Психические процессы: виды и краткая характеристика

Задачи и особенности функционирования воли

Воля с позиции психологии представляет собой инструмент, который используется мотивациями высшего порядка. Она необходима для интеллектуального планирования и реализации жизненных целей индивида.

Воля напрямую участвует в регуляции почти всех базовых психических функций, включая ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь. Развитие данных процессов от низших к высшим способно указывать на приобретение человеком волевого контроля.

Замечание 1

Задача воли состоит в управлении поведением человека, в сознательной саморегуляции его активности. Особенно это касается тех случаев, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Основная психологическая функция воли представлена усилением мотивации и совершенствованием на этой основе сознательной регуляции действий. Реальный механизм порождения дополнительного побуждения к действию — это сознательное изменение смысла действия человека.

Чаще всего смысл действия связывают с борьбой мотивов, он может меняться с помощью преднамеренных умственных усилий. Потребность в волевых действиях способна возникать в тех ситуациях, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется определенное препятствие. Волевой акт здесь относится к его преодолению, но предварительно необходимо осознание (осмысление) сути возникшей проблемы.

Развитие произвольной памяти

Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.

В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.

Как помочь ребенку развить произвольную память?

Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.
Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.
Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе

Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.
Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.
Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).
Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение

Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.

Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют развивающие игры онлайн.

Тема 16. Общие закономерности мышления.

1. Особенности
мыслительной деятельности.

2. Мыслительные
операции и формы мышления.

3. Мышление как
процесс.

4.
Теория мышления как деятельности и как
процесса (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский).

Основная
литература:

  1. Гиппенрейтер
    Ю.Б. Введение в общую психологию: курс
    лекций. — М.: ЧеРо, 2005. — 333с.

  2. Гуревич,
    П.С. Психология : учебник / П.С. Гуревич
    .- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .- 320 с. (Электронный
    ресурс)

  3. Маклаков А.Г. Общая
    психология: учебник для вузов. СПб.:
    Питер, 2012, 592 с.

  4. Морозов
    А.В. Основы психологии: Учебник для
    студ. высш. и сред. спец. учеб. завед.-
    М.: Академический проект; Екатеринбург:
    Деловая книга, 2003. — 352с.

  5. Немов,
    Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы
    психологии : учебник для студентов
    высших педагогических учебных заведений
    / Р.С. Немов .- 5-е изд. — М. : ВЛАДОС, 2008 .-
    689 с. (Электронный ресурс)

  6. Павлова,
    Е.В. Основы общей психологии :
    учебно-методическое пособие / Е.В.
    Павлова .- Благовещенск : Амурский
    государственный университет, 2011.- 118 с.
    (Электронный ресурс)

  7. Першина
    Л.А. Общая психология: учеб. пособие для
    вузов. — М.: Акад. проект, 2004. — 446с.

  8. Петровский
    А.В. Теоретическая психология: учеб.
    пособие для вузов по спец. «Психология»
    /Петровский А.В., Ярошевский М.Г. — М:
    Academia, 2003. — 496с.

  9. Рубинштейн
    С.Л. Основы общей психологии. -М., 2002.

  10. Селиванов
    В.В. Общая психология (опыт построения
    субъектной психологии): учебное пособие.
    – Смоленск: Универсум, 2008. – 60с.

Дополнительная
литература:

  1. Брушлинский,
    А.В. Психология мышления и проблемное
    обучение.-М.:Знание, 1983.

  2. Давыдов,
    В.В. Виды обобщения в обучении.-М., 1992.

  3. Дьюи,
    Д. Психология и педагогика мышления /
    Пер. с англ. Н.М. Никольской; Под ред.
    Н.Д. Виноградова.- М.: Совершенство,
    1997.- 208 с .

  4. Пономарев,
    Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.,
    2003.

  5. Селиванов,
    В.В., Плетеневская Н.Н. Психология
    мышления: соотношение осознанного и
    неосознанного.-Смоленск, 2003.

  6. Тихомиров,
    О.К. Психология мышления.- М., 2002.

Учебные
задания.

1.
Мышление как процесс обобщенного
отражения действительности.

2.
Психологическое содержание мышления:
формы мышления, мыслительные операции
и процессы.

3.
Знания и смыслы элементов задачи как
компоненты мышления, предвосхищающие
эмоции в мышлении (О.К. Тихомиров).

4.
Свойства мыслительных операций.

5.
Теория мышления как деятельности и как
процесса (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский).

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

  1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
  1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  2. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.Ретардация — это замедление развития.Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.

Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.

  • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Закономерности памяти

Память
имеет объём, ограниченный количеством
стабильных процессов, являющихся
опорными при создании ассоциаций (связей,
отношений)

Успешность
припоминания зависит от способности
переключать внимание на опорные процессы,
восстанавливать их. Основной приём:
достаточное количество и частота
повторений

Имеет
место такая закономерность, как кривая
забывания.

Законы
памяти

Закон
памяти

Практические
приёмы реализации

Закон
интереса

Интересное
запоминается легче.

Закон
осмысления

Чем
глубже осознать запоминаемую информацию,
тем лучше она запомнится.

Закон
установки

Если
человек сам себе дал установку запомнить
информацию, то запоминание произойдёт
легче.

Закон
действия

Информация,
участвующая в деятельности (т.е. если
происходит применение знаний на
практике) запоминается лучше.

Закон
контекста

При
ассоциативном связывании информации
с уже знакомыми понятиями новое
усваивается лучше.

Закон
торможения

При
изучении похожих понятий наблюдается
эффект «перекрытия» старой
информации новой.

Закон
оптимальной длины ряда

Длина
запоминаемого ряда для лучшего
запоминания не должна намного превышать
объём кратковременной памяти.

Закон
края

Лучше
всего запоминается информация,
представленная в начале и в конце.

Закон
повторения

Лучше
всего запоминается информация,
которую повторили
несколько раз.

Закон
незавершённости

Лучше
всего запоминаются незавершённые
действия, задачи, недосказанные фразы
и т.д.

Развитие
памяти:

Урок
1

Внимание и впечатление. Запоминается
лучше то, что нам интересно, на чем мы
сконцентрированы. Эти условия запоминания
можно тренировать и создавать специально
в необходимый момент

Подробнее об этом
читайте в первом
уроке.

Урок
2. Ассоциации. Ассоциации
помогают создать в вашей голове связь
между тем, что вы хотите запомнить, и
тем, что уже прочно там закрепилось.
Правильное использование ассоциаций,
о котором написано во втором
уроке,
поможет вам запоминать больше информации
за меньшее время.

Урок
3. Структурирование. Структурирование
материала является важнейшим фактором
целенаправленного запоминания. Об
умении правильно делить информацию,
создавать тематические блоки на основе
логики и ассоциативного мышления будет
сказано в третьем
уроке.

Урок
4. Повторение. Память
человека является процессом динамическим,
со временем что-то забывается. В четвертом
урокебудут
даны методики повторения, помогающие
наилучшему запоминанию информации.

А
также для развития способности к
запоминанию информации полезно
использовать мнемотехники и специальные
приемы и упражнения тренировки памяти:

Урок
5. Мнемотехники. Существует
ряд особенностей запоминания определенной
информации. Это связано с тем, что иногда
есть удобные ассоциации, использование
которых в определенных случаях дает
сильный эффект для запоминания. Такие
способы и рекомендации называются
мнемотехниками. Читайте об этом подробнее
в пятом
уроке.

Урок
6. Тренировка памяти. Несмотря
на то что понимание законов человеческой
памяти может улучшить запоминание
нужной информации, без специальных
упражнений сложно достичь высоких
результатов. В данном
уроке будет
рассказано, как можно эффективно
тренировать краткосрочную и долгосрочную
память.

