Система самопрезентации: имидж и воздействие

ЦЕНТРАЦИЯ — это… Что такое ЦЕНТРАЦИЯ?

центрация — (от лат. centrum центр круга) эффект, обнаруженный в гештальтпсихологии немецкими психологами В. Кёлером и М. Вертгеймером при исследовании зрительных иллюзий и заключающийся в том, что элементы, на к рых фиксируется взгляд, переоцениваются по… … Большая психологическая энциклопедия
Центрация — понятие генетической теории Ж. Пиаже , выражающее затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. Предстает как свойство эгоцентризма в процессе мышления и как поглощенность перцептивно воспринимаемыми свойствами предметов … Психологический словарь
Центрация — – 1. в гештальтпсихологии – искажение восприятия объекта, связанное с тем, что элементы, оказавшиеся в центре внимания, переоцениваются, они как бы расширяются, в то время как периферийная часть поля зрения, напротив, несколько сжимается; 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Центрация — (отлат. centrum центр круга) эффект, обнаруженный в гештальтпсихологии немецкими психологами В. Кёлером и М. Вертгеймером при исследовании зрительных иллюзий и заключающийся в том, что элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по… … Словарь-справочник по педагогической психологии
ЦЕНТРАЦИЯ — англ. centration; нем. Zentrierung. По Ж. Пиаже 1. Синоним понятия эгоцентризм ; характеристика процесса мышления. 2. Фиксация органов чувств на воспринимаемом объекте, характеристика процесса восприятия … Толковый словарь по социологии
Центрация — (англ. centration, centering от лат. centrum центр круга, средоточие) это один их фундаментальных механизмов психики, к рый обеспечивает автономное и стабильное состояние индивида. Следует различать Ц. как проявление психич. процессов и как… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Центрация — (отлат. centrum центр круга) эффект, обнаруженный в гештальтпсихологии немецкими психологами В. Кёлером и М. Вертгеймером при исследовании зрительных иллюзий и заключающийся в том, что элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по… … Словарь по педагогической психологии
Центрация — (в социальной психологии) эффект, обнаруженный и описанный в гештальтпсихологии (В. Келер, М. Вертгеймер) при исследовании зрительных иллюзий. Суть эффекта заключается в том, что элементы, на которых фиксируется взгляд … Психологический лексикон
Trier Personlichkeitsfragebogen — Тест. Трирский опросник личности. Основан на модели личности P. Borkenau. Структура. Методика включает в себя два интегральных фактора: контроль за поведением (17 пунктов) и душевное здоровье (20), и ряд шкал: наполненность смыслом депрессия (12) … Психологический словарь
АВТОНОМИЯ — (греч. autos собственный и nomos закон) понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как… … История Философии: Энциклопедия

dic.academic.ru

Стадии мышления

Процесс мышления человека состоит из следующих основных стадий:

Подготовка

Как и любая другая подготовка, подготовка к мышлению включает в себя формулировку задачи и сбор необходимых сведений. Человек решает, что ему нужно и ставит перед собой цель. Для эффективного достижения поставленной цели мы рекомендуем записывать ее на бумаге, а затем визуализировать образ так, как будто вы ее достигли. Визуализация поможет вам эмоционально зарядить цель, что станет ощутимым толчком на пути к ее достижению и позволит преодолеть разрыв между сегодняшним состоянием и желаемым.

Анализ

На стадии анализа стоит глубже вникнуть в суть проблемы, выявить слабые и сильные места своего положения. Анализ обычно производит левое, логическое полушарие нашего мозга. И чем чаще мы анализируем, тем в большую зависимость от логического мышления мы попадаем. Наше мышление становится системным, алгоритмичным, предсказуемым, не давая нам решать проблемы другого уровня, зависящие, как правило, от человеческого фактора.

Иногда аналитического мышления не хватает и возникает необходимость в творческом подходе. И к этому необходимо быть готовым в любой момент. Если решение не кажется вам подходящим, продолжайте собирать факты и взгляните на ситуацию под другим углом.

Фрустация

Интересное по теме: Что делать, если возникла тупиковая ситуация?

Многим людям наверняка приходилось переживать тупиковую ситуацию, когда они ходят как будто по замкнутому кругу, когда совсем не видно выхода и хочется все бросить. Такое ощущение возникает, когда сталкиваешься с проблемой, решаешь ее, а результат получаешь один и тот же (как правило, негативный).

