- Как свести с ума мужчину всего за 7дней
- Механизм антиципации
- Механизм антиципации
- Лечение
- Антиципация в психологии
- Феномен антиципации
- Метод антиципации
- Прием антиципации
- Глобальный цикл познания
- Примеры антиципации
- Определение слова «Антиципация» по БСЭ:
- Антиципация в психологии
- Как развить антиципацию
- Значение слова Антиципация по словарю Брокгауза и Ефрона:
- Примеры антиципации
- АНТИЦИПАЦИЯ
Как свести с ума мужчину всего за 7дней
Скорей поймай «золотую рыбку»
Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку «Получить книгу».
Обычный человекповседневных проблем
Занимайтесь медитацией. Практика снятия физических блокировок и освобождения разума от мыслей помогает стать восприимчивым к малейшим переменам в окружающем мире. Необходимо всегда присутствовать в настоящем. К примеру, если человек садит цветы, он больше ни о чем не думают, кроме того цветы. Если требуется считать информацию с человека, тогда нужно просто смотреть на объект. При этом ни в коем случае не стремиться увидеть желаемое и не строить собственных предположений.
Оставайтесь свободным от эмоций и внешних воздействий. Резкие перепады настроения мешают воспринимать информацию
Заведите привычку не принимать во внимание чужую точку зрения, пока не сделаете самостоятельный вывод о человеке
Механизм антиципации
Антиципация – знания о том, что происходит. Не было бы знаний, прошлого опыта, интуиции бы тоже не было. Человек может отдаленно о чем-то догадываться, но это тоже является результатом имеющегося опыта и инстинктов. Если человек был бы лишен всего этого, то никакой антиципации (то есть автоматического анализа и понимания ситуации) не было бы. Следует рассмотреть механизм антиципации.
В настоящем человек совершает действия в условиях, которые могут быть схожи с прошлыми обстоятельствами, однако все-таки имеют различия. Человек получает новые результаты. Они могут быть схожими с прошлыми, а могут быть совершенно другими, новыми. Все это записывается в памяти, как новая информация, которая в будущем будет снова использоваться при прогнозировании.
В настоящем моменте происходит выборка получаемой информации. Она зависит от того, какое будущее предвосхищает человек, что поможет в ее достижении. Уже в будущем будут достигнуты определенные результаты, которые станут новым опытом. Также от желаемого будущего зависит то, какую информацию человек будет извлекать из собственной памяти. Каждый обладает большим объемом информации. Важна лишь та, которая становится полезной и нужной при достижении определенного будущего.
Механизм антиципации
Механизм памяти может приводить в движение механизмы антиципации – предугадывании и предвидения. Важным является не просто запечатление информации и не объем сам по себе, организация памяти. От метода организации информации в памяти значительно зависит и сам метод антиципации.
Взаимосвязь антиципации и памяти лежит во влиянии памяти на процессы антиципации. Индивид в процессе выполнения любой деятельности движется, образно говоря, по временной оси. В процессе такого движения записывается материал о настоящем событии в память. Однако в то же самое время в зависимости от производимой деятельности из памяти извлекается материал, который там хранился. Т.е. в каждый фрагмент текущего момента из памяти вынимается старый материал. Затем он проверяется, может корректироваться, преобразуется (в зависимости от новой информации, полученной в текущий момент) и объединяется с новым материалом и опять хранится в памяти, только уже обновленный вариант.
Запоминание включает в себя процесс выборки получаемой информации. Выборка может быть зависима от целеполагания и планов, которые индивид строит в конкретный момент в процессах деятельности, познания и общения. В акте целеобразования и планирования деятельности образуются критерии выборки получаемого материала для запоминания (как произвольного, так и непроизвольного). Выбранное событие заключается в общую систему памяти, обогащая ее, однако, наряду с этим, процесс запоминания ориентирован на будущие события.
