Трудновоспитуемость как социально-педагогическое явление

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Специфика работы с трудновоспитуемыми детьми

Работа с трудновоспитуемым ребенком начинается с его всестороннего изучения: семьи и условий его жизни, личных предпочтений, нравственных ориентиров, особенностей поведения. Для того используется в первую очередь метод наблюдения, а также различные анкеты, тесты, диагностики. Полученные результаты позволят выявить причины трудновоспитуемости, правильно поставить задачи, подобрать формы и методы воспитания и обучения.

Учебно-воспитательный процесс таких детей должен опираться прежде всего на принцип гуманно-личностного подход к ребенку. Он разработан и представлен в трудах таких известных педагогов, как Амонашвили Ш. А., Сухомлинский В. А., Штейнер Р. и других. Данный принцип предполагает создание благоприятных условий для развития личности ребенка: помощь в учебе, укрепление положения в классном коллективе, создание обстановки успеха и одобрения, поощрение положительных изменений.

Кроме того, необходимо оказывать необходимую педагогическую помощь родителям трудновоспитуемых детей: учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Весьма значима и работа психолога с трудновоспитуемыми детьми. Он не только исследует психологические особенности ребенка, но и проводит с ним беседы, консультирует родителей, выявляет проблемы семейного воспитания.

Отдельным аспектом работы считается правильная организация свободного времени трудновоспитуемого ребенка с целью приобретения опыта самоутверждения в полезной деятельности, умений и навыков самоорганизации, а также формирования интересов. Для этого дети приглашаются во всевозможные кружки и секции, привлекаются к посещению библиотеки, музеев и театра, организуются их поездки в оздоровительные лагеря

Немаловажно, чтобы ребенок принимал участие в классных и школьных мероприятиях, был ответственным за какое-либо дело

Преодоление детской запущенности и трудновоспитуемости младших школьников

Школа является ведущим звеном в системе общественного воспитания. Она решает задачи, связанные с компенсацией недостатков семенного воспитания и обеспечения необходимой индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Это обусловлено тем, что именно школа обладает научными методиками воспитания детей школьного возраста, а также обеспечена высококвалифицированными педагогическими кадрами и материальной базой.

В том случае, если школа обеспечена всем необходимым, то она способна создать эффективные условия для организации профилактических мероприятий, направленных на выявление и исправление трудновоспитуемых учащихся.

Замечание 1

Необходимость выявления детской запущенности и трудновоспитуемости в начальных классах обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста более восприимчивы к педагогическому воздействию, и соответственно, у них имеются значительные предпосылки для перевоспитания.

Предпосылками для перевоспитания трудновоспитуемых детей именно в младшем школьном возрасте являются следующие аспекты:

  1. Выявленные у ребенка младшего школьного возраста отрицательные качества не успевают приобрести ту устойчивость и прочность, которая характерна для детей среднего и старшего школьного возраста.
  2. У ребенка младшего школьного возраста нервная система еще достаточно пластична, в связи с чем, он легче поддается перевоспитанию, нежели дети среднего и старшего школьного возраста.
  3. У детей младшего школьного возраста еще достаточно высок авторитет педагога, они прислушиваются к его мнению и с большей охотой выполняют требования.
  4. В отличие от педагогов, которые осуществляют образовательный процесс у учащихся средних и старших классов, педагог начальных классов практически весь учебный день проводит с детьми, в связи чем, он имеет возможность наблюдать за детьми в разных ситуациях, изучать их особенности, выделять отрицательные и положительные стороны, тем самым организовывать систематическое и целенаправленное воспитание отдельного ребенка, посредством индивидуального подхода.
  5. Учитель начальных классов имеет больше возможности установить эффективное взаимодействие с родителями трудновоспитуемого ученика, тем самым организуя единство воздействия на ребенка со стороны школы и семьи.

