- Три группы первоклассников
- Причины школьной фобии
- Виды школьных страхов
- Поведение родителей
- Берегите себя и свой ресурс
- Зурхай
- Пятница, 09 октября
- Суббота, 10 октября
- Воскресенье, 11 октября
- Что делать, чтобы ребенок был счастлив в школе?
- Профилактика стрессов, или как подготовить ребенка к школе
- Как избавиться, перестать бояться школы
- Помощь психолога
- Арт-терапия
- Когнитивно-поведенческая терапия
- Помощь родителей
- Как родителям помочь ребенку
- Помощь профессионала
- Ребёнок попадёт в плохую компанию
- Ребёнка будут травить
- Многоликий синдром
- Школьная фобия
- Профилактика дидаскалейнофобии
- Симптомы детской тревожности
- Как избегание усиливает тревогу
Три группы первоклассников
Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе
Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы
Фото с сайта egaga.pl
Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.
Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.
И третью группу составляют «трудные» дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу
Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога
Причины школьной фобии
Самые распространенные причины:
Буллинг со стороны детей. Ребенок является объектом оскорблений, насмешек и физического насилия. Само собой, страх перед унижениями может стать причиной нежелания идти в школу. Обсудите проблему с ним и при необходимости свяжитесь с директором школы или учителями. Если ситуация сложная, лучше перевести в другую школу.
Учительский буллинг. Такое встречается довольно часто, когда один учитель начинает неадекватно относиться к ребенку – высмеивает его, обызвает, занижает оценки. Школьник перестает любить этот предмет, у него падает успеваемость, он не хочет идти в школу в те дни, когда есть урок этого учителя. Что с эти делать –
Перфекционизм. Ребенок, склонный все делать идеально, может столкнуться с проблемой, когда он не справляется с возложенными на него обязательствами. Причем, зачастую, высокие требования он возлагает сам на себя. Не требуйте о ребенка слишком многого, поверьте, все что необходимо для жизни он итак получит. Объясните, что не бывает все всегда идеально, у каждого бывают ошибки и недочеты.
Физические недостатки. Возможно, ребенок имеет физическое или психологическое отклонение (косоглазие, близорукость, заикание или другая несхожесть с одноклассниками), тогда его нежелание идти в школу может перерасти в фобию. Необходимо научить его спокойно реагировать на насмешки или укрепить его веру в собственную уникальность.
Виды школьных страхов
С учебным заведением может быть связано большое количество тревог. Дошкольники, которые уже в шесть лет идут учиться, склонны к переживанию разлуки с родителями.
Особенно ярко это проявляется у тех, кого взрослые гиперопекают. Таким детям тяжело дается переживание разлуки даже на полдня. Часто они отличаются впечатлительностью и красочно представляют себе картины, как их бросили. Школу такой ребенок будет воспринимать как помеху, поэтому будет стараться избегать ее. В психологии выделяют еще один популярный вид страха – это нежелание контактировать с одноклассниками.
Подобные проблемы могут возникать по массе причин. Например, сверстники негативно реагируют на ребенка и высмеивают его. У некоторых детей наблюдаются нарушения коммуникативной сферы. Они не понимают, как вести себя в коллективе и что нельзя делать.
Важно! Страх может быть связан с конкретным учителем. Он появляется из-за открытой неприязни педагога
Нежелание идти в школу иногда развивается на почве боязни публичных выступлений. В классе придется отвечать у доски или читать перед всеми стихотворение. Ребенок будет бояться быть высмеянным и униженным.
Еще один популярный вид страха – неспособность оправдать родительские ожидания. Некоторые взрослые требуют слишком многого от детей: отличных оценок, олимпиад и других достижений.
Подобное поведение родителей объясняется просто – они реализуют собственные амбиции
Иногда фобия школы может обитать глубоко внутри ребенка, он не понимает, что именно его беспокоит. Проблемы могут появляться из-за необходимости соблюдать определенный порядок дня. Ученик с высокой тревожностью будет бояться не закончить задание в срок или опоздать на урок.