Антиципация имеет существенное воздействие на процессы воспроизведения, т.е. извлекание из нее сохраняемого материала. А что именно нужно извлекать из памяти в конкретный момент настоящего зависит не столько от самого момента, но и отношения его к предвосхищаемому будущему (антиципируемому).
Для исследования процесса запоминания используют метод антиципации (предвосхищающего воспроизведения ряда). Основывается он на предъявлении (на слух или зрительно) в определенном темпе испытуемым набора стимулов (например, чисел) и дается инструкция запомнить весь набор стимулов так, чтобы каждый предыдущий элемент цепочки вызывал у них представление о последующем. Интервалы между предъявляемыми элементами цепочки должны составлять не более трех секунд. Задачей испытуемого является правильно повторить последующие элементы при предъявлении ему предыдущих.
Метод антиципации основан на том, что всякий предъявленный элемент цепочки является сигналом для последующего за ним стимула. В методах антиципации используются такие критерии, как время и количество повторов, нужное для правильной антиципации абсолютно всех элементов цепочки; при отдельных повторах количество безошибочных антиципаций; характер и количество неправильных антиципаций при отдельных повторах; постройка графика заучивания для всех элементов цепочки.
Выделяют несколько механизмов антиципаций: сенсомоторный; перцептивный, уровень представлений, вербально-логический, субсенсорный.
Лечение
Для коррекции речевых нарушений при клаттеринге необходимо создать план работы с логопедом. Терапия должна быть направлена на решение проблемы с темпом, ритмом речи, развивать психические функции. В процессе лечения ребенок учится формулировать и излагать мысли логично, последовательно, строить семантические конструкции. Одновременно с этим пациенты занимаются развитием фонематического слуха, тренируют артикуляционный аппарат, устраняют дефекты звукопроизношения.
Логопеду рекомендовано выстраивать ход занятий следующим образом:
- Речевые задания произносятся в замедленном темпе. Можно использовать отраженное (вслед за педагогом) или сопряженное (одновременное) повторение. Фразы, слова проговариваются неторопливо и четко. Рекомендуется в начале урока задавать нужный ритм речи и придерживаться его точно, можно использовать негромкую музыку.
- Проводится работа над эмоциональностью, выразительностью речи. Логопеды просят ребенка проговаривать одну фразу с разными эмоциями, шепотом, громко и т.д.
- Отрабатывайте умения излагать мысли правильно. Рекомендуется заучивать наизусть стихи, составлять рассказы по картинке, вести диалоги, пересказывать прочитанное или услышанное.
- Тренировка навыка планирования высказывания. Сначала ребенок проговаривает фразу, несколько предложений про себя, затем вслух.
- Включайте в урок артикуляционную и дыхательную гимнастики для формирования разборчивой, внятной речи. Этот прием полезен и при полтерне (спотыкании). Для занятий со школьниками выбирайте дыхательные упражнения по Стрельниковой.
- Для закрепления чистоты произношения звуков проводите их постановку, коррекцию при необходимости.
- Со школьниками проводите работу над дислексией, дисграфией, чистописанием.
Антиципация в психологии
Что такое антиципация с точки зрения психологии? Различают два аспекта понятия:
- Индивид предугадывает развитие событий до их завершения, способность представлять различные способы разрешения ситуации до ее наступления.
- Умение человека подготовиться к различным событиям, которые наступят в ближайшее время.
В процессе восприятия всегда участвует прошлый опыт и предвосхищение будущих событий. Выделяют такие функции антиципации:
- Регулятивная – отвечает за поведение индивида в сложившейся ситуации, за его готовность к ней. Она полагается на изменение окружающей среды, на исход результатов действии. На основе этого строится программа будущих действий.
- Когнитивная – проявляется в том, что антиципация это всегда ожидание какого-то события. Она основана на процессе изучения, получения нового опыта.
- Коммуникативная – раскрывается в способности воссоединить прошлое и будущее через настоящее. Она помогает человеку освоиться в незнакомом месте, поддерживать общение с новыми людьми.