Как ни странно, фрустация является неизменной частью процесса человеческого мышления. Многие успешные люди переживали в своей жизни подобные периоды, когда от частых неудач наступало отчаяние. Однако, в то же время, они отмечали, что именно в эти периоды к ним приходили выдающиеся идеи.

Иногда наш разум дает нам понять, что нужно отпустить ситуацию, предоставить ей возможность развиваться самостоятельно, без нашего участия. В такой ситуации это самое лучшее решение, иначе если продолжать работать над проблемой дальше и получать все тот же отрицательный результат, можно усугубить ситуацию и довести себя до серьезной депрессии. Поэтому в ситуации фрустации займитесь новым делом, наведите порядок на рабочем месте или в комнате, сходите на прогулку или в гости — сделайте все, чтобы отвлечься.

Стадия инкубации

Стадия инкубации дает возможность отвлечься, абстрагироваться от своей проблемы, прекратить какие-либо действия для ее решения на некоторое время. Причем этот период нельзя сознательно контролировать. Здесь на подсознательном уровне действуют естественные, природные законы, на которые нет права влиять человеку. Стадия инкубации может продолжаться разное время — от минуты до нескольких лет, пока вы неожиданно для себя не осознаете решение мучившей вас проблемы.

Стадия инкубации может вызывать раздражение активного человека, привыкшего самостоятельно принимать решения и держать все под контролем. Им кажется, что ситуация уходит из-под контроля. Однако перерыв необходим, так как нужно время, чтобы все встало на свои места, иначе просто не получится решить все проблемы на пути к цели. Это, кстати, понимают крупные бизнесмены, которые специально заносят в свой график время на отдых и прогулки. И именно в эти моменты им приходят в голову лучшие идеи.

Озарение

Итак, та стадия мышления, на которой в нашу голову приходят разнообразные идеи, называется озарение. За это мы должны благодарить правое полушарие нашего мозга, которое отвечает за интуитивную связь

Поэтому очень важно периодически отдыхать или хотя бы менять вид деятельности. Многие люди, добившиеся больших успехов в жизни, научились извлекать пользу из состояния отдыха, чтобы потом в ускоренном темпе заняться реализацией новых идей

Использование высокой и книжной лексики в «качественной» прессе с целью фасцинации

Говоря о языковых стандартах в публицистике, исследователи языка отмечают обязательную доступность текста читателю. Актуальная тема должна быть преподнесена «легкоусвояемым» языком. Однако, современные авторы, работающие на респектабельные издания (по определению наиболее соответствующие языковым и публицистическим нормам), нередко в целях фасцинации используют в речи слова, относящиеся к разряду книжной или высокой лексики. Мотивом этого можно назвать желание автора не просто продемонстрировать свою образованность, но подчеркнуть несомненную интеллигентность своего читателя, которому не составляет труда понять редко встречающееся или иностранное слово.

Так, широко используются французские заимствования, известные по классической русской литературе.

«Открытие передвинули на неделю (дело у нас обычное, но вообще-то моветон); вместо главного здания Пушкинского музея возник Музей личных коллекций — ну и так далее» (Известия, 28.12.2006).

«Признаваться в этом, конечно, не комильфо. но я стала заядлой потребительницей сериалов» (Известия, 21.08.2007).

«Хору без малого 200 лет. Это такой Dice культурный бренд России, гарантирующий публике безусловное удовольствие, как ансамбль Александрова, например. Или Игоря Моисеева. «Так тебе еще и хор Александрова нравится?!» — от моих аргументов дело только услооїснилось… «А тебе нет? Ты у них на концерте когда-нибудь был?» — «Поют, конечно, здорово… Но как-то не комильфо признаваться…» «А вот в Америке, на которую мы столько десятилетий завистливо оглядывались, — комильфо. Принято гордиться своим» (Известия, 22.10.2007).

В последние десятилетия пользуются популярностью заимствования из английского языка, в том числе книжного характера:

«С другой стороны — сложился широкий национальный консенсус относительно необходимости пролонгации его правления» (Известия, 22.10.2007).

