Терапевтические истории эриксона

Личная жизнь

Эрик Эриксон женился в 1930 году. Его избранницей стала танцовщица и художница из Канады Джоан Моуэт Серсон. Знакомство пары состоялось на балу. Жена подарила мужчине двух сыновей и дочь. Находясь в браке, психолог принял христианство.

Эрик Эриксон с женой Джоан

Когда в 1933-м стало ясно, что приход к власти Адольфа Гитлера влечет за собой нацистскую угрозу, Эрик вместе с супругой и детьми уехал в Копенгаген. Обеспечить датское гражданство не получилось, поэтому семья перебралась в США, где этот вопрос не стоял так остро, а строить личную жизнь было проще.

В конце 1930-х психолог взял фамилию Эриксон, а фамилия отчима стала вторым именем.

Личность Милтона Эриксона

Биография этого ученого только подтверждает силу его духа. Не каждый может добиваться результатов с помощью только мышления и большого желания. Эриксон — пример сильного человека, смело идущего к своей цели. У него была цель — начать ходить, и он начал. Он хотел восстановить все двигательные функции организма — у него в молодом возрасте это получилось.

Также многие отзывались о нем как об оптимистичном человеке с отменным чувством юмора. Он никогда не позволял себе падать духом, верил в силу подсознания и движущие силы человека, которые могут делать практически невозможное. О силе его духа свидетельствуют цитаты Эриксона. Вот некоторые из них:

  • «Ничего по-настоящему не заканчивается, пока мы живы».
  • «Мы очень быстро обучаемся в ситуациях, которые нам не нравятся».
  • «И в каждой жизни должен дождь пролиться. И будут дни, что мрачны и печальны».
  • «Всегда ставьте себе реально выполнимую цель в ближайшем будущем» и так далее.

Истории Милтона Эриксона и его взаимодействие с пациентами свидетельствуют о сильном влиянии его на них. Ему нравилось косвенное влияние на людей — в ходе беседы, не указывая прямо на проблемы, Милтон изменял мышление и поведение человека.

Научная деятельность

В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией

Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом

Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.

В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.

На новом месте Эрик повторно отправился в племя юрок и завершил второе исследование. В 1950-м опубликовали книгу «Детство и общество», которая принесла ему известность. В ней описывались мысли относительно мира детства и влияния на него социума. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.

В период с 1951 по 1960 год Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными молодыми людьми. Параллельно он выступал в Университете Питтсбурга в качестве приглашенного профессора. В 1958-м опубликовали книгу ученого под названием «Молодой Лютер».

Вернувшись в Гарвард в конце 1960-х, он занимал должность профессора вплоть до 1970-го. В 1968-м вышла книга Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В 1973-м исследователь выступил чтецом на Джефферсонской лекции и получил высшую награду США от Национального гуманитарного фонда.

Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.

Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).

Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.

Милтон Эриксон: биография

В школу он пошел уже в Висконсине. Учеба давалась ему нелегко из-за дислексии. В 1919 году, после окончания школы, Милтон заболел полиомиелитом. Эта инфекция сказалась на всех системах его организма, и врачи прогнозировали ему недолгую жизнь, проводимую только в лежачем положении. Имея большой запас времени, будущий известный ученый тратил его на воспоминания и тренировку чувств, которые отвечают за восприятие. Он тратил месяцы на мысленную разработку необходимых ему движений для того, чтобы посмотреть в окно, взять ложку в руки и так далее. Не прошло еще и года после парализации всего тела, как Милтон Эриксон уже мог на костылях приходить в Висконсинский университет. Упорный физический труд привел к тому, что через два года молодой студент мог уже ходить без костылей, слегка прихрамывая, также у него увеличилась масса тела, решились все проблемы с позвоночником. Тщательно изучая работы Лурия и других психотерапевтов, Эриксон на основе своих ощущений вывел много принципов в работе с людьми с помощью гипноза и просто консультирования.

В 50 лет Милтона Эриксона настиг синдром постполиомиелита, после чего он смог восстановить свои силы лишь частично. Оставшиеся годы он провел в инвалидном кресле, а умер в 78 лет.

Принципы Милтона Эриксона и сейчас активно используются в медицине и психологии, помогая людям обрести душевное равновесие. Он не только увлекался гипнозом, но и верил в силу подсознания, которой отдавал львиную долю выздоровления и изменения личности человека.

Детство и юность

Эрик Хомбургер Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне и оказался плодом тайной связи Карлы Абрахамсен и неизвестного датчанина еврейского происхождения. В этот период женщина была замужем за биржевым маклером Вальдемаром Саломонсеном, поэтому сын получил его фамилию.

Психолог Эрик Эриксон

Спустя время Карла окончила курсы медсестры и сбежала в Карлсруэ, где прошли юные годы Эрика. В 1904-м мать мальчика сочеталась браком с педиатром Теодором Хомбургером. Спустя 7 лет отчим официально усыновил ребенка. Карла воспитывала сына в еврейских традициях.

Внешность мальчика не соответствовала национальности. В Еврейской религиозной школе приятели высмеивали его за светлые волосы и голубые глаза, а в обычной школе он терпел издевки за вероисповедание. Смешение идентичностей спровоцировало внутренний конфликт, и юноша все чаще задумывался о своем происхождении.

Будучи гимназистом, Эрик увлекался искусством, языками и гуманитарными науками. Отчим хотел, чтобы по окончании школы он поступил в медицинский институт, но пасынок стал учеником художественной школы в Мюнхене.

Вскоре молодой человек оставил обучение. Некоторое время он путешествовал по Европе, посещая города Германии и Италии в компании друга детства Питера Блоса. Эриксон зарабатывал продажей эскизов, но понимал, что никогда полноценно не свяжет биографию с искусством. Вернувшись в Карлсруэ, он принял предложение Блоса переехать в Вену и стать учителем живописи в местной школе.

Педагогический талант наставника оценила богатая заказчица, которая наняла его для обучения детей. Слухи о том, что Эриксон отлично ладит с малышами и подростками, разошелся по округе. Наставника начали приглашать другие родители. Среди них были друзья Анны и Зигмунда Фрейд.

Техники психотерапевта

Техники Милтона Эриксона в практике гипноза широко используются во многих странах мира. Развивая в других положительное отношение к себе и всему миру, он совершенствовал свои терапевтические техники в работе с клиентами. Существует несколько известных техник наведения транса Эриксона.

  1. Скажите «Да» — в процессе беседы психотерапевт использует утверждения, с которыми клиент постоянно соглашается, усыпляет его бдительность, и на утверждение, с которым он, может быть, и не согласен, он тоже отвечает «да».
  2. Разрыв шаблона — поведение, несвойственное в конкретной ситуации. Собеседник находится в замешательстве, а психотерапевт дает указания, которые клиент точно выполняет.
  3. Забалтывание. Этим приемом пользуются цыгане. Психотерапевт произносит набор слов, перескакивая с одной темы на другую. Человек, пытаясь понять смысл, теряется, его сознание не справляется с потоком информации, в это время инструкция к действию поступает прямо в подсознание.
  4. Перегрузка — двойное наведение. Два человека становятся с разных сторон по отношению к клиенту, жестикулируют, прикасаются и забалтывают его. Все модальности получаются перегруженными (аудиальная, кинестетическая и визуальная), сознание отключается.
  5. Тройная спираль. Этим приемом активно пользовался его автор — Милтон Эриксон. Цитаты, истории, посылы в нем используются, но первые две рассказываются не до конца, в самом интересном месте прерываясь. Третья история с указаниями к поведению рассказывается до конца, затем заканчивается вторая и первая. Человек входит в легкий транс.

Отношение Эриксона к оплате своего труда

Милтон Эриксон никогда не отличался жадностью или любостяжанием. Он брал плату за свои услуги психотерапии или гипноза, но у него не было конкретной суммы для всех. Ученый был уверен, что для работы над собой человек должен жертвовать чем-то материальным, но входил в положение каждого клиента. С бедных людей и студентов он практически ничего не брал. Психотерапевт был одним из немногих людей, которые работали за идею. Он никогда не ставил на первый план свое обогащение, а полностью посвящал себя науке. Милтон хотел как можно больше ее развивать и изучать формы поведения разных людей.

Существует 5 принципов Милтона Эриксона в работе с клиентами, которые помогали ему и его последователям изменять мышление человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.