходит общение сознания с подсознанием; подсознание — мощный компьютер; реактивный ум.

Продолжение статьи читайте здесь.

Тема 18. Самосознание

1. Понятие самосознания в отечественной
психологии. Функции самосознания.

2. Структура самосознания и его компоненты.

3. Особенности этнического и профессионального
самосознания.

Список литературы
(основной):

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб.
— СПб.: Питер, 2000, 2003.

Общая психология в педагогическом вузе.
Пермь, ПГПИ, 1990.

Список литературы
(дополнительный):

Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.
– М., 1993. С.40-42.

Мерлин В.С. Структура личности: характер,
способности, самосознание: учебное
пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990. С.81-107.

Чеснокова И.И. Проблема самосознания в
психологии. – М.: Наука, 1977.Психология
самосознания: Хрестоматия. – Самара:
Бахрах-М, 2000.

Рубинштейн С.Л. Самосознание личности
и ее жизненный путь // Психология личности:
Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер,
А.А.Пузырея. – М.: МГУ,1982. С.127-132.

Столин В.В. Самосознание личности. –
М.: МГУ, 1983.

Психосоматика

Психосоматика – направление медицинской психологии, которое изучает связь болезней и стресса. Согласно этой теории, любой внутренний конфликт, подавленные эмоции и потребности выливаются в телесные заболевания. Заподозрить связь психологического и соматического можно при помощи анализа речи человека:

  • «Вздохнуть не дает спокойно» – астма;
  • «Меня от этого тошнит» – заболевания ЖКТ;
  • «Я это не перевариваю» – расстройство стула;
  • «У меня скоро хребет уже сломается» – усталость из-за обилия обязанностей, гиперответственности.

На первый взгляд, кажется, что психика и физиология никак не связаны, но это не так. Болезнь – последняя отчаянная попытка подсознания указать на проблему. Например, больничный позволяет отдохнуть от работы. А еще болезнь разрешает человеку перестать заботиться о других и самому получить хоть немного внимания. Детские болезни могут быть еще и попыткой примирить родителей.

Принцип развития психосоматики такой: внутренний конфликт превращается в хронический стресс, что приводит к гормональному сбою и истощению основных систем организма. Слабеет общий иммунитет, возникают различные заболевания. А бывает такое, что физических нарушений нет, но симптомы ощущаются – это тоже психосоматика.

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона».
Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время
театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого
начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный
образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли,
— некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда
следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной
сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с
понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако,
не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними,
чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для
характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является
биологическим и социальным существом одновременно, которое своей
жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием
«индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения
до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и
онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида,
воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная
сущность человека.

Определение. Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных
качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими
индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо
личностных особенностей, которые выступают основными составляющими
индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие
особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальностьэто конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается
неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в
индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства,
которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют
сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах
поведения, деятельности, общения.

Далее:2. Предмет психологии личности. Вверх:Тема 1. Введение в Назад:Тема 1. Введение в

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Мой синий – твой синий… или нет?

Все мы знаем, что лимоны – желтые, а небо – голубое и, вне всяких сомнений, найдем с чем сравнить все оттенки коричневого цвета. Но совпадает ли наше восприятие цветов, видим ли мы цвета совершенно одинаково? Оттенки и их названия соотносятся исключительно с нашим индивидуальным опытом; ученые не исключают, что все мы видим цвета по-разному, и даже попытка косвенного их объяснения мало что способна упростить.

Рассмотрим на примере: красное яблоко может восприниматься Толей как фиолетовое, а Соней – как черное. Но они называют цвет одним словом, потому что и Толю, и Соню так научили еще в детстве. Они всю свою жизнь слышат именно такое название – потому и нет противоречия.

То есть, по сути, основным этапом узнавания чего-либо является этап научения, передачи опыта младшему поколению. В данном случае, это – информация о том, что такое цвет и как называются цвета. Ребенок не рождается со знанием оттенков; называть и отличать их друг от друга учат родители.

Возможно, таким видит цвет ягоды ваш друг. А может, и все друзья сразу.

Ученый Джозеф Кэрролл из Медицинского колледжа штата Висконсин даже утверждает следующее: «Думаю, можно сказать с уверенностью – люди не видят цвета одинаково» . По сей день нет никаких научных способов доказать или опровергнуть это утверждение, как и разрешить эту загадку вообще. А если все вышеописанное не показалось Вам достаточно убедительным, попробуйте в разговоре с друзьями выяснить, какой цвет для них является синим и как бы они его описали. Без сравнений!

Как не допустить развития психических расстройств?