Поведение родителей
Удивительно, но у одних детей, при схожих ситуациях в школе, фобия развивается активно, а у других нет. Это связано со многими причинами, начиная от обстановки в доме, заканчивая личностными характеристиками. Ребенок, не имеющий поддержки в семье или пребывающий в доме, где у родителей нет гармонии в отношениях, больше склонен к развитию школьной фобии.
Особенно если ему не к кому прийти и пожаловаться, так как родители считают, что его проблемы незначительны и надуманы. Ребенок, который, остается один на один со своими проблемами, получает психологическую травму на всю жизнь, так как не имеет опыта выхода из сложившихся ситуаций.
Как только вы заметили, что ребенок, перед походом в школу жалуется на недомогание, не будьте равнодушными.
Возможно, он не симулирует, а действительно находится в состоянии сильнейшего стресса. Не игнорируйте его капризы и не ждите, что проблема пройдет сама собой. Хорошо если так и будет, но зачем рисковать? От страха перед школой можно избавиться, обратившись за помощью профессиональному психологу, который изучив ситуацию, сможет найти решение для вашего ребенка. При первых симптомах школьной фобии, обратитесь к детскому психологу, и ребенок уже в скором времени вернется в прежнее русло обучающего процесса. Помните, родитель – это не только родить ребенка, но и быть ему опорой и поддержкой на протяжении всей жизни.
Мне нравитсяНе нравится
Берегите себя и свой ресурс
Родители тоже подвергаются испытанию
Важно быть внимательным к своим чувствам, состоянию усталости, уделять время себе и думать над решением проблемы в одиночку или с близкими людьми
Зурхай
Пятница, 09 октября
22-й лунный день с элементом Гора. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; проводить обряд «даллга абаха», постигать науку, изучать астрологию, лечить болезни, проводить операцию, регистрировать брак, надевать новые украшения, одежду, приглашать в гости друзей, заказывать «табан харюулга». Отправляться в дорогу – к успеху, исполнится все задуманное. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; Приводить невестку, отдавать в невесты, а также проводить похороны и поминки. Стрижка волос – к удаче, к приятным находкам.
Суббота, 10 октября
23-й лунный день с элементом Дерево. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; делать добрые дела, почитать 3 Драгоценности, приглашать в гости друзей, заказывать «сагаан шүхэртэ», для дел, связанных с деревом и землей, Отправляться в дорогу – исполнится все задуманное. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, копать колодец, бурить скважину на воду, устраиваться на работу, нанимать работников, покупать скот. Стрижка волос – к находке, к повышению по службе.
Воскресенье, 11 октября
24-й лунный день с элементом Ветер. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона; покупать новые вещи, почитать и просить Бога богатства – Намсарай, ставить закваску, проводить обряд «жабтуй», брать деньги в долг, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников. Неблагоприятный день, чтобы освящать статуи и изображения Будд, Бодхисатв, Сахюусанов. Отправляться в дорогу – к разочарованию, задуманное не получится. Стрижка волос – к проблемам со здоровьем.
Что делать, чтобы ребенок был счастлив в школе?
Стоп!
Давайте остановимся и не будем паниковать. Интуитивно родитель понимает, что школа для ребенка становится своеобразным домом и начинает выполнять функции «родителя», другими словами, забирает власть над ребенком. Конечно, такое понимание нуждается в анализе и коррекции поведения самого родителя. Тем не менее, родитель должен стать не врагом своим детям, а товарищем, союзником. В обратном случае, способность и интерес к познанию у ребенка затухает, возникает внутренний протест, результатом которого может быть агрессивное поведение или лживость, ребенок начинает обманывать и хитрить.
Профилактика стрессов, или как подготовить ребенка к школе
Иногда трудности возникают из-за того, что ребенок еще не созрел для школы. Единого мнения, в каком возрасте надо отправлять детей в школу, нет. Некоторые утверждают, что лучше это делать в шесть лет, когда дети наиболее восприимчивы (как это ни странно, они более успешно осваивают чтение, письмо и счет, нежели семи- и восьмилетние). Другие специалисты, напротив, считают, что раньше семи лет многие дети плохо адаптируются к новой школьной обстановке. Так или иначе, но ребенок должен переступить порог школы только тогда, когда он готов к этому психологически. Он должен быть личностно зрелым, то есть искать общения с людьми, интересоваться обществом взрослых, иметь представление о субординации и в то же время хотеть выйти во внешний мир, а не сидеть возле маминой юбки.
