Раздел ii. психология как профессиональная область тема 3. основные сферы деятельности профессионального психолога

Достаточно ли базы вуза или нужно дополнительное образование?

Психология развивается иначе, чем другие науки. Целью психологии не является конечное знание, для неё важнее – найти смысл собственной жизни и помочь в этом другому человеку. Психологии учатся всю жизнь. И это аксиома профессии

Важно отметить, что деньги для психолога не являются источником мотивации. Сначала нужно влюбиться в свое дело

Например, если человек собирается стать международным гроссмейстером ради того, чтобы получать миллионные призы, то он им не станет никогда. Так и с психологией. В иерархии ценностей психолога деньги не могут быть на первом месте. У психолога более высокая миссия – помогать людям и обществу.

Еще полвека назад предполагали, что благодаря развитию психологии люди получат совершенное знание о человеке, о его поведении, о свойствах личности. К счастью, или к сожалению, но эти прогнозы и надежды не оправдались. Постфрейдистский психоанализ вообще оказался великой мифологией. Не оправдались надежды и на психотерапию, её результаты весьма скромны, потому что психотерапия – это скорее искусство, чем наука, поскольку в ней основной фактор успеха, – личность терапевта, а не психологическая теория.

Дипломированный психолог должен выбрать сферу исследования сам. Подробно и много изучать литературу, читать иностранные и отечественные научные журналы. Обязательно – работать практически. Тогда дополнительное образование поможет развитию способностей и стать конкурентоспособным. Дэвид Мацумото, автор учебника «Психология и культура», по которому учится весь мир, советует брать как можно больше знаний о научной методологии, о научном исследовании и сочетать их с математическими методами и психометрикой. В Библии сказано: «Избери для себя какую-нибудь работу и тебя не постигнет никакая болезнь». Работа есть лучшее средство к возвышению и усовершенствованию человека, и психология, как никакая из них, в наибольшей степени удовлетворяет этой базовой ценности.

Психологические предикторы академической успеваемости

Предикторы академических достижений традиционно выстраиваются в континууме от когнитивных (способности, интеллект) до не когнитивных (личностные черты, личностный потенциал, мотивация) факторов.

Традиционно одним из основных факторов успешности обучения в учебных заведениях разного уровня, являются следующие когнитивные факторы: умственные способности и интеллект.

Взаимосвязь между уровнем психометрического интеллекта и академическими достижениями на протяжении ХХ века была многократно доказана на разных типах выборок и в разных странах. Это связано с тем, чтобы использованы тесты психометрического интеллекта, специально разработанные для определения и оценки успешности обучения в разных видах учебных заведений (школа, колледж, ВУЗ и т.д.).

Однако тенденция последних лет показывает важность изучения и так называемых не когнитивных факторов академических достижений. Недавние исследования показывают, что во многих случаях важным для успешного обучения оказываются не только когнитивные способности и уровень интеллекта, но и личностные особенности, отвечающие за их успешное использование

Сущность академической успеваемости в психологии

Помимо исследований академической успеваемости и ее взаимосвязи с различными параметрами личности и окружающего социума, ученые занимаются изучением возможности предсказания академической успеваемости на достоверном уровне. Особенно этот вопрос актуален для экономически развитых стран, которые вкладывают значительные ресурсы в обучение и развитие своих граждан.

В ряде исследований, академическая успеваемость, рассматривается как средний балл учащегося за весь период его обучения. Однако, ряд авторов считают, что средний балл является несовершенной единицей измерения. Обусловлено это инфляцией оценок. Так, одна и та же оценка может быть поставлены за один и тот же уровень освоения предмета, но на разных ступенях обучения. В этой связи необходимо исследовать средний балл в ходе исследования различных студенческих выборок, при установлении четких границ оценок.

В последующем, несмотря на все явные и скрытые недостатки, средний балл стал рассматриваться как значимая, устойчивая и надежная шкала уровня интеллекта.

В настоящее время средний балл как шкала используется при исследовании:

  • уровня интеллекта;
  • эффективность профессиональной деятельности;
  • профессионального престижа и статуса.

