Интроспекция

Основные идеи функционализма в психологии и методы исследования

Идеи

Основная идея функционализма заключается в следующем: любое состояние психики можно объяснить с точки зрения связей между причиной и следствием, существующих между изучаемым состоянием психики, условиями окружающей действительности, являющимися побудительными причинами, и поведением индивида, являющимся следствием действия побудительных причин.

Внимание функционалистов в первую очередь занимали вопросы того, как личность может эффективно приспособиться к окружающей её действительности, какие психические функции она задействует в этом процессе и что необходимо сделать, какие способы найти, чтобы улучшить приспособляемость. В связи с этим нельзя не упомянуть понятие «рефлекторная дуга«, которое было впервые предложено Дьюи в 1896 году и считающееся столпом функционализма

Рефлекторная дуга включает в себя следующие части со специфическим назначением:

В связи с этим нельзя не упомянуть понятие «рефлекторная дуга«, которое было впервые предложено Дьюи в 1896 году и считающееся столпом функционализма. Рефлекторная дуга включает в себя следующие части со специфическим назначением:

  • начало;
  • середина;
  • конец.

Дьюи полагал, что рефлекс является актом координации, целостным и единым, цель которого состоит в приспособлении организма к условиям окружающей реальности. Начало дуги характеризует условия среды, в которых организм вынужден функционировать. Середина дуги символизирует то, как живое существо проводит анализ этих условий и осмысляет их. Конец дуги означает реакцию организма, то есть те действия, которые он совершает исходя из условий среды. Отсюда Дьюи делает вывод, что человеческую психику необходимо рассматривать под тем же углом, что и рефлекс, а именно: какую полезную роль она выполняет для регуляции поведения индивида.

Как известно профессиональным психологам, слово «психология» переводится как «наука о душе», однако, согласно мнению Джеймса, эта наука должна не только думать о том, из чего состоит душа, как она устроена и почему она может меняться, но и о том, в чём её ценность для каждого отдельного человеческого существа, каким целям она служит.

Что касается вопросов сознания, то последователи Джеймса полагали, что необходимо заниматься не проблемами строения сознания, а его ролью в жизни человека и его выживании. Благодаря таким взглядам психология обогатилась гипотезой, провозглашающей ролью сознания помощь личности в выживании и приспособлении к различным ситуациям, которые ставит перед ней жизнь. Каким образом сознание выполняет эту функцию? Тремя следующими способами:

  • повторение привычных способов реагирования на возникающие ситуации;
  • изменение привычек, происходящее вследствие изменения обстоятельств;
  • освоение и закрепление новых паттернов поведения.

Функционалисты выдвинули интересную точку зрения о сущности эмоций, которая нашла своё подтверждение в будущем после проведения психологических исследований. Они предположили, что эмоции являются результатом изменений, произошедших в физиологии индивида, поэтому они никак не могут быть причиной поведения человека, а только следствием.

В рамках функционализма в психологии был сформулирован постулат об идеомоторном акте, который гласил, что любая мысль человека может привести его к действию и результату, если этой мысли не будет активно мешать какая-либо другая мысль.

В структуре личности функционалисты выделяли четыре грани человеческого Я:

  1. Чистое.
  2. Материальное.
  3. Духовное.
  4. Социальное.

Большим вкладом в современную психологию следует считать идею функционалистов касательно самооценки индивида. Они заметили, что степень, с которой человек уважает себя, зависит от двух величин: от того, что личность считает успехом и от его возрастания, а также от уровня её притязаний.

Методы

Несмотря на то что внимание сторонников функционализма было обращено преимущественно на внешние проявления психических процессов в отличие от структуралистов, изучавших внутреннюю сторону психической жизни человека, основным методом изучения для них была интроспекция

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении. Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я. При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира. Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту. При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Л.С. Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

Функции и роль

В течение всей своей жизни каждый человек испытывает разные чувства:

  • боль;
  • обиду;
  • радость;
  • удивление;
  • негодование;
  • ненависть;
  • любовь.