«Психологи, — говорит Мария Капилина, — проверяя готовность ребенка к школе, смотрят не столько на знания, сколько на личностную зрелость, в первую очередь на то, что называется произвольностью. Это способность управления собственным поведением, когда он может заниматься не только тем, что ему интересно, а тем делом, которое ему предложат. Маленьким детям свойственна повышенная отвлекаемость, или так называемое полевое поведение, когда они реагируют на событийное поле вокруг себя больше, чем на информацию, которая исходит от учителя. Вот пролетела птичка — ученик посмотрел в окно, а не на доску, где-то музыка заиграла — он уже все забыл, ее слушает, кто-то из товарищей обернулся, зашушукал — он вступил с ним в разговор..
Ребенок, который пошел в школу, должен быть способен удерживать внимание, запоминать, и не только то, что ему крайне интересно, а ту информацию, что исходит от учителя».
Произвольность формируется длительно, где-то с трех лет, и развивается не столько систематическими учебными занятиями, сколько в игре и общении. Когда мама читает своему ребенку книжки, рассказывает что-то, то постепенно приучает его не отвлекаясь слушать взрослого и осмысливать происходящее
Хорошо время от времени просить ребенка тоже что-то рассказать — при этом он учится выражать свои мысли, правильно формулировать ответ. Полезны словесные игры, когда ему предлагают называть предметы, их цвета, форму, размеры и сравнивать их
Необходимо обращать внимание на происходящую жизнь — смену времен года, суток, изменение цветов, знакомить его с миром растений и животных…
Очень важно, чтобы игры, в которые играет ребенок, развивали его не только умственно, но и физически, ведь слабому и болезненному ученику трудно высидеть за партой необходимое количество занятий.
И последнее: рассказывая дома о школе и о будущей учительнице, надо строить образ не Бабы Яги, а доброго, отзывчивого друга
Как избавиться, перестать бояться школы
Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.
Помощь психолога
В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.
Арт-терапия
Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника. А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов. Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.
Это важно! Методы арт-терапии (рисование, лепка, пение, танцы, театр) рекомендуется использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. При работе с подростками лучше использовать беседу и когнитивно-поведенческую психотерапию.
Когнитивно-поведенческая терапия
Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:
- Что произойдет, если ты пойдешь в школу?
- Почему ты боишься одноклассников?
- Что будет, если ты плохо подготовишься к урокам?
- Что будет, если ты получишь плохую оценку?
- Кто сказал тебе, или с чего ты решил, что школа – опасное место?
- Почему ты беспокоишься за родителей, пока находишься в школе?
Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.
Примеры домашних заданий:
- познакомиться на неделе с двумя сверстниками;
- самостоятельно подготовиться к урокам и получить пять баллов;
- сделать что-либо, чтобы заслужить уважение одноклассников;
- поучаствовать в школьном мероприятии;
- придумать вместе с родителями позитивный утренний ритуал.
Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.
Помощь родителей
В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.
Что еще должны сделать родители:
Расскажите ребенку о преимуществах школы, о важности образования. Вспомните свои школьные годы, расскажите о том, как вы весело проводили время со сверстниками, какой предмет вам нравился
Но не забудьте рассказать и о трудностях, о своем опыте их преодоления. Скажите, что вы всегда готовы помочь.
Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка
Притом говорите не только об успеваемости, но и об отношениях в стенах школы.
Отвечайте на все вопросы ребенка, всегда уделяйте ему внимание.