Люди подвержены стрессу в разной степени, но даже самые стойкие нуждаются в регулярной «перезагрузке». Для профилактики развития психологических проблем можно использовать:

  1. Короткие медитации. Это настоящий феномен в сфере психологии: достаточно 5–7 минут в день, чтобы ощутить результат. Медитация — это самосозерцание. Нужно просто закрыть глаза и глубоко дышать, не обращая внимания на окружающий шум. Медитация поможет восстановить силы во второй половине рабочего дня и снять усталость вечером. Практики уверяют, что она помогает дольше не стареть и сохранять ясность ума.
  2. Заземление. Близкая к медитации техника, но глаза закрывать не нужно. Необходимо сосредоточить взгляд на каком-нибудь красивом предмете. Например, смотреть на цветок или картину. Нужно стараться не допускать возникновения посторонних мыслей, думая только о выбранном предмете.
  3. Ведение дневника. Записывание прожитых событий и впечатлений помогает их переосмыслить и не зацикливаться на негативных эмоциях.
  4. Утренние страницы. Метод, избавляющий от навязчивых мыслей. Нужно сразу после пробуждения написать 5–10 страниц, записывая все, что придет на ум.
  5. Водные процедуры. Мытье — это не только гигиена. Доказано, что вода успокаивает и заряжает бодростью. После сложного дня или неприятного события нужно принимать ванну или душ.

Также профилактикой психологических проблем будет ведение здорового образа жизни: достаточный уровень физической активности, правильное питание, соблюдение водного баланса

Это важно и для молодежи, и для людей пожилого возраста

Кто умнее?

Уже довольно продолжительное время вопрос об измерении интеллекта человека остается открытым. Решение этой проблемы дало бы нам очень многое – методы воспитания гениев, коррекцию нарушений интеллекта. И, конечно, больше поводов для бытового хвастовства! Но здесь есть сразу несколько нерешенных исследователями проблем.

Во-первых, пока невозможно сказать наверняка, является ли интеллект способностью сам по себе, или же это сплав нескольких способностей и умений человека. Во-вторых, остро стоит проблема соотношения наследственности и средовых факторов в процессе формирования интеллекта – проявится ли гениальность у ребенка, родившегося не в самых подходящих для интеллектуального развития условиях, например, в неблагополучной семье?

Хотя в настоящее время существуют методики для определения уровня вербального и невербального интеллекта, все же к данному диагностическому инструментарию интеллекта зачастую относятся с изрядной долей скептицизма. В основном, подчеркивается нелогичность «правильных» ответов и постепенное улучшение результатов с прохождением все большего количества типовых тестов.

Необходимо сказать, что, пока ученые точно не знают, что именно должны изучать тесты интеллекта (какое-то одно свойство психики или же сразу несколько и, вероятно, даже их переплетение), ждать валидных, объективных и понятных тестов уровня IQ рано. Чтобы создать надежную методику, нужно основательно изучить и сформулировать, что именно должен измерять тест, а в случае интеллекта для этого еще много белых пятен.

Виды психологических проблем

Проблем, связанных с психологией неисчислимое множество, но есть и такие, которые в определенные моменты жизни, в той или иной форме, присутствуют почти у каждого:

  • недостаток уверенности в себе и низкая самооценка
  • тревожность, неконтролируемые навязчивые страхи и фобии
  • трудности в общении и взаимоотношениях с окружающими
  • пагубные зависимости и больные привязанности
  • депрессия, возрастные кризисы личности
  • психологические комплексы
  • недовольство собой, своей внешностью или чертами характера

А есть ли проблема?

Бывает так, что психологическая проблема налицо, но человек ее в упор не замечает или, наоборот, видит там, где ее и в помине нет. В первом случае говорят, что проблемная ситуация носит скрытый характер. С одной стороны, если ситуация не воспринимается как проблемная, то проблемы и нет вовсе. С другой стороны, проблема хоть и не видна, но она все же есть. Такая проблема-невидимка может сильно осложнять жизнь, а также со временем превратиться в фундамент для других психологических трудностей.

Второй случай еще более интересен. Внутреннего конфликта как бы нет, но человек создает его в своем сознании, а значит и в реальности. Придумывание проблем — само по себе может стать серьезной психологической проблемой.

А все-таки, в чем суть?

Большинство психологических напряжений возникает из-за неудовлетворенных потребностей. Психологическая проблема — это всегда конфликт желаемого и реального положения вещей. Вы не имеете то, что хотели бы иметь или, наоборот, имеете то, что не желательно для Вас. Это может быть все, что угодно от какой-либо черты характера до вполне реальной вещи, например, автомобиля. А вот и несколько примеров психологических трудностей:

  • Дмитрий хочет легко заводить новые знакомства, а по факту он очень застенчивый, ему трудно начать и поддерживать беседу с незнакомым человеком. Постоянные мысли «Я не такой как все, во мне что-то не так!» не дают покоя и ситуация усугубляется с каждым днем
  • Александр мечтает иметь автомобиль определенной марки, но в реальности у него вообще нет машины и он считает себя полным неудачником, не способным добиться цели
  • Вероника всегда хотела быть хорошей женой и мамой, но у нее нервная работа и она, придя домой после трудного дня, часто срывает злость на близких, а потом без устали винит себя
  • Лидия считает себя некрасивой, поэтому комплименты она воспринимает как лесть или насмешку и, естественно, реагирует на них агрессивно, чем немало удивляет и отпугивает ухажеров

Как избавиться от психологической проблемы?

