Почему детей травят в школах и что с этим делать

Как бороться с травлей со стороны учителей

Здесь сразу необходимо оговориться – бежать в школу устраивать скандал и уж тем более применять физическую силу к обидчику не стоит.

Родитель должен действовать только в рамках закона и в первую очередь, конечно, следует побеседовать с учителем и выяснить его точку зрения на проблему. Абсолютное большинство случаев травли прекращаются уже на этом этапе, поскольку преподаватель в курсе, что за его действиями следят взрослые.

Но бывает и так, что учитель полностью уверен в своей правоте и не считает, что делает что-то неправильно. В таком случае родитель имеет полное моральное и законное право направлять жалобы в компетентные органы.

Обращение к администрации школы

Первой ступенью в борьбе с несправедливостью должна стать администрация школы, а именно ее директор или специалист, его заменяющий. Обычно администрация охотно откликается на жалобы родителей, поскольку не хочет проблем с городским Управлением образования в случае шумихи. Так что многие проблемы с учителями успешно могут разрешиться уже на этом этапе.

При разбирательстве ребенка можно попросить перевести в другой класс либо, если к жалобе присоединятся другие дети и родители, заменить учителя.

Администрация школы, кроме того, вправе накладывать дисциплинарные взыскания на провинившегося учителя: выговор, лишение премий, увольнение.

Жалоба в Управление образования

РОНО или УНО – следующий шаг (или это можно делать параллельно), если на уровне школы проблему решить не получается. Управление образование призвано в том числе контролировать все процессы, происходящие в школах, и должно запустить внутреннюю проверку.

В любом случае при завершении проверки родителям должны отчитаться о ее результатах и принятых мерах, а, кроме того, следует просить о том, чтобы учитель лично принес извинения перед ребенком.

Обращение в полицию или прокуратуру

Обращаться в силовые структуры следует в следующих случаях:

  • проблему не удалось уладить ни на месте, ни через Управление образования: везде отписки, никто не хочет разбираться;
  • ребенок подвергался серьезным моральным унижениям, пострадал физически.

Для такого обращения, помимо самого заявления или жалобы, лучше всего обзавестись некоторой доказательной базой. Так, если ранее поданные жалобы не двигаются с мертвой точки, то лучше приложить копии этих обращений (при написании жалоб в администрацию школы или РОНО следует составлять их в двойном экземпляре и проставлять у секретаря входящую отметку на своем). Если речь идет о моральном и физическом насилии, то в заявлении лучше указать, что существуют свидетели такого поведения учителя, которые могут подтвердить ваши слова. К заявлению можно приложить медицинские заключения, если они есть, файлы видеосъемки и т. д.

Пожаловаться на действия учителя, администрации школы, отделов образования можно и в Рособрнадзор, в том числе онлайн в электронной приемной.

Статья 302 УК РФ. Принуждение к даче показаний

При этом могут затрагиваться и иные общественные ценности: здоровье, честь и достоинство, безопасность, спокойствие лица и др. Данное преступление может затруднить выполнение и других задач уголовного процесса — установление истины, во-первых, тем, что в результате подобных действий могут быть получены ложные показания либо заключение эксперта; во-вторых, тем, что использование незаконных методов расследования влечет за собой признание полученных в результате их применения доказательств недопустимыми, а следовательно, и исключение их из доказательственной базы. 2. Характеристика объективной стороны составов преступления предполагает: а) определение самого понятия принуждения и круга тех деяний, которые составляют его содержание; б) обозначение желаемого итога данных действий; в) уточнение способов, с помощью которых выполняется деяние; г) очерчивание круга потерпевших от данного преступления.

Признаки морального насилия

Распознать моральное насилие легко по свойственным ему признакам. Тиран желает достичь следующих целей:

  1. Понизить самооценку и уверенность в себе у жертвы.
  2. Заставить потерять самоуважение.
  3. Принизить ее значимость.
  4. Подчинить своей воле.

Моральное насилие проявляется через:

  • Упреки.
  • Оскорбления.
  • Унижения.
  • Нецензурную брань.
  • Пренебрежительное отношение.
  • Грубость.
  • Запугивания.
  • Угрозы.
  • Вмешательство в личную жизнь.

Мужчина обычно интересуется у женщины, с кем она встречалась и где была, пытается узнавать о состоянии ее дел, влиять на ход их развития, активно дает советы и настаивает на их соблюдении.

Признаками морального насилия будут:

  1. Чувство униженности.
  2. Постоянная критика.
  3. Угрозы причинить физический вред жертве, ее родственникам или друзьям, самому себе с подробным описанием, как это будет происходить.
  4. Слежка и контроль за передвижениями жертвы, которые включают технические средства, проверку телефона, непосредственно преследование и пр.
  5. Уничтожение имущества жертвы в порыве злости.
  6. Неспособность жертвы побыть наедине с собой, тиран ее сопровождает везде, даже на различные мероприятия.
  7. Создание безвыходных условий тираном, когда отбирается телефон у жертвы, чтобы она не попросила о помощи, отбираются ключи от квартиры, в которой ее запирают, опустошают бак в автомобиле и пр.

Моральное насилие развивается поэтапно:

  1. Сначала мужчина просто становится раздраженным и достаточно критичным. Его негодует все и каждый день в женщине. Его волнует абсолютно любая мелочь, которая доводит до приступа ярости.
  2. На второй фазе напряжение становится еще больше. Женщина уже пытается спорить и отстаивать свою позицию, однако мужчину это еще больше вводит в яростное отношение. Он может ее швырнуть, толкнуть, дать пощечину, что сам будет называть «воспитанием непослушной жены».
  3. На третьей фазе мужчина просит прощение, извиняется на коленях, дарит подарки, чтобы точно получить прощение у жены. Женщина прощает, думая, что это был эпизодичный случай и что проблема решилась сама собой. Однако проходит время, и мужчина еще более яростно начинает проявлять свое агрессивное поведение, в некоторой степени мстя женщине за то, что он унижался перед ней, когда просил прощение.

Моральное насилие происходит чаще всего, поскольку оно является менее заметным даже для самой жертвы. Однако оно не менее опасно, чем физическое насилие. Если при побоях следы являются явными и больными на физическом уровне, то при моральном насилии жертва не всегда осознает, как ее самооценка понижается, она становится зависимой от тирана, перестает верить в себя и пр.

Моральное насилие может носить «вежливые» формы, когда тиран, к примеру, спокойным тоном называет свою жертву «дурой» или «тупицей». Частой формой морального насилия бывает молчание партнера, когда он демонстративно игнорирует или не общается с жертвой.

Следует понимать, что моральное насилие направлено на уничтожение целостности и силы личности (жертвы). Тиран будет подавлять всегда свою жертву различными способами. Причем моральное насилие становится распространенным, поскольку:

Физическое насилие уже стало наказуемым, а моральное насилие сложно доказать.
Люди образованные, поэтому им важно сохранить свое лицо.
Тираны часто сами были когда-то жертвами, поэтому внутри них живет постоянная агрессия и неудовлетворенность жизнью, которую они вымещают на других.

От морального насилия могут страдать и дети, что нередкое явление, когда женщина не борется с тираном, а ему становится мало одной жертвы. Дети причем больше страдают от морального насилия, нежели взрослые люди, поскольку воспринимают на веру все, что им говорится родителями.

Насилие в семье над женщинами

По не самой радужной статистике, когда речь заходит о насилии в семье, чаще всего фигурирует женщина в качестве жертвы. Как правило, представительница слабого пола вынуждена терпеть насильственные действия со стороны своего сожителя, пытающегося контролировать ее, запугивать и так дальше. В этом случае есть три разновидности преступного деяния. Давайте по порядку.

Психологическое насилие

Психологический насильник имеет определенные характеристики. Такой человек не может себя контролировать, у него переменчивое настроение, причем, преимущественно плохое. Он склонен к регулярной и необоснованной ревности и неадекватному поведению.

Какие бывают признаки психологического насилия над женщиной:

  • регулярно критикует по любому поводу;
  • унижает и оскорбляет;
  • оскорбляет, используя язвительные прозвища, насмехается, проявляет полное неуважение к своему партнеру;
  • стремится все обставить так, что именно женщина виновата в том или ином деянии;
  • игнорирует;
  • шантажирует;
  • принуждает к деянию непристойного характера.

К сожалению, психологическое насилие нельзя отнести к правовому нарушению.

Моральное насилие

При данном типе насилия проявляется непосредственно доминирование одного лица по отношению к другому. Такой человек может запугивать своего партнера, угрожать, критиковать и т.д.

Моральные насильники ведут себя чаще всего следующим образом:

  • следят за жертвой постоянно;
  • запрещают общаться со сторонними людьми, тем самым ограничивая контакт с внешним миром;
  • сексуальное воздержание;
  • манипуляция.

По поводу последнего пункта, на жертву воздействуют, подчиняя чувства жертвы собственным убеждениям. Это эмоциональное давление скрыто, при этом человек полностью осознает, что делает. Несмотря на это по определенным характеристикам это можно выявить и пресечь:

  • превозношение личных качеств и достижений нам теми же характеристиками женщины;
  • провоцирует чувство вины за практически любые действия со стороны жены;
  • создает предпосылки, вынуждая женщину хвалить его;
  • вызывает переживания ложью и сокрытием необходимой информации.

При открытой угрозе или запугивании, а также при наличии доказательств (аудио или видео записи), можно написать заявление участковому. Последуют первоначально предупреждения, после чего арест , в зависимости от типа угроз.

Физическое насилие

Физическое насилие в семье над женщиной сигнализирует о гендерной направленности ввиду постоянной агрессии и доминировании. в таких случаях жена регулярно подвергается побоям, истязаниям, избиениях. Вред здоровью может быть, как легким и средним, так и тяжким. При этом, как ни странно, довольно внушительный процент жертв относится к такому отношению, как к должному. Типа, бьет, значит любит.

В свою очередь это преступление, причем нередко уголовное. Даже если имеют место незначительные побои, супруга можно приструнить при помощи закона. Стоит помнить, что где легки вред здоровью, там и тяжкий недалеко. Нередко физическое насилие приводит к летальному исходу.

Проблема в школе

Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.

О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он не рассказывает о своих одноклассниках;
  • его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
  • домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.

Ситуация «Help»

–Что можем сделать мы, взрослые, если наши дети оказались в ситуации травли?

– Самое главное — быть на стороне своего ребенка. Даже если ребенок агрессор. Не ждите, что ситуация пройдет сама. Детям трудно идти против группового давления. И если взрослые не занимаются атмосферой в детском коллективе, травля сама по себе не исчезнет. Обязательно обратиться за помощью в школу. Проблема травли решается через работу с группой, а не через работу с личностью. Обратитесь за помощью к классному руководителю. Школьный психолог не может победить травлю, он может помочь во многих вопросах, но один он никак не решит проблему. За поведение в детской группе отвечает тот, кто этой группой руководит. Не надо давить на жалость, рассказывать детям, как жертве плохо

Это только усугубляет ситуацию, все внимание концентрируется на жертве. Задача взрослых – перевести внимание на саму травлю как явление

– Есть какое-то  правило или положительный опыт работы с травлей?

– Известный детский  психолог Людмила Петрановская так формулирует золотое правило  работы в этой ситуации: самое важное — не принимать правила игры. Ситуация травли сдвигает «точку нормы»

Через какое-то время всем кажется, что так и надо, «таких» и надо травить, а как же иначе – ведь они «такие». Если не конфронтировать с самой идеей травли, ничего не получится. Любая ситуация насилия провоцирует выбор: либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить», либо «меня бить не будут, потому что я сильный и бить буду я». При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьет слабого».

И часто взрослые, пытаясь помочь, на самом деле подкрепляют эту картину мира. Например, когда говорят пострадавшему: «подумай, в чем ты сам мог бы измениться», или «дай ему, чтоб неповадно было». По сути, ребенку сообщают вот что: мир устроен так, что в нем правит сила, и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют («научись ладить с ребятами!»). Им виднее, каким ты должен быть, они сильны, а значит – правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность («не бойся! дай отпор!») и озвереть, тогда тебя не тронут. Еще вариант: отрезать от себя чувства («не обращай внимания!») и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри. По сути, взрослый во всех этих случаях солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней. Ребенок за всеми этими «Учись налаживать отношения» или «Дай сдачи» слышит: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь».

Поэтому нужно идти на конфронтацию, но не конфронтацию с конкретными детьми, а конфронтацию с правилами игры, по которым сильный имеет право бить слабого. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего любой ребенок должен быть защищен – и точка. Без конфронтации здесь никак. Иначе говоря, с травлей нужно бороться, чтобы ее искоренить.

– Как быть с травлей в Интернете? Обидные посты в соцсетях, видеоролики, смонтированные про тебя «такого».

– Как бы это не казалось странным, но в Интернете все проще. Можно делать скриншоты и они могут быть доказательствами травли. А можно вообще не посещать группы, общение в которых тебе не комфортно. Нужно научить ребенка ценить свой комфорт. Если ему хорошо  от общения с участниками группы, то он остается, если нет, то лучше уйти.  

– Можно ли избежать такой участи?

– Доверительные отношения со своим ребенком – это защита от многих проблем.

 – Бегство поможет? Перевести ребенка в другую школу и забыть как страшный сон?

– Это тоже вариант решения проблемы. Перевести ребенка в другую школу или другой класс, значит поместить его в более здоровую атмосферу. 

Издевательство над человеком статья

Издевательства можно классифицировать следующим образом:

  1. физические;
  2. словесные;
  3. психологические.

Издевательство над ребёнком уголовно наказуемо только в том случае, если деянием подростков нанесён вред здоровью или к лишению жизни.

Как правило они редко встречаются в чистом виде. На практике всегда это смешение их.

Ясно, что физическое издевательство возможно только при личном общении, а вот словесное и психологическое встречается сегодня и дистанцированно, при использовании телефона, интернета, оставление неприличных записей на стенах домов, на асфальте.

П.4 ч.1 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ» обязывает учащихся с уважением относиться ко всем участникам образовательного пространства: учителю, ученику, техническому работнику. В современной школе эта статья закона нарушается повсеместно.

Рекомендуем прочесть: Безработным что пологается

При чём унижению может быть подвергнут как ребёнок, так и взрослый.

Травля вредит здоровью и успеваемости

22  % учеников средних классов жалуются на снижение успеваемости из-за травли. 

Жертвы травли в 2-3 раза чаще страдают головной болью и болеют. У всех участников травли — и обидчиков, и жертв, но особенно у жертв — значительно выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждении, чем у их благополучных сверстников. Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.  

(По данным ABC News; Национального центра исследования самоубийств, Ирландия; Уорикского университета, Великобритания; Национального альянса психических болезней NAMI, США).  

Долгосрочный эффект травли 

Хотя мальчики оказываются в ситуации травли в два с лишним раза чаще, чем девочки, долгосрочный эффект оказывается более тяжелым у девочек. У них чаще, чем у мальчиков, развивается посттравматическое стрессовое расстройство — реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают жертвы терактов, ветераны, пришедшие с войны, люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы. Клиническая симптоматика этого расстройства наблюдается примерно у 28 % мальчиков и 41 % девочек, которых травили в школе. 

Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.

Травля в школе, как и домашнее насилие, увеличивает риск возникновения у жертвы пограничного расстройства личности.

 Жертвы школьной травли независимо от их пола вдвое чаще сверстников подвергаются побоям во взрослом возрасте. 

(По данным исследований, проведенных в Университете Або, Финляндия; Университете Ставангера, Норвегия; Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия; совместного исследования Уорикского университета, Великобритания, мюнхенского Университета Людвига Максимилиана, Германия и Гарвардского университета, США). 

 Фото шахмат Татьяны Дружининой

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие – это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Почему возникает травля?

Такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это возраст предподростковый, но сейчас все сдвигается в 8-9 годам. Всем, кроме ярких индивидуалистов, жизненно нужно чувство групповой сплоченности. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы. В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли — отучились — разошлись. А оно надо.

Людмила Петрановская

И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться ПРОТИВ кого-то. Тогда наступает вожделенное. Многие в комментах отмечали особое упоение, удаль, веселье, эйфорию, которые охватывают участников травли, потому что они — ВМЕСТЕ. И они — ХОРОШИЕ

Не так важно, что в это вкладывается, высокие или красивые, или умные, или модные, или, наоборот, бравые двоечники. Важно, что с ними все ОК, потому что еще уверенности в себе нет, собственной сформированной самооценки нет, а быть ОК очень хочется

Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то.

Само выражение «козел отпущения» пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и отправлять его в пустыню, на съедение демону. Удобно. Меняться не надо, делать ничего не надо, перекинул на козла — свободен. Подобные механизмы существовали и существуют во всех культурах. Старо как мир.

Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно,  так, но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, среднячками и «особыми», но при этом без насилия. Поэтому меня этот подход не устраивает. Можно объявить, что это, мол, у них такое распределение, и просто он омега, и все. Всем расслабиться.

Между тем вопрос именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а  другие-то нет, живут по-человечески. Мое убеждение, что до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.

А мы что имеем? Учителя сплошь и рядом считают атмосферу в классе не своим делом. Или хотели бы что-то сделать, да не могут. Этому, кстати,  учат где-нибудь? В программе педвузов хоть говорят о таком феномене, как травля? Есть и такие,  что  сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом.

Иногда невольно провоцируют. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок — эстафета. Всем весело, учителю легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что «подвели команду».  Если учитель никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна.

Ну, а дальше вступает в силу действие системных законов. После того, как  группа назначила «козла отпущения»  и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти. «Повелитель мух» или «Чучело» — там все описано.

Плюс общий высокий уровень разлитой агрессии — она в воздухе разлита, а уж форма найдется.

Это не детская проблема

Многие взрослые помнят это по себе: все против тебя, весь мир. Учителям все равно, родителям жаловаться нельзя: скажут «а ты дай сдачи», да и всё. Это не лучшие воспоминания. И они вообще никак не помогают, когда жертвой травли становится твой ребенок. Когда-то пережитые боль и злость застят глаза и мешают быть взрослым и умным, заставляют возвращаться в детство, где ты слаб, беспомощен, унижен и один против всех.

Родители, ослепленные болью, выбирают далеко не лучшие варианты заступиться за своего ребенка: стараются сделать больно его обидчикам. Иногда это заканчивается уголовными делами против родителей. Поэтому разобраться в том, как правильно решать проблему «моего ребенка травят в школе», нам помогают профессиональные психологи: Наталья Науменко, патопсихолог из Киева, московский психолог и социальный педагог Арсений Павловский и Элина Жилина, детский и семейный психолог из Петербурга.

Все они единогласно говорят: главную роль в решении проблемы школьной травли должны играть взрослые — учителя и школьная администрация.

«Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев. — считает Элина Жилина. — Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия

Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит»

Однако, как отмечает Арсений Павловский, «учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками — тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, — и учитель не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли — и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение — и учитель может ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.

Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность — учить. Тем не менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе — взрослый. Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы — это его вина. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства».

«В младших классах одни дети дразнят других только при попустительстве учителей. Зачастую учителя не только закрывают глаза на травлю, но и сами ее подстегивают. Учителя — люди, как правило, конформные*, — замечает Наталья Науменко.

Они не принимают чужого, чужеродного, и могут не только неприязненно относиться к кому-то из детей, но и неосознанно провоцировать других детей. Еще хуже — некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих целях — для поддержания дисциплины в классе».

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.