Психологов интересует, что они собой представляют и что испытывает человек, когда их переживает. Это попытка исследовать сознание как физический объект.

Интроспекция в психологии – это изучение содержания своего Я (узкое значение) и понимание того, чего человек хочет добиться в будущем, к чему стремится (широкое значение).

Применение этого метода в узком значении позволяет познать свои черты характера, чувства, актуальные в конкретный момент, интеллектуальные возможности, особенности мышления (внимание, память, сконцентрированность) и т.д

Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии. При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения

Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом

При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения. Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом. Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии

При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения. Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом

Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии. При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения

Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом.

Человеку на протяжении всей жизни приходится общаться с разными категориями людей. От этого во многом зависит его положение в обществе. Поэтому роль самопознания особенно важна для развития коммуникабельности, умения выходить из сложных конфликтных ситуаций

Это также важно в выборе партнера по жизни и по работе

Во время самопознания необходимо ставить конкретные цели и придерживаться принципа «хочу – могу – надо». Ответив на вопросы «Что я хочу?», «Каковы мои возможности?» и «Что мне нужно для того, чтобы достичь желаемого?», личность расширяет границы познания собственного Я.

Психологи отмечают, что цели интроспекции могут быть реальными и нереальными. В первом случае личность анализирует то, что на самом деле имеет место (заложенные природой качества), во втором – пытается зафиксировать то, чего нет.

Если действительно окажется, что человек не имеет какого-либо качества или оно недостаточно развито, то самопознание может служить отправной ступенью для дальнейшей работы над собой.

Таким образом, интроспекция становится стимулом для совершенствования.

Этот метод имеет огромные преимущества:

  • с его помощью любой человек может познать себя лучше, чем кто-либо другой;
  • осознание уровня развития своих качеств является надежным с эпистемической точки зрения;
  • человек может регулировать свои ментальные состояния.

Отличие интроспекции от других методов познания состоит в том, что она предоставляет человеку непосредственный доступ к объекту исследования.

История развития метода

Разобравшись с тем, что означает термин интроспекция, нужно сказать, кто является автором метода интроспекции.

Инстроспекция как метод научного исследования своим появлением обязана Р. Декарту и Дж. Локку. Эти философы рассматривали интроспекцию как особую разновидность познания.

Синонимичные подходы можно найти у Ф. Брентано, который применял метод внутреннего наблюдения в своей экспериментальной деятельности.

Последователями идей основоположников интроспекции стали В. Вундт, Э. Титченер и вся Вюрцбургская школа психологии. Вундт соединил самонаблюдение с лабораторным экспериментом и разными способами его проведения.

Позднее в гештальтпсихологии эта разновидность изучения собственного внутреннего мира приняла вид феноменологического самонаблюдения.

В 19 веке метод интроспекции использовался как термин для обозначения субъективных переживаний участников психологических исследований. Это означает, что ученые делали выводы о тех или иных психологических явлениях и феноменах на основании не собственных интроспективных ощущений, а на основании отчета о самонаблюдениях испытуемых.

Метод самонаблюдения подвергся серьезной критике со стороны бихевиористов, которые утверждали, что доказательными фактами тех или иных психологических проявлений могут служить только наблюдаемые внешне поведенческие реакции индивидов. Сторонников самонаблюдения упрекали в отсутствии объективности их метода.

В связи с этим первоначальная концепция претерпела некоторые изменения: теперь от участника эксперимента требовалось только ответить на заданный вопрос и сообщить о произошедших изменениях с помощью нажатия специальной кнопки. С помощью этих преобразований удалось отойти от субъективизма в самонаблюдении.

Образовавшиеся чуть позже школы объективной и когнитивной психологии были противниками самонаблюдения по причине низкой объективности метода. Специалисты этих направлений утверждали, что получить достоверные сведения о человеке можно через специально организованное стороннее наблюдение.