Это свойство присуще всем людям, поскольку напрямую связано с внутренними качествами. Неразвитые механизмы предвосхищения указывают на психические заболевания личности.
Феномен антиципации
Он заключается в том, что человек способен заглянуть в будущее. Его называют феноменом опережающим отражение. Хотя он и относится к будущему, большую роль имеет прошлый опыт. Часто ее относят к развитой интуиции. Дежавю, вещие сны, гадания, «чуйка», сверхъестественные способности, скоростное чтение так же относятся к этому понятию.
Метод антиципации
В вербальном научении это распространенный способ предъявления стимульного материала в задачах на парные ассоциации и заучивание рядов. В первом случае обучаемых тренируют определенным способом реагировать на стимул. Во втором случае разрабатывается способность безошибочного воспроизведения заученного материала и предугадывания следующего предмета из списка.
Достоинство метода в том, что обучаемый в ответ на достигнутый результат получает обратную связь.
Прием антиципации
Он широко используется в литературе. Когда читатель читает произведение, он мысленно забегает вперед. Таким образом, по логике автора, по его мыслям он предугадывает будущее развитие событий. Прием антиципации заставляет читателя проявлять высокую интеллектуальную активность.
Этот прием является эффективным методом при обучении чтению. Ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам — фразу, по начальным фразам — содержание текста.
Прием антиципации проявляется в следующем:
- Прогнозирование содержания текста по эпиграфу, названию, фамилии автора. Так, увидев книгу Ремарка, человек поймет, что речь пойдет о войне, внутренних терзаниях героя, драме жизни.
- Восстановление пропущенных элементов текста.
- Выстраивание плана текста до его прочтения, основываясь на опыте, жанре произведения, заголовке, стиле изложения. Так по названию «Василий Теркин» можно предположить, что план текста будет примерно таким: детство, отрочество, юность и настоящее в жизни героя.
- Предугадывание хода мысли автора. Когда читатель достаточно знаком с творчеством конкретного автора, он понимает, что можно ждать от него. Читая Стивена Кинга, индивид не ждет хэппи-энд.
Глобальный цикл познания
Сделаем предположение, что существует абсолютное знание об окружающем нас Мире (сразу отметим, что термин «абсолютное знание» эквивалентен термину «проект Мира»). Если у знания есть предел, то неизбежно асимптотическое приближение к нему, по мере которого возможности неутилитарного Наблюдателя по преобразованию Мира будут становиться все безграничнее, тогда как каждый рациональный цикл все менее наполненным новым знанием. От цикла к циклу процесс познания начнет замирать, что противоречит постулату о его ускорении. Однако если расширить утверждение «познание циклично и ускоряется» за временные рамки нашей Вселенной, то противоречие снимется: жизненный цикл Вселенной становится лишь тактом некоего более глобального цикла познания. Примерно так:
Такт глобального цикла состоит из трех этапов, каждый из которых заканчивается своим фазовым переходом:
- геохимическая эволюция – заканчивается рождением Жизни
- эволюция биологического Наблюдателя – заканчивается его трансформацией в неутилитарного Наблюдателя
- эволюция неутилитарного Наблюдателя – заканчивается рождением Бога и от него нового Мира.
Утилитарное знание на третьем этапе эволюции не исчезнет, но его доля в общем объеме знания будет последовательно уменьшаться до микроскопического уровня. Неутилитарный Наблюдатель будет крутить все тот же рациональный цикл познания (цикл 3), но с одним важным нюансом: в нем акт «конвертация новых знаний в ресурсы» будет постепенно вытесняться актом «конвертация новых знаний в действие».
По мере стремления знания к асимптотическому пределу – абсолютному знанию, Наблюдатель будет трансформироваться в Бога. Совершенство, достигаемое Наблюдателем в познании Вселенной, отчасти аналогично тому, которого достигает вид в познании занимаемой им экологической ниши, ежели та стабильна, а не динамична. К счастью, наша Вселенная по представлениям физиков стабильна – ее законы неизменны относительно времени, пространства, и не только (в физике это свойство называют «симметриями»).
