Как работать с агрессивным подростком

Введение

Эта статья посвящена переживанию, с которым мы сталкиваемся едва ли не чаще чем со всеми остальными, — переживанию агрессии. И так как оно безусловно является неотъемлемой частью нашей жизни, то нам и нашим клиентам полезно про него знать как можно больше.

Эта статья задумывается мной, как своеобразная «карта-схема» по психотерапевтической работе с агрессией. Я буду исходить из того, что полезно выделять разные виды агрессии, которые по-разному устроены, в разных случаях появляются и с которыми необходимо по-разному работать. В статье будут описаны как некоторые полезные и необходимые любому человеку свойства агрессии, и некоторые ее опасные варианты. Далее  в тексте, я буду пользоваться словами «агрессия» и «раздражение» как синонимами.

Два слова об агрессии и ее истоках

Агрессия —  это психофизиологическая подготовка организма к активным действиям, направленным на «противостояние чему-то» и совершение этих действий. Физиологическими проявлениями этой подготовки являются — изменение биохимических реакций организма, изменение деятельности внутренних органов и систем, перераспределение кровоснабжения мышц и органов, изменение позы за счет изменения тонуса различных групп мышц, подготовка мышц к дальнейшим двигательным реакциям.

Эволюционно агрессия появилась в живом мире очень давно, и за время своего существования, взяла на себя большое количество разных функций. Вот неполный список функций агрессии в животном мире:

  • Территориальное поведение
  • Защита себя в критических ситуациях
  • Защита потомства
  • Регуляция взаимодействия полов
  • Регуляция статуса особи в социальной группе

Многое из этого, было унаследовано и человеком. Но для эволюции очень характерно, вновь и вновь использовать уже созданные механизмы для новых целей.  Плюс, для самой человеческой психики характерно использовать созданные эволюцией механизмы как элементы, из которых собирается высшие психические функции. Все это дает нам большое разнообразие разных видов и функций агрессии, которые мы можем найти у человека.

Явление «остановленной агрессии»

Как уже говорилось,  агрессия — это подготовка организма к активным действиям. И почти всегда, вне зависимости от конкретного вида агрессии, если после ее активации — никаких действий не смогло произойти — мы получаем эффект «остановленной агрессии». А остановка действия, в свою очередь, только усиливает переживание — и в психотерапии мы часто сталкиваемся с такой остановленной агрессией. Когда мы работаем в психотерапии с любым видом агрессии клиента, мы в любом случае должны «поддерживать процесс переживания» агрессии: признавая право клиента на это переживание, считая это  переживание важным, расспрашивая про него и некоторой степени «присоединяясь» к нему.

Более сложный вопрос в другом — всегда ли надо предлагать клиенту усиливать его переживание агрессии, например, попросив клиента «выразить его» телесно или словесно. И если делать это —  то, как именно? Ответ на вопрос зависит от того, с каким видом агрессии мы имеем дело. В каком-то смысле, этому и будет посвящена статья.

Психотерапевтическая работа с агрессией

В чем может заключаться работа психолога с переживаниями агрессии? Если мы попробуем перечислить наиболее частые виды этой работы, то они будут таковы:

  • Поддержка агрессии клиента, в тех местах, где она была бы полезна и конструктивна
  • Помощь клиента в «деконструкции агрессии», когда агрессия дискомфортна или разрушительна
  • Переживание/завершение агрессии возникшей в человеке, но остановленной или подавленной
  • Помощь клиенту в совладении с агрессивным поведением, развитие его возможностей саморегуляции
  • Обучение клиента лучше разбираться в своих переживаниях, не поддерживая редукцию до агрессии

В этой статье мое внимание в первую очередь будет сконцентрировано на первых трех видах работы

Чем может помочь специалист?

В первую очередь, специалист поможет обратившейся к нему семье отыскать причины развившейся у ребенка агрессивности, порекомендует методы обследования, которое необходимо пройти, чтобы исключить органические причины данного расстройства.