В начале 20 века самонаблюдение было признано ненаучным идеалистическим методом, основной проблемой которого являлось отсутствие объективности. Но при этом оно использовалось в изучении внутреннего мира и духовных установок личности, прослеживалась в рефлексивных моментах психолого-педагогических опытов.

С уверенностью можно сказать, что такой метод, как интроспекция, используется и в современной психологии. Например, в методической литературе есть упоминание о практическом применении методики самонаблюдения в гуманистической и трансперсональной психологии для отслеживания индивидом изменения хода собственных мыслей, формирования моральных установок.

Интроспекция в настоящее время в повседневной жизни

Интроспекция подразумевает сознательное наблюдение человека за самим собой. То есть он смотрит внутрь себя, изучая, оценивая, наблюдая изменения.

Этот подход изучения себя рекомендуют древние мудрецы, которые занимались медитациями.

Человек должен познать себя, чтобы определиться с тем, какой он, какие у него желания, что его огорчает и что радует, чего он хочет от жизни. Он должен познать как положительные, так и отрицательные свои стороны.

Он должен наблюдать без оценок и осуждения. Следует наблюдать за мыслями, желаниями, стремлениями, эмоциями, поступками, страхами, комплексами.

В какой-то момент от интроспекции стали отказываться, так как люди настолько погружались в себя, что происходило раздвоение сознания. Люди стали теряться, где реальный мир, а где внутренний. Испытуемые застревали в своем внутреннем мире (во внешней жизни таких людей признают психически больными).

Виды интроспекции в психологии

История возникновения метода породила отдельные виды интроспекции, открытые учеными разных европейских философских и психологических школ. Среди них выделяются:

  • систематическая, позволяющая анализировать возникновение мыслей и чувств в ретроспективе, то есть, после совершениях тех или иных действий;
  • аналитическая, как будто препарирующая эмоции, раскладывая их на малые составляющие и показывающая их от момента формирования до проявления;
  • феноменологическая интроспекция – самонаблюдение, использующаяся в гештальтпсихологии, когда анализ внутреннего состояния человека происходит описательно, без нанесения душевных травм.

В ряде научных публикаций выделяют еще интроспективный эксперимент, с помощью которого можно многократно проверять эмоциональную реакцию человека на действия повторяющегося характера. При этом он дает самостоятельные психологические характеристики наблюдений. До начала ХХ века интроспекцию считали единственным эффективным методом изучения эмоционального состояния человека.

Метод интроспекции

Интроспекция и самонаблюдение очень полезны в познании человеком самого себя, своей деятельности. Метод самонаблюдения достаточно практичный, так как не нуждается в дополнительных инструментах и эталонах. Он имеет большое преимущество перед другими методами, поскольку никто и никаким другим способом не может познать человека намного лучше, чем он себя сам. Вместе с большим преимуществом имеются также недостатки, основными из которых являются субъективность и необъективность.

Интроспекция в психологии это был самый применяемый метод исследования до 19 века. Психологи того времени пользовались следующими догматами: процессы сознания невозможно познать каким-то образом извне, они могут открываться только самому субъекту наблюдения.

Методом интроспекции занимался Дж. Локк, который также выделил в процессах познания два вида: наблюдение предметов внешнего мира и рефлексию (самоанализ, направленный на переработку информации, полученной от внешнего мира).

Метод интроспекции сознания имеет определенные возможности и имеет ограничения. В процессе применения самоанализа могут возникнуть проблемы. Данным методом в достаточной мере обладают не все люди, поэтому их необходимо специально обучать методу. Восприятие и психика детей вовсе не настроены на то, чтобы исследовать самих себя таким способом.

Интроспекция сознания функционально бесполезна и ее результаты противоречивы. Самым большим минусом самоанализа является его субъективность. Причины ограничений могут быть различными. Невозможность одновременно выполнять процесс интроспекции и наблюдения за этим процессом, а можно наблюдать только затухающий процесс.

