Протоиерей андрей лоргус: о бедности, богатстве и пытке тесных квартир

Нищета или бедность?

Отношение к деньгам и богатству, как к чему-то дорогому и важному, искажает и социальную жизнь. На мой взгляд, проблема в том, что и евангельская максима, и богатство понимаются на русской и, тем более на советской почве, искаженно

Первое, что я хотел бы сказать — нищета не является антонимом богатства. Антонимом может быть бедность. И, то, какая бедность?

Антонимом богатства является не та бедность, при которой у людей нет средств к существования, а та, при которой у людей есть одежда, еда, кров-то есть тот минимум (не государством признанный, названный «корзина», а реальный минимум), на который мы можем существовать как москвичи или как жители России в другом районе.

Богатство не по Марксу

Теперь попробуем отнестись к богатству совершенно с другой стороны. Богатство мы часто понимаем как некоторую роскошь, некоторый запас денег, некоторый запас вещей. Но, так или иначе, его кто-то чем-то зарабатывал: если не мы сами, то наши родители, дедушки, бабушки. Иными словами, в основании любой формы богатства или достатка всегда есть человеческий труд, все это кем-то когда-то приобреталось, складывалось, накапливалось. Покупали землю, создавали проекты, строили дома, покупали картины, мебель, драгоценности, все это передавали по наследству.

Труд — это не просто копание ямы или работа конвейера. За трудом всегда стоят человеческие способности, интеллект, замыслы, планы, опыт. И здесь мы подходим к самому фундаментальному положению: богатство человека определяется тем духовным багажом, который он имеет. Сюда надо включить все: его образование, его связи, знакомства, его знания страны, предмета, которым он хочет заниматься, его таланты и особенности психики. Один любит общаться с людьми и ему нравится административная работа, а другому нравится сидеть дома и зарабатывать как-то иначе. Все мы разные.

Главное, что богатство — это не только то, что у нас на счету. Богатство — это то, чем мы обладаем во всей совокупности: наше происхождение, наша культура, наше воспитание, наше образование, какой институт человек закончил, у кого учился, как учился.

Мы часто говорим: «Я — бедный человек!» Если вы — москвич, вы уже — не бедный человек. Если вы воспитаны (что у нас в последние десятилетия обесценилось), это — богатство. Просто вы не знали, где оно проявляется и как его оценить.

Нам кажется, что благовоспитанный человек — беднее, чем невоспитанный, но зарабатывающий. Мы думаем, что богатство зависит от хорошей работы, то есть — зарплаты. Но зарплата — это совсем не главный источник нашего дохода. Наш достаток складывается из десятков самых разных статей, прежде всего, из нашего наследия-то, что дала нам наша семья. Не всем достается наследие в виде материальных благ, но моя семья подарила мне жизнь, самого меня, воспитание, язык, традиции. И это тоже — мое богатство.

Нет человека, не обладающего ничем, совсем бедного в духовном смысле. Господь наградил каждого. Сумеет ли человек воспользоваться своим даром — сложный вопрос. Сумеет ли сделать достатком свое дарование?

Чем отличается мышление «бедных» и «богатых»?

— Феномен «богатых» и «бедных» изучается давно. И специалисты выявили несколько особенностей мышления, которые присущи и тем, и другим.

Яна Ветер
Клинический психолог, финансовый коуч, автор проекта «Самопсихология»

«Бедные» — жалеют, «богатые» — мечтают. «Бедные» думают, что все хорошее — уже позади. Они много жалеют об упущенных возможностях, винят себя и других: «Если бы я пошел в другой университет…», «Если бы начальник меня повысил…» и т.д.

В то же время люди с психологией «богатых» понимают, что их много чего хорошего еще ожидает впереди. Они видят себя в будущем реализованными: могут представить окружение успешных людей, как дети получают хорошее образование, как они живут той жизнью, которой мечтают жить, ощущают возможность это совершить.

Статистически, «богатые» люди больше ошибаются, но после неудачи у них быстро срабатывает желание поставить новую цель.Люди с психологией бедных — наоборот: если и достигают финансового благополучия, то, столкнувшись с неудачей, быстро разворачивают в голове картинки бедности и катастрофы.