Основные направления работы по преодолению трудновоспитуемости младших школьников являются:

  • Индивидуальный подход к ребенку, на основании установленных у него индивидуальных особенностей (возраст, развитие, наличие способностей, склонности и т.д.).
  • Осуществление постоянного контакта с родителями ребенка, по вопросам его воспитания и обучения, а также проводимой коррекционной работы.
  • Привлечение к работе с ребенком специалистов (психолог, социальный педагог и т.д.).

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Тагирова, Г.С. Психолого — педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. — М. Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.

Приложения

Памятка классному руководителю по работе с «трудными детьми»

1.Завести дневник наблюдений.

2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

5. Ежедневно встречаться с подростками.

6. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

7. Не использовать нравоучений

В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка

8. Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение общественных поручений.

9. Предупредить возможность неправильных действий детей.

10. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».

11. Обучить детей методам самовоспитания.

12. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.

13. Индивидуальное шефство.

14. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.

Рекомендации по установлению более благоприятных отношений с ребенком

Шаг 1. Перечислите, что вы пытались делать, и что из этого не помогло. Прекращение этих бесполезных действий часто стимулирует ребенка на позитивные изменения.

Шаг 2. Если первый шаг не привел к успеху, составьте список приемов, разрушающих ожидаемый ребенком привычный стиль взаимодействия со взрослым.

Например, отмечайте, когда он ведет себя приемлемо; удивляйтесь, когда он придерживается раздражающего

Вас поведения; задавайте себе вопросы, что ребенок ожидает от вас в конфликтной ситуации, и не делайте этого; используйте парадоксальные стратегии, например, попросите усилить поведение, которое Вам не нравится.

Шаг 3. Если есть необходимость в третьем шаге, сделайте список того, что Вы можете сделать, чтобы день у ребенка прошел лучше, чем обычно. Например, уделите ребенку три двадцатиминутных периода позитивного внимания.

Попросите его выполнить какое-то поручение. Дайте ребенку выбрать, как его выполнить.

Спросите мнение ребенка о том, что касается Вас и его. Дайте ему важную для класса или дома работу. Обсудите несколько правил (не более пяти), которых вы вместе будете придерживаться.

Обычно уже на третьем шаге наступают желаемые изменения. Если этого не произошло, делаются следующие шаги. Здесь уже с ребенком работает психолог.

К типичным психологическим трудностям детей и подростков относятся следующие:

проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

трудности самоотношения, самопонимания;

трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;

стремление избежать давления, правил, норм, требований;

испытание себя и других;

поиск границ возможного;

поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

обида на судьбу, конкретных людей;

переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;

неорганизованность;

зависимость от других, низкая сила своего «я»;

трудности в обучении;

отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;

отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.

Причинами нарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка.

Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу.

В подростковом и юношеском возрасте родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.

Размещено на Allbest.ru

Причины возникновения детской запущенности и трудновоспитуемости младших школьников

Детская запущенность и трудновоспитуемость не возникают от одного случайного эпизода, причины их появления воздействуют на ребенка достаточно длительное время, оказывая на личность ребенка деформирующее влияние. Для того, чтобы успешно решить проблемы детской запущенности и трудновоспитуемости необходимо в первую очередь причины их возникновения.

Зачастую первые отклонения в поведении проявляются у детей в младшем школьном возрасте. Признаками являются неустойчивое поведение, конфликты с одноклассниками и педагогами. Дети проявляют такие личностные качества как упрямство, невыдержанность, необщительность, навязчивость, развязность в общении, болтливость и непослушание. Проявляется данное поведение с самых первых дней пребывания в школе, то есть ребенка не останавливает то, что он только вошел в новый коллектив. Таких детей принято называть «трудными», требующими индивидуального подхода в воспитании и обучении, а также дополнительных занятий со специалистами (психолог, социальный педагог и т.д.).

Основными причинами трудновоспитуемости у детей младшего школьного возраста являются:

  1. Педагогическая неграмотность родителей, приводящая к нарушениям в мерах воспитания детей: отсутствие единства требования со стороны всех членов семьи, несоразмерность наказаний и поощрений, жесткое отношение к ребенку, подавление его личности, излишня изнеженность и избалованность и т.д.
  2. Чрезмерная занятость родителей и нехватка времени на воспитание ребенка, безответственно отношение к нему. Все это порождает детскую безнадзорность.
  3. Собственный отрицательный пример со стороны родителей (аморальное поведение, пьянство, нечестный образ жизни и т.д.).
  4. Нарушенная структура семьи – это неполные семьи, а также семьи, имеющие длящийся внутренний конфликт.

Как показывает практика, трудновоспитуемость зачастую вызывается не одной какой-то причиной, а их совокупностью. Однако нельзя утверждать и то, что ребенок, который воспитывается в данных условиях, обязательно будет трудновоспитуемым или у него возникнет детская запущенность. Это связано с тем, что за судьбу ребенка несут ответственность не только семья, но также школа (детский сад) и общественность.

Особенности воспитания и обучения одаренных детей

Многие педагоги испытывают некоторые затруднения при работе с одаренными детьми. Это связано с особенностями таких детей: повышенная возбудимость и чувствительность, нетерпеливость, преувеличенные страхи, склонность к самообвинению, предъявление завышенных требований к себе и окружающим. Порой одаренный ребенок даже замыкается в себе или мало общается с окружающими. Кроме этого процессы развития могут протекать неравномерно. Родители и педагоги часто совершают ошибки, требуя гармоничности и разносторонности от всех одарённых детей.

Для того, чтобы распознать одаренного ребенка, необходимо проводить определенные диагностики и использовать различные разработанные психологами методики. Основным методом изучения детской одаренности считается наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Если он постоянно выбирает одно и то же занятие, это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в данной области.

Трудный возраст

Период полового созревания, подростковый период, трудный возраст — это время (раньше с 13 лет, сейчас уже ближе к 11 годам) ассоциируется у всех с ссорами и неприятными ситуациями, испорченными взаимоотношениями и первыми отношениями, наказаниями и запретными удовольствиями. С одной стороны, у окружающих возникают трудности с подростками. С другой стороны, у самих подростков не меньше проблем со всеми окружающими, начиная от простого непонимания, заканчивая отказом выполнять чужие «приказы». Получается, что трудности в этот период абсолютно у всех, и всем хочется, чтоб он закончился как можно скорее.

Действительно, под «трудностями» иногда подразумеваются разные вещи. Для какой-то семьи это снижение успеваемости, у других все сложнее, вплоть до наркотиков или ухода из дома. У каждого свой «болевой порог», но общим является ощущение безысходности.

А еще все родители говорят, что они такими не были. Интересно, куда делись вчерашние трудные подростки, которые красились в школу, на дискотеке распивали алкогольные напитки? Которые, протестуя или примыкая к новомодному течению, не мылись, не стриглись? Которые отстаивали свои «понятия» жизни, бунтовали против системы, контроля, устраивали демонстрации, попадали в милицию, пробовали наркотики, воровали и ругались трехэтажным трудновоспроизводимым матом?

Кто-то повзрослел и забыл, каким был. Кто-то помнит, но не хочет сознаваться, осознав, сколько неприятностей и переживаний принес своим родным. Некоторым повезло меньше — они расплатились своей свободой или даже жизнью.

Особенности трудных подростков всех времен и народов одинаковы и повторяются от поколения к поколению. Наши трудные подростки, как мы, как и наши в свое время «трудные» родители:

  • неуправляемы;
  • строптивы;
  • грубы;
  • опасны (для себя и окружающих);
  • отчаянны;
  • свободны;
  • целеустремленны;
  • безгранично верят в Правду (Правда может меняться раз в неделю).

И если признаки с поколениями не меняются, то содержание сильно отличается. Вернее, степень и метод проявления этих признаков. Нужно признать, что современный «трудный» подросток имеет мало общего со своим коллегой из 90-х.

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу — причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Типы трудных подростков

Трудные подростки отличаются друг от друга.

Рассмотрим их типы:

  • Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
  • Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
  • Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
  • Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.