- Вопросы, которые изучает перинатальная психология
- СТАТЬИ ПО ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии
- Развитие эмбриона
- Питание
- Терминология
- Удобрение
- Психофизиологические аспекты пренатальной фазы
- Пренатальное развитие мозга
- Развитие моторики
- Развитие восприятия и дородовое обучение
- Что такое психологическое бесплодие?
- Скорость роста
- Услуги и объявления13
- Матрица Борьбы и Пути
- Теория перинатальных матриц
- Что такое Перинатальная психология
- Перинатальная психология: основные положения
Вопросы, которые изучает перинатальная психология
Перинатальная психология в качестве основной своей идеи руководствуется мыслью о том, что на процесс жизни человека влияют не только события, происходящие с ним в течение жизни, но и до ее фактического начала. Например, Э. Берн вводит в психологию понятие «родовых сценариев», говоря о том, что на жизнь будущего ребенка влияет процесс родов, процесс беременности, и даже сам процесс зачатия ребенка.
В практике перинатального психолога, как правило, подобные вопросы не рассматриваются столь глубоко — матрицы рождения являются скорее областью трансперсональной психологии. Типичные задачи перинатального психолога можно разделить на три группы:
- работа с психикой матери;
- работа с психикой пренатального ребенка;
- работа с психикой младенца.
Эти категории включают в себя помощь при таких проблемах, как психологическое бесплодие (бесплодие неясного генеза, психосоматическое бесплодие), страхи при беременности, послеродовая депрессия, подготовка партнеров к будущей роли родителей, психологические страхи в ситуации нежеланных детей, абортов или потери ребенка. Перинатальный психолог — это одновременно и семейный психолог, т. к. помимо работы с матерью, работа производится также и с отцом ребенка при его наличии, а также с самим ребенком (устранение последствий родовых травм и т. д.).
СТАТЬИ ПО ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Исследование влияния фазы программирования и генеалогического древа на судьбу и здоровье человека в практике Recall Healing.
3. Роды и жизненный сценарий
4. Акушерская агрессия
5. Функция радости во время беременности
6. Репродуктивная психосоматика
7.Психологическое бесплодие: что это и что с ним делать
8. Психологические аспекты бесплодия
9. Бесплодие. Системные причины и возможные решения.
10. Все в голове: психологическая составляющая бесплодия
11.Скажи мне как ты родился, и я скажу как ты будешь жить…
12.Перинатальные матрицы: Пути передачи информации
13. Причины мужского бесплодия: режим дефицита, лептин, инсулин
14. 9 месяцев беременности за 4 минуты
15. Хочу ребенка. Проверим свою мечту на экологичность
16.Возможно ли сознательное зачатие ребенка?
17.Спонтанный аборт и привычный «выкидыш». Психосоматика.
18.Как подготовиться к рождению ребенка или можно ли подготовиться к чуду?
19.Экстракорпоральное оплодотворение: системные аспекты и последствия, о которых важно знать
20.Бесплодие и психология. Какая связь?
21.Для чего рожают детей
22.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ПЛОДА
23. Нехама Мильсон : 10 советов нерожденного ребенка своим родителям
24. Психосоматика: гинекология и связь с психологией
25. Как отношения с мамой влияют на бесплодие
26. Психогенное бесплодие
27.Причина бесплодия у здоровых пар
28.Стой, кто идет: диагноз бесплодие
29.Как жить в ожидании двух полосок: беременность Шредингера
30.Срок годности женщины: репродуктивный период
31.Бесплодие, или не хочу быть, как мама
32.Семейный сценарий и отсутствие детей в паре
33.Дети как иллюзия смысла жизни
34.Знаете ли вы, что яйцеклетка выбирает сперматозоид, а не наоборот
35.Психологическое бесплодие. Эксперимент «психосоматика»
36. Как нерожденные дети влияют на рожденных
37.Роды и жизненный сценарий
38.Жан-Филипп Бребион: Печать рождения и 4 важные даты нашей жизни
39. Обрести свой дом — работа с травмой рождения
40.Легкие роды: 4 совета акушера-гинеколога и человека-легенды Мишеля Одена
41.Роддом: школа комфортной жизни
42.РАННЕЕ пересечение пуповины и СИНДРОМ первого вдоха
43.Лотосовые роды: бережное рождение ребенка в гармонии с ритмами природы
44. Мишель Оден: Способность любить
45.Перерезания пуповины: ЧТО ВАЖНО понимать каждой женщине, которой предстоят роды
46.Послеродовая психосоматика. Хандра, депрессия, психоз.
