Психологический портрет личности: готовый образец написания

Содержание
  1. Динамика развития психологической проницательности студентов-психологов в развивающем эксперименте
  2. Лучшие книги по психологии мужчин
  3. Воображение
  4. Примечания
  5. Методика составления психологической характеристики
  6. Пример психологической характеристики человека
  7. Проза
  8. Психоаналитическое направление
  9. Психоанализ
  10. Аналитическая психология Юнга
  11. Индивидуальная психология Адлера
  12. Признаки жизнестойкой личности
  13. Способность принимать неизбежное, отказываться от тщетных требований
  14. Способность учиться на собственных ошибках и неудачах, извлекать пользу из трудностей
  15. Способность извлекать пользу из чужих советов и исправлений
  16. Способность принимать запреты и ограничения, смиряться с тем, что не всё идёт, как хочется
  17. Способность справляться со стрессом, не взрываться агрессией, когда раздражён
  18. Психологизм в прозе зарубежных авторов
  19. Составление психологического портрета
  20. Темперамент
  21. Интеллектуальность
  22. Характер
  23. Умение общаться
  24. Эмоциональность
  25. Способности
  26. Самооценка
  27. Направленность

Динамика развития психологической проницательности студентов-психологов в развивающем эксперименте

На этапе исследования решались следующие задачи: уточнялась структура психологической проницательности, выявлялись ее динамика, типы и реа-лизовывались психолого-педагогические условия и модель развития психологической проницательности средствами художественной литературы. Для решения этих задач использовалась серия высокохудожественных текстов. На первом этапе испытуемые самостоятельно анализировали текст, руководствуясь вопросами, сформулированными экспериментатором, так как в пилотажном исследовании было установлено, что студенты-психологи испытывают большие затруднения в постановке вопросов к художественному тексту из-за несформированности умений и навыков в реализации подобной мыслительной деятельности в школьные и студенческие годы. На втором этапе студенты овладевали умением самостоятельно формулировать вопросы к предложенному тексту и отвечать на свои вопросы. На третьем этапе испытуемые самостоятельно находили отрывки, в которых присутствовали персонажи с ярко выраженной психологической проницательностью, а также самостоятельно формулировали вопросы к текстам и отвечали на них. На четвертом этапе студенты, выявляя структуру психологической проницательности персонажа, работали не с отрывками, а с целыми произведениями. И, наконец, на последнем, пятом, этапе будущие психологи совершенствовали свою психологическую проницательность, характеризуя незнакомого человека или литературного персонажа по своему выбору на основе целостного анализа литературного произведения. На всех этих этапах развивающего эксперимента соблюдались непременно следующие психолого-педагогические условия: во-первых, постепенно использовались хорошо зарекомендовавшие в психологии и педагогике групповые дискуссии в ходе коллективного анализа и обсуждения различных вариантов решения одной и той же литературной задачи участниками эксперимента, что позволило всем испытуемым опираться не только на свой личный жизненный и читательский опыт, но и на опыт своих сверстников, преподавателей психологии и экспериментатора; во-вторых, психологический анализ литературных персонажей с целью выявления их психологической проницательности опирался на основные теоретические положения психологии личности.

Таким образом, при отборе стимульного материала и приемов работы с ним соблюдался принцип постепенного усложнения литературно-творческих задач, стимулирующих в максимальной степени исследовательскую самостоятельность студентов. На первом этапе в качестве стимульного материала был использован отрывок из изучаемого в школе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: — Вы когда меня думаете арестовывать? — Да денька полтора али два могу ещё дать вам погулять. Подумайте-ка, голубчик, помолитесь-ка богу. Да и выгоднее, ей-богу, выгоднее. — А ну, как я убегу? — как-то странно усмехаясь, спросил Раскольников. — Нет, не убежите. Мужик убежит, модный сектант убежит — лакей чужой мысли, — потому ему только кончик пальчика показать, как мичману Дырке, так он на всю жизнь во что хотите поверит. А вы ведь вашей теории уж больше не верите, — с чем же вы убежите? Да и чего вам в бегах? В бегах гадко и трудно, а вам прежде всего надо жизни и положения определённого, воздуху соответст венного, ну а ваш ли там воздух? Убежите и сами воротитесь. Без нас вам нель зя обойтись. А засади я вас в тюремный-то замок — ну месяц, ну два, ну три по сидите, а там вдруг и, помяните моё слово, сами и явитесь, да ещё как, пожа луй, себе самому неожиданно. Сами ещё за час знать не будете, что придёте с повинною. Я даже вот уверен, что вы «страданье надумаетесь принять»; мне-то на слово теперь не верите, а сами на том остановитесь. Потому страданье, Ро дион Романыч, великая вещь; вы не глядите на то, что я отолстел, нужды нет, зато знаю; не смейтесь над этим, в страдании есть идея. Миколка-то прав. Нет, не убежите, Родион Романыч. Раскольников встал с места и взял фуражку. Порфирий Петрович тоже встал. — Прогуляться собираетесь? Вечерок-то будет хорош, только грозы бы вот не было. А впрочем, и лучше, кабы освежило. Он тоже взялся за фуражку. — Вы, Порфирий Петрович, пожалуйста, не заберите себе в голову, — с суровою настойчивостью произнёс Раскольников, — что я вам сегодня сознался. Вы человек странный, и слушал я вас из одного любопытства. А я вам ни в чём не сознался… Запомните это.

Лучшие книги по психологии мужчин

Наверное нет человека, кто не знал бы этого автора. Карнеги — психолог, писатель, педагог, автор бестселлера N1 в мире по саморазвитию. Данная книга была выпущена 40 лет назад, но не теряет своей популярности и сегодня. На первый взгляд кажется очень простой. Не заблуждайтесь! Над этой книгой нужно думать. Истины, прописанные в ней, станут прекрасным фундаментом для вашего личностного роста. Автор научит, как завоевывать симпатии людей, склонять к своей точке зрения и решать конфликты мирным путем. Вам остаётся совсем немного! Применить несложные рекомендации в жизни и удивиться, как много они изменят в ней.

Можете отложить эту книгу, если не готовы серьезно напрячься. Автор предлагает прожить на пределе своих возможностей в течение 7 дней. Приготовьтесь, они будут адскими! После прохождения курса у вас уже не повернется язык списывать свои неудачи на нехватку времени или сил. Станет абсолютно ясно, что можно действовать гораздо эффективнее. Книга состоит из двух частей, теории и практики. Первая подготовит вас к предстоящему марафону, а вторая даст четкие инструкции: что и как нужно делать. Слом системы, испытание себя — такой опыт не может быть бесполезным. Книга дает мощный толчок для новой продуктивной жизни.

Книга для тех, кто только вступил на путь самосовершенствования. Произведение на стыке психологии, мотивации и изотерики. Прочитав его, вы поймете, в какую сторону хотите двигаться дальше. Автор призывает вспомнить читателя о своих талантах, идти навстречу своей мечте. Он помогает взглянуть на окружающую вас реальность иначе, изменить свое мировоззрение. Книга, которая действительно мотивирует на действия. С каждой прочитанной страницей вы будете ощущать мощный прилив внутренней энергии и сил.

Книга, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы! Ее влияние на свою жизнь оценили богатейшие люди мира, крупнейшие корпорации рекомендовали её сотрудникам. Это не только самая известная книга про постановку целей, но и о способах их достижения. Самое главное, автор не пытается убедить читателя, что успех чудесным образом придет уже завтра. Он объясняет, что для изменений потребуется упорство, труд и время. Эта книга учит эффективности во взаимодействиях на работе и в личной жизни. Для людей, стремящихся полностью реализовать свой потенциал, она незаменима!

Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед Уникальная книга! Яркая, дерзкая, вдохновляющая. Автор проделала колоссальную работу: она изучила множество методик изменения личности и выбрала из них 25 самых действенных. Остается только прочитать и браться за дело, ведь все самое трудное сделали за вас. Результатом будет полное преображение жизни! Книга раскрывает тему любви и заботы о себе, как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Помогает избавиться от негативных установок и сформировать новое позитивное мышление. Чтение этого пособия доставляет истинное удовольствие, ведь книга написана легко и с юмором.

Культовая книга, над которой не властно время. Она действительно помогает понять насколько по-разному чувствуют, мыслят и действуют мужчины и женщины. Книга будет полезна не только для гармонизации личных отношений, но и для понимания поступков коллег и друзей противоположного пола. Для современного читателя может показаться немного растянутой, ведь с момента выхода книги, написано тысячи подобных изданий. И все же, «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» можно назвать букварем для понимания мужской и женской психологии.

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение;
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
  • По виду образов – абстрактное и конкретное;
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • Типизация;
  • Акцентирование;
  • Схематизация;
  • Агглютинация;
  • Гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Примечания

  1. С. Рубинштейн. Память. Представления // Основы общей психологии. — Питер, 2017. — С. 261.
  2. Веккер Л.М. // Психика и реальность: единая теория психических процессов. — Москва: Смысл, 1998. — 685 с. — ISBN 5-89357-041-3.
  3. Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. — Oxford University Press, 2006.
  4. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика: Сб. ст. — М.: Прогресс, 1984. – С. 50–102.
  5. Кравченко А. В. Является ли язык репрезентационной системой? // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. – М.: Гнозис, 2006. – С. 135–156.

Методика составления психологической характеристики

Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:

  • Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
  • Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
  • Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
  • Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.

Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:

  • склонности и интересы;
  • способности личности;
  • особенности темперамента и характера;
  • отношение человека к себе;
  • отношение человека к другим людям;
  • отношение человека к работе.

Пример психологической характеристики человека

Летовальцев Андрей Юрьевич

Дата 19.04.2008.

Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.

Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.

Место жительства: г. Новодвинск

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея – образец для подражания.

Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.

Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.

Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.

Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.

В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.

В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.

Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.

В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.

Проза

Психологизм художественной литературы получил особое развитие в девятнадцатом веке. Проза обладает широким спектром возможностей для раскрытия внутреннего мира человека. Психологизм в русской литературе стал предметом изучения отечественных и западных исследователей. Приемы, которые использовали русские писатели девятнадцатого века, заимствовали в своем творчестве более поздние авторы.

Системы образов, которую можно встретить в романах Льва Толстого и Федора Достоевского, стали примером подражания для писателей во всем мире. Но следует знать, что психологизм в литературе – это особенность, которая может присутствовать лишь в том случае, если человеческая личность является великой ценностью. Он не способен развиваться в культуре, которой присуща авторитарность. В литературе, которая служит навязыванию каких-либо идей, нет и не может быть изображения психологического состояния отдельной личности.

Психоаналитическое направление

Психоанализ

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм.3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к

концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики

Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций». Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.

Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам.Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.

Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений:а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»;б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса.

Аналитическая психология Юнга

З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным«. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.

Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.

Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.

Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.

Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

А. Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».

Признаки жизнестойкой личности

Способность принимать неизбежное, отказываться от тщетных требований

Когда мы перестаём биться головой об стену, перестаём стучаться в закрытые двери, наша злость через горевание переходит в скорбь, мы тяжело вздыхаем и… поднимая голову, начинаем искать другие выходы из ситуации.

Способность учиться на собственных ошибках и неудачах, извлекать пользу из трудностей

Сильный человек — это не тот, который никогда не падает, а тот, который падает, но после падения встаёт ещё более сильным. Тот, для кого неудача является поводом подумать, почему так произошло, а сложные обстоятельства заставляют искать неординарные решения.

Способность извлекать пользу из чужих советов и исправлений

Гибкий ум и незацикленность на том, что только собственное мнение правильно, позволяет слышать чужие советы и применять их, если своих знаний недостаточно.

Способность принимать запреты и ограничения, смиряться с тем, что не всё идёт, как хочется

Тут очень важно отметить, что это не пассивное смирение, когда мы опускаем руки и замыкаемся в себе от безысходности, а способность воспринимать запреты и ограничения всего лишь как условия задачи

Способность справляться со стрессом, не взрываться агрессией, когда раздражён

Представьте, что что-то идёт не так, либо происходит то, что не должно происходить, либо не происходит того, что должно происходить, а мы никак не можем к этому “не так” адаптироваться, отгоревать невозможность исправить ситуацию. Тогда в человеке появляется агрессия, порыв выплеснуть злобу на происходящее в действиях, словах, мыслях. Либо, если человек очень цивилизован и у него внутри стоит запрет на проявления агрессии, то невозможность избавится от агрессивной энергии проявится в депрессии или в психосоматических заболеваниях.

Психологизм в прозе зарубежных авторов

На написание рассказа о богатом и несчастном человеке из Сан-Франциско Бунина вдохновила новелла Томаса Манна. Немецкий писатель в одном из своих небольших произведений изобразил психологическое состояние человека, который ради страсти и похоти погибает в городе, охваченном эпидемией.

Новелла называется «Смерть в Венеции». В ней нет диалогов. Мысли героя изложены с помощью прямой речи. Но внутренние терзания главного персонажа автор передает с помощью множества символов. Герой встречает человека в устрашающей маске, которая как будто предупреждает его о смертельной опасности. Венеция – прекрасный старинный город – окутана зловонием. И в этом случае, пейзаж символизирует разрушающую силу похотливой страсти.

Составление психологического портрета

При составлении описания необходимо учитывать следующие аспекты:

  • Принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента;
  • Уровень интеллекта, отношение к интеллектуальным занятиям, наличие или отсутствие склонности к умственному труду;
  • Особенности и черты характера;
  • Уровень самооценки индивида.

Также необходимо учитывать направленность личности внутрь (себя) или во внешнюю среду, поскольку все люди делятся на два типа: экстраверты и интроверты.

Темперамент

Учение о темпераменте родом из Древней Греции. Согласно античным медикам, людей можно условно разделить на четыре группы: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Такое разделение носит скорее символический характер. Чистые типы темперамента редко встречаются у людей, чаще всего ведущим является один тип, но одновременно человеку свойственны несколько ярких черт другого темперамента. Примеры – холерик с сангвиническими чертами, флегматик с чертами меланхолика.

Портрет во многом зависит от темперамента

Интеллектуальность

Психологический портрет непременно включает в себя уровень интеллекта и предрасположенность к определенному роду интеллектуальной деятельности. Интеллектуальный уровень может быть высоким, средним и ниже среднего. Определить его помогут специальные тесты, а также личная беседа с клиентом.

Характер

Один из самых сложных этапов составления портрета – выявление ведущих черт характера, так как человек может успешно маскировать их, скрывая отрицательные черты и выставляя напоказ положительные. Поэтому на этом этапе помочь психологу может беседа с родственниками и близкими друзьями индивида, именно они смогут объективно описать его характер.

Внимание! Люди, не понимающие в психологии, часто путают характер с темпераментом. Темперамент – это совокупность врожденных свойств психики, а характер – это приобретенная привычка действовать определенным образом

Человек рождается с тем или иным темпераментом, а характер формируется в результате воспитания. Поэтому, например, у двух флегматиков может быть разный характер: один человек упрямый, другой легко поддается чужому влиянию.

Умение общаться

Умение конструктивно общаться и желание это делать присущи далеко не всем. К тому же человек по-разному общается с близкими и малознакомыми людьми, с друзьями и родственниками. Задача психолога – описать основную манеру общения клиента и сделать вывод о том, правильно ли он общается с окружающими.

Эмоциональность

Уровень развития эмоций – неотъемлемая часть психологического портрета любого человека. Выражаясь профессиональным языком, необходимо оценить уровень эмпатии – умения сочувствовать и переживать другим людям. У всех людей разные способности к эмпатии.

Способности

Не стоит путать такие понятия практической психологии, как способности и таланты. Если талант – это природный дар, то способность – это всего лишь природная предрасположенность человека к какому-либо занятию, физическому или интеллектуальному труду (спорту, музыке, однообразной монотонной работе).

У всех людей разные способности и таланты

Самооценка

Самооценка играет важную роль в создании образа человека. Если она занижена, клиенту следует развивать уверенность в себе. Если она завышена, задача психолога – научить человека адекватно и реально смотреть на вещи.

Направленность

Каждая личность имеет свой вектор социальной направленности: внутрь себя или вовне. В первом случае можно говорить об интровертах, во втором – об экстравертах. Интроверты чаще имеют более высокий уровень интеллекта, зато у экстравертов лучше развиты социальные и адаптационные навыки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.