Как родителям помочь ребенку
Универсальный совет, который могут использовать родители, чтобы избавить ребенка от страха перед школой – это предупреждать о новом для него событии. Понять, что событие является для него неприятным можно по сильной реакции на ситуацию. Если заметным становится сердцебиение, появляется заикание, физическое проявление реакции, это значит, что страх уже глубинный и имеет физиологическую основу. Предупреждая о предстоящем неприятном для него событии, страх не уходит. Необходимо сделать так, чтобы ребенок был готов встретиться с неприятной ситуацией, пережил это, получил поддержку и смог с этим расстаться. Существуют средства, которые помогут справиться с сильным страхом перед походом в школу, успокоить ребенка. Проблема по силам родителям, которые должны помнить об основных правилах поведения и отношении к будущему первокласснику, испытывающему страх перед школой:
- Нельзя смеяться над страхами, связанными с предстоящим или наступившим событием.
- Необходимо понять и признать страх.
- Полезно объяснить о преимуществах объекта страха и найти совместное решение.
Ребенок находится в состоянии, где фантазии и реальность переплетены. Для него восприятие мира подобно тому, как древние люди объясняли существование мира, где реальность с ее физическими законами перемешивается со страхами. Поэтому родители должны принять то, о чем говорит ребенок, не пытаться переубеждать его, спорить и тем более высмеивать мировосприятие.
Просто объяснить о физических возможностях объекта страха, в данном случае школы, будет недостаточно. Необходимо перестроиться под мир детских фантазий и совместно придумать фантастическое решение. Чтобы было легче найти его, можно визуализировать и предложить нарисовать страх. Следующим моментом угнетения страха становится трансформация. Подбирая вместе красочные цвета, добавляя другие элементы к рисунку, нужно стараться получить волшебный мир с героями, которые могут прийти на помощь, и вызвать желание у ребенка попасть туда. Сказочного героя нужно наделить всеми необходимыми навыками, которые помогут победить страх, рассказывая о нем на ночь, таким образом, создавая приятную традицию и постепенно подготавливая малыша к школе.
Помочь преодолеть страх оценки и публичных выступлений можно с помощью родительской поддержки, говоря о хороших качествах ребенка, подпитывая конкретными проявлениями этих качеств, например, акцентируя внимание на ответственном отношении к делу или склонности к взаимовыручке, внимательности, усидчивости, умении схватывать на лету. В этом случае ребенку будет легче выстраивать адекватную самооценку
Помощь профессионала
Страх, в зависимости от степени выраженности, поддается коррекции или терапии у психолога или психотерапевта. Для детей дошкольного, школьного возраста, подростков, испытывающих боязнь перед школой, применяются разные техники. У младших детей страхи порождаются активным воображением, поэтому применимы методики визуализации. Сеансы рисования, фантазирования, лепки позволяют приблизиться к страху, рассмотреть его в реальности, найти позитивные стороны. Дидаскалейнофобия у подростков корректируется с помощью игр, соревновательных методик, которые помогают проявить себя и повысить самооценку.
Детям, у которых фобия выросла из-за гиперопеки, психолог поможет осознать проблему, сформирует правильное восприятие ситуации, научит приемам, помогающим комфортно чувствовать себя вне дома.
Психотерапия в случаях, сопряженных с сильными неврозами, сочетается с назначением легких успокаивающих средств, лечебной физкультурой, физиотерапевтическими методиками.
К сожалению, данная патология обнаруживается на начальных стадиях родителями и близкими довольно редко, а отвращение к школе воспринимается как лень или капризы ребенка
Чтобы страх не развился в фобию, необходимо осуществлять профилактику явления, подготавливая ребенка к школе не только технически, но и морально, уделяя время и внимание в процессе обучения, решая трудные вопросы в доверительной беседе
При наличии явных нарушений психологического характера важно не затягивать с решением проблемы и обратиться за помощью к психологу
Ребёнок попадёт в плохую компанию
Хулиганы и двоечники кажутся подросткам крутыми, поэтому они мечтают попасть в их компанию. Родителям остаётся только надеяться, что их ребёнок не начнёт повторять за «плохими» ребятами.
Кира Макарова
Детский психолог, эксперт Profi.ru.