47.Мишель Оден: «Чтобы родить, женщине нужно уединённое место». И одна молчаливая акушерка
48.Травма рождения: метод ее разрешения
49.КАК ФОРМИРУЕТСЯ РОДОВАЯ ТРАВМА
50.Теория привязанности Джона Боулби.
51.Д.ВИННИКОТ «ЗАВИСИМОСТЬ И ЗАБОТА О РЕБЕНКЕ»
52.Опросник «раненого дитя» Джона Брэдшоу
53.Пуповина: Энергетическая связь с матерью
54.Почему семья распадается с момента погружения женщины в материнство
55.Психологический холдинг — продолжение симбиотического единства мамы и ребенка.
56. Масару Ибука о раннем развитии детей
57.Как появляется комплекс «я плохая мать»: 8 причин
58.Магия маминого слова
59. Доращивание как одна из главных задач терапии ранней травмы
60.Сложности материнства. Ребенок как орудие мести.
61.Про материнство
62.«Мама и дочка»: Техника для решения проблем с мамой
63.Отвергая Отца: Обязательно К Прочтению Каждому
64.Стать себе мамой
65.Триангуляция или почему в моей жизни нет мужчины.
66.Женская ПСИХОСОМАТИКА: симптом, зашифрованный на языке тела
67. Психосоматика женских болезней: Что вы НЕ хотите видеть?
68. Миома матки: Психосоматические причины
69.МИОМА МАТКИ: как обойтись без операций и гормональной терапии
70. Психосоматика.Эрозия шейки матки
71.Эндометриоз: болезнь работающих женщин
72.«Женские» конфликты
73. Поликистоз яичников (СПКЯ) в GNM
74.Яичники (интерстициальный рак яичника)\
75.Вагинит, бартолинит, вульвит и т.п .GNM.
76.«Рак» женских половых органов. Значимые СБП в GNM.
77. Психосоматика женских заболеваний: в отделение онкологии приводят тяжелые переживания
78. Психогенное бесплодие
79. Синдром истощения яичников. Восстановление и беременность
80. Психологическая работа с диагнозом – «Дермоидная киста». Предоперационное обращение.
81. Парентификация как психологическая причина бесплодия.
82. Аборт. Возможно ли исцеление?
83. Бесплодие как психосоматический симптом
84.Бесплодие как психосоматический симптом
85. Репродуктивная система. Взгляд психолога.
86. Репродуктивный выбор
87. Сложности зачатия
88. Постабортный синдром у… мужчины
89. Эндометриоз. Взгляд психолога.
90. Миома и беременность: Кратко о психологическом бесплодии
91.Бесплодие — результат работы мозга.
92. Воспитание до рождения. Как общаться с ребёнком во время беременности.
Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии
Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:
- Эклектически-дилетантский подход. Обоснование теории перинатальной психологии лицами, не имеющими никакого отношения к психологии. Характеризуется ограниченным представлением о перинатальной психологии, эффективность оценивается по собственным впечатлениям и отзывам беременных (как правило положительным).
- Медико-редукционистский подход. Характеризуется поверхностным подходом врачей-акушеров к пониманию психологии, проблемы объясняются только биологическими причинами.
- Психолого-редукционистский подход. Отличается наличием стройной теоретической базы, но в противоположность медико-редукционистского подходу считается, что течение репродуктивного процесса определяется по большей части психологическим состоянием партнёров, и поэтому при появлении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским трудностям уделяется мало (или вообще никакого) внимания.
- Интегративный биопсихосоциальный подход. Сочетание биологических, психологических и социальных построений в единой теоретической модели, направленной на более полное понимание закономерностей и взаимосвязей процессов, связанных с репродукцией. В России получили распространение биопсихосоциальные модели, предложенные независимо друг от друга Г. Г. Филипповой и И. В. Добряковым.
