Страх смерти у дошкольников (5-7 лет)

Содержание
  1. Страх смерти родителей. У ребенка страх смерти родителей
  2. Как понять, что ребёнком овладевает беспокойство?
  3. как понять, что ребёнком овладевает беспокойство?
  4. Причины страха
  5. Причины страха
  6. Как действовать?
  7. Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия.
  8. Что такое дисморфофобия?
  9. Методы обнаружения детского страха
  10. Причины страха смерти
  11. Как избавиться от страха смерти
  12. Страхи у дошкольника и младшего школьника
  13. Страхи у старших дошкольников
  14. Страхи у первоклассников
  15. Страхи у учеников 2 — 3 классов школы (8 — 9 лет)
  16. Как проявляется страх смерти у ребенка
  17. Социальные страхи
  18. Разговор с ребенком дошкольного возраста о смерти
  19. Эффективные упражнения для снятия тревожности
  20. Визуализация
  21. Имплозия
  22. Контактное взаимодействие
  23. Советы родителям
  24. Осложнения
  25. Как реагировать на страхи детей
  26. Факторы (причины) возникновения детского страха
  27. Особенности возникновения страхов у подростков
  28. Основные причины страхов
  29. Природные фобии
  30. Социальные страхи

Страх смерти родителей. У ребенка страх смерти родителей

5 – 7 лет – это возраст, когда ребёнок начинает понимать суть такого явления, как смерть. К этому времени у малыша формируются знания о том, что все живые существа сначала появляются на свет, а затем умирают. Ребёнок начинает осознавать, что и он, и его родители тоже уйдут из жизни.

Как понять, что ребёнком овладевает беспокойство?

У детей, испытывающих страх за родителей, появляются высказывания следующего содержания: «Мама, а ты тоже будешь старой?», «Мама, я не хочу, чтобы ты ста

как понять, что ребёнком овладевает беспокойство?

Причины страха

Толчком к развитию серьёзных переживаний может быть участие в похоронах близкого родственника. Тот факт, что человека закапывают в землю, очень пугает детей. Мысль, что та же участь постигнет маму или папу вызывает тревогу

Если близкий человек ушёл из жизни после болезни, не стоит акцентировать внимание ребёнка на этом факте

Дети дошкольного возраста не способы распознать, какое заболевание является легким недугом, а какое может повлечь смерть. Неправильное понимание приведёт к тому, что ребёнок будет испытывать сильное беспокойство при любом недомогании родителей. Точно так же малыш будет панически бояться своей собственной болезни. Допустимо сообщить ребёнку, что человек скончался по старост

Причины страха

Бывает и так, что в корне переживаний лежит не беспокойство за жизнь родных, а страх. Ребёнок – это беззащитное и беспомощное существо, поэтому потребность в присутствии близких людей у него обострена. Даже если ребёнок не понимает своей уязвимости, он чувствует её интуитивно. Таков врождённый инстинкт самосохранения. Задавая вопросы о смерти, в ответе ребёнок хочет слышать подтверждение тому, что он не останется один и будет в безопасности.

Если малыш не беспокоится за свою жизнь или за жизнь родителей, то это может быть тревожным сигналом. Полное отсутствие беспокойства свидетельствует о том, что у ребёнка или низкая эмоциональная чувствительность, или в семейных взаимоотношениях есть серьёзные проблемы. Малышу не о чем тревожиться только тогда, когда со смертью родителя он ничего не потеряет .

Притупляются детские эмоции и в случае, если взрослые создают иллюзию такого мира, в котором нет повода для беспокойства. Тем самым родители пытаются уберечь своё чадо от переживаний, не хотят травмировать детскую психику. Однако, если ребёнок созрел для того, чтобы осознать неизбежность смерти, на эту тему следует говорить с ним честно.

Не нужно искусственно тормозить процесс переосмысливания законов природы. Самая большая ошибка – это уверить ребёнка в том, что мама

Как действовать?

Нельзя пренебрегать страхами ребёнка и отвечать на его вопросы пренебрежительно. Если малыш начал разговор о своем переживании, стоит отложить все дела и спокойно с ним поговорить. Озвучивая тревожные мысли, дети постепенно избавляются от страха, поэтому ребёнку необходимо выговориться. Родителю следует сообщить малышу, что он в безопасности, и, пока он нуждается, мама и папа будут рядом.

