- Можно ли баловать грудного ребенка?
- Органические изменения во время плача
- Откуда берутся капризы?
- Дифференциация плача: залог формирования социальных навыков
- Каким вырастет ребенок, если ругать его каждый день?
- Как проявляется кризис?
- Вред развитию младенца
- Эта непонятная работа
- От трех до пяти
- Проявления кризиса
- Капризы у грудных детей
- Да, он будет плакать
- Основные методики
- В 3-6 месяцев
- В 6-9 месяцев
- В 9-12 месяцев
Можно ли баловать грудного ребенка?
В этой статье мы будем говорить о ребенке до года, поскольку после года ребенок уже обладает определенным уровнем сознания, у него накоплен определенный жизненный опыт.
Имеется способность выстраивать небольшие взаимосвязи. Он может понимать, что своим криком вполне может добиться определенной реакции от родителей.
Если же взять новорожденного ребенка, то у него никаких злых умыслов против вас нет. Ребенок рождается и у него есть только потребности:
- потребность быть рядом с мамой;
- потребность в насыщении;
- в отдыхе;
- близости;
- контакте.
Все эти потребности обеспечивают выживание ребенка. Единственный способ взаимодействия со взрослым человеком и способ как-то повлиять на происходящее во внешнем мире — это плач.
Вполне нормально, что когда ребенок испытывает какой-то дискомфорт, то он начинает об этом сигналить.
Важно! Если мы удовлетворяем потребность ребенка сразу, то у ребенка нет дальше задачи кричать, пугать соседей и проявлять себя именно такими истерическими рыданиями. И наоборот, если мама откликается на потребности ребенка только после того как он очень громко-громко покричит, ребенок учится такому способу общения: «поори погромче, и тогда тебя заметят, ведь если кричать тихо и незаметно, то потребности игнорируются»
И наоборот, если мама откликается на потребности ребенка только после того как он очень громко-громко покричит, ребенок учится такому способу общения: «поори погромче, и тогда тебя заметят, ведь если кричать тихо и незаметно, то потребности игнорируются».
Подробнее о грамотном уходе за младенцем смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода>>>
Органические изменения во время плача
Когда ребенок слишком долго плачет, в его организме начинает вырабатываться гормон под названием кортизол. Это довольно опасно, ведь в младенчестве головной мозг динамично развивается.
Во время сильного стресса, который вызывают безрезультатные попытки привлечь к себе внимание, кортизол буквально уничтожает нервные клетки. Стресс, который испытывает ребенок при длительном отсутствии родителей, запускает цепочку специфических реакций со стороны всего организма в целом
Например, страдает пищеварительная система, в результате чего могут начаться колики, запоры или диарея
Стресс, который испытывает ребенок при длительном отсутствии родителей, запускает цепочку специфических реакций со стороны всего организма в целом. Например, страдает пищеварительная система, в результате чего могут начаться колики, запоры или диарея.
Участие отца обязательно
Это может происходить из-за стереотипа о том, что заниматься малышом должна мама, а папина задача — зарабатывать деньги. К тому же, мамочка может бояться, что папа сделает что-то не так и причинит ребенку вред
Делать так не стоит: важно, чтобы между ребенком и его отцом с раннего возраста формировалась эмоциональная связь. К тому же, если мама устала, папа сможет успокоить ребенка вместо нее
В это время женщина может поспать, отдохнуть и восстановить силы, чтобы не испытывать раздражение на малыша, который слишком много «хнычет».
Откуда берутся капризы?
Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:
- Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
- Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
- Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.
Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.
Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.
Дифференциация плача: залог формирования социальных навыков
Любая мама знает, что малыш может плакать по-разному. Определенным образом он сигнализирует о том, что хочет есть, промок или просто соскучился. Обычно плач «дифференцируется» спустя несколько месяцев после рождения. Однако происходит это только в том случае, если ребенок не плакал в одиночестве.
Если родители не реагируют на плач, у малыша просто не возникает необходимости пытаться донести до мамы и папы определенную информацию.
