Методики диагностики страхов у дошкольников

Происхождение страхов у дошкольников

По различным причинам дети дошкольного возраста становятся наиболее подверженными воздействию неблагоприятных факторов. Число детей с признаками эмоционального неблагополучия возрастает. Они становятся легковозбудимыми, тревожными или агрессивными.

Происхождение страхов может иметь различный характер. Часть из них наблюдается из-за проблем и трудностей взаимоотношений дошкольника с родителями или же с ровесниками. Другие могут быть связаны с личностными переживаниями. Психологи считают, что формирование фобических расстройств имеет 2 основные теории происхождения, которые объединяют все причины возникновения.

Первая теория – травматический фактор, вторая же – следствие угрозы повторения этого фактора. Особенности психического развития детей зависят от реальности угрозы после пережитых стрессовых ситуаций, результатом которых стало формирование боязни определенного раздражителя. Аффективно-заостренное восприятие опасности является частью защитного механизма. Те дети, которые страдают от страхов, меняют собственное поведение и по-другому эмоционально реагируют.

Иммунитет к страхам, то есть отсутствие воздействия на психику, наблюдается очень редко. Психологи уверены, что для нормального развития детей это неестественно. Подобные проблемы могут указывать на проблемы с выражением эмоций, чрезмерную возбудимость и даже слабые инстинкты самосохранения.

Основные методики диагностики страхов

Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.

Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
  • «Мои страхи»;
  • «Рисунок семьи».

Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.

Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента

Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха

Страхи в домиках

Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.

После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.

Задание нарисовать свой страх

Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами. Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции. Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.

Мои страхи

Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.

Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста

Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета

Рисунок семьи

Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.

Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:

  1. Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
  2. Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
  3. Кто в семье имеет какую роль?
  4. Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
  5. Кто из персонажей самый грустный?
  6. Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?

Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует задать вопрос о том, кого бы семья оставила дома.

Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.

Способы коррекции

Как бороться с детскими страхами? Этот вопрос был актуален всегда, ввиду распространенности проблемы среди детей всех возрастов. Главная задача в терапии фобий — вытащить их на свет, выяснить, что пугает ребенка.

Во-первых, нужно определить вид страха — патологический или физиологический. Это может сделать только специалист по детской психологии, предварительно подробно поговорив с родителями и ребенком.

Во-вторых, важно выяснить причину появления данного расстройства. Каждый вид фобии имеет свои причины и проявляется у каждого ребенка по-разному

По мере взросления один вид может трансформироваться в другой, поэтому коррекция детских страхов требует внимательного психологического обследования малыша и индивидуального подбора подходящих методик.

Сказки

Чтобы побороть детский страх в 2-4 года, можно рассказывать ребенку сказки, где он является главным действующим лицом. В ходе повествования ему приходится сталкиваться именно с тем, что является причиной расстройства (чудище в темноте, закрытая комната, вода, огонь, отсутствие рядом родителей). Герой преодолевает все трудности, побеждает своих противников. Такие рассказы помогают детям чувствовать себя увереннее и становиться смелее.

Игры

Преодолевая страх темноты у детей раннего возраста, родители могут практиковать игру в прятки. Малыш должен отыскать куклу сначала в освещенной комнате, затем в темноте. За игрушку, найденную в темноте, должно следовать поощрение. Испуг постепенно угасает, уступая место желанию родительской похвалы и получения лакомства.

Детский страх смерти, обычно возникающий в 5-6 лет, можно разыграть в виде кукольного спектакля, где смерть представлена слабой, смешной или ненастоящей, придуманной. Главный герой успешно прогоняет ее. Также в игровой форме можно побеждать действующих лиц из страшных снов.

Рисунки

Очень эффективно лечение детских страхов с применением рисования. Ребенок должен нарисовать свой страшный сон в смешном виде. Позитивно на психику малыша действует зарисовка того, что пугает в преображенном виде: был злым, стал добрым и безопасным. Иногда дети с удовольствием рисуют объект боязни в побежденном виде.