Интроспекции сложно раскрыть причинно-следственные связи из сознательной сферы. Рефлексия самонаблюдения способствует искажению или исчезновению данных сознания.

Метод интроспекции сознания может иметь отдельные независимые варианты.

Виды интроспекции: аналитический, систематический и феноменологический.

Аналитическая интроспекция в психологии это восприятие вещей посредством структурных элементарных чувств. Сторонники такого взгляда называются структуралистами. Согласно структурализму большинство предметов внешнего мира, воспринимаемых человеком, являются комбинациями ощущений.

Систематическая интроспекция является методом описания сознания, с помощью переживаемых образов и ощущений. Она отслеживает основные стадии мыслительных процессов, основываясь на ретроспективном отчете. Это метод ментального самоанализа, который требует от личности ее высокоорганизованного самонаблюдения.

Сторонники данного метода разделяют сознание на базовые процессы и их самонаблюдение. Проблемой самонаблюдения является то, что только один человек может наблюдать за открытыми ему процессами, другие не способны оценить его мысли. Самонаблюдение обращено к продуктам сознательных процессов, а не к закономерным связям.

Феноменологическая интроспекция сознания была разработана в гештальтпсихологии, она характеризуется описанием психических феноменов в их целостности и непосредственности испытуемого. Данный метод исходит из метода внутреннего восприятия, он активно использовался в описательной психологии, а потом в гуманистической психологии.

Метод интроспекции часто применяется для сбора первичных данных и проверки гипотез. Его применяют исключительно для получения данных, но не их интерпретации.

Самонаблюдение проводится за простейшими процессами психики: ощущениями, ассоциациями и представлениями. Самоотчет не нуждается во вспомогательных инструментах или целях

Во внимание берется исключительно факт самонаблюдения, который потом будет проанализирован. Об интроспекции можно сказать, как о наличии осознанного переживания и отчета о нем

Такое определение дал В. Вундт. Он считал, что непосредственный опыт человека имеет влияние на предмет психологии, тем не менее, отличал внутреннее восприятие от интроспекции. Внутреннее восприятие имеет собственную ценность и к науке его нельзя отнести.

Что такое интроспекция?

Интроспекция – это способ обращения человека вглубь самого себя с целью самопознания. Это самонаблюдение, самопознание, самоанализ с целью не осудить или дать оценку, а с целью понять самого себя. Вот чем интроспекция отличается от угрызений совести, когда человек начинает копаться в самом себе, а потом еще отрицательно оценивать свои мотивы и поступки, считать их неправильными.

Интроспекция – это способ познать самого себя. Для этого человек должен просто наблюдать за своими психическими процессами, возникновением желаний, эмоций и пр. Здесь не нужно ничего оценивать и осуждать. Нужно просто наблюдать. Если все делать правильно, то можно не просто понять себя, но и осознать, почему вы совершили так много ошибок, что вами управляет. Когда человек понимает самого себя, он может измениться в том направлении, в котором он сам пожелает.

Для того чтобы принять себя такими, какие вы есть, нужно начать с прощения. Все люди совершают ошибки. Порой человек винит себя больше, чем это делают другие люди. Порой только вы считаете себя в чем-то виноватыми, а другие люди вообще не держат на вас зла. Поэтому нужно сначала простить самих себя, чтобы увидеть, винят вас другие люди или нет.

Извиняясь перед кем-либо, люди порой сами себя не прощают. Как можно вас извинить, если вы сами себя во всем вините? Другие люди могут вас уже давным-давно простить, а вы продолжаете думать, будто они на вас обижаются. А знаете, почему так происходит? Потому что вы сами себя вините и от этого переносите свои мысли на других людей. Вас уже все простили, но вам кажется, будто на вас обижаются, потому что вы не прощаете самих себя. Это называется «перенос», когда вы проецируете собственные мысли на других людей, думая, что они думают о вас точно так же, как и вы — сами о себе.

