- Рассуждения педагога со стажем о конфликтах в школе: как и ребенка защитить, и учителя не обидеть.
- Как эффект ложного согласия портит жизнь
- Болезни с точки зрения психологии
- Ожирение
- Болезни груди
- Проблемы с маткой
- Проблемы с яичниками
- Проблемы с менструальным циклом, гормональные нарушения
- Проблемы с сердцем
- Проблемы с кровью
- Истощение
- Отравление, интоксикация
- Что такое «человек» ? С разных точек зрения.
- 12 хитрых приемов из психологии, которые полезно знать каждому
- № 1. Когда смеются несколько человек, каждый смотрит на того, кто ему наиболее симпатичен
- № 2. Если нервничаете — жуйте
- № 3. Пристальный взгляд поможет вытянуть любую информацию
- № 4. Представьте, что наниматель — ваш давний хороший друг
- № 5. Если вам приходится много работать с людьми, поставьте позади себя зеркало
- № 6. Если вам показалось, что кто-то на вас смотрит, просто зевните
- № 9. Если вы хотите без труда подружиться с человеком, просто попросите у него что-нибудь
- № 10. Важную встречу лучше всего назначать на начало или конец дня
- № 12. Отзеркаливание чужих жестов поможет установить доверие
- Причины, из‑за которых мы так поступаем
- Оправдание своей точки зрения
- Привычка искать похожее
- Склонность ориентироваться на ближайший круг общения
- Акцент на влияние среды
- Разновидности воображения
- Как преодолеть этот эффект
Рассуждения педагога со стажем о конфликтах в школе: как и ребенка защитить, и учителя не обидеть.
Родитель, обеспокоенная травлей своего сына учителями. Первокурсник, угрожавший преподавателям. Все это примеры конфликтов, произошедших не так давно в Омске. Заслуженный работник образования, член Общественной палаты Омской области Надежда Чекалева в разговоре с Городом55 проанализировала состояние сферы образования. Речь не об учебных программах, а о социальном контексте обязательного этапа в жизни любого человека.
«Совершенно точно то, что сильно изменилась психология ребенка. В том числе с точки зрения жизненной позиции, появления некоей агрессии, чувства неустроенности.
Как говорят современные психологи, школьники сегодня находятся в пограничном состоянии.
Потому что, с одной стороны, они могут хорошо общаться в интернете, а с другой — есть проблемы в реальном общении, они не умеют решать конфликты.
Второй важный аспект состоит в том, что сегодня надо вновь заняться повышением психологической грамотности учителей. Когда-то мы, как учителя, проходили психологию в университетах. Но это тот случай, когда ее действительно «проходили». А сейчас для этого нужны и внутренние семинары, и курсы, и самообразование. На них должны ставить реальные проблемы и находить способы их решения.
Третий аспект связан с повышением психологической культуры родителей. Они должны активно участвовать в жизни школы и то, что каждый родитель хочет защитить своего ребенка – естественно. Но мы как родители не всегда знаем и понимаем, что происходит в реальной практике.
У детей есть свои проблемы, и наравне с этим — неумение их решать. Причем не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Четвертый аспект в том, что надо по-новому осмыслить межпоколенческое взаимодействие. Не хотелось бы хаять учителей, они, правда, большое дело делают. Но при этом надо находить новые способы, как работать с нестандартными детьми, с теми, кто не всегда ведет себя адекватно. Нам же удобно, когда они все тихо-смирно сидят, высказывают общепринятую точку зрения. Гораздо сложнее, когда они другие. Мы не всегда эти способы знаем. Многие наши школы уже ищут пути, как работать с «неуспешным ребенком»
Обратили внимание не только на одаренных детей, но и на тех, кому сложно достичь успеха
Поэтому, думаю, сегодня центральная задача и родителей, и педагогов заключается в том, чтобы разобраться, что происходит с современным ребенком, какие есть рычаги, чтобы помочь ему.
Надо не искать виноватых, не навешивать ярлыки, а помочь.