Музыка

Хорошо помогает снимать нервное напряжение спокойная негромкая классическая музыка. В ненавязчивой форме можно предложить ребенку послушать ее перед сном, при этом находясь рядом с ним, тихонько поглаживая его по голове и говоря ласковые слова.

Танцы

Занятия танцами дают положительный эмоциональный настрой, способствуют психологической разрядке. Малыш учится ритмике, общению, успокаивается, начинает чувствовать себя сильнее и свободнее.

Ароматерапия

Использование эфирных масел, обладающих успокаивающим воздействием, хорошо помогает снять нервное напряжение. Можно использовать масла лекарственных растений в спальне, применяя аромалампу, или добавив их в теплую ванну, которая хорошо успокоит малыша перед сном.

Это могут быть масла лаванды, мяты, шалфея. Но перед их применением нужно проконсультироваться с врачом и убедиться в отсутствии аллергии на используемый продукт.

Цветотерапия

Детская комната должна быть оформлена в спокойной цветовой гамме, игрушки ярких цветов — красного, черного, оранжевого — нужно покупать в ограниченном количестве. Выбирая одежду малышу, стоит отдавать предпочтение вещам зеленого, голубого или желтого цветов.

Другие методики

Работа с детскими страхами также включает в себя лепку из глины, пластилина, особенно если дети не любят рисовать, равнодушны к музыке и отличаются усидчивостью. Можно попросить их слепить побежденный ночной кошмар — сделать то, что испугало во сне, смешным и беззащитным.

В некоторых случаях помогает изготовление из картона маски сказочного персонажа, который является источником страха. Родители могут надеть ее и шутливо, ласково заговорить с ребенком, поиграть с ним.

Понятие страха

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и потому имеет различные трактовки. Проблематика детского страха имеет в психологической науке давнюю историю. С. Холл как представитель биогенетического направления распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он заявлял, что ребенок переживает в ходе своего становления страхи, которые испытывали животные, а после люди на разных этапах антропогенеза.

Подробное исследование феномена страха в детском возрасте велось в границах психоанализа. 3. Фрейд считал, что страх – это аффект, который появляется в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) невозможно справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Данная ситуация обусловливается опасной ситуацией, и страх может быть, как ее прямым результатом, так и предвосхищением возможного ее повторения

Определение 1

Страх ‒ внутреннее состояние, вызванное грозящим действительным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии он считается негативно окрашенным процессом эмоциональной сферы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Диагностика детских страхов 470 руб.
  • Реферат Диагностика детских страхов 270 руб.
  • Контрольная работа Диагностика детских страхов 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 2

Детские страхи ‒ эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (воображаемой или реальной) или на опасный в понимании детей объект, которые переживаются ими как дискомфорт, желание спрятаться или убежать.

Первичная эмоция страха отмечается уже у новорожденных детей. После страхи социализируются и появляются как реакции на новые ситуации и объекты. Закрепление в эмоциональной сфере детей первичного страха расширяет зону его социальных страхов, увеличивает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи формируются при нехватке тепла и принятия родителей, когда дети не ощущают себя в безопасности. У таких детей часто формируется страх школы. Страхи детей могут выражаться в невротических реакциях и психосоматических расстройствах.

Детские страхи обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Понимание причин формирования детских страхов помогает их разрешить.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста

Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой опасности. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокойством, нервозностью, стремлением выйти из неприятной ситуации. Проблемой страха занимались такие известные ученые и исследователи как Ч. Спилбергер, Э. Фромм, Ф. Риман, К. Э. Изард, А. П. Захаров и др.

Теоретически все страхи разделяют на три основные группы (Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно. – СПб.: Речь, 2007. – 254 с.). Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу. Этот страх можно назвать «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым. Отправная точка развития страха «быть ничем» – страх смерти. Сюда же относятся страхи нападения, стихии, войны, боли, глубины, высоты, животных. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений – лишения общества людей. Этот страх может быть назван «быть ни с кем» (страх темноты, одиночества, наказания, открытого пространства страх при засыпании, страх потеряться). Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть это страх несоответствия Я-идеальному (страх опоздать, не оправдать надежды, не ответить на вопрос, получить плохую оценку, страх незнакомых людей, страх разочаровать родителей, страх перед контрольной).