Реакция родителей – самое важное для ребенка
В противном же случае ребенок будет пытаться как можно скорее объяснить, чего именно он хочет. А значит, он будет плакать по-разному. Конечно, это не значит, что ребенок сознательно «выбирает», как именно ему нужно поплакать: связь между издаваемыми звуками и поведением родителей закрепляется на подсознательном уровне. Однако ребенок усваивает, что от его поведения будет зависеть реакция окружающих. Например, если ребенок резко начинает плакать, издавать громкие звуки, это может обозначать, что он промок, а если тихонько хнычет — хочет общения
А это очень важно для дальнейшего социально-психологического развития
Коммуникация с ребенком – это самое важное
Обнимите ребенка, поговорите с ним, убедитесь в том, что ему не нужно поменять пеленки или не пришло время поесть. Не игнорируйте коммуникацию с ребенком даже в том случае, если вы очень сильно устали: так вы сможете воспитать гармоничную личность.
Каким вырастет ребенок, если ругать его каждый день?
С рождения и до трех лет дети удивительно восприимчивы к стимулам, поступающим из окружающего мира. Есть множество подтверждений тому, что если ребенок каждый день получает один и тот же стимул, то эффект от такого воздействия закрепляется в его сознании и становится способностью.
Лучший пример — родной язык. Раньше считалось, что способность говорить на родном языке у детей наследственная. Но на самом деле они усваивают язык после рождения, потому что каждый день слышат, как взрослые вокруг говорят на нем.
Детей инуитов, живущих на самых северных территориях Северной Америки, с самого рождения каждый день окружает холод, и их организм на физическом уровне вырабатывает способность выдерживать сильный мороз.
Если в возрасте образов ребенок получает «плохие» стимулы, у него вырабатываются «плохие» способности. Например, раздражительная мама злится на ребенка и ругает его каждый раз, когда тот плачет. Это закрепляется в его сознании, и у него вырабатывается способность вообще не реагировать, когда его ругают. Если ребенок растет, постоянно слушая, как мать бранит отца, то он не сможет к нему хорошо относиться.
Многие матери во всем мире воспитывают детей таким образом, а потом, когда ребенок поступает в детский сад, они жалуются, что сколько бы ни ругали его, он их не слушает. И ребенок, который привык к тому, что его ругают, и ребенок без музыкального слуха, и ребенок, который презирает своего отца, — они не родились такими, это не наследственность, их так воспитала мать.
Допустишь ошибку на старте — не сможешь благополучно добраться до финиша. Даже если вы в итоге заметите проблему и решите откорректировать курс, с каждым днем это будет сделать все труднее и труднее.
Профессор Судзуки Синъити назвал это «законом способностей»: «Способности — это то, что ребенок вырабатывает в ответ на повторяющиеся стимулы окружающего мира, при этом он не различает, добро это или зло, красота или уродство».
Судзуки Синъити понял это еще сорок лет назад и прикладывал все силы для реализации на практике знаменитого во всем мире «метода Судзуки», чтобы через обучение игре на скрипке прививать детям хорошие способности. Профессор Судзуки формулирует свой совет таким парадоксальным образом: «Если каждый день злиться на ребенка и ругать его, из-за постоянного повторения такого стимула у него начнет вырабатываться способность спокойно сопротивляться негативному воздействию, и вскоре вы получите ребенка, который вообще вас не слушается. Хотите добиться такого результата — попробуйте на вашем двух-трехлетнем ребенке».
Как проявляется кризис?
- Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
- Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
- Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
- Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
- Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.
Вред развитию младенца
Когда мы подвергаем ребенка стрессу, мы вредим развитию ребенка. Мы разрушаем базовое доверие к маме, к миру.
Да, это ребенок, который растет с чувством настороженности, который постоянно будет в добрых словах, обращенных к нему, добрых действиях, будет искать какую-то вторичную выгоду, подвох.
Он не может доверять во взрослой жизни другим людям и открываться, сохранять определенный уровень близости с этими людьми. Это повышает уровень тревожности ребенка.
А что нам дает тревожность маленького ребенка?
Это ребенок, который постоянно плачет, просится быть у мамы на руках, которого невозможно отложить от себя во время его сна. Это ребенок, который плохо и долго засыпает, тревожно спит и часто просыпается.
