Теория самодетерминации

Содержание издания

Библиографическое описание
1 Леон­тьев, Дмит­рий Алек­се­е­вич. От ин­стинк­тов – к вы­бо­ру, смыс­лу и са­мо­ре­гу­ля­ции, пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции вче­ра, се­го­дня и зав­тра / Д. А. Леон­тьев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 4–12. ББК 88.532 + 88.332.2
Полное описание
2 Леон­тьев, Дмит­рий Алек­се­е­вич. Са­мо­ак­ту­а­ли­за­ция как дви­жу­щая си­ла лич­ност­но­го раз­ви­тия: ис­то­ри­ко-кри­ти­че­ский ана­лиз / Д. А. Леон­тьев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 13–46. ББК 88.352
Полное описание
3 Гор­де­е­ва, Та­ма­ра Оле­гов­на. Мо­ти­ва­ция до­сти­же­ния: тео­рии, ис­сле­до­ва­ния, про­бле­мы / Т. О. Гор­де­е­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 47–102. ББК 88.26-723
Полное описание
4 Дер­га­че­ва, Оль­га Ев­ге­ньев­на. Ав­то­но­мия и са­мо­де­тер­ми­на­ция в пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции: тео­рия Э.  Де­си и Р.  Рай­а­на / О. Е. Дер­га­че­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 103–121. ББК 88.351.2
Полное описание
5 Ви­лю­нас, Ви­тис Ка­зи­са. Мо­ти­ва­ция де­мон­стра­тив­но­го по­ве­де­ния / В. К. Ви­лю­нас, А. С. Кра­вчен­ко // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 122–151. ББК 88.26-723 + 88.26-8
Полное описание
6 На­си­нов­ская, Еле­на Ев­ге­ньев­на. Аль­тру­и­сти­че­ский им­пе­ра­тив / Е. Е. На­си­нов­ская // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 152–171. ББК 88.336-44
Полное описание
7 Кор­ни­ло­ва, Та­тья­на Ва­си­льев­на. Мо­ти­ва­ци­он­ная ре­гу­ля­ция при­ня­тия ре­ше­ний: совре­мен­ные пред­став­ле­ния / Т. В. Кор­ни­ло­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 172–213. ББК 88.251.31-3
Полное описание
8 Ва­си­льев, Игорь Алек­сан­дро­вич. Мо­ти­ва­ция и смыс­ло­вая ре­гу­ля­ция мыс­ли­тель­ной де­я­тель­но­сти / И. А. Ва­си­льев // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 214–232. ББК 88.251.31-3
Полное описание
9 Аре­сто­ва, Оль­га Ни­ко­ла­ев­на. Мо­ти­ва­ция как нега­тив­ный фак­тор мыш­ле­ния / О. Н. Аре­сто­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 233–243. ББК 88.251.31 + 88.351.2
Полное описание
10 Иван­чен­ко, Га­ли­на Вла­ди­ми­ров­на. Лич­ност­ный по­тен­ци­ал и воз­мож­но­сти: мо­ти­ва­ци­он­ные ас­пек­ты / Г. В. Иван­чен­ко // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 278–288. ББК 88.351.2
Полное описание
11 Вой­скун­ский, Алек­сандр Ев­ге­нье­вич. Мо­ти­ва­ция по­то­ка и ее изу­че­ние в де­я­тель­но­сти ха­ке­ров / А. Г. Вой­скун­ский, О. В. Смыс­ло­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 244–277. ББК 88.26-723
Полное описание
12 Па­тя­е­ва, Ека­те­ри­на Юрьев­на. Мо­ти­ва­ция уче­ния: за­дан­ное, сти­хий­ное и са­мо­опре­де­ля­е­мое уче­ние / Е. Ю. Па­тя­е­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 289–313. ББК 88.62-7
Полное описание
13 Спи­ри­до­но­ва, Ири­на Ан­дре­ев­на. Вли­я­ние ло­ку­са кон­тро­ля на вре­мен­ную транс­спек­ти­ву стар­ше­класс­ни­ков / И. А. Спи­ри­до­но­ва // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 314–326. ББК 88.372-723я43 + 88.36-723я43
Полное описание
14 Са­фу­а­нов, Фа­рит Су­фи­я­но­вич. Пси­хо­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы кри­ми­наль­ной агрес­сии: мо­ти­ва­ци­он­ный ас­пект / Ф. С. Са­фу­а­нов // Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия мо­ти­ва­ции : / под ред. Д. А. Леон­тье­ва. – М., 2002. – С. 327–342. ББК 88.544.4 + 88.573.2
Полное описание

Мотивационная подсистема

Каждому типу локуса каузальности соответствует своя мотивационная подсистема — тип преобладающей мотивации, который объясняет то, как люди реагируют в разных ситуациях, в соответствии с устойчивыми внутренними состояниями. Мотивационная подсистема представляет собой набор, состоящий из аффективного опыта, убеждений и установок относительно себя, среды и других людей, а также программу взаимодействия со средой, поскольку внутренние состояния и процесс, связанные с поведением, организуются мотивационными процессами». Мотивационная субситсема бывает трех типов: внутренней, внешней и амотивирующей.

Теория самодетерминации

Self-determination theory являет собой психологический подход, который объясняет мотивацию человека. Она рассматривает проблематику причин поступков. Ее создателями являются два американца – Райан и Деси. Они выделяют несколько основных идей подхода:

  • основой внутренней мотивации являются три базовых потребности – человеку необходимо чувствовать себя комфортно (это касается наличия еды, туалета, личной гигиены), безопасно, принадлежать к группе (это может касаться личной жизни либо трудовой, общественной деятельности индивида);
  • существует несколько вариантов внешней мотивации, которые отличаются друг от друга и при этом могут контролировать поведение;
  • чрезвычайно значимым является социальный контекст – он влияет на эффективное/неэффективное функционирование индивида.

Основной термин – самодетерминация – в рамках этой теории рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора варианта действий, независимо от влияния внутриличностных процессов и того, что происходит вовне.

Ученые утверждают, что постоянный рост можно обеспечить тремя факторами:

Компетентностью

Для человека важно получение новых знаний и выработка навыков.
Связью. Он стремиться быть причастным к какой-либо группе людей.
Автономностью

Для него принципиален контроль собственного поведения и самостоятельный подбор целей для достижения.

В психологии встречается термин «Принцип самодетерминации». Он относится к области психофизиологии. Он устанавливает, что действие зависит не от влияния внешней среды, а от живого организма. С помощью данного принципа ученые выделяют особенности детерминизма в деятельности человека.

Самодетерминация преступности

Понятие нашло применение в криминалистике. Считается, что на преступность влияют не только наличие определенных социальных причин и условий, но и аналогичные антиобщественные акты. Тогда принято говорить о проявлениях процесса самодетерминации преступности. Он имеет четыре формы:

одно нераскрытое следователями преступление (и при этом успешно совершенное) способствует возникновению другого – благодаря этому появляются целые бандитские группировки, которые на постоянной основе убивают и грабят, это же способствует возникновению серийных маньяков.

Кто знает, может быть, Пичушкин и Чикатило не сумели бы «сделать себе имя», если бы их злодеяния были раскрыты уже после первых попыток или вовсе предотвращены при помощи действий социальных служб и психологов.

Этот же фактор относится и к рецидивистам, которые уже были осуждены, но после отбывания наказания все равно принялись за старое. Они больше ничего не умеют насколько виртуозно делать. Кроме этого, неудачей (т.е. поимкой) увенчалась не первая их попытка, поэтому они полагаются на удачу.

совершение «вспомогательные» деяний, что влечет за собой основные – согласно утверждению, за одним преступлением непременно последует другое.

Один из примеров – изнасилование, пытаясь скрыть которое преступник убивает и расчленяет жертву.

Также это касается незаконного приобретения оружия, которое предвосхищает возможное убийство.

  • организованная преступность – группа криминальных элементов (имеющая определенную структуру и иерархию) совершает не одно, а целый комплекс противоправных деяний, т.е. для перепродажи автомобилей непременно потребуется подделка документов и подкуп власть имущих.
  • правовая безответственность граждан при сложной криминогенной обстановке – если в государстве процветает преступность, и она остается безнаказанной, то граждане перестают доверять закону и легко склоняются к противоправным деяниям. То есть, такие условия создают еще больший рост преступлений.

Самодетерминация – это способность

Понятие относится к сфере психологии. В рамках этой науки оно интерпретируется в качестве способности индивида выбирать. Часто термин рассматривается с точки зрения противопоставления другому наименованию – детерминации, т.е. влиянию на поведение внешних факторов и обстоятельств.

Если малыш с ранних лет растет в любви, ему предоставляют свободу при выборе вида активности, интересов, то он вырастает и становится полноценной личностью.

В психологии данное свойство называют врожденной склонностью, приводящей организм к вовлеченности в интересующее поведение. Его критериями являются:

  • проявления – здесь выделяются креативность вместе со спонтанностью;
  • причины деяния, среди которых интерес и личная значимость;
  • ощущение собственной свободы;
  • индикаторы психолингвистического типа (когда приоритет отдается желанию, а не долженствованию – и это отражается в речи индивида).

Потребность к самодетерминации начинает развиваться с самых первых дней жизни. Ребенок склонен к исследованию, он любопытен и обожает манипулировать (он это делает в угоду своим желаниям). Благодаря наличию указанных механизмов к 6-му месяцу у чада появляется свободное «Я». В 9 месяцев это трансформируется в предпочтение нового и еще неизученного старому и уже известному, в год ребенок желает уметь что-либо делать, далее природные склонности могут дифференцироваться в более разноплановые интересы. В этих тенденциях есть проявления внутренней мотивации, они возникают спонтанно.

Литература

  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, Академия, 2006. – 336с.
  • Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории. Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №4 (12) URL: https://psystudy.ru
  • Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №5 (13) URL: https://psystudy.ru
  • Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана.
  • Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореферат. М., 2005. URL: https://institut.smysl.ru/article/ar-dergacheva.php
  • Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э.Деси и Р. Райана
  • Дергачева О.Е. , Дорфман Л.Я. , Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций.
  • Леонтьев Д.А. «Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности» //Психологический журнал. Том 21, №1, 2000
  • Линч М. «Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации» с.137 — 142//  Психология. Журнал высшей школы экономики. Том 1, № 3, 2004.
  • Личностный потенциал:структура и диагностика/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. —  679с.
  • Современная психология: мотивации под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл, 2002. – 343с.
  • Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum. https://selfdeterminationtheory.org/theory
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). The general causality orientations scale: Self-determination in personality. Journal of Research in Personality, 19, 109-134.
  • Deci E.L. The psychology of self-determination. Toronto, 1980.
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11, 227-268.
  • Schwartz S.J., Mullis R. L., Waterman A.S., Dunham R.M. Three Identity constructs. Journal of Adolescent Research, Vol. 15 № 4, July 2000. 504-521.

Автономная, внешняя и безличная каузальная ориентация

Автономная каузальная ориентация

Люди с автономной каузальной ориентацией используют внутреннюю мотивационную подсистему, которая имеет в основе внутренне воспринимаемый личностный локус каузальности.

Характеризуются чувством компетентности, самодетерменированности, эффективно управляют своими мотивами, отличаются высокой самооценкой. Осознание базовых потребностей довольно высоко, для принятия решений о поведении, проводят анализ информации с дальнейшим её активным применением, что как раз является причиной переживаемых чувств, гибкого поведения и высокой чувствительности к изменениям в среде. Для людей с автономной каузальной ориентацией наградой за результат является сама деятельность. Способны обращать автоматизированное поведение в самодетерминированное: больше контролируют его и изменяют поведение по своему усмотрению. В случае неудачи такие люди редко обвиняют себя .

Внешняя каузальная ориентация

Люди с доминирующей внешней каузальной ориентацией характеризуются стремлением к сверхдостижениям, ориентируясь на внешние признаки успеха. У них есть чувство связанности результатов и награды: то есть награда отделена от самого действия. К такому стилю жизни приводит недостаток в самодетерминации – это человек, оперирующий внешней мотивационной субсистемой, что предполагает негибкость поведенческих реакций, более низкий уровень самооценки, склонность ориентироваться на внешние стимулы. Выбор совершается под влиянием внешних критериев, а не собственных внутренних потребностей. Такие люди много внимания уделяют внешним обстоятельствам, оценке себя другими людьми, они «утратили связь с основными органическими потребностями. Потеря чувства самодетерминации компенсируется сильной потребностью в контроле извне».

Безличная каузальная ориентация

У людей с безличной каузальной ориентацией возникает феномен «выученной беспомощности». У таких людей преобладают чувства, что их действия никак не связаны с результатами и реакцией среды. Чувство непредсказуемости, неконтролируемости, нелогичности реакций в данной ситуации порождает нежелание прикладывать усилия, неуверенность в себе, отсутствие самодетерминации и преобладание автоматического, беспомощного поведения.

У такого человека лидирующую позицию занимает амотивирующая субсистема с вставками внешней мотивирующей, что предполагает очень низкий уровень самооценки, компетентности, самодетерминации, подавление эмоций.

При внешней и безличной каузальной ориентации у личности формируются психологические защиты от нежелательной информации, стимулов, неприятных, неприемлемых для человека. По данным исследований Дерачевой, Леонтьева «автономная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с поддержкой автономии у детей, с уровнем развития эго и с самооценкой; отрицательно — с самоуничижением». Они редко испытывают такие отрицательные эмоции как враждебность, стыд и вину, а также «более сконцентрированы и настойчивы при достижении цели». Люди с высокой выраженностью автономной каузальной ориентацией позитивнее воспринимают повседневные события и реже испытывают неприятные эмоции. «Внешняя каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с паттерном поведения типа А, связанным с кардиологическими заболеваниями (включает в себя агрессивные тенденции, чувства давления и напряжения). Безличная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с самоуничижением, депрессией, социальной тревожностью и отрицательно — с самооценкой» .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.