Фото с сайта uainfo.org

Бедные — боятся успеха, богатые — в него вливаются. У людей с психологией бедных есть страх перед богатством и богатыми людьми. Если такой человек попадает, например, в дорогой ресторан, то на телесном уровне чувствует дискомфорт: его бросает то в жар, то в холод, хочется поскорее уйти. И он будет избегать таких ситуаций — психика не любит стрессов.

По этой же причине — из-за страха богатства — таких людей богатое окружение выталкивает. Страх — это очень важная социальная эмоция. Если кто-то боится, мы воспринимаем это подсознательно: считываем мимику, жесты, движения глаз. Срабатывает реакция: если человек боится — это небезопасно, надо держаться подальше.

Люди же с психологией богатых в «успешной» среде чувствуют себя значительными и нужными. Даже если прямо сейчас они объективно не достигли должного уровня. Именно этим можно объяснить, казалось бы, случайные истории, когда они знакомятся буквально на улице с партнерами или инвесторами или быстро растут по карьерной лестнице.

Фото с сайта otis.com

Бедные — экономят, богатые — зарабатывают. В психологии «бедных» превалирует стремление сэкономить, купить подешевле, не позволять ненужных трат. В психологии «богатых» — постановка новых финансовых целей: думают не как сэкономить, а как заработать больше на то, чего они хотят.

«Бедные» верят, что рост доходов — линейный: «сколько работаю — столько и зарабатываю». Поэтому если хочется чего-то большого — это сколько же надо работать?! От такой цели проще отказаться.В психологии «богатых» есть понимание и чувство, что доход растет по экспоненте — принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата.

Человек с низким уровнем дохода в данный момент может иметь психологию «богатого» — и наоборот. Соответственно, у первого все шансы хорошо продвинуться по жизни, у второго — многое потерять. Это становится особенно очевидно после кризиса среднего возраста, который происходит около 30 лет. Когда одни растут и к 40 становятся успешными, а другие могут скатиться вниз, даже если были выходцами из обеспеченных семей.

Фото с сайта psyhoterapy.info

Почему полезно знать: у вас мышление «бедного» или «богатого»? Пока человек с психологией «бедного» не переключится — не сможет добиться успеха, даже если ему в руки попадет большая сумма денег. Например, социологи наблюдали за теми, кто крупно выиграл в лотерею. И выяснили, что люди с психологией «бедных» через 5–10 лет оказывались в еще более сложном финансовом положении, чем до этого события.

Пытки в согласии со СНиПом

Десятки миллионов людей наших сограждан видят в квартире большего размера осуждаемое и презираемое богатство. С какой стати сосед купил себе огромную квартиру — 180 квадратных метров, когда семье полагается 60?

Существуют так называемые СНиПы — санитарные нормы по поводу строительства: сколько человеку нужно кубов воздуха, света, пространства и т. д. В хрущевской квартире для семьи более, чем из двух человек, эти нормы просто арифметически не могут быть выдержаны.

Есть и другие нормы. Я как ректор института страдаю из-за того, что мне нужно помещение для студентов. Нормы СНиПа и Роспроднадзора для обучающихся в пять раз превышают норму для жилых помещений. Но в жилье человек живет круглые сутки, а учиться приходят на пять-шесть часов! Даже здесь ощущается противоречие.

Вспомним «Собачье сердце»: разговор с профессором Преображенским по поводу комнат, которые он использует. У него-то логика вполне здоровая. Кабинет не может находиться ни в столовой, ни в спальне.

Мы отвыкли понимать, что столовая — место, где едят. А мы едим на кухне и даже не задумываемся, что это противоречит человеческим и санитарно-эпидемиологическим нормам. Если вы захотите организовать кафе, вам скажут, что кухня от места, где люди едят, должна быть отделена на определенное расстояние.

Даже современные, не хрущевские, квартиры все равно искажают человеческий образ жизни. С психологической точки зрения, если люди не могут пройти по квартире, не задев друг друга, — это пытка.

Существует Европейская Конвенция о пытках, Россия ее подписала. Пыткой признается содержание человека в помещении без окон и света, в помещении, в котором недостаточно воздуха (есть норма, сколько должно поступать кубометров свежего воздуха в час). А мы нередко живем или работаем в условиях полуподвальных или подвальных помещений…

В последние годы мы много говорим о демографической катастрофе, реально существующей в нашем народе, о поддержке семьи и так далее. Одним из факторов того, что значительная часть современного молодого поколения, способного вступать в брак, в него не вступают, а те, которые состоят в браке, не рождают детей, является искаженное представление о достатке для семьи и человека.