Важно! Т.е. по сути все то, что нам не нравится в поведении ребенка, мы можем своими собственными действиями это провоцировать
Как справиться с тревожным поведением ребёнка, как правильно за ним ухаживать, в чем нуждается ребенок первого года жизни, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Нарушение доверия и проблемы во взрослой жизни — еще один результат игнорирования плача ребенка в маленьком возрасте.
Есть исследование, которое подтвердило, что, если ребенок постоянно в маленьком возрасте испытывает стрессовые события, то во взрослой жизни он будет обладать низкой сопротивляемостью к стрессовым ситуациям.
Эти люди, страдают неврозами, фобиями, страхами, тревожностью.
Эта непонятная работа
Здорово иногда брать ребенка на работу, если есть возможность. Чтобы он понимал, куда исчезает родитель. Чтобы понимал, чем вы занимаетесь, когда вас нет рядом с ним.
С работы (или куда вы там уходите) вы можете принести малышу какую-нибудь вещицу. Это не обязательно должен быть крутой подарок — сгодится просто яблоко, или ваш рисунок, или букет из осенних листьев, что угодно. Это «что угодно» покажет крохе, что вы думаете о нем даже тогда, когда вы не вместе.
Самое главное: прощайтесь перед уходом. Нет ничего хуже внезапно исчезающего родителя. Даже если ребенок начинает истерить и цепляться за ноги — прощаетесь и уходите. Представьте, что ваш муж средь дня будет куда-то пропадать. Был дома и исчез. А позвонить ему вы не можете! Приятно?
«Для меня вот эти исчезновения — прямо непонятнейший прием. Я помню, как в детстве в деревне у бабушки мама сказала, что пошла в туалет, а сама уехала — в Киев! Ну ка-а-ак? Как так можно? Допытываю я ее по сей день».
От трех до пяти
Что чувствует ребенок? К трем годам дети говорят все лучше и лучше, не пачкают штанишки, а некоторые из них идут в детский сад. Малышу интересно все на свете, он живет на скорости 100 км в час и способен мгновенно переходить от полного отчаяния к бурному восторгу. Он уверенно чувствует себя в мире фантазий и все сильнее тянется к ровесникам. Именно в этом возрасте появляются первые настоящие друзья. Дети открывают для себя новое развлечение — ходить друг другу в гости.
Как ему помочь? Отнеситесь к тревогам малыша с пониманием. Отпуск кончился, пора идти в сад, а малыш не хочет и цепляется за вас? Скажите, что вы знаете, как ему грустно, что вам в этом возрасте тоже не хотелось расставаться с мамой, но вы точно придете за ним ровно в шесть. Чтобы ребенок почувствовал гордость оттого, что он теперь большой и ходит в детский сад, купите ему к началу учебного года какие-нибудь обновки.
Дайте ему возможность взрослеть постепенно. Пусть захватит в детский сад любимую игрушку, только договоритесь, чтобы во время занятий она лежала в рюкзаке.
Пусть ребенок делится с вами впечатлениями. Если он приглашен переночевать у друга, помогите ему сложить вещи, которые нужно взять с собой, объясните, что в другой семье могут быть немного другие порядки. Поговорите о том, как он представляет себе вечер в гостях. Попросите рассказать о своих впечатлениях, когда он вернется домой!
На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Вам виднее, сколько ребенок способен выдержать без вас. Это зависит от его характера (одни дети более самостоятельны, другим уютнее в привычной обстановке), от семейных дел (рождение младшего брата или сестры — не лучшее время для длительной разлуки), а также от того, насколько близкие у него отношения с человеком, на которого вы его оставляете.
Повод для беспокойства
У ребенка есть в запасе целый арсенал способов, чтобы выразить свое недовольство:
- он отказывается от еды;
- плохо спит;
- спит слишком много (некоторые малыши «бойкотируют» незнакомое место, находя убежище во сне);
- не проявляет интереса к тому, что его окружает: не играет, с трудом вступает в контакт с людьми.
- без конца болеет;
- постоянно капризничает и не дает себя утешать.