Замечание 1

Таким образом, несмотря на все проблемы, которые имеются в использовании среднего балла, он вполне успешно применяется в качестве показателя академической успеваемости в ряде психологических исследований.

Нужно ли психологу высшее образование?

Для того, чтобы понять, где лучше учиться на психолога, нужно для начала определиться, для чего вы идете учиться. Если вас интересует психология как наука, то безусловно нужно поступать в вуз , проучиться 4 или 6 лет и получить диплом бакалавра или магистра психологии.

Про психотерапевтов разговор отдельный, так как это медицинская специальность и прежде, чем приступить к изучению психотерапии, нужно получить высшее медицинское образование и уже потом учиться на психотерапевта. Это долгий путь.

А для того, чтобы работать практическим психологом, высшее образование совершенно не нужно вопреки распространенным заблуждениям. Нужно обязательно пройти курсы профессиональной переподготовки на практического психолога и получить диплом с присвоенной квалификацией, который дает право работы по специальности.

В зависимости от образовательного учреждения обучение может длиться от нескольких месяцев до двух лет.  А параллельно или после курсов переподготовки нужно выбрать себе модальность, которая вам больше нравится и начать обучаться на специальных курсах по определенным программам. Это может быть психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапия, психокатализ и многое другое.

Где учат на психолога

Получить специальность психолога можно лишь после 11 класса, поступив в вуз на факультет психологии.

После 9 класса возможно поступление в колледж на следующие, являющиеся предварительной ступенью к профессии психолога, специальности:

  • социальная работа — для людей, выбирающих социальную психологию;
  • лечебное или сестринское дело — для клинических специалистов;
  • дошкольное образование, преподавание в начальных классах, педагогика дополнительного образования — для педагогической психологии;
  • физическая культура поможет в дальнейшем освоить спортивную психологию;
  • право и судебное администрирование, правоохранительная деятельность для тех, кто выбирает юридическое направление.

Высшее образование в вузе получают по следующим ступеням:

  • бакалавриат;
  • специалитет;
  • магистратура.

Обучение в колледже занимает от 1 года 10 месяцев до 2 лет. По окончании возможно поступление на 2 или 3 курс высшего учебного заведения.

Сколько лет займет обучение, зависит от того, какую подготовку планирует пройти абитуриент. После 11 класса обучение в вузе на психфаке займет не менее 4 лет с получением по окончании диплома бакалавра.

Очное обучение на магистратуре продолжается 2 года. Курсы по повышению квалификации длятся от 3 до 6 месяцев.

Практика

По окончании курсов можно с полным правом приступать к практике. Хочу заметить, что знания, полученные в вузе в практической психологии используются не более , чем на 10 процентов. Вузовские знания нужны в основном для научной работы.

По мере наработки практики психолог может осваивать новые модальности. То есть хороший психолог постоянно повышает свою квалификацию и овладевает разными методами для более успешного консультирования.

Поэтому не нужно тратить драгоценные годы для получения высшего образования. Достаточно курсов, которых сейчас довольно много. Но при выборе куров нужно смотреть их репутацию, читать отзывы. Иногда курсы бывают дорогими, долгими и не очень эффективными, а иногда за умеренные деньги можно стать хорошим специалистом в сжатые сроки.

Желаю всем удачи на этом интересном пути.

Автор публикации

liana

Комментарии: 0Публикации: 32Регистрация: 13-10-2019

Возрастные и групповые различия академической успеваемости

Исследования, которые были проведены английским ученым В.Б. Докреллом, показали, что все учащиеся подразделяются в зависимости от своих способностей на несколько уровней. Кроме того, особое значение имеет и социально-экономический статус учащегося. Чем выше статус учащегося, чем развитие у него врожденные способности, тем больше вероятность, что он будет более успешным в учебе, более развит вербально. Соответственно, чем ниже социально-экономический статус учащегося, чем ниже развиты его врожденные способности, тем хуже будет его вербальное развитие, и тем ниже у него будут успехи в обучении.