Если вы заметили, что ребёнок начал общаться с плохой компанией, не впадайте в панику. Обсудите с ним новых друзей, но очень аккуратно. Ни в коем случае не вступайте в конфронтацию и не говорите: «С этим дружи, с этим не дружи». Подросток такие заявления может воспринять как покушение на его личную свободу.
Выслушайте и услышьте его. Намекните, что в вашей семье ведут себя по-другому. Не используйте категоричных заявлений. Высказывайте своё мнение очень корректно, уважая своего ребёнка-подростка.
Помните: вы не должны выпадать из поля общения ребёнка: не важно, в младшей, средней или старшей школе он учится. Разговаривайте с ним и интересуйтесь его жизнью
Связь нужно строить и сохранять. В идеале необходимо наладить контакт с ребёнком и заложить в него все хорошие качества ещё до подросткового возраста. Тогда проблем вы, вероятно, даже не заметите.
Ребёнка будут травить
Одноклассники — злые, педагоги — предвзятые. Они будут гнобить ребёнка, он не сможет справиться с давлением, замкнётся в себе и будет страдать. Это скажется и на его будущей жизни: из-за заниженной самооценки он не сможет добиться успеха.
Кира Макарова
Детский психолог, эксперт Profi.ru.
Главное для любого родителя — психическое здоровье ребёнка. Если его обижают в школе, обсудите это с ним, выслушайте, узнайте, как он к этому относится. Затем сходите в школу, побеседуйте с педагогом и классным руководителем. Возможно, это поможет решить проблему.
Если нет — нужно менять школу. Ребёнку необходимы комфортные условия и окружающее пространство. Согласитесь: когда взрослому человеку не нравится работа, он же не держится за неё через силу, а уходит на новое место.
Ещё я всегда советую сходить к психологу. Каждый случай индивидуален, бывает, что причина недопонимания со сверстниками лежит в самом ребёнке. Закрывать глаза на проблему нельзя.
Детский психолог может помочь ребёнку справиться с разными задачами, например, повысить самооценку и вернуть уверенность в себе. Подобрать квалифицированного специалиста можно на Profi.ru. В профиле эксперта можно посмотреть отзывы людей, которые уже пользовались его услугами.
Многоликий синдром
Как узнать, действительно ли ваш ребенок испытывает страдания от посещения своей школы? Обратите внимание на физические симптомы: это проявления настоящей паники при посещении школы, приступы тревоги или сильные боли (чаще всего болит голова или живот). А потом оцените вербальные признаки: ребенок кричит, просит, чтобы ему разрешили остаться дома, грозит убежать, иногда даже угрожает совершить самоубийство
Наконец, он всегда находит объяснение своему страху школы («учителя не любят меня», «другие ученики плохо ко мне относятся»). В большинстве случаев симптомы исчезают в дни без школы, например в выходные дни, особенно во время школьных каникул.
Более 200 любителей Porsche посетили кинотеатр под открытым небом в Мадриде
Больше начинок — больше спиралей: простой рецепт из слоёного теста
Камень для пиццы нельзя мыть с водой и мылом, потому что он особенный
Школьная фобия
Современное общество выдвигает серьезные требования к людям. Они должны легко обучаться и обладать гибким мышлением. Поэтому детей сразу приучают воспринимать большие потоки информации. Искусственно насаждается необходимость успеха.
Взрослые не всегда знают, как называется боязнь школы по-научному. Для этого психологи используют специальный термин – сколинофобия.
Далеко не каждый страх является патологическим и требующим помощи специалистов. Боязнь школы может быть связана с разными моментами: конфликтами со сверстниками, плохими отметками, злыми учителями и т.п.
Часто подобное нарушение протекает незаметно. Ребенок отказывается ходить в образовательное учреждение, но родители принимают это за обычную лень. Со временем у него могут развиваться психосоматика и депрессия, которая приведет к серьезным последствиям.
Иногда родители ошибочно считают, что патология должна проявляться во всех сферах жизни. В случае с фобиями это не работает. Стоит человеку перестать контактировать с объектом страха, как у него сразу улучшается самочувствие, и он способен все выполнять.
Боязнь ходить в школу не всегда развивается сразу с начальных классов. Иногда такое нарушение появляется у подростков. Взрослые принимают расстройство за капризы и проявление упрямства.
На самом деле сколинофобия может иметь серьезные последствия как для психического, так и для физического здоровья.
Профилактика дидаскалейнофобии
Тревожно-фобические расстройства поддаются лечению, но подобные неврозы не проходят для человека бесследно и всё равно вызывают ряд изменений в его поведенческих привычках. Поэтому лучше предотвращать невротические расстройства на ранних стадиях.
Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам. Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке. Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.
Таким образом, самая лучшая профилактика детского невроза – это доверительные беседы с ребенком, внимание, психологическая поддержка и хороший микроклимат в семье. ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз
ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.
fobiya.info
Симптомы детской тревожности
Хотя негативный настрой перед школой после каникул может показаться естественным явлением, игнорировать нестандартное поведение детей не стоит.
Обратимся к симптомам детской тревожности:
-
раздражительность;
-
неуверенность в себе;
-
проблемы с концентрацией внимания;
-
вспышки гнева;
-
плаксивость;
-
беспокойный сон;
-
непроизвольное мочеиспускание во сне;
-
частые кошмарные сны.
В чистом виде тревога — это естественная составляющая взросления и может быть полезна. Она предупреждает нас о потенциальных рисках в окружающей среде, поэтому прежде чем совершить прыжок, человек проверяет куда он приземлится. Тревога заставляет нас держаться рядом с теми, кто сможет защитить.
К сожалению, иногда сигналы мозга начинают работать неправильно и вызывают тревогу в обыденных ситуациях.
Как избегание усиливает тревогу
Примитивные инстинкты убеждают людей убегать от угрозы. Бегство — неплохая идея, особенно если в качестве угрозы выступает горящее здание, небезопасная пивная вечеринка или агрессивный прохожий. Но зачастую в бегстве нет ничего хорошего, потому что, согласно принципу теоретической психологии, избегание лишь усиливает тревогу.
Избегание не просто раздувает тревогу. В первую очередь уклонение от угрозы вызывает приятные чувства. Фактически избегание работает как удивительно мощное и быстродействующее лекарство. Джейми стало лучше, когда она просто подумала о том, что отец спасет ее от теста по химии.
Но краткосрочное облегчение, которое принесет избегание теста, вскоре уступит место страхам о предстоящих контрольных. К тому же уклонение от наших страхов не дает нам осознать, насколько они раздуты. Если бы Джейми нашла способ пропустить тест, она лишила бы себя возможности понять, что в нем нет ничего страшного.
На самом деле, если человек постоянно избегает источника своего страха, у него может развиться полноценная фобия. Представьте себе девушку (назовем ее Джоан), которая боится собак. Вот Джоан идет по улице, видит собаку на своем пути, и ее охватывает такой ужас, что она переходит на другую сторону. Ей становится лучше, и теперь она всегда переходит на другую сторону улицы, как только замечает собаку. Но из-за этого у Джоан никогда не будет возможности встретить дружелюбную собаку. Она будет избегать всех собак, потому что знает, что ей спокойнее на душе, когда она держится от них подальше.
Психологи знают, как справиться с фобиями. Применяя их знания на практике, девушки вроде Джоан смогут преодолеть свои раздутые тревоги. Чтобы избавиться от страха, нельзя в страхе отступать.
Как мы помогли бы Джоан избавиться от фобии собак? Это довольно просто. Мы научили бы ее базовым техникам релаксации и обсудили, как ей подойти к собаке, не впадая при этом в панику. С помощью приема, который называется постепенной экспозицией, мы помогли бы Джоан наладить контакт с собаками.
Для начала она просто смотрела бы на фотографии собак, применяя при этом техники контролируемого дыхания. Затем мы попросили бы Джоан встать на расстоянии ста метров от собаки, а затем подводили бы собаку все ближе. Со временем Джоан полюбила бы собак или, по крайней мере, начала бы спокойно относиться к ним.