Далее, психолог или психоневролог может помочь семье выработать тактику поведения, которой следует придерживаться в данном конкретном случае, чтобы успешно справиться с имеющейся проблемой. В дальнейшем семья может обращаться к специалисту с текущими вопросами, с возникшими сложностями (ибо сразу, как правило, не удается предусмотреть всех нюансов такого сложного и многокомпонентного процесса).

Кроме того, психолог может порекомендовать семье привести ребенка на групповые занятия, где коррекция поведенческой агрессивности происходит в условиях не индивидуальной, а групповой работы.

Именно так мы работали с Вадимом. Крупный, развитый мальчик, никогда не посещавший детский сад, едва придя в группу, тут же попытался навести в ней свои порядки и грубостью и кулаками доказать свое превосходство над окружающими. Эти попытки были жестко пресечены ведущими. Тогда Вадим отказался ходить на занятия. Заранее предупрежденный о такой возможности папа тем не менее взбеленился и сказал несносному сыночку что-то вроде:

— Не пойдешь сам — за ноги притащу!

Насупившийся Вадим продолжал ходить на занятия, но стоял в углу и ни в каких играх участия не принимал. Его никто не трогал. Расчет был на то, что Вадим, который мог выполнить большинство заданий и упражнений лучше, чем другие дети, в конце концов не выдержит и попробует самоутвердиться именно этим, приемлемым для окружающих, способом. Через некоторое время так и случилось. Вадим вышел из угла и, как и следовало ожидать, прочно занял место интеллектуального лидера группы. После этого мы стали аккуратно подводить мальчика к следующему шагу: достойно не только ответить и все сделать самому; высший класс достоинства — это помочь другому, тому, кто сам не может. Сообразительный и тщеславный Вадим быстро научился получать удовольствие, таща за собой других, всячески опекая их и получая за это похвалы руководителей. Он даже начал уступать самое мягкое кресло слабенькой Свете и соглашался помолчать и подождать, пока сообразит и назовет ответ тугодум Вася. И тогда мы провели острый опыт. В группу был введен крупный, агрессивный и не очень неврологически здоровый пацан Ромка из семьи алкоголиков. Ромка, не в силах взять интеллектом, быстро и эффективно заработал кулаками, причем Вадима, как явного лидера, он бить не пытался, а старался, как мы и рассчитывали, привлечь на свою сторону. Вадим явно колебался, мы нервничали, группа испуганно притихла… Но чудо все же произошло! Более высокие и утонченные ценности взяли верх, Вадим отказался солидаризироваться с Ромкой, встал на защиту слабых и тут же получил достаточно серьезную взбучку.

Дома Вадим рассказал обо всем отцу, который принимал живейшее участие во всех его проблемах и поставил перед ним достаточно серьезный вопрос:

— Когда я всех бил, мне не давали, а когда Ромка меня — ему ничего не сказали. Почему?

Отец сориентировался не сразу, но ответил так:

— Это правильно. Ведь ты бил слабых. А ты сильный, и Ромка сильный. Ромка даже сильнее. Но ты еще и умный. Тут уж кто кого…

На следующем занятии мы с трудом растащили вновь сцепившихся Вадима и Ромку. Облизывая припухшую губу, Вадим строго сказал:

— Я тебя все равно победю!

— Почему? — поинтересовался Ромка. — Я ж сильнее!

— А потому, что я за всех. А ты сам за себя. Вот так.

На этом коррекционные занятия для Вадима мы посчитали законченными.

На следующий, предшкольный год Вадима, согласно рекомендациям психолога, отдали в детский сад.

Недавно я случайно повстречала отца Вадима, он вежливо поклонился и с нескрываемым удовольствием сообщил мне, что детский сад был выбран частный, контингент там своеобразный, но воспитательница говорит, что Вадим мальчик удивительный в плане самодисциплины и поддержки слабых, что на него можно рассчитывать в любой трудной ситуации. Когда мама говорит, что в прошлом году у Вадима были проблемы с неконтролируемой агрессивностью, воспитательница не верит.