Целью настоящей работы стало исследование видов страхов у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – страхи, объект – виды страхов детей шестилетнего возраста.

Для достижения поставленной цели нами был использован тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки и опросник А. И. Захарова «Выявление страхов» (Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2004. – 252 с.). В исследовании приняло участие 30 детей шестилетнего возраста.

Применение теста Тэммпл-Амен-Дорки показало, что у большинства детей (87%) тревожность выражена на среднем уровне, а у 13% — на высоком. Результаты диагностики по методике А. И. Захарова приведены в таблице 1.

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%), что можно объяснить тем, что у девочек более развит инстинкт жизни и самосохранения. Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). Таким образом, страхи детей 6 лет своеобразны и им присущи гендерные отличия.

Опубликовано:

Бруннер Е. Ю., Филиппова Е. Ю. Диагностика страхов детей старшего дошкольного возраста // Альманах КГУ: Сб. науч. работ проф.-преп. состава и студентов: Сер. Психология. Физическое воспитание. Материалы науч.-практич. конф. Крымского гуманитарного ун-та “X Неделя науки” 23, 26 марта 2009: Вып. 10. – Ялта: РИО КГУ, 2009.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предотвратить. Существуют несложные правила профилактики их развития:

обеспечить любовь и достаточное внимание малышу;
исключить скандалы в семье;
контролировать просмотр детьми телевизионных передач;
исключить компьютерные игры с элементами агрессии и насилия;
не пугать ребенка, пытаясь добиться его послушания;
не допускать излишнюю опеку и чрезмерную строгость при воспитании чада;
хвалить даже за маленькие достижения и успехи;
если не любит темноту, оставлять включенным ночник;
родители не должны рассказывать малышу о своих страхах;
строить общение с ребенком в доверительной форме, чтобы он делился своими проблемами.

Навязчивые страхи возникают у каждого третьего ребенка. Фобии детского возраста обычно исчезают бесследно при правильном отношении к ним, выполнении рекомендаций психолога.

Но мамам и папам нужно быть готовыми к длительной и нелегкой работе, ведь основная нагрузка по преодолению проблемы страхов малыша ляжет на их плечи. Совместные усилия специалиста и родителей обязательно дадут положительный эффект, обеспечат малышу спокойствие и уверенность в себе.

Диагностика

На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.

Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.

«Домики»

Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий.

«Силуэт человека»

Предлагаем ознакомиться Аллергия на коровий белок у грудничка: симптомы и как проявляется непереносимость молока у ребенка

Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.

«Рисунок семьи»

Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.

Используются также диагностические опросники:

  • П. Бейкера и М. Алворда;
  • Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.

Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:

  • частая смена настроения;
  • мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи;
  • чрезмерная возбудимость, нервозность;
  • плаксивость, капризность;
  • отсутствие аппетита;
  • нарушения сна;
  • трудности в концентрации внимания.

Анализ рисунков.

В школе

Рисунки получились
самые разнообразные. Некоторые дети
рисовали только школу, столы и учителя;
другие рисовали только своих одноклассников,
учителей, чем занимаются на переменах,
в группе продлённого дня; третьи же
рисовали только себя в центре внимания.

В рисунках на тему
«В школе» самое важное то, как ребёнок
взаимно располагает фигуры сверстников
и себя. Те дети, которые рисуют себя в
центре группы это дети с истерическими
чертами характера

Те дети, у которых
на рисунке оказалось мало сверстников
или они отсутствуют совсем это дети с
невротическими реакциями. Это также
отражает проблемы взаимопонимания со
сверстниками. То же самое относится к
рисункам на тему «На улице, во дворе».Если
в рисунке ребёнка мало сверстников, то
это указывает на затруднения в приобретении
дружеских, устойчивых контактов и
чрезмерную опёку в семье.

