Теория адлера ядро личности

Периферия личности

Что касается конкретных
периферических характеристик, то
Мак-Клелланд говорит о мотивах, чертах
и схемах. Мотив – это сильная аффективная
ассоциация, отличающаяся антиципацией
целевой реакции и основанная на прошлой
связи определенных стимулов с позитивным
или негативным аффектом. Существуют
мотивы достижения, когда человек пытается
действовать таким образом, чтобы его
антиципация стала реальностью, и мотивы
избегания, когда человек пытается
предотвратить ситуацию, где его
антиципация может обернуться реальностью.
Мотивы достижения представляют собой
устойчивые паттерны поведения,
сформировавшиеся вследствие превалирования
в опыте малых различий между ожидаемым
и реальным. Мотивы избегания являются
результатом больших расхождений между
ожиданиями и реальностью. Мак-Клелланд
перенимает понятие потребности Мюррея
(например, потребности в аффилиации или
власти), выдвигая предположение о том,
что каждая из потребностей имеет две
разновидности: достижения и избегания.

Черта
– это выученная тенденция личности
реагировать так, как она с успехом
реагировала ранее в сходных условиях
и при сходной мотивации. Черта имеет
некоторое сходство с привычкой; считается,
что она не обладает мотивирующей силой,
поскольку ведет к повторяющемуся, а не
к целенаправленному поведению. Не вполне
ясно, как происходит формирование черты,
и очевидно, что черта не является
выражением описанной выше тенденции
ядра. Список черт Мак-Клелландом не
приводится.

Схема
представляет собой когнитивный элемент,
символизирующий прошлый опыт. Три
основных класса схем – это идеи,
ценности
и
социальные
роли.
Что
касается их содержания, то Мак-Клелланд
считает, что самые важные идеи и ценности
связаны с экономическими, эстетическими,
социальными, политическими, религиозными
и теоретическими вопросами. Социальные
роли соотносятся с возрастом, полом,
позицией в семье, профессией и групповым
членством. Не вполне ясно, как формируются
схемы, хотя и подчеркивается, что они
представляют собой социально передаваемый
культуральный опыт. Схемы также не
являются выражением тенденции ядра.

Типы личности Мак-Клелланд
не выделяет.

Теория Уайта Ядро личности

Тенденция ядра

Определяется
как стремление
достичь эффекта посредством собственных
действий (мотивация эффективности)

и стремление
достичь компетентности в деятельности
(мотивация компетентности).

Возможно, что первой появляется мотивация
эффективности, тогда как по мере
достижения личностной зрелости к ней
добавляется и мотивация компетентности.

Характеристики ядра

С мотивацией эффективности
связана потребность нервной системы в
информации, или стимуляции. С мотивацией
компетентности связаны актуальная
компетентность и чувство компетентности,
хотя до конца не ясно, какую роль играют
эти характеристики в структуре личности.

Развитие

Стадии
развития не выделены. Предполагается,
что в момент рождения организм
оппортунистичен, он нуждается в питании
и заботе. Если удовлетворению биологических
потребностей ничто не препятствует, то
формируется проприативное функционирование.
К концу первого года жизни начинает
формироваться ощущение своего тела, на
втором и третьем годах формируется
самоидентичность и затем «Я»-образ,
в период между 6 и 12 годами – способность
рационального решения проблем. В
подростковом возрасте увеличивается
проприативное стремление. Хотя различные
проприативные функции начинают
формироваться в разные периоды жизни,
к моменту достижения взрослости они
уже выражаются в комплексе. Предпосылкой
такого функционирования является
достаточный уход и поддержка в детстве.
Если их недостаточно, проприативное
развитие нарушается и во взрослом
возрасте оппортунистическое
функционирование продолжает играть
главенствующую роль. Переход от
оппортунистического к проприативному
функционированию совершается в
соответствии с принципом функциональной
автономии,

заключающимся в том, что поведенческий
паттерн, изначально нацеленный на
удовлетворение биологических потребностей,
может стать абсолютно самостоятельным
аспектом существования и проявляться
уже после того, как данная биологическая
потребность утеряла свою значимость.

Что значит быть личностью ?

1. Значит иметь
жизненную позицию, о которой можно
сказать: «На том стою и не могу иначе».

2. Значит осуществлять
выборы, возникающее в силу вну­тренней
необходимости, оценивать последствия
принятого решения и держать ответ за
них перед обществом и собой.

3. Значит постоянно
строить самого себя и других, вла­деть
арсеналом приемов и средств с помощью
которых мож­но овладеть собственным
поведением, подчинить его своей власти.

4. Значит обладать
свободой выбора и нести ее бремя.

Но чтобы быть
личностью, надо ей стать. Следовательно,
личностью становятся.

Отличительные
психологические признаки личности:

  • сознание —
    способность человека осознанно отражать
    окружающий мир;

  • самосознание —
    способность осознавать самого себя;

  • саморегулирование
    — управление своим поведением и
    деятельностью;

  • активность в
    деятельности;

  • индивидуальность
    (свое лицо, Я, свой стиль мышления и
    деятельности) (5).

Личность —
конкретный человек, представитель
определенного общества, группы
(коллектива), осознающий свое

отношение к
окружающему, занимающийся конкретным
видом деятельности и обладающий
индивидуальными особенностями, присущей
ему системой психологических свойств
и качеств (5).

А.Н. Леонтьев в
связи с этим писал: «Понятие личности
выражает целостность субъекта жизни.
Личность представляет собой целостное
образование особого рода. Личность не
есть целостность, обусловленная
генотипически: личностью не родятся,
личностью становятся» (5).

Свойства личности

С т.зр. отечественных
психологов, наиболее существенны такие
свойства, которые выражают общественное
отношение и общественные ценности, а
это и есть личностные отношения. Система
отношений и мотивов характеризует
направленность личности.

Мясищев подчеркивал,
что отношения личности имеют два аспекта:

            1. как человек
              переживает и осознает действительность
              – эмоционально-когнитивная сфера
              сознания

            2. активное
              побуждение к деятельности –
              мотивационно-волевая сторона сознания

От мотивов отношения
отличаются обобщенностью. Отношения
характеризуют жизненную позицию
человека. Отношения личности осуществляются
посредством индивидуальных способов
действий (10).

Фрейд

Согласно
Фрейду личность состоит из трех блоков:

  1. Ид
    – «ОНО»

    – главная структура личности, состоящая
    из совокупности бессознательных
    (сексуальных и агрессивных) побуждений.
    Ид функционирует в соответсвии с
    принцыпом удовольствия.

  2. Эго
    – «Я»

    совокупность преимущественно осознаваемых
    человеком позновательных и исполнительных
    функций психики.

  3. Супер
    Эго – «Сверх Я»

    – структура, содержащая социальыне
    нормы, установки, моральные ценности
    общества – совесть (10).

Развитие

Особого
внимания вопросам развития личности
авторы не уделяют. Предполагается,
однако, что ранний опыт сказывается на
определении обычного уровня активации.
Люди будут различаться по степени
необходимой им активации в зависимости
от привычного для них уровня активации.
Если этот уровень высок, у человека
сформируется потребность
в интенсивности, значимости

или разнообразии
стимулов.
Если
уровень низок, будет сформирован страх
интенсивности, значимости

или разнообразия
стимулов.

Далее предполагается, что некоторые
люди научаются успешно антиципировать
требования активации (то есть они
активны),
тогда как другие вынуждены корректировать
расхождение между актуальным и привычным
уровнем (то есть они пассивны).
Люди первого типа демонстрируют
одновременно увеличивающуюся
дифференциацию и интеграцию мышления,
чувств и действия (предстоящее воздействие
повышается благодаря дифференциации
и снижается посредством интеграции).
Кроме того, предполагается, что некоторые
люди научаются полагаться на внешние
источники стимуляции, а некоторые – на
внутренние.

Периферия личности

Типы личности как
совокупности мотивов и черт

Высокоактивированная
личность,

обладающая чертами активности
и экстернальности,
жаждет вступать в поединки с физической
и социальной окружающей средой. Она
активна и ненасытна. Если ей свойственна
также высокая потребность в значимости,
она будет стремиться к поиску и решению
различных проблем. Если для нее характерна
высокая потребность в интенсивности,
она может стремиться к активности, как
таковой. И если ее отличает высокая
потребность в разнообразии, ей будут
свойственны любознательность, авантюрность
и импульсивность.

Высокоактивированная
личность,
для
которой характерны черты активности
и интернальности,
будет стремиться к воздействию, включая
свое мышление и фантазии. Она будет
мыслителем, мечтателем, отвечая на
вызовы, бросаемые ограничениями со
стороны разума и тела и не уделяя
значительного внимания реальным событиям
окружающего мира. Она будет отличаться
тонкостью и сложностью. При высокой
потребности в значимости она будет
проводить много времени в размышлениях,
при высокой потребности в интенсивности
ее удел – переживания и эмоции, при
высокой потребности в разнообразии –
оригинальность и творческий подход.

Низкоактивированная
личность
с
чертами активности
и экстернальности
будет вечно пытаться дать отпор социальным
и физическим порокам и разрешать
конфликты с помощью переговоров и
контроля. Она будет демонстрировать
конформизм и простоту во вкусах и
увлечениях. Если она обладает страхом
значимости, она будет пытаться упростить
проблемы и избежать неопределенности.
Если у нее будет высокий страх
интенсивности, она проявит стремление
успокаивающе воздействовать на
потенциально разрушительные внешние
условия. Если у нее будет выражен страх
разнообразия, она постарается привнести
рутину в окружающую ее среду, предпочитая
знакомое и предсказуемое новому.

Низкоактивированная
личность,
отличающаяся активностью
и интернальностью,
будет консерватором с особым акцентом
на собственном организме

Она будет
сторонником золотой середины, тщательно
избегая любых крайностей и излишеств.
И будет стараться избегать любого
напряжения, неважно, приятного или нет.
Личность такого типа будет простой,
несложной, лишенной противоречий. Если
у нее выражен страх значимости, она
будет демонстрировать отсутствие
детализированных и разнообразных мыслей
и грез

Обладая выраженным страхом
интенсивности, она обретает налет
аскетизма, избегая самих по себе
переживаний. А если у нее выражен страх
разнообразия, она заставит себя
существовать согласованно и стабильно,
что создаст образ надежности и стойкости,
лишенных яркости.

Все четыре личностных
типа являются зеркальным отражением
друг друга. В том, что касается целей,
ценностей и интересов, личности пассивного
и активного типа идентичны. Однако, если
мы проведем более тщательный анализ,
мы обнаружим, что пассивные типы не
могут реализовать на практике то, к чему
стремятся. Если им свойственна высокая
потребность в активации, они будет не
столько творцами, сколько потребителями
воздействия. Они часто будут оказываться
в некомфортном положении, будучи
вынуждены корректировать уровень
активации, ставший слишком низким. Если
им требуется низкий уровень активации,
они не смогут активно и эффективно
манипулировать миром или собою, чтобы
поддерживать низкий уровень воздействия,
скорее, им придется пытаться отвергать
сложившуюся ситуацию и корректировать
уровень активации, ставший слишком
высоким.

Периферия личности

Стили жизни как
совокупности фикционных финализмов и
черт

Активно-конструктивный
стиль
в качестве
фикционного финализма включает служение,
а совокупность черт можно определить
как честолюбие
или ориентацию на успех. Возможно, именно
этот тип, по мнению Адлера, является
идеальным.

Пассивно-конструктивный
стиль

предполагает, что ведущим фикционным
финализмом является привлечение
внимания,
а в
совокупности черт выделяется обаяние,
то есть привлечение внимания окружающих
не вследствие того, что человек сделал,
а того, каков он есть. Этот стиль также
рассматривается как желательный.

Активно-деструктивный
стиль
в качестве
фикционного финализма полагает отвержение
власти,

стремление к отмщению и требование
оставить
себя в покое.

Черты такого стиля – надоедливость,
злобность
и
клеветничество.

Пассивно-деструктивный
стиль
характеризуется тем же
фикционным финализмом, что и предыдущий,
однако отличается спецификой черт, а
именно: ленью, упрямством, пассивной
агрессивностью и отчаянием.

Периферия личности

Ориентации (или типы)
как совокупности черт

Рецептивная
ориентация

формируется на основе мазохистических
паттернов поведения, которым научается
ребенок, играющий пассивную роль в
симбиотических отношениях с родителями.
При такой ориентации человек предполагает,
что источник всего хорошего находится
вне его самого, и пребывает в состоянии
пассивного ожидания. Типичные черты
личности с такой ориентацией – это
пассивность, слабохарактерность,
склонность подчиняться
и малодушие.

Эксплуатирующая
ориентация

проистекает из садистских паттернов
поведения, которым научается ребенок,
будучи доминирующей стороной в
симбиотических отношениях с родителями.
При этой ориентации человек уверен в
том, что источник всего хорошего находится
вне его самого, однако не столько ожидает
его получения, сколько пытается взять
его силой. Черты, типичные для личности
с такой ориентации, – это агрессивность,
эгоцентризм, склонность к лести
и заносчивость.

Накапливающая
ориентация

основывается на поведенческих паттернах
деструктивности, которым ребенок
научился, реагируя на отчужденность
родителя при отчужденно-деструктивном
типе взаимоотношений. Личность с такой
ориентацией мало верит в то, что из
внешнего мира может быть почерпнуто
что-то новое; она чувствует себя в
безопасности, накапливая и сохраняя
то, чем уже обладают. Типичные личностные
черты при такой ориентации включают в
себя упрямство,
подозрительность, язвительность,
отсутствие воображения, собственнический
инстинкт.

Рыночная
ориентация

формируется на основе поведенческих
паттернов отчужденности, которым ребенок
научился, реагируя на деструктивность
родителя при отчужденно-деструктивном
типе взаимоотношений. При такой ориентации
человек воспринимает себя как товар,
который можно выгодно продать или
обменять, который обладает определенной
ценностью на рынке. Для такой личности
характерны оппортунизм,
противоречивость, беспринципность,
отсутствие целей, расточительность.

Продуктивная
ориентация
проистекает из
поведенческих паттернов, которым
научился ребенок, чьи отношения с
родителями строились на любви. При этой
ориентации человек уважает самого себя
и других, чувствует себя защищенным и
находится в ладах с самом собой. Типичные
черты такой личности отражают и
потенциально благоприятные аспекты
других ориентации (например, скромность,
адаптивность, доверие, активность,
гордость, уверенность в себе, практичность,
терпение, преданность, гибкость,
открытость к миру и новому опыту, дух
экспериментаторства). Очевидно, что
этот тип Фромм считает идеальным.

Различные виды конкретных периферических характеристик

Начиная
обсуждение конкретных периферических
характеристик, я прежде всего уделю
внимание их природе и функционированию.
Несмотря на множество различий в
терминологии и акцентах в рамках
различных теорий, представляется
возможным выделить лишь три основных
вида конкретных периферических
характеристик. Один из них касается
целей и инструментальных стратегий,
другой – неосознаваемых привычек
поведения, а третий связан с идеями,
ценностями и способами мышления.
Примерами первого, или мотивационного,
вида являются потребность
(Мюррей), мотив
(Мак-Клелланд, Мадди), динамическая
диспозиция
(Олпорт), фикционный
финализм
(Адлер) и защита
(Фрейд)

Если вам кажется странным
отнесение сюда защиты, просто признайте,
что защиты имеют целью избежание тревоги
и в этом плане не слишком отличаются от
мотивов избегания. Типичным примером
конкретной периферической характеристики,
относящейся к неосознаваемым привычкам
поведения, является черта
в смысле, используемом Мак-Клелландом,
Мадди, Адлером, Фроммом и Фрейдом. Также
релевантными являются интеграт
потребности
(Мюррей) и стилистическая
диспозиция
(Олпорт). И наконец, вид конкретных
периферических характеристик,
подчеркивающий способы мышления,
представляют схемы
(Мак-Клелланд), личностный
конструкт
(Келли) и, возможно, условие
ценности
(Роджерс).

Помимо того, что
основными являются лишь эти три вида
конкретных периферических характеристик,
интересно отметить и тот факт, что ни
один из них не встречается в какой-либо
из моделей теорий личности чаще, чем
другие. Некоторые явные формы мотивационного
вида отчетливо описаны в моделях
конфликта, реализации и согласованности,
а характеристики когнитивного вида
выделяются практически всеми авторами,
придерживающимися моделей согласованности
и реализации. Понятие черты является,
судя по всему, самым популярным, поскольку
к нему в той или иной форме обращаются
все три модели. В действительности,
черта иногда определена столь широко,
что наряду с акцентом на привычное
поведение предполагает и некоторые
когнитивные или мотивационные компоненты.
Едва ли можно сказать, что природа и
функции конкретных периферических
характеристик, представленных в той
или иной теории, непосредственно вытекают
из модели личности, к которой эта теория
относится.

Возможно, что главным
фактором, определяющим решение теоретика
по поводу формы и природы используемых
им конкретных периферических характеристик,
является ощущение того, что именно ему
придется объяснить те поведенческие
проявления, которые он считает
принципиально важными. В конце концов,
эти модели представляются достаточно
широкими в плане своих логических
возможностей, чтобы допускать любой из
этих трех видов конкретных периферических
характеристик. Модели, конечно, могут
налагать определенные ограничения на
содержание, но пока я не буду обращать
на это внимания. Мне представляется,
что на данном этапе работы нам следует
углубиться в отношения между видами
конкретных периферических характеристик
и совокупностью требующих объяснения
поведенческих проявлений.

Развитие

Стадии
развития не выделяются

Особое внимание
уделено семейным
констелляциям
и семейной
атмосфере.
Под семейной констелляцией понимаются
социологические характеристики семьи,
влияющие на особенности каждого ее
члена, такие, как последовательность
рождения детей и наличие в семье отца.
Семейная атмосфера определяется
качеством эмоциональных отношений
между членами семьи. Семейная констелляция
(например, единственный или старший
ребенок) влияет на то, какова будет
специфика проблем ребенка

Семейная
атмосфера определяет то, насколько
активен будет ребенок в стремлении к
совершенству, будет ли он конструктивен
или деструктивен. Атмосфера сотрудничества,
взаимного доверия и уважения поощряет
конструктивность, тогда как противоположная
атмосфера приводит к развитию
деструктивности. Если в семье уделяется
внимание инициативе, ребенок будет
активен, в противном случае для него
будет характерна пассивность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.