Фото: One37, photosight.ru

Какая благотворительность угодна Богу?

Богу угодна благотворительность, соответствующая нужде того, кому мы хотим помочь.

Фото: otto, photosight.ru

Богу угодна благотворительность, идущая от сердца, а не от долга и не от страха. Внутреннее состояние благотворительности — от щедрости не кошелька, а сердца.

Бывает благотворительность от страха осуждения Господня — когда люди жертвуют, потому что наворовали, и их мучает совесть. Богу угодна благотворительность не сама по себе, а соединенная с другими добродетелями. А если человек ворует, убивает и манипулирует другими, занимаясь при этом благотворительностью — не уверен, что Господь ее примет.

Мера благотворительности, думаю, такая. Сколько вы можете отдать после того, как удовлетворили нужды своей семьи? Если вы все отдали, а ваши дети голодают, то это не благотворительность, а невротическая жертвенность. Кормить свою семью — это долг, в отличие от помощи чужой.

Денежные типы личности

В зависимости от того, к какому психотипу относится человек, выстраиваются его отношения с деньгами — так же, как и с людьми. Если вы плохо относитесь к кому-то, рано или поздно он это поймет и, скорее всего, его реакция будет взаимной.

В своей практике я использую типы, которые выделили Скотт и Бетани Палмер:

  • Сберегатели. Постоянно ищут скидки, акции, покупают только нужное. Экономят на качестве и уровне комфорта. Например, не пользуются подогревом сидений в машине зимой, потому что так дешевле. Сберегатели редко приходят на консультации к специалистам, так как считают свою модель поведения правильной и рациональной
  • Растратчики. Не смотрят на цену: если хочется — покупают. Это те люди, у которых одежда в шкафу висит с бирками, многие вещи почти никогда не были надеты. Растратчики часто обращаются за помощью к специалистам, их проблема — «деньги утекают сквозь пальцы»
  • Любители риска. Обожают новинки. Собирают покупки в корзину, даже не зная, могут ли расплатиться. Часто живут «от зарплаты до зарплаты», любят кредиты. Зачастую страдают игровой зависимостью. Ими руководит мотивация «а вдруг выгорит». Часто оказываются на финансовом дне, их жизнь — это сплошные взлеты и падения
  • Стражи безопасности. Отличаются от «сберегателей» тем, что покупают только известное и понятное. Они готовы тратить деньги, но у них всегда должны быть сбережения на черный день. Причем это странный «черный день», который ждут и приближают. Такие люди редко рискуют, не ставят больших финансовых целей. Редко достигают больших высот, потому что там — уже неизвестность, а значит — небезопасно. У данного типа присутствует смешение психологии «бедных» и «богатых». Часто есть перевернутая установка, что 80% усилий дают только 20% результата. Но если они выходят из зоны комфорта, то достигают хороших результатов
  • Пофигисты. Они вообще не беспокоятся о своем финансовом состоянии, так как их все устраивает. Пофигисты не прочитают эту статью, они никогда не приходят на консультации. Но часто приходят их партнеры: «Помогите мужу заработать». А мужу оно надо? Нет, ему хорошо.

В каждом человеке, как правило, живет один доминантный и один дополнительный тип. У зрелой личности не будет сочетания противоположных типов, например, «растратчик» и «сберегатель» или «страж безопасности» и «любитель риска». Если у вас сейчас происходит именно так, то, скорее всего, один из типов — родительский, другой — ваш собственный. Это переломный этап, когда идет процесс формирования психологически зрелой личности.

Нет хороших и плохих типов, правильных или неправильных. Свой тип нужно просто знать, чтобы увидеть точки роста и сознательно принимать решения.Например, «сберегателям» неплохо бы раз в неделю покупать себе что-то просто так, а «растратчикам» завести безотзывной депозит, который регулярно нужно пополнять.

Русское Православие + социализм = прививка от богатства?

Священник Андрей Лоргус

В русской православной культуре, как и во всем христианском мире, отношение к богатству всегда было двойственным. С одной стороны, несомненен наивысший нравственный призыв Христа: «Раздай все и следуй за Мной».

