Понятие и предмет экспериментальной психологии
Научную психологию часто приравнивают к экспериментальной, противопоставляя философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версии. Иногда экспериментальная психология трактуется как система экспериментальных методов и методик, которые реализуются и осуществляются в рамках конкретных исследований.
Понятие «экспериментальная психология» психологи используют в качестве характеристики научной дисциплины, которая занимается вопросами методов психологического исследования в целом. Также она включает теорию психологического эксперимента, в основе которой лежит общенаучная теория эксперимента, включая его планирование и обработку информации.
В состав экспериментальной психологии входит не только исследование общих закономерностей, в соответствии с которыми протекают психические процессы, но и индивидуальные вариации чувствительности, временной характеристики реакции, памяти и ассоциаций.
Задача эксперимента состоит в установке или констатации причинно-следственных связей, а также в объяснении появления данных связей. В качестве предмета экспериментальной психологии выступает человек.
В соответствии с целями эксперимента, особенностями группы испытуемых (по полу, возрасту, здоровью и др.) задачи бывают творческими, трудовыми, игровыми, учебными и др.
Ю. М. Забродин отмечал, что в качестве основы экспериментального метода выступает процедура контролируемого изменения реальности для осуществления ее изучения. Она позволяет исследователю войти с ней в непосредственный контакт.
Принципы и основа экспериментальной психологии
Экспериментальная психология — это общее обозначение для любых типов научно-психологических исследований, проводимых с помощью экспериментальных методов. Она заключается не в каком-то особом виде психологии, а в общем методологическом подходе, охватившем разные сферы психологической науки.
Экспериментальная методика в рамках психологии может быть сведена преимущественно к лабораторным исследованиям (реже, к естественным опытам). В процессе исследований в лабораторных условиях производится предварительное планирование, организация максимально корректных экспериментов, которые относятся к разным сферам психологической науки, в том числе почти ко всем направлениям прикладной психологии.
Большую роль для успеха в развитии экспериментальной психологии играет разработка эффективных экспериментальных методов исследования проблем и вопросов, которые имеют отношение к психофизиологии восприятия, ощущений, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления и др.
В современной науке экспериментальные подходы стали активным образом использоваться в социальной психологии и в ходе исследования психологической стороны эмоций и мотивации.
В основу методологии экспериментальной психологии легли несколько принципов. В первую очередь, это общенаучные методологические принципы:
- детерминизм (человеческое поведение человека и психические явления представляют собой следствие определенных причин и имеют принципиальное объяснение),
- объективность (объект познания должен быть независим от познающего субъекта, при этом он должен быть принципиально познаваем посредством действия),
- фальсифицируемость (наличие методологической возможности опровергать теорию, которая претендует на научность через постановку эксперимента).
В состав специфичных для психологии принципов включены следующие:
- Единство психического и физического (с помощью нервной системы обеспечивается проявление и протекание психических процессов, но сведение психических явлений к физиологическим не представляется возможным);
- Единство деятельности и сознания (сознание деятельно, а деятельность сознательна, при этом экспериментальным психологом исследуется поведение, образованное через тесное взаимодействие личности и ситуации);
- Принцип развития (генетический принцип, принцип историзма), в соответствии с которым психика субъекта представляет собой результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
- Системно-структурный принцип, который гласит, что любые психические явления необходимо рассматривать в качестве целостных процессов, а воздействие всегда осуществляется в целом на психику, а не на ее отдельную часть.
Психодиагностические измерения
По
определению С. Стивенса, измерение есть
приписывание числовых форм объектам
или событиям в соответствии с определенными
правилами. Правило приписывания
чисел определенным сторонам объектов
или событий создает некоторую шкалу.
При измерениях обычно используется
четыре вида шкал, соответствующих
четырем уровням измерения: шкала
наименований, шкала порядка, шкала
интервалов и шкала отношений
Наименований
(номинальная) —
измерительная шкала, предназначенная
для классификации
объектов и их признаков.
Если
объекты можно лишь отождествлять или
классифицировать, то к ним применима
шкала наименований (номинальная). Каждому
объекту (группе объектов)
приписывается какое-либо число, которое
и принимается за его оценку. Разные
объекты
характеризуются разными числами.
Порядковая
шкала (ординальная) —
измерительная шкала, предназначенная
для
сравнения интенсивности проявления
признака по возрастанию и убыванию.
Шкала
порядка строится на основании сразу
двух отношений — эквивалентности
и порядка. Шкала порядка (ординальная)
используется, если объекты допускают
возможность упорядочения. Тогда объектам,
следующим друг за другом по степени
выраженности
оцениваемого признака, приписывается
соответственно изменяющийся
ряд чисел.
Шкала
интервалов позволяет
определить, насколько
измеряемое
качество выражено больше или меньше
у одного объекта по сравнению с другим.
Нулевой уровень
в данной шкале не определен, произволен.
Шкала
отношений (пропорциональная)
дает возможность определить, во
сколько
раз
измеряемое качество у одного объекта
меньше или больше, чем у другого.
Применение пропорциональной шкалы
возможно, когда известен нулевой
уровень,
начало измерения оцениваемого качества.
Первичные
показатели любой психодиагностической
методики остаются бессмысленными
без дополнительных данных, обеспечивающих
их интерпретацию. Все
первичные показатели могут быть
истолкованы только в рамках четко
заданной и единой системы отсчета.
Поэтому помимо уровней измерения в
психодиагностике выделяются
виды измерений: критериальное,
ипсативное, нормативное. К
ним следует
еще добавить измерение по личностным
показателям.
Критериальное
измерение
основывается на прямой оценке качества
выполнения методики без сравнения
с показателями других лиц. Обычно
устанавливается степень
достижения обследуемым определенного
уровня овладения знаниями, умениями,
навыками в каких-то специальных областях.
Ипсативное
измерение
оценивает не межиндивидуальные различия,
а внутри-индивидуальные изменения. В
соответствии с этим значение показателя
сравнивается
с нормой, характерной для данного
испытуемого, например с обычным уровнем
артериального
давления, частотой пульса в состоянии
покоя и т.п.
Измерение
по личностным показателям предполагает
сравнение между собой субъективных
впечатлений. Так, сила потребности в
форме субъективного желания выражается
не в абсолютных показателях, а относительно
других желаний индивида.
При
нормативном
измерении
первичные психодиагностические
показатели обследуемого сопоставляются
с распределением этих показателей в
эталонной
группе лиц, называемой выборкой
стандартизации
Тип шкалы определяет
совокупность статистических методов,
которые могут быть применены для
обработки данных измерения.