- Нормативная база
- Методы определения начальной максимальной цены
- Когда можно указать конкретное наименование товара
- Параметры эквивалентности
- Указание марки без эквивалента
- Как искать информацию
- Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
- Расходы не оправдались
- Как выявить и минимизировать необоснованные расходы
- Обоснование при формировании плана закупок
- Самоизоляция и режим повышенной готовности
- Понятие и виды обоснования закупки
- Метод сопоставимых рыночных цен
- Что включить в запрос о предоставлении коммерческого предложения
- Цены получены. Что дальше?
- Расчет коэффициента вариации
- Расчет цены
- Меньше трех… Что делать?
Нормативная база
Напомним, что правилам определения Н(М)ЦК посвящена статья 22 Закона № 44‑ФЗ «Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Дополнительно к закону Минэкономразвития России выпустило приказ от 2 октября 2013 года № 567, которым утвердило Методические рекомендации по применению методов определения Н(М)ЦК (далее — рекомендации). Минэкономразвития России всегда озвучивало свою позицию, что это всего лишь рекомендации, но за неимением других они применяются согласующими и контролирующими органами как обязательные правила.
Кроме того, Закон № 44‑ФЗ позволяет на уровне субъекта РФ разрабатывать и применять свои методики определения Н(М)ЦК. В качестве примера можно привести распоряжение Правительства Москвы от 16 мая 2014 года № 242‑РП «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы» (далее — Распоряжение № 242-РП).
Методы определения начальной максимальной цены
Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
- затратный метод;
- проектно-сметный метод;
- тарифный метод;
- нормативный метод.
Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.
Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики). Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).
Идентичные товары по ч. 13 ст. 22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.
Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.
При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.
В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:
- страна происхождения товара;
- производитель товара;
- характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
- качество товара;
- взаимозаменяемость товаров;
- вид и объем товаров.
При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:
- коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
- общедоступные сведения о рыночных расценках;
- информация от размещения запросов в ЕИС.
В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:
- Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
- Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
- Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
- Разместить запрос цен в ЕИС.
- Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
- Проанализировать полученную ценовую информацию.
- Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
- Удостовериться в однородности ценовых сведений.
Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.
При использовании проектно-сметного метода используют:
- проектную документацию;
- сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
- положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
- информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.
Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.
Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.
Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.
Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним. При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.
Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Когда можно указать конкретное наименование товара
Закон № 44-ФЗ не позволяет заказчикам указывать в документации марку либо наименование объекта закупки. Закон № 223-ФЗ прямо такого запрета не содержит, однако контролирующий орган при поступлении жалоб со стороны участников может обязать заказчика конкретное наименование из документации исключить. К слову, это относится не только к марке или товарному знаку, но и к прочим характеристикам, присутствие которых в документации ограничило бы количество участников закупки.
Однако в следующих случаях заказчику позволено указать в документации конкретную марку, фирменное наименование, производителя либо иные подобные характеристики:
- если нет другого способа описания объекта закупки;
- если товар закупается совместно с работами или услугами.
Обязательным условием при этом является включение в документацию фразы «или эквивалента», а также указание параметров эквивалентности. Бывает, что требование к марке товара заложено в проектной или конструкторской документации. В этом случае в закупочной документации необходимо указать, что встречающееся в проектной документации название марки следует читать как «марка или эквивалент» с указанными параметрами эквивалентности.
Параметры эквивалентности
Прописывать параметры эквивалентности требует законодательство. Кроме того, это полностью соответствует интересам самого заказчика. Если не указать эти параметры, то формально под характеристики объекта закупки можно «подогнать» практически любой продукт. Контролирующий орган может заставить заказчика одобрить заявки участников с совершенно несоответствующими предложениями, ведь если параметры заменителя не прописаны, то посчитать эквивалентом можно очень многие товары.
Указание марки без эквивалента
В отдельных случаях заказчику разрешается не указывать фразу «или эквивалент» — например, при закупке запчастей и комплектующих, а также в случае, когда объект закупки будет эксплуатироваться совместно с другими товарами, которые ранее были приобретены заказчиком.