Литература

  • Корниенко П., Миронова Н. Психотерапевтическая работа со стыдом и виной: психические механизмы и психодраматические варианты работы, Материалы 10-й Московской психодраматической конференции, 2013 г.
  • Корниенко П., Миронова Н. Психотерапевтическая работа со страхом: психические механизмы и психодраматические варианты работы, Материалы 9-й Московской психодраматической конференции, 2012 г.
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Лоренц К. Так называемое зло (к естественной истории агрессии). М.: Культурная революция 2008 г.

«Прерывающие» свойства агрессии

Агрессивное переживание, когда она запускается в психике человека, обладает важным свойством прерывать другие психические процессы — из этой ее особенности рождаются ее полезные и вредные свойства.

Автоматическое агрессивное переживание, может быть привычным способом человека останавливать в себе любые другие дискомфортные переживания: стыда, ужаса, тревоги и других. Простым примером родственного процесса может быть ситуация, когда человек «храбриться» в дискомфортной для него ситуации — и всем известно, что, несмотря на огромную распространенность этого способа, обычно он все равно не снимает внутренней тревоги человека. Хотя, безусловно, лучше иметь этот способ в своем арсенале, чем не иметь никаких способов.

В психотерапии же временами нам приходится сталкиваться с негативными последствиями этой защитной стратегии. Когда психика человека начинает «злоупотреблять» этим механизмом, мы можем иметь два последствия. Во-первых психика может пытаться прервать и вытеснить за свои пределы слишком сильные и травматичные переживания — что не приносит результата, а только увеличивает степень психической дезадаптации клиента. А во-вторых, человек может переставать осознавать те переживания, которые прерывает/вытесняет его агрессия — а это уменьшает вероятность правильной «обработки» и завершения этих переживаний.

Работа психотерапевта с такими проявлениями довольно плохо поддается алгоритмизации. Тут я ограничусь лишь примером показывающим суть этой работы, в ситуации, когда такого рода психический процесс не зашел еще слишком далеко. В простых случаях, неплохо работает такая последовательность реплик клиенту:

Агрессия — очень важное чувство, и оно никогда не приходит без причины. А приходит оно тогда, когда что-то очень важное для человека оказывается под ударом и нуждается в защите

Попробуй подумать, что важное для тебя, эта агрессия пришла защитить? Что за боль заставляет тебя так сильно защищать себя? Что за уязвимость тут скрыта?

Но «прерывающими» свойствами агрессии можно пользоваться и на пользу клиенту. Например, с помощью агрессии можно пробовать прерывать многие дисфункциональные психические процессы. В этой стратегии, мы поддерживаем клиента в развитии небольшого агрессивного переживания в нужное мгновение его жизни. Например, классический психодраматический ход — ответить возмущением своему «внутреннему ругающему голосу» и тем самым прервать его «гегемонию» — это полезное использование именно этого механизма.

Смешение разных типов агрессии

Наиболее сложный для работы случай — это вариант, когда у человека одновременно активированы разные виды агрессии. Например, в ситуации «словесной дуэли», в которой два человека обмениваются оскорблениями, — может содержаться одновременно и борьба за статус, и раздражение, направленное на получение нужной эмоциональной реакции, и агрессивная критическая реакция, выражаемая в жестоких «словесных ударах».

Проблем тут несколько. Во-первых, в такой ситуации, человеку сложно правильно опознать, что с ним происходит и чего он хочет. А во-вторых, разные виды агрессии начинают влиять друг на друга и «склеиваться» в единый процесс. Например, когда человек начинает «тормозить» свою агрессию (скажем, из-за жестокости приходящих ему в голову идей) — он тормозит все виды агрессии одновременно, а некоторые из них могли бы быть для него сейчас очень полезны. И наоборот, когда человек начинает стимулировать себя к выражению раздражения, он, например, может усилить у себя агрессивную критическую реакцию и этим еще больше дезориентировать себя.

Оптимальной же стратегией работы с такой  недифференцированной агрессией я вижу следующее:

  • Поддержание оптимального для эффективной работы сознания уровня переживания раздражения. Когда раздражение не подавлено и не излишне интенсивно.
  • Последовательной выделение внутри недифференцированной агрессии ее отдельные виды, из которых она складывается и проживание их по отдельности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.