- Ресурсный подход является продолжением развития перинатальной психологии и психотерапии в сотрудничестве с акушерством. Концептуальные позиции: объект исследования — ресурсы семейной системы, предмет исследования — ресурсы репродуктивной системы. Авторская модель проф., д.пс.н. Коваленко Н.П.
Развитие эмбриона
Начальные этапы эмбриогенеза человека .
После оплодотворения эмбриональная стадия развития продолжается до конца 10-й недели ( гестационный возраст ) (8-я неделя оплодотворения). Первые две недели после оплодотворения также называются стадией зародыша или преэмбриональной стадией.
Зиготы проводят следующие несколько дней путешествия вниз по маточной трубе , разделяющую несколько раз , чтобы сформировать шар клеток , названной морулу . Дальнейшее деление клеток сопровождается образованием небольшой полости между клетками. Эта стадия называется бластоцистой . До этого момента общий размер эмбриона не увеличивался, поскольку он заключен в оболочку гликопротеина, известную как пеллюцида . Вместо этого каждое деление производит последовательно уменьшающиеся клетки.
Бластоциста достигает матки примерно в пятый день после оплодотворения. Именно здесь происходит лизис блестящей оболочки. Этот процесс аналогичен вылуплению зоны , термин, который относится к появлению бластоцисты из блестящей оболочки при инкубации in vitro . Это позволяет клеткам трофэктодермы бластоцисты контактировать с клетками эндометрия матки и прилипать к ним . Трофэктодерма в конечном итоге дает начало экстраэмбриональным структурам, таким как плацента и мембраны. Эмбрион внедряется в эндометрий в процессе имплантации . При большинстве успешных беременностей эмбрион имплантируется через 8-10 дней после овуляции. Эмбрион, внеэмбриональные оболочки и плацента вместе именуются концептусом, или «продуктами зачатия».
Происходит быстрый рост, и основные черты эмбриона начинают формироваться. Этот процесс называется дифференцировкой , в ходе которой производятся различные типы клеток (например, клетки крови, клетки почек и нервные клетки). Самопроизвольный аборт или выкидыш в первом триместре беременности обычно происходит из-за серьезных генетических ошибок или аномалий в развивающемся эмбрионе. В этот критический период (большую часть первого триместра ) развивающийся эмбрион также подвержен токсическим воздействиям, таким как:
- Алкоголь , некоторые лекарства и другие токсины , вызывающие врожденные дефекты , например алкогольный синдром плода.
- Инфекция (например, краснуха или цитомегаловирус )
- Облучение от рентгеновских лучей или лучевой терапии
- Недостаток питания, такой как недостаток фолиевой кислоты, который способствует расщеплению позвоночника
Питание
Эмбрион проходит 3 фазы получения питания от матери:
- Фаза абсорбции: зигота питается клеточной цитоплазмой и секретами в маточных трубах и полости матки.
- Гистоплазматический перенос: после рождения и до установления маточно-плацентарного кровообращения питание эмбриона происходит из децидуальных клеток и пулов материнской крови, которые открываются в результате разрушающей активности трофобластов .
- Гематотрофная фаза: после третьей недели беременности вещества пассивно переносятся через межворсинчатое пространство .
Терминология
В человеке:
Этапы беременности . Эмбриональное развитие отмечено зеленым цветом. Недели и месяцы исчисляются сроком беременности .
Для описания пренатального развития используются разные термины , означающие развитие до рождения . Термин с тем же значением — «дородовой» (от латинского ante «до» и parere «рожать»). Однако иногда термин «дородовой» используется для обозначения периода между 24/26 неделями гестационного возраста до рождения, для пример в дородовом кровотечении .
Перинатальный период (от греческого пери , «о, вокруг» и Латинской NASCI «родиться») является «во времена рождения ». В развитых странах и в учреждениях, где доступна квалифицированная неонатальная помощь, считается, что срок беременности составляет от 22 полных недель (обычно около 154 дней) (время, когда вес при рождении обычно составляет 500 г) до 7 полных дней после рождения. Во многих развивающихся странах отправной точкой этого периода считается 28 полных недель беременности (или вес более 1000 г).
