Буллинг: что это такое в отношении детей, как помочь ребенку

Что такое буллинг

Понятие «буллинг» появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Простыми словами буллинг это — запугивание, издевательство, травля — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Виды буллинга

  • физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
  • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
  • социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
  • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
  • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.). Страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе, двоечники;
  • «любимчики» учителей или наоборот изгои.
  • круглые отличники;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • ябеды;
  • дети учителей;
  • не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды;
  • дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
  • дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
  • представители национальных меньшинств;
  • представители сексуальных меньшинств.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

  1. Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
  2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
  3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

Участники ситуации травли

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

Кто, зачем и за что может травить ребенка

Когда школьники травят другого ребенка, речь идет об их слабости

Так они пытаются отвлечь внимание от своих проблем и недостатков, завоевать авторитет в классе. А кто-то отыгрывается на более слабом ребенке, мстит своим родителям за регулярные унижения и избиения

В таком случае травля приносит агрессору облегчение.

Что может стать причиной детского буллинга? Что угодно:

  • внешние, психические или физиологические особенности ребенка;
  • уровень жизни и состав семьи;
  • интересы и предпочтения в одежде, хобби;
  • особенности поведения;
  • тяга к знаниям (хулиганы часто наказывают тех, кто напоминает учителю о домашнем задании, лучше всех отвечает у доски);
  • любой курьезный случай, например, неудачное выступление на публике.

Если мы говорим о буллинге со стороны педагогов, то дело исключительно в профессиональной некомпетентности. Чтобы не потерять авторитет в глазах учеников, педагог отыгрывается на одном из учащихся. Например, занижает оценки тому, кто регулярно нарушает дисциплину. Или, пытаясь усмирить ученика, переходит на личности.

Так некомпетентный педагог пытается сохранить авторитет. Бывает такое, что учитель инициирует или поддерживает травлю ребенка одноклассниками. Но такое поведение педагога имеет те же основания.

За что педагог может травить ребенка:

  • выдающиеся способности или, наоборот, неуспехи в учебе, отставание от школьной программы;
  • неблагополучие семьи или, наоборот, высокий уровень жизни семьи;
  • национальность, одежда, другие внешние или внутренние особенности;
  • нарушение дисциплины, агрессия в сторону педагога;
  • неформальное лидерство в классе.

Интенсивность и сила буллинга напрямую отражает степень неполноценности (слабости) того, кто травит. Травля может быть обусловлена завистью, местью, неприязнью, борьбой за власть, стремление нейтрализовать конкурента, садистскими наклонностями, желанием самоутвердиться, желанием быть в центре внимания.

Что должен сделать ребенок, если он стал жертвой

Чем раньше они это сделают, тем лучше. Не стоит бояться угроз, что после обращения за помощью к родителям и учителям травля усилится — на каждую силу есть сила больше.

В попытках справиться с буллингом самостоятельно ребенок рискует только усугубить ситуацию и даже стать жертвой коллективного избиения.

“Я видела, что задеваю ее так же, как задевали меня”

“Наш класс делился на противоборствующие группировки: “крутых” ребят, которых знала вся школа, “середнячков” и совсем забитых мальчиков и девочек. Я не принадлежала ни к одной из них, хорошо училась и давала списывать, поэтому меня не трогали. Но каждый день я видела, как издеваются над другими. Особенно над одной забитой девочкой, Аней. Когда она шла по лестнице, на нее плевали сверху. Ее постоянно обзывали, кидали в нее грязными тряпками. Я очень ее жалела, но заступиться не решалась: боялась настроить “крутых” против себя.

Сейчас мне 32. И нередко, когда при мне кого-то обижают, во мне включается защитник. Как-то на работе один большой начальник очень резко разговаривал со мной и коллегами. Пока он кричал на всех, я молчала. Но когда он стал унижать мою подругу, решив, что она “слабый элемент”, я попросила его этого не делать. Результат для моей карьеры был довольно плачевный. Но по-другому я не могу. Наверное, мне подсознательно хочется наверстать упущенное, быть смелее, чем в детстве”.

Елена

Ошибка думать, что от травли страдает только тот, кого травят. “Наблюдателям тоже тяжело: они не могут выбрать, на чью сторону встать, и корят себя за это, — говорит координатор программы “Травли Net” Мария Свир. — Иногда к психологам обращаются 45-летние мужчины, которые когда-то наблюдали за травлей и до сих пор не могут этого забыть”. Но так бывает не всегда. “Недавно, прочитав какую-то статью про буллинг, я решилась написать однокласснице, которая дружила с теми, кто меня травил, — рассказывает Катя. — Оказалось, она про это не помнит! И даже недавно убеждала мужа, что в нашей школе такого не было”.