При отказе от формулировки «марка или эквивалент» нужно обосновать необходимость покупки именно этого товара. В качестве такого обоснования может выступать техническая документация производителя оборудования, уже имеющегося у поставщика, совместно с которым будет использоваться новый товар. В ней должно быть указано, что применение запчастей, комплектующих или расходных материалов других производителей может привести к негативным последствиям — выходу оборудования из строя, ухудшению его производительности, нарушению условий гарантийного обслуживания.
Обратите внимание, что порой в технической документации производителя содержатся рекомендации по использованию тех или иных комплектующих и «расходников», а не прямой запрет на применение товаров других производителей. Так вот, рекомендательный характер таких положений технической документации далеко не всегда является основанием для указания марки товара в описании объекта закупки без формулировки «или эквивалент»
На практике участники зачастую в подобных ситуациях подают жалобы на заказчика, а контролирующий орган их нередко удовлетворяет.
Как искать информацию
Следующий проблемный момент, связанный с применением метода сопоставимых рыночных цен, — получение ценовой информации заказчиком. В рекомендациях Минэкономразвития России процедура сбора информации не разделена, но по сути ее можно разделить на три больших раздела:
- прямые запросы (запрос коммерческих предложений);
- информация из открытых источников (в основном из интернета);
- статистика прошлых торгов (данные с официального портала госзакупок).
И здесь опытные заказчики всегда точно подскажут логику из своей практики (это касается явного расхождения цен в данных источниках информации). Самые адекватные техническому заданию, но при этом однозначно завышенные цены можно получить, запросив коммерческие предложения. Самые низкие цены показывает статистика прошлых торгов, поскольку это цена после всех закупочных процедур на снижение. Самые неадекватные цены — из открытых источников.
Итак, мы выделили три метода сбора информации (рынок, статистика, открытые источники), теперь возникает вопрос: можно ли их совмещать? И второй вопрос: как совмещать? Можно совмещать простым суммированием и затем выводить среднее, а можно посчитать среднее между средними по методам сбора. Четких указаний по данному поводу также нет. Однако исходя из рекомендаций ценовые данные равноправны для усреднения, вне зависимости от способа сбора информации. Получается, что заказчик может качнуть Н(М)ЦК в любую сторону: собрав множество данных, поставить в расчет больше дорогих коммерческих предложений, или наоборот, снизить цену, использовав статистику прошлых торгов.
Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.
Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22
В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий
Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.
Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.
Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.
От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.
От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.
Способ проведения закупки | НМЦК | Сроки размещения |
Открытый конкурс | Независимо от суммы | В пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам |
Электронный аукцион | Более 3 млн. р. | Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок |
Менее 3 млн. р. | Как минимум за 7 рабочих дней | |
Запрос котировок | Свыше 250 тыс. р. | Минимум за 7 рабочих дней |
Менее 250 тыс. р. | Минимум 4 рабочих дня | |
Запрос предложений | Независимо от суммы | Как минимум за 5 дней до запроса |
Расходы не оправдались
Из Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала.
Данной позицией руководствуются суды при вынесении решений по вопросам признания расходов при отсутствии экономического эффекта деятельности.
Так, как следует из Постановления ФАС Уральского округа от 2 декабря 2010 г. N Ф09-2354/10-С3, по мнению налогового органа, налогоплательщиком был занижен налог на прибыль в результате неправомерного учета расходов на освоение природных ресурсов. Суд при вынесении решения сослался на разъяснения, данные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2009 г. N 10592/09, согласно которым освоение природных ресурсов и добычу полезных ископаемых нельзя произвести без строительства скважин, и пришел к выводу о том, что налогоплательщик не может быть лишен права на признание понесенных им расходов в качестве экономически обоснованных и оправданных затрат на основании того, что часть произведенных работ на участке недр не принесла реального финансового результата (непродуктивная скважина была ликвидирована до ввода ее в эксплуатацию).
Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов установлен ст. 325 НК РФ, согласно которой в случае, если скважина оказалась (признана) непродуктивной, расходы налогоплательщика, осуществляемые по ликвидации такой скважины, относятся в состав расходов, учитываемых по данному объекту в налоговом учете, в порядке, установленном ст. 261 НК РФ. Эта же норма НК РФ предусматривает, что в случае, если осваиваемый участок (часть территории осваиваемого участка) признается налогоплательщиком бесперспективным либо продолжение его освоения признается нецелесообразным, суммы расходов, осуществленные по освоению данного участка, также включаются в состав прочих расходов в общем порядке, предусмотренном ст. 261 НК РФ.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 7 декабря 2011 г. N А21-3134/2011 (Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 9 апреля 2012 г. N А21-3134/2011 данное Постановление оставлено без изменения) также отмечает, что освоение природных ресурсов и добычу полезных ископаемых нельзя произвести без строительства скважин. Поэтому то обстоятельство, что часть произведенных работ на названном участке недр не принесла реального финансового результата (скважина была законсервирована до согласования проекта лицензионного соглашения), не может лишать налогоплательщика права на признание понесенных им расходов в качестве экономически обоснованных и оправданных затрат.
Обоснованность расходов в целях применения гл. 25 НК РФ должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности, и не зависеть от результата такой деятельности.
Однако аналогичные выводы формулируются арбитражными судами не только в отношении расходов на освоение природных ресурсов.
Как следует из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2011 г. N А56-60826/2010, в результате проверки налоговый орган пришел к выводу, что обществом неправомерно уменьшена налогооблагаемая база по налогу на прибыль на затраты, не связанные непосредственно со строительством и проектированием завода, а также не представлено доказательств, свидетельствующих о реализации проекта, в связи с чем налоговым органом не были приняты расходы по данной операции.
Однако ФАС Северо-Западного округа не принял довод налогового органа о том, что затраты не направлены на получение экономической выгоды, мотивированный тем, что общество не приступило к реализации проекта, земельный участок за проектом не закреплен, границы земельного участка под строительство завода не утверждены, подтвердив вывод судов нижестоящих инстанций относительно того, что недостижение запланированного результата налогоплательщиком не может являться основанием для признания произведенных обществом затрат экономически неоправданными, поскольку налоговое законодательство не исключает возможности получения убытка от предпринимательской деятельности.
Как выявить и минимизировать необоснованные расходы
Выявление необоснованных расходов организации является приоритетной целью ее руководства. Принятые вовремя меры помогут не только избежать проблем в ходе налоговых проверок, но и обнаружить внутренние резервы, позволяющие получить больше дохода, сэкономить ресурсы. Как правило, начинают с внутреннего аудита, в ходе которого сплошным или выборочным методом проверяется, соответствуют ли затраты:
- технологии производства, характеру экономической деятельности по существу;
- нормативам, установленным внутренними документами организации или законодательством РФ (нормы списания ГСМ, командировочные расходы, расходы на производство продукции на основании внутренних расчетов экономической службы, и др.);
- критерию экономической целесообразности.
Проверяются оправдательные и иные документы, отражающие затраты, правильность оформления, наличие необходимых реквизитов (во избежание претензий при проверках и т.п.).
Прежде чем подписать договор с контрагентом, предполагающий расходы, необходимо рассчитать его экономические последствия. На основании полученных данных руководитель принимает решение, считать будущие затраты обоснованными либо нет. Так, если ИФНС отказывает в возмещении крупной суммы НДС, то привлечение консультанта-профессионала с оплатой услуг существенно ниже спорной суммы будет экономически обоснованным. В то же время проведение маркетинговых опросов потенциальных потребителей, если у фирмы нет проблем с реализацией продукции, обоснованным назвать нельзя, поскольку их экономическая выгода не поддается оценке.
Полностью избежать экономически необоснованных расходов, даже в части, ограниченной статьями НК РФ, как правило, не удается.
Следует установить внутренние лимиты таких расходов и контролировать их соблюдение:
- командировочные расходы, проезд с учетом статуса и категорий работников;
- представительские расходы, аналогично предыдущему пункту;
- расходы на подарки к праздникам и юбилеям;
- расходы культурно-массовые мероприятия.
Обоснование при формировании плана закупок
При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план закупок. В обосновании Заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в т.ч. наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятые согласно ст.19 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие.
Цели осуществления закупок (ст.13 44-ФЗ):
Обеспечение реализации мероприятий государственных и муниципальных программ;
Обеспечение исполнения международных обязательств, реализации межгосударственных программ, исполняемых не в рамках государственных и муниципальных программ;
Обеспечение выполнения иных функций и полномочий органов власти (органов местного самоуправления).