Простите для начала самих себя. Порой не нужно просить прощения у других людей. Иногда не нужно тратить свое время и нервы на получение прощения от окружающих. Самое главное – не винить самого себя. Пока вы вините себя и не прощаете, вам не помогут даже извинения других людей. Но если вы себя простите, то вам могут даже не понадобиться слова «прощаю» от окружающих.

Самое главное – прости самих себя. Тогда становится ясным, нужно ли тратить время на получение прощения от других людей или они уже вас давным-давно простили.

В процессе интроспекции важно не переусердствовать. Ведь человек может удариться в другую крайность – самокопание. Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны

Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие

Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны. Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие.

Общая терминология

Термин «интроспекция» происходит от латинского слова introspecto, которое переводится как «смотреть внутрь». Интроспекция – это метод осознанного самонаблюдения, то есть это равнозначные понятия, и оба применяются в исследованиях психологического характера.

Метод самонаблюдения действительно очень важен, так как с его помощью можно научиться углубленно воспринимать реальный мир, и тогда перед человеком раскроется интуиция и сознание. Излишней интроспекцией обладают люди, страдающие шизофренией, у них происходит замена действительности внутренним миром.

Метод интроспекции в психологии используют для наблюдения собственных процессов, собственных мыслей, переживаний, чувств, установок, образов. Основал метод в психологии Дж. Локк.

Интроспекция – это самоанализ, при котором сам человек не стремится к самоосуждению, именно поэтому метод отличается от угрызения совести.

Как повысить точность метода?

Чтобы повысить точность метода интроспекции, нужно учитывать ряд рекомендаций:

При проведении самонаблюдения следует отложить любые дела, попробовать разгрузиться. Нужно заниматься привычной деятельностью, общаться с семьей, друзьями, ходить на работу.
Не стоит пытаться наблюдать за собой в моменты сильных переживаний, при депрессии, апатии, после тревожных событий, которые оказали негативное влияние на состояние человека.
Необходимо везде носить с собой диктофон или записную книжку. Они нужны, чтобы отмечать информацию о проявлениях психики в разные жизненные моменты. Если пытать запоминать данные, отмечать их позднее, представление о них изменится, не сможет считаться точным.
Рекомендуется интересоваться о своем поведении, проявлении эмоций у окружающих. Лучше, если этот будут родственники. Так можно сопоставлять собственные мысли о себе, с мыслями других

Важно, чтобы позиция других не изменила представление.

Рекомендуется заранее прочитать о проявлении разных чувств, эмоций, чтобы было понятно, что и как отмечать. Также нужно задать интересующие вопросы психологу, которому будет предоставлены полученные данные, чтобы не отвлекаться при проведении самонаблюдения.

Определение метода

Интроспекция – это тщательное углубленное изучение своих чувств, мыслей, переживаний, образов, мышления без самоосуждения. Это определение интроспекции в психологии близко к самоанализу. Дословный перевод термина означает «взгляд внутрь себя». Главной чертой интроспекции в психологии считается ее безоценочность: человек должен констатировать факт наличия признаков действия раздражителя. Не допускается давать этим ощущениям качественные характеристики, высказывать свое мнение о происходящем.

Отчет исследователя о самонаблюдении дает ему информацию, которую необходимо будет проверить с помощью других методов исследования.

Метод интроспекции открывает перед исследователем возможность научиться использовать собственную интуицию для глубокого понимания окружающей действительности. Некоторые исследователи полагают, что интроспекция – это единственный метод, дающий ключ к пониманию внутреннего мира человека. Другие авторы оспаривают это утверждение. Однако мнения ученых сходятся в том, что интроспекция априори свойственна любому научному исследованию. До появления экспериментальной психологии, особенности психики и содержание сознания индивида изучались только с помощью самонаблюдения.

1 Понятие и сущность интроспекции

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.