Как ни странно, агрессоры тоже страдают. Во-первых, потому что от хорошей жизни человек никого травить не будет. И такой ребенок, скорее всего, “отрывается” на других из-за проблем в собственной жизни (от семейных неурядиц до страха, что иначе затравят его самого). Во-вторых, потому что это развращающий опыт: повзрослев, такой человек по-прежнему будет вести себя агрессивно, и ему будет сложно общаться с людьми. Но исключения бывают и здесь.

Почему возникает травля?

Такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это возраст предподростковый, но сейчас все сдвигается в 8-9 годам. Всем, кроме ярких индивидуалистов, жизненно нужно чувство групповой сплоченности. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы. В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли — отучились — разошлись. А оно надо.

Людмила Петрановская

И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться ПРОТИВ кого-то. Тогда наступает вожделенное. Многие в комментах отмечали особое упоение, удаль, веселье, эйфорию, которые охватывают участников травли, потому что они — ВМЕСТЕ. И они — ХОРОШИЕ

Не так важно, что в это вкладывается, высокие или красивые, или умные, или модные, или, наоборот, бравые двоечники. Важно, что с ними все ОК, потому что еще уверенности в себе нет, собственной сформированной самооценки нет, а быть ОК очень хочется

Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то.

Само выражение «козел отпущения» пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и отправлять его в пустыню, на съедение демону. Удобно. Меняться не надо, делать ничего не надо, перекинул на козла — свободен. Подобные механизмы существовали и существуют во всех культурах. Старо как мир.

Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно,  так, но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, среднячками и «особыми», но при этом без насилия. Поэтому меня этот подход не устраивает. Можно объявить, что это, мол, у них такое распределение, и просто он омега, и все. Всем расслабиться.

Между тем вопрос именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а  другие-то нет, живут по-человечески. Мое убеждение, что до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.

А мы что имеем? Учителя сплошь и рядом считают атмосферу в классе не своим делом. Или хотели бы что-то сделать, да не могут. Этому, кстати,  учат где-нибудь? В программе педвузов хоть говорят о таком феномене, как травля? Есть и такие,  что  сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом.

Иногда невольно провоцируют. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок — эстафета. Всем весело, учителю легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что «подвели команду».  Если учитель никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна.

Ну, а дальше вступает в силу действие системных законов. После того, как  группа назначила «козла отпущения»  и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти. «Повелитель мух» или «Чучело» — там все описано.

Плюс общий высокий уровень разлитой агрессии — она в воздухе разлита, а уж форма найдется.

Как предотвратить буллинг

  • Установить политику «нулевой толерантности» как в классном коллективе, так и в самой школе, чтобы чётко дать понять, что буллинг не признается. В тех классах, где подростки и учителя осуждают проявления агрессии, издевательств и драк становится меньше.
  • Взрослые (педагоги, родители, администрация) подают личный пример поведения, основанного на уважении и интересе к людям и не включающего обидные и унижающие практики общения.
  • Научить ребенка пользоваться техниками саморегуляции (например, дыхательными упражнениями).
  • Проведение общеклассных мероприятий на командообразование: школьные театральные постановки, проведение брейн-рингов, кинопросмотры и т. д. 

И помните, если подросток подвергается издевательствам в школе, родителям нужно научить его, как не стать легкой мишенью для насмешек, как не создавать опасных для себя ситуаций и в случае опасности избежать конфликта. В серьезных случаях родители должны вовлекать школьный персонал в решение проблемы. 

Основные причины, почему ребенок становится «буллером»:

  • Влияние индустрии развлечений и СМИ: агрессивные персонажи часто изображаются «крутыми», насилие трактуется как вариант решения проблем.
  • Агрессия в семье, усвоенная с раннего детства, агрессия со стороны педагогов.
  • Возрастные кризисы, подростковые «бунты».
  • Семейные драмы: расставание родителей.
  • Социальное неблагополучие семьи, бедность. Это провоцирует постоянный стресс, который может приводить к враждебному отношению к окружающим.
  • Слабость управленческих умений классного руководителя либо передача управления классным коллективом лидеру класса. Как правило, самые циничные подростки нередко оказываются лидерами коллектива, а дружба с агрессором считается выгодной.
  • Взросление нередко сопровождается тревогами: страхом перед неизвестностью, сомнениями в себе, боязнью неудач и пр. Это может вести к накоплению агрессии.
  • Сложности с учебой, одиночество.
  • Отсутствие таких сформированных ценностей, как доброта, великодушие, прогноз поведения (как своего, так и других людей), а также психологического механизма сочувствия и сострадания.