Форма обоснования закупок при формировании и утверждении плана закупок скачать образец (doc, 40 Кб)
Самоизоляция и режим повышенной готовности
Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», принятый в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, стал основой для аналогичных указов глав регионов в остальных регионах России. Однако на момент его подписания и многочисленных редакций он был отнюдь не бесспорным с юридической точки зрения.
Так, с одной стороны, он опирается на ч. 6 ст. 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в соответствии с ним устанавливает режим повышенной готовности. При этом п. «а» ч. 10 ст. 4 данного закона допускает при введении такого режима ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. В связи с этим меры по ограничению передвижения по территории, вводимые Указом Собянина, как и нормативными правовыми актами, например, в Башкортостане и Татарстане, имеют юридическую основу. Заметим, что меры эти разнятся — так, в Москве продолжает работать общественный транспорт, тогда как в Татарстане межмуниципальные перевозки остановлены, а в Башкирии и вовсе введен запрет на въезд личного транспорта, не зарегистрированного на территории муниципальных районов и городских округов. Однако есть и , что в законе подразумевается не запрет на передвижение внутри города, а закрытие въездов и выездов на территорию ЧС.
С другой — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предполагает также режим чрезвычайной ситуации при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Однако Указ мэра Москвы, а также указы глав регионов и постановления региональных правительств вводят именно режим повышенной готовности. И хотя многие граждане сочли меры, принятые органами власти, допустимыми при режиме чрезвычайной ситуации и высказываются о неправильном наименовании введенного режима, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является правовой основой только для осуществления мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, закон, на который ссылается принятый в Москве Указ, ставший образцом для подписания аналогичных документов в регионах, не содержит в себе оснований для введения полного спектра мер по ограничению прав людей. И хотя введение этих ограничений считается оправданным, следует понимать, какие же нормативные правовые акты могут действительно стать правовым основанием для них.
Понятие и виды обоснования закупки
Обоснование – это документ, в котором заказчик доказывает необходимость каждого условия закупки для достижения поставленных целей. Составление обоснования происходит на этапе планирования госзакупки, а готовый документ проверяется надзорными органами, в том числе антимонопольной службой.
Правовое регулирование обеспечения закупок реализуется:
- ;
- ;
- местными нормативными актами.
описывает понятие обоснования и указывает, какие условия нужно обосновывать, в приведен порядок составления документа и его типовая форма, а местное законодательство определяет сроки подготовки обоснования и дополнительные требования к содержанию документов.
Обоснование должно содержать наглядное представление, как конкретное условие позволяет достичь цели закупки. Такими целями могут быть:
- реализация госпрограмм;
- выполнение обязательств перед другими государствами;
- обеспечение функционирования структуры заказчика.
Например, целью заказа на постройку жилого массива будет реализация госпрограммы «Жилище», а целью заказа оргтехники и расходных материалов – поддержание функционирования муниципального заказчика.
Метод сопоставимых рыночных цен
Этот метод также называют методы анализа рынка. Он является приоритетным.
Прежде всего заказчик должен изучить рынок на предмет предложения товаров, работ и услуг, подходящих под его потребности. Далее нужно выбрать то, что подходит больше всего. При этом выбранные объекты делятся на идентичные и однородные:
- Идентичные объекты имеют одинаковые с необходимым заказчику объектом общие характеристики и признаки. Однако они могут незначительно отличаться по некоторым параметрам, что не принимается в расчет.
- Однородные объекты обладают сходными характеристиками и состоят из похожих компонентов с объектом, который необходимо закупить заказчику. Они предназначаются для исполнения тех же функций, что и предмет потребности заказчика, и могут быть взаимозаменяемыми. В отношении товаров при определении однородности также учитывается их качество, репутация и страна происхождения. В отношении услуг и работ имеет значение качество, объем, вид, уникальность и взаимозаменяемость.
Далее заказчику нужно получить информации о ценах выбранных объектов. Методика следующая:
- Выбирается 5 поставщиков, информация о которых содержится в свободном доступе. Они должны обладать определенным опытом. Этим поставщикам направляются запросы коммерческого предложения.
- Запрос о коммерческом предложении размещается в ЕИС.
- В реестре контрактов ищется информация об исполненных контрактах за последние 3 года. В расчет берутся контракта, которые выполнены без штрафов и неустоек.
- Анализируются общедоступные источники, в которых публикуются цены.
Что включить в запрос о предоставлении коммерческого предложения
Целесообразно включить в запрос описание объекта закупки, причем максимально подробное. Кроме того, нужно включить условия контракта и сроки, в которые заказчик хотел бы получить ценовую информацию от поставщика. Также следует указать, что предоставление информации не влечет для сторон никаких последствий и обязательств.
Цены получены. Что дальше?
Итак, в итоге заказчик получил некоторые цены от поставщиков, из ЕИС и открытых источников. Эти ценовые данные нельзя считать окончательными — их можно изменить в большую сторону.
Цены, которые получены из реестра контрактов, увеличиваются в зависимости от вида процедуры, посредством которой был этот контракт заключен:
- полученные из контрактов с единственным поставщиком цены не изменяются;
- полученные из конкурсов увеличиваются не более, чем на 10%;
- из аукционов — максимум на 13%;
- из запросов котировок — на 17%.
К прочим ценовым данным можно применять различные коэффициенты для учета влияния разных факторов, в частности, изменение курса валюты, условий налогообложения, гарантии, доставки и так далее. Можно применить коэффициент, базирующийся на изменении индекса потребительских цен:
где:
- kпп – коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
- tф – срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
- t – месяц проведения расчетов НМЦК;
- ИПЦt – индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от до включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики.
Также можно использовать всевозможные калькуляторы для расчета подобных коэффициентов, чтобы не тратить время на ручной подсчет
Расчет коэффициента вариации
Закон требует от заказчика использования в расчете НМЦК не менее трех цен. Для того чтобы определить однородность выборки, нужно рассчитать коэффициент вариации:
где:
- V – коэффициент вариации;
- ц – средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
– среднее квадратичное отклонение, где цi – цена единицы закупаемого товара, работы или услуги, указанная в источнике с номером i, а n – количество значений, используемых в расчете.
Если коэффициент не выше 33%, анализ можно считать удовлетворительным. Если коэффициент превышает это значение, рекомендуется анализировать рынок дальше.
Расчет цены
НМЦК рассчитывается по формуле:
где:
- НМЦКрын – НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- v – количество или объем закупаемого товара, работы или услуги;
- n – количество значений, используемых в расчете;
- i – номер источника ценовой информации;
- цi – цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов или индексов.
Меньше трех… Что делать?
Разовьем дальше ситуацию с рекомендацией заказчикам подбирать не менее трех ценовых значений для расчета Н(М)ЦК. Рассмотрим случай, когда заявитель не может подобрать требуемых значений. Например, надо закупить 100 наименований популярных книг по 10–20 экземпляров. Собрать ценовые предложения по данной закупке не составит труда. Однако если закупить надо 100 экземпляров редкой и дорогой книги, поставить которую может только одно издательство, обладающее правами на ее переиздание? Что делать в этом случае? Рекомендовать заказчику формировать Н(М)ЦК по одному ценовому предложению в исключительных случаях? Но тогда необходимо их четко описать и установить достаточно жесткие рамки использования данного подхода, иначе бюджетные заказчики при любом удобном случае будут постоянно пользоваться этой возможностью — определять Н(М)ЦК на основе всего одного ценового значения.
Однако есть еще одно решение. Для расчета Н(М)ЦК можно взять цену одной такой редкой книги из открытых источников (прайс-лист издательства и еще двух магазинов) и умножить ее на 100. Заказчик справедливо взял цены, сложившиеся на рынке, а будет или не будет участвовать в закупке та или иная компания (есть ли у них в наличии такое количество) — формально заказчика не интересует. То есть рекомендованная форма расчета соблюдена — есть три значения, по которым можно посчитать среднее. Но всем понятно, что участвовать будет только одно издательство, и скорее всего по своей цене (обычно минимальной, поскольку нет торговой наценки, как в магазинах). И у добросовестного заказчика возникает вопрос: имеет ли он право принять минимальную цену? Ведь тем самым он ограничивает конкуренцию — заранее снижает цену и отсекает часть поставщиков. При этом нигде в законе и разъяснениях не описано, имеет ли он право (или должен ли в определенных обстоятельствах) брать не среднюю, а минимальную цену при расчете Н(М)ЦК. Эта ситуация также требует урегулирования.