Позднее исследование влияния социально-экономических параметров на развитие интеллекта у учащихся были проведены в 1930 году Дж. Б. Маллером (г. Нью-Йорк). В ходе проведенного исследования было проведено сопоставление академической успеваемости и экономического статуса семьи учащегося. Как следствие была выявлена их прямая зависимость.

В конце 30-х голов Э. Торндайк значительно расширил предыдущие исследования. Им было организовано исследование, в ходе которого изучалась зависимость интеллектуального развития от экономического благополучия города. Результаты показали, что чем выше доход граждан, тем большую заботу они проявляют в получении образования.

Позже Р. Линн провел исследования, которые показали, что на уровень интеллектуального развития ребенка оказывает влияние уровень образования отца. А интеллект взрослого человека связан с уровнем его материального положения. Кроме того, было установлено, что более успешными становятся единственные дети в семье или первенцы.

Особого внимания заслуживают исследования, которые показали существующую взаимосвязь между количеством детей в семье и уровнем их интеллекта. Так, исследования продемонстрировали, что самый высокий уровень интеллекта у первого по рождению ребенка, далее уровень снижается и вновь повышается лишь с восьмого ребенка.

Большая часть исследовательских работ по изучению «академической успеваемости», посвящена изучению влияния когнитивного стиля на успешность обучения. Так, С. Бэл выявил положительную взаимосвязь между креативностью, поленезависимостью и академической успеваемостью.

Р. Розенстратен и А. Потайер установили, что в основном лица, имеющие высшее образование, являются поленезависимыми. Это связано с тем, что поленезависимость оказывает положительное влияние на стиль мышления и восприятия.

Основные особенности академической успеваемости поленезависимых учащихся:

  1. Использование небольшого количества слов в ходе конспектирования, употребление простых предложений и сокращенных слов, перефразирований, синонимов, индивидуальная переработка поступающей информации.
  2. В процессе ведении конспектов, записей и т.д. использование графического структурирования текста, посредством смены шрифта, подчеркиваний, цвета и т.д.
  3. Умение быстро усваивает поступающую информацию и переводить ее на «свой» язык.

Дополнительное образование

На факультете психологии в основном преподаётся теоретическая база. А чтоб оказывать реальную помощь людям, нужно получить практические навыки работы. Этим занимаются уже иные учебные заведения. Итак, для того, чтобы стать успешным, а главное эффективным специалистом, для начала нужно закончить психфак любого вуза страны, чтоб иметь представления о том, что такое психика. И далее, уже имея представление о профессии и получив нужные базовые знания, выбрать для себя одну, а может и несколько психологических школ.

Немногие знают, что нет одного единого метода, подхода, а есть много направлений и школ психологии. Первым был тот самый Зигмунд Фрейд. Он является основателем такого направления в психологии как психоанализ. Далее его ученики и последователи придумывали новые методы оказания психологической помощи или терапии и создавали новые направления. Так, с течением времени, начали появляться новые и новые направления. Сколько их точно на сегодняшний день, уже сказать сложно. Назову только самые известные:

  • бихевиоризм;
  • гештальтпсихология;
  • психодрама;
  • гуманистическая психология;
  • когнитивная психология;
  • аналитическая психология;
  • логотерапия и многие другие.

И у каждой школы своя философия, методы и техники. В Москве практически у каждого направления есть свои обучающие программы и целые институты:

  • Институт психодрамы и ролевого тренинга;
  • Московский гештальт институт;
  • Московский институт гештальта и психодрамы;
  • Московский институт психоанализа.

Каждый из них предлагает программу обучения, в основном, от одного года до трёх лет по своему направлению. И по окончанию учебы вы получите специальность уже конкретной школы — гештальт-терапевта, психоаналитика, психодраматерапевта и так далее. Конечно, у каждой школы и направления есть свои минусы и плюсы. И очень часто бывает, что изучив одну школу, психолог решает получить ещё знания и другого направления. Поэтому, если вы решите выбрать для себя эту профессии — приготовьтесь посвятить своему образованию минимум 7-10 лет. А как максимум всю жизнь.

Андрей Смирнов, Психолог-психотерапевт, магистр психологии 

Академическая грамотность текста (100-балльная шкала)

Операциональная составляющая (40 баллов)

А. Структура текста (30 баллов).

1

Введение должно содержать:• предложение, привлекающее внимание читателя (интрига);
• указание на проблему, ограничивающее фокус текста;
• четко сформулированный основной тезис (то, что будет доказываться);
• аспекты, которые будут рассматриваться в тексте (покрытие предметной области).

2. Каждый абзац основной части должен содержать:• заглавное предложение, включающее тему и контрольную мысль;
• фактическую поддержку контрольной мысли;
• заключительное предложение (ведущее к следующему абзацу).

3

Заключение должно содержать:• краткое перечисление выводов основной части;
• основной вывод в соответствии с тезисом;
• рекомендации и (или) оценку и (или) констатирующий вывод.

Б. Язык (10 баллов).

  • 1. Синтаксис должен отвечать следующим требованиям:
    • • четко выстроенные (легко воспринимаемые) предложения с главными блоками;
    • • отсутствие слияний, цепей и фрагментов;
    • • логическая и синтаксическая связность.
  • 2. Текст не должен содержать лексико-грамматических ошибок и погрешностей, затрудняющих восприятие (путаницы в согласовании, ошибочных словосочетаний, неоднозначных слов, калек с иностранных слов и пр.).

Культурная составляющая (30 баллов)

  • 1. Содержание предусматривает:
    • • понимание предмета;
    • • отбор необходимого и достаточного фактического материала, правильное использование источников;
    • • покрытие предметной области, использование фоновых и специальных знаний.
  • 2. Адресация подразумевает:
    • • понимание того, к кому обращен текст;
    • • уважение к читателю;
    • • умение предусмотреть иную позицию (точку зрения), иной подход к рассмотрению проблемы, предвидеть возможные возражения.
  • 3. Стиль предполагает:
    • • ясное, последовательное, связное выражение мыслей; краткость;
    • • отсутствие эмоционально насыщенных утверждений, свойственных публицистике;
    • • отсутствие разговорных оборотов, присущих неформальному общению.

Критическая составляющая (30 баллов’)

  • 1. Собственная позиция должна быть:
    • • четко выражена в тезисе;
    • • последовательно доказана в основной части;
    • • сформулирована в заключительном выводе (отношение к проблеме, ее оценка и (или) пути решения).
  • 2. Целенаправленное доказательство собственной позиции должно строиться на основе:
    • • логики;
    • • убедительных аргументов;
    • • адекватного использования информации.
  • 3. Объективность текста подразумевает:
    • • нейтральность;
    • • отсутствие предвзятости, бездоказательных и безапелляционных заявлений;
    • • отсутствие «общих мест», банальностей и прописных истин.

Данная шкала довольно полно отражает все три измерения академической грамотности

Однако притом, что самой важной составляющей ЗО-модели является критическая составляющая, наибольший вес в ней имеет операциональная, причем за счет языка (плюс 10 баллов). Такое дополнение было продиктовано печальной практикой: студенты социально-гуманитарного профиля оказались неспособны писать связно и грамотно на родном языке

Парадоксально, но наибольшие проблемы с языком научного текста возникают именно у студентов этих дисциплин. Многословие, синтаксическая путаница и чрезмерная эмоциональность (равно как склонность к пустым обобщениям, общим местам и чужим мыслям) коренятся, по-видимому, в школьных уроках литературы. Мой личный опыт редактирования статей в различных отраслях, как и опыт коллег, преподающих академическое письмо в России, показывает, что легче исправить текст математика или инженера, нежели филолога или педагога. Сказанное вовсе не означает, что у нас плохие учителя литературы: просто письменные компетенции, развиваемые в школьных сочинениях, существенно отличаются от компетенций самостоятельного, исследовательского, академического письма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.