Рисунки на тему
«Семья».

Детям даётся
задание нарисовать всех, с кем живёт
ребёнок. Исследование страхов с помощью
рисунков.

В рисунках имеет
большое значение порядок и близость
расположения фигур и особенно место
ребёнка. Если ребёнок рисует себя между
родителями- это говорит о привязанности
к обоим родителям, если вблизи к одному
из них- это говорит о выраженной
привязанности к одному родителю. Наконец,
цветовая гамма, общая с одним из взрослых,
в частности одна и та же окраска туловища,
указывает на большую степень отождествления
с ним по признаку пола.

Рисунки на тему
«Что мне снится страшное или чего я
боюсь днём».

Перед детьми
ставится цель отобразить наиболее яркий
страх. Какой именно детям не объясняется,
каждый ребёнок должен выбрать его сам.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу

Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Как помочь в избавлении от страха

Родители поступают неправильно, когда говорят мальчику, что мужчины ничего не боятся. При правильном и здоровом развитии боязнь в меру – это нормально, в 16 лет страхов уже нет.

Советы при частых страхах у пугливых детей:

  1. Избегать наказаний за боязнь.
  2. Не смеяться и не говорить, что малыш притворяется, не называть страх глупостью.
  3. Нельзя заставить насильно сделать то, чего ребёнку сделать страшно.
  4. Запретить просмотр страшных фильмов и чтение книг.

Почему возникают невротические страхи, требующие лечения:

  • Под влиянием психического потрясения, жестокости, травмах, тревожности взрослых, семейных ссор;
  • Ситуация, вызвавшая ужас вместо страха;
  • Затяжной страх, который нарушил состояние организма;
  • Упорное уклонение от ситуаций, вызывающих боязнь.

Правильная помощь:

Чувствуя страх, ребёнок думает, что это опасность. Взрослые настойчивыми расспросами о причине только обостряют и закрепляют проблему.

Стоит дождаться добровольного рассказа или узнать наводящими вопросами. Выслушав, успокоить и объяснить, что мама рядом, его любят и защитят. А малыш, после выплёскивания эмоций, быстрее успокоится.

Помощники – дополнительные защитники: любимые игрушки, детское оружие, одеяло, фонарик. Стоит научить правилам, объяснив, что они помогают.

Совместное чтение и просмотр мультиков, где страх становится вымыслом. Помогает справиться с боязнью придумывание сказок с превращениями злого персонажа в доброе существо. Рисуйте с ребёнком страх, уничтожьте его.

Вовремя укладывайте ребёнка спать, сопровождая придуманным ритуалом – чтение перед сном, укладывание игрушек или другое.

Малыш, заранее подготовленный к посещению детского сада или дошкольник к учёбе в школе, не испугаются нового общества и обстановки.

Труднее справиться с собственными страхами и не показывать их сыну или дочке. Если ребёнок видит, что нет ничего страшного, то и не будет бояться.

Справиться с боязнью посещения доктора поможет игра в больницу, а не бояться темноты – игра в разведчика. Чаще хвалите за смелость и сообразительность.

Беспокоить должны ситуации со страхом после 10-летнего возраста. Это предпосылки к тяжёлым неврозам, возможная наркомания и алкоголизм с возрастом.

Преодоление детских страхов

Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях: — консультирование; — лекции-семинары (для родителей, педагогов); — стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов: 1­й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка. 2­й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик. 3­й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. 5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Три основных направления в коррекционной работе с тревожными детьми: 1. Повышение самооценки (упражнение «Похвалилки», «За что меня любит мама»). 2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж). 3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры: страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет. Цели: отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Арттерапия. Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно. Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

Диагностика страхов:

Методика Ч. Спилбергера, тест школьной тревожности «Филлипса» тест тревожности Тэмпл, Дорки, проективные методики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.