Аутизм у детей: первые признаки

Понимание особенностей развития своего ребенка — один из важнейших аспектов родительства. Иногда возникают вопросы, если малыш ведет себя иначе, чем сверстники. В таких случаях стоит обратить внимание на некоторые моменты, которые могут указывать на аутизм у детей. Важно помнить, что раннее выявление и своевременная помощь способны существенно улучшить качество жизни ребенка и его семьи.

Logan

Что такое аутизм?

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), — это особенность развития, которая влияет на то, как человек воспринимает мир, общается и взаимодействует с окружающими. Это не болезнь, а скорее иной способ функционирования нервной системы. Признаки аутизма могут проявляться по-разному, поэтому спектр и называется «спектром» – от легких форм до более выраженных.

Первые признаки аутизма у детей: на что обратить внимание?

Родители могут заметить первые особенности в поведении ребенка уже в возрасте от 12 до 24 месяцев, хотя иногда признаки аутизма проявляются и раньше. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и наличие одного или нескольких симптомов не всегда означает РАС, но является поводом для обращения к специалисту.

Нарушения социальной коммуникации и взаимодействия

  • Отсутствие глазного контакта: Ребенок избегает смотреть в глаза собеседнику или делает это очень редко.
  • Отсутствие реакции на имя: Малыш не отзывается на свое имя, даже если вы зовете его несколько раз.
  • Слабая эмоциональная реакция: Ребенок не улыбается вам в ответ, мало выражает радость или другие эмоции.
  • Недостаток указательных жестов: Не пытается показать что-то интересное пальцем, не делит восторг от увиденного.
  • Затруднения в имитации: Не повторяет за взрослыми простые действия или звуки.
  • Предпочтение одиночества: Ребенок играет сам по себе, не проявляет интереса к другим детям.
  • Отсутствие интереса к общению: Не ищет утешения у родителей, если расстроен или что-то болит.

Особенности речи

  • Задержка речевого развития: К году ребенок не произносит первые слова, к двум годам — короткие фразы из двух слов.
  • Потеря ранее приобретенных речевых навыков: Если ребенок начал говорить, а потом перестал.
  • Повторение фраз (эхолалия): Многократное повторение слов или фраз, услышанных от других, без их понимания.
  • Обратное местоимение «ты» вместо «я».
  • Монотонная или необычная интонация речи.
  • Отсутствие спонтанной речи: Ребенок не инициирует разговор.

Повторяющиеся действия и ограниченные интересы

  • Стереотипные движения: Раскачивание тела, взмахи руками, хождение на цыпочках.
  • Чрезмерная привязанность к рутине: Сильное беспокойство при изменении привычного расписания или маршрута.
  • Ограниченные и необычные интересы: Очень сильная увлеченность одним предметом или темой (например, только машинками, только динозаврами) и полное игнорирование других игрушек.
  • Игра с предметами необычным способом: Выстраивание игрушек в ряд, вращение колес машинок вместо обычной игры.
  • Повышенная или пониженная чувствительность к внешним раздражителям: Бурная реакция на громкие звуки, отказ от определенных текстур пищи, отсутствие боли при травмах.

Чек-лист признаков аутизма у детей

Этот чек-лист поможет вам систематизировать наблюдения за своим ребенком. Если вы отмечаете несколько пунктов, это повод обратиться к врачу-неврологу или детскому психиатру.

  1. Ребенок не отзывается на своё имя к 9 месяцам.
  2. Не показывает на предметы к 12 месяцам.
  3. Не указывает на интересные вещи к 14 месяцам.
  4. Не играет в «понарошку» (например, кормить куклу) к 18 месяцам.
  5. Не смотрит на объект, на который вы указываете.
  6. Не улыбается вам в ответ.
  7. Не пытается имитировать ваши действия (например, хлопать в ладоши).
  8. Задержка развития речи или потеря уже приобретенных слов.
  9. Повторяющиеся движения руками или телом.
  10. Сильное стремление к порядку, беспокойство при его нарушении.
  11. Чрезмерная чувствительность к звукам, свету или запахам.
  12. Необычные пищевые предпочтения (например, ест только мягкую пищу).
  13. Играет с игрушками необычным способом, фокусируется на деталях (например, крутит колеса машинки).

Раннее вмешательство: почему это важно?

Чем раньше выявлены признаки аутизма и начата коррекционная работа, тем более эффективной она будет. Раннее вмешательство включает в себя комплексную программу поддержки, направленную на развитие навыков коммуникации, социального взаимодействия, речи и самостоятельности. Это может быть:

  • Поведенческая терапия (ABA-терапия): Помогает развивать социальные и речевые навыки.
  • Логопедические занятия: Для улучшения речи и коммуникации.
  • Эрготерапия: Развитие бытовых навыков и сенсорной интеграции.
  • Развивающие занятия с дефектологом: Для формирования познавательных навыков.
  • Поддержка родителей: Обучение техникам взаимодействия и понимания своего ребенка.

Куда обратиться, если вы заметили признаки?

Если вы заметили у своего ребенка какие-либо из перечисленных признаков аутизма, первым шагом должно стать обращение к педиатру. Он сможет провести первичный осмотр и, при необходимости, направит вас к специалистам: детскому неврологу, психиатру или психологу. Специалисты проведут комплексную диагностику и смогут точно определить, есть ли у ребенка РАС, и составить индивидуальный план поддержки. Помните, что вовремя оказанная помощь значительно улучшает перспективы развития ребенка с аутизмом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.