В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.

Существуют варианты данного метода:

  • Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
  • Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
  • Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции может являеться его необъективность, субъективизм.

Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих своим истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка.

Основаны на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.

Описание метода

Интроспекция очень полезна в познании человеком себя самого и своей деятельности. Этот метод практичный, он не требует дополнительных эталонов и инструментов. Его самое весомое преимущество перед другими методами заключается в том, что никто и никаким способом не может узнать человека лучше, чем он сам себя.

Метод очень хорош тем, что человек нуждается только в собственной помощи и желании. Он должен хотеть познать себя, уделить этому время.

Но у метода есть и недостатки, самые серьезные из них:

  • Необъективность – человек может преувеличивать, приукрашивать или не замечать, какие-то черты, искажая картину того, что видит в себе.
  • Субъективность – человек воспринимает свой внутренний мир таким, каким ему очень хочется его видеть, то есть может скрыть какие-то аспекты.

Взрослые люди, как считал Локка, совершают такие основные действия:

  • Познание окружающей действительности.
  • Переработка информации, полученной из этой действительности.

Дети вообще не способны осуществлять интроспекцию, так как их психика не достаточно сформирована.

История происхождения метода

Попытки проникнуть в глубины человеческого сознания делались учеными на протяжении всего времени существования научной мысли. Первым понятия интроспекции и самонаблюдения в психологию ввел Рене Декарт. Мыслитель рассмотрел вопрос с философской точки зрения. Он считал, что природа человека из двух независимых друг от друга и противоположных начала – тело и душу.

Эти субстанции имеют различный по природе. Тело есть квинтэссенция протяженной и немыслящей материи. А душа человека – непротяженная и мыслящая сущность. Из этого утверждения вытекают, по мнению мыслителя, два логичных определения: сознание, как проявление духовности и рефлекс, отвечающий за движение тела.

Декарту принадлежит выражение «интроспекция сознания», которое в будущем явилось определяющим в зарождающейся психологии как отдельной науки на рубеже 19 века. Но ученый отвергал само понятие «сознание», заменяя его «мышлением». Под ним понимается происходящее внутри человека и его восприятие действительности. По Декарту интроспективный – это ищущий отражение сознания в самом себе.

Дальнейшее развитие метод интроспекции в психологии получил в трудах Джона Локка, который выделил два типа познания: наблюдение за предметами окружающего мира и рефлексивный анализ или переработку полученной извне информации.

Наибольшее развитие как научное течение в конце 19 столетия интроспекция получила в работах Вильгельма Вундта, который сумел объединить метод самопознания с лабораторными опытами и аппаратными способами исследования. Интроспекция в этот период стала единственным способом психологического анализа. Проводились опыты, во время которых ученые просили от испытуемых отказываться от конкретных определений, концентрируясь только на описании чувств и ощущений при виде предмета. В реальности практика показала, что человек высказывает собственные ощущения, не позволяющие вычленить правильное суждение и факт.

Основные черты

Распознать синтетика можно по следующим чертам:

Развитая интуиция

Синтетики зачастую не могут пояснить, почему они уверены в том или ином развитии событий, но их предчувствия обманывают их крайне редко.

Упущение деталей из виду, невнимание к ним. Синтетикам трудно идти от частного к общему, конкретика интересует их только если она помогает лучше понять некоторые черты общего.

Умение «схватывать» информацию «на лету», быстро понимать суть

Синтетики тонко чувствуют собеседника, часто производят впечатление людей, которые словно читают мысли.

Способность видеть закономерности внутри целого. Врач с аналитическим складом лечит конкретную болезнь и избавляет от ее симптомов, а врач-синтетик пытается понять причину возникновения заболевания и его влияние на работу других органов.

Преобладание правого полушария, отвечающего за интуитивное, образное, визуальное восприятие. Проверить, какое полушарие преобладает именно у вас, можно по простому тесту, который описан в видео ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.