Индивидуально-авторский характер имеет использование славянизмов и слов высокого стиля:

«Кроме того, могут утверждать хулители, бизонов за рубежом и так уже пруд пруди, а на 135 тыс. рублей можно было бы взять опекунство над несколькими российскими пенсионерами» (Известия, 29.11.2007).

«Сколь можно судить, деятели молодежной программы «Наши Выборы» увлечены творчеством Д.Р.Р. Толкиена, у которого прилет большого количества орлов является признаком знаменательных событий» (Известия, 30.11.2007).

«Чернокожий отрок (на каждой «Фабрике звезд» есть свой чернокожий отрок) практически леоісит в кресле, широко раздвинув ноги, и кажется, сладко подремывая…» (Известия, 31.08.2007).

«С интересом — наипаче, поскольку каверзность процесса даже больше, чемуА.Б. Чубайса» (Известия, 14.02.2008).

«Вопрос, кому же тогда желает победы жена, остался без ответа. А вот почему он бежит печатного слова, господин Кох все-таки прояснил» (Известия, 27.11. 2007). «Бежать чего-либо» значит «избегать».

«… бывший премьер полностью отринул умеренность» ( Известия, 02.10.2008).

Фасцинативный эффект высокой и книжной лексики на страницах «качественных» «Известий» зависит, прежде всего, от того, что практически каждый читатель этой газеты интеллигентен и эрудирован, имеет одно, порой два высших образования. Узнавая сложные для понимания обычного человека слова, — читатель получает от автора комплимент своему уму и осведомленности. Это свидетельствует и о его соучастии в реализации авторского замысла.

Упражнения на развитие артистизма

Развитие артистизма у детей необходимо, поскольку способствует более полному развитию личности. Тем более, кто знает, может быть, из них в будущем вырастет знаменитый певец, актер или писатель. Обычно у творческих личностей их путь в большое искусство начинался именно с занятий в любительских театрах или танцевальных кружках в детстве.

Простые упражнения на развитие артистизма будут очень полезны людям, застенчивым от природы и стремящимся изменить себя, сделать лучше. Как известно из истории, многие выдающиеся личности в юности страдали недостатками и только с помощью упорных тренировок смогли добиться успеха. По легенде, знаменитый античный философ и оратор Демосфен поначалу был косноязычен, не умел выражаться четко и внятно, да вдобавок обладал неприятной привычкой подергивать плечом.

Репетируя на берегу моря, под шум волн, набрав в рот мелкие камешки, он развил речевой артистизм: научился говорить громко, ясно формулировать свои мысли и усовершенствовал дикцию. А от тика помог избавиться меч, который был подвешен под потолком и каждый раз больно колол оратора.

Современные психологи советуют людям, страдающим дефектами речи ( , шепелявость, картавость), больше говорить и даже петь: такая практика поможет разработать связки, разовьет уверенность в себе. Специалисты утверждают, что большинство болезней человека имеют соматический характер, то есть являются проявлениями нарушений в работе органов или реакцией на внешние воздействия.

Поэтому в качестве совета, как развить артистизм людям с ДЦП и простым взрослым, вполне сгодятся приведенные выше рекомендации. Главное – это не бояться трудностей и верить в свой успех.

Классификация видов паники

Существуют классификации паники по различным критериям.

По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую виды паники в психологии. В случае групповой и массовой паники охваченное ею количество людей разное: групповая — от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрозненные), а массовая — тысячи и более человек. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (корабль, дом и т.п.) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего количества.

По глубине охвата можно говорить о легкой, средней и полной панике.

Легкая паника констатируется тогда, когда задерживается транспорт, при неожиданном сильном сигнале и тому подобное. При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне это проявляется в недоумении, беспокойстве, напряженности мышц и т.

Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, ростом страха, податливостью внешним воздействиям (например, скупка товаров в магазинах при существовании слухов о повышении цен, при небольших транспортных авариях, различных стихийных бедствиях).

Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся недееспособностью и возникает при ощущении большой смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением — может бежать в неизвестном направлении, осуществлять различные хаотические действия, поступки, которые исключают критическую их оценку, рациональность и этичность (классическим примером является паника на кораблях «Титаник» и «Адмирал Нахимов», в последнем случае скорость событий не позволила развернуться панике полной мере, а также во время войн, землетрясений, ураганов, пожаров и т.п.).