Волевые качества человека

Волевое
действие каждого человека имеет свою
особую неповторимость, так как является
отражением относительно устойчивой
структуры личности. Одной из основных
характеристик воли является ее сила
-проявляется на всех этапах волевого
акта, но ярче всего в том, какие препятствия
преодолены с помощью волевых действий
и какие результаты при этом получены.

Анализируя
отдельные звенья волевого акта, можно
заключить, что первый, пусковой этап
волевого действия во многом зависит
от таких качеств личности, как
целеустремленность, инициативность,
самостоятельность, выдержка и
самообладание.

Целеустремленность–умение
человека подчинять свои действия
поставленным целям.

Инициативность
способность работать творчески,
предпринимая действия по собственному
почину. Инициативный юрист – это гибкий
и активный в действиях и поступках
человек, преодолевающий устаревшие
шаблоны, способный отыскать лучшие
средства и приемы в выполнении своих
служебных обязанностей.

Самостоятельность
волевого акта проявляется в умении не
поддаваться влиянию различных факторов,
критически оценивать советы и предложения
других людей, действовать на основе
своих взглядов и убеждений.

Выдержка
умение затормозить действия, чувства,
мысли, мешающие осуществлению принятого
решения.

Самообладание
способность человека сохранять
внутреннее спокойствие, действовать
разумно и взвешенно в сложных жизненных
ситуациях.

Решительность
– умение принимать и претворять в жизнь
быстрые, обоснованные и твердые решения.
Существенной предпосылкой решительности
является смелость
– умение противостоять страху и идти
на оправданный риск для достижения
своей цели.

Важнейшей
характеристикой этапа исполнения
деятельности является настойчивость
или упорство.Настойчивость
или упорство

– умение человека мобилизовать свои
возможности для длительной борьбы с
трудностями.

Смелостьвыражается
в готовности человека бороться и
преодолевать опасность.

Сотрудники
правоприменительных и правоохранительных
органов должны хорошо осознавать, что
целеустремленным самовоспитанием
можно развить у себя все положительные
волевые качества.

Самовоспитание
воли
осуществляется
с помощью разнообразных приемов, в том
числе путем соблюдения следующих
требований:

  • принятое
    решение должно быть исполнено. Лучше
    не принимать решений, чем принимать и
    не выполнять их;

  • необходимо
    приучить себя преодолевать трудности
    и препятствия на пути к достижению
    цели. Начинать нужно с приобретения
    привычки преодолевать сравнительно
    незначительные трудности, препятствия;

  • при
    постановке трудных целей необходимо
    намечать не только главную цель, но и
    промежуточные цели, достижение которых
    будет приближать главную цель;

  • необходимо
    соблюдать распорядок дня, систематически
    заниматься спортом. Умение побеждать
    вырабатывается в процессе занятий
    физкультурой, поскольку происходит
    тренировка не только мышц, но и воли.

Сохранение и забывание

Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реми­нисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточно осмысленным. С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным и полным. Частичное забы­вание проявляется в невозможности воспроизвести, но в возмож­ности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для само­стоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопостав­лять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к за­учиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохра­нения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроиз­вольно.

Выработка волевых качеств

Выработка качеств воли проявляется в сознательной постановке человеком все более трудных задач перед собой. Он преследует все более отдаленные цели, для которых необходимо приложить значительные волевые усилия на протяжении достаточно долгого времени. По этой причине волевой акт состоит из борьбы разнонаправленных мотиваций, интеллектуальной оценки этих мотиваций с позиции их соответствия моральным и социальным нормам.

В целом волевые сигналы способствуют торможению поведения, которое «рекомендовано» положительными эмоциями. Например, когда оно противоречит моральным и социальным нормам (ценностям), но приятно для субъекта, поскольку удовлетворяет некоторые мотивации (борьба с вредными привычками).

Проявление волевых актов происходит при осуществлении поведения, относящегося к преодолению негативных эмоций (ощущение боли, усталости, реальной опасности для жизни). Цели, сформулированные интеллектуально, требуют от человека действий, которые неизбежно влекут к появлению отрицательных эмоций (например, необходимость перенести операцию или неприятное лечение, общение с неприятным человеком и др.). Здесь волевой акт — это инструмент мышления, с помощью которого сознательно преодолевается барьер отрицательных эмоций.

Волевые действия человека в основном осуществляются на сознательном уровне, поэтому данные действия определяются не только врожденными, но и осознанно развитыми чертами характера. Волевое управление поведением можно характеризовать с помощью 2 групп волевых качеств, включая силу воли и выдержку.

Замечание 2

Таким образом, формирование воли — это длительный процесс, который начинается уже в раннем детстве. По этой причине сам склад личности оказывает влияние на проявление и развитие способностей. Наряду с этим способности и их осознание влияют на психологический облик и его проявление в поведении и деятельности.

Исключительное увлечение одним действием в определенных условиях приводит к отрицательным результатам, Личность в этом случае ограничивается односторонним развитием

Если же своевременно осознать важность знаний, то с помощью самообразования восполняются пробелы и достигается совершенно другой уровень

Стадии формирования воли

Исследователи рассматривают несколько этапов (стадий) формирования воли. Они представляют собой волевые акты и включают то, что человек:

  • Осознает конкретную потребность;
  • Осознает возможности ее удовлетворения;
  • Проявляет мотивы деятельности (мотив является здесь побудительной силой);
  • Осознает борьбу мотивов деятельности на пути выбора решения;
  • Выбирает конкретное решение;
  • Определяет план реализации выбранного решения, которое включает методы, средства и способы;
  • Выполняет и контролирует определенную деятельность;
  • Оценивает полученные результаты деятельности.

Если происходит волевая регуляция поведения, порожденная актуальными потребностями, то между ними и сознанием человека могут сформироваться особые отношения. Еще С. Л. Рубинштейн характеризовал их таким образом: воля в собственном смысле проявляется тогда, когда индивид проявляет способность к рефлексии собственных влечений. Он должен уметь подниматься над ними и, отвлекаясь, осознать самого себя в качестве субъекта. Далее необходимо произвести выбор между ними.

Развитие волевой регуляции человеческого поведения может происходить в нескольких направлениях:

  • Процесс преобразования непроизвольных психических процессов в произвольные процессы;
  • Получение возможности контролировать свое поведение;
  • Выработка волевых качеств личности.

В любом из перечисленных направлений развития воли по мере ее укрепления часто происходят специфические преобразования. Они постепенно поднимают процесс и механизм волевой регуляции на более высокий уровень.

Например, в рамках познавательных процессов воля, в первую очередь, выступает как внешняя речевая регуляции, а только потом как внутренний речевой процесс. В пределах поведенческого аспекта волевое управление сначала относится к произвольным движениям отдельных частей тела, а только далее становится частью планирования и управления сложными комплексами движений, в том числе торможения одних комплексов мышц и активизации других. В сфере формирования волевых качеств личности волевое развитие представляется как перемещение от первичных волевых качеств к вторичным и впоследствии к третичным.

Проблема обучения и развития в возрастной психологии

Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ)

К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития

Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:

  • орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
  • знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).

Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:

1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.

2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.

У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.

Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития

Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.

В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.

Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.

Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.

Сензитивные периоды

Возраст Сензитивный период
1,5 — 3 года Развитие речи
3 — 6/7 лет Развитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения
5 лет Предполагается, что для обучения грамоте
6 лет Предполагается, что для обучения чтению

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.

Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.

С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.

Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.

Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.

Индивидуальные варианты развития проявляются:

в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;

  • в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
  • в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.

Непроизвольная память ребенка

В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.

В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.

В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения

Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память

Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:

Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).
Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.
Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.
Запоминается то, над чем человек активно работает.
Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.. Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти

Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию

Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.

Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.

Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти в нашей статье Упражнения для улучшения памяти. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.