Если хотя бы один из этих симптомов приобретает хронический характер, значит, малыш нуждается в помощи. Посоветуйтесь с врачом или детским психологом.
Проявления кризиса
Чувствую полную беспомощность. Я не могу справиться со своим ребенком.
Мы не ходим на горшок, не ходим гулять, потому как на улице у нас жуткие истерики и гулять нам не нравится. У нас нет ни одной целой игрушки, мы все поломали, я уже не покупаю ничего, потому что обидно деньги выкидывать — кубики валяются везде с оторванными картинками, сил нет их собирать…
Мы не укладываемся спать днем, а если засыпаем, то около 5 часов, потом не уложишь ночью…
Приучить его к чему-либо: к еде, порядку, к тому, чтобы не обижать свою сестренку невозможно.
Мы не слушаем колыбельных, как только я начинаю петь, он плачет и пытается убежать, книжки только рвет, сказки тоже не слушает…
Его нельзя ничем отвлечь, любые попытки переключить на какие-то другие занятия приводят к ужасной истерике, валянию по полу и разбрасыванию всего, что под руку попадется… (ЧерниКа)
Бьет всех, капризничает, ложится на пол, чуть что не так. Стараюсь не обращать внимания, приласкать его лишний раз, но бить никого не позволяю, шлепаю легонько по ручкам, а он смеется и продолжает в том же духе. (Нюша)
Без истерик не проходит ни дня. Домой с прогулки почти всегда возвращаемся волоком, валяясь по полу в подъезде… Очень неприятно, но после 10 минут уговоров приходится тащить. (Эхомама)
Проявления истерики могут быть самые разные. От демонстративного лежания на полу, криков, топанья ногами до битья окружающих, швыряния вещей и ломания игрушек. Поводов для них тоже масса, причем взрослым они часто кажутся ничтожными или абсурдными. Например, ребенку вдруг хочется молока, которого в доме нет, поздним вечером; или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский. Подчас требования ребенка совершенно невыполнимы.
Капризы у грудных детей
У грудных детей капризы, как правило, имеют веские основания. Малыш не берет грудь, нервничает и плачет в первые месяцы своей самостоятельной жизни не от вредности, а от неудовлетворенных потребностей или физического дискомфорта.
Для начала Комаровский советует убедиться в том, что ребенку созданы правильные условия для здорового роста — в его комнате не жарко, не душно.
Часто кроха может капризничать от недосыпа или наоборот — от избыточного сна, от переедания, если родители пичкают малыша через силу не тогда, когда он просит кушать, а тогда, когда, по их мнению, пришло время обедать. От переедания увеличивается частота и интенсивность кишечных колик, которые доставляют немало неприятных физических ощущений. В результате малыш капризничает.
Довольно часто капризы сопровождают , но такие приступа плача и нытья имеют временный характер, как только состояние ребенка нормализуется, все изменится, в том числе и поведение.
Да, он будет плакать
Горький личный опыт проб и ошибок, а также профессиональные психологи научили меня следующему:
Во-первых, необходимо принять, что ребенок имеет полное право грустить, злиться, даже истерить из-за вашего ухода
Сами по себе эти эмоции не приносят ему вреда, они нормальны.
Во-вторых, важно понимать, что родители имеют право уходить — работать, встречаться с друзьями, жить своей жизнью. Многие мамы сами в этом не уверены
Мучаются чувством вины, при первых слезинках ребенка готовы все бросить и никуда не идти. Чадо это считывает и устраивает скандалы.
Исходя из первого пункта (ребенок имеет право на любые эмоции) — дайте малышу время смириться с тем, что вы скоро уйдете. Начинайте задолго до выхода рассказывать о том, куда и когда вы идете, почему это важно и так далее. Даже если это встреча с подружками, а не миссия по спасению мира, вы можете честно говорить, что вы очень любите своих подруг и хотите их увидеть, что это для вас важно. Ребенок может плакать, а вы можете его пожалеть, помочь ему справиться со своими эмоциями, проявлять сочувствие и понимание, а не отстраненно говорить: «Не реви, не маленький!».
