Восприимчивость ребенка к обучению в сенситивный период развития

Личный опыт

У меня был интересный опыт волонтерской работы в классе с детьми, у которых были такие диагнозы как аутизм, гиперактивность и синдром дефицита внимания. На стене — четкое расписание на день, от которого не отклонялись ни на минуту. Строгий режим, внимательное отношение учителей и помощников, занятия, соответствующие возрасту, интересам и возможностям детей. Я была поражена: все дети охотно и успешно выполняли задания, все было мирно, тихо и доброжелательно. На перемене я сказала учительнице, что не догадалась бы о проблемах деток, если бы мне не сказали

Она расцвела: да, режим и особая структура занятий, принимающая во внимание особенности детей, творят чудеса. «Дома они ведут себя по-другому, — поделилась учительница. — Ведь дома невозможно обеспечить идеальный порядок

А эти детки не выносят сюрпризов, расхлябанности и непредсказуемости. Им нужно четко знать, чего и когда ожидать, и что от них требуется, и тогда они счастливы».

Этот опыт пригодился мне со своим сыном. Один из старших сыновей напрягал, и порой нешуточно, своей тягой к предсказуемости и порядку. Мне, личности творческой, это было непонятно, неудобно и иногда возмутительно. Мне казалось, что меня покушаются переделать. Когда я поняла своего мальчика, я постаралась изменить свое поведение, больше внимания уделять планированию, заблаговременно предупреждала его о намечающихся событиях, заранее выдавала его школьную форму из стирки, и острых углов удавалось избегать. В то время я считала себя экспертом в области развития мелкой моторики, но как-то совершенно упустила из виду естественную детскую любовь к порядку. Сейчас он главный мой помощник, и достается же нам от него! Его тяга к порядку при оригинальном уме выражается в дисциплинированном подходе к учебе, большой ответственности и надежности. Он любит математику, которая требует дисциплины.

Для плодотворного воспитания необходимо учитывать особенности различных периодов развития ребенка, чтобы максимально использовать каждый период. Например, если у мамы на повестке дня обучение ребенка чтению, а ребенок объективно к этому не готов, то результата ждать не приходится. Сенситивный период для обучения чтению наступает в возрасте около 5 лет, и стоит ли приносить ребенка в жертву лозунгу «читать раньше, чем ходить»? Можно, конечно, перехитрить природу и силой добиться желаемого, но результат не будет полноценным, и могут пострадать отношения с ребенком. Помните, как в русской сказке о медведе, который захотел в подражание крестьянину сделать лук, но только ломал прутья. А крестьянин, видя бесплодные усилия могучего, но неуклюжего друга, сказал ему, что для изготовления лука надобна не только силушка богатырская, но и умение, и терпение. Так и с ребенком. Мамы-тигры и папы-орлы, безусловно, будут добиваться результатов и писать книги об успешных детях. Вероятно, позже мы услышим от их звездных детей совсем другие истории.

В детском развитии есть общие правила, но в каждом конкретном случае возраст наступления определенных сенситивных периодов и их протяженность будут индивидуальны. Единственно, что хотелось бы отметить: как бы ни было сдвинуто овладение умениями конкретного ребенка, нужно помнить, что их последовательность неизменна. Т.е. пока ребенок не научился ходить, он не сможет бегать. Сначала ребенок учится произносить гласные, потом — согласные. Сначала — сидеть, потом — стоять. При задержках развития умения будут приходить позже и медленней, но именно в такой последовательности.

Больше полезных и интересных материалов о развитии детей — в нашем канале на .

От рождения до шести лет

В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т.д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному.

Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в той форме, которую предложила М. Монтессори – с помощью создания специальной «подготовленной среды» и упражнений в навыках практической жизни

И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом

Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала).