Первое, что можно посоветовать — это обратиться к специалисту. Вариант правильный, но, к сожалению, по разным причинам доступен не для всех. Грамотного психолога может не оказаться рядом, да и услуги подобного рода стоят не дешево.

Можно попытаться разрешить внутренний конфликт самостоятельно. Если Вы решили пойти этим путем, то следующие советы придутся как раз кстати:

осознайте тот факт, что какая бы специфическая ситуация у Вас не возникла — она не уникальна

В мире тысячи людей в такой же ситуации
если Вы настроены пессимистично, то любая мелочь превращается в глобальную проблему, поэтому очень важно иметь позитивный настрой

бороться нужно не с последствиями, а с причиной. В противном случае душевный конфликт со временем неизбежно возникнет вновь
возможно Вы видите проблему не там, где она действительно есть! Например, если Вы часто конфликтуете с родственниками, то можете винить себя за несдержанность и плохой характер, а на самом деле Вам просто не хватает внимания, заботы, любви и пр.

Внутренние конфликты уходят корнями в область бессознательного. Подсознание руководит всеми нашими действиями, но мы этого даже не замечаем. В течение жизни мы накапливаем в подсознании тонны негатива и этим даем толчок для развития серьезных психологических проблем.

06.05.201530752+40

Виды психологических проблем

Психологические проблемы могут быть «внешними» и «внутренними», но те и другие угнетают человека.

Внешние проблемы являются следствием взаимоотношений с окружающими, а внутренние проблемы – это следствие особенностей психологического мира самого человека.

Психологические проблемы делить на подвиды достаточно сложно, потому что любой внутренний конфликт распространяется и на другие сферы, но, тем не менее, психологические проблемы классифицируются.

Можно выделить:

  • Индивидуальные психологические проблемы, которые связаны с биологической сущностью человека. Это могут быть неконтролируемые страхи, недовольство своими физическими данными, тревожность, проблемы в сексуальной сфере и др.;

  • Субъектные психологические проблемы – они связаны с какой-либо деятельностью и необходимостью её выполнения. Довольно часто они могут маскироваться под проблемы другого рода, например, никто о себе не будет говорить, что глуп, а попытается найти проблему в межличностных отношениях, считая, что к нему относятся предвзято.

  • Личностные психологические проблемы связаны с положением человека в социуме – это может быть комплекс неполноценности, недостаточный статус, проблемы общения с коллегами, друзьями, партнерами, членами семьи, ролевые проблемы;

  • Индивидуальностные проблемы связаны с достижением долгосрочных целей – переживание непреодолимых препятствий, потеря уважения к самому себе, внезапные кризисы, проблемы на работе, ощущение бессмысленности бытия и др.

С возникшими психологическими проблемами необходимо быстрее разобраться, потому что, если их не решать в течение длительного времени, они укореняются и усложняют ситуацию.

Для этого существует психологическая помощь, которая тоже имеет свои границы.

Психологическую проблему, формировавшуюся на протяжении многих лет, сразу решить почти невозможно. Человеку сложно контролировать свое подсознание, что является основой психологических проблем.

Бессознательная область человека — это своеобразное хранилище всех негативных переживаний, ситуаций и поражений

Психологические проблемы возникают, когда человек не использует сознание и не переключает свое внимание на позитивные события

Суть психологических проблем

Суть трудностей в том, что они ощущаются, но не осознаются. Внутренние конфликты выливаются в нежелательные эмоциональные реакции и поведение, которое расстраивает самого человека. Он не доволен собой и не понимает, почему реагирует на какие-то жизненные ситуации именно так, как реагирует.

В некоторых случаях человеку кажется, что он понимает причину. Однако работа подсознания настолько сложная, что часто оказывается, что на самом деле проблема кроется совсем в другом. Например, вызывающее поведение подростков на самом деле отражает неудовлетворенную потребность во внимании.

Другой пример. Женщине кажется, что ее переедание – это результат стресса, ненормированного рабочего графика, слабой силы воли. На самом деле всему виной неудовлетворенная потребность в любви, женщина испытывает эмоциональный голод. А бывает такое, что человек и питается правильно, и спортом занимается, но похудеть не получается. Причина – неудовлетворенная потребность в безопасности (вес защищает). Впрочем, это уже имеет отношение к психосоматике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.