По продолжительности выделяют следующие виды паники: кратковременную — от нескольких секунд до нескольких минут (паника в автобусе, потерял управление), достаточно длительную — от десяти минут до нескольких дней (землетрясение), пролонгированную — от нескольких дней до нескольких недель (паника во время блокады Ленинграда, после аварии на ЧАЭС). В.О. Моляко вводит понятие «непрерывная паника», которое характеризовало положение дел после аварии на ЧАЭС.

Люди, которые были охвачены паникой, проявляли такие особенности поведения:

  1. Неадекватную оценку ситуации, преувеличения опасности, стремление спастись бегством;
  2. Повышенную суетливость, хаотизм поведения, или его заторможенность;
  3. Снижение дисциплины, работоспособности;
  4. Поиск успокаивающих средств (лекарств, алкоголя)
  5. Стремление получить информацию, повышенный интерес ко всем сообщениям, слухам, новостям.

Как можно применять артистизм в повседневной жизни

Принято считать, что с точки зрения психологии женщина – существо более гибкое, чем мужчина. Причин этому множество: стандартные табу для мальчиков в современном обществе на открытое проявление своих эмоций, многолетнее стереотипное восприятие настоящего мужчины, как расчетливого, хладнокровного, полностью закрытого супермена.

Диагностика уровня развития артистизма в средней группе школьников обычно демонстрирует ошеломляющие результаты, но со временем, взрослея, дети учатся скрывать свои настоящие чувства, становятся замкнутыми. В некоторых обществах, например, в средневековой Японии, отказ от искренней демонстрации своих чувств и свободы проявления воли заменяли беспрекословным подчинением, считая, что именно в этом состоит истинный путь (дао) воина.

К счастью, современные правила морали более лояльны к персональным чувствам. Именно поэтому из мужчин иногда выходят прекрасные актеры. Однако вернемся к артистизму и его пользе – явной или мнимой. Человек, в большей или меньшей степени, живет своими настроениями, переживаниями: первая любовь, успешная сдача экзаменов, развитие карьеры, покупка нового автомобиля – все эти события вызывают определенные химические реакции в мозгу, внешне выражающиеся в эмоциях.

Не было бы яркого отклика на какие-либо события – исчезла бы серьезная составляющая жизни человека. Но иногда открытые, неконтролируемые эмоциональные вспышки «по системе Станиславского» не столько помогают, сколько вредят. Один из самых характерных примеров – покер, точнее прием, применяемый игроками (блеф).

В английском языке выражение «с лицом, как в покере» служит синонимом непроницаемого, скрытного игрока, поступки которого тяжело просчитать. Сильный соперник должен внушить остальным участникам игры, что у него на руках хорошие карты, а для этого нужно овладеть блефом в совершенстве.

В реальной жизни ведущий себя с достоинством, буквально излучающий уверенность человек имеет гораздо больше шансов получить вакансию, кредит в банке или повышение, чем запинающийся, робкий и слишком нервный. Это могут подтвердить работники рекрутинговых агентств: по статистике, работодатель, при всех прочих равных условиях (уровень квалификации, опыт работы, возраст), выберет соискателей, умеющих четко выражать свои мысли и контролировать эмоции.

Блок 1. Представление. Что такое репрезентация знаний?

В когнитивной психологии одним из самых важных структурных элементов познавательного аппарата человека называют процесс репрезентации знаний.Репрезентация (фр. representation — представительство) — это опосредованное отображение в сознании человека образов восприятия предметов, событий. Существуют различные теории, по-разному объясняющие процесс репрезентации знаний. Так Роберт Солсо () выделяет пять моделей:

1.1. Кластерная модель.

Все понятия объединены в кластеры. Существует признаки, которые позволяют объединять в группы. Так, например, воробей, орел, страус легко размещаются в группу: птицы. Воробей, синица, снегирь, трясогузка в кластер: певчие птицы. Беркут, орел, сокол в группу: хищные птицы. В тоже время, страус, курица, гусь, корова, овца – это группа домашних птиц и животных. Страусы, зебры, антилопы гну – это представители фауны Африки.

1.2. Теоретико – множественная модель.

Все понятия представлены в виде групп элементов, скоплений информации. Отличие этой модели от кластерной в том, что кроме ряда типичных элементов одной группы существует разделение по атрибутам, свойствам элементов, по ассоциациям. Так домашние животные умеют бегать, соответственно страус также бегает или представители фауны Африки постоянно мигрируют, соответственно страусы мигрируют. Атрибутами, объединяющими элементы, являются понятия: бегать и мигрировать.

1.3. Модель сравнительных семантических признаков.

Эта модель отличается от предыдущих тем, что выделяются ключевые свойства понятия, определяющие признаки и характерные признаки, являющиеся не ключевыми, случайными. При сравнении понятий субъект склонен выделять сначала типичные, определяющие признаки, по которым происходит объединение в группы и только затем могут выделяться условные, случайные признаки. Так смартфон в первую очередь — это средство связи точно также, как и стационарный телефон, при этом смартфон — это устройство для игр во вторую очередь, а стационарный телефон — это вторично элемент обстановки.

1.4. Сетевая модель.

Понятия связаны между собой ассоциациями, набором свойств. Так собака – это животное. Это домашнее животное. Это друг. Это защитник. Это любимец. Это существо с четырьмя лапами. Собака лает. Собака может скулить. Подобные признаки, характеристики существуют не сами по себе, а соединены в обширные сети. Слово собака связано со многими другими словами, при этом наборы свойств отображаются на разных уровнях, узлах.

1.5. Нейрокогнитивная модель.

Данная модель предполагает, что знания человека представлены в форме организации нейронных сетей. Точно также, как каждый нейрон связан тысячами синапсов с другими нейронами, каждое понятие связано с другими понятиями множественными отношениями. Возникают ассоциативные связи между словами, порождающие поток и постоянный переход от начального стимула, раздражителя в любом возможном направлении.

Фасцинация это в психологии

Фасцинация в психологии это результат воздействия, зависимый от посторонних факторов (помех), на поведение человека, с помощью значимой для него информацией. Такие помехи способны возникать во время передачи информации, то есть в канале связи, или в самом мозгу. Если в мозгу, то перебои генерируются мозговыми механизмами, специально за это ответственными, которые выступают в качестве фильтров, ухудшающих качество информации по ее пути к принимающей системе.

Психологическая фасцинация примеры ее наиболее часто встречаются в психотерапии в использовании гипноза, когда пациент сосредотачивает взгляд на гипнотизирующем специальном предмете, например, блестящем шарике на цепочке.

Может быть, также фасцинация впечатлений от знакомства. Она создается в тот момент, когда происходит знакомство между людьми, обмен взглядами, и такие элементы, как доброжелательная улыбка, ласковый взгляд, ласкающий слух тембр, приятный тон стимулируют потерю качества вербальной информации и способствуют созданию хорошего впечатления.

Воздействие фасцинации происходит благодаря определенным структурам мозга, связанным с фасцинацией, которые оптимальным способом стимулируют поведение, особенно в острых экстремальных ситуациях. Эти структуры могут действовать также помимо сознания, или даже имеют возможность отключить его.

Фасцинация впечатлений может случиться, когда человек очень сильно перенимается созерцанием красоты природы или произведения искусства.

Фасцинация примеры, которые можно наблюдать в повседневной жизни. Люди сходят с ума от любви, от еды, алкоголя, игровых автоматов. Поскольку сознание сужается, восприятие становится тоже очень узким, широта внимания не может охватить сразу несколько стимулов, поэтому создается конкретная направленность на предмет. Влюбленный человек думает о своей половинке, у голодного перед глазами стоит еда, игрок думает о возможности выиграть.

Процесс фасцинации мало изучен, но существует теория, согласно которой во время самого фасцинативного воздействия в структурах мозга формируется своего рода фильтр, через который проходит информация, обладающая сильной энергетикой, она отключает антисуггестивные барьеры (доверие, мораль, этику, критическое мышление) вследствие чего, проникает на осознанный уровень и оттуда руководит человеком. Это только теория, на самом деле единственного мнения по поводу этого процесса нет, и никто не придумал возможности исследовать этот механизм.

Возможна психологическая фасцинация примеры, которую можно наблюдать все время – это человеческая речь. Она тоже может быть разной: монотонное бормотание, эмоциональная речь, выразительная, побуждающая. С помощью такой интонированной речи можно управлять сознанием людей, побуждать их к определенным действиям, направлять их поведение в нужном русле, когда сами люди имеют, совершено противоположные мысли и желания действовать. Таким методом, пользуются рекламщики, политики, актеры. Человек может уберечься от нежелательного воздействия, если будет критически настроенным, но когда работают профессионалы, даже это не помогает.

Наиболее распространенным приемом, с помощью которого выключаются сознательные барьеры, есть ритм. Современная музыка с повторяющимися звуковыми колебаниями есть отличным примером фасцинирующего воздействия. На музыкальных концертах фанаты становятся неуправляемыми, они погружаются в состояние транса, из которого им трудно выйти и по окончании концерта, они потом еще долго отстукивают ритм музыки. В поэзии также есть ритм – это чередование безударных и ударных слогов, повторение строфических форм, рифм. В видеоряде ритм отображается в последовательности ярких картинок, кадров, врезающихся в память.

Фасцинация может выражаться в таком приеме, как внесение неясности во что-то, имеются в виду: недомолвки, полутона, неопределенность, которая заставляет человека задуматься и порождает, таким образом, своеобразную цикличность. Такой прием используется в техниках НЛП. Не договорив чего-то, не завершив мысль, человек, таким образом, оставляет область для фантазирования других.

Так же, как и ритмичность, так и сбой ритма является приемом фасцинации

Ритм, против которого создается антирезонансная защита, переключение на другой ритм – хороший способ удержать внимание человека

Очень действенным методом является юмор. Он проходит прямо на бессознательный уровень психики. С помощью юмора в психику вводятся такие вещи, которые в обыкновенной обстановке могут быть отторгнутыми или могут вызвать совсем другие чувства.

Метод фасцинации

Фасцинация составляет информацию, которая имеет двойное воздействие на человека. Сама суть информации апеллирует к интеллекту, тогда как ее носитель и сила направлены на возбуждение эмоциональной сферы. Поскольку люди делают поступки, в большинстве случаев под воздействием эмоциональных побуждений. Получается, что большая часть человеческой жизни будет находиться в прямой зависимости от поступающей информации, если пустить на самотек процесс, регулирующий с помощью эмоций поведение и восприятие человека. В каком-то смысле, люди становятся роботами. Поэтому очень часто они делают неадекватные поступки, про которые сначала не задумываются, но потом понимают, что могли действовать иначе и жалеют о своих поступках.

Фасцинация имеет очень сильное воздействие, если человек не будет развивать в себе критическое мышление, он будет гораздо больше восприимчив к фасцинации, чем может поставить под угрозу свою жизнедеятельность. Выше уже говорилось о способах воздействия фасцинации на человека. Но именно его применение в психотерапии имеет специфические особенности.

Метод фасцинации в психотерапии также называют методом Фариа. Ж. Фариа португальский психотерапевт, во время своего путешествия в Индии общался с факирами и позаимствовал у них этот метод, подкорректировал его и ввел в психотерапию.

Процесс фасцинации начинается с расположения психотерапевта и пациента, они должны находиться на расстоянии до полуметра, психотерапевт должен сидеть немного выше пациента, смотреть ему в глаза, не мигая. Одновременно психотерапевт хватает пациента за плечи, начинает медленно раскачивать его вперед-назад и смотреть прямо на переносицу. При этом психотерапевтом говорятся примерно такие слова: «Смотрите мне прямо в глаза. Ваши глаза становятся тяжелыми, они устают. Но вы их не закрываете. Веки тяжелеют, будто наливаются свинцом. Все тело становится тяжелым». Несколько секунд паузы. Если пациент начинает моргать во время паузы, психотерапевт должен проявить большую уверенность и твердость голоса: «Вы моргаете, а теперь ваши глаза закрываются, и вы засыпаете». Когда пациент закрыл глаза, психотерапевт кладет на них пальцы и продолжает: «Ваши веки слепились, и вы не можете открыть их до тех пор, пока я не прикажу». Далее, продолжается монотонное внушение, вызывающее сонливость. Достигнув необходимого отсутствующего состояния человека, происходит самая важная часть, человеку внушается необходимая информация.