Таким образом, действуя в Монтессори-среде, где всегда есть все необходимые составляющие: упражнения в практической жизни, сенсорный, речевой материал, математический и естественнонаучный, двигательная зона, и наконец, другие дети, имеющие возможность свободно выражать свою тягу к познанию и вносящие в группу несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасной основой для развития навыков социального поведения, ребенок подходит к следующей фазе своего развития, интегрируя свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира, который имеет при этом четкую внутреннюю структуру.

Но оказывается, что возможностей органов чувств человека совершенно не достаточно для дальнейшего и более глубокого познания мира. Да и чтобы верно ориентироваться в нашем мире, мало обладать чувственным образом мира.

Здесь ребенок переходит к следующей ступени развития, основные цель и результат которой, согласно космическому плану – формирование в сознании ребенка осмысленных образов мира, самого себя как человека и своего места в мире. Здесь глобальная ориентация в развитии связана с поиском места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной, индивидуальной роли.

Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития

Определение 1

Сенситивными (иначе иногда говорят сензитивными) периодами в психологической науке называют периоды особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности, способам реакции, реализации поведенческих паттернов.

Впервые, понятие сенситивные (сензитивные) периоды развития было введено в науку отечественным психолого Л.С. Выготским. Именно им был внесен громадный вклад в развитие детской психологии, заключающемся в определении возрастных периодов развития ребенка, в которые могут быть сформированы те или иные навыки, свойства, функции

Такая периодизация помогает педагогам и семьям активизировать внимание и силы на развитии в нужное время тех или иных функций детского организма. Такие периоды являются самыми благоприятными и их лучше не упускать, чтобы не повлечь сложности в интеллектуальном, физическом, психическом, эмоциональном развитии ребенка, обеспечить его необходимыми социальными и культурными возможностями для будущей жизнедеятельности

Замечание 1

В сенситивные период происходит оптимизация конкретных функций организма и разрабатываются оптимальные условия для формирования конкретных психологических свойств и видов деятельности.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вне зависимости от того, удалось ли личности полностью использовать условия для развития определенных способностей. Указанные период индивидуальны по времени возникновения, длительности протекания у каждого отдельного ребенка.

В жизни ребенка, его психическом развитии существуют конкретные временные периоды, во время протекания которых активизируется чувствительность к конкретным внешним процессам и явлениям, в следствии высокого уровня пластичности нервных процессов детского организма.

Л.С. Выготским было выделено несколько периодов, отвечающих наличию условий максимальных возможностей для формирования различных психических свойств и восприимчивости к получению различных знаний и навыков:

Возраст от 1,5 до 3 лет. Он является этапом яркого и активного речевого восприятия. Дети начинают формировать и пополнять свой словарный запас. Также, хорошо начинать обучение иностранным языкам именно в этом возрасте. положительным в это время будет развитие моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
возраст от 3 до 4 лет. В это время успех принесет знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, начало обучения письму. Дети начинают осмысленно относится к речи, воспринимать ее значение и осознавать собственные мысли. Органы чувств находятся в активной фазе развития;
Возраст от 4 до 5 лет. В это время, дети начинают увлекаться выполнением математических заданий и проявляют интерес к музыке. Значительно повышается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, социальное развитие идет ускоренными темпами;
Возраст от 5 до 6 лет. В это время нужно развивать навыки чтения. Если ранее, ребенок больше увлекался письмом, то сейчас он начинает проявлять интерес к чтению. В это время актуально привить ребенку социальные навыки и ознакомить его с нормами поведения;
Возраст от 8 до 9 лет. В этот период языковые способности снова вступают в пиковую фазу развития

Кроме того, хорошо уделить внимание развитию фантазии, воображения и культурному обогащению ребенка.

Рисунок 1. Периоды развития ребенка по Выготскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На этапе от рождения до 6 лет деятельность ребенка ориентирована на составление образа, модели окружающей действительности, как единого образования на основании органов чувств.

Формирование такого единого, системного представления об окружающей общественной и природной среде является важной и приоритетной внутренней задачей, на выполнение которой ориентируется ребенок в своей деятельности. С самого первого дня появления на свет, происходит впитывание ребенком информации и копирование поведения окружающих

Он смотрит, как взрослые реагируют на различные ситуации и подражает им. Уже в трехлетнем возрасте начинает сформировываться детская личность.

В возрасте от 3 до 6-ти лет происходит максимизация сенситивного периода развития – сенсорного, социального, речевого, двигательного. Если развитие организовано в нужном направлении, то органы чувств достигают пика индивидуальных параметров ребенка. Иными словами, к 6-ти годам ребенок будет активно исследовать и познавать мир, посредством работы органов чувств.

Замечание 2

Когда чувственное восприятие достигает своего предела, то ребенок переходит на новую стадию – формированию осознанных моделей мирового устройства и своего места в нем.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения

Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитииэмоциональной сферы

Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым

Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства

Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

Деятельностный подход

Культурно-исторический
подход Когнитивистский подход

(теория Л.С.Выготского)
(теория Ж. Пиаже)

Л.С. Выготский
выдвинул и обосновал принцип
социально-исторической обусловленности
психики человека.
Принцип специфики развития психики
человека в онтогенезе

заключается в том, что на протяжении
жизни у человека формируется высшие
психические функции (ВПФ), культурные
и социальные по природе. Их появление
обусловлено характером жизнедеятельности
человека и его трудовой деятельностью.

Выготский говорил,
что существует две линии развития
человека: натуральная,
которая является результатом биологической
эволюции животного мира, и характеризуется
физическим, естественным развитием
ребенка с момента рождения, и вторая
линия – культурная,
которая является результатом исторического
развития общества. Она возникает при
появлении общения ребенка с окружающим
миром, т.е., условиями формирования «план
культурного повеления» является общение
ребенка с взрослыми, подражание им, что
способствует развитию высших психических
функций.

ВПФ
– сложные, прижизненно формирующиеся
психические процессы, социальные по
своему происхождению. Их отличительная
особенность заключается в том, что они
носят опосредованный характер, и в
произвольности. Их формированию
способствуют психологические орудия,
или знаки, имеющие определенные социальные
значения.

Выготский
сформулировал законы ВПФ:

— каждая ВПФ
появляется на сцене дважды: сначала,
как деятельность коллективная, социальная,
т.е., как функция интерпсихическая, и
второй раз, как действие индивидуальное,
как внутренний способ мышления ребенка,
или как функция, интрапсихическая.

В основе
формирования ВПФ лежит

сотрудничество ребенка с взрослым,
общение, в широком смысле слова. Их
формирование подчиняется закону
интериоризации. В понимании Выготского
интериоризация – это процесс перехода
знака из внешнего плана во внутренний
план.

Взрослый знаком
воздействует на ребенка, побуждая его
что-либо сделать. На второй стадии
ребенок перенимает способ обращения,
и начинает словом или знаком воздействовать
на взрослого. И на третьей стадии ребенок
начинает воздействовать словом, или
знаком на самого себя, т.е., ВПФ становится
регулятором
поведения.

Экстериоризация
– процесс, противоположный интериоризации,
и является не только механизмом развития,
но и началом мышления.

В ходе развития
ребенка совершенствуются оба эти
процесса.

Закон развития
ВПФ определяет новое понимание роли
среды в развитии. Согласно
Выготскому, социальная среда

– источник развития, т.к. ВПФ формируются
у ребенка в сотрудничестве с взрослым,
то их формирование тесно связано с
обучением, и обучение – высшая сила
развития. Проблема соотношения обучения
и развития – это особая проблема, и
Выготский говорил о том, что обучение
хорошо только тогда, когда оно забегает
вперед развития, подтягивая его за
собой.

Так же Выготский
говорил, что развитием можно управлять,
и здесь он выходит на уровни развития:

— Актуальный
уровень развития;

— Зона ближайшего
развития.

Уровень актуального
развития

характеризует успехи ребенка. Это то,
что ребенок может выполнять самостоятельно,
без помощи ребенка.

Зона ближайшего
развития

это расстояние между уровнем настоящего
развития и возможного. Это то, что ребенок
сегодня делает с помощью взрослого, а
завтра – самостоятельно.

Используя в своих
исследованиях экспериментально-генетический
метод, Л.С.Выготский показал, что
психическое развитие – это процесс
взаимодействия реальных и идеальных
форм. Под идеальными формами он понимал
культурные и духовные богатства общества.
С точки зрения ученого, в каждом возрасте
существуют доминирующие функции: в
раннем возрасте – восприятие. В дошкольном
возрасте – память, в младшешкольном –
мышление. Условия развития психики –
морфологические особенности мозга и
общения. Процесс развития психики
происходит в форме усвоения,
или присвоения социокультурного опыта.

Понятие сензитивных периодов

О сензитивных периодах впервые заговорил советский психолог и дефектолог Выготский Л.С. Именно он ввел понятие «зона ближайшего развития» и разработал теорию, по которой для естественного и гармоничного воспитания ребенка необходимо учитывать его сензитивность.

Сензитивный период в психологии— это временной промежуток в развитии, когда психика наиболее восприимчива к приобретению конкретного навыка. Педагогическая работа, построенная с учетом сензитивности, позволит ребенку легче усваивать новые знания и полноценно развиваться. Особенность психики в том, что навык, не полученный в сензитивный период, в дальнейшем потребует гораздо больше времени и усилий для освоения. В некоторых случаях, овладение им в более зрелом возрасте в том же объеме уже невозможно. Недостаток в раннем детстве знаний, эмоций, умений влияет на воспитание личности в целом и сказывается на протяжении всей жизни человека.

Специфика этого этапа развития человека в том, что психика особенно чувствительна к определенным аспектам и видам деятельности. Это не происходит на уровне сознательного, а прежде всего, проявляется в настойчивом интересе ребенка к какой-либо деятельности. Обычно сензитивные периоды развития ребенка «наслаиваются» друг друга, спад одного служит зарождением следующего. Для сензитивных периодов детства характерны следующие проявления в поведении:

  • настойчивое желание ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности, интерес к определенным аспектам окружающей среды;
  • повтор действий;
  • продолжительная деятельность без утраты интереса и энтузиазма;
  • малыш сильно расстраивается, если его прерывают или ограничивают в любимом занятии;
  • радость при получении результата от действий;
  • быстрая потеря интереса при достижении результата (означает закрытие одного этапа и начало нового).

Необходимо внимательно следить за подобными проявлениями, чтобы не упустить начало нового этапа и создать максимально комфортную сензитивную среду для воспитания. Использование естественного фокуса внимания в целях обучения, обеспечения ребенка необходимыми сензитивными и методическими материалами позволит добиться поразительных результатов. Эти сензитивные ступени определены физиологией, поэтому с учетом небольших индивидуальных изменений, характерны для всех.

Из-за особенностей индивидуального развития, личностных качеств некоторые стадии могут начинаться чуть раньше общепризнанных сроков, другие чуть дольше затягиваться. Это естественное явление, которое нельзя считать признаком нарушений в развитии.

Теорию Выготского Л.С. доработала известный педагог Мария Монтессори. Она дополнила и уточнила теорию, сфокусировавшись на сензитивных периодах раннего детства.

Сензитивные периоды развития личности

В сензитивный период человек наиболее предрасположен к воздействию педагогической среды. Любое обучение играет важную роль в формировании личности ребенка.

Справка! Для развития определенных черт характера малышу требуются наличие благоприятных условий в социальной среде и качество предоставляемых знаний и умений.