Как бороться с ненавистниками?

  • Игнорируйте их. Уходите. Не реагируйте и не отвечайте на негативные комментарии. Если это продолжается, есть и другие действия, которые можно предпринять. Если кто-то угрожает Вам, сообщите об этом родителю, учителю или другому взрослому.
  • Блокируйте онлайн ненавистников. Если кто-то делает отрицательные или ненавистные комментарии к вашим сообщениям или аккаунту, заблокируйте их. Если они угрожают Вам, сообщите об этом родителям, сообщите администратору платформы, сделав скриншоты.
  • Будьте добры и почтительны даже к ненавистникам. Это показывает, что Вы контролируете свои эмоции и не позволяете негативу сломить Вас.
  • Будьте с товарищами. Наличие рядом друга, когда Вы думаете, что можете столкнуться с ненавистником, не только снижает вероятность инцидента, но также означает, что у вас будет поддержка.
  • Напомните себе, что комментарии от ненавистников являются отражением их самих — на самом деле это не о Вас. Людям, которые чувствуют себя хорошо, не нужно подавлять других.
  • Поток критики может быть признаком боли. Люди иногда набрасываются, потому что у них другие жизненные трудности. Отрицательные комментарии могут не иметь никакого отношения лично к Вам.
  • Откройте свои чувства. Поговорите с доверенным взрослым или другом и получите поддержку.
  • Продолжайте быть собой. Продолжайте двигаться вперед, преследуя свои интересы и быть тем, кто Вы есть.

Недолюбили меня!

Мария Шумакова, АиФ-Челябинск  Ольга Геннадьевна, вы часто общаетесь со школьниками, проводя треннинги для молодежи. Скажите, почему в школьном коллективе обязательно есть тот, которого все не любят?

Ольга Мурзина:  На самом деле не во всех коллективах есть изгои. Это зависит от профессионализма педагога. Как человек, находящийся внутри группы, он видит, к кому в классе относится хуже, и может вовремя нормализовать обстановку, помочь ребенку найти себе друзей в классе. Как правило, в коллективе не любят тех, кто выделяется чем-то. В школе это могут быть полные или худые дети, а так же слишком маленькие или наоборот рослые. Поводом для травли – её кстати еще называют буллингом – может стать шепелявость, картавость или близорукость ребенка. Часто травлю провоцируют сами учителя, выделяя ребенка перед сверстниками как недотепу или наоборот подчеркивая его эрудированность и гениальность. Не так давно учитель одной челябинской школы приглашала меня в класс, где дети травят мальчика. Знаете из-за чего? Он очень открытый. Он говорит, то, что думает, не стесняясь, не заискивая, не лицемеря.

– Кто чаще выступает агрессором и почему?

– Как правило, инициаторами травли становятся те, кто пережил на себе участь изгоя. Таких примерно 40%. Они желают самоутвердиться  и отомстить. Остальная часть – это жертвы родительской невнимательности, недолюбленные дети. В своих поступках они ищут внимания взрослых. Всем хочется положительного внимания – похвалы, объятий, но если это не возможно, то тогда внимания любого – плохого и очень плохого.

– Виноват ли ребенок, что стал объектом травли или это может передается от взрослых?

– Объект травли не может быть виноватым. Речь идет о нездоровой психологической обстановке внутри коллектива. Поверьте, если начинается травля, страдают от этого все. Страдает жертва, получившая опыт унижения и бессилия, бесконечно падает самооценка, ребенок живет в постоянном стрессе. Страдает агрессор, получая опыт безнаказанности и иллюзию, что всё в мире можно решить с помощью силы. Страдают свидетели, ведь у них непростой выбор – поддержать жертву или агрессора. Страх самому оказаться следующей жертвой, стыд за свое действие или бездействие, опыт бессилия – вот с чем сталкиваются казалось бы просто наблюдатели за ситуацией. Травля очень плохо влияет на весь класс. Насилие – страшный пожиратель энергии, поэтому дети плохо учатся, они думают не о новых знаниях, а о том, как не стать жертвой.

Генетически склонность стать изгоем, конечно, не передается, но дети часто склонны копировать реакцию своих родителей на разные ситуации, в том числе и на подобное отношение других людей к собственной персоне. Поэтому ситуации, когда дети «наследуют» роль изгоя, встречаются достаточно часто.