Удобрение
Сперматозоид подкормки в яйцеклетку .
Оплодотворение знаменует собой первую зародышевую стадию эмбрионального развития . Когда сперма попадает во влагалище , сперматозоиды проходят через шейку матки и тело матки в маточные трубы, где обычно происходит оплодотворение. Выделяется много сперматозоидов, и лишь одна из них может прилипнуть к толстому защитному слою, окружающему яйцеклетку (яйцеклетку), и проникнуть в нее. Первая сперматозоид, успешно проникший в яйцеклетку, отдает свой генетический материал ( ДНК ) для объединения с ДНК яйцеклетки, в результате чего образуется новый организм, называемый зиготой . Термин «концепция» переменно относится либо к оплодотворению или к образованию зародыша после его имплантации в матке, и эта терминология является спорной .
Зигота разовьется в мужчину, если яйцеклетка оплодотворена спермой, несущей Y-хромосому , или в самку, если сперма несет X-хромосому . Y-хромосома содержит ген SRY , который включит выработку андрогенов на более поздней стадии, что приведет к развитию мужского типа телосложения. Напротив, митохондриальная ДНК зиготы полностью происходит из яйцеклетки.
Психофизиологические аспекты пренатальной фазы
Плод, связанный с матерью пуповиной и плацентой
Психологическое развитие в пренатальной фазе — особенно развитие мозга — имеет особое значение для пренатальной психологии. В первые восемь недель после осеменения развивающийся ребенок называется эмбрионом . После развития внутренних органов (начиная с девятой недели) его называют плодом .
Пренатальное развитие мозга
Основа восприятия, опыта и поведения — это мозг. Во время беременности развивается гигантская нейронная сеть, отвечающая за любой умственный процесс. Около половины развивающихся нейронов снова разрушаются во время развития мозга из-за «запрограммированной гибели клеток» ( апоптоза ). При рождении детский мозг содержит 100 миллиардов нейронов — столько же, сколько в мозге взрослого человека. Каждый нейрон коры связан примерно с 2500 нейронами, а через год — примерно с 15 000. Синапсы развиваются и разрушаются на протяжении всей жизни — процесс, называемый нейропластичностью .
Развитие моторики
В 1930-х годах физиолог Давенпорт Хукер исследовал рефлексы или реакции, соответственно, абортированных внематочных плодов. В настоящее время двигательные навыки эмбриона и плода можно довольно легко исследовать с помощью ультразвуковых методов. С восьмой недели эмбрион двигает крупом, вскоре после этого — конечностями. С помощью сонографии можно было продемонстрировать, что это были не просто рефлексы, но и движения, вызванные эндогенно. По словам Алессандры Пионтелли, плод демонстрирует все модели движений, которые позже могут быть обнаружены у новорожденного.
Дыхание можно наблюдать с 19-й недели, когда плод забирает околоплодные воды в легкие. Показано, что движения глаз появляются с 18-й недели, с 23-й недели наблюдаются быстрые движения глаз (REM-фазы). Они связаны со сном и сновидениями. Плоды пьют околоплодные воды и мочатся на них.
Развитие восприятия и дородовое обучение
Чувственные способности плода развиваются внутриутробно и очень хорошо функционируют при рождении. Исследование таких способностей связано с экспериментальным исследованием поведения, спровоцированного раздражителями. Рэй исследовал виброакустическое кондиционирование плодов человека. По словам Хеппера, это было неуверенно, было ли такое кондиционирование успешным. Хеппер утверждает, что успешно повторил такие эксперименты по кондиционированию, причем первые виброакустические эксперименты были проведены на 32-й неделе беременности.