С другой — несомненно и поощрение людей богатых, которые могли строить храмы, жертвовать на богоугодные заведения и создание монастырей, приютов, гимназий, школ и т. д. Но если Церковь поощряет богатых и их жертвы, значит, тем самым, прямо не признавая этого, Церковь поощряла их иметь еще больше богатства, чтобы еще больше жертвовать.

Мы живем еще в более сложную эпоху, сочетающую свойственный русскому православию евангельский максимализм и социалистическую идеологию. Мое поколение и поколение моих родителей воспитано целиком и полностью при социализме.

Для нас слово «богатый» было синонимом «отрицательного»: словосочетание «богатый человек» звучало осуждающе. За этим могло стоять: нечестный человек, вор, эгоист, аморальный тип. При социалистической идеологии, до перестройки, богатство однозначно считалось безнравственным качеством, стремиться к которому позорно, стыдно. Никакого лояльного признания это стремление в культуре не получало.

Мы получили очень серьезную прививку к понятию «богатство», и эта прививка в значительной степени отравила наше сознание. Надеюсь, что современное поколение не таково.

Меня как пастыря и христианина пугает так и сохранившаяся двойственность отношения: с одной стороны богатство — это плохо, с другой — сегодняшняя Церковь снова активно подчеркивает особенное отношение к богатым людям. В каждом приходе есть спонсоры, богатые жертвователи, и священники, монахи, священноначалие не скрывают своего отношения к этим людям. В приходе это очень чувствуется: с амвона звучит евангельский призыв, а в реальной жизни все происходит немножко не так.

Упражнение 4. «Бедность, богатство и Господь Бог»

Иногда цели проясняются для нас благодаря экстремальным обстоятельствам

Временами мы бессознательно устраиваем себе кризисы для того, чтобы пережить и осознать нечто важное.. Это упражнение дает возможность участникам пережить экстремальные ситуации в воображении и представить себе, к чему на самом деле могут привести изменения, к которым они неосознанно стремятся.

Это упражнение дает возможность участникам пережить экстремальные ситуации в воображении и представить себе, к чему на самом деле могут привести изменения, к которым они неосознанно стремятся.

Даже когда наша жизнь протекает вполне благополучно, мы временами испытываем неприятное чувство. Иногда это связано с тем, что мы стремимся реализовать давно поставленные цели и забываем скорректировать их в соответствии с происходящими внутри нас изменениями.

Жизнь вынуждает нас более обстоятельно задумываться над происходящим и подвергать наши цели пересмотру.

Попробуйте пережить в воображении несколько необычных ситуаций. Представьте себе, что вы внезапно впали в крайнюю нужду.

Что вы будете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пусть даже ценой огромных усилий, сохранить? Какие элементы вашего жизненного уклада вы захотите оставить неизменными и какой ценой? Какие новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Опишите, как вы будете действовать в такой ситуации, как будете себя чувствовать, о чем думать. У вас есть на это 10 минут.

А теперь представьте себе, что вам досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете прежде всего? Какие возможности это для вас откроет? Напишите, что вы будете в этой ситуации делать, какие будете строить планы. Для этого у вас есть еще 10 минут.

И, наконец, представьте себя в роли Бога. Что вы измените, что нового создадите, чтобы сделать этот мир лучше? В течение 10 минут записывайте то, что придет вам в голову.

Теперь задумайтесь на время о том, что вам хочется — возможно, уже давно, а может быть, лишь с недавних пор — изменить в своей жизни. Какие цели представляются вам важными? Как вы могли бы изменить свои жизненные планы? Запишите свои соображения.

Обсуждение

В какой ситуации было сложнее всего находиться? Почему?

Упражнение — 30 минут на одного участника, обсуждение — 3-5 минут на каждого участника.

предыдущая
к содержанию
следующая

А так же в разделе «Упражнение 4. «Бедность, богатство и Господь Бог» »

  • Техника 1. «Выявление ресурсов клиентов»
  • Техника 2. «Ревизия прошлого»
  • Техника 3. «Признание компетентности клиентов»
  • Техника 4. «Шкала надежды»
  • Техника 5. «Исключения и прогрессе»
  • Техника 6. «Обмен личным опытом»
  • Техника 7. «Выработка продуктивных решений»
  • Метод 4. «Работа с окружением»
  • Метод 5. «Работа с объяснениями»
  • Техника 1. «Мета-вопросы»
  • Техника 2. «Формирование объяснений»
  • Глава 2 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
  • Медицинские факторы
  • ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
  • КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ
  • КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА
  • ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА
  • ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
  • РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
  • Теория оптимизма Мартина Селигмана
  • Социально-когнитивная теория Джулиана Роттера
  • Этап 1. Исследование жизненного стиля личности
  • Опросник для клиентов с суицидальными тенденциями
  • Техника 3. Раннее воспоминание
  • Качественный контент-анализ ранних воспоминаний
  • Упражнение 1. ««Понимание целей»
  • Упражнение 2. «Три желания»
  • Упражнение 3. «Времена года моей души»
  • Упражнение 5. «Свободен!»
  • Упражнение 6. «Объявления»
  • Упражнение 7. «Волшебная лавка»
  • Упражнение 8. «Превращаем проблемы в цели»
  • Упражнение 9. «Сон о будущем»
  • Упражнение 10. «Карта будущего»
  • Упражнение 11. «Верстовые столбы моего будущего»
  • Упражнение 12. «Ожидания»
  • Упражнение 13. «Радуга»
  • Упражнение 14. «Стрела»
  • Упражнение 15. «Путь к цели»
  • Упражнение 16. ««Смысл жизни»
  • Упражнение 17. «Растущие цели»
  • Упражнение 18. «Оценка целей»
  • Упражнение 19. ««Ошибочные цели»
  • Упражнение 20. «Испорченные цели»
  • Упражнение 21. «Согласование целей»
  • Упражнение 1. «Переписанная автобиография»
  • Упражнение 2. «Проект биографии»
  • Упражнение 3. «Счастливые моменты жизни»
  • Упражнение 4. «Мои успехи и мои неудачи»
  • Упражнение 5. «Оптимистичное выступление»
  • Этап 4. Хорошее в плохом
  • Этап 5. Принятие похвалы
  • Этап 6. Самоподкрепление
  • Упражнение «Сам себя не похвалишь — никто не похвалит»
  • Этап 7. Наслаждение в действиях
  • Упражнение 2. «Интервью в парах»
  • Упражнение 3. «Моя любимая работа»
  • Упражнение 4. «Баланс реальный и желательный»
  • Упражнение 5. «Хочу научиться»
  • Упражнение 6. «Неприятные дела»
  • Упражнение 7. «Что мне доставляет удовольствие?»
  • Этап 8. Наслаждение в людях

Богатство духовное против богатства материального

Точно так же человек может относиться и к себе. Самоощущение бытия у человека — это ощущение ценности и богатства себя как личности. Это богатство духовное, интеллектуальное. Это богатство опыта, способностей, навыков, образования.

Иными словами — это богатство, прежде всего понимаемое как человеческое, а не материальное. Христос говорил притчу о купце, который ищет добрый жемчуг и готов обменять на него имущество. С этой точки зрения любой человек может ощущать себя богатым. потому что обладает как минимум двумя дарами от Бога — жизнь и бесценная душа, что и составляет главное его богатство.

Фото: Ирина Сыроватская, photosight.ru

Все остальное можно купить и продать. Итак, самое драгоценное — это бытие самого человека. Чем более ценным человек ощущает себя с духовной точки зрения, тем меньше ему хочется приобретать внешнего богатства. И наоборот. Чем дороже у человека машина, тем, видимо, дешевле у него в душе стоимость себя самого. Это можно отнести и к количеству золота, носимого на себе.

Можно на это сказать, что царские особы носили на себе бриллиантовые диадемы. Но помимо парадных костюмов для коронованных особ были и бытовые. По крайней мере, последняя Царская семья на Руси вела весьма скромный образ жизни, тем самым изобличая свое внутреннее богатство.

И вот здесь психологический ключ к тому, что стремление к богатству (а оно у всех у нас есть в той или иной степени) указывает на некий сдвиг в душе, ущербность в личности. Мы как бы дополняем свое ущербное самоощущение какими-то вещами, которые стремимся заработать, купить, приобрести, иметь.

Наше внутреннее богатство — не просто дар с неба, хотя изначально Бог даровал и образ Божий, и душу бессмертную, и жизнь, но и плод нашей духовной работы. Вместо этой работы, человек пытается докупить себе ощущения богатства за счет вещей, циферок в своем счету, недвижимости и всего прочего. Получается, что эта страсть искажает его с точностью до наоборот, разворачивает человека на сто восемьдесят градусов от себя самого. Вот в чем ее погибельность.

Жертва

Что есть «жертва»?

Допустим, у некоего человека есть определенный достаток. Внезапно у него заболел и оказался в крайней нужде друг. Должен ли этот человек взять на свое обеспечение оказавшегося в беде друга?

Он может пожертвовать из своего достатка — десятину или сколько сочтет нужным. Но брать на себя обеспечение другого человека — это подвиг. Если он на это идет, то от него требуется внутреннее соответствие подвигу. Он должен рассчитать свои силы. Сможет ли он всю жизнь содержать больного друга? Сможет ли он не обижаться, не раздражаться, не злиться на больного друга, которого взялся тащить на своей шее?

Жертва — это не когда человек должен, а когда он может.

Традиционный вопрос: «Батюшка, сколько я должен отдавать на церковь?» Во-первых, не должен, а во-вторых, пожертвовать можно не только деньги. Если богатство измеряется только деньгами, то десятина имеет только денежное выражение. Но ведь это же не так. Десятина может выражаться во времени, которое вы готовы уделить ближнему или Церкви, в знаниях, которыми можете делиться, в связях… Тогда мы можем пожертвовать очень много, ведь мы — богатые

Только надо принять во внимание все свои дарования, все свои способности: знания, опыт, работу, способности, язык

Богатство и бедность

Большинство людей связывают уровень своего материального благосостояния с тем, в какой семье посчастливилось родиться, с возможностью реализоваться в выбранной трудовой сфере, со своими способностями, интеллектом, умениями и в целом с экономической ситуацией в стране

Но важно не только то кем, где и за какое материальное вознаграждение человек работает (или не работает), но и его отношение к деньгам

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Кроме социальных и экономических факторов, влияющих на благосостояние, значительную роль играют психологические. То, как человек относится к себе и миру влияет на его отношение к деньгам.

Психологические факторы формирования отношения к деньгам:

  • самооценка и другие личностные особенности;
  • переживания и воспоминания из детства, связанные с деньгами;
  • отношение к деньгам родителей и других значимых людей;
  • негативные или позитивные установки, стереотипы, способы мышления;
  • социальные мифы, стереотипы, табу, требования общества.

Интересный факт: чаще переживают, тревожатся и чувствуют себя плохо из-за отсутствия денег женщины, мужчины более рационально относятся к деньгам и их отсутствию. Отношение к деньгам варьируется не только в зависимости от пола, но и от возраста, менталитета, веры и так далее.

Деньги были придуманы людьми как средство обмена благами и удовлетворения потребностей. Но не так важны сами деньги, как их количество. Человек, доход которого выше среднего, имеет возможность не просто удовлетворять потребности, но и накопить богатство. Именно о таком уровне благосостояния мечтают многие бедные люди.

  • Богатство – изобилие ценностей и благ как материальных, так и нематериальных. Богатыми людьми принято считать тех, кто имеет не только значительное (по отношению к другим членам общества) количество денег, но и личное имущество, недвижимость, сбережения и тому подобное.
  • Бедность – относительное явление, оно зависит от общего уровня жизни в конкретном обществе. Экономическое положение субъекта определяется как бедность, если он не может удовлетворить минимальный круг жизненных потребностей.

Почему у одних людей получается достичь желанного уровня богатства, а у других нет? Психологи утверждают, что проблема нехватки средств на существование кроется в господствующей в сознании конкретного индивида и определенного слоя общества, в котором он живет, психологии бедности.

Как заработать?

Как ни странно, мы хотим разбогатеть, ненавидя богатство и презирая богатых. Так не получится: деньги не идут к тому, кто их ненавидит и презирает.

Парадокс: деньги не обладают сознанием — это же вещи. И, тем не менее, когда вы молитесь: «Господи, дай мне заработать», а в душе говорите: «Деньги — это гадость», — Господь читает ваши чувства в сердце. Он видит, что вы деньги не любите, ненавидите, и не дает их вам.

Поэтому работать с деньгами, в банке, можно только по призванию. С виду это безумно скучная, мертвая работа. Но я вижу, как у людей на ней светятся глаза.

Единственное, от чего бы я предостерег — нельзя добывать деньги, манипулируя другими. Это страшное преступление, которое ведет в ад.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.