– Стоит ли вмешиваться взрослым в такой конфликт?

– В том то и вся соль, что травля – это не просто конфликт, не минутная стычка, коих в школьной жизни бывает немало среди мальчиков и девочек,  а систематическое отравление жизни.  И все наши убеждения – «надо научиться давать отпор», «нечего жаловаться, попробуй сам договориться» или «родители не должны вмешиваться, чтобы не вырастить кисейную барышню или маменькиного сынка» не то что не помогают, а только ухудшают ситуацию. Поэтому нужно понимать, чем отличается буллинг от обычного конфликта. У человека, которого травят, нет сил защититься самостоятельно. Агрессор всегда чувствует свое превосходство, жертва испытывает чувство подавленности и страха. При буллинге у жертвы нет возможности самостоятельно выровнять этот дисбаланс. И здесь не та ситуация, когда кого-то в классе не любят, неохотно принимают в игры или мало общаются. При непопулярности ребенку может быть обидно, печально, одиноко. При травле ему страшно. Его страх сродни тому, что испытывают загнанные звери. Это беспомощный страх подавленного существа.

Еще одно отличие травли – систематичность и бесконечность. Конфликт это вспышка, травля – вся жизнь. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации. Буллер хочет продолжения. При травле нет смены ролей, нет равенства сторон конфликта, при травле одни всегда нападают, а другие всегда страдают. Травля не учит никого ничему хорошему, она не помогает развитию детей, а препятствует.


Берите детей на похороны. Психолог о том, как завоевать доверие ребенка
Подробнее

А что насчет жертв?

Жертвы травли зачастую перенаправляют эмоциональное напряжение внутрь. Их личность может серьезно измениться в результате давления: например, появятся симптомы депрессии (изоляция и отказ от социального взаимодействия), низкая успеваемость или плохие рабочие показатели, грусть, незаинтересованность в других и в вещах, которые раньше были небезразличны. В некоторых случаях жертвы начинают тайно причинять себе боль: например, резать или жечь кожу. При наихудшем развитии событий они прибегают к попытке самоубийства.

Как у школьников, так и у взрослых людей можно выделить три основные особенности, характерные для всех жертв травли (проявляться может одно или несколько качеств).

Слабо развитые социальные навыки

Зачастую недостаток социальных навыков у жертв связан с трудностями в обучении: например, причиной могут быть синдром дефицита внимания и гиперактивность, дислексия. У них могут быть и определенные психологические отклонения: тревожность, расстройства поведения, чрезмерная застенчивость.

Потенциальными жертвами становятся новички (в школе или на рабочем месте), люди, не соответствующие местным представлениям о «норме».

В эту группу входят представители других культур (если человек говорит с акцентом, носит необычную одежду, предпочитает необычную еду или придерживается другой религии); люди с проблемами с весом, носящие очки или ортодонтические брекеты. Суть отличий не важна — они просто должны быть «другими».

Малое количество друзей

К сожалению, по перечисленным выше причинам у жертв может быть мало или вообще не иметься друзей. У них нет сети поддержки, а потому, когда начинается травля, агрессорам никто не мешает.

Избегание конфликтов

Жертвы не могут или не хотят отстаивать себя вербально или физически, что только стимулирует и распаляет агрессоров.

Буллинг и его разрушительные последствия в детском и взрослом возрасте

Принято считать, что самый опасный возраст человека — с 12 до 18 лет. Именно на этот период приходится большинство эпизодов школьной травли. Часто школьный класс представляет собой 25-30 рандомно подобранных учеников, которых не объединяет ничего, кроме года рождения. Разумеется, в семьях этих школьников распространены различные деструктивные установки, в том числе, и допустимость насилия по отношению к слабым.

Причины буллинга могут быть не совсем понятны взрослым. Но детский или подростковый коллектив выделяет потенциальную жертву по разным критериям — отличиям в поведении, дефектам внешности, иной национальной принадлежности. Многое в классе зависит от позиции учителя и родителей агрессора и жертвы. Часто педагоги предпочитают закрыть глаза на факт травли в классе.

Что делать

Рассмотрим план действий с двух позиций: агрессоры–ученики и агрессоры–учителя.