Пренатальное обучение часто исследуется с использованием парадигмы привыкания. На плод воздействует раздражитель, в том числе акустический. После этого экспериментатор наблюдает за угасанием реакции, повторяя один и тот же раздражитель снова и снова. Эта процедура завершается использованием нового стимула и записью соответствующей реакции. Когда новый стимул идентифицируется плодом как отличный от старого, он запускает новый паттерн реакции, ускоряя частоту сердечных сокращений. Если этого не происходит, новый стимул невозможно отличить от старого фокусного стимула. В 1991 году исследование продемонстрировало акустическое привыкание, записав частоту сердечных сокращений плодов на 29-й неделе беременности. Такие исследования можно использовать для изучения памяти. Очевидно, что плоды старше 34 недель беременности могут воспроизводить усвоенное содержание в течение 4 недель. Самое раннее виброакустическое кондиционирование успешно у 22-недельных плодов. Может быть, привыкание по вкусу возможно и раньше. Такое привыкание было продемонстрировано и у плодных крыс.
Младенцы запоминают музыкальные паттерны, которые они когда-то слышали в утробе матери, как мог продемонстрировать У. Эрнест Фрейд — внук Зигмунда Фрейда. Эмпирическое доказательство использовало регистрацию частоты сердечных сокращений и двигательной активности.
Кроме того, развитие речи, очевидно, основано на пренатальном обучении, что, по-видимому, демонстрирует известное исследование ДеКаспера и Файфера 1980 года. В этом исследовании в качестве парадигмы использовалось оперантное обусловливание. Несколько эмпирических исследований показали, что пренатальное обучение существует.
Что такое психологическое бесплодие?
Самым актуальным вопросом, с которым обращаются к перинатальному психологу, — это «не могу забеременеть»
Виновником этой проблемы подозревают психологическое бесплодие, однако говорить об этом феномене следует с большой осторожностью
По статистике, около 12% женщин имеют «бесплодие неясного генеза», которое и принято приписывать к психологическим проблемам. Речь идет о ситуации, когда все физиологические причины невозможности забеременеть исключены, но успешного зачатия так и не происходит. Перинатальный психолог перед началом работы обязательно должен поинтересоваться, какие обследования были пройдены до визита к нему.
В перинатальной психологии считается возможным излечение от такого бесплодия путем разрешения внутренних психологических проблем. Причины могут быть самыми различными — от травм, перенесенных в детстве, до расстройства внутренней идентичности. Больше всего распространены случаи, которые укладываются в две категории:
- Бесплодие наступает из-за сильного желания иметь ребенка. Как бы ни парадоксально это звучало, при активном желании материнства репродуктивные органы начинают испытывать «перегрузки», из-за чего успешное зачатие не может наступить. Такая ситуация может сложиться, например, из-за того, что женщина стремится получить вторичную выгоду от своего материнства, или оттого, что в детстве она получила установку о том, что без ребенка она не является женщиной.
- Бесплодие из-за страха или неприятия роли матери. Женщина в сознательной части психики может очень сильно хотеть забеременеть, но ее бессознательная часть при этом препятствует зачатию. Например, руководить этим процессом может страх перед беспомощностью, перед развитием негативного сценария дальнейшего брака и т. д.
Задачей перинатальной психологии является выявление подобных проблем, их проработка совместно с клиентом, а также выработка оптимального сценария для дальнейшей жизни. Например, если женщина приходит к психологу с жалобой на бесплодие, следует поинтересоваться, почему проблема стоит так остро, почему забеременеть необходимо именно сейчас. Если за этим стоит прямая выгода, то клиентке предстоит переосмыслить свое решение воспользоваться ребенком как инструментом для извлечения собственной пользы.
Скорость роста
Скорость роста плода линейна до 37 недель беременности, после чего наступает плато. Скорость роста эмбриона и младенца может быть отражена как вес, приходящийся на гестационный возраст , и часто указывается как вес, относящийся к тому, что можно было бы ожидать в гестационном возрасте. Ребенок, рожденный с нормальным весом для этого гестационного возраста, считается подходящим для гестационного возраста ( AGA ). Аномально низкая скорость роста приводит к тому, что ребенок становится маленьким для гестационного возраста , и, с другой стороны, аномально большая скорость роста приводит к тому, что ребенок становится большим для гестационного возраста . Медленный рост и преждевременные роды — два фактора, которые могут вызвать низкую массу тела при рождении . Низкий вес при рождении (менее 2000 граммов) может немного повысить вероятность шизофрении.
Скорость роста можно приблизительно соотнести с высотой дна дна, которую можно определить при пальпации живота. Более точные измерения можно выполнить с помощью акушерского УЗИ .