Среди основных сенситивных периодов развития личности можно выделить следующие этапы:

  1. С рождения до 1,5 лет. Активное формирование двигательных способностей.
  2. От 1 года до 4-х лет. Появляется интерес к небольшим деталям.
  3. От 1,5 до 4-х лет. Координационный период.
  4. От 2-х до 4-х лет. Формируется понимание порядка.
  5. От 2-х до 6 лет. Развивается восприятие музыкальных композиций и звуков.
  6. От 2-х до 6 лет. Ребенок хорошо обучается этикету и вежливому общению с окружающими.
  7. От 2-х до 6 лет. К этому возрасту относится благоприятный период для развития дифференциального восприятия.
  8. От 3-х до 5-6 лет. Хороший возраст для освоения чтения.
  9. От 3,5 до 4,5 лет. Благоприятный период для освоения письма.
  10. От 3,5 до 4,5 лет. Психологи советуют развивать пространственное восприятие.
  11. От 4-х до 6 лет. Возраст подходит для освоения элементарной математики.

Физические способности ребенка необходимо развивать в любой период, вне зависимости от того, сколько ему лет.

На картинке можно ознакомиться с основными этапами формирования выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.

Этапы сензитивного развития

Сензитивные периоды психического развития

Психическое развитие индивида представляет собой последовательный переход от одной фазы к другой. При этом на каждом этапе формируются разные направления психики.

Справка! Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, считала, что быстрое, радостное и полноценное обучение у ребенка может протекать только в том случае, если учитывать соответствующий сензитивный этап.

Среди основных сензитивных периодов развития можно выделить:

Этап развития речи, на котором ребенок учится понимать, осознавать и воспроизводить слова. Длится с рождения до 6 лет.
Этап восприятия порядка. Длится с рождения до 3-х лет. В этот период у ребенка формируется внутренний порядок во времени, окружающей среде и обществе взрослых.
Этап сенсорного развития. Длится с рождения до 5-6 лет. Для этого этапа характерно улучшение развития органов чувств.
Период восприятия небольших предметов. Длится от 1,5 лет до 2,5. На этом этапе малыша интересует формирование целого и его частей. Именно поэтому дети в этом возрасте любят разглядывать маленькие предметы, бить и ломать вещи. Благодаря этому, они начинают понимать, что мир состоит из небольших частей.
Этап развития действий и движений. Длится с 1 года до 4-х лет. При малоактивном образе жизни последующее учебное развитие малыша замедляется.
Этап формирования социальных навыков. Длится с 2-х до 6 лет

В этот период малыш начинает понимать важность вежливого поведения.

Сензитивный период развития речи

Длится сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет. Начало он берет еще в фазу пребывания малыша в утробе матери.

Развитие речи

В данном периоде можно выделить 5 этапов развития речи:

От рождения до 4,5 месяцев. Ребенок воспринимает речь как что-то особенное, пытается подражать звукам. Пытаясь надуть пузыри или выплюнуть что-то, малыш тренирует мышцы речевого аппарата.
От полугода до 1,5 лет. В этот период ребенок старается сознательно выражать мысли при помощи речи. На этом этапе малыш выговаривает первое слово. К полутора годам ребенок пытается выразить свои желания и чувства на своем «детском» языке

Для эффективного развития речи важно много общаться с малышом, рассказывать и читать сказки.
От 2-х до 3-х лет. Словарный запас ребенка растет лавинообразными темпами

В этом возрасте малыши могут говорить сами с собой. Наблюдая за этим процессом, можно узнать мысли ребенка, а также оценить построение логических цепочек.
От 3-х до 4-х лет. В этот период малыш при помощи речи начинает решать свои проблемы. Например, просит открыть окно, дать игрушку или карандаши. Малыш говорит осознанно и целенаправленно, понимая силу собственных мыслей, которые грамотно выражаются при помощи речи.
От 4-х до 6 лет. Дошкольный возраст малыша сензитивен для развития чтения и письма. Речь ребенка становится понятна всем окружающим. У малыша не возникает проблем с выражением своих мыслей в словесной форме.

При развитии детей важно учитывать сензитивный период развития речи. Ведь если ребенок будет что-то делать под принуждением (писать, читать), то положительных результатов придется ждать долго

В особых случаях их вовсе не будет.

Сенситивный период восприятия порядка

«Истинная сущность разума состоит в придании порядка» хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира.

Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.

В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.