Агрессоры – ученики

Как защитить ребенка от травли в школе:

Обратитесь к учителю. Работать нужно со всем классом и на уровне взрослых.
Подключите школьного психолога или обратитесь к частному психологу. Предложите ему поучаствовать во встрече конфликтующих сторон.
Если учитель не видит проблемы или отмахивается от нее, то идите дальше. Обратитесь к директору. Если нужно, дойдите до администрации.
Подключите родителей агрессора и родителей других детей. Объясните им, что свидетели буллинга тоже получают психологическую травму.
Если дело дошло до побоев, то снимайте их и пишите заявление. При любом типе буллинга собирайте максимум доказательств. Например, сохраняйте скриншоты переписок, если речь идет об угрозах в Сети.
Научите ребенка давать отпор

Важно объяснить, что о буллинге нельзя молчать. Нужно всегда давать отпор (спокойно и решительно), подключать учителей и родителей

Расскажите о последствиях буллинга, чтобы у ребенка не осталось сомнений.
Поддерживайте ребенка. Никаких «Ты сам виноват», «Хватит их провоцировать», «Не обращай внимания». И ни в коем случае не выставляйте ребенка еще большей жертвой: «Да что ж вы, ироды, с ним делаете».
Не бегите от проблем и не переводите ребенка в другую школу.

Все взрослые участники разбирательств должны дать понять детям – то, что они делают не весело. Это преступление. Не пренебрегайте законами, особенно если речь идет о травли подростков.

Агрессоры – учителя

Проблему травли ребенка учителем на себе испытала журналистка и психолог Ольга Золотков. Ей удалось разрешить ситуацию, на основе которой Ольга составила план действий:

  1. Звонить во все колокола. Обратитесь к самому педагогу, завучу или директору школы. Если нужно, дойдите до администрации. Хуже вы уже не сделаете, вашему ребенку и так плохо.
  2. Записывайте каждую мелочь. Собирайте как можно больше доказательств буллинга, тогда вас не смогут обвинить в клевете и предвзятости.
  3. Четко определите, чего хотите добиться: увольнения учителя, смены классного руководителя, публичных извинений. Это позволит не отвлекаться от сути, не реагировать на отговорки.
  4. Договаривайтесь о встречах. Лучше всего если на встречу с педагогом придут оба родителя. Для решения конфликта можно подключить медиатора.
  5. Ни за что и ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь эмоциям. Будьте с ребенком единой командой, не позволяйте вас рассорить. Держите ребенка в курсе событий, но избавьте его от негатива и активных разбирательств.
  6. Не надейтесь на поддержку со стороны других родителей, но не отказывайтесь от нее. Идите до конца, максимально придавайте инцидент огласке. Однако помните о том, что остановиться можно в любой момент, если учитель найдет в себе силы и мудрость пойти в сторону компромисса.

Если мирные пути не помогают, остается только одно – подача заявления в полицию и министерство образования

В нем важно подробно и с отсылкой к законам РФ обосновать свои претензии. Основные помощники: Конституция РФ, Закон об образовании и УК РФ

Итог буллинга – скулшутинг

Не менее жестоким явлением современного мира считается скулшутинг. Данный термин означает массовое убийство школьников, которое было произведено учеником, либо посторонними людьми, проникающими в образовательное учреждение. Скулшутинг больше известен под названием «колумбайн». Он назван так после инцидента, который случился 20 апреля 1999 года. Именно тогда два подростка сначала пытались взорвать школу, а потом начали беспорядочную стрельбу по учителям и ученикам, которые попадались им по дороге. Задержать их не удалось, так как Эрик и Дилан покончили с собой.

Начиная с 2014 года, в России наблюдаются случаи вооруженного нападения школьников на одноклассников и учителей. Можно отметить два наиболее громких случая. Первый произошел как раз в 2014 году. Ученик одной из московских школ убил из оружия учителя географии и сотрудника полиции, который прибыл на вызов. Он умудрился взять в заложники собственных одноклассников. Парня удалось арестовать и отправить на лечение в психиатрическую клинику.

Второй случай относится к 2018 году. Именно тогда Влад Росляков, подражая своему кумиру Эрику Харрису, вошел в техникум с оружием. Жертвами стали 21 человек, в то время, как пострадавшими – 67 человек. Сам парень застрелился в библиотеке. Этот инцидент называют наиболее жестоким по количеству жертв.

Время от времени в средствах массовой информации упоминают про попытки школьников устроить «кровавую месть». Большинство случаев завершается арестом захватчиков, невинными ранениями жертв. Другой вопрос, что мало кто осознает, что злодеи и сами поначалу были жертвами буллинга со стороны одноклассников. Их попросту довели до отчаяния, вследствие чего подростки решили взяться за оружие, чтобы впоследствии расправиться со своими обидчиками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector