Содержание издания
№ | Библиографическое описание | ||
---|---|---|---|
1 | Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. От инстинктов – к выбору, смыслу и саморегуляции, психологии мотивации вчера, сегодня и завтра / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 4–12. ББК 88.532 + 88.332.2
|
||
2 | Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 13–46. ББК 88.352
|
||
3 | Гордеева, Тамара Олеговна. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 47–102. ББК 88.26-723
|
||
4 | Дергачева, Ольга Евгеньевна. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана / О. Е. Дергачева // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 103–121. ББК 88.351.2
|
||
5 | Вилюнас, Витис Казиса. Мотивация демонстративного поведения / В. К. Вилюнас, А. С. Кравченко // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 122–151. ББК 88.26-723 + 88.26-8
|
||
6 | Насиновская, Елена Евгеньевна. Альтруистический императив / Е. Е. Насиновская // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 152–171. ББК 88.336-44
|
||
7 | Корнилова, Татьяна Васильевна. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления / Т. В. Корнилова // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 172–213. ББК 88.251.31-3
|
||
8 | Васильев, Игорь Александрович. Мотивация и смысловая регуляция мыслительной деятельности / И. А. Васильев // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 214–232. ББК 88.251.31-3
|
||
9 | Арестова, Ольга Николаевна. Мотивация как негативный фактор мышления / О. Н. Арестова // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 233–243. ББК 88.251.31 + 88.351.2
|
||
10 | Иванченко, Галина Владимировна. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты / Г. В. Иванченко // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 278–288. ББК 88.351.2
|
||
11 | Войскунский, Александр Евгеньевич. Мотивация потока и ее изучение в деятельности хакеров / А. Г. Войскунский, О. В. Смыслова // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 244–277. ББК 88.26-723
|
||
12 | Патяева, Екатерина Юрьевна. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение / Е. Ю. Патяева // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 289–313. ББК 88.62-7
|
||
13 | Спиридонова, Ирина Андреевна. Влияние локуса контроля на временную трансспективу старшеклассников / И. А. Спиридонова // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 314–326. ББК 88.372-723я43 + 88.36-723я43
|
||
14 | Сафуанов, Фарит Суфиянович. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект / Ф. С. Сафуанов // Современная психология мотивации : / под ред. Д. А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 327–342. ББК 88.544.4 + 88.573.2
|
Мотивационная подсистема
Каждому типу локуса каузальности соответствует своя мотивационная подсистема — тип преобладающей мотивации, который объясняет то, как люди реагируют в разных ситуациях, в соответствии с устойчивыми внутренними состояниями. Мотивационная подсистема представляет собой набор, состоящий из аффективного опыта, убеждений и установок относительно себя, среды и других людей, а также программу взаимодействия со средой, поскольку внутренние состояния и процесс, связанные с поведением, организуются мотивационными процессами». Мотивационная субситсема бывает трех типов: внутренней, внешней и амотивирующей.
Теория самодетерминации
Self-determination theory являет собой психологический подход, который объясняет мотивацию человека. Она рассматривает проблематику причин поступков. Ее создателями являются два американца – Райан и Деси. Они выделяют несколько основных идей подхода:
- основой внутренней мотивации являются три базовых потребности – человеку необходимо чувствовать себя комфортно (это касается наличия еды, туалета, личной гигиены), безопасно, принадлежать к группе (это может касаться личной жизни либо трудовой, общественной деятельности индивида);
- существует несколько вариантов внешней мотивации, которые отличаются друг от друга и при этом могут контролировать поведение;
- чрезвычайно значимым является социальный контекст – он влияет на эффективное/неэффективное функционирование индивида.
Основной термин – самодетерминация – в рамках этой теории рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора варианта действий, независимо от влияния внутриличностных процессов и того, что происходит вовне.
Ученые утверждают, что постоянный рост можно обеспечить тремя факторами:
Компетентностью
Для человека важно получение новых знаний и выработка навыков.
Связью. Он стремиться быть причастным к какой-либо группе людей.
Автономностью
Для него принципиален контроль собственного поведения и самостоятельный подбор целей для достижения.
В психологии встречается термин «Принцип самодетерминации». Он относится к области психофизиологии. Он устанавливает, что действие зависит не от влияния внешней среды, а от живого организма. С помощью данного принципа ученые выделяют особенности детерминизма в деятельности человека.
Самодетерминация преступности
Понятие нашло применение в криминалистике. Считается, что на преступность влияют не только наличие определенных социальных причин и условий, но и аналогичные антиобщественные акты. Тогда принято говорить о проявлениях процесса самодетерминации преступности. Он имеет четыре формы:
одно нераскрытое следователями преступление (и при этом успешно совершенное) способствует возникновению другого – благодаря этому появляются целые бандитские группировки, которые на постоянной основе убивают и грабят, это же способствует возникновению серийных маньяков.
Кто знает, может быть, Пичушкин и Чикатило не сумели бы «сделать себе имя», если бы их злодеяния были раскрыты уже после первых попыток или вовсе предотвращены при помощи действий социальных служб и психологов.
Этот же фактор относится и к рецидивистам, которые уже были осуждены, но после отбывания наказания все равно принялись за старое. Они больше ничего не умеют насколько виртуозно делать. Кроме этого, неудачей (т.е. поимкой) увенчалась не первая их попытка, поэтому они полагаются на удачу.
совершение «вспомогательные» деяний, что влечет за собой основные – согласно утверждению, за одним преступлением непременно последует другое.
Один из примеров – изнасилование, пытаясь скрыть которое преступник убивает и расчленяет жертву.
Также это касается незаконного приобретения оружия, которое предвосхищает возможное убийство.
- организованная преступность – группа криминальных элементов (имеющая определенную структуру и иерархию) совершает не одно, а целый комплекс противоправных деяний, т.е. для перепродажи автомобилей непременно потребуется подделка документов и подкуп власть имущих.
- правовая безответственность граждан при сложной криминогенной обстановке – если в государстве процветает преступность, и она остается безнаказанной, то граждане перестают доверять закону и легко склоняются к противоправным деяниям. То есть, такие условия создают еще больший рост преступлений.
Самодетерминация – это способность
Понятие относится к сфере психологии. В рамках этой науки оно интерпретируется в качестве способности индивида выбирать. Часто термин рассматривается с точки зрения противопоставления другому наименованию – детерминации, т.е. влиянию на поведение внешних факторов и обстоятельств.
Если малыш с ранних лет растет в любви, ему предоставляют свободу при выборе вида активности, интересов, то он вырастает и становится полноценной личностью.
В психологии данное свойство называют врожденной склонностью, приводящей организм к вовлеченности в интересующее поведение. Его критериями являются:
- проявления – здесь выделяются креативность вместе со спонтанностью;
- причины деяния, среди которых интерес и личная значимость;
- ощущение собственной свободы;
- индикаторы психолингвистического типа (когда приоритет отдается желанию, а не долженствованию – и это отражается в речи индивида).
Потребность к самодетерминации начинает развиваться с самых первых дней жизни. Ребенок склонен к исследованию, он любопытен и обожает манипулировать (он это делает в угоду своим желаниям). Благодаря наличию указанных механизмов к 6-му месяцу у чада появляется свободное «Я». В 9 месяцев это трансформируется в предпочтение нового и еще неизученного старому и уже известному, в год ребенок желает уметь что-либо делать, далее природные склонности могут дифференцироваться в более разноплановые интересы. В этих тенденциях есть проявления внутренней мотивации, они возникают спонтанно.
Литература
- Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, Академия, 2006. – 336с.
- Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории. Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №4 (12) URL: https://psystudy.ru
- Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2010, №5 (13) URL: https://psystudy.ru
- Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана.
- Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореферат. М., 2005. URL: https://institut.smysl.ru/article/ar-dergacheva.php
- Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э.Деси и Р. Райана
- Дергачева О.Е. , Дорфман Л.Я. , Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций.
- Леонтьев Д.А. «Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности» //Психологический журнал. Том 21, №1, 2000
- Линч М. «Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации» с.137 — 142// Психология. Журнал высшей школы экономики. Том 1, № 3, 2004.
- Личностный потенциал:структура и диагностика/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. — 679с.
- Современная психология: мотивации под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл, 2002. – 343с.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3
- Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum. https://selfdeterminationtheory.org/theory
- Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). The general causality orientations scale: Self-determination in personality. Journal of Research in Personality, 19, 109-134.
- Deci E.L. The psychology of self-determination. Toronto, 1980.
- Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11, 227-268.
- Schwartz S.J., Mullis R. L., Waterman A.S., Dunham R.M. Three Identity constructs. Journal of Adolescent Research, Vol. 15 № 4, July 2000. 504-521.
Автономная, внешняя и безличная каузальная ориентация
Автономная каузальная ориентация
Люди с автономной каузальной ориентацией используют внутреннюю мотивационную подсистему, которая имеет в основе внутренне воспринимаемый личностный локус каузальности.
Характеризуются чувством компетентности, самодетерменированности, эффективно управляют своими мотивами, отличаются высокой самооценкой. Осознание базовых потребностей довольно высоко, для принятия решений о поведении, проводят анализ информации с дальнейшим её активным применением, что как раз является причиной переживаемых чувств, гибкого поведения и высокой чувствительности к изменениям в среде. Для людей с автономной каузальной ориентацией наградой за результат является сама деятельность. Способны обращать автоматизированное поведение в самодетерминированное: больше контролируют его и изменяют поведение по своему усмотрению. В случае неудачи такие люди редко обвиняют себя .
Внешняя каузальная ориентация
Люди с доминирующей внешней каузальной ориентацией характеризуются стремлением к сверхдостижениям, ориентируясь на внешние признаки успеха. У них есть чувство связанности результатов и награды: то есть награда отделена от самого действия. К такому стилю жизни приводит недостаток в самодетерминации – это человек, оперирующий внешней мотивационной субсистемой, что предполагает негибкость поведенческих реакций, более низкий уровень самооценки, склонность ориентироваться на внешние стимулы. Выбор совершается под влиянием внешних критериев, а не собственных внутренних потребностей. Такие люди много внимания уделяют внешним обстоятельствам, оценке себя другими людьми, они «утратили связь с основными органическими потребностями. Потеря чувства самодетерминации компенсируется сильной потребностью в контроле извне».
Безличная каузальная ориентация
У людей с безличной каузальной ориентацией возникает феномен «выученной беспомощности». У таких людей преобладают чувства, что их действия никак не связаны с результатами и реакцией среды. Чувство непредсказуемости, неконтролируемости, нелогичности реакций в данной ситуации порождает нежелание прикладывать усилия, неуверенность в себе, отсутствие самодетерминации и преобладание автоматического, беспомощного поведения.
У такого человека лидирующую позицию занимает амотивирующая субсистема с вставками внешней мотивирующей, что предполагает очень низкий уровень самооценки, компетентности, самодетерминации, подавление эмоций.
При внешней и безличной каузальной ориентации у личности формируются психологические защиты от нежелательной информации, стимулов, неприятных, неприемлемых для человека. По данным исследований Дерачевой, Леонтьева «автономная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с поддержкой автономии у детей, с уровнем развития эго и с самооценкой; отрицательно — с самоуничижением». Они редко испытывают такие отрицательные эмоции как враждебность, стыд и вину, а также «более сконцентрированы и настойчивы при достижении цели». Люди с высокой выраженностью автономной каузальной ориентацией позитивнее воспринимают повседневные события и реже испытывают неприятные эмоции. «Внешняя каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с паттерном поведения типа А, связанным с кардиологическими заболеваниями (включает в себя агрессивные тенденции, чувства давления и напряжения). Безличная каузальная ориентация значимо положительно коррелирует с самоуничижением, депрессией, социальной тревожностью и отрицательно — с самооценкой» .