Хороший метод – заменить негативные эмоции на положительные . Увлекать интересными занятиями и хобби. Можно больше времени проводить в тесном семейном кругу. Так у ребёнка сформируется ощущение целостности семьи, стабильности и защищенности.

Если малыш тревожится слишком сильно, нужно предложить ему нарисовать свой страх. После того, как рисунок будет готов, его необходимо или надёжно спрятать, или физически уничтожить. Это станет символом победы над всеми переживаниями.Родитель должен помнить, что ребёнку дошкольного возраста не следует принимать участие в чьих-либо похоронах. Наблюдение за процессом захоронения и за ритуальными действиями очень часто становится причиной развития различных фобий, в том числе и навязчивого страха смерти.

Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия.

Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать. Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха

Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт

Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.

Что такое дисморфофобия?

Все мы проводим некоторое время перед зеркалом, приводим себя в порядок и оцениваем для самих себя, наш облик и черты лица, фигуру. Но не всегда мы этим довольны. И хотя мы можем беспокоиться об этих наших несовершенств, они не препятствуют нашей повседневной жизни. Но люди, у которых имеется дисморфофобия, думают о своих реальных или мнимых изъянах постоянно.

Это особенно актуально для подростков, которые переживают быстрые изменения своего роста и внешности, принимая тем самым новый интерес к тому, как они выглядят.

Следует ребенку начинать объяснять как можно раньше, что кроме красивого лица и идеального телосложения, есть много других качеств человека. Что нужно, в первую очередь, усовершенствовать себя как личность, иметь волевой характер, развивать свои способности и уникальные сильные стороны.

Методы обнаружения детского страха

Для выявления детского страха используют следующие методы:

Опросник «Страхи у детей» (для дошкольников, но предпочтительнее для младших школьников). Он не напоминает социологический опрос, так как вопросы ребенку задают в ходе игры и как бы между прочим. При этом вопрос задается ровным и спокойным голосом;
«Нарисуй свой страх» (метод А. И. Захарова, предпочтительнее для дошкольников). Ребенку выдают листы бумаги формата А4 и фломастеры или цветные карандаши. Затем ему предлагают нарисовать то, чего он боится. После окончания рисования ребенка просят объяснить — что он нарисовал

Внимание исследователь обращают не только на количество нарисованных страхов, но и на некоторые особенности рисунка — цветовую гамму, нажим, характер мазков, масштабность изображения и т. д.;
Тест «Сказка» Луизы Дюсс. Тест выявляет наличие (отсутствие) детского страха и состоит из 10 сказок, объединенных общим персонажем, с которым ребенок будет себя идентифицировать

Каждая сказка заканчивается вопросом, ответ на который должен дать ребенок;
Опросник по выявлению детских страхов, разработанный Л. С. Акопян, который состоит из 18 вопросов, разбитых по 7 блокам;
Методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова (в модификации М. А. Памфиловой).
И ряд других методик.

А. И. Захаров рекомендовал родителям дома организовать рисование страхов ребенка, которые выявлены психологом.

Таблица 1. Рисунок детского страха в домашних условиях (А. И. Захаров)

Название детского страха Его изображение в рисунке
1 Одиночества Ребенок и всего того, что он боится, оставшись один
2 Нападения Агрессивно ведущие себя взрослые
3 Заболеть (заразиться) Больница или микробы
4 Опоздать Бегущий в школу ученик, часы которого показывают время первого урока
5 Снов Засыпающий ребенок, опасения которого полностью видны на рисунке
6 Темноты Слегка затушеванная комната, где проявляются персонажи фантазии ребенка
7 Животных Изображение каждого вызывающего страх животного
8 Сказочных персонажей Изображение каждого вызывающего страх сказочного персонажа
9 Высоты Гора (высокое здание), на которой (-ом) кто-то стоит
10 Глубины Ущелье, колодец, морское дно
11 Воды Купание, обливание и т. п.
12 Война Сражение
13 Крови, уколов, боли Текущая кровь из пальца, делание укола, плачущий ребенок и т. д.
14 Неожиданных воздействий Что-то падает, разбивается, гудок, сигнал

Причины страха смерти

Особенности любой боязни отмечаются ошибкой в восприятии картинки мира. Фобия у человека выступает своеобразным сигналом в необходимости что-то менять в своей жизни для осуществления эффективной и гармоничной жизни. И только самому индивиду решать: разобраться ли со своими фобиями, для того чтобы жить гармонично и счастливо или продолжать жить на поводу у своих страхов, при этом забыв про мечты, жизненные устремления, спрятав глубоко от себя и от других свои переживания.

Пожилым людям свойственно ощущение приближения смерти, ведь каждый прожитый день приближает к бездне. Это понимают многие, но для большинства людей приближение конца является еще большим поводом, чтобы ценить настоящее, наслаждаться и переживать все счастливые жизненные моменты. Значительная часть индивидов боится умереть, что вполне логично, ведь этот страх может возникнуть по независящим от человека причинам. Одни люди испытывают страх смерти из-за преклонного возраста, других беспокоит страх смерти близких и связанная с этим их потеря. Одни боятся самого факта стать мертвым, у других же само переживание прячется в акте прекращения жизнедеятельности. Но если фобия человека настолько сильна, что влияет на повседневную жизнь, то это не просто проблема, а некоторые формы заболевания, которые связанны с центральной нервной системой.

Никто не в состоянии ответить на вопрос, что такое смерть, поэтому ее все боятся. Пока человек жив смерть отсутствует, однако с ее приходом жизнь заканчивается. Поэтому одной из причин страха умереть является боязнь разрушительной стороны смерти, поскольку после нее ничего нет.

На возникновение танатофобии может повлиять утрата близкого человека. Иногда бывает достаточно проникновения в сознание пугающего образа, связанного с окончанием жизни. Средства массовой информации также играют не последнюю роль в формировании запуска в психике идеи танатофобии. Индивид начинает задумываться о своей кончине и на все непонятные вопросы сознание ищет ответы с мучительными душевными поисками. Таким образом, танатофобия является закономерным процессом осмысления идеи о конечности существования человека.

Как избавиться от страха смерти

Боязнь умереть живет глубоко в каждом индивиде и нередко за свою жизнь человек сталкивается со смертью. Это могут быть аварии, тяжелые заболевания, бытовые травмы, чрезвычайные ситуации, военные действия, но, несмотря, на это человек находит в себе силы преодолеть ужас и избавиться от этой фобии, продолжая жить, любить, развиваться, получать образование, наслаждаться жизнью.

Тем, кто испытывает эту фобию, следует прожить жизнь так, чтобы на смертном одре утвердительно сказать: «Я прожил жизнь не зря и наполнил ее яркими запоминающимися моментами». Постоянно испытывать этот страх и прятаться за него – это погребение себя «заживо».

Как победить страх смерти? Ответьте себе на вопрос: «Так ли страшна смерть, чтобы утратить способность двигаться по жизни вперед?» Зачастую отношение к смерти меняется с возрастом и в процессе жизненного пути приобретенный опыт дает возможность создавать защитные реакции на эту фобию.

Малыши обычно верят в свою исключительность: «Я особенный, поэтому не могу умереть». Столкнувшись со смертью, дети понимают ее по-своему: «дедушка просто заснул и скоро проснется». Детям часто не хватает знаний, что полностью запутывает их в понимании закономерной и неизбежной заключительной стадии существования индивида.

В подростковом возрасте ребята начинают верить в высшие силы или личного спасителя, которые не допустят, чтобы свершилось что-то непоправимое или страшное.

Для подростков свойственна романтизация смерти, высмеивание или заигрывание с ней. Отсюда возникает суицидальная наклонность и стремление таким образом самоутвердиться. Подростки зачастую не понимают, что «игра со смертью» способна привести к ней действительно. Отклонения на этапах развития у детей способны привести к формированию устойчивой боязни умереть.

Так, как же избавиться от страха смерти? Многие, боясь смерти, стараются дистанцироваться от нее подальше, не проведывают умирающих родственников, избегают появлений на кладбище. Однако все равно необратимое прекращение жизнедеятельности наступит у каждого. Необходимо осознать следующий цикл: рождение-жизнь-смерть. Все что имеет начало, имеет также и свой конец и это неизбежность. Поэтому следует жить так, как хочется. Не стоит тратить жизнь на беспокойство об этой закономерности. Необходимо заменить переживания на новые знакомства, впечатления от общения с интересными людьми, следует прочесть и переосмыслить философскую или религиозную литературу о неизбежном прекращении жизнедеятельности. Требуется делать все, что может отвлечь от этой фобии.

Один из методов, который используют специалисты в борьбе с данным расстройством — это вселение пациентам уверенности, что жизнь ценна настоящим моментом. Если боишься наступающего дня, значит наслаждайся настоящим. Индивиду следует в себе найти силы по-иному посмотреть на неотвратимое будущее и принять его. Если не хватает своих сил, то требуется обратиться за психологической помощью. Страх внезапной смерти успешно лечится гипнозом, некоторые случаи излечиваются при помощи когнитивно-поведенческой психотерапии.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Страхи у дошкольника и младшего школьника

В белорусском Витебске по методике опросника «Страхи у детей» была изучена группа из 40 дошкольников в возрасте 5 — 7 лет с нормальным развитием, посещающих детский сад. Также были опрошены 40 детей, обучающихся в первом классе гимназии Витебска. Исследование показало, что у близких по возрасту старших дошкольников и первоклассников страхи почти одни и те же. Однако у первоклассников появился страх опоздания, связанных видимо с необходимостью соблюдать школьную дисциплину. Кроме того, у первоклассников преобладал страх смерти (как самого ребенка, так и и боязнь смерти родителей). У дошкольников на первом месте стоял страх животных. Также после поступления в школу частотность страхов резко увеличилась и видимо стало больше детей, у которых отмечено несколько разных видов страхов.

Страхи у старших дошкольников

Витебское исследование показало, что у дошкольников в возрасте 5 — 7 лет наиболее часто (более 5 случаев выбора из 40 опрошенных) встречаются такие страхи (в скобках указано количество случаев выборов в группе из 40 детей):

  • Животных (25);
  • Темноты (24);
  • Чудовищ, сказочных персонажей (15);
  • Неожиданных, резких звуков (14);
  • Врачей (10);
  • Пожара (8);
  • Одиночества (8);
  • Нападения бандитов (7);
  • Уколов (7);
  • Сделать что-нибудь плохо (7);
  • Крови (6).

Страхи перед людьми у этих дошкольников, как видно из вышеуказанных данных встречались редко. Наиболее частыми из таких страхов были боязнь врачей и нападения бандитов. Старшие дошкольники почти не боялись смерти и стихийных бедствий. Три самых распространенных страха у старших дошкольников не были связаны с обществом — дети боялись животных, темноты и сказочных персонажей.

Страхи у первоклассников

У детей 1-го класса белорусской гимназии при проведении такого же опроса в начале 2010-х годов (в Белоруссии детей в начале 2010-х годов в 1-й класс принимали в возрасте 6 — 7 лет, кроме того, как и в России в 1-м классе белорусской школы детям не ставили отметок) наиболее частыми (более 5 случаев выбора из 40 опрошенных) были следующие страхи (в скобках указано количество ответов в группе из 40 детей):

  • Смерти (32);
  • Смерти родителей (25);
  • Пожара (25);
  • Нападения бандитов (24);
  • Сделать что-нибудь плохо (24);
  • Стихийных бедствий (23);
  • Огня (22);
  • Опоздать (22);
  • Войны (21);
  • Животных (18);
  • Страшных снов (17);
  • Чудовищ, сказочных персонажей (16);
  • Глубины (16);
  • Темноты (14);
  • Не успеть куда-либо (что-то сделать) (14);
  • Высоты (12);
  • Заболеть (12);
  • Боли (12);
  • Неожиданных резких звуков (12);
  • Уколов (12);
  • Одиночества (11);
  • Незнакомых людей (10);
  • Сна (10);
  • Наказания (9);
  • Крови (8);
  • Больших улиц, площадей (8);
  • Врачей (8);
  • Замкнутых пространств (6).

Из этих цифр видно, что после поступления в школу общее количество страхов у каждого ребенка резко увеличилось, но новых видов детских страхов почти не появилось. Если у опрошенных старших дошкольников 5-7 лет зафиксированы 28 видов страхов, то у опрошенных первоклассников — 30 видов страхов. У первоклассников выявлены только два вида страха, которых не было у старших дошкольников — страхи опоздать и заболеть.

У первоклассников очень часто встречались страхи, связанные с жизнью в обществе — сделать что-то плохо, не успеть что-то сделать, боязнь опоздать, встречи с незнакомыми людьми, наказания. Также у первоклассников Витебска часто встречались страхи стихийных бедствий и пожаров (огня). Самым распространенным у первоклассников был страх смерти — как самого ребенка, так и родителей. Также первоклассники очень часто боялись заболеть или испытать боль.

Интересно, что исследование детских страхов у первоклассников российского Владимира, проведенное по методике М. А. Памфиловой «Страхи в домиках», показало иной результат — 73 % обследованных 26 учеников одного первого класса боятся одиночества. Именно страх одиночества был среди владимирских первоклассников доминирующим, в то время как среди 40 первоклассников Витебска этот страх был отмечен только у 11 детей (28 % опрошенных).

Страхи у учеников 2 — 3 классов школы (8 — 9 лет)

У 8 — 9-летних школьников сохраняются те же страхи, что и у первоклассников. По методике А. И. Захарова «Выявление страхов у детей» были обследованы 60 школьников Нижнего Новгорода. В результате этого исследования были выявлены следующие распространенные страхи:

  • Смерти — 82 % опрошенных;
  • Войны — 82 % опрошенных;
  • Нападения — 81 % опрошенных;
  • Резких, неожиданных звуков — 71 % опрошенных;
  • Наказания — 58 % опрошенных;
  • Боли — 55 % опрошенных;
  • Страшных снов — 52 % опрошенных;
  • Высоты — 37 % опрошенных;
  • Одиночества — 32 % опрошенных.

Как проявляется страх смерти у ребенка

Беспечные малыши к четырем–пяти годам вдруг начинают задумываться над вопросами мироздания. К ним приходит понимание, что они не будут жить вечно, что есть и смерть. В связи с этим у детей возникают различные страхи: нападения непонятных чудовищ, темнота, пожары и т.д. Все они олицетворяют основной – страх смерти.

В первую очередь он проявляется в ночных кошмарах и капризах с наступлением темного времени суток. «В этом нет ничего неестественного», – ответит родителям любой практикующий психолог. – «Это абсолютно нормальный и закономерный этап развития».

Социальные страхи

В подростковом возрасте происходит становление системы социальных отношений. Ребенок через дружбу с ровесниками, которая становится одной из самых значимых ценностей, усваивает правила сотрудничества. Приобретаются навыки для установления отношений и выполнения социальных ролей в зрелом возрасте.

Возрастает чувствительность подростка к реакциям на него со стороны посторонних. Возникает страх подвергнуться критике из-за внешности, недостатка способностей и умений. Из этого произрастает постоянная настороженность, подозрительность при взаимодействии с другими людьми, стремление избежать определенных ситуаций. Пораженческое самоощущение может зафиксироваться в виде заикания. Иногда тревожность в социальных ситуациях принимает форму агрессивного, задиристого поведения.

Физиологические изменения, возникающие в пубертатный период, усиливают социальные страхи. Подросток может начать испытывать страх перед противоположным полом, опасения проявить свою несостоятельность при сексуальном общении. Страх полового акта может возникнуть не только из-за отсутствия опыта, но и из-за необходимости обнажаться, демонстрировать свое несовершенное тело. Именно в подростковом возрасте обычно развивается телесная дисморфобия — расстройство, при котором человек чрезмерно озабочен мнимым или незначительным дефектом своей внешности.

Процесс полового созревания и пробуждающаяся сексуальность также способствует развитию специфических фобий:

  • страх негативных последствий мастурбации;
  • страх оказаться гомосексуалистом;
  • эротофобия.

У юных девушек может развиться менофобия — страх менструаций и связанных с ними болевых ощущений, запахов, неловких ситуаций. Страх возможной беременности может беспокоить не только девушек, но и юношей, начинающих половую жизнь.

Разговор с ребенком дошкольного возраста о смерти

Формирование правильного представления о жизни и смерти ложится на плечи родителей. Как же разговаривать с ребенком о смерти и отвечать на возникший поток детских вопросов? В дошкольном возрасте дети склонны все одушевлять и приписывать любому предмету человеческие черты, наделяя их особым смыслом, поэтому разговор лучше построить в доступной для ребенка форме – сказки.

Образ потерянного близкого человека для ребенка можно сравнить с бабочкой, цветком или пчелкой. Начало может быть стандартное: «Жил-был…», а дальше ребенок сам примет активное участие в создании сказочной истории и поможет взрослому своими наводящими вопросами.

Даже неверующий человек может сочинить и рассказать историю о том, что человек умер, совершив только добрые дела, но память о нем в сердцах его близких продолжает жить. Если сочинить сказку трудно, то можно просто рассказать историю из собственного детства.

Разговор также можно построить и серьезно, как если бы вы разговаривали со своим другом. Даже если ребенок не знает каких-то взрослых слов, он обязательно интуитивно поймет их значение.

Не стоит употреблять в серьезном разговоре с ребенком таких фраз, как «вечный сон» и негативных описаний, которые, наоборот могут усугубить у ребенка проблемы со сном, и не помогут преодолеть возникший страх смерти.

Эффективные упражнения для снятия тревожности

Упражнения коррекции страхов могут проводиться не только в кабинете психотерапевта, но и дома. Знание о нескольких простых методиках борьбы с тревожностью помогут страдающему быстро преодолеть психологические трудности.

Работа над коррекцией страхов может производиться несколькими методами. Наиболее распространенные из них:

  • визуализация,
  • имплозия,
  • контактное взаимодействие.

Каждая из этих методик может помочь в диагностике и преодолении страхов. Работа с подростком может занять от нескольких дней до 2–3 месяцев (в зависимости от стадии тревожности).

Визуализация

Наиболее популярный метод коррекции – визуализация. Особенность этой методики в том, что она эффективна как с маленькими детьми, так и с подростками. Психологи уверены, что при помощи простых карандашей и чистого листа можно значительно повлиять на психическое состояние пациента

Поэтому важно, чтобы подросток визуализировал (нарисовал) свой страх, проанализировал его и высказал свое мнение родителям

Страхи лечатся эффективнее, если пациент во время терапии меняет свое отношение к ним, воспринимает их без проявления паники и тревожности.

Имплозия

Не менее популярная методика – имплозия

Для взрослых часто используется работа над постепенной адаптацией, когда важно соблюдать частые встречи с боязнью, чтобы к ним привыкнуть. С подростками иначе

Может потребоваться помощь родителей. Если школьник боится отвечать у доски, ему придется это сделать. Но важно, чтобы рядом с ним были близкие люди, а не ровесники. Его рассказ должен быть направлен на признание собственных страхов. Такие действия принесут положительный эффект в борьбе с тревожностью.

Контактное взаимодействие

Это упражнение применяется при страхах невротического происхождения. Задача контактного взаимодействия – снизить значимость фрустрации или тревоги. Если подросток боится преподавателя, путь к коррекции страха лежит через контакт с ним. Учитель должен показать, что его не нужно бояться

К тому же не менее важно, если он и сам приведет примеры собственных пережитых проявлений тревожности. Так происходят поиск и определение общих интересов

Единственная проблема применения такого упражнения – это поиск самого объекта страха. Иными словами, приступать к коррекции тревожности придется только после того, как подросток признается родителям о своей боязни. Без признания школьника такие действия безрезультатны.

Советы родителям

Помощь родителей в преодолении их тревожности заключается не только в моральной поддержке своего ребенка, но и в подготовке его личности к социальной жизни

Важно научить его определенной культуре поведения, взаимодействия с окружающими. Дело в том, что психология – наука разносторонняя, и ее «азы» должны знать все родители, которые хотят вырастить психически здорового ребенка

Поэтому каждой матери и отцу важно воспользоваться такими советами психологов:

  1. Бороться с социальными страхами будет легче, если подросток научится контактировать взглядом с людьми. Родители должны чаще напоминать своим детям об этом, привлекая их к контакту дома. Ребенку будет легче находить контакт с людьми в будущем.
  2. Следует разъяснять различные варианты начала и окончания разговора. Систематические тренировки (даже в виде игры), с приветствием и прощанием, сделают ребенка более раскрепощенным.
  3. Следует создавать все условия для того, чтобы ребенок имел друзей. Любая ненавязчивая помощь будет полезной.

Психологи советуют также поменять отношение к детям.

Подросток может чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия права голоса, права на собственное мнение и на личную жизнь.

Осложнения

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций. Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях. В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия, тревожность.

Как реагировать на страхи детей

В природе не бывает абсолютно бесстрашных людей, есть люди, умеющие хорошо скрывать свои страхи. Страх всегда субъективен, и если вы совершенно не боитесь пробегающую мимо собаку, то это вовсе не значит, что ее не боится тот, кто находится рядом с вами. Гендерных различий в проявлении чувства страха не существует. Боятся в равной степени и мальчики, и девочки. Страх смерти у ребенка-дошкольника является абсолютно нормальной линией развития и необходимым процессом. В процессе ориентировки в окружающем мире ребенку просто необходимо осознать и переработать такие темы, как появление человека на свет и его уход из жизни. Как же реагировать на страхи детей?

Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за проявленное чувство страха! Это никак не поможет ему избавиться от страха, малыш почувствует себя еще более беспомощным и «плохим», страх будет загнан внутрь, чтобы, упаси боже, не показать его вам.
Бесполезно разубеждать ребенка, объясняя, то бояться нечего, ведь он УЖЕ боится. Стоит поддержать ребенка, сказав ему «я рядом, я с тобой». Принять и поддержать его, как можно мягче отреагировать на проявление страха — весьма результативное решение по сравнению с упреками и чтением морали.
Когда малышу страшно, лучше всего быть рядом с ним, расспросить его подробно, чего именно он боится, что может случиться и совместно придумать способы решения проблемы.
Побороть страх усилием воли практически невозможно, страх можно пережить. Поэтому бесполезно ставить себя ребенку в пример, говоря ему: «Посмотри на меня, я же не боюсь». Конечно, вы — большой и сильный, естественно, вам куда легче не бояться. Правильнее донести до ребенка, что вы не боитесь, вы взрослый и сможете защитить его. Страх можно пережить тогда, когда есть на кого опереться.
Если у ребенка ночные страхи (страх темноты, засыпания, тревожные сны и т.п.), то имеет смысл организовать успокаивающие ритуалы перед отходом в кровать. Спокойные игры, доброе родительское отношение, теплая ванна и нежные поглаживания по спине обязательно успокоят встревоженного малыша и настроят на спокойный сон.
Не следует избегать в разговоре тем, которые пугают ребенка. Если малыш хочет с вами поговорить о своих страхах, отнеситесь с пониманием и ни в коем случае не переносите разговор на другое время, как бы заняты вы не были

Вы можете спросить ребенка о его рисунках или игре, но если он не желает рассказывать, настаивать не надо. Ни в коем случае не высмеивайте и не критикуйте его действия.

Факторы (причины) возникновения детского страха

Исследователи выделяют следующие факторы (причины) возникновения детских страхов:

  1. Гнев и угрозы по отношению к ребенку;
  2. Внушение со стороны взрослых, которые эмоционально предупреждают ребенка об опасности, которую он еще не осознает;
  3. Внушение со стороны детей, которые придумывают себе чудовищ и монстров, а потом рассказывают о них других детям;
  4. Конкретный случай, который напугал ребенка (например, укусила собака или застрял в лифте);
  5. Невроз;
  6. Детская фантазия;
  7. Конфликты в семье (ребенок очень часто считает себя причиной конфликта между родителями);
  8. Обиды со стороны сверстников.
  9. Жилищные условия семьи. А. И. Захаров отмечал, что у детей, живущих в коммунальных квартирах, где больше возможностей контактировать со сверстниками, меньше вероятность возникновения страхов, чем у детей (особенно девочек) из семей, живущих в отдельных квартирах;
  10. Количество детей в семье. У единственного ребенка в семье, который находится в тесном эмоциональном контакте с родителями, обычно сильнее перенимает их беспокойство. Увеличение количества детей в семье обычно способствует уменьшению страхов;
  11. Возраст родителей. У родителей в возрасте старше 30 дет (и особенно в возрасте старше 35 лет) дети более беспокойны;
  12. Пол ребенка. Девочки более склонны к страхам, чем мальчики.

Особенности возникновения страхов у подростков

У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания. Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения

Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу

Любые проблемы подросток воспринимает с тревогой, потому что ранее он не находился в условиях, требующих психологической адаптации. Психологи уверены, что именно так зарождаются страхи в возрасте 11–16 лет.

Основные причины страхов

Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома. Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития. Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.

Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д. К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому — повышение риска социальных страхов. Фобические расстройства диагностируются у детей редко.

Подростки очень подвержены влиянию социума

Природные фобии

Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:

  1. Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
  2. Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
  3. Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.

В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.

Фильмы ужасов стимулируют подростковые страхи

Социальные страхи

По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих. Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера. Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.

Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:

  • на чувстве престижа;
  • на стремлении к авторитету среди сверстников;
  • на отношении учителя к самому подростку.

Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.

Социальные страхи также могут касаться общения между сверстниками. Застенчивые личности редко находят контакт с ними. Отчасти это может быть связано с пережитыми неудачами подобных ситуаций, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью внешним видом и благополучием в семье. В подростковый период влияние могут оказать несчастливая «первая любовь», последующее расставание и стресс. https://www.youtube.com/watch?v=1LN0cAQfHLE

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.