Исходя из второго пункта (мама имеет право на свою жизнь) — не заискивайте, не просите прощения, будьте спокойны и доброжелательно уверенны. Не пытайтесь подкупить кроху — «зато я принесу тебе с работы подарок». Не превращайте уход в торги.
Основные методики
Существует довольно много различных алгоритмов и методов для обучения грудничка засыпать без помощи родителей. Они в целом снимают негативное отношение ко сну и успокаивают малыша. Условно каждую методику самостоятельного засыпания ребенка от рождения до года можно отнести к «жестким» (позволяется плакать) и «мягким» (не позволяется плакать) правилам, каждая из них имеет как противников, так и сторонников, а также свое научное обоснование. В основном педиатры рекомендуют мягкие направления, но иногда применение жестких методов бывает необходимо.
Обратите внимание! Любая техника будет работать, только если ее применять последовательно и не бросать на половине пути, иначе у малыша негатив ко сну только закрепится. Поначалу многие детки сопротивляются обучению самозасыпанию (плачут и капризничают) – это единственный способ для них выразить несогласие
Поэтому родителям надо морально подготовиться и быть на 100% уверенными в своей правоте
Поначалу многие детки сопротивляются обучению самозасыпанию (плачут и капризничают) – это единственный способ для них выразить несогласие. Поэтому родителям надо морально подготовиться и быть на 100% уверенными в своей правоте.
Специалисты по сну полагают, что научить малыша засыпать самостоятельно не так сложно, процесс приучения занимает не более 4-5 недель, однако каждый возраст имеет свои особенности.
В 3-6 месяцев
В этом возрасте не стоит слишком рьяно отделять спящего малыша от мамы – он еще чувствует себя ее частью, обучение самозасыпанию до полугода чревато лишними стрессами для ребенка и мамы. Особенно вредно это в период новорожденности, когда только налаживается грудное вскармливание.
В этот период можно осуществлять подготовительные действия:
- пробовать по-разному успокаивать малыша, не останавливаться на каком-либо одном способе;
- давать возможность сначала карапузу заснуть самостоятельно и только потом предлагать свою помощь;
- время от времени класть ребенка в кроватку не заснувшим, а только сонным.
Может быть применена методика высиживания при укладывании ребенка 4 месяца (называется также этот способ «метод стула»). Суть ее заключается в том, что мама остается с засыпающим малышом в комнате до полного его погружения в сон. Можно помогать ему уснуть, напевая колыбельные или похлопывая по спинке. Постепенно рекомендуется отодвигать стул подальше от кровати, уменьшать степень своего присутствия. Так, через несколько дней мама полностью «исчезает» из поля зрения малыша.
Применяя «метод стула» мама успокаивает дитя в кроватке прикосновениями и голосом
В 6-9 месяцев
После того, как малышу пошел четвертый, тем более шестой месяц, к этому времени он уже, как правило, пережил первый регресс сна, налажено грудноевскармливание,или подобрана подходящая смесь на искусственном.Перед началом приучения необходимо провести подготовку, выбрать,какой метод использовать, и заручиться одобрением врача.
Одна из основных техник обучения самозасыпанию в этом возрасте – мягкая «обнял-положил». Мама помогает младенцу переживать негативные эмоции при отхождении ко сну: берет на руки (если плачет), успокаивает, обнимает, но строго возвращает в кровать для сна, показывая, что он не остается один – мама рядом. Можно нежно шипеть на ушко ребенку, похлопывать слегка по спинке, когда он в кроватке и засыпает.
Поза колыбелька для подросших деток
В 9-12 месяцев
Для такого «старшего» возраста некоторые родители и специалисты допускают использование метода «дать проораться» для того, чтобы приучить малыша засыпать самостоятельно. Суть техники заключается в том, что взрослый говорит ребенку «спокойной ночи», выходит из комнаты и, несмотря на протесты малыша в виде плача, не появляется в ней до утра.
Даже несмотря на плач ребенка, родители не должны подходить к нему
Этот метод самозасыпания для детей от 6 до 12 месяцев довольно спорный и далеко не всем подходит, а только родителям с крепкими нервами и уверенным в своей правоте. В процессе приучения можно использовать видеоняню для контроля за состоянием малыша.