Есть люди, утверждающие, что такой метод не действен, а психотерапевт просто ставит театральный спектакль и демонстративно играет свою роль. На самом деле такой метод требует от психотерапевта немало усилий и определенной практики. Он должен ежедневно тренировать свой взгляд, фиксируя его на разных предметах на расстоянии менее полметра, смотреть на него не моргая, пока возможно.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Причины паники

Причины, которые способствуют возникновению или усилению паники, достаточно разнообразны, и несмотря на это, их можно объединить в три группы — физиологические, психологические и социально-психологические.

К первой группе относятся явления, которые вызывают возникновение условий для паники, физически ослабляют людей. Это, в частности, усталость и депрессия, голод и опьянение, длительная бессонница или психическое потрясение. Каждая из упомянутых причин серьезно ослабляет способность человека быстро и правильно оценивать ситуацию, возникающую внезапно.

Ко второй группе относят такие психологические явления, как сильное удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, осознание бессилия перед опасностью.

К третьей группе относятся отсутствие групповой солидарности, потеря доверия к руководству, дефицит или избыток информации, увеличивающий напряжение. Это также ведет к уменьшению возможностей рациональной и правильной оценки ситуации.

Предотвращение паники

Реагирование людей на различные катастрофы, аварийные ситуации, как и в давние времена, очень часто заканчивается паникой. Поэтому так важен ответ на вопрос: как предупредить и остановить панику, если она уже началась?

Один из главных предупредительных методов — это организация эффективного руководства с одновременным формированием доверия к этому руководства. Не менее важным для предотвращения паники является знание членами группы своих функциональных обязанностей, обстоятельств, причин сложившейся возможность получения достоверной информации о них. Отсутствие информации всегда порождает неуверенность, а при таких условиях панику отвлечь труднее.

Знание динамики паники дает возможность выработать рекомендации и приемы, направленные на ее остановки, предупреждение.

Динамика паники выглядит следующим образом.

Во-первых, для возникновения паники необходимо стимул (крик «Пожар» подкрепляется запахом дыма).

Во-вторых, паника начинается с реакций отдельных индивидов, составляющих толпу. Это, как правило, тревожные люди, неупорядоченные движения которых активизируют чувство страха, отчаяния. Далее паническое состояние под влиянием заражения охватывает все большее количество людей. Затем все начинается паническое движение без обдуманного плана и прогнозирования последствий.

Кульминация наступает в момент психического перенапряжения у людей. Переломный момент сопровождается криками погибающих в давке или паническом бегстве. Толпа редеет и постепенно наступает покой.

На первом этапе, когда паника только начинается, ее может остановить только громкое и властное убеждение. На втором — спланированные и уверенные приказы тех личностей, которые не поддались панике. На третьем — применение сверхсильного раздражителя, который выводит людей из состояния шока или потрясения. Так, в армейской практике применяется предупредительный выстрел, в кинотеатре это может быть громкий, переданный через мегафон приказ о прекращении паники со следующими указаниями, куда и каким образом двигаться к выходу. Известны случаи, когда в театрах во время пожара вся труппа выходила на сцену и выполняла национальный гимн или хорошо известную хоровую песню

В этой ситуации люди хоть на миг, но останавливаются, переключая все внимание на сцену. Этого бывает достаточно для того, чтобы установить с ними контакт и организовать эвакуацию

Скажем, подается команда: «Стоять на месте!», «Ложись!», «Все назад!» И др. первый, кто выполняет команду, становится образцом для подражания.

Таким образом, паника является важным социально психологическим феноменом, исследование которого позволяет объяснить некоторые процессы, происходящие в социальных группах или обществе в особые периоды их жизнедеятельности.

««« Назад  Начало  Вперед »»»

Понятие «артистизм»

С точки зрения эстрады и сценического искусства в данную категорию включаются:

  • способность быстрой перестройки в соответствии с внешней обстановкой;
  • изменение манеры поведения, темпа речи, артикуляции;
  • гибкая адаптация к новым правилам игры, умение принять ситуацию, не изменяясь внутренне.

Не нужно путать составляющие артистизма с лицедейством или фиглярством: это абсолютно разные проявления, хотя неискушенному в тонкостях могут показаться одним и тем же. А вообще, как утверждал великий Шекспир, к сцене и ее подмосткам можно причислить весь мир. Стало быть, и самый обычный человек, не задумываясь об этом, играет каждый день какую-то свою роль, особенно важен .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.