Описание психологического эксперимента

Понятие и предмет экспериментальной психологии

Научную психологию часто приравнивают к экспериментальной, противопоставляя философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версии. Иногда экспериментальная психология трактуется как система экспериментальных методов и методик, которые реализуются и осуществляются в рамках конкретных исследований.

Понятие «экспериментальная психология» психологи используют в качестве характеристики научной дисциплины, которая занимается вопросами методов психологического исследования в целом. Также она включает теорию психологического эксперимента, в основе которой лежит общенаучная теория эксперимента, включая его планирование и обработку информации.

В состав экспериментальной психологии входит не только исследование общих закономерностей, в соответствии с которыми протекают психические процессы, но и индивидуальные вариации чувствительности, временной характеристики реакции, памяти и ассоциаций.

Задача эксперимента состоит в установке или констатации причинно-следственных связей, а также в объяснении появления данных связей. В качестве предмета экспериментальной психологии выступает человек.

В соответствии с целями эксперимента, особенностями группы испытуемых (по полу, возрасту, здоровью и др.) задачи бывают творческими, трудовыми, игровыми, учебными и др.

Ю. М. Забродин отмечал, что в качестве основы экспериментального метода выступает процедура контролируемого изменения реальности для осуществления ее изучения. Она позволяет исследователю войти с ней в непосредственный контакт.

Принципы и основа экспериментальной психологии

Экспериментальная психология — это общее обозначение для любых типов научно-психологических исследований, проводимых с помощью экспериментальных методов. Она заключается не в каком-то особом виде психологии, а в общем методологическом подходе, охватившем разные сферы психологической науки.

Экспериментальная методика в рамках психологии может быть сведена преимущественно к лабораторным исследованиям (реже, к естественным опытам). В процессе исследований в лабораторных условиях производится предварительное планирование, организация максимально корректных экспериментов, которые относятся к разным сферам психологической науки, в том числе почти ко всем направлениям прикладной психологии.

Большую роль для успеха в развитии экспериментальной психологии играет разработка эффективных экспериментальных методов исследования проблем и вопросов, которые имеют отношение к психофизиологии восприятия, ощущений, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления и др.

В современной науке экспериментальные подходы стали активным образом использоваться в социальной психологии и в ходе исследования психологической стороны эмоций и мотивации.

В основу методологии экспериментальной психологии легли несколько принципов. В первую очередь, это общенаучные методологические принципы:

  • детерминизм (человеческое поведение человека и психические явления представляют собой следствие определенных причин и имеют принципиальное объяснение),
  • объективность (объект познания должен быть независим от познающего субъекта, при этом он должен быть принципиально познаваем посредством действия),
  • фальсифицируемость (наличие методологической возможности опровергать теорию, которая претендует на научность через постановку эксперимента).

В состав специфичных для психологии принципов включены следующие:

  • Единство психического и физического (с помощью нервной системы обеспечивается проявление и протекание психических процессов, но сведение психических явлений к физиологическим не представляется возможным);
  • Единство деятельности и сознания (сознание деятельно, а деятельность сознательна, при этом экспериментальным психологом исследуется поведение, образованное через тесное взаимодействие личности и ситуации);
  • Принцип развития (генетический принцип, принцип историзма), в соответствии с которым психика субъекта представляет собой результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип, который гласит, что любые психические явления необходимо рассматривать в качестве целостных процессов, а воздействие всегда осуществляется в целом на психику, а не на ее отдельную часть.

Психодиагностические измерения

По
определению С. Стивенса, измерение есть
приписывание числовых форм объектам
или событиям в соответствии с определенными
правилами. Правило при­писывания
чисел определенным сторонам объектов
или событий создает некоторую шкалу.
При измерениях обычно используется
четыре вида шкал, соответствующих
четырем уровням измерения: шкала
наименований, шкала порядка, шкала
интерва­лов и шкала отношений

Наименований
(номинальная)

измерительная шкала, предназначенная
для классификации
объектов и их признаков.

Если
объекты можно лишь отождествлять или
классифицировать, то к ним применима
шкала наименований (номинальная). Каждому
объекту (группе объек­тов)
приписывается какое-либо число, которое
и принимается за его оценку. Разные
объекты
характеризуются разными числами.

Порядковая
шкала (ординальная)

измерительная шкала, предназначенная
для
сравнения интенсивности проявления
признака по возрастанию и убыванию.

Шкала
порядка строится на основании сразу
двух отношений — эквивалентно­сти
и порядка. Шкала порядка (ординальная)
используется, если объекты допускают
возможность упорядочения. Тогда объектам,
следующим друг за другом по степени
выраженности
оцениваемого признака, приписывается
соответственно изменяю­щийся
ряд чисел.

Шкала
интервалов
позволяет
определить, насколько
измеряемое
качество вы­ражено больше или меньше
у одного объекта по сравнению с другим.
Нулевой уро­вень
в данной шкале не определен, произволен.

Шкала
отношений
(пропорциональная)
дает возможность определить, во
сколько
раз
измеряемое качество у одного объекта
меньше или больше, чем у друго­го.
Применение пропорциональной шкалы
возможно, когда известен нулевой
уро­вень,
начало измерения оцениваемого качества.

Первичные
показатели любой психодиагностической
методики остаются бес­смысленными
без дополнительных данных, обеспечивающих
их интерпретацию. Все
первичные показатели могут быть
истолкованы только в рамках четко
заданной и единой системы отсчета.
Поэтому помимо уровней измерения в
психодиагностике выделяются
виды измерений: критериальное,
ипсативное, нормативное.
К
ним сле­дует
еще добавить измерение по личностным
показателям.

Критериальное
измерение
основывается на прямой оценке качества
выполне­ния методики без сравнения
с показателями других лиц. Обычно
устанавливается степень
достижения обследуемым определенного
уровня овладения знаниями, уме­ниями,
навыками в каких-то специальных областях.

Ипсативное
измерение
оценивает не межиндивидуальные различия,
а внутри-индивидуальные изменения. В
соответствии с этим значение показателя
сравнивает­ся
с нормой, характерной для данного
испытуемого, например с обычным уровнем
артериального
давления, частотой пульса в состоянии
покоя и т.п.

Измерение
по личностным показателям
предполагает
сравнение между собой субъективных
впечатлений. Так, сила потребности в
форме субъективного желания выражается
не в абсолютных показателях, а относительно
других желаний индивида.

При
нормативном
измерении
первичные психодиагностические
показатели об­следуемого сопоставляются
с распределением этих показателей в
эталонной
группе лиц, называемой выборкой
стандартизации

Тип шкалы определяет
совокупность статистических методов,
которые могут быть применены для
обработки данных измерения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.