Возрастные проявления агрессии у детей

Учебно — тематический план занятий

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формы работы

Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение

1

Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния

Упражнение «Прогноз погоды»

1 час

Групповая работа

Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки

2

«Проблемы — на передний план» — правило взаимодействия в команде.

Упражнение «Камушек в ботинке»

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши.

3

Работа с гневом и обидами

Упражнение «Спустить пар» и, или «Шутливое письмо»

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши, корзина для бумаг

4

Агрессия может быть конструктивной

Игра «Датский бокс»

1 час

Групповая работа

Изоматериалы.

5

Что такое «Агрессивное поведение»

Упражнение «Агрессивное поведение

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши.

6

Снимаем напряжение

Упражнение «Безмолвный крик»

1 час

Групповая работа

Изоматериалы.

7

Положительное лидерство

Упражнение «Король»

1 час

Групповая работа

8

Формирование навыков отреагирования эмоций

Упражнение «Любовь и злость»

1 час

Групповая работа

9

Умение распознавать эмоциональное состояние

Упражнение «Пиктограммы»

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши, пиктограммы «Эмоции» (см. Приложение)

10

Конструктивные способы разрешения конфликта.

Упражнение «Ковер мира»

1 час

Групповая работа

Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т.п.

Заключение

Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба; агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии.

Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой остропротекающий переход от детства к взрослости. Отечественные и зарубежные психологи (С. Вилк, Дж. Колман, М. Мид, Ф. Райс) относят подростковый возраст к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимодействий индивида с окружающей его средой и максимальными диспропорциями в уровне и темпах его развития. Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия. подростковый агрессия психология самовоспитание

Целью нашего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте.

Основными показателями агрессивности в данной работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса — Дарки), уровень агрессивности (полученные по методике Айзенка). Дополнительными показателями являются физическая и вербальная агрессия (по опроснику Басса-Дарки).

В результате проведенного на базе минской гимназии № 174 исследования подростков, было установлено, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях, так или иначе, присуща многим детям.

В начале работы была выдвинута гипотеза о том, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности подростков: причем у мальчиков преобладают физические и вербальные виды агрессивного поведения. По результатам проведенного исследования можно сказать, что гипотеза подтвердилась от части. Действительно, присутствуют значимые гендерные различия в проявлении агрессивности. Было выявлено, что она существенно преобладает у мальчиков. Однако полученные данные не позволяют говорить нам о различиях в проявлении враждебности, а также мы не можем сказать о значимых различиях в проявлении вербальной агрессии между мальчиками и девочками.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Приводятся данные экспериментального исследования, посвященного проблеме детской агрессивности. Описаны проявления детской агрессии и психологические особенности дошкольников, склонных к агрессивному поведению. На материале сравнительного анализа поведения агрессивных и неагрессивных детей 5-6 лет выявляются особенности умственного, волевого и коммуникативного развития ребенка с повышенной агрессивностью. В результате анализа выделяются отличительные особенности агрессивных детей, которые связаны с их отношением к сверстникам, а также индивидуальные варианты детской агрессивности. Ключевые слова: детская агрессивность, группа дошкольников, отношение к сверстнику, индивидуальные варианты агрессивности. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми . Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания , , модели агрессивного поведения на телеэкране , или со стороны сверстников , , уровень фрустрации и пр. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека , . Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. По-видимому, дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Однако комплексного исследования психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности и дающих представление о психологической природе этого явления, нам обнаружить не удалось. Между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ. Именно эта цель стояла перед нами. Мы попытались выявить внутренние, психологические условия, способствующие проявлениям агрессивности у детей дошкольного возраста.

Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии

Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. Предметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R.) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю. Последний факт, по нашему мнению, может быть проинтерпретирован как еще одно проявление особого значения матери в системе привязанностей и социальных отношений подростка. Очевидно, нарушения идентификации с матерью могут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности. Так, в одном исследовании (Реан А. А., Санникова М.Ю.) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определялось и отношение к отцу, а также к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негати-визации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности. Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

Основные типы детской агрессии

Психологи отмечают два основных типа детской агрессии. Она может быть прямой или косвенной.

Прямое агрессивное поведение выражается направлением на тот объект, который послужил причиной негативных чувств. Выражаться может не только вербально или инструментально (физически), но и в виде раздражения и хамства.

Косвенная агрессия развивается у ребенка в том случае, если выплескивать эмоции на раздражающий объект нет возможности (или небезопасно, как, к примеру, с родителями, не чуткими к своему ребенку, использующими физические наказания, оскорбления, отчуждение в качестве инструмента подавления агрессии). Косвенная агрессия может быть направлена на более слабых сверстников, младших братьев или сестер, животных, неодушевленные предметы в ситуациях, когда ребенок злится на мать, отца или другого значимого взрослого.

Для того, чтобы понять, почему ребенок стал агрессивным и что с ним происходит в конкретный момент времени, необходимо внимательно понаблюдать за его поведением, проанализировать события недавнего или далекого прошлого. Понимание причин агрессивных детских реакций позволяет прийти и к пониманию того, что с этим делать и как корректировать поведение на разных возрастных этапах.

Возрастные особенности детской агрессивности

От 0 до 3

Этот возраст часто ознаменовывается у ребенка первыми попытками борьбы за независимость. Агрессия нередко проявляется как реакция на родительские запреты, попытка отстоять личное пространство, защитить собственные вещи. Дети могут закатывать истерики, лезть в драку, толкаться и щипаться, плеваться на объект (человека или предмет), который становится раздражителем. Одновременно с этим ребенок учится коммуницировать с миром: дружить со сверстниками, включаться в общие игры, успокаиваться самостоятельно или с помощью взрослых. Остановить агрессию можно, если позволить малышу отдохнуть, переключиться, уйти подальше от вызывающего агрессию объекта.

От 3 до 5

Уровень физической агрессии у ребенка дошкольного возраста становится заметно ниже. Причиной тому становится активное использование детьми слов. Тем не менее малыши остаются достаточно эгоцентричными. И вспышки агрессии становятся более заметны в момент столкновения двух разных интересов, мнений. Дети этого возраста еще не могут планировать далеко вперед, предугадывать результаты своих действий. Им как никогда необходимо понимание родителей, пояснение со стороны взрослых относительно собственных чувств, взгляд со стороны на ту или иную ситуацию и четкие инструкции к действию.

От 6 до 10

Этот возраст ознаменовывается формированием хорошего уровня самоконтроля. Дети младшего школьного возраста уже могут не выражать собственные страхи, обиды и разочарования агрессивным поведением по отношению к другим людям. Но все еще способны агрессивно защищать собственные интересы. Выражается это не только в виде физической агрессии, но и конфронтацией, булингом, вербальными нападениями. Агрессия у детей в этом возрасте часто может свидетельствовать о наличии скрытой депрессии, низкой самооценки и пр.

Подростки

В подростковом возрасте агрессивное поведение нередко является признаком того, что личность ребенка формируется в напряженной обстановке, постоянных стрессах, асоциальной среде. Агрессия также может возникнуть как результат заброшенности подростка, непонимания его чувств, недостатка любви, внимания и заботы со стороны самых близких людей.

Самооценка подростка и агрессивность

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности. В одном исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности. В том же исследовании (Реан А. А.) было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом. Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А.), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая

При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории агрессии сказали бы в этом случае более категорично: такая ситуация не просто может, но явно будет приводить к агрессии. Специальные исследования, проведенные по этому поводу (ДандароваЖ. К., Реан А. А.), показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.