Ученикам очень сложно в сегодняшнем мире. Тем более, когда им иногда демонстрируют не лучшие образцы поведения
Сегодня помимо того, что ребенок должен учиться, важно его психологическое, эмоциональное состояние
Сюжеты: Омск сегодня
Как эффект ложного согласия портит жизнь
Эффект ложного согласия приводит к непониманию, поспешным выводам и обидным ярлыкам. Если точка зрения человека не совпадает с вашей, вы автоматически начинаете считать его странным, недалёким, слишком зажатым, чересчур раскованным и так далее.
В случае с близкими людьми вы ещё можете поговорить и выяснить мотивы и предпосылки, даже если это происходит уже после ссоры. С новыми знакомыми дела обстоят хуже: несогласие по каким‑то вопросам может разрушить общение и создать у оппонентов негативное мнение друг о друге.
Кроме того, эффект ложного согласия может доставить немало хлопот в бизнесе и маркетинге. Если при выборе продукта, новых решений или методов рекламы ориентироваться не на статистику, а на личные взгляды, можно сильно просчитаться.
Ещё один неприятный эффект, связанный с этой ошибкой, — вера в хорошее будущее The Belief in a Favorable Future : человек склонен считать, что рано или поздно его мнение поддержит большинство окружающих. Это плохо, потому что в таком случае люди отказываются от борьбы. Раз светлое будущее всё равно наступит, зачем напрягаться?
Болезни с точки зрения психологии
Пытаясь быть счастливой, привлекательной и реализованной, современная женщина все чаще ищет ключи к самой себе. И тело является одним из них, даже если разговаривает с нами на языке болезней. Обычно мы воспринимаем болезни по психосоматике как зло, но часто не задумываемся, что за значение болезней в психологии.
Об интерпретации болезни с точки зрения психологии рассказывает врач-психотерапевт, автор многочисленных бестселлеров, основатель одного из крупнейших центров личностного развития — Джонатан Ривз.
Ожирение
Лишний вес является защитой от тех людей или ситуаций, которые требуют слишком много. Иногда женщина набирает лишний вес, чтобы стать непривлекательной для мужа и избежать страхов и трудностей, связанных с будущими отношениями.
Полные люди, которые сохраняют детские очертания фигуры, защищают себя от взросления, зрелости. А иногда лишний жир «аккумулирует» детские травмы или детский образ жизни, с которыми человек не готов попрощаться.
Иногда человеку с «большим телом» слишком хочется быть более весомым и значимым, «большим» в каком-то другом смысле, но он не умеет этого добиться в нужной для него сфере.
Болезни груди
Проблема с грудью свидетельствует о том, что человек чрезмерно стремится накормить или защитить тех, в отношении кого проявляет материнский инстинкт.
Это касается также мам, которые заставляют себя быть идеальными, забывая о собственных нуждах. При этом возникает и агрессия к близким
Важно осознавать, что жизненная миссия проявляется не только в материнской заботе
И заботиться о других нужно так, чтобы это не выходило за пределы реальных возможностей.
Проблемы с маткой
Матка является первым домом для ребенка. Проблемы с маткой может иметь женщина, которая злится на себя за то, что недостаточно хорошо приняла своего ребенка в жизни, не считает себя хорошей мамой или не создала хороший семейный уют.
Если из-за проблем с маткой женщина не может забеременеть — ее страх быть мамой пока значительно сильнее желания материнства. Также проблемы с маткой характерны для женщин, которые создают какие-то проекты в жизни, но не дают им вызреть, «выноситься». Тогда стоит перестать торопить себя.
А в материнстве — позволить себе быть обычным несовершенным человеком.
Проблемы с яичниками
Яичники символизируют способность женщины быть творческой как в женском, материнском смысле, так и в более широком — жизненном. Стоит учиться верить в свой творческий потенциал и свою состоятельность.
Проблемы с менструальным циклом, гормональные нарушения
Трудности в принятии своей женственности, сексуальности, страх, дисбаланс между собственными мужскими и женскими качествами. Необходимость пересмотра мужских и женских ролей и стереотипов.
Проблемы с сердцем
Свидетельствуют о том, что человек все в жизни воспринимает близко к сердцу и эти переживания выходят за пределы его эмоциональных возможностей. Часто человек забывает о собственных нуждах и чрезмерно заботится о других, чтобы заслужить их любовь. Проблемы с сердцем сигнализируют о том, что пора учиться любить себя. Заботьтесь о других на радость себе.
Проблемы с кровью
Кровь символизирует обеспечение процессов жизни. Проблемы возникают тогда, когда человек не может спланировать нормальный ход своей жизни, выбрать правильное направление и начать жить по-настоящему — радуясь.
Возможно, человек не умеет принимать жизненных трудностей, склонен «драматизировать мелочи».
Важно, принять себя таким, какой ты есть, и научиться радоваться жизни, начать ценить себя и управлять своей жизнью в соответствии с собственными настоящими потребностями
Истощение
Повышенная утомляемость, потеря вкуса к жизни, апатия, депрессия. Эти состояния характерны для людей, которые чрезмерно много работают, чтобы доказать свою значимость. Они путают ДЕЛАТЬ и БЫТЬ. У них репутация трудолюбивых людей, но им не хватает самопризнания. Стоит перестать требовать от себя бесконечных достижений и учиться любить и признавать себя.
Отравление, интоксикация
Возникает тогда, когда в жизни человека происходит слишком много событий, не соответствующих его истинным потребностям.
Или же когда человек сам создает много негативных мыслей и слишком долго находится под влиянием негативных эмоций, которые являются для него «токсичными».
Важно научиться различать здоровое и токсическое в своей жизни, взять на себя ответственность за то, что только внутреннее отношение к себе позволяет кому-то или чему-то быть в нашей жизни ядовитым для нас
Что такое «человек» ? С разных точек зрения.
(Фил) Человек — это единство материального и духовного (нематериального). Материальное — это организм человека. Духовное — это сознание человека.
(закон) Человек это субъект который имеет права и обязанности
(психол) Человек с точки зрения психологии представляет собой индивидуальную личность, то есть, набор определенных психологических черт (темперамент, характер и т. п.)
(Религ) Религиозная точка зрения рассматривает людей как часть общей божественной схемы и судит об их поведении по тому, как оно вписывается в такую схему. Только религия поднимает человека над животным.
(Моральн) Общепринятая форма поведения человека в обществе и отношений между людьми вообще.
Человек – внеусловное существо, безусловное существо, условное существо.
Человек – это сообщающиеся между собой сосуды тела, души и разума.
Человек – это информационная матрица, состоящая из двух основных файлов – файл «безусловность» и файл «условность». Оба файла ограничены определенным количеством операций, т. е. объемом памяти и количеством функций. Пусть безусловная часть будет беспристрастным наблюдателем, а условная – тем, за кем наблюдают. Значит, файл «безусловность» представляет собой непроизвольную способность к запоминанию, а файл «условность» представляет собой способность к действию, контролирующуюся способностью к запоминанию, потому как любое действие, характер этого действия, провоцируется неким информационным опытом, присутствующим в структуре человека.
12 хитрых приемов из психологии, которые полезно знать каждому
Существуют психологические трюки, которые работают на подсознательном уровне. Они помогают добиться расположения собеседника, влиться в новую компанию или мгновенно успокоиться в момент стресса.
AdMe.ru рассказывает про 12 самых действенных из них, которые работают на все 100 % и будут полезны в любой ситуации.
№ 1. Когда смеются несколько человек, каждый смотрит на того, кто ему наиболее симпатичен
После удачной шутки или во время оживленного обсуждения в компании людей каждый инстинктивно смотрит на того, кто ему больше всех симпатичен.Поэтому, чтобы разузнать все об отношениях в компании приятелей, заготовьте парочку убойных анекдотов.
№ 2. Если нервничаете — жуйте
Перед важным разговором, выступлением или событием, которое заставляет нас нервничать, стоит попробовать жевать жвачку или даже есть что-нибудь.
Никто не будет есть перед лицом опасности. Поэтому во время жевания наш мозг думает, что опасности нет и можно расслабиться. Он посылает сигнал, который снимает нервное напряжение и помогает успокоиться.
№ 3. Пристальный взгляд поможет вытянуть любую информацию
Если ответ вашего собеседника вас не устраивает или вам кажется, что он что-то не договаривает, простопродолжайте молча смотреть ему в глаза.
В такой ситуации тишина для собеседника станет настолько невыносимой, что он будет вынужден рассказать вам буквально все, лишь бы прекратить это.
№ 4. Представьте, что наниматель — ваш давний хороший друг
Чтобы не волноваться во время важного экзамена или собеседования, представьте, что человек напротив ваш друг, с которым вы давно не виделись. Это поможет вам моментально успокоиться, а отвечать на вопросы будет намного легче
№ 5. Если вам приходится много работать с людьми, поставьте позади себя зеркало
Если вы часто общаетесь с разными людьми по работе, поставьте за своей спиной небольшое зеркало. Вы удивитесь, но многие клиенты будутвести себя вежливее и чаще идти вам навстречу. Все потому, что людям не нравится видеть себя злыми и раздраженными.
№ 6. Если вам показалось, что кто-то на вас смотрит, просто зевните
Только посмотрите на эту картинку. Вы ведь только что зевнули? Да, зевота просто невероятно заразна. Достаточно зевнуть и оглядеться по сторонам, чтобы понять, кто за вами следил. Человек, который на вас смотрел, скорее всего, тоже будет зевать.
№ 9. Если вы хотите без труда подружиться с человеком, просто попросите у него что-нибудь
Это должно быть что-то максимально простое (передать соус, салфетку, листок бумаги или ручку). Человек, который оказывает услугу, на подсознательном уровне решает, что он хорошо к вам относится, поэтому он пошел вам навстречу и сделает это снова.
№ 10. Важную встречу лучше всего назначать на начало или конец дня
Люди лучше всего запоминают то, что происходитв самом начале или конце дня, а все, что между, помнится размыто. Поэтому назначайте важную встречу на конец или начало дня. А на собеседовании старайтесь быть самым первым либо самым последним из кандидатов.
№ 11
Обратите внимание на направление стоп людей во время разговора. Стопы человека во время разговора помогутвыяснить отношения к собеседникам и скрытые эмоции. Если вы подходите к людям и они поворачиваются только корпусом тела, а положение ног сохраняется прежним, то они к вам явно не расположены
Если вы подходите к людям и они поворачиваются только корпусом тела, а положение ног сохраняется прежним, то они к вам явно не расположены
Стопы человека во время разговора помогутвыяснить отношения к собеседникам и скрытые эмоции. Если вы подходите к людям и они поворачиваются только корпусом тела, а положение ног сохраняется прежним, то они к вам явно не расположены.
Кстати, повернутые в сторону кончики туфель или ботинок собеседника также говорят о том, что он хочет побыстрее уйти.
№ 12. Отзеркаливание чужих жестов поможет установить доверие
Отзеркаливание жестов, позы или мимики поможет быстро завоевать доверие собеседника. Даже если человек этого не замечает, из-за знакомых ему жестов подсознательно он видит в вас самого себя. А к себе, как правило, относятся хорошо. Но тут главное — не переусердствовать.
Причины, из‑за которых мы так поступаем
Есть несколько механизмов Ten years of research on the false‑consensus effect: An empirical and theoretical review , которые могут объяснить эффект ложного согласия.
Оправдание своей точки зрения
Наверное, самое простое объяснение — укрепление своей самооценки. Ведь если вашего мнения придерживается большинство людей, оно наверняка правильное. Таким образом мы защищаем себя от диссонанса и червячка сомнения: «А правильно ли я живу? Хороший ли я человек?»
Привычка искать похожее
Люди — очень социальные существа. Мы постоянно идентифицируем себя с другими: ищем схожие черты, корректируем своё поведение и взгляды. Поэтому мысли о схожести между людьми приходят нам в голову быстрее, чем о различиях. Дальше в дело вступает эвристика доступности — другая когнитивная ошибка, которая заставляет считать истиной то, что первое приходит на ум.
Склонность ориентироваться на ближайший круг общения
Как правило, мы общаемся с людьми, которые разделяют наши взгляды и принципы. Поэтому коллеги, друзья и родственники, скорее всего, действительно поддержат ваше мнение. Проблема в том, что круг общения — это совсем не большинство.
Здесь в дело вступает другое когнитивное искажение — иллюзия кластеризации. Она возникает, когда вы без оснований обобщаете данные: по одному или нескольким случаям судите о популяции в целом. Например, считаете, что раз ваш 90‑летний дедушка курит, эта вредная привычка не увеличивает риск смерти.
Учёные протестировали эту теорию в эксперименте We think you agree: The detrimental impact of the false consensus effect on behavior : когда студенты делали прогнозы поведения своих товарищей по учебному заведению, эффект ложного согласия проявлялся особенно ярко.
Акцент на влияние среды
Любое мнение можно объяснить двумя причинами: «такие обстоятельства» и «такой человек». Как правило, в реальных ситуациях они смешиваются, но люди склонны преувеличивать влияние одного из факторов и недооценивать значение другого.
Причём, оценивая чужие поступки, мы в первую очередь думаем о личных качествах человека, а свои действия объясняем внешними обстоятельствами. Например, если вы посмотрели фильм и он вам не понравился, вы считаете, что причина недовольства — качество этой картины, а совсем не ваши вкусы. В такой ситуации логично предположить: раз кино плохое, оно не понравится большинству людей. Так вы и делаете.
Разновидности воображения
С существованием нескольких видов воображения соглашаются абсолютно все психологи. Это отмечалось даже на ранних стадиях исследования феномена. Поэтому имеющуюся классификацию можно считать актуальной, общепринятой и «плодом коллективного творчества». Автора она не имеет.
Воображение в психологии (виды) |
Что из себя представляет |
Пассивное (непроизвольное) | Максимально простое по сравнению с прочими явление. Образы возникают и комбинируются спонтанно, сознанием процесс практически не контролируется, он протекает как бы «сам по себе» (четки выраженного намерения, обусловившего их появление, нет), мысли «блуждают». Такое воображение характерно для маленьких детей (до 3-5 лет) и людей, находящихся в состоянии полусна, дремоты. Чаще всего оно базируется на подсознательных фобиях и желаниях. |
Активное (произвольное) | Процесс воображения «запускается» намеренно и имеет целью решение поставленной задачи. В результате возникает точное и четкое представление о каком-то предмете, его свойствах, идее. Классические примеры активного воображения – дизайнерский или архитектурный проект, детская игра с распределением ролей. |
Воссоздающее (репродуктивное) | Сознание, получив определенные данные из разных источников, воссоздает образ или предмет, который человек никогда лично не наблюдал. Так можно вообразить, например, внешность книжного персонажа, какое-либо историческое событие, картину далекого космоса, местность по карте. |
Творческое (продуктивное) | По сути, разновидность активного воображения, но очень специфическая. Итог такого процесса – произведения искусства, достижения в области науки и техники. Он очень индивидуален, неизменно несет «отпечаток» сознания создателя. |
Воображение в психологии (виды, описанные выше, признаются бесспорно существующими) некоторыми исследователями трактуется шире. Они включают в число его разновидностей мечту (произвольное воображение) – представление о желаемом в будущем, создающееся с некой целью и определенным мотивом.
Этот процесс явно является осмысленным, поэтому другие психологи не видят смысла в выделении нового вида, считая мечту просто вариацией активного воображения.
Как преодолеть этот эффект
Чтобы не стать жертвой этого эффекта, постарайтесь больше внимания обращать на факты, а не на свои чувства.
Разберём этот подход на примере альтернативных взглядов на семейный уклад. Итак, вы услышали то, с чем в корне не согласны. Вот как стоит поступить далее.
Проверяете, есть ли объективная информация по теме: научные исследования, данные статистики. В нашем примере нужно узнать процент домохозяек в России и других странах, выяснить связь работы с удовлетворённостью жизнью, поискать другие факты по теме. Если данные есть, делаете выводы. Если нет, переходите к следующему пункту.
Выясняете, какие обстоятельства могли привести человека к такому мнению: предыдущий опыт, связанные убеждения, доказательства. В то же время вспоминаете, на что опираетесь вы, делая свой выбор. Аргументы вроде «Это же очевидно!» не принимаются
В нашем примере берём во внимание историю семьи, примеры подруг и знакомых, культурные особенности.
По результатам анализа приходите к консенсусу или по крайней мере понимаете мотивы другого человека, не награждая его ярлыком.