Услуги и объявления13
Услуга |
Консультация «Стать мамой (работа с бесплодием)» Скидка 500Р |
С 8:00 до 10:00. |
Услуга «Чай с психологом» Подать заявку |
|
Услуга |
Консультация «Пробуждение Родовой памяти и восстановление связи с Родом. Сакральное зачатие ребёнка» Подать заявку |
|
1,5 часа |
Группа для будущих мам Скидка 200Р |
60 мин |
Женский психолог Елена Вайс Подать заявку |
Услуга |
Индивидуальная консультация «Сакральное зачатие ребёнка» Подать заявку |
|
1 час |
Частные консультации с Ольгой Кавер Подать заявку |
|
1 час. |
Психологические консультации с Анастасией Бадаевой Подать заявку |
|
1 час |
Индивидуальные сеансы танатотерапии для женщин Скидка 2450Р |
Услуга |
Консультация психолога Евгении Власовой Подать заявку |
25, 31 октября, 9 ноября 2017 г. Время консультаций: 12:00, 13:30, 15:00. |
Индивидуальные консультации с Ольгой Кавер Подать заявку |
|
4 часа |
Телесная практика «Добаюкивание». Индивидуальный формат Подать заявку |
Услуга |
Услуги семейного онлайн-психолога. Консультации в Skype и по телефону Подать заявку |
Услуги в других городах 51
Матрица Борьбы и Пути
Она закладывается с момента раскрытия шейки матки и до рождения дитя. Эта матрица характеризуется тем, что переживания отчаяния и безысходности преодолены, так как есть выход. Но, проходя через родовой канал, плод временно переживает нехватку кислорода, страх смерти. Это толкает его действовать, чтобы пройти через препятствие к жизни. Он – больше не Жертва, он – Борец за свою жизнь, сам прокладывает себе путь. Поэтому эта программа и называется матрицей Борьбы и Пути. Если этот этап рождения пройден малышом благополучно, то он получает бесценный опыт преодоления препятствий и трудных ситуаций. Став взрослым, он будет ценить свою жизнь и бороться там, где необходимо, но не будет кидаться в бой, если в этом нет необходимости и ради своего самоутверждения.
Если потужной период был долгим и трудным, в программе человека жестко фиксируется стадия страдания и борьбы. Вся его дальнейшая жизнь станет бессознательным вызовом смерти и бесконечной борьбой за выживание. Это проявляется в выборе деятельности человека и профессии, его часто опасных увлечениях. Посмотрите на людей, занимающихся экстремальными видами спорта: их жизнь – это бесконечный поединок со смертью. Вызывают недоумения рискованные действия молодых людей, которые ради лайков и роликов в Интернете бросают вызов смерти. Кто победит?
Многие специалисты утверждают, что при кесаревом сечении третья матрица не закладывается, другие утверждают, что в момент извлечения плода из матки она формируется, хотя в усеченном виде.
Теория перинатальных матриц
Замечание 1
Теоретической базой перинатальной психологии служит теория Грофа о базовых перинатальных матрицах, позволяющая рассмотреть процесс беременности и родов, послеродовой период с точки зрения переживаний и ощущений ребенка.
Очень тесно связан перинатальный процесс с биологическим рождением, он включает в себя также психологические, философские, духовные измерения. Матрицы, описанные Грофом, имеют связи с определенными воспоминаниями из жизни человека и являются динамическими управляющими системами, несущими собственное содержание духовного и биологического характера. Биологическое содержание перинатальной памяти состоит из реалистических, конкретных переживаний, которые связаны с индивидуальными этапами родовой деятельности. В каждом этапе биологического рождения присутствует определенная духовная составляющая.
Первой перинатальной матрицей является внутриутробное безмятежное существование — матрица наивности, в которой закладывается жизненный потенциал индивида, его способности к адаптации в период после родов. Следует отметить, что желанные дети имеют изначально высокий уровень психического потенциала.
Вторая перинатальная матрица приходится на начало родов и сопровождается переживанием чувства всеобъемлющего поглощения, так называемая матрица жертвы. Формируется она с сжатия ребенка в закрытой маточной системе и сопровождается переживанием чувства отсутствия выхода. Продолжается эта матрица до окончательного раскрытия шейки матки матери. Ребенок в этот момент регулирует свое рождение выбросом собственных гормонов в кровь матери и родостимуляция, в данный момент, формирует в матрице жертв патологическую направленность.
Третья перинатальная матрица охватывает период проталкивания ребенка через родовой канал во второй части родов и заключается в борьбе смерти и повторного рождения – это матрица борьбы. Она характеризует уровень активности человека в такие моменты жизни, когда от его выжидательности или активности ничего не зависит.
Четвертая перинатальная матрица, так называемая матрица свободы, включает завершение родового процесса и непосредственное извлечение плода, при котором происходит переживание смерти «Эго» и второго рождения. Матрица начинается с момента рождения, а вот завершиться может в по-разному: и после недели жизни, и в первый месяц или охватывать всю жизнь. Следует отметить, что если разлука ребенка с матерью происходит сразу после рождения, то независимость и свободу человек может воспринимать как обузу.
Основой философских взглядов перинатальных матриц являются представления о непрерывности жизни человека, взаимной зависимости всех стадий его развития, единстве биологического, социального и психологического уровней организма.
Что такое Перинатальная психология
Перинатальная психология — это одно из направлений психологии, занимающееся изучением условий становления психики ребёнка, находящегося в утробе матери или только что родившегося.
Учеными и беременными женщинами установлено, что ребенок имеет тесную связь со своей матерью еще до своего рождения. Он реагирует на чувства и мысли мамы, на разговоры, эмоции, начинает двигаться и пинаться. Эта связь имеет научное подтверждение. Информация, полученная ребёнком в утробе матери, а также во время и сразу после родов, прочно фиксируется в его памяти. В сочетании с генетической, эта информация обусловливает психологические и поведенческие особенности взрослого человека и влияет на его характер.
Основоположником перинатальной психологии считают доктора Густава Ханса Грабера, сформировавшего в 1971 году в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. А в 1986 году было провозглашено о создании международной ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины.
Станислав Гроф, один из основателей трансперсональной психологии предложил теорию перинатальных матриц, согласно которой перинатальные события у человека фиксируются в виде четырёх основных матриц, соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода.
Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности». Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Она формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. Так у желанных детей при здоровой беременности базовый психический потенциал выше.
Вторая перинатальная матрица: «Матрица жертвы». Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребёнок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а «выход» из матки закрыт. Если нагрузка на ребёнка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. Боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов и тогда матрица жертвы также формируется патологическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном — формируется.
Третья перинатальная матрица: «Матрица борьбы». Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребёнка. Характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной, или выжидательной позиции ничего не зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребёнку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации.
Четвёртая перинатальная матрица: «Матрица свободы». Начинается с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или пересматривается всю жизнь человека. Если ребёнок по разным причинам разлучён с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу.
Есть мнение, что полноценным грудным вскармливанием до года, а также хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы.
Практический вывод из данной статьи – с ребёнком необходимо общаться и воспитывать его уже в утробе матери. Будущей матери необходимо испытывать достаточное количество положительных эмоций и стараться не нервничать.
На портале Vikids вы можете:
Перинатальная психология: основные положения
Основоположником данного направления научного знания является известный ученый в области трансперсональной психологии Станислав Гроф, который утверждает, что именно в период внутриутробного развития и рождения в психике каждого человека прочно закладываются программы, которые раскрываются или проявляются в дальнейшей жизни человека. Эти девять месяцев невидимой жизни маленького человека могут предопределить всю его дальнейшую жизнь, проявляясь в особенностях поведения, свойствах личности, увлечениях и выборе профессии. Ученый назвал эти программы, каждая из которых связана с определенным периодом развития и стадией родов перинатальными базовыми матрицами. Наше сознание подобно сложнейшему компьютеру, и информация, записанная в этих базовых программах, работает всю жизнь человека.
Перинатальная психология, как область психологических знаний о человеке, возникла недавно, но она уже привлекла пристальное внимание не только психологов и психотерапевтов, но и педагогов, специалистов медицины