В парадигме глобального цикла предназначение Жизни заключается в формировании траектории от неживой материи к Богу. Бог – Он есть итог будущей эволюции Человека, если тот просочится через фазовый барьер. Глубина его знания несоизмерима с нашей, соответственно, бесконечны достоверность и глубина прогноза в рамках используемой нами шкалы пространства-времени. У него появится возможность оценить качество завершающегося проекта, дабы внести изменения в проект следующего Мира, который придет на смену состарившемуся и подряхлевшему от накопленной энтропии.
Дабы не прервалось познание, в проекте будет предусмотрено и появление новой, улучшенной версии Наблюдателя, и приход новых Пророков, несущих очередному «Человеку» весть от Бога-творца – призыв к очередному восхождению к Богу (преодолению своего 2-го фазового барьера). Если преодоление 1-го фазового барьера заложено в проекте безусловно, то 2-й фазовый переход совершает наделенный сознанием и свободой воли Субъект. Бог зовет его в будущее, тогда как биологические инстинкты постоянно заворачивают назад в биологическое прошлое. Преодоление барьера невозможно без внутренней революции – подавления власти биологических инстинктов над Разумом. В том и состоит миссия Человека – совершить фазовый скачок от утилитарного Наблюдателя к неутилитарному, чтобы не прервалась эволюционная траектория от Жизни к Богу. И переход этот по-своему равнозначен концу Света, каким мы его знаем – «смерти» биологического Человека.
Переход совершить придется, несмотря ни на какие отговорки. Эволюция не знает тупиков: она либо пробивает их лбом того, кто в него уперся, либо попросту аннигилирует забронзовевшую пробку, так что никто и не поймет – как и за что. Не для того проливались кровь, пот и слезы естественного отбора, чтобы нам свесив ножки наслаждаться его результатами.
Примеры антиципации
Антиципация в повседневной жизни вовлечена практически во все события.
Антиципация имеет следующие виды: ориентировочный и провидческий. Ориентировочная антиципация имеет взаимосвязь с ориентировочными деяниями субъектов в условиях, которые его окружают. Она направлена на более лучшую адаптацию к ним и на выживание. Протекает такая антиципация в области полуосознанного. Примером ее может быть предугадывание движений партнера в спарринге.
Провидческая антиципация связана с деятельностью по предугадыванию всевозможных глобальных перемен в жизни социума, различных народностей, рас и этнических масс по имеющимся в наличии, но латентным (спрятанным от первичной логики) тенденциям.
Научное предвидение входит в группу провидческих антиципаций, являясь при этом наивысшей формой отображения творчества субъекта, через которую происходит практическое и теоретическое освоение мира.
Яркими примерами могут служить различные предвидения глобальных изменений. Например, прогнозы общественного и исторического развития социума; литературные произведения научно-фантастического характера, которые содержат в себе предполагаемую модель общественного и технического развития в будущем человечества; концепции и изобретения, которые опережают современные знания и представления, парадигмы и логику.
Примером антиципации может служить открытие Ньютоном закона тяготения или профессиональная интуиция, основанная на длительном опыте, предвидение политического или экономического кризиса.
Антиципация – это эффективный метод повышения техники чтения у детей. При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком, по первым фразам – содержание всего текста. Прием антиципации может существенно увеличить скорость чтения. Поэтому такой прием является одним из важнейших при работе с текстом для чтения.
Приемы антиципации для работы с текстами бывают следующие: предугадывание содержательного смысла текста по эпиграфу, названию или по фамилии автора; прием текстового восстановления с пропусками элементов; до чтения текста прием составления плана, основывающийся на имеющихся знаниях, читательском опыте, заголовке, стилях и жанре; метод угадывания направления авторской мысли при чтении с определенными остановками.
Антиципация
— способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия «А.»: 1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена- 2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Это ожидание (или «опережающее отражение») обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.
Л.А. Карпенко
Определение слова «Антиципация» по БСЭ:
Антиципация — Антиципация (лат. anticipatio, от anticipo — предвосхищаю) предвосхищение, заранее составленное представление о чём-либо (см. Антиципация в психологии и философии). в другом смысле — преждевременное наступление какого-либо явления, события, действия и т. п. Например, в экономике — взимание налогов или сборов ранее, чем это предусмотрено законами, или совершение платежей ранее, чем это обусловлено законом или договором. в медицине — появление признаков болезни ранее, чем это обычно происходит. См. также Антиципация в языкознании. Антиципация — в психологии и философии. Понятию А. как способности в той или иной форме предвосхищать события наиболее соответствует употребление этого понятия в психологии, где оно было введено немецким учёным В. Вундтом. Психологи различают два смысла А.: 1) ожидание организмом определённой ситуации, проявляющееся в некоторой позе или движении. 2) представление человеком результатов своего действия ещё до его осуществления (отсюда определение цели как антиципированного предмета). В философии идея А. встречается уже у стоиков и эпикурейцев, говоривших о пролепсисе — общем понятии, которое появляется в сознании ещё до восприятия конкретных единичных вещей непосредственно из Логоса. Против А. резко выступал Ф. Бэкон, исходивший из принципа, согласно которому природу следует не предвосхищать, а познавать. Кант понимал под А. априорное (см. Априори) познание предметов восприятия ещё до самих восприятий. В логике под А. понимается временное принятие в качестве доказанной посылки, которую предполагается обосновать позднее. В. А. Костеловский. Антиципация — в языкознании, воздействие последующей языковой формы на предшествующую в последовательности форму. Ср. предвосхищение последующего звука при произнесении предшествующего, например вместо или вместо исторического под воздействием последующего . См. также Ретардация. Г. А. Климов.
Антиципация в психологии
Психология достаточно сложно рассматривает понятие антиципации. То, что человек имеет сейчас, он воспринимает. То, что с человеком было в прошлом, осталось в памяти. А то, что человек видит в своем будущем, называется антиципацией. То, как человек воспринимает настоящее, во многом зависит от того, какое прошлое в его памяти оставлено, а также в некоторой степени от того, на что человек надеется в будущем.
Антиципация – это феномен опережения, который рассматривается психологами следующим образом. Будущее кажется таким, каким было прошлое человека. Индивид неизбежно возвращается к своему опыту, когда он помнит, какие действия к какому результату привели. Также на будущее влияют те обстоятельства и действия, которые человек совершает. В совокупности от своего настоящего восприятия ситуации и прошлого опыта человек прогнозирует себе определенное будущее.
Человек всегда ориентируется на свой прошлый опыт. При этом он всегда желает знать, какое будущее его, возможно, ждет. Для чего? Это влияет на то, как человек начинает воспринимать настоящие обстоятельства, и на то, какие действия индивид совершает. Если знать свое будущее, тогда можно совершить именно те действия, которые исправят или, наоборот, подведут к возможному будущему.
Антиципация выполняет следующие функции:
Регуляторная – человек начинает ограничивать себя в действиях в тех условиях, в которых находится сейчас, чтобы прийти к тому будущему, которое им желанно или возможно. Таким образом, в зависимости от того, какое будущее человек видит перед собой, он принимает решения, какие действия совершить.
Когнитивная – человек запоминает не все подряд, что с ним происходит, а лишь то, что для него значимо и как-то связано с тем будущим, на которое он ориентируется. Человека окружает множество обстоятельств
Но он замечает лишь то, что важно для него в данный конкретный момент. Запоминание теперешних фактов становится выборочным, что зависит от того будущего, к которому человек стремится или ожидает.
Коммуникативная – когда человек проявляет определенные эмоции и выстраивает такую модель своего поведения с другими людьми, которая будет способствовать тому результату, к которому он стремится или, наоборот, старается избежать.
Антиципация также влияет на развитие самого человека. Если человек не сулит себе ничего хорошего, тогда он не будет прикладывать усилия и развивать в себе сильные стороны. Если же человек стремится к какому-то успеху, который будет видеть перед собой, тогда это будет способствовать его самосовершенствованию.
Как развить антиципацию
Сначала приведем несколько примеров. В диалоге с человеком можно заметить, что, задав вопрос оппоненту, личность уже знает его ответ. Когда его спрашивают: «Как бы на это ответил Ваш брат?», он внутренне знает, что сказать. Она проявляется в способности предугадать движение курса валюты.
Чтобы понять, как развить это свойство, нужно разобраться в его механизмах. Механизм памяти раскрывает способность предвидения и предугадывания. Она напрямую зависит от памяти. Следовательно, необходимо в первую очередь развивать способности памяти. Упражнения для тренировки памяти:
- «Снежный ком». Каждый человек в группе рассказывает о себе, следующий игрок должен рассказать о предыдущем человеке и о себе, таким образом, последний должен рассказать о каждом игроке и о себе.
- Игра в ассоциации. Нужно выстроить ассоциативный ряд слов, запомнить его, а затем попытаться воспроизвести.
- Тренировка слуха.
Для развитие антиципации можно использовать подобные упражнения:
- Соединить начало и конец поговорки. Даются несколько поговорок, которые разделены на две части и перепутаны.
- Поиск смысловых ошибок. В тексте присутствуют нелепые описания, их нужно отыскать.
- Вставить пропущенные буквы. Дан ряд слов, в которых не хватает букв, обучающийся должен это исправить.
- Чтение текста через слово.
- Восстановление диалога.
Антиципация – полезный феномен для человека. Она связана с внутренним состоянием человека, способна защищать его от стрессов. Для того, чтобы стать успешным индивидом, нужно развивать в себе это качество. В случае, когда человек не может сделать это вследствие психического отклонения, нужно обратиться за помощью к психиатру или другому специалисту.
Значение слова Антиципация по словарю Брокгауза и Ефрона:
Антиципация (лат.) — значит вообще предвзятие — выражение, находящее применение в тех разнообразных отношениях, в которых признается действительным какое-либо действие или состояние, прежде чем это допускается обыкновенным, очередным порядком. Франциск Бэкон Веруламский воспользовался этим выражением, определяя истинный путь для исследования природы в следующем положении: Natura non anticipanda sed interpretanda est, т
е., что не следует полагать, что познание природы может быть приобретено путем произвольных суждений, установляемых перед исследованием, но необходимо наблюдать природу во всех ее явлениях и толковать ее лишь путем заключений, основанных на наблюдениях и с осторожностью из них выведенных. В подобном же смысле говорит Кант об А
восприятия, определяя этим выражением особый разряд суждений, которые мы вносим в познание природы вследствие организации (устройства) нашего духа, а следовательно, также предвоспринимаем, с тем чтобы сообразно собственному духу представить себе предмет восприятий. — А., или преждевременное взимание различных податных сборов, имеет место в финансовой области
, когда правительство для покрытия чрезвычайных расходов, вызванных необыкновенными потребностями, взимает вперед те обыкновенные податные сборы, которые при нормальном порядке подлежали бы взносу гораздо позже. Мера эта представляется далеко не безопасною ввиду того, что полученные вперед взносы могут впоследствии вызвать дефицит при покрытии расходов на обыкновенные потребности. В большинстве случаев это не что иное, как прикрытое возвышение налогов.Антиципированным платежом (платежом anticipando, т. е. платеж до срока, платежи вперед) называют в торговле платежи, которые производятся перед условленным принятыми обычаем и установленным законом сроком уплаты. Такие платежи дают основания требовать учета, или дисконта (см. это сл.). В комиссионной торговле часто случается, что продавщик-комиссионер выдает комитенту (собственнику товаров) в счет платы за полученные от него для продажи товары известную денежную сумму вперед до продажи этого товара, обыкновенно уже при получении его или еще и до этого, вскоре после его высылки. Размер этой выдаваемой вперед платы простирается обыкновенно до двух третей или половины той рыночной цены, которую товар имеет в месте нахождения комитента, безразлично, производится ли уплата на наличные деньги или путем акцепта векселя. Не одна только такая уплата в счет, но и все комиссионное предприятие в этом случае обыкновенно называется антиципацией, или специально антиципационным предприятием, чаще консигнацией.
Примеры антиципации
Антиципация в повседневной жизни вовлечена практически во все события.
Антиципация имеет следующие виды: ориентировочный и провидческий. Ориентировочная антиципация имеет взаимосвязь с ориентировочными деяниями субъектов в условиях, которые его окружают. Она направлена на более лучшую адаптацию к ним и на выживание. Протекает такая антиципация в области полуосознанного. Примером ее может быть предугадывание движений партнера в спарринге.
Провидческая антиципация связана с деятельностью по предугадыванию всевозможных глобальных перемен в жизни социума, различных народностей, рас и этнических масс по имеющимся в наличии, но латентным (спрятанным от первичной логики) тенденциям.
Научное предвидение входит в группу провидческих антиципаций, являясь при этом наивысшей формой отображения творчества субъекта, через которую происходит практическое и теоретическое освоение мира.
Яркими примерами могут служить различные предвидения глобальных изменений. Например, прогнозы общественного и исторического развития социума; литературные произведения научно-фантастического характера, которые содержат в себе предполагаемую модель общественного и технического развития в будущем человечества; концепции и изобретения, которые опережают современные знания и представления, парадигмы и логику.
Примером антиципации может служить открытие Ньютоном закона тяготения или профессиональная интуиция, основанная на длительном опыте, предвидение политического или экономического кризиса.
Антиципация – это эффективный метод повышения техники чтения у детей. При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком, по первым фразам – содержание всего текста. Прием антиципации может существенно увеличить скорость чтения. Поэтому такой прием является одним из важнейших при работе с текстом для чтения.
Приемы антиципации для работы с текстами бывают следующие: предугадывание содержательного смысла текста по эпиграфу, названию или по фамилии автора; прием текстового восстановления с пропусками элементов; до чтения текста прием составления плана, основывающийся на имеющихся знаниях, читательском опыте, заголовке, стилях и жанре; метод угадывания направления авторской мысли при чтении с определенными остановками.
предвосхищение субъектом будущих событий и состояний внешнего и внутреннего опыта; имеет своей основой либо прежний опыт причинно-следственных и многократно повторявшихся функциональных связей (см. экстраполяция), либо интегральную (и рационально трудно объяснимую) оценку сознанием возможного будущего (предчувствие, наитие, откровение, интуиция и т. п.). (См. над-сознательное, рефлексия).
Отличное определение
Неполное определение ↓
АНТИЦИПАЦИЯ
oт лат. anticipo- предвосхищаю, упреждаю) — понятие, означающее способность заранее составлять представление о предстоящих событиях и явлениях. Как специфическая форма опережающего отражения, А. особенно значима в процессе деятельности, связанной с проникновением в неведомое. Термин «А.» введен в психологию В. Вундтом для обозначения представлений о результатах действия до его осуществления. В эстетике понятие «А.» обычно используется для раскрытия возможностей опережения в процессе целеполагающей худож. деятельности по созданию и творческому воплощению мысленных представлений и моделей. Гете усматривал в А. своеобразное «предзнание», силу ясновидящего разума и продуктивности худож. таланта, способного «носить в себе» и воссоздавать весь мир. С процессом А. в худож. деятельности связано предвосхищение будущего в иск-ве (Предвосхищение в искусстве).
Антиципация – буквально переводится как предугадывание. Имеется в виду специфический механизм психологической системы человека, который способен «предвидеть» определенные события в будущем, результаты тех или иных действий, решений.
Имеется в виду, что антиципация также является механизмом, который подготавливает разум субъекта к возможным вариантам ответа на ту или иную